Кочевники арабского мира

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем La Mecha, 2 дек 2012.

Метки:
  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Открыла тему, хотя знаю очень мало...
    Удивительны образ жизни, облик и обычаи людей, живущих так, словно ничего не меняется в мире...
    Википедия:
    Бедуи́ны (араб. , во множ. числе beduan — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского «эль-байда» — пустыня) — термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.
    Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке н. э. бедуины стали исповедовать христианство. В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. В XI веке бедуины вторглись на территорию Северной Африки, покоряя местное население. При этом большая часть местных жителей (берберов) была ими исламизирована.
    [​IMG]
    Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40 — 50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все Бедуины исповедуют теперь ислам, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок.



    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Вот это фото очень нравится - Мадонна Пустыни...​
     
  3. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Как может быть прекрасен человек! Туареги...

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Раос нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Парвиз Калантари - иранский литератор, художник.
    Родился в 1931 году.
    "Вечное спокойствие пустыни, застывшие в тысячелетнем молчании стены древних крепостей и мечетей, сонные, затерянные в песках селения, ютящиеся вокруг редких оазисов, лица кочевников, спокойных и гордых, как земля, на которой они живут – все это предстает перед нами с картин художника".

    Публикуется по материалам http://farhang.al-shia.ru

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 сен 2015
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Великий пустынный пояс к югу от древнего цивилизованного мира в определённой степени является историческим аналогом Великой Степи к северу от него. Тем более , что были периоды когда он тоже был степью.
    Но некоторые существенные отличия конечно есть. Условия южного пояса ещё более экстремальны. Здесь смерть постоянно стояла за плечами у каждого индивида и каждого общества. Засуха, саранча, мощная песчаная буря и племя обречено на гибель. Здесь в большей степени была развита кооперация между земледельцами оазисов и кочевниками - оазисы не создавали широкие пояса, как на границах степи, и были рассеяны по всей пустыне. Но как и в Степи особую роль играл лимес - границы земледельческого мира на севере и на юге.
    Другая особенность в том, что если Степь непрерывна , то южный пустынный пояс разрезан на три части: долина Нила отрезает гигантский массив Сахары от африканской Аравийской пустыни у Красного моря, а само это море отделяет пустыни Аравии. Непроницаемыми эти рубежи , конечно, не были, но рассматривать пустынный пояс всё же придётся по частям.
     
    plot, La Mecha и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    "Пустыня красивая..." (с)
    "Потому что где-то в ней скрываются родники..."
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    "Арабы не любят пустыню, мы любим воду и зелень. В пустыне ничего нет. Кому нужна пустота?"

    )
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Аравия

    Когда именно сложился кочевой мир Аравии пока точно сказать нельзя. Скорее всего, процесс начался в 3 тыс. до н.э. Видимо, это произошло ещё до приручения верблюда. Сначала был осёл. Финиковая пальма , которая создала мир аравийских оазисов , выращивалась в Месопотамии уже в 4 тыс. Верблюд , вероятно, был приручён во 2 тыс. до н.э. Третьим компонентом стала международная караванная торговля ладаном и другими благовониями из лесов Южной Аравии. Её подъём приходится на нач. 1 тыс. до н.э.
     
    La Mecha нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Все люди о которых достоверно известно, что они к тому времени жила в Аравии были семиты (преобладающая гаплогруппа J).
    В поле зрения источников они попадали только когда их волна выкатывалась на побережье земледельческого мира. Большие "цунами" происходили где-то раз в тысячелетие.
    Первыми были амореи , на рубеже 3-2 тыс. (21-19 вв.)до н.э. захватившие Сирию/Ирак, возможно, они же скрываются под именем гиксосов , овладевших временно Египтом (17-16 в.).
    Назывались они в действительности сутиями, их прародитель Шету(Суту) это библейский Сиф. Позднее евреи считали оседлых амореев потомками Хама, но таковыми они считали всех соседей-земледельцев. Достаточно серьёзны предположения, что и сами евреи были одной из аморейских ветвей.
    вторыми были арамеи. вышедшие из аравийских полупустынь в кон. 2 тыс. до н.э. и снова захватившие б.ч. Сирии/Ирака (11-10 в.). Одновременно началось и оседание кочевых евреев в Палестине. По библейской генеалогии это потомки брата Авраама Нахора. И амореи и арамеи создали множество небольших государств на племенной основе. Последние были захвачены ассирийцами (9-8 вв.). Но часть арамеев осталась в степях вблизи Ирака (с 10 в.) и были известны под именем халдеев. Эти халдеи уже в пер. пол. 1 тыс. активно участвовали в вавилонской политике (8 в.) и в конце -концов возглавили Ново-Вавилонское царство (7-6 в.).
    Место арамеев на границах цивилизованного мира заняли арабы(по библейской генеалогии потомки старшего сына Авраама - Измаила, изгнанного отцом вместе с матерью в пустыню.). С арабами связан уже классический (включающий все компоненты) аравийский мир.
     
