Таки решился ) Хотя скажу сразу , нет в Евразии более плохо изученного региона, с такими белыми пятнами в истории и сомнительной хронологией, чем Индостан. Главная причина здесь глубокий аисторизм самих индийцев. Индийцы живут в вечности. Отрезки времени меньше миллиона лет им похоже вообще были неинтересны, а последнее стоящее упоминания событие произошло за три тысячи лет до христианской эры. Опять же индийцам было начисто чуждо понятие прогресса . Единственно, что меняется в этом мире это морально-нравственное состояние общества и последние три четверти кальпы оно меняется только в сторону ухудшения ) Если бы не англичане , то у домусульманской Индии истории бы так и не появилось ) Только обрывки воспоминаний о династиях и эрах, подтверждаемые редкими стелами и отдельных религиозных авторитетах с вариациями времени жизни в несколько сот лет.
О заселении Индии. Здесь существуют две точки зрения- одна принадлежит мировому научному сообществу , а вторая индийцам. Согласно первой, Индию заселяло несколько последовательных волн мигрантов: древнейшее население веддоиды, язык которых не оставил потомков. потом австроазиаты мунда (с востока), потом дравиды (с запада) и наконец арии с северо-запада (во 2 тыс. до н.э.). Согласно господствующей в самой Индии концепции, наоборот , всё человечество расселилось из Индии и для индоевропейцев Индия это прародина. Есть ещё умозрительная концепция о древнейшей миграции сапиенсов из Африки через Аравию и Индию на восток . В этом случае, Индия действительно оказывается временной родиной для большей части древнего человечества. Но археологических подтверждений пока нет. Это объясняют тем, что древние люди были обитателями побережий, а древние доледниковые прибрежные районы сейчас на дне морском (это правда). В целом же археология пока свидетельствует о весьма позднем развитии цивилизации в Индостане и малочисленности первобытного населения.
Египет и Междуречье первые письменные цивилизации (4 тыс до н.э.). Древнейшая прото-цивилизация обнаруженная на данный момент в Турции (10 тыс до н.э.) http://forum.arimoya.info/threads/Древний-Восток.3953/#post-87592 Хараппа и Мохенджо-Даро это т.н. Индская цивилизация - древнейшая на территории Индии (обнаружена, естественно англичанами ). Про неё было здесь Прямых предшественников для неё на территории Индии не найдено, но веротно материнской для неё была цивилизация древнего Ирана http://forum.arimoya.info/threads/Древний-Восток.3953/page-3 где были распространены дравидские языки (кстати темнокожее население там тоже жило его потомки брагуи Белуджистана, а во времена эллинизма Белуджистан вообще звался Азиатской Эфиопией.). да
Для последующей индийской культуры Индская цивилизация как Микенская для Греческой, только разрыв ещё больше. Микенская была для греческой мифологическим временем, а для индийцев мифологическое время заканчивается битвой при Курукшетре в 3102 г до н.э. по мифической датировке, а это даже древней Индской цивилизации )
так что может быть, скорее как минойская ) вопрос о степени влияния индского наследия на индийскую цивилизацию спорен. вроде бы на индских печатях видны некоторые асаны, "бог диких зверей" рассматривается как "протошива". в индском влиянии усматриваются явные мифологические разночтения например в ведической и будийской мифической географии (но это весьма гипотетично). Несомненно большинство сельского индского населения почитало Богиню (ведийская мифология сугубо патриархальна). В целом Индская цивилизация поражает своей утилитарностью - продумано, рационально, комфортно (на фоне шумеров особенно заметно), и почти ничего "для красоты" и "понтов". Никаких зиккуратов, зато с водопроводом, канализацией и верфями. Нет даже построек .которые можно было бы однозначно определить как дворцы и храмы.
Все -таки странно, куда исчезают подобные цивилизации? Почему они исчезают? Какие причины?.. Столько неоднозначных ответов.
Последнее время преобладают экологические гипотезы. сейчас основные территории Индской цивилизации это пустыни и полупустыни.
