Нубийское царство . центром долго была Напата под управление всемогущего жречества Амона. царь формально выбирался собранием воинов. в 625 г. персы установили границу по 3-му порогу, (с 4 в. по второму). Ок. 4 в. столица была перенесена в Мероэ (между 5 и 6 порогами) и в сер. 3 в. была там установлена наследственная царская власть независимая от жречества.
В мире вершилась "осевая революция". В Египте её не ощущалось. Здесь был мир остановившегося, цикличного времени. Точнее, интеллектуальная элита стремилась удержать это ощущение равномерности и вечного возвращения любой ценой. Разливы Нила, смена династий (не важно что уже страной правят иноземцы), равномерное движение звёзд по вечно повторяющемуся маршруту, священные традиции. Геродота жрецы уверяли , что смена власти извечно идёт по одному сценарию - от отца к сыну, один фараон - одно поколение.
Новая эпоха наступает в Египте в 4 в. до н.э. В 332 г. он был завоёван и включён в империю Александра. В 305 г. наместник Египта Птолемей короновался царём. Царствование Птолемеев (Лагидов) продолжалось до 30 г.до н.э. Для египтян это была просто 30-я династия фараонов. Но кое-что конечно изменилось ) Царство Лагидов это был эллинистический гибрид фараоновского Египта и нового громадного города-полиса Александрии. И Египту де факто отводилась роль колонии. Царь , администрация и войско были теперь греками. Во главе номов стояли не номархи, а стратиги. Жители Египта никаких новых прав не приобрели. Права были у граждан Александрии (и ещё пары греческих полисов). Там были законы, суды, гарантиии собственности и т.д. Это был величайший город поздней античности с интернациональным населением, греческим языком и культурой. Вторую по величине группу александрийцев после греков составляли евреи. Первоначально они не имели полных гражданских прав, но имели национальную автономию, включая примат религиозного закона над светским. Сначала их было ок. 20 % от жителей города, потом стало 40%. Ещё позднее они получили гражданство. Египтяне живущие в Александрии никакими правами не пользовались. Для того чтобы занять административный пост в Египте египтянин должен был как минимум выучить греческий и быть пожалованным александрийским гражданством. За пределами мегаполиса мир изменился слабо.там по-прежнему был "социализм". военное сословие по-прежнему получало земельные наделы (от 1 до 27 га), которое постепенно сделало наследными и проижвало на постое в домах обывателей. только солдаты теперь были г.о. греки, во всяком случае не египтяне.. храмы сохранили своё богатство и мощь. Это был костяк египетской национальной идентичности. Жрецами были аборигены. это была мощная церковь , с иерархий , штатом, возглавлялись храмы архиереями. собиравшимся на периодические синоды. Большая часть земли оставалась царской, хотя из неё выделялись "подаренные земли" новой знати (б.ч. греческой). Но эти подаренные земли нельзя было продать. И с точки зрения хозяйственного управления они оставались чатью единой гос. экономики . На всех землях и царских и не-царских действовал единый обязательный государственный посевной план. чиновники централизованно опредеялись и культуры и цены, и время сева и уборки и перевоз грузов и агротехнические приёмы. Крестьян - царские земледельцы имели статус наследных арендаторов, занятия им чиновники больше не определяли, но все указания по ведению хозяйства, семенной материал, скот для работ и т.д. они получали централизованно, вместе с плановыми указаниями о количестве продуктов которые в итоге необходимо было сдать (не зависимо от урожая), за недоимки продавали в рабство. вообще налоговая система была изощрённой и всеобъемлющей, с прямыми и косвеными налогами, которые собирали откупщины (сами находившиеся под жесточайшим контролем). Появились общины, но имели чисто фискальное назначение и были связаны круговой порукой, старосты и их помошники назначались правительством. Во время разливов как и прежде все царские земледельцы привлекались в порядке повинности к тяжёлым государственным работам. С веками гнёт (особенно корупционный ) становлся всё тяжелее, и народ массово бежал в пустыню (это называлось анахоресис).
главным богом птолемеевского Египта (общия для египтян и греков ) был Серапис (откуда он взялся неизвестно). кроме того среди греков стали популярен культ Исиды, а египетские храмы вынуждались включать в число объектов поклонения обожествлённых царей Птолемеев (обычно уже умерших).
Завоевание Египта Римом в 30 г. до н.э. первоначально мало что изменило. Египет не стал римской провинцией. Он стал личным владением императора с сохранением существующей системы (направленной на максимальное выкачивание денег - теперь они шли в Рим). Правда только за счёт сокращения птолемеевской бюрократии ситуация в экономике значительно улучшилась, эффекта хватило на полтора века), местами стало развиваться местное самоуправление. Часть храмовых земель была отчуждена и перешла латифундистам. в остальном всё осталось по-прежнему. В культуре . правда , синкретизм нарастает довольно быстро. народный язык уже очень сильно отличается от позднеегипетского - эту стадию развития языка называю коптским, элита переходит на греческий. учение египтян о загробном мире привлекает и египетских греков, но мумии с отрывками из Книги мёртвых теперь сочетаются зачастую с портретами в греческом стиле вместо погребальной маски. Хотя маски тоже бывают. Если при Птолемеях углубление египтян в архетипическую реальность совершалось в традиционной манере (тексты из Эдфу, карлсбергские папирусы), теперь, особенно со 2 века начинается синтез древнеегипетского оккультизма с еврейскими и греческими идеями. появляются египетский гностицизм и герметизм, а Александрии рождается алхимия. По сути они монотеистичны, но полны рассуждениями о духах и демонах разных уровней. Для гностицизма , например , в роли богов-архонтов от власти которых необходимо избавится , предстают египетский боги (вкупе с Богом иудеев впрочем). Египетское учение о посмертных мытарствах и суде, образ Девы, переходят в христианство. и т.д. Но вся эта литература составлялась на греческом. погребальные маски
Частью это грекоязычной культурной традиции стала и александрийская богословская школа - первая в христианстве. по гречески , видимо,говорили и отцы-пустынники. Египет начиная с загадочных терапевтов 1 в. н.э. стал родиной мистического пустынножительства (в т.ч.христианская Фиваида с 3 века). Новая мистическая антропософия во всех своих вариантах оказала мощное влияние на умы, котороому храмовая традиция противопоставить ничего не смогла.
Время реального глубочайшего перелома в истории Египта это 3-4 вв. н.э. Но конечно это был уже истог накапливающихся изменений.Уже в 1-2 вв. в результате серии драматичных событий сильно снижается присутствие и влияние в Египте евреев. (в нач. н.э. они составляли примерно 1/8 всего населения страны). В результате конфискаций при Августе заметно снижается влияние храмов. Как уже говорилось . появляется местное самоуправление , абывшие участки птолемеевских солдат становятся их собственностью. в сер. 2 в. нарастает экономический кризис и население снова всё чаще прибегает к анахоресису 9не столько в пустыню в нашем понимании сколько в болота Дельты). вспыхивают серьёзные восстания. растёт крупное землевладение (хотя странным способом - крестьяне не в силах платить налоги отдают свои участки царских земель в субаренду богачах, а сами работают на них как батраки). Откупщики разоряются. в 174 обрушивается эпидемия чумы. В этих условиях римские власти решаются на реформы - в 202 г. египетские города получили право самоуправления, в 212 г. египтяне как и остальные жители империи получили римское гражданство - т.е. были уравнены с остальными перед законом. В 223-225 гг. обрушивается новая ещё более страшная эпидемия и начинается депопуляция. В кон. 3. в. официальным языков становится латынь, а Египет полноценной провинцией (включившей затем и Киренаику). В 3 веке культурные процессы начавшиеся во 2 в. набирают полную силу. Александрия остаётся крупнейшим центром позднеантичной культуры. Но распространение христианства начает затрагивать и сельские районы. На коптский язык была переведена Библия (записана греческим письмом). Это стало началом - в нач. 4 в. было создано алфавитное коптское письмо на основе греческого. (кстати интересно, что в Нубии алфавитное письмо на основе египетских иероглифов было создано ещё во 2 в. до н.э.). Это означало глубочайший разрыв со всей предшествующей традицией. Христианизация резко ускоряется споровождается новыми конфискациями храмовых земель. Наконец в 391 г. все языческие храмы были закрыты (за исключением одного - островного - куда совершалось паломничество из Нубии - его закрыли только в нач. 6 в.). К 4-му же веку относятся и последние случаи использования иероглифов, полсе чего они были прочно забыты. Древнеегипетская цивилизация к 5 в. н.э. в Египте была мертва. Вместо неё существуют элитарная и городская грекоязычная культура и сельская и "низовая" коптоязычная.
прекращает в 4 в. фактически существование и египетский традиционный социальный строй. арендаторы становятся наследными и начинаю продавать и покупать друг у друга царские земли. несмотря на запреты широкое распространение получает патронат - когда целые деревни царских земледельцев переходят под покровительство частных лиц - крупных землевлевладельцев - которые защищают их от правиткльственных чиновников и откупщиков. В конце концов правительство сдалось и признало собственником царской земли того кто платит с неё налоги. Впрочем, в Нубии она сохранялось дольше. Но Нубия никгда не имела экономических возможностей Египта - слишком мало было плодородных земель. Полукочевое скотоводство, охота, рыболовстов значили больше, чем земледелие.. Под властью царей оставлось множество отдельных вождеств. Для государства решающее значение имела торговля с Египтом "африканскими редкостями". Кризисы в египте означали и кризисы мероиткой торговли. Ко всему прочему в 3-4 веке здесь происходит переселение народов. На север с востока переселяются воинственные племена беджа (блеммиии) . Для защиты от них римляне в 3 в.федерируют между 1 и 2 порогами племя нобатов. В 4 в. из Сахары массами переселяются в земли между 3 и 5 порогами племена нуба. С юго-вотока наступают армии молодого государства Аксум. Царство Мероэ едва отбивается, постоянно отступая. К сер. 5 в. оно потеряло все северные районы и отошло далеко на юг - к месту слияния Белого и Голубого Нила. Теперь оно стало называться Алоа. Нуба основали царство Макурра, а нобаты царство Нобатия. В 6 веке все они приняли христианство и новый алфавит (на основе коптского). Древнеегипетская культура завершила существование и здесь.
