Кочевники арабского мира

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем La Mecha, 2 дек 2012.

Метки:
  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Сахара

    11.jpg

    Sahara_satellite_hiresп.jpg

    чёрная лииня - традиционная граница Магриба
     
    La Mecha и list нравится это.
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Начало скотоводства в Сахаре относится к 5 тыс. до н.э. когда сюда двинулись со своими стадами коров, овец и коз далёкие предки берберов.
    Предполагается (очень гипотетически), что миграция могла начаться в Аравии ок. 8 тыс. до н.э., когда там началась аридзация. В 6 тыс. до н.э. аридизация охватывает аравийскую пустыню. В Сахаре ещё были для жизни условия весьма благоприятные. Скотоводство, вероятно, было полуоседлым и сочеталось с примитивным земледелием. Наряду с белыми пришельцами. жили ранее прибывшие чёрные.
    В 3 тыс. (особенно в сер.) аридизация резко усиливается и б.ч. Сахары становится полупустыней. Значительная часть чёрного населения отступает на юг. Общество становится более белым и пастушеским. Соседями оно именовалось ливийцами. В сер. 2 тыс. здесь появляются лошади и колесницы, медная металлургия. В кон. 2 тыс. вместе с прибывшими народами моря ливийцы нападают на Египет, а потом начинают служить там в наёмниках. С 10 по 8 в. эти ливийские наёмники, захватив власть, правят Египтом.

    выглядели ливийцы так

    egypt0330301.jpg
    белая кожа, татуировки, лёгкие несшитые одеяния (некоторые, видимо, обходились и без них).
    отмечались весьма лёгкие нравы (которые и в дальнейшем были характерны для берберов, в сочетании с достаточно высоким статусом женщин - в ливийской истории нередки царицы пророчицы, очень богатые дамы, наследование власти шло по женской линии (сын сестры), очень высокий статус имела мать правителя). Процветала полигамия без особых требований супружеской верности, сексуальную свободу имели и женщины (в дальнейшим среди многих племён был обычай, когда девушки зарабатывали себе приданное проституцией).
     
    La Mecha нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    внешность современных туарегов

    8.jpg

    54843654a05f9.jpeg

    Berbers01.jpg

    jmGs0cvMqPc.jpg

    туареги5.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Геродот, описывая "Ливию", выделял прибрежную населённую зону, потом дальше к югу область диких зверей, потом соляной пояс где живут самые отдалённые ливийцы, потом зону песков.
    Прибрежный пояс в 1 тыс. до н.э. был занят финикийцами Карфагенской державы. Второй (видимо тот самый звериный) населяли ливийские племена, в 3-1 вв. до н.э.здесь существуют аборигенные Нумидийское и Мавретанское царства, активно развивается земледелие, колесницы сменяются конницей. в 2-1 в до.н.э. все эти территории стали римскими.
    Ещё южнеее в поясе оазисов ("соляном") с центром в Феццане и аванспостом в Гадамесе складывается "царство" гарамантов - вероятно оседлых скотоводов. в 4 в до н.э. у них были постоянные селения, появляются элементу транссахарских связей - правда больше набегов на юг за рабами (возможно в Тибести). Важнейшим событием становится появление верблюдов во 2 в до н.э. Хотя в эту эпоху Сахара ещё была преодолима и на лошадях. Существовала письменность.
    Гараманты совершали набеги на новые римские владения. Но после 70 г н.э. наступил мир и при помощи римских специалистов Гарамантида стала быстро трансформироваться - развились настоящие города с капитальнми и удобными кирпично-каменными потройками. была создана сложная подземная ирригационная сеть и земледелие стало основным занятием, в быту было много римских вещей - в обмен из земель чёрных доставлялись рабы, слоновая кость и драгоценные камни (в Магрибе в это время свои слоны вымерли).
     
