об оленях транспортное оленеводство появляется в нач. н.э. или чуть раньше на Саянах, у тамошних земледельцев- таштыкцев и затем у пришедших туда самодийцев. Вообще там разводили и лошадей, олень , видимо , использовался для специфически таёжных переходов. Его использовали как вьючное, а потом и как верховое животное. Через мигрирующих самодийцев оленеводство распространилось до низовий Оби и в Прибайкалье. Там (неизвестно когда) его заимствовали эвенки (лошади были только у забайкальских эвенков, для северных олень стал единственным транспортом). Эвенки иногда также доили и забивали оленей. К 9 в. оленеводство на западе дошло до саамов. следующая революция произошла. когда значительные группы самодийцев ок. 10 в. переселились в тундру. именно они изобрели оленью упряжку. Видимо, не ранее 16 в. начинается табунное оленеводство (т.е. скотоводство вместо охоты на поредевших диких оленей). Возможно первыми придумали это саамы. В 16 же веке олени появляются у юкагиров, коряков, чукчей. Наконец в 18 в. в тундре происходит массовый переход к табунному оленеводству и возникает новый кочевой мир.
1 тыс. н.э. - время нового заметного оживления в Лесу и постепенного перемещения туда центра силы. первые изменения начались уже в позднем железном веке. во 2 в. н.э. земледельцы из лесостепи продвигаются глубоко в черноморские степи - черняховская культура - это было время лидерства готов. В кон. 4 в. гунны эффектно восстановили кочевой контроль над регионом, но на черноморские степи так и остались надолго "чересполосными" - пронизанными земледельческими поселениями. С кон. 4 в. большая активность стала наблюдаться в восточноевропейских и амурских лесах - она снова оказались пригодны для широкого заселения. Туда двинулись балты от моря. тунгусы из Забайкалья, соответственно. Рождаются и бурно развиваются-расширяются славянская и мохэская культуры - обе переходят к пашеному земледелию с лошадьми, славяне изобретаю печку , в Маньчжурии появляется кан. И там и там вырастают большие сёла ( до 300 домов).
Вообще , между двумя регионами - будущей Русью и Маньчжурией (включающей Приморье и Приамурье) с точки зрения природно-климатической зонымного общего. Сопоставимы вполне и их размеры. Но в Маньчжурии, конечно, зимой холодней.
Время с 5 в. в Северной Евразии считается средними веками. Вт. пол 1 тыс. - яркое время насыщенное событиями. В Степи это эпоха великих каганатов, но за их блеском скрывается всё усиливающийся отток населения из степи в лесостепи и аграрные районы - к концу тысячелетия он становится хорошо заметен. В языковом отношении это время повсеместной тюркизации. Лесостепная и ближняя лесная зоны переживают бум - там растёт население , идёт ускоренная культурная эволюция, урбанизация , быстрый политогенез (часто при активном участии степняков). После 10 в. начинается тихая перестройка - повсюду идёт децентрализация, упрощение политических структур, в Степи земледелие и наметившаяся урбанизация снова отступают под натиском кочевого скотоводства.
Вот это изобретение! : Во всяком случае, по теплоотдаче с камином не сравнить, хотя чисто внешне последний симпатичнее выглядит.
