Мирный ислам

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 23 июл 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сейчас насчёт ислама, даже зачастую среди самих мусульман, ходит такой стереотип, что это весьма жёсткая и воинственная религия. Однако если вчитаться в соответствующие тексты - в Коран и хадисы - оказывается, что воинственности в этой традиции по сути не больше чем в том же христианстве. То есть потенциально эта религия может достичь того же уровня миролюбия и трезвомыслия, какой демонстрирует, скажем, христианство в лице папы Франциска.

    Например, всем известный хадис о джихаде гласит, что однажды после победы в какой-то из битв Мохаммед сказал своим соратникам: "Этот джихад - это малый (мелкий, незначительный, второстепенный) джихад. Великий джихад у нас тут." И он показал на своё сердце.

    Строго говоря, джихад изначально был призван лишь для того чтобы предотвратить поголовное уничтожение уммы (общины мусульман). С того момента как умме перестало грозить уничтожение, джихад в виде войны становится избыточен, а в наше время - напрямую вреден, поскольку именно воинственность в наше время провоцирует прямую угрозу умме, тогда как мирной умме ничто не угрожает.

    Таким образом, можно видеть как бы внешний ислам и ислам внутренний: первый зависит от внешних условий и его установления меняются со временем, а второй - неизменен во времени. Так, например, малый джихад это проявление внешнего ислама. Он своё отжил. Великий же джихад неизменен во времени, он тот же самый что и во времена Пророка.

    Ниже приводятся примечательные хадисы, показывающие эту сторону ислама:

    Хадисы о положительных качествах
    автор: Шамиль Аляутдинов

    Богословский перевод хадисов выполнен Шамилем Аляутдиновым.

    Все мы разные, индивидуальные, неповторимые, но всем нам дано нечто объединяющее нас. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Умение вызвать в другом человеке [совершенно неважно, кто он и кто вы] симпатию [уважение, любовь] — это [весомая] половина разума [верующего человека]» /1/.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им» /2/.

    «Без сомнений, Господь добр, мягок и любит видеть в людях именно эти качества. За доброту и мягкость Он дает то, чего не даст за строгость и суровость (резкость, неуважительность в поведении и словах). Дает то, чего ни за что иное не даст» /3/. То есть эти качества особо действенны для раскрытия Его милости и прощения, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей.

    «Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]»/4/.

    «Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом и особого Его отношения к ним». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу, притом что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Господом миров)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают уже свои руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Всевышнего, процитировав после этого 62-й аят 10-й суры/5/.

    У Пророка спросили: «Кто близок к Богу (то есть, кто из числа авлия’)?» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Те, посмотрев на кого, вы вспоминаете о Нем (кто своим присутствием уже напоминает о Господе миров)» /6/.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)»/7/.
    Когда один из людей попросил у Пророка наставления, он ответил: «Не гневайся». При повторной просьбе он также повторил: «Не гневайся»/8/.

    «Одна из отличительных черт хорошего мусульманина — не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается», а в другом хадисе сказано: «он очень мало говорит о том, что лично к нему не имеет отношения»/9/.

    Основой религии являются слова, сказанные пророком Мухаммадом:
    1.Оставь то, в чем сомневаешься.
    2.Будь аскетом/10/.
    3.Оставь то, что тебя не касается.
    4.Совершай все с намерением/11/.

    Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (Давида), говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу»/12/.

    Сподвижник пророка Мухаммада Анас рассказал: «Мы (некоторое количество сподвижников) сидели однажды вместе с Пророком. Посланник Всевышнего вдруг сказал: «Сейчас зайдет человек, который станет обитателем Рая»/13/. И зашел человек, с лица которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь. [Анас, присутствовавший там, постарался увидеть в человеке нечто особенное, и заметил только упомянутое]. На второй и третий день все повторилось. [На третий день] Пророк, через некоторое время [после сказанного об этом человеке в очередной раз], поднялся [и удалился]. ‘Абдулла ибн ‘Амру ибн аль-‘Ас (сын ‘Амру ибн аль-‘Аса) последовал за этим человеком/14/. Догнав его, юноша воскликнул: «Я не поладил с отцом и сказал ему, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?» Человек ответил: «Конечно».