    La Mecha нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 3 в. римский Магриб после продолжительного процветания начинает вползать в кризис , выразившийся в натурализации хозяйства. Во вт. пол. 4 в.он стал ощущаться заметнее - в южных областях начались восстания ливийцев и вторжения племён из Сахары (берберов- т.е. буквально - варваров). Весь 4 в. регион сотрясает движение донатистов - радикальных христиан, отвергших коспромисс с империей.
    В нач. 5 в. Магриб был захвачен вандалами. связи прервались. в 5-6 в. на фоне усиления засух гарамантское общество быстро деградирует.Хотя в 6 в. связи восстанавливаются римляне-византийцы возвращают себе провинции (в борьбе не только с вандалами, но и с берберами). В 569 г. Гарамантида принимает христианство .
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2017
    La Mecha нравится это.
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    4 в. время когда берберы Сахары появляются на исторической арене. К этому веку относят и жизнь Тин Морфинан - прародительнице и королеве туарегов Ахаггара, по легенде пришедшей в Сахару из Марокко. Значительные подвижки населения в этот период и рост значения кочевого хозяйства в это время очевидно.
    Вероятно тогда же берберы начинают делиться на зената и зенага (санхаджа).
    Зената преимущественно оседлые племена. преобладали в поясе оазисов и южном Магрибе. испытали влияние христианства , но были склонны к разного рода радикальным протестным сектам (они продолжили эту традицию и после исламского завоевания вт.. пол . 7 в.)
    Известно что на последнюю на битву с арабскими завоевателями ок. 702 г. их вела царица-пророчица.
    Зенага (Санхаджа) это кочевники глубин Сахары, "закрывающие лицо" (т.е. в отличие от мусульман. лица у них закрывают мужчина, а не женщины). Во вт. пол. 8 в. они имели обширное "царство" (великое вождество) на территории современной Мавретании и восточнее, во главе с племенем лемтуна.
     
    La Mecha нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как было устроено (и собственно, до сих пор устроено) сахарское общество?
    В целом довольно близко аравийскому (кроме отмеченной выше существенной разнице в положении женщин - например, при разводе в Сахаре дети и большая часть имущества остаётся именно у женщины). Социум был кастово-племенным. Высшую касту составляли племена кочевников-верблюдоводов. У туарегов верблюдами владела фактически только аристократия. Среднюю касту составляли кочевники, разводившие ослов, овец и коз. Они считались клиентами верблюдоводов. Семьи элиты по очереди отправлялись на кормление в их общины и кочевали вместе с ними со своими рабами. Ещё ниже были земледельцы оазисов, среди них выделялись потомки темнокожих аборигенов. Все они считались арендаторами земель принадлежащих кочевникам и отдавали им часть урожая. Ещё более низкую касту составляли чернокожие земледельцы-вольноотпущенники, а также ремесленники (из которых кузнецы кочевали вместе с племенами хозяев) и барды.
    наконец, в самом низу находились рабы (б.ч. захваченные или купленные в земле чёрных).
    Племена обычно составляли "конфедерации" - неравноправные союзы во главе с правителем главного племени и его заместителем.
    Иногда возникали и великие вождества с центрами в городах южной Сахары . Например столицей санхаджа стал Аудогост, стремительно выросший в 10 веке. Туарегов - такой же город Такедда. Выросли они на путях расцветшей транссахарской караванной торговле золотом и солью.
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2015
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Вот это интересно.
    Здесь
    http://terraoko.com/?p=91458

    "...Любой посетитель, который посетит лагерь туарегов, будет удивлен значением женщины в палатке, если он считает, что их единственная обязанность – это готовить еду и ухаживать за детьми. На самом деле, она владеет домом и животными.
    Многие браки заканчиваются разводом среди туарегов. И когда это происходит, то за женой остаются животные и палатка. И именно она, как правило решает, что оставить мужчине.
    Женщины здесь не закрывают свои лица, например. Фотограф Генриетта Батлер была очарована туарегами, и сначала последовала за ними через пустыню в 2001 году. Фотограф Генриетта Батлер говрит: «Женщины туарегов красивы. И мужчины хотят видеть их лица».

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    list нравится это.
  9. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Как-то уж слишком роскошно. ) Или они достаточно богаты?
     
  10. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Видимо, да. Максим упоминал выше об аристократии туарегов.
    Это радует. :) :
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    девушка явно из низкой касты )
    богатства разняться. драгоценности это приданное. оно должно быть солидным.
     
  12. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Удивительная судьба.
    Здесь http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/910/

    Известный генерал, давно живший в северной столице, Карловиц фон Мердер, пригласил нового воспитателя для своих детей. Звали его Александром Трофимовским. Это был энциклопедически образованный молодой человек, владевший тремя иностранными языками, не чуждый социалистических идей, в прошлом — священник. Дети в нем души не чаяли. Жена генерала Наталья увлеклась «Сашенькой». Увлечение переросло в роман. И молодая генеральша тайком покидает дом стареющего вояки. В Швейцарию! С детьми!

    Вскоре генерал умер. Натали оформляет с Трофимовским законный брак. У нее рождаются еще двое детей. Младшую девочку называют Изабеллой.

