поэзия http://www.lib.ru/POEEAST/egipet_poes.txt 1 О Брат мой! Желанья твои Предугаданы мной. Забота у сердца одна. Чтоб милый меня возлюбил. Я вышла на промысел птичий. В руке у меня западня, В другой - птицеловная сеть И острого дротика древко. Из Пунта в Египет летят Пернатые, чье оперенье Пропитано миррой. В приманку Впивается первая птица. Душистыми смолами Пунта Наполнены когти у ней. На волю отпустим ее, Чтоб остаться вдвоем! Прощальный услышал ты крик Прекрасной моей, умащенной бальзамом, Когда я силки расставляла, И были мы вместе. Несказанная радость - К любимому выйти на луг! 2 Дикий гусь кричит Жалобно в силках. Бьюсь в плену любовном, Словно в западне. Дичи не поймав, Как я без добычи К матери вернусь? Что отвечу ей? Я сетей не ставила сегодня! Я сама в сетях его любви. 3 Дикий гусь кружит И ныряет в заводь. Вьется птичья стая. Что мне до нее, Если я поглощена любовью? В одиночестве - и то Не нарадуюсь любви! Сердце у меня в ладу с твоим. Красота моя с твоей поспорит. 4 От милого я вышла, И сердце замирает При мысли о его любви. И яства сладкие - Мне соли солоней И вина сладкие - Гусиной желчи горше. Лишь поцелуй его Живителен для сердца. Что я нашла, Амон, Мне сохрани навеки! 5 Как бы я желала, мой прекрасный, Стать твоей заботливой хозяйкой, Чтоб рука моя в руке твоей лежала, Чтоб любовь моя была тебе отрадой. К сердцу своему - в твоей груди! - Я взмолилась: "Дай сегодня ночью Мне в мужья того, кого люблю! Без него - что ложе, что гробница". Ты - само здоровье, жизнь сама! Ты живешь - о, счастье! Ты здоров - о, радость Для души, стремящейся к тебе! 6 Ласточки я слышу голос: "Брезжит свет, пора в дорогу!" Птица, не сердись, Не брани меня! Милый у себя в опочивальне. Радуется сердце. Говорю я другу: "Не уйду!" И рука моя -- в его руке. Для прогулок выбираем оба Уголок уединенный сада. Стала я счастливейшей из женщин. Сердца моего не ранит милый. 7 К воротам обратив лицо, - Вот-вот придет любимый! - С дороги ие спускаю глаз И каждый звук ловлю. Любовь - моя забота. Мое занятье - ждать. Любви - и только ей! - Я сердцем откликаюсь. Послал бы скорохода, Чтоб вестник быстроногий Мне без обиняков Сказал про твой обман! Признайся, ты завел другую! Она тебя прельщает. Возможно ль кознями своими Ей вытеснить меня? 8 Мне вспомнилась твоя любовь! Кудрей заплетена лишь половина: Стремглав бегу тебя искать, Пренебрегая гребнем и прической. О, если ты не разлюбил и ждешь - Я косы живо заплету, Готова буду вмиг! x x x
Прошу прощения за оффтоп, но чувство справедливости взывает к сатисфакции: схожие ощущения у меня вызывают описания государств типа того что было у Ашоки или у буддийских царей-монахов из Вьетнама. Или современный Бутан. Или определённые периоды из истории Китая. Там тоже некие светлые архетипические слои просвечивают, но, конечно, с поправками на эпоху, культуру и прочее. А ещё интуиция рисует в какой-то древности в районе междуречья может быть некие протогосударства-города, в основе которых был не уицраорный и не макроорговский архетип, а некий другой, ещё более демонический. Весь город был построен вокруг капища и вся жизнь этого города подчинялся культу, практикуемому в этом капище. Так что разнообразие вырисовывается довольно значительное.
ну вообще говоря это можно сказать о любом месопотамском городе ) А какие интересно ощущения у тебя вызывает божий народ ведомый Моисеем и Навином ? ) мы как раз подошли к этому интересному моменту )
В эпоху Нового царства Египет несомненно лидирующая мировая цивилизация. В 14 в. до н.э. (18 династия) египетское искусство достигает своего пика (и даже пожалуй некоторого декаданса), в 13 вв до н.э. пика достигает Египетская империя. В кон. 13 в. начинается жёсткий политический кризис (это была эпоха общемирового кризиса бронзового века). В Египет вторгаются народы моря, серьёзные проблемы возникают с ливийцами, нубийцами, семитами. Все внешние владения были потеряны. Именно этот момент считается наиболее вероятным временем легендарного Исхода. Причём египетская версия событий коренным образом отличается от еврейской (еврейская, кстати, была составлена тоже не по горячим следам, она отражает географические и политические реалии 7 в. до н.э. не раньше) .