    Анас продолжает: «В последующем ‘Абдулла рассказал нам, что провел у этого человека три ночи и ни разу не увидел, чтобы он встал на ночную молитву («Тахаджуд»)/15/. Единственное [более-менее примечательное] так это то, что, просыпаясь среди ночи и переворачиваясь в постели, он упоминал Всевышнего и возвеличивал Его. С появлением зари он просыпался на утреннюю молитву («Фаджр»). ‘Абдулла также заметил, что этот человек ни разу (за эти дни) ничего плохого не сказал (говорил только благое). Когда прошло трое суток, юноша, разочаровавшись, решил покинуть радушного хозяина и, прощаясь, пояснил ему: «Меж мною и моим отцом не было размолвки, но дело в том, что посланник Всевышнего причислил вас (утвердительно и без сомнений) к обитателям Рая. Поэтому я решил понаблюдать за вами и последовать вашему примеру. Но ничего особенного [например, поста через день или большого количества дополнительных молитв] я не увидел. Что же могло послужить столь высокой награде?» Мужчина ответил: «Все так, как ты видел». Когда ‘Абдулла собрался было уже уходить, этот верующий окликнул его: «Все так, как ты видел, но прибавить к этому можно еще и то, что я никогда не держу на душе злобы и не завидую людям из-за тех благ, которые им даровал Аллах». ‘Абдулла воскликнул: «Именно это подняло тебя на такой уровень! Ведь это то, что неописуемо сложно»/16/.

    /1/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 204, хадис № 3399, «хасан».
    /2/Хадис от Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, хадис «хасан». См., например: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12. С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.
    /3/ См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 480; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1743, «хасан»; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 2. С. 309, хадис № 549, «сахих».
    /4/ Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
    /5/ См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 437; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3138, хадис № 5012; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 6. С. 227.
    /6/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 6. С. 227.
    /7/ Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Ибн Хаббана. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 576, хадис № 9704, «сахих».
    /8/См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 635, хадисы № 6114 и 6116.
    /9/Важно отметить, что здесь речь идет о сосредоточенности на собственном жизненном пути и целенаправленности, которые не оставляют времени на выискивание чужих ошибок, на сплетни, обсуждение кого-то или просто пустопорожнюю речь — они лишь убивают время.
    Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 88, хадис № 41, а также т. 10. Ч. 19. С. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, «сахих».
    Также см.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 540, 541, хадисы № 51—55.
    /10/ Будь аскетичен, то есть «делами — в мирском, а сердцем — в вечном».
    /11/ С хорошим, возвышенным намерением. С именем Всевышнего и ради того, чтобы Господь был доволен тобою, милуя тебя бессчетными благами в мирской обители и в вечной.
    См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 88, 89.
    /12/ См.: Аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 106.
    /13/ Такая информация может быть получена только пророком или посланником на уровне Божественного Откровения.
    /14/ Из уважения к Пророку юноша не стал вставать раньше посланника Всевышнего (да благословит его Творец и приветствует).
    /15/ «Тахаджуд» —дополнительная, значительно вознаграждаемая пред Всевышним молитва-намаз, которая совершается глубокой ночью до зари, до обязательной утренней молитвы «Фаджр». Подробнее об этой молитве см., например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 204, 205.
    /16/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 237, 238, хадис № 109; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 176, 177.
     
    list нравится это.
  2. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Демагогия.
    При желании то же самое можно сказать, о каком-нибудь фашизме Муссолини.
    А при сильном желании и о гитлеровском нацизме.
    Может всё правильно написано. Но это не имеет ни малейшего практического значения.
    А практическое значение имеют шахиды в метро и ИГИЛ
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У христианства тоже была инквизиция и истребление не-христиан. Оно всё это переросло. У ислама тоже есть такой потенциал. Он есть в принципе, а реализует ли он его на практике - увидим.
     
  4. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    У человечества времён инквизиции не было выбора.
    Современное человечество не намерено ждать кода ислам реализует на практике такой потенциал.
    Как минимум мне не хочется ждать этой прекрасной реализации (
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ась?

    и что намерено сделать современное человечество с исламом?
     
  6. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    В смысле и тех, кто был против инквизиции в странах ее влияния. Уленшпигель конечно был против. И выбор сделал. Но это было не очень эффективно. Т.е. инквизиция еще лет 200 продержалась.
    А сейчас у человечества есть более действенные средства против радикального ислама.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    т.е мирный ислам практического значения , как альтернатива радикальному значения не имеет. ни малейшего.
    зато есть другие действенные средства.