    [​IMG]
    Детство ее прошло в Женеве, в поместье «Вилла нова», утопающем в экзотической зелени. По сути то была огромная жилая оранжерея... Может, именно здесь девочка прониклась духом дальних странствий? Но не только аромат цветков тропических лиан впитала юная Изабелла. От отца она унаследована теорию равенства полов и свободных нравов, еще в детстве отличалась гордым и независимым характером. Лет двадцати от роду девушка отправляется с семьей в Алжир, бывший тогда французской колонией, и надолго оседает в одном из приморских городов. После смерти родителей она принимает девичью фамилию матери — Эберхарт. Сестры и братья разъезжаются кто куда. Изабелла остается одна. И тут полностью раскрывается ее независимый характер. Изабелла осваивает арабский язык, обучается езде на лошадях, да не на простых, а на быстрых арабских скакунах. Она не появляется в богатых европейских салонах (в колониальном Алжире у власти фактически стояли несколько знатных белых семей). Изабелла принимает ислам и, сказав «адье» соседям и знакомым, удаляется в Богом забытый оазис Эль-Уэд.

    Да, социалистические идеи явно повлияли на мировоззрение девушки. Но в соединении с мусульманской религией они дали какие-то небывалые, особые плоды. Жизнь гордых и независимых бедуинов кажется ей прообразом идеальной жизни, Изабелла становится кочевницей. Сахарской амазонкой с миловидным русским лицом и белой кожей.

    Из дневника Изабеллы Эберхарт:
    «Теперь я одна на земле ислама, в пустыне, вдали от цивилизации, от ее лицемерных комедий, я свободна, и, мне хорошо».

    ...Дюны, желтые дюны до горизонта. Только изредка над песком и щебнем встают пыльные зеленые холмики. Это кроны пальм, и не поймешь сразу — мираж это или настоящий оазис. Кроны деревьев, прячущихся по низинам от раскаленного дыхания пустыни, настойчиво тянутся к водоносным слоям и по капле вытягивают из сухой почвы ее последнюю влагу.

    Изабелле нравится жить рядом с пальмами, на этих прохладных островках среди огнедышащей Сахары. Она всерьез увлекается литературным трудом и старательно описывает красоты местной природы и особенности жизни кочевников-бедуинов. Она одевается попеременно то в жизнерадостные белые накидки, то в суровые черные покрывала, становясь поочередно то просто европейской женщиной, бежавшей от земной суеты, то бедуином Махмудом, наравне с мужчинами кочующим под открытым небом с горстью фиников — единственной пищей на несколько дней пути.

    Из дневника Изабеллы Эберхарт:
    «Эта трудная жизнь в пустыне формирует во мне человека действия, спартанский образ жизни помогает мне выжить».

    И происходит невероятное. Закрытое сахарское сообщество, святая святых ислама, открывает двери европейской женщине! Ее часто видят верхом на арабском скакуне и за кальяном в мавританских кофейнях. Мусульманские проповедники единогласно избирают ее в полузакрытое братство Кадырийя. Тайные секты, атмосфера мистики, посвящение в секретные доктрины ислама, курящиеся благовония, зыбкая грань между реальностью и миражом...

    Тайны уединенной жизни обитателей Сахары не раскрыты до сих пор.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха исламизации.

    Итак к нач. 8 в. Магриб и ближний пояс оазисов были покорены Халифатом.
    Это совпадает с наступление "золотого века" для региона. 8 - пер. пол 11 - рассцвет земледельческого Магриба. Быстро распространяются новые технологии и культуры. урожаи в 6 раз выше европейских. до половины населения проживает в городах. Бурный рост экономики и расцвет культуры происходит на фоне довольно децентрализованной власти, т.е. феномен близкий европейскому зрелому средневековью. Многочисленные и разнообразные религиозные общины в городах управляются автономно. сельская местность контролируется владельцами замков и рыцарских дружин. всё это находится под покровительством того или иного племени зената.

    До 11 в. здесь сохранялось христианство и использовался латинский (и пунический) язык. Хотя арабизация-исламизация происходила, но арабизация характерна для элиты, а исламизация, наоборот, для нижне-средних слоёв. Арабские завоеватели составляли 6-7 % населения.
    мусульмане составляли в нач. 9 в. примерно 10% населения, в сер. 10 - 50% населения, в нач. 11 в. - 80%.
    Пользовались поддержкой в основном секты . так в Марокко власть захватили шииты - Идрисиды (789), кроме атлантического побережья, где сложилась странная берберская секта бергвата с собственным Кораном (744).. восточнее с 734/39 бушевали восстания хариджитов (поборников раннего бескомпромиссного эгалитарного ислама. представленных несколькими сектами). там возникло государство Ростемидов (761. с центром в Тахерте), позднее хариджиты были б.ч. вытеснены из Магриба у утвердились почти повсеместно в сахарских оазисах среди зената.
    В 909 нв результате движения исмаилитов возник общемагрибский халифат Фатимидов - опору его составляли кочевые берберы санхаджа. . из них позднее вышли отложившиеся от Фатимидов и вернувшиеся к суннизму динстии Зиридов (972) и Хаммадидов (1015).