Индская цивилизация окончательно угасает в 15 в. до н.э. в Гуджарате. Неизвестно даже столкнулись с ней арии или нет. Арийская миграция чаще всего датируется вт. пол 2 тыс. до н.э. Но аргументация этой датировки в основном лингвистическая. Прямых археологических следов арийского вторжения в Индию не обнаружено. Как впрочем нет археологических свидетельств миграции индоевропейцев в Иран и Малую Азию. Во всех случая они приносили свой язык, свою мифологию, навыки коневодства, но в хозяйственном и художественном плане не вносили ничего - полностью перенимая местные традиции. В свою очередь, конец Индской цивилизации означал конец городской цивилизации, но сельские районы сохранили свой уклад - керамика, бронза, рис, хлопок, буйволы, оседлые общины, богиня-мать. Этот мир сохранился в вобрал в себя западных пришельцев (то что миграции со стороны Белуджистана были утверждатьна археологическом материале всё-таки можно.) Но есть Ригведа освящённая традицией, с языком и мифологией родственной авестийскому, описывающая весьма близкий авестийскому пастушеский патриархальный уклад. Которая показывает , что по меньшей мере элитарные группы в Пенджабе ок. 14-13 вв. до н.э. уже были арийскими. постиндские артефакты 2 тыс. до н.э.
Ведическая Индия (13-11 вв до н.э.) Вероятно было два направления миграций. Первая началась раньше, ок. 18 в. до н.э. - это движение дравидов на юг. Миграция шла не из центров, а с глубокой периферии индской цивилизации (культура Ахар-Банас в восточном Раджастане). и сопровождалась значительной метисацией пришельцев с веддоидами . Она несла в Декан медную металлургию, керамику, земледелие. Вторая более поздняя - арийская в Пенджаб , а затем ближе к кон. 2 тыс. на восток, почти не пересекаясь с первой. Собственно к последней и относится определение "ведическая". Ведическое общество было аграрным и догосударственным. Основной структурой было вождество , делившееся на деревенские общины. существовало рабство и постепенно формировалась кастовая (варновая) структура. Это было общество свободных домохозяев-ариев , возглавлявших большие патриархальные семьи. Выделялась знать - кшатрии. Приношения вождю-радже имели тот же статус, что и подношения богам. Эти продукты раджа должен был щедро перераспределять на общественные нужды и подарки жрецам. Большую роль играли народные собрания. Последние постепенно оформились в замкнутую корпорацию брахманов. Но первоначально вероятно были представлены боговдохновенными харизматичными риши - творцами ведийских гимнов и заклинаний. Опыт ИСС был доступен всем ариям - дваждырождённым - путём ритуального употребления психоделиков (сомы). Ритуальное значение "божьего суда" вероятно имела игра в кости. Неинкорпорированные аборигены составляли илотскую касту шудр. Часть из них жила в арийских деревнях в качестве рабов или ремесленников. В ещё более низкую группу "неприкасаемых" видимо включались охотничьи племена джунглей, с которыми арии столкнулись , начав новое движение на восток.
Позневедическая Индия (примерно с 1100/1000 гг. до 6 в.до н.э.) Это время, когда в результате колонизиции, центр ведического общества перемещается в район Сатледжа- Верхнего Ганга, а граница на востоке достигает слияния Джамны и Ганга. Это был исход в великий лес - область с плодородными почвами, требующие однако значительных усилий по раскорчёвке. Возможно успеху предприятия способствовало появление железных орудий (из источников о них известно с кон.2 тыс. но археология свидетельствует о массовом распространении только с сер. 1 тыс.) . Обество заметно меняется : от скотоводческого уклада не остаётся и следа, из 40 племён предшествующего периода уцелело только 15, но появилось 30 новых (часто с неиндоевропейскими названиями). Значительно усилилась власть вождей - раджей. Но , видимо, появляются и многочисленные аристократические республики. окончательно формируется жреческая корпорация брахманов, явно соперничающая с кшатриями. Всё это довольно сильно напоминает общественный строй кельтов несколькими века позднее. Только если предания друидов исчезли, то от брахманов осталась обширнейшая литература самхит вед, брахманов, араньяков, которая также как и друидское предание была устной. Прикаждом радже состоял главный брахман (иногда он был один на несколько радж), брахманы добиваются статуса неприкосновенности и вообще всячески утверждают свой исключительный статус. Знание их становится всё более тайным. Из легендарных преданий образ риши или аскета тех времён больше напоминает"древних видящих" - стремящихся к магической силе, мстительных и капризных. Жертвоприношение и аскеза становятся альтернативными способами обретения желаемого (вплоть до божественной власти). Психотехника развивается ускоренными темпами.