     
  8. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Передергивание. Имелось в виду, что просто не надо отмазывать ислам, как таковой.
    В 3 Рейхе были всякие полковники Штауфенберги. Но это было непринципиально для оценки 3 рейха в целом.

    Я тебя или плота из современного человечества не исключаю:) Так что могу и вам тот же вопрос задать.
    А общая рекомендация - быть построже :)
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот я в первом посте, собственно, и написал. Построже надо быть не к исламу, а к терроризму и вообще экстремизму.
    Видимо близится время когда мусульманскому миру нужно будет отделить внутренний ислам от внешнего. Иначе он просто не выживет. Не так давно президент Египта выступил перед богословами с пламенным призывом уже пересмотреть средневековые установления чтобы наконец ислам перестал быть мировым пугалом.
     
    list нравится это.
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    известные ему действенные средства Яник решил утаить от человечества
    наверно и с христианами в своё время надо было быть построже...
     
  11. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Может, оно и к лучшему. )
     
  12. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    "своё время" давно прошло. А история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. (Правда я не знаю кому известно, мне это не известно:) )
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ещё пример этой тенденции:

    Ливан в этом плане вообще интересная страна, кстати.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Азан в католической церкви (США)
    С подстрочным переводом. Правда на английском.
     
  15. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    И всех их объединил Бах :) . Пока звучание неорганично, но хоть как-то.

    А что-то симметричное - например, "Отче наш" в мечети - бывало?
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  17. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Таки да :good7:. Но ведь тут пока эклектика, а в молитве должно быть всё органично - и содержание, и форма, т.е. без нового творчества никак. Хотя бы новизна была в сочетании - к примеру, стихи Руми, положенные на западную музыку, или, напротив, св. Тереза Авильская, распетая муэдзином. Слова и мелодии могут быть самими простыми, как в песнопениях Тэзе, их благодаря простоте могут петь неподготовленные люди.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Суфии играют рождественскую музыку.
     
    La Mecha нравится это.
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Спасибо, Олег, это симпатично. :) :
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Для суфиев, надо сказать, Иисус это один из величайших шейхов, духовных учителей, в определенном смысле более великий чем даже Мохамед. И поскольку такие учителя в полной мере воплотилиБожественную природу, полностью стерев "себя", утверждение, что Иисус это Сам Бог для суфия вполне правомерно. Разница с христианской доктриной скорее в том, что с точки зрения суфизма не один Иисус был таким. Хотя, возможно, в такой степени и один, тут трудно сказать.
     
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Здесь:http://gradaran.mskh.am/sites/default/files/ Самюэль. Столкновение цивилизаций_0.pdf

    "
    Некоторые представители Запада, в том числе и президент Билл Клинтон, утверждали, что у Запада противоречия не с исламом вообще, а только с непримиримыми исламскими экстремистами. Четырнадцать веков истории свидетельствуют об обратном. Отношения между исламом и христианством — как православием, так и католичеством во всех его формах, — часто складывались весьма бурно. Каждый был для другого Иным.

    Имеются, — утверждал в 1994 году ведущий египетский журналист Мохаммед Сид-Ахмед, — безошибочные признаки нарастающего конфликта между иудео-христианской западной этикой и исламским движением возрождения, которое ныне разворачивается от Атлантики на западе до Китая на востоке”. Известный индиец-мусульманин в 1992 году предрекал, что “следующая конфронтация Запада определенно будет с мусульманским миром. Именно в пространстве исламских государств от Магриба до Пакистана начнется борьба за новый мировой порядок”. Для видного тунисского юриста эта борьба со всей очевидностью уже идет: “Колониализм попытался деформировать все культурные традиции ислама. Я — не исламист. Я не думаю , что существует какой-либо конфликт между религиями. Это — конфликт между цивилизациями” .

    На самом деле сегодня вряд ли отыщется какой-нибудь мусульманин, будь то политик, чиновник, представитель научных либо деловых кругов или журналист, который в своих заявлениях восхваляет западные духовные ценности и институты. Вместо этого они подчеркивают различия между своей и западной цивилизациями, превосходство своей культуры и необходимость сохранения целостности этой культуры перед натиском Запада. Мусульмане боятся мощи Запада, она вызывает у них возмущение, они видят в ней угрозу для своего общества и своей веры. Они рассматривают западную культуру как материалистическую, порочную, упадническую и аморальную.

    Они также полагают ее преисполненной греховных соблазнов и потому, следовательно, подчеркивают необходимость сопротивления ее воздействию на их образ жизни. Все чаще говорится, что Запад не просто следует несовершенной, ложной религии, которая тем не менее является “религией книги”, а что он не исповедует вообще никакой религии.

    В глазах мусульман западный секуляризм, нерелигиозность, а значит и аморальность, — зло худшее, чем породившее их западное христианство. Во время “холодной войны” Запад навешивал на своего противника ярлык “безбожного коммунизма”; в эпоху межцивилизационных конфликтов, последовавших за “холодной войной”, мусульманам их противник видится как “безбожный Запад”.
    Подобных представлений о Западе как о надменном, материалистическом, репрессивном, жестоком и порочном образовании придерживаются не только имамы фундаменталистского толка, но также и те, кого многие на Западе посчитали бы своими естественными союзниками. Ряд книг авторов-мусульман, опубликованных на Западе в 1990-х годах, удостоился похвальной оценки, которая была дана Фатимой Мернисси в ее книге “Ислам и демократия”. Эта книга представителями Запада в большинстве своем была провозглашена смелым откровением современной, либерально настроенной мусульманки .

    Однако приведенное в ней описание Запада едва ли могло бы быть менее, привлекательным. Запад назван “милитаристским” и “империалистическим”, он “травмирует” иные нации посредством “колониального террора”. Индивидуализм, являющийся неотъемлемым критерием западной культуры, назван “источником всех бедствий”. Западное могущество; внушает страх. Запад “один решает использовать ли своих сателлитов для того, чтобы давать арабам образование или чтобы сбрасывать на них бомбы… Он подрывает наш потенциал к развитию и вторгается в нашу жизнь, ввозя продукты своего промышленного производства, демонстрируя по телевидению фильмы, которыми наводнены эфирные каналлы… [Он] — та сила, которая ломает нас, осаждает наши рынки, контролирует наши природные ресурсы, наши инициативы и наши потенциальные возможности. Именно так мы рассматриваем текущую ситуацию, и война в Персидском заливе превратила наше восприятие в уверенность”.

    Запад “строит свое могущество на военных исследованиях”, а затем продает продукты этих разработок слаборазвитым государствам, которые являются “пассивными потребителями”. Чтобы освободить себя от подчинения, ислам должен обучать собственных инженеров и ученых, создавать собственное оружие (Мернисси не уточняет, обычное или ядерное) и “освободить себя от военной зависимости от Запада”. Это, еще раз напомним, точка зрения вовсе не какого-нибудь бородатого аятоллы-фундаменталиста..."

    Вот такой "мирный ислам".
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    После этой фразы читать расхотелось. Поскольку именно таких мусульман я и встречал. ) Лично.

    А поскольку такие таки есть, то конфронтационная позиция не есть имманентное свойство ислама. А значит мирный ислам возможен и со временем неизбежно восторжествует.

    А цитат можно надёргать откуда угодно каких угодно. Имею в виду не приведённую тобой цитату, а цитаты исламских деятелей, приведённые в этой статье.
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Возможно, не стоит поддаваться первоначальной реакции на написанное.
    Не правда ли? Это, согласись, неконструктивный подход.
    Автор-то не спорит, не доказывает.
    Он изучает явление с разных сторон.
    А уж в какой картине мира он его изучает, что является отправной точкой, это совсем другой вопрос.
    Таких картин столько же , сколько исламских (и прочих) деятелей.
    Олег, ты можешь убрать мои сообщения, иногда я с интересом читаю какого-то автора и делюсь. Какие-то вещи могут звучать созвучно моей картине мира, как я вижу, какие-то нет. Но вообще интересно бывает читать авторов серьезных, которые пишут книги, обосновывая свои суждения на богатом, разнообразном материале.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну дык другой стороны-то и не представлено.

    В смысле удалить?
     
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, можно почитать книгу.
    Если интересно, разумеется.
    Я все же тебе не Католическую энциклопедию предлагаю. (Хотя почему бы и не познакомиться? - она написана профессионально и почти беспристрастно).

    Ну, да, можешь и удалить, или скинуть в оффтоп, как принято у нас.
     

Поделиться этой страницей