    В Сахаре шло соперничество зената и санхаджа. Держава санхаджа (лемтуна) существовала во вт. пол. 8- 9 в. и распалась в 918. Во вт. пол. там очень неспешно стал распространяться ислам.(больше номинальный). В 10 в. центром был Аудогост, в нач. 11 в. его покорила Гана - царство чёрных. караванная торговля после 970 тоже стала уходить из рук санхаджа к хариджитам зената.
    Такедда, расцветшая в 10 в. как центр туарегов, оставалась в общем языческой.

    Но в сер. 11 в. ситуация изменилась.
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2015
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Здесь еще http://rec.gerodot.ru/livia/06_tuaregi_tubu.htm
    "... По своему антропологическому типу имхары являются наиболее европеоидной из всех кастовых групп туарегского народа. Они - высокие, светлокожие люди с мягковолнистыми волосами. Это указывает на сравнительно северное, средиземноморское происхождение имхаров. Считается, что на Ахаггар, на крайний север страны туарегов, предки имхаров - ахаггаров пришли более полутора тысячелетий назад из еще более северных районов (Нумидия или Гарама?).

    Благодаря принесенной из Средиземноморья или Гарамы военной технике, военной организации, разведению верблюдов, которых не было у местных племен, а также другим достижениям культуры (в том числе письму) воинственные и сравнительно цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди этих племен.

    Важную роль в процессе накопления и хранения культурной информации у имхаров играли женщины. Они знали письмо, сочиняли и пели песни под собственный аккомпанемент на однострунном инструменте амзад. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на "ахалах" - собраниях незамужних женщин вместе с молодыми людьми (такой ахал в XIX в. был, в частности, описан русским путешественником А. В. Елисеевым). Женщины имхаров, как и все туарегские женщины, не закрывают лиц, хотя и считаются мусульманками. Зато все взрослые мужчины - имхары и их вассалы - носят на лицах покрывала (тагельмуст), которые не снимают на людях. В средние века такой же обычай существовал и у санхаджа - берберов-номадов Западной Сахары, являвшейся до ее арабизации во всех отношениях продолжением страны туарегов.

    С течением времени имхары стали высшей кастой, избегавшей физического труда. Аристократизм, галантность, воинственность, максимальная подвижность, когда почти постоянно приходилось совершать длительные переходы через пустыню, любовь к верблюдам и презрение к труду, даже труду пастуха, вместе с тем утонченное восприятие поэзии, музыки, танца - вот отличительные черты образа жизни, системы ценностей и субкультуры имхаров.

    Они почти постоянно передвигались на своих верблюдах, совершая набеги, встречая торговые караваны и собирая с них дань товарами, обходя полюдьем кочевья вассальных племен (и отбирая у них "свою" долю коз и овец) и земледельческие вассальные общины, где имхары поселялись на время сбора урожая фиников и проса, чтобы отдохнуть, попировать и получить "свою" долю урожая...

    Имрады (или имгады, амгиды) - название второй в сословно-кастовой иерархии и наиболее многочисленной группы туарегского общества. В различных "конфедерациях" имрадов было в пять-восемь раз больше, чем имхаров. Антропологический тип имрадов напоминает эфиопеоидный: они более темнокожи, волнистоволосы и низкорослы, чем имхары, но отличаются и от негроидов. Главное их занятие - разведение мелкого рогатого скота. Само название "имрад" (имгад) происходит от слова "эрейд" (или "эгейд") - "козочка". И не случайно некоторые имрадские племена носят название "кель-улли" - "козьи люди". Согласно легендам, в прошлом имрады совсем не имели верблюдов, а разводили только коз, овец и ослов. Подобно имхарам, имрады группируются в племена и кланы, причем каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских. Последние платили имхарам ежегодную дань козами (в новое время также верблюдами), безвозмездно предоставляли им животных во временное пользование.

    Сходный антропологический (но не хозяйственно-культурный!) тип у харатинов (ед. ч. хартани) - оазисных мотыжных земледельцев Центральной Сахары, издавна культивирующих финиковую пальму, просо, бахчевые культуры, применяющих искусственное орошение. Харатины находились на положении крепостных. Возможно, до прихода имхаров они были в подчинении у имрадов. Своим господам-имхарам харатины платили дань в виде доли урожая фиников, проса и пр.

    Одно из низших мест в кастовой иерархии туарегов занимали икланы - негроиды, потомки чернокожих рабов, жившие отдельными семьями в кочевых общинах - имхаров и имрадов. Икланы в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принадлежавший их господам. В конце XIX-XX в. часть икланов была превращена в горных, оазисных или чаще сахельских земледельцев; возможно, так бывало и в прошлом, и в некоторых местах икланы смешивались с харатинами.