и земледельческим тоже. хотя у ариев сначала и преобладало скотоводство. в джунглях долины Ганга первоначально жили, видимо, мунда. Во 2 тыс. до н.э. и них м.б. были очаги подсечного земледелия. они знали керамику и медь (вероятно медная металлургия была даже специализированным ремеслом) арийское общество в этом регионе стало выражено земледельческим. начинается демографический бум. появляются укреплённые протогорода.
В 9\8 - 6 вв до н.э. происходят быстрые изменения в области идей. Это эпоха создания старших Упанишад. Брахманы наряду с изучением Вед и жертвоприношений создают вспомогательные дисциплины : "правила почитания предков, науку о числах, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, науку о змеях и духах" Но самым продвинутым был класс лесных отшельников (благо леса долины Ганга это были не амазонский джунгли, местами они были прекрасны и пригодны для жизни). Многочисленные отшельники могли себя полностью посвятить науке, размышлению и психопрактике. И именно в последней добились выдающихся результатов, по сути психопрактика и легла в основу рождающейся цивилизации. Было выработано учение о карме, об аде, о переселениях душ , о гунах. учение о дхарме и связанные с ним новые (синие мемовые) ценности. И главное, учение о Брахмане - Абсолюте и путях воссоединения с ним. Это учение было тайным. В это время, видимо, начинает складываься и эпос (которому впоследствии предстоит стать всеобъемлющей Махабхаратой) заметим что на этом фоне материальные достижения были более чем скромны - деревянные дома, глинобитные укрепления, довольно примитивные артефакты такого типа: (т.н. серая расписная керамика)
В 6 (а особенно с 5 ) в. до н.э. количественный прирост населения и хозяйственный подъём приводит к качественному скачку : возникают и стремительно растут города, складываются ранние государства (ок. двух десятков). Долина Инда в кон. 6 в. входит в состав Персидской империи. Новым активно осваиваемым регионом становится нижнее течение Ганга (Бихар и Бенгалия). В начале периода он считался полуварварским регионом , к 4 в до н.э. это уже было уже ядро цивилизации. именно там разворачивалась основная деятельность Гаутамы Будды. артефакты 4 в. до н.э.
Итак, что же представляло собой индийское общество времён Будды? ) Это очень динамичное общество находящееся в стадии трансформации, занимающее обширную территорию, причём новации не связаны с одним каким-то этносом или микрорегионом. Это общество на стадии перехода от вождества к раннему государству (с многочисленными альтернативами в виде республик и племён), Общество на ранней стадии урбанизации и развития торговли - города возникали,стремительно развивались и росли практически при жизни Будды. Общество бесписьменное, на стадии раннего железного века, с довольно примитивным изобразительным искусством (процветали видимо вокал и танцы) и едва ли располагающее большими богатствами. С единой для всей территории жреческой корпорацией и ведической традицией, с варновой системой. Но именно в это время, хотя варна была наследственна, она уже не диктовала род занятий (упоминаются цари-шудры, воители-брахманы, и гуру-кшатрии, каким собственно и был Гаутама. Общество достаточно жестокое - изуверскими казнями и пыточными застенками. Общество находящееся в состоянии брожения умов - с тысчами шраманов- искателей истины и психопрактиков, многочисленными учителями - уже не носителями тайной мудрости, а готовыми обучать многих. с весьма оживлённой интеллектуальной жизнью, регулярными диспутами, широчайшей свободой мнения - вплоть до полного отвержения традиции, материализма и атеизма. С учениями несомненно рационалистическими (оранжевыми) и учениями , видимо, "зелёными. например старшим современником Будды был Махавира с его базовым учением об ахимсе. Наряду с буддизмом и джайнизмом, вполне оформившейся школой -религией стало в это время и фаталистическое учение адживиков. Активно развивалась логика. Психопрактика достигала удивительнейших результатов и рассматривалась как один из основных источников познания. Теперь же появилось новое учение - основанное на метте каруне, отрицающее кастовые строй, рассматривающее как объект этики все живые существа, допускающее женщин к практике, с чётким этическим учением, запретом кровавых жертвоприношений (ещё недавно лучшей жертвой в Индии признавалась человеческая). Прямо скажем , черты самобытные... )
Все-таки, как ты считаешь, новизна была больше в целостности композиции, или в оригинальности компонентов учения? )
Новизна была и в компонентах тоже ) анатман, абхидхарма, новое учение о механизме кармы, новая методология (сочетание самадхи и випассаны), учение о срединном пути, сангха. всё это новые элементы.