Версия Манефона (в изложении Иосифа Флавия) (228) Этот Манефон, пообещавший ради составления египетской истории переводить священные письмена, начал с утверждения, что многотысячные толпы наших предков пришли в Египет и покорили местное население; затем он сам признал, что позже они были снова изгнаны, захватили нынешнюю Иудею и, основав город Гиеросолимы, построили Храм. До сих пор он действительно следовал письменным свидетельствам. (229) А потом, заявив, что будет сообщать предания и вообще то, что рассказывают об иудеях, позволил себе, чтобы смешать нас с толпой египетских прокаженных и тех, кто из-за других недугов были, по его словам, приговорены к изгнанию из Египта, включить также недостоверные истории. (230) Упомянув царя Аменофиса, имя вымышленное, отчего он и не решился определить время его правления, хотя годы царствования других царей указывает точно, Манефон связывает с ним какие-то баснословные сказания, очевидно, позабыв, что, согласно его собственному рассказу, исход пастухов в Гиеросолимы произошел на пятьсот восемнадцать лет раньше. (231) Ведь это Тетмосис был царем, когда они ушли; и по его собственному счету, триста девяносто три года занимает правление царей, помещаемых между ним и братьями Сетосом и Гермеем, один из которых, Сетос, получил, по его словам, имя Египет, а другой, Гермей, — имя Данай. После изгнания последнего Сетос правил пятьдесят девять лет, а следом его старший сын Рампсес — шестьдесят шесть лет. (232) И вот, признав сперва, что столько лет прошло с тех пор, как наши предки оставили Египет, он присочинил потом этого вставного царя Аменофиса и говорит, будто тот, подобно Ору, одному из своих царственных предшественников, пожелал созерцать богов. Он сообщил об этом желании своему соименнику Аменофису, сыну Пааписа, которого за мудрость и дар предвидения считали причастным божественной природе. (233) Этот соименник сказал ему, что он сможет узреть богов, если полностью очистит страну от прокаженных и других грязных людей. (234) Обрадованный царь велел собрать по Египту всех увечных — их оказалось восемьдесят тысяч — (235) и бросил их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы они там работали, но не смешивались с другими египтянами. По его словам, среди них было даже несколько ученых жрецов, зараженных проказой. (236) Однако этот Аменофис, мудрец и прорицатель, из страха перед гневом богов, который обрушится на него и царя, когда откроется совершенное насилие, присовокупил к сказанному пророчество о каких-то людях, которые, взявши "грязных" в союзники, на тринадцать лет завладеют Египтом. Он не посмел сказать этого царю, оставил ему подробное письмо и покончил с собой. Царь впал в уныние. (237) Затем он пишет, дословно, следующее: "Они уже много времени страдали в каменоломнях, когда царь уступил просьбам выделить им как кров и пристанище оставленный в те времена пастухами город Аварис. Согласно священному преданию, этот город был посвящен Тифону. (238) Придя туда, они получили место для подготовки восстания и поставили своим предводителем некоего жреца из Гелиополя, по имени Осарсиф, и дали клятву подчиняться ему во всем. (239) Первый же закон, который он дал им, предписывал не поклоняться богам и не воздерживаться ни от каких особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними одной клятвой. (240) Составив много других законов, которые, подобно этим, были крайне враждебны египетским обычаям, он приказал всем сообща возводить оборонительную стену и готовиться к войне с царем Аменофисом. (241) Сам же, взяв с собою и других жрецов, и таких же оскверненных, отправил посольство к пастухам, изгнанным Тетмосисом в город, называемый Гиеросолимы. Рассказав о том, каким унижениям подвергся он сам и все остальные, он стал уговаривать пойти вместе войной на Египет. (242) Он обещал отвести их сначала в Аварис, на родину предков, и, не скупясь, снабдить продовольствием все эти толпы, а когда будет нужно — сражаться на их стороне и без усилий отдать им страну во владенье. (243) Вне себя от радости, все они — до двухсот тысяч воинов — с готовностью двинулись в путь и скоро пришли в Аварис. Аменофис, царь