    Особняком от других каст стояли лично-свободные, но всеми презираемые ремесленники - инадены (или энадены). Их место в системе туарегской культуры определяется тем, что оружие и другие железные и деревянные изделия традиционного быта туарегов изготовлялись инаденами по вековым, даже тысячелетним канонам.

    Описание традиционной структуры туарегского общества было бы неполным без упоминания о промежуточных по своему статусу, смешанных по происхождению группах (исеккамерен, ирегуэнатен и др.), а также о марабутах (инислемен), - частью происходящих от пришлых мусульман, частью же - коренных туарегов.

    В конце средневековья среди улемов Томбукту, Шингита, Агадеса встречались туареги. В XVIII- XIX вв. широкую известность получили улемы-марабуты туарегского племени антессар (или игеллад), известного, впрочем, еще в XIV в. Распространяя арабскую грамотность и исламские знания, инислемены успешно соперничали со старой военной аристократией за культурную гегемонию в туарегском обществе.

    Все туареги уже давно считаются мусульманами. Однако в их народной религии обнаруживается обширный доисламский субстрат: анимистические верования, культ духов мест, культ предков (по материнской линии), культ священного барабана табол, закрывание лиц у мужчин, высокое положение женщин в обществе. У туарегов оазиса Гат сохранились пережитки женских союзов и еще недавно устраивались ритуальные девичьи "бои", напоминающие те, которые были описаны Геродотом у древних ливийцев. Исследователи отмечают отдельные следы влияния христианства и иудаизма, при полном отсутствии каких бы то ни было пережитков политеизма...

    Тубуязычные земледельцы (в том числе полуоседлые земледельцы, занимающиеся отгонно-пастбищным скотоводством) культивируют в оазисах финиковую пальму, а также сеют ячмень, пшеницу и особенно просо (не только в оазисах, но и в горах, где зимой бывают холодные ночи, заморозки, выпадают дожди). У полукочевников земледелием занимаются в основном женщины (в прошлом также рабы), а мужчины пасут коз, овец и других домашних животных на горных пастбищах или ходят с караванами через пустыню. В июне они присоединяются к своим семьям для сбора урожая зерновых, а затем и фиников. У этих земледельческо-скотоводческих этносов сохранилась архаичная форма постоянных жилищ - круглых в плане, сложенных из плитняка, с куполообразной тростниковой или травяной крышей. Хижины кочевников также архаичны - они овальной формы, из циновок и жердей.

    Основу традиционной социальной организации тубуязычных этносов составляют структуры, в основании которых лежат семейные общины и патрилинейные линиджи и кланы, местами (как у бэле) группирующиеся в племена. Как и повсюду в Сахаре, кланы и племена кастово неоднородны: скотоводы-номады считают себя более благородными, чем полуоседлые земледельцы-скотоводы, тем более оседлые земледельцы, занимающиеся такими арабскими" сферами производства, как мотыжение почвы или добыча соли с помощью тех же мотыг из солончаков. Полукочевники также считают скотоводство более благородным занятием, чем "ковыряние в земле". Наименее престижные виды труда - это охота и ремесленное производство, тогда как караванная торговля - вполне почетное дело, достойное благородных верблюдоводов. Низшие касты ремесленников (азза, или анза) наряду с потомками земледельцев-невольников составляли наиболее презираемые и угнетенные кастовые группы у тубу и родственных им этносов. На вершине кастово-клановой пирамиды находится клан Томагера, к которому принадлежит традиционный правитель Тибести, носящий титул дерде. Исторически этот князь с XVII в. был вассалом императора Борну, владения которого временами включали и Феццан. Канембу и канури - жители Борну - живут вперемешку с тубуязычными земледельцами и земледельцами-скотоводами в оазисах Кавар и в районе озера Чад.

    Как и туареги, все тубу и родственные им этносы считаются мусульманами. Однако доисламский субстрат в их религиях (особенно у бэле, формально исламизированных только в конце XIX в., когда в горы Эннеди проникли сенуситы) еще значительнее, чем у туарегов. Они приносят жертвы (обычно овцу, козу, реже корову или верблюда) предку - основателю своего клана. Считается, что дух предка пребывает в пещере, скале или одиноко растущей акации. Сбор урожая сопровождается праздником культа плодородия. В недавнем прошлом тубу, бэле, анаказа и некоторые родственные им этносы приносили жертвы солнцу, а мертвых хоронили связанными под кучей камней.