Дунай степи Нижнего и Среднего Дуная в этот период неоднократно меняли своё население. После ухода сарматов и германцев, туда приходят славяне. С 6-по 9 в. В Паннонии существует кочевой Аварский каганат. За Низовья Дуная ведётся борьба с кочевыми (но постепенно оседающими) болгарами Потом авары исчезают, а славяне остаются. В кон.9 в. Паннонию занимают кочевые мадьяры и она становится Венгрией. Оседание и крещение мадьяр во вт. пол. 10 в. создаёт "венгерскую пробку" заткнувшую горловину Великой степи и освободившую Западную Европу от набегов кочевников. Однако Нижний Дунай (Валахия) с этого времени надолго переходят в руки кочевников (печенегов, потом половцев), с 10 (и и окончательно к 12 в.) исчезает оседло-земледельческое население по Бугу и Днестру. Днепр улучшающийся на севере климат, который сначала вызвал славянский демографический бум и расселение, затем привел к тому что северные леса стали пригодными для пашенного земледелия - расширялись ополья, луговые поймы - славяне идут на север - к Верхней Волге. С начала миграций появляются первые вождества, со с 9 в. великие вождества, проникает христианство. В кон. 10 в.складывается раннее государство - Русская земля (Киевская Русь) с центром на Среднем Днепре и христианством как официальной идеологией. В 11 в. здесь появляются настоящие города. Впрочем, довольно быстро(12 в.) Русь превращается в конфедерацию княжеств и городов-государств . В степи Русь достигает максимального расширения в 10 в. затем начинается отступление , вплоть до полного ухода в нач. 12 в. (несмотря на победы Мономаха и на последующие походы в степь). Лесостепь к югу от Киева (Поросье) была передана федерированным кочевникам - чёрным клобукам. Дон В нач. 12 в. окончательно исчезает полуоседлая аланская культура на Дону и Донце. Расцвет её приходится на 8 - нач. 9 вв. , когда строятся крепости, возникают многочисленные городки и даже настоящие города. Существует письменность. Глубокий кризис культура переживает в сер. 9 в. и в нач. 10 в. в основном завершает существование
Волга 6-10 в. время существования на Нижней Волге крупных тюркских политий (Тюркского- от него Западно-тюрского от него Хазарского каганатов) и степной урбанизации. После гибели Хазарского каганата во вт. пол. 10 в. и перехода к чисто кочевому хозяйству, сохранился однако важный центр караванной торговли - город Саксин. На Средней Волге в лесо-лесостепной зоне после миграции и перехода к оседлости тюркоязычных болгар (7-8 в.). возникает Волжская Болгария (Булгария). В нач. 10 в. она освобождается от власти Хазарии и принимает ислам. Вероятно уже относительно этого времени можно говорить о настоящих городах, а затем и о ранней государственности. Известно ок. 170 булгарских городищ. территория была не столь уж мала - южная граница была в районе Самары, восточная, возможно, достигала Урала. Обь в описываемую эпоху ,вероятно, происходит окончательное становление вождеств у угров (остяков). существует дружинная прослойка "богатырей", строятся городища, складывается эпос (ок. 10 в.). остяки расселяются от Енисея до Перми. Скотоводство процветало в отдельных районах, большая часть населения по-прежнему занималось охотой-собирательством. Лесостепи в начале периода - с 6 в.после ухода мадяр на запад. временно опустели. Иртыш с 6 в. сюда просачивается тюркское население . вероятно выходцев из племён теле. В 8 в. вероятно складывается кимакское политическое объединение (под верховной властью уйгур?). после гибели Уйгурскго каганата в 9 в. сюда идёт большой приток населения, вероятно в это время кимакский лидер начинает именоваться каганом. Хозйство было смешанным - в бассейне Иртыша развивается земледелие, в 10 в. появляются города (точнее один город и множество городков). В других районах преобладало кочевое скотоводство. Были распространены манихейство и ислам . использовалась тюркская руническая письменность. В 11 в. от каганата отделяются кочевники -кипчаки, которые затем поглотили и кимаков. кочевое скотоводство начинает преобладать, центральная власть исчезла.
Енисей предположительно в 6 в. сюда из Джунгарии переселяются тюркоязычные кочевники кыргызы (судя по европеоидному облику они были в родстве с аборигенами, а может быть это была просто эволюция местных культур, перешедших на тюркский язык и изменивший погребальные обычаи). Возникает полития (в составе империй) с кочевой элитой и оседло-земледельческим большинством населения. Летом жили в юртах, зимой в деревянных срубах. В нач. 9 в. кыргызы восстали против власти уйгур и после 20-летних войн сокрушили Уйгурский каганат. На некоторое время (9-10 в.) возник Кыргызский каганат , владеющей всей Монголией. В этот период можно говорить о ранней государственности, появляются городки, существует письменность, распространяется манихейство. В 11 в. единое государство распадается, Но кыргызские княжество продолжают контролировать верховья Енисея и Ангару. культура деградирует, письменность была утрачена. из китайского описания 841 г. Байкал В 6 веке в Прибайкалье расцветает земледельческо-скотоводческая полукочевая курумчинская культура - связанная в приходом туда тюркоязычного племени курыкан (из племён теле) Существовало племенное объединение, использовалась тюркская письменность. городища. с 11 в культура постепенно угасает, что связано с продвижением в Прибайкалье с 10 в. кочевых монгольских племён.
Амур В 6-10 вв. в Забайкалье и верховьях Амура существовала преимущественно земледельческая культура связываемая с племенами шивэй. Пахали на лошадях сохой, жили в укреплённых городищах ( до 70 домов). С 7-8 в. частично переходят к кочевому скотоводству. С 10 в. эти кочевые ранне-монгольские племена полностью сменяют земледельцев. Значительный земледельческий район существовал по среднему Амуру (периферийные варианты и в низовьях). Это была северная оконечность Маньчжурии. Населяли её южно-тунгуские земледельческие племена в лесу и кочевые прото-монгольские в леостепи. Из последних выделяются кидани. В 8-9 вв. в Южной Маньчжурии существует государство Бохай - вариант дальневосточной цивилизации, до какой то степени оно стремилось контролировать и северные районы. Здесь были города, письменность, довольно широко был распространён буддизм, проникают также манихейство и христианство. В нач. 10 в. Бохай был завоёван киданям, создавшими империю Ляо. довольно быстро она стала городской цивилизацией с официальным буддизмом. Кидани стремились контролировать и монгольские степи - строя там крепости и регулярно совершая походы на кочевников. В нач. 12 в. Ляо было сокрушено восставшими тунгусскими племенами - чжурчженями. последник создали империю Цзинь. Центр её очень быстро переместился в Китай. Туда же переводилось и население из Маньчжурии. Приамурье заметно обезлюдело. Контроль на монгольской степью стал номанальным.
Ну конечно на Руси и на Дальнем Востоке были ещё элитарная соответственно византийская православная и китайская буддийская культуры. Возможно проникали и буддисты.
Гардизи о кыргызах "Признаки славянского происхождения [еще] заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа 39. Путь к киргизам ведет из страны тугузгузов, именно из Чинанджкета в Хасан; из Хасана в Нухбек до Кемиз-арта 40 один или два месяца пути среди лугов и 5 дней по пустыне. От Кемиза до Манбек-Лу два дня идут по горам, потом приходят в лес; начинается степь, источники, место охоты, до горы, которую называют Манбек-Лу; гора высока; на ней много соболей, белок и доставляющих мускус антилоп, много деревьев и обильная охота; гора хорошо населена. После Манбек-Лу приходят к Кёгмену; по дороге встречаются пастбища, хорошие источники и много дичи; четыре дня идут по такой местности до горы Кёгмен 41. Гора высока; на ней много деревьев; дорога узка. От Кёгмена до киргизского стана 7 дней пути; дорога идет по степи и лугам, мимо приятных источников и сплетенных между собой деревьев, так что враг не может проникнуть туда; вся дорога подобна саду, до самого стана киргизов. Здесь военный лагерь киргизского хакана, главное и лучшее место [в стране]; туда ведут три дороги, по которым можно идти; кроме них, доступ отовсюду прегражден высокими горами и сплетенными между собой деревьями. Из трех дорог одна ведет к тугузгузам, на юг; другая - к кимакам и халлухам, на запад; третья - в степь; надо идти 3 месяца, пока не придешь к большому племени фури. Здесь также две дороги: одна через степь - 3 месяца пути; другая по левую сторону - 2 месяца пути; но [48] эта дорога трудна. Надо идти все время по лесам, по узкой тропинке и узкому пространству; по дороге много воды, постоянно встречаются реки, постоянно идут дожди. Кто хочет идти по этой дороге, должен запастись чем-нибудь таким, куда бы он мог класть багаж и одежду 42, вся местность на пути пропитана водой, и на землю ничего нельзя класть; надо идти позади лошади, пока не пройдешь эту болотистую местность. В этих болотах живут дикие люди, ни с кем не имеющие сношений; они не умеют говорить на чужих языках, а их языка никто не понимает. Они - [самые] дикие из людей; всё они кладут себе на спину; все их имущество заключается в звериных шкурах. Если вывести их из этих болот, они настолько смущаются, что походят на рыб, вытащенных из воды. Их луки сделаны из дерева, их одежда - из звериных шкур, их пища - мясо дичи. Их религия заключается в том, что они никогда не прикасаются к чужой одежде и имуществу. Когда они хотят сражаться, они выходят со своими семьями и имуществом и начинают битву; одержав победу над врагом, они не прикасаются к его имуществу, но все сжигают и ничего не берут с собой, кроме оружия и железа. Когда они хотят совокупиться с женщиной, они ставят ее на четвереньки, потом совокупляются. Калымом за женщин служит дичь или долина, в которой много дичи и деревьев. Если кто-нибудь из них попадает к киргизам, он не принимает пищи; завидя кого-нибудь из своих друзей, он убегает и исчезает. Мертвых они уносят на горы и вешают на деревья, пока труп не разложится. Из страны киргизов привозят мускус, меха и рог хуту 43. Киргизы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь - самая чистая вещь; все, что попадает в огонь, очищается: [так и] мертвого огонь очищает от грязи и грехов». Некоторые из киргизов поклоняются корове, другие - ветру, третьи -ежу, четвертые - сороке, пятые - соколу, шестые - красивым деревьям. Среди них есть люди, которых называют фагинунами (?); каждый год они приходят в определенный день, приводят всех музыкантов и приготовляют все для веселого пира. Когда музыканты начинают играть, фагинун лишается сознания; после этого его спрашивают обо всем, что произойдет в том году: о нужде и изобилии, о дожде и засухе, о страхе и безопасности, о нашествии врагов. Все он предсказывает, и большею частью бывает так, как он сказал." О кимаках "Что касается пути к кимакам, то из Фараба идут в Янгикент 27, на пути из Янгикента в страну кимаков встречают реку, переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман(?). Дальше приходят к реке Сокук; после переправы через нее начинаются солончаки. Дальше приходят к горе Кендир-тагы 28. [Путешественник] идет все по берегу той же реки, среди зелени, травы и деревьев, до истока реки; гора высока. После этого поднимаются на гору по узкой тропинке. От горы Кендир-тагы приходят к реке Асус (?); по этой дороге в течение пяти дней на людей совсем не падает свет солнца вследствие тени деревьев, до самого берега реки Асус. Вода в реке черная; она течет с востока и доходит до [45] ворот Табаристана 29 (?). После этого приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков. По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе, как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают их; они поддаются укрощению и привыкают к людям. Иртыш - большая река, так что если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать вследствие отдаленности расстояния. Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков. Низких строений у них нет; все живут в лесах, ущельях и степях, все владеют стадами коров и баранов; верблюдов у них нет; если какой-нибудь купец приводит сюда верблюда, он не живет здесь и года: как только верблюд поест этой травы, он околевает. У них нет соли; если кто-нибудь приносит сюда один ман 30 соли, он берет за это мех горностая. Летом они питаются кобыльим молоком, которое у них называется кумысом; на зиму они заготовляют сушеное мясо, баранье, лошадиное или коровье, каждый по мере своих средств. В этой стране выпадает много снега; бывает, что толщина снежного покрова в степи достигает высоты копья 31. Зимой они уводят лошадей в отдаленную страну 32, в место ?к-таг 33; под землей у них есть водоемы, сделанные из дерева, на зимнее время; когда выпадает много снега, их лошади пьют в зимние месяцы эту воду, так как снег не позволяет им дойти до водопоя. Предметы охоты кимаков - соболи и горностаи; их начальник носит титул Бамал-Пейгу (или Ямал-Пейгу)." Идриси о кимаках "Скажем, что царь кимаков — один из великих царей по своей мощи и один из славных по своим достоинствам. Кимаки — народ большой, многочисленный, они — маги, поклоняются огню. Среди них есть зиндики [манихеи]. Их жилища находятся среди зарослей и густых лесов. Передвигаются, сменяяя пастбища. Между Таразом и местопребыванием царя кимаков 81 день пути через пустыни и страну тюрков-карлуков 8. Страна кимаков — самая обширная, наиболее плодородная и возделанная. Кимаки граничат с токуз-гузами на юге, с карлуками — на западе и юге, где примыкает Тибет, а также с морем Мрака на востоке. В этом море есть населенные острова, и купцы добираются к ним по воде, переходя ее вброд на животных. Купцы ночуют на деревьях, а своих животных, привязанных к стволам деревьев, оставляют в воде. /719/ Городов у кимакских царей шестнадцать. К ним относятся Астур, Наджа, Бурах, Сисан, Манан, Мастанах, город царя, именуемый Хаканом, Банджар, Дахлан, Ханауш. Дорога от Банджара до города Хакана выходит в направлении на восток. От Банджара до города Астур 6 переходов через пустыни и необитаемые земли. Город Астур, населенный тюрками, с простирающимися посевами, обильной водой; их зерновые продукты — пшеница и рис. В нем есть железные рудники. Из железа тамошние мастера делают изделия необычайной красоты. Астур находится на реке Гамаш, его жители храбры, решительны и осторожны, поэтому они всегда настороже и сильно вооружены. Все жители Астура из-за воздуха и воды самые смелые из тюрков духом, самые решительные, самые заботливые в охране границ и самые предприимчивые. У своих царей они пользуются уважением и почетом. Они имеют обширные богатства и мощь. От города Астура до Сисана 12 дней в восточном направлении по суше, а потом по реке меньше этого. Город царя Хакан — значительный город, окруженный укрепленной стеной, с железными воротами. У царя в городе имеется значительная охрана, войско и снаряжение. Тюркские цари опасаются власти хакана, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они уже знали это и испытали от него подобные действия. Хакан — великий царь, ему издавна наследует только тот, кто из царской семьи. Царь кимаков носит одежду, шитую золотом и золотую корону, /720/ появляется перед подданными четыре раза в год. У хакана есть хаджиб, везиры, справедливое [18] благополучное государство. Население государства любит хакана за его благодеяния, заботу об их делах и защиту их от врагов. У этого царя есть замки, величественные строения и приятные места увеселения. Вместе с тем хакан отличается великодушием и благородным нравом. Население столицы не знает ни забот, ни нужды, не говорят зря, не испытывают бед. У них самые плодородные и возделанные земли в стране, самые лучшие средства к жизни, расходы их самые многочисленные и они — самые предприимчивые. Только знатные люди носят одежду из красного и желтого шелка. Вода пересекает их улицы, базары, храмы и большинство их домов. Кимаки исповедуют сабейскую религию, поклоняются солнцу и ангелам. От столицы — города Хакан до города Мастанах 4 дня пути по суше в северном направлении, а вниз по реке — расстояние меньше этого. Город Мастанах, как рассказывают, раньше был резиденцией царя. Из Мастанаха центр государства переместился в другой город, который является поныне столицей. От этого города — столицы до окружающего моря расстояние в несколько дней. Группа этих городов, о которых мы упоминали и закончили описание, располагается на реке Гамаш. Гамаш — большая река, которая вытекает из горы Банджар и течет в восточном направлении до города Астура, расположенного к югу от реки, которая течет вниз, пока не достигает города Сисан. Сисан расположен к северу от реки. От города Сисана река течет до столицы, которая находится к югу от нее. От столицы река поворачивает, направляясь на север до города Мастанах. Мастанах расположен на западном берегу реки. От этого города река поворачивает на восток и впадает в море /721/ В реке много рыбы и большой, и малой. Как рассказывает автор «Книги о чудесах», в реке водится рыба санджа, из которой индийские и китайские врачи получают яд, убивающий в одно мгновение. Нет яда более действенного и более быстро вызывающего смерть. Яд этой рыбы находится в ее желчи. Он не изменяется и не теряет своего действия в течение сорока лет. В эту реку [Гамаш] впадает множество других рек, которые увеличивают уровень воды и убыстряют ее течение. Берега реки покрыты густой чащей и лесом. Большую часть деревьев составляют кр.к.хар, о которой упомянул Абу ибн Вахшийа в своей книге, в которой рассказывает, что корни кр.к.хар обладают свойством излечивать мгновенно от яда. От города столицы Хакан до Фавараг 4 перехода в юго-западном направлении. От города Астур [направляются] до города Наджа маленького города, который расположен на неприступной горе. [19] Никто никоим образом не поднимется на вершину горы просто так, без причины. Там находятся богатства и склады царя, охраняемые сторожами и хранителями, поставленными царем. По всей береговой линии Кимакского моря во время шторма, когда вздымаются волны, появляется золото. Тюрки, живущие по соседству с побережьем, устремляются на поиски золота в точно известные места и извлекают из них золото. По обычаю золото собирают и моют в воде, промывая его, затем смешивают крупицы с ртутью и сплавляют смесь в коровьем помете. И таким путем собирают значительное количество золота. Царь берет от них обязательную долю и покупает из оставшейся большую часть. То, что остается из этого, купцы сбывают в этой стране. В этой стране водится в большом количестве мускусное животное. Однако тибетский мускус лучше, чем прочий мускус индийский и китайский. Во всех этих землях встречаются скопления воды, образованные потоками дождя. Там есть возделанные пашни, дающие большой урожай. Кочевые тюрки пасут свои стада, переходя с места на место, как это делают арабы и берберы. Они уделяют внимание разведению верблюдов и лошадей. Все тюрки едят мясо лошади и предпочитают его остальному мясу — говядине, баранине и др. Они питаются рисом, мясом и рыбой, а вина у них мало. Их женщины красивы, они выносливее мужчин и более предприимчивы в добывании необходимого в силу их энергичной натуры и горделивого характера. Жир они употребляют вместо растительного масла и для освещения в светильниках используют сало. Молока, масла, меда, рыбы много у них. Монеты у кимаков медные, одежда короткополая. В стране кимаков часто идут дожди и часты сильные ветры. Снег в горах страны кимаков лежит постоянно зимой и летом."
ни по каким , он приводит генетическую легенду, о том как они произошли от некого славянина. скорее легенда произошла от внешности кыргызов (рыжие волосы-голубые глаза) , а не наоборот
Эпоха монгольских завоеваний в 13 в. стала завершающим аккордом, начавшегося с нач. 2 тыс.-я наступления Степи. Весь степной и упомянутый выше лесной пояс вошёл в состав Монгольской империи. В основном было введено прямое, но для Руси косвенное управление. Однако все её лесостепные районы были непосредственно включены в состав кочевых улусов. 14 век время урбанизации и развития земледелия в Степи по инициативе Чингисидов, к нач. 15 в. этот процесс был жёстко прерван политическими катаклизмами. Вообще в это время бурные политические события, эпидемии и климатические изменения накладывались друг на друга так, что не всегда можно проследить причинно-следственные связи. Так 14 век время начавшегося похолодания, это несомненно было причиной многих кризисных явлений в лесной зоне. Мы видим здесь частичную дезурбанизацию, смену модели хозяйствования - снова главной формой становится подсчно-огневое земледелия. Причём деградация в Маньчжурии была значительно более глубокая , чем на Руси - здесь к 15 в. полностью исчезли города, элитарная культура и произошёл возврат к вождествам. внешне Русь к 15 в. выглядела похоже - рассеянные по лесам крошечные деревянные городки управляемые многочисленными князьками. Но уцелела Церковь, династия , развились более-менее регулярная документация и права собственности. Было и несколько значительных городов (Псков, Новгород). Но мы видим на фоне этого похолодания и процессы противоположной направленности. Начинается "северный бум". Т.е. население активно устремилось в доселе слабо обжитые таёжные районы. не только русские на Северную Двину, но и ненцы в тундру, а якуты на Лену. Самыми населёнными районами становятся Новгородско-Псковская земля и Белоруссия. В то время как старые земледельческие лесо-лесостепные районы после распада Монгольской империи приходят в запустение. Это можно было бы объяснить разрушительными последствия завоеваний и бегством от кочевников, но то же самое происходит и в Западной Европе : на фоне малого ледникового периода бурный расцвет ганзейской торговли, колонизация Эстерботнии. К 16 в. Польша и Прибалтика становятся зерновыми житницами Европы, к 17 в. Швеция одной из первых держав. Т.е. процессы были не столь просты ) Несмотря на холод, жить на севере явно стало комфортней.
Дунай Венгрия продолжала рассматриваться кочевниками как естественное продолжение Степи. Во вт. пол. 11 в. там появляются половцы и некоторые группы переходят на венгерскую службу. В 1239 г., спасаясь от монголов, в Венгрию прибыла половецкая орда князя Котяна. Хотя сам он вскоре был убит, убежище половцам стало официальной причиной монгольского похода 1241-42 г. В 1241 г. венгерская армия была наголову разгромлена Батыем при Шайо. Вся Венгрия к востоку от Дуная была оккупирована и там введена монгольская администрация. Обещанный немцами крестовый поход не состоялся. В 42 г. монголы перешли по льду Дунай и взяв один за другим венгерские города овладели б.ч. оставшейся части страны (несколько крепостей г.о. в Словакии устояло), король бежал . Известие о смерти каана заставило Батыя покинуть Венгрию. Вскоре после этого в Венгрию отступали последние половцы не признавшие монгольской власти, - 6 орд численностью в 80 000 человек (одна из них была аланской). Они были приняты и получили возможность кочевать на опустевших землях. Их называли куны. Король женил сына на половецкой принцессе Эржбете (потом она станет королевой и регентом Венгрии). Её сын Ласло Кун сделал половцев своей опрой в борьбе с магнатами. Это не понравилось папе которой потребовал крещения половцев, их перевода на оседлость и принудительную ассимиляцию. На Венгрию был наложен интердикт и король принужден к повиновению. Половцы восстали и часть из них ушла к монголам. остальные были разбиты и формально выполнили требования. Король был вынужден сам подрывать свою опору. В 1285 г. на Венрию обрушился второй монгольский поход - Ногая и Телебуги он имел скорее характер набега. Венгры подозревали , что монголов призвал сам король. (последний к этому времени окончательно ополовечился и жил среди кунов). Так или иначе именно "венгерская пробка" (а вовсе не претендующие на это русские и поляки) спасла Европу от монголов, как затем. в 16-17 вв. спасёт её от турок и крымских татар. Что касается кунов, то они сохраняли свой язык и образ жизни до 15-16 в (половецкая знать получила дворянство и земли для расселения своих родов) . отсутствие бороды и большие усы были их отличительной особенностью. Гусары учреждённые в 15 в. тоже большей частью набирались из кунов (вообще гусарский облик и вооружение это степная ориентальная лёгкая конница. сами венгры к этому времени стали считать себя потомками гуннов и подчёркивать это в своей одежде и обычаях.
Область между Карпатами и Нижним течением Дуная именовалась Комания и была к 13 в. заселена половцами. Только в горах и ближних предгорьях жили влахи (оседлые скотоводы). В 1231 г. Комания была завоёвана Венгрией, а население официально приняло католичество. Дальнейшие события изучены слабо (я им посвятил отдельную научную статью, кому сильно интересно, могу познакомить). выводы такие: Скорее всего эта Венгерского королевства была завоёвана монголами не во время западного похода, а чуть позднее - в 1246/47 гг.. И последнее большое переселение половцев в Венгрию было именно отсюда и в связи с этими событиями. Был создан улус центром которого стал город Сакчи (Исакча) в дельте Дуная. Вего состав (как вассальное владение ) входила и Болгария (там половцы жили с кон. 12 в. , из них были некоторые болгарские цари). Система эта просуществовала примерно до 1345/51 г. Пер. пол. 14 в. это время превращения Комании в Валахию - т.е. заселения её влахами. Сама Валахия в это время оформляется как отдельное христианское княжество, во главе с Басарабом сыном Токтемира. Есть некоторые основания считать эту династию ветвью Чингисидов (Шейбанидов). К сер. 14 в. оседлое население здесь стало преобладать, а Валахия стала вассалом Венгрии.