Англичане застали в Индии общество отстающее от европейского лет на 500. первые десятилетия их политика не отличалась от других ост-индских компаний - максимальная эксплуатация с использованием традиционных механизмов власти для извлечения максимальной прибыли. С нач. 19 в. ситуация начала меняться. Англичане стали строить рациональную империю - с шоссе, железными дорогами, телеграфом. европейскими городами и рациональным налогообложением. Миссионерского пыла у них не было, хотя всем желающим проповедовать был открыт зелёный свет.Полстраны осталось под властью раджей - как вассалов Компании. Просвещение туземцев началось скорее по инициативе самих туземцев.В 1830-е-40 англичане запретили сати, убийство девочек и секту тугов-душителей. Голод теперь приходил регулярно и власти не особо ему сопротивлялись. Начался ввоз дешёвых промышленных товаров - и массовое разорение индийских ремесленников. На этом фоне разворачивается деятельность Рам Мохан Роя (1772-1833). Это был знаменитый просветитель , ставший у истоков "бенгальского возрождения". Он долго служил в Компании и проникся идеей прогресса. Рой резко выступал против сати, многоженства и идолопоклонства как варварских обычаев. Он обратился к вере Упанишад и проповедовал единобожие - веру в Брахмана (абсолют). По инициативе было открыто два первых колледжа для индийцев с европейской программой и он сам учредил колледж для брахманов с целью обучения их Упанишадам.
Ондатр, Вы считаете англичан просветителями. Как они, христиане, относились к многочисленным изображениям сексуальных сцен?
Именно в британское время межнациональным языком Индии становится делийский диалект. Собственно, это был современный урду. Как к местному варварству ) Вт. пол 19 в. эпоха королевы Виктории это пик табуирования секса в европейской (и британской особенно) культуре. Но никто не бегал , не замазывал. Просто леди такие места не посещали )
Непал К востоку от Кангры в Гималаях простилась зона гуркхской экспансии. Начиная с 14 в. здесь шёл процесс индоарийской миграции и ассимиляции аборигенного ( г.о. тибетоязычного) населения. И параллельно внедрение кастовой системы. где пришельцы становились брахманами и кшатриями. Получившийся в итоге этнос назывался кхасами. В 18 в. процесс распространился и на Гималаи к северу от Ассама (индианизация шла и в Ассаме и Манипуре). К востоку от долины Катманду лежало кхаское княжество Горкха. В результате реформ оно к 18 в. резко усиливается и начинает завоевание соседей. В 1768/69 гуркхи завоевали долину Катманду с её древними неварскими княжествами. Катманду стал столицей новой империи. (буддизм после этих событий окончательно утрачивает влияние и становится достоянием изолированой кастовой общины - сейчас это где-то 10 % неваров, причём учение передаётся только высшим кастам). В 1763 г. гуркхи впервые добыли в качестве трофеев огнестрельное оружие.. В 1790-е уже наладили его производство. попытка вторжения в Тибет оказалась неудачной - натолкнулись на маньчжуров. Но на запад экспансия продолжалась. В 1806 г. гуркхи осадили столицу Кангры, но были отбиты сикхами. От Кангры до Сиккима однако все Гималаи были объединены. В 1814-16 г. против Непала вели войну англичане. В итоге Горкха потеряла треть владений и согласились на отказ от сношений со всеми странами кроме Британской Индии. На англичан впрочем, воинственность гуркхов произвели сильное впечатление. С этого времени гуркхи стали регулярно наниматься на британскую службу и англо-гуркхские части (гуркхские стрелки) являются одними из самых боеспособных британских подразделений и доныне. буддийские артефакты миниатюра (генеалогическое древо)
Цейлон Главные событий политической истории Цейлона - английское завоевание 1796, превращение в отдельную колонию Короны в 1800. завоевание англичанами Канди 1815, реформы 1830-х гг.: официальная отмена кастовых ограничений и трудовой повинности, введение частной собственности на землю . В области культуры тоже происходила глубокая трансформация. В период голландского господства на побережье была создана система школьного образования с целью вестернизации-христианизации населения (за непосещение школ даже штрафовали) и возникла прослойка "бюргеров" - цейлонских христиан - часто метисов. При этом католичество было запрещено (его снова разрешили англичане в 1806 г.). Множество католиков перебралось в Канди. Канди официально было буддийской страной, в действительности буддизм там находился в полном упадке. ентр острова никогда не был культурным центром. В нач. 17 в. его правителям удалось создать цепь духовной преемственности