    Несмотря на патрилинейный порядок наследования и счет родства и на некоторое распространение многоженства вместе с обычаем уплаты брачного выкупа за жену ("покупка жены"), женщины тубу занимают такое же почетное положение в местном обществе, как и женщины у туарегов. Они вооружены кинжалами, которые легко пускают в ход при столкновениях и ссорах. Как мужчины-тубу, они славятся своей поразительной выносливостью при перекочевках и крайней умеренностью в питании."
     
    list и Ондатр нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    тубу живут восточнее туарегов с центром на Тибести. их относили к "чёрным"
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    тубу
    тубу101576_original.jpg

    тубуhassanein1924natgeog-p268-bidiatfamily.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Еще немного удивительного из отношений туарегов и европейцев.
    Шарль де Фуко.
    " В 1890 году Фуко вступил в орден траппистов, в 1901 году рукоположен в священники. Получил разрешение проповедовать в Сахаре среди туарегов нагорья Ахаггар. Поселился в городе Бени-Аббес недалеко от границы с Марокко, вёл отшельническую жизнь.

    В 1904 году Шарль де Фуко после сложных колебаний принял предложение своего друга генерала Лаперрина, покинул Бекни-Аббес и присоединился к военной команде, направившейся на юг Алжира в район Хагар (Аххагар). Летом 1905 года он окончательно переселился туда, построив себе маленький дом в Таманрассете, населённом туарегами. Здесь Шарль де Фуко оказался в полном одиночестве. Он был единственным европейцем-католиком в этой местности, и не мог совершать Евхаристию. В 1907 году в Хаггаре случилась жестокая засуха, Шарль де Фуко заболел и оказался в критическом состоянии. Его спасли туареги, отпоив козьим молоком.

    Постепенно он привык к жизни в полной изоляции, установил близкие отношения с местными, изучал язык. Шарль де Фуко не обращал туарегов в христианство, считая что проповедью должна быть вся его повседневная жизнь в доброте и смирении. Иногда он беседовал о религии с теми кто изъявлял желание поговорить об этом, но стремился прежде всего помогать соседям, изучать их жизнь.

    [​IMG]… Мое апостольство должно стать служением доброты, чтобы посмотрев на меня, можно было сказать себе: "Раз этот человек такой добрый, то и его религия должна быть доброй"... Мне хотелось бы стать таким добрым, чтобы говорили: "Если таков слуга, то каков же господин?"

    Шарль Эжен де Фуко
    [​IMG]
    Более 16 лет он там жил как местный житель и занимался изучением обычаев и нравов туарегов, часть из них почитала Фуко как «великого марабута». Составил большой словарь туарегского языка, опубликованный уже после его смерти. Фуко также написал книгу «Reconnaissance au Maroc», кроме того известны его работы о поэзии туарегов." (
    http://www.quickiwiki.com/ru/Шарль_Фуко)

    [​IMG]
     
    list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А. Лот "Туареги Ахаггара":
    "
    Устное творчество туарегов Ахаггара открыл для нас в основном отец де Фуко, который собрал, записал и перевел множество стихов, басен, пословиц и прозаических текстов. Устное творчество туарегов чрезвычайно богато и свидетельствует о необыкновенно развитом поэтическом чувстве этого народа.

    Самые излюбленные темы — война и любовь, но их не оставляют равнодушными и красота гор, и ночная тишина, и шум ветра, и грациозные газели, и даже маленькая черно-белая птичка мула-мула (каменка), которая безбоязненно селится вблизи туарегских становищ.

    Когда отправляешься в путь в сопровождении такого закутанного в покрывало человека, скоро замечаешь, как действует на него дорога: он начинает петь, и не только чтобы скоротать время. Чувствительная душа туарега попадает под очарование величественной пустыни. В зависимости от настроения туарег пост о заботах и радостях, о надеждах, о страстном желании встретить женщину своей мечты, о горестях неразделенной любви и о достоинствах своего неразлучного мехари, он воспевает очарование гор, покинутых им на время. Особенно ярко пристрастие туарегов к поэзии, музыке и пению проявляется по вечерам у костра, когда собираются все жители становища: они могут проводить ночи напролет вокруг огня, слушая сочинения друг друга.

    Все туареги, как мужчины, так и женщины, умеют сочинять. Это у них своего рода игра: о каждом знаменательном событии слагаются рифмованные тексты, которые потом поются. Нередко устраивается своеобразный литературный смотр, где исполняются самые лучшие сочинения. Иногда темой для них служит причина раздора между племенами. Насмешливые по характеру, туареги часто вышучивают своих врагов, а то и женщин, отвергших их. Бывает и такое: между двумя влюбленными затевается нескончаемый диалог, где каждый отвечает на «страдания» другого, и это может длиться месяцами и даже годами.