Итак, 5 в. это урбанизация, широкое распространение желаза, колонизация Бенгалии и Ценральной Индии (до того дравидской), например, в Центральной Индии вырастает город Удджайн, а в Бихаре Паталипутра. Развитие торговли, появление монеты, развитие религиозных организаций шраваков (буддийская сангха, общины джайнов и адживиков (те самые "нагомудрецы", в изложении греков) . В целом 5-3 вв. до н.э. именуются буддийским или эпическим периодом , т.к. это время ссложения буддийского канона и первой редакции Рамаяны (4 в. до н.э. Вальмики) и Махабхараты (первая редакция, видимо закончена во 2 в. до н.э., Бхагаватгита датируется 5-3 вв. до н.э.) Развиваются науки связанные с ведическим ритуалом: математическая астрономия (появилась в 5-4 вв.) и лингвистика (знаменитый трактат Панини о санкритской граматике 5 в до н.э.?), трактат пингалы о поэтике (кстати, включающий систему двоичного исчисления). В 383 г. прошёл второй буддийский собор с расколом на "большевиков" и меньшевиков" - махасангхику, отвергшую ужесточение Винаи и ригористическую стхавираваду. Наконец, именно в 4 в до н.э. достоверно появляется письменность (брахми) и рождается первая в Индии империя - Нандов в Магадхе. В конце века персидский владения в Индии были завоёваны Александром Македонским и западный мир вошёл в контакт с индийским. ок. 317 г. г. до н.э. магадхский эмигрант Чандрагупта овладел властью в Пенжабе (оставленный Александром сатрап ушёл на запад), а затем завоевал Магадху и остальную арийскую Индию.
4-3 в.в. это время активных контактов эллинистических государств с Индией. Поход Александра, война Селевка с Чандрагуптой, заключение мира (слоны в обмен на земли), посольство Мегасфена в Паталипутру - столицу Магадхи и написание им Индики -книги легшей в основу почти всех античных представлений о стране. Биндусара - сын Чанрагупты также обменивался посольствами с Селевкидами. А вот дальше - тайна. Ашока - сын Биндусары - сообщает о своих посольствах и миссиях не только к Селевкидам, но и в Эпир, Киренаику, Египет. В то время как эллинистические источники вдруг разом теряют интерес к Индии и хранят глухое молчание. остаётся предположить. что эллинистические монархи испугались индийской пропаганды... Уцелевшие отрывки из Мегасфена отсюда:
Борьба между царствами, смены династий, рождение мировой империи Маурьев, основанной Чандрагуптой вызвали расцвет политической мысли в Индии. Со временем Чандрагупты традиция связывает самый знаменитый индийский политический трактат Артхашастра, диктующий достаточно прагматическую политику (хотя даже его иностранцы упрекают в чремерной абстрактности, как вообще характерной черте индийской мысли.) отсюда Вообще , империя Маурьев, конечно не была империй в полном смысле слова, это было громадное "территориальное царство" с достаточно рыхлой структурой и включающее множество автономных и полуавтономных образований. Но надо сказать, что индийская имперская государственность никогда этот уровень и не превзошла. Но масштабы конечно были колоссальны. Биндусара покорил дравидские племена Декана. Ашока писал свои эдикты на нескольких языках, в т.ч.- греческом - для своих владений в Афганистане. Идеологическую опору маурьи искали не у брахманов. Чандрагупта был сторонником джайнизма и умер как аскет, Биндусара покровительствовал адживикам, а Ашока был ревностным буддистом. Фактически Ашока, как никто другой, пытался в точности воплотить буддийский политический идеал чакравартина, о чём свидетельствуют его эдикты. буддизм как государственная гуманистическая идеология, ставка на пропаганду, а не на террор, конечно Ашока во многом опередил своё время. Но буддийские монахи это не конфуцианские шэньши и опорой империи они стать не смогли. Согласно преданиям, чрезмерные расходы на благотворительность подорвали бюджет и в конце жизни Ашока был фактически отстранён от власти женой и сыном, бойкотирующими его мероприятия. А после его смерти империя раскололась и вскоре распалась. наследники Ашоки снова ориентировались на джайнов и адживиков, а следуящая брахманская династия постралась предать Маурьев забвению . Памятники Ашоки однако уцелели . Они демонстрируют настоящую революцию в индийском искусстве этого времени. Её предположительно связывают с персидскими мастерами пришедшими в Индию после падения империи Ахеменидов. Уже деревянный дворец Чандрагупты произвёл на греков неизгладимое впечатление. монументы Ашоки пещерный храм адживиков Барабар