В качестве послесловия. Христианский Египет. То как исчезал Древний Египет никто не заметил. Весь 5 век бушевали христологические споры в которых население активно участвовало в качестве болельщиков. Тонкость нюансов из-за которых произошёл раскол делает этот факт удивительным. Сомневаюсь что сейчас кто-нибудь своими словами сможет объяснить различие между "нераздельна и неслиянна" и "единоприродность без слияния". Но так или иначе в итоге египетская церковь отвергла Халкидонский собор как еретический. В нач. 6в. произошло и формальное разделене египетской церкви на коптскую (монофизитскую, или как теперь говорят, миафизитскую) и греческую (халкедонитскую, то бишь, по-здешнему, православную). Т.о. христианство привело не к единению двух культур и этносов Египта, а напротив к их чёткому разделению. Если греческая культура Египта это культура византийская, то коптская отличается своеобразием, также жёстко отделяясь от древнеегипетского наследия. Новвый стиль сложился уже в 4 в. 3в. 4в. 5 в. (античная тематика по началу ещё присутствовала) 4-5 в. 4-6 вв. 4-7 в. 5-7в. 6 в.
в 616-29 гг. Египет был занят персами а в 639 /41 вошёл в состав Халифата , но до 9 века коптоязычные христиане составляли большинство населения. (история Иосифа Прекрасного) (жерттвоприношение Авраама) (Рождество) (благовещение) более поздние (17 век)
10-12 вв. в Египте правили Фатимиды, относившиеся (кроме экстравагантного Хакима) к христианам очень лояльно. и вот эти то века и происходит очень быстро параллельная исламизация и арабизация коптского населения. к концу периода христиане уже составляли меньшинство населения и многие из них в быту перешли на арабский. Процесс продолжался и дальше медленно и неуклонно. Сейчас коптский практически только богослужебный язык. В Нубии, как всегда , дело процесы шли с задержкой. Как вы помните, в 5 в. там образовалось три царства. в 6 в. туда были отправдены христианские миссии, в истоге Нобатия (север) в 543 приняла монофизитство, Макурра (центр) в 569 - халкедонитство, Алоа (юг) в 580 монофизитство. исчезают города и храмовое хозяйство, власть слабеет. в нач. 7 в Нобатия , а вер. 8 в. Алоа были присоединены к Макурре (со столицей Донгола в районе 3 порога), единое государство стало монофизитским. в сер. 10 центр смещается на юг в 12 в. возвращается обратно в Донголу. Роковую роль здесь сыграло продвижение на юг из Египта кочевых арабских мусульманских племён Бену Кануз и Бену Джилан. в 14 в. шейх Бену Кануз стал царём Нубии в Донголе и начал исламизацию страны. Нубия распадается на отдельные княжества . Последняя княжеская христианская династия была уничтожена в нач. 16 в. (вместе с остатками христианской нубийской цивилизации) новопришлыми племенами фунг.
Цивилизация христианского Египта распространяла своё влияние и дальше Нубии. В 4 в. в её сферу с принятие христианства вошла Абиссиния (ныне Эфиопия) - империя Аксум. ( епархия создана в 329 г.). Регион этот долгое время входит и культурно и языково в одно цивилизационное поле с Южной Аравией. Египет присутствовал на Красном море давно - экспедиции в страну Пунт послыло и Древнее и Среднее и Новое царство. Во времена Среднего там уже были довольно развитые струтктуры типа вождества. Египтяне в ту эпоху уже основывали базы на Красном море. При Птолемеях по африканскому побережью Красного моря протянулась уже цепь египетских колоний. Но идеологическое влияние пришло только с христианством. монастырь Дебре Дамо, 5-6 в. в сер. 5 в. в Аксум прибыли "9 преподобных" - монахов отвергших Халкидонский собор - и твёрдо установили монофизитскую доктрину. В составе копсткой церкв Эфиопская оставалась до 1959 г. Христианство удерживалось здесь , несмотря на политические перипетии. Лалиэбла, церкви 11-13вв