    Трубадуров в прямом смысле слова у туарегов нет, но есть люди, знающие сотни песен и стихов и охотно исполняющие их по просьбе слушателей. Это своеобразный способ прокормиться в течение нескольких дней в каком-либо становище. За некоторыми туарегами устанавливается слава сочинителей. Свои стихи туареги могут исполнять в сопровождении амзада.

    Существуют у них и каноны на определенные музыкальные мелодии; исполняются они по вечерам у костра или во время движения каравана.
    Туарегская музыка очень похожа на музыку отдельных берберских племен Атласа, и, хотя никто еще не занимался их сравнительным изучением, вполне вероятно, что это музыкальное родство со временем будет установлено. Впрочем, берберская музыка имеет сходство и с южноаравийской музыкой, что также предстоит доказать. Кое-кто полагает, что истоком такой общности или хотя бы соединительной нитью мог быть остров Крит.

    На амзаде играют только женщины. Это очень почитаемое у туарегов искусство, владеть которым должна каждая девушка благородного происхождения, оно передается девочкам матерями или родственницами. Хороших исполнительниц не так уж много, вот почему молодые люди готовы преодолеть большие расстояния только для того, чтобы послушать хорошую музыку. Это искусство некогда оживляло все вечера в Ахагга-ре, но сейчас понемногу приходит в упадок; сказываются веяния нового времени и, возможно, то обстоятельство, что воцарившийся мир лишает жизнь туарегов былой романтики.

    Зато становится все более популярен тобол — барабан из кожи, натянутой на деревянную ступку, женщины бьют по нему руками. Тобол — неотъемлемая часть свадебных церемоний и больших сборищ, сопровождаемых состязаниями мехаристов. Мелодии тобола в большинстве случаев произошли из Адрар-Ифораса, а их ритмический строй свидетельствует о негритянском влиянии. Некоторые мелодии пришли из Тассили.

    Что касается ахаля — ритуала ухаживания, которым славятся туареги, то он не отличается ни музыкальными, ни литературными достоинствами, темы часто поразительно вульгарны. Но и здесь тоже нравы меняются, поскольку у туарегов нет уже тех сюжетов для стихов, что были раньше.

    Устное творчество туарегов включает в себя также басни, сказки и легенды. Сказки и басни предназначены для детей; старухи рассказывают их по вечерам у костра. Все очень веселятся, слушая их, и включаются в игру, каждый рассказывает басню или сказку, которую знает. ..

    ......................
    Для того чтобы понять, что представляет собой туарегское общество, следует учесть два важных фактора, в определенной мере связанные между собой, — моногамию и высокое положение женщины.

    Хотя туареги являются мусульманами, а их соседи ямеют полигамные семьи, у них принята моногамия. Этот феномен очень удивил первых путешественников, которые решили, что высокое социальное положение туарегской женщины является результатом былой христианизации. Однако довод этот нельзя принять, поскольку известно, что общественное устройство туарегов зиждется на матриархате, этом древнейшем институте, существовавшем задолго до христианства, чем и объясняются моногамия и привилегированное положение туарегской женщины.

    «Можно сказать, — писал по этому поводу Е. Ф. Готье, — что туарегам свойственно рыцарское поведение, однако это выражение адекватно лишь по ассоциации: наше рыцарство — христианского происхождения, а уважение к женщине у туарега имеет более глубокие корни, оно восходит к матриархату и предшествует понятию государства и даже понятию семьи; это живое свидетельство первоначальной поры человечества, след, если так можно выразиться, четвертичного периода».

    Развивая далее свою мысль, Готье говорит о том, что в первобытную эпоху люди не имели еще ясного представления о причинах деторождения, и добавляет: «Вероятно, первобытное человечество приписывало всякое рождение партеногенезу и зачатие представляло себе не иначе как непорочным: оно не видело прямой связи между любовными ласками и беременностью; инстинктивно осуществляя продолжение рода, оно не имело об этом ясного представления. Слово „отец" не заключало для него никакого смысла, и в силу этого дети группировались только вокруг матери».

    Совершенно очевидно, что в тот период правил брачных союзов еще не существовало, и это делало определение отцовства невозможным. Отсюда и повелось родство по единоутробной линии. Впоследствии, с возникновением анимистических верований, которые были, по-видимому, общими для всех архаических религий, матриархальная система обрела новый смысл: она сделала кровосмешение невозможным.

    Эволюцию этих обычаев можно проследить на примере первобытных групп Австралии, где существует система родственных связей, как у туарегов и некоторых суданских этнических групп. Первая степень родства объединяет братьев, сестер, двоюродных братьев и сестер; вторая — отца, мать и их братьев и сестер; третья — прародителей, а также их братьев и сестер и т. д.