Египта, лишь только узнал об их вторжении, пришел в полное замешательство, ведь это напомнило ему о предсказании Аменофиса, сына Пааписа. (244) Первым делом он призвал к себе египетское воинство и после совета с их предводителями приказал привести к нему священных животных, особо чтимых в храмах, и каждому из жрецов велел ненадежнее спрятать статуи богов. (245) Своего пятилетнего сына Сетоса, звавшегося также Рамессес по имени деда Рапсеса, он отправил к своему другу. А сам с отборным египетским войском, насчитывавшим около трехсот тысяч человек, переправился через <Нил> и, встретив противника, не стал вступать в бой: (246) посчитав, что здесь ему предстоит сражаться с богами, он обратился в бегство и, возвратясь в Мемфис, взял Аписа и других доставленных туда священных животных, чтобы тотчас отправиться в Эфиопию со всей своей свитой и египетским войском, ведь царь эфиопов был обязан Аменофису и должен был ему служить. (247) Радушно приняв египетского царя и поддерживая толпы его подданных всем, что только было в его земле для пропитания людей, он предоставил им города и селенья, в которых они могли прожить назначенные судьбою тринадцать лет изгнания царя из его державы. А кроме того, для охраны границы с Египтом он придал воинам царя Аменофиса эфиопское войско. (248) Так обстояли дела в Эфиопии. А солимиты, возвратившиеся вместе с "грязными" египтянами <в Египет>, обращались с людьми до такой степени безбожно, что прежнее их <т.е. гиксосов> владычество казалось золотым <веком> для тех, кто видел теперешние святотатства. (249) Они ведь не только сжигали дотла города и селенья, но не ограничась разграблением храмов и осквернением статуй богов, стали разводить с их помощью огонь, чтобы жарить почитаемых священных животных, взяв за правило принуждать жрецов и прорицателей к закланию и жертвоприношению, а потом голыми вышвыривать их вон. (250) Говорят, что жрец, создавший их государственное устройство и законы, был родом из Гелиополя и звался Осарсифом по имени Гелиопольского бога Осириса, но, перейдя к ним в род, он изменил свое имя и стал называться Моисес". (251) Вот что египтяне рассказывают о евреях, — и еще много в том же роде, что я опущу ради краткости. Манефон между тем сообщает, что после этого с несметной силою пришел из Эфиопии Аменофис и сын его Рампсес, также во главе своего войска. И оба они вступили в битву с пастухами и "грязными", одержали победу и, перебив много народу, преследовали врагов до пределов Сирии. (252) Вот что написал Манефон, и вот каковы эти его писания."
речь идёт о завоевании Египта гиксосами и их изгнании. однако семитское население оставалось в Египте и после этого события. Иосиф Флавий не прав, здесь Манефон описыват события (с Сетами и Рамсесами) как раз кон. 13 - нач. 12 в до н.э.. и речь видимо идёт о фараоне Аменмесе. эта история может быть соотнесена с фактами известными непосредственно из источников данной эпохи.
источники эти сообщают о походе фараона Меренптаха (предшественика Аменмеса) в Палестину, в результате которого среди прочего "Израиль пуст и исчезло семя его"(чуть ли не единственное упоминание Израиля в египетских документах). Возможно это альтернативная версия о результатах преследования евреев фараоном . затем следует вторжение народов моря. А потом власть в Дельте захватывает сириец Ирсу пригласивший толпы соплеменников из Сирии. Ирсу этот отличался крайним непочтением к египетским богам и грабежами населения. Видимо он и есть этот Осарсиф. Изгнать его удалось фараонам с юга , основавшими 20-ю династию.
В 11 в. Египет вступает в третий переходный период - т.е.глобальный кризис связанный с распадом страны. В период нового царства колоссальный вес приобретает жречество Амона из Фив. Ему удалось блокировать реформу Эхнатона и реформу Меренптаха (последний соответственно пытался сделать государственным культ Птаха) и собрать колоссальные владения. При 20 династии храмовые земли получили освобождение от воинской повинности. Закономерным итогом стало превращение в 11 в. б.ч. Верхнего Египта в теократическое жреческое государстве с центром в Фивах. В Нижнем Египте в 10 в. захватили власть ливийские наёмники.
В эпоху Нового царства египетская культура оказывает заметное влияние на соседей. Заметно египтизирована была финикийская культура. Но основным направление египетской культурной экспансии становится юг. Здесь , думаю, нужна небольшая географическая справка. Южная историческая граница собственно Египта это 1 порог (современный Ассуан). Область между 1 и 2 порогами называлась Нижняя Нубия (сейчас южная граница Египта это 2-й порог). Собственно, неолитическая революция в Египте ок. 6500 до н.э. началась именно с этой области, но потом она стала резко отставать. После 2800 г. следы поселений здесь исчезают и возникают снова ок. 2200 когда её заселили люди восточноафриканской расы (т.е. собственно чернокожие нубийцы). В 19 в. до н.э. Среднее царство установило на 2-м пороге южную границу. в 17 в. - в Переходный период, - видимо, она отступила на север, но в 16 в. территория была вновь включена в Египет. За 2-м порогам начиналась Верхняя Нубия. Центр её был в районе 3 порога - в Керме. здесь оседлое население было уже к 7500 г., ок. 6500 появилось земледелие. К 3000 г. существовало вождество с центром в Керме, ставшей городком. в 23 в. здесь появляются первые монументальные постройки из кирпича. Сложное вождество называлось царством Куш, второе имело центр в городке Сай. С сер. 19 в. Куш был вассалом Египта, но с 18 в. становится независимым государством от 2 до 4 порога. Керма превращается в настоящий город с населением ок. 10 000 человек, Сай было покорено. В сер. 16 в. цари Кермы совершали успешные набеги на Египет, но в кон. 16 в. Куш был завоёван и превращён в египетское наместничество. Соответственно, начинает распространяться египетская культура и культ Амона (здесь он приобрёл необычайное распространение, и именно здесь Невидимый Бог Амон получил баранью голову). Когда Новое царство рушилось ок. 1080/1070 г. египетский наместник объявил себя царём. Это царство , возможно просуществовало до кон. 10 в. Но новое кушитское царство (Эфиопия, Мероэ) возникло уже на его развалинах к 8 в. во главе с местной династией, горячо приобщившейся к египетской культуре. Столицей его была Напата у 4 порога. Египтизация была настолько активна, что по сути в 8 в. здесь возникает параллельный Египет (в провинциальном варианте). и в течение 8 в. цари Напаты подчиняют себе и собственно Египет - сначала установив контроль на фиванским храмовым царством (сажая туда дочерей в качестве верховной жрицы) и , анконец, в последней четверти 8 в. завоевав и Нижний Египет. Это т.н. эфиопская династия.
На этом третий переходный период может быть и завершился бы, если бы мир вокруг Египта не изменился радикально. так уже давно был железный век, выросли новые государства, развились новые военные и административные технологии. И пустыни Египет спасти уже не могли. В страну вторглись ассирийцы. В 671 г. эфионы были выбиты ими из Нижнего Египта, в 667-64 ассирийцы занимали даже Фивы. Под властью мировой империи, впрочем, сохранились номовые княжества.в 664 номарх Псамметих основывает 26 династию, и в 656 избавляет страну и от эфиопов и от ассирийцев. Но египтизированное кушитское царство в Нубии сохраняется (между 1 и 6 порогами).
Позднее царство. В эту эпоху можно включить и периоды когда Египет был персидской сатрапией (с египетской точки зрения находился в личной унии с Персией : 525-404 и 343-332 ). Фактически, новый порядок сложился в 7 веке. В Египте наконец (очень неуверенно ) начинается железный век. Очень медленно , но распространяются товарно-денежные отношения : количество земли находящейся в частной собственности впервые оказалось достаточно, чтобы она стала предметом купли-продажи, появилось ростовщичество и долговое рабство, появилась монета - её выпускали крупные и богатые храмы. Самым выгодным вложением было занятие жреческих должностей - чиновники и сановники наперебой старались получить и какую-нибудь должность при храме для себя или для родных. появилось наследное военное сословие (г.о. из ливийцев) - солдаты получали земельные наделы по три с четвертью га. Возможности правительства были по-прежнему огромны - достаточно вспомнить такие проекты как канал из Нила в Красное море или экспедиция вокруг Африки. В культуре царил явный застой - это была эпоха сознательной архаизации, изучения и копирования древних надписей и образцов, изучения мёртвых языков - которыми стали древне и средне-египетский. В обиход же вошла новая "демотическая" письменность - резко упростившая иероглифику. В религии царил партикуляризм , засилье традиций. На первый план вышел культ священных животных - особенно быка Аписа. Процветала астрология (именно египтяне связали с богами и приметами все дни и часы). Процветала и медицина - с центром в своеобразной академии - Доме Жизни. Всё больше появлялось иностранцев - евреев, персов. Греки и карийцы служили наёмниками, центром их стал автономный порт Навкратис - внешнеторговые ворота Египта . К египетской культуре эллины относились с почтением - как ученики.