    Последнее редактирование: 8 сен 2015
    La Mecha нравится это.
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Лирическое отступление. Злоключения мадианитян

    Мадианитяне - народ иногда отождествляемый с арабами - исмаилтянами, иногда считающийся произошедшим от Авраама и его третьей жены. Они кочевали, теоретически уже в кон. 2 тыс., в районе Синая и были известными торговцами-караванщиками.
    Согласно кораническому преданию, торговали они нечестно и не брезговали грабежами путников. К ним был послан пророк Шуайб (Иофор) с призывом отказаться от нехороших дел и обратится к единобожию. Проповедь не имела успеха и народ (кроме тех которые уверовали) был внезапно поражён ужасающей силой звуком от которого скончались на месте.
    Шуайб-Иофор же стал первосвященником оставшихся и тестем Мусы-Моисея, который жил у него, бежав в первый раз из Египта.
    Мадианитянином , видимо, был Валаам, направленный моавским царём проклясть евреев, но вместо этого получив откровение блигословил их: "И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты присылал ко мне: 13 «хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить»?"

    после этого у евереев случился мор, причину которого нашли в браке одного из них с мадианитянкой:
    "
    И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, 2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. 3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. 4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. 5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.

    6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. 7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, 8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. 9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.

    10 И сказал Господь Моисею, говоря: 11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; 12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, 13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых. 14 Имя убитого Израильтянина, который убит с Мадианитянкою, было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова; 15 а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.

    16 И сказал Господь Моисею, говоря: 17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их, 18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора."


    продолжение было такое:

    " И сказал Господь Моисею, говоря: 2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. 3 И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; 4 по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну. 5 И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну. 6И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги. 7 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; 8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом; 9 а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, 10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем; 11 и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота; 12 и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона. 13 И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана. 14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? 16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем; 17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; 19 и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; 20 и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей [шерсти], и все деревянные сосуды очистите. 21 И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею: 22 золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, 23 и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; 24 и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан."

    Но часть мадианитян уцелела и на этот раз. Потому что потом они ещё не раз появляются на страницах Библии.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    История с пророками пришедшими предупредить тот или иной народ и не услышанными повторяется в Коране много раз. Причём речь идёт и о библейских пророках пришедших к евреям и о других посланцах Аллаха, Библии не известных. Автором этих сюжетов Мухаммед однозначно не был, они были прекрасно известны слушателям.
    Так говорится о пророке Салихе посланном к самудянам (жившим в Араавии южнее Иордании) и о пророке Худе посланном к адитам восточного Йемена. Оба народа не послушали пророков и погибли от стихийных бедствий.
    Адиты были известны ещё знаменитым мудрецом Лукманом пережившим свой народ.

    Эта тема плавно переходит в вопрос об особенной порочности цивилизованных горожан в сравнении с бедными кочевниками (тема эта красной нитью проходит и через Библию) .
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Городский мир окружал аравийских кочевников изначально. На севере были древнейшие цивилизации Ирака-Сирии. Уже в 3 тыс. до н.э. Египтяне посещают Пунт (вероятно, Йемен или земли напротив) и налаживают торговлю, шумеры и аккадцы поддерживают регулярную связь в Дильмуном и побережьем Персидского залива (историческая область Бахрейн или Аль -Хаса), где возникают ранние цивилизации.
    В сер. 2 тыс. (видимо в результате миграции) начинает быстро развиваться цивилизация в Йемене.
    В 1 тыс. до н.э. йеменские (сабейские) колонии появляются в Африке и Хиджазе (западном побережье Аравии) где теперь проходят регулярные караванные пути. На этих путях возникают ранние оседлые арабские государства - Набатейское у границ Сирии-Палестины, южнее Лихьян ( из йеменской колонии) там же жили и самудяне. Развиваются разные варианты письменности. Регулярные контакты были и с Палестиной.

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 10 сен 2015
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    4-6 вв. н.э. это первый пик культурно-политического развития Аравии. Время возникновения арабской письменности (на основе набатейской), расцвета поэзии, довольно широкого распространения иудаизма и христианства (были и монотеисты к этим религиям не принадлежащие - ханифы). В Мекке - важном пункте Хиджаза на караванном пути из Йемена в Палестину - делается попытка создания пантеона всех арабских богов.
    Почти на всей территории складываются супервождества или ранние государства: Лахмиды у границ Ирака, Несколько сменивших друг друга династий правили арабами поселившимися в Сирии под верховенством Византии. Центральные и восточные районы временно оказались под властью династии Кинда.
    Племена основавшие эти царства были недавними выходцами из Йемена - древнего очага государственности и находились в тесной связи с правившими там Химьяритами.

    (в результате южно-арабские племена -йемениты (считающие себя особенно чистокровными, настоящими арабами) чересполосно поселились среди племён северных арабов - собственно потомков Авраама и Измаила. Соперничество этих двух групп потом продолжилось и внутри Халифата)


    В 6-7 в. эти династии пали . причиной, видимо , была новая волна аридизации климата.
    В принципе , в Аравии, как и в Степи наблюдалось колебание между вождеством и племенем как основной формой организации. Но в силу более суровых условий, чаще господствовало племя.

    с арабской поэзий 5-7 в. (г.о. 6) можно познакомиться здесь http://www.e-reading.club/bookreader.php/1035895/Arabskaya_poeziya_srednih_vekov.html

    например.
    Имрулькайс

    Я, словно девушку и светлую весну,

    Когда-то прославлял кровавую войну.

    Но ужас я познал теперь ее господства —

    О, ведьма старая, что держит всех в плену,

    Что хочет нравиться и скрыть свое уродство,

    И отвратительную прячет седину…




    Мой ум созвучьем рифм излишне перегружен,

    Их рой, как саранча, назойлив и ненужен.


    Ты гонишь саранчу, которой окружен,

    Однако кое-что возьмешь себе на ужин…


    Так камни тусклых рифм выбрасывая вон,

    Бесценных несколько я отберу жемчужин.




    Тарафа

    Я в степь ухожу на верблюде породистом,

    На быстром, поджаром, широком в груди.


    За мной мое племя отважное движется,

    Идет мой верблюд, как вожак, впереди.



    Народ мой деяньями добрыми славится,

    Коварства и зла от него и не жди.



    Он прям, но учтив и чуждается грубости,

    И если ты честен, будь гостем, приди.


    Стада бережем мы в годину голодную:

    Все сыты, и вскоре — беда позади.


    Последним поделится племя суровое,

    Где юноши — воины, старцы — вожди.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ислам (7 в.) стал конечно важнейшим рубежом аравийской истории.
    Что про него стоит сказать. Аравия этого времени жила в ощущении продолжающегося пророчества, которое для Иудеи осталось в далёком прошлом. Были пророки, были входящие в транс прорицательницы, были вдохновенные поэты (причём их вдохновение осознавалась именно как "одержимость" высшими силами. и только Мухаммед стал "печатью пророков".
    Ислам возник в племенном обществе, но был учением принципиально не племенным. Он был учением городским, но вовлечены в умму были с самого начала и горожане и кочевники и земледельцы.
    Традиционное общество явно находилось в состоянии кризиса - видимо Аравия была перенаселена за счёт предшествующих "тучных лет". Уничтожив царства, общество сняло с себя ставшую непосильной надстройку и погрузилось в междоусобные войны. Пророк направил эту энергию во вне. Экспансия ислама была масштабным выбросом населения за пределы полуострова. И так как действовали не отдельные племена ,а умма, то результатом стала глобальная империя Халифата. Так же как "выбросы" из Степи в конце концов завершились становлением Монгольской империи.
    Те кто остался в Аравии продолжали идентифицировали себя как арабов (язык стал литературным и, благодаря записи Корана, принял единую классическую форму мало подверженную изменению) и мусульман.
    Но образ жизни их изменился не сильно. И скоро "проблема кочевников" опять была для соседних земледельцев на повестке дня.
    Те кто ушли продолжали осознавать себя как арабов и мусульман, но сохраняли и племенную идентичность - что сыграло свою роль в распаде Халифата. Однако кочевым государством Халифат не был, завоеватели из людей пустыни стали людьми городов.
     
    La Mecha нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В исламский период роль древней торговли благовониями заняло обслуживание хаджа. Хадж с запада исламского мира осуществлялся древними караванными тропами Хиджаза. С востока (временами) мог осуществляться и через Персидский залив и внутреннюю Аравию. Высший контроль на священными городами с этого времени осуществляли обычно правители Египта. Но государственные институты здесь приживались плохо.
    Власть Халифата над остальной частью Аравии фактически прекратилась в кон. 9 в, когда власть в Бахрейне захватили карматы (исмаилиты). В течение примерно века они контролировали и внутренние районы полуострова. Созданная ими полития была весьма своеобразна. Сначала существовали династия, а после 977 г. полития управлялась коллегие из 6 тайных правителей и 6 заместителей. Вместо армии было племенное ополчение,налогов не было - бюджет формировался за счёт военной добычи кроме того общине принадлежало 30 000 чёрных рабов. Карматское "государство " существовало до кон. 11 в. после чего политическое устройство Аравии вернулось к вождествам и племенам.
     
    La Mecha нравится это.
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Надо сказать, что этот период - вт. пол. 10- пер. пол. 11 - был временем нового продвижения племён из Аравии. На этот раз конкретно кочевников-бедуинов.
    Ими было основано несколько княжеств. Так Хелеб в 945 г. был захвачен Хамданидами из племени Таглиб (утверждены аббасидским халифом).в 1004 г. они смещены военачальников-негром Лу-лу. но 1023 г. Хаелб снова захвачен бедуинами из племени Кила (дин Мирдасидов).
    племя Бену-Укайл обосновалось в традиционной лимитрофной зоне у сирийской и иракской границы. в руки их попало и несколько городов. В т.ч. в кон. 10 в. Мосул и Куфа. в 1079 они захватили и Халеб.
    шиитское племя Асад тоже кочевало в иракском пограничье и в 961 г. овладело крепостью Хилла (до 1162 г.)
    наконец самым масштабным было движение племён Бану Хилляль и Бану Сулайм
    Эти племена (особенно бану Хилляль) имели довольно скверную репутацию. Они участвовали в движении карматов (в том числе в разорении последними Мекки), потом переселились в Египет когда к власти там пришла исмалитская династия Фатимидов. Там они быстро вышли из под контроля и прославились грабежами.
    в 1053 г. Фатимиды выслали их из Египта , направив в Магриб, который они подвергли страшному погрому. С этого времени бедуины жили не только в Аравии.

    Эти бедуинские правители оставались фактически последними арабскими правителями за пределами Аравии. в остальных местах 10-11 в. время повсеместной утраты арабами политической власти.
     
    Последнее редактирование: 8 сен 2015
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Т.о. мы в каждом случае экспансии (амореи- гиксосы, арамеи- халдеи, арабы- бедуины) видим как бы двухфазовый ход. Следующая волна начинается в 18 в.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В промежутках между периодами экспансии, как кажется , аравийское общество возвращалось к некому базовому уровню, и период между 11 и 18 вв н.э.. возможно, не слишком отличался от периода между 6 в . до н.э. и 5 в. н.э.
    Но про первый сведений, по понятным причинам, больше.

    Общество это было устроено по кастово-племенному принципу. Главным было деление именно на племена. И даже явно кастовые группы - такие как чёрные вольноопущенники и т.д. приобретали статус особого племени.
    Размеры племён колебались от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек.
    Самый высший статус имели племена верблюдоводов. Они могли быстро перемещаться на значительные расстояния и скрываться от врага в пустыне, поэтому для других противников были неуязвимы.
    следом шли кочевники и полукочевники разводившие овец и коз, ещё ниже земледельцы оазисов и в низу лестницы стояли ремесленники, которые даже могли родниться с вольноотпущенниками.
     
    La Mecha нравится это.
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    слабые племена могли быть данниками сильных, оазисы находились под верховной властью кочевников почти всегда. знатные племена, потеряв в результате бедствий скот нередко предпочитали голодную смерть подчинению.
    все мужчины племени были воинами. набеги для захвата скота или пленных для выкупа были самым обычным делом. Кровная месть, гостеприимство и взимопомощь (в рамках рода) были основами общества. Имущественное расслоение было незначительным - главным признаком богатства была кобыла (жеребцы могли принадлежать всему племени). Хотя конечно племенная аристократия -шейхи могли владеть большими табунами верблюдов, но именно на них ложилось основной тяжестью и гостеприимство - они должны были принимать всех кто решит у них погостить, а речь шла о десятках и сотнях людей, живших за счёт шейха неделями.
    Шейх племени и военачальник выбирались из знати, но власть их держалась почти исключительно на собственном авторитете и поддержке родственников и рабов. А вот в оазисах те же самые шейхи в то же время становились реальными правителями вождеств .

    Колодцы находились в частной или родовой собственности и права на них тщательно оберегались.
     
    La Mecha и Glenn нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ислам был очень поверхностным и сочетался с языческими пережитками и развитым культом святых и святых мест.
    По окраинам Аравии (берегам морей) государственность была более развита, эти страны активно участвовали в торговле и входили периодически в мировые империи. Население там преобладало земледельческое, а среди верующих шииты и умеренные хариджиты (кроме суннитского Хиджаза, тесно связанного с Египтом).
    Центральаня Аравия кормилась от иранских паломников в Мекку. Но и в Хиджазе караваны паломников должны были платить дань местным бедуинам ("за охрану").
    Самими святыми городами правили вожди из потомков пророка ("шерифы")
     
    Последнее редактирование: 9 сен 2015
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    С 1517 г. Египет находился под властью Османской империи, соответственно , под её верховенством оказался и Хиджаз 9западное побережье Аравии). а затем также Эль Хаса (восточное побережье Аравии), и временно Йемен. Мекканский шериф (вассал турок) считался самым крутым из шейхов. Мекканские отряды совершали регулярные набеги вглубь Аравии и принуждали племена к выражению формальной покорности и уплате дани. Т.о. в той или иной степени вся Аравия находилась в сфере влияния османов. В кон. 17 в. вся эта система де факто прекратила существование. Хиджаз, Эль Хаса ,(и даже Египет, Сирия и Ирак) хотя и продолжали формально признавать власть османского султана-халифа, де факто стали совершенно самостоятельными. О походах вглубь Аравии речи уже не шло.
    Вот в этой обстановке ок. 1731/41 г. и началась воинственная проповедь Ибн Абд-аль-Ваххаба.
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Первым местом был оазис Айяна- родина проповедника, куда он вернулся из длительных странствий и занял место кади. Когда Ибн Абд-аль-Ваххаб приговорил прелюбодейку к побитию камнями и приговор был приведён в исполнение это вызвало глубокий шок во всех соседних странах. Эль Хаса пригрозила интервенцией и кади был выслан. После этого он перебрался в оазис Эд-Даръия (1745), гле нашёл полное взамопонимание с местным эмиром из династии Саудитов. Согласно преданию, именно он научил аборигенов изготовлять и использовать огнестрельное оружие - т.е. вложил в их руки оружие и материальное и духовное и поднял на новый джихад.

    В целом ваххабитское учение было салафитским, основывалось на трудах богослова 14 века ибн Таймийи и резко критически относилось к Аль Газали и его интерпретации ислама. Резко отрицались все суфийские "новшества". Запрещалась публичная музыка и танцы, зикр, табак, гашиш и, с особой яростью, почитание святых мест и могил святых.
    Главным отличие собственно учения Ибн Абд-аль-Ваххаба было то, что он приравнял мусульман следующих этим дурным обычаям к многобожникам. Каковым, с его точки зрения, был и османский халиф. К иудеям и христианам , при условии уплаты подушной подати, претензий не было, а вот шииты подлежали истреблению.
     
    Последнее редактирование: 10 сен 2015
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Экспансия пошла очень активно и привела к становлению раннего государства во главе с Саудитами.
    В 1780-е было завершено покорение Центральной Аравии (Неджда), повсеместно вводилось единое налогообложение - закят и назначались ваххабитские судьи и улемы, гробницы святых и святые места уничтожались и осквернялись. В 1790-е произошло столкновение с османскими правителями Ирака и Эль Хасы, попытавшимися обуздать новую секту. В результате Эль Хаса после подавления нескольких восстаний была завоёвана.
    В 1802 была взята разграблена и разграблена Кербела -святой город шиитов в Иракке, в 1803 г впервые занята Мекка. В 1806 шерифы были вынуждены покориться завоевателям. Мекка была "очищена" от всех "новшеств". Паломничество из Османской империи было фактически прекращено - ваххабиты считали османскую манеру паломничпть с музыкой и т.д. язычеством. Вся Аравия так или иначе признала власть нового государства, на Сирию и Ирак совершались регулярные набеги.
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Странный зигзаг. Это потому что шииты искажали истинное учение, а иудеи и христиане на искажение ислама не покушались?
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    именно ) о христианах и иудеях написано в Коране, что они люди книги. А шииты с ваххабитской позиции - многобожники , почитающие вместо Аллаха людей (Али и его потомков).
     

Поделиться этой страницей