    Отсюда и матрилинейность, когда матриархат является абсолютом, например у ахаггаров; в то же время в тех племенах, где в результате исламизации установился патриархат, родство считается по отцовской линии (теуи-н-адда).
    В матриархальном обществе защитником ребенка является старший брат матери, то есть дядя по материнской линии. Наследование общественного положения, равно как и имущества, также ведется по линии единоутробия. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает, во-первых, наследование власти и, во-вторых, сохранение имущества в одной семье, что немаловажно для укрепления ее стабильности. Кроме того, эта система благодаря моногамии позволяет избежать внутренних раздоров, тогда как при полигамии постоянно возникает соперничество. Одако при этой системе могут возникнуть распри между родственниками, и отец оказывается в трудном положении. В этой связи следует вспомнить, чем отличается наследование по отцовской линии. Оно, как писал Лови, хотя само по себе единства не порождает, зато способствует формированию более крупных и прочных общественных единиц. И именно отсутствием патрилинейного наследования можно отчасти объяснить наличие некоторой анархии у туарегов.
    Матриархат в том виде, в каком он имеет место у туарегов, не обусловливает господствующего положения женщины в обществе или в семье. Хотя женщина и определяет принадлежность своих детей к той или иной касте, из чего проистекают их общественные права, нельзя сказать, что ее положение в племени и семье более высокое, чем положение мужчины. Такое же явление наблюдается в первобытных общинах австралийских .аборигенов с их архаическим матриархатом, где женщины занимают не лучшее положение по сравнению с женщинами в патриархальных обществах. Тем не менее в матриархальном обществе женщина пользуется большей свободой, чем в патриархальном: при заключении брака с ней согласуется выбор супруга, она единолично владеет своим имуществом, распоряжается им по своему усмотрению. Именно это мы можем констатировать у ахаггаров.

    Что касается истоков такого уклада у туарегов, то можно попытаться объяснить их. Прежде всего следует учесть, что эти истоки, видимо, общие у всех так называемых хамитских народов, то есть у той группы, к которой большинство этнографов причисляют туарегов, а ей, как известно, приписывается именно матрилинейность. Остается лишь выяснить, в какой степени туареги относятся к хамитам. Однако следует оговориться, что, если даже они таковыми не являются, они все равно испытали на себе большое влияние хамитов и переняли наиболее характерные для них нравы и обычаи.

    Если предводительство ныне привилегия мужчин, это отнюдь не значит, что в прошлом такой властью не могли быть облечены и женщины. Например, сопротивление арабским завоевателям в течение длительного времени оказывала Кахина, берберская царица Ореса. Легенда о Ти-н-Хинан, прародительнице нынешнего племени кель-рела, позволяет предполагать, что и эта женщина была облечена властью. В 1475 году берберской фракцией санхаджа-нуну в Судане правила женщина по имени Бикум-Каби. Чтобы завладеть ее территорией, сонгайскому императору Сонни Али пришлось сразиться с ее войсками. Эс-Сади, автор хроники «Тарик эс-Судан», приводит много примеров подобного рода.


    Во время правления французской администрации женщины официально не играли политической роли: они никогда не участвовали в джемаа (собрании), однако могли оказывать влияние на ход событий, как это делала поэтесса Дассина во время восстания в 1917 году. Зато они остаются хранительницами обычаев предков и фольклора, и влияние, их в племени настолько велико, что мы приведем в качестве примера такой ответ одного туарега арабу, упрекнувшему его в том, что они дают слишком большую волю своим женам и дочерям: «Никто и не посмел бы поступать по-другому, иначе ни одна женщина не захочет даже смотреть в нашу сторону».
     
    list нравится это.
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    это недавнее явление. в 1 тыс. до н.э. берберы были ещё полигамны.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    хамиты и матриархат это из терминологии 19 века.
     
  21. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Это понятно. Но, все равно интересно.
     
  22. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Максим, спасибо, что вытащил эту ветку из небытия.:) :
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    пояс оазисов

    article2713.jpg

    уарглаdolina-mzab.jpg


    lost-desert-libraries-of-chinguetti-2.jpg

    flhfh56440011.jpg



    феццан20121112142615.jpg



    Zapadnaya_Sahara6.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Очень необычные дома. Почему-то кажется, что там должны быть невысокие потолки...
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ахаггар
    аххагарnagorie-ahaggar.jpg

    южносахарский город (Агадес)
    agadez-flickr.com-Tugela_Ridley.jpg

    агадес5_2_0.jpeg

    агадес248d37ae0498.jpg
    агадесcb143a499091.jpg

    агадесef4bd959b8b879b8e45f8fe3978b4b94.jpg

    агадесfufltc429e7ac099a3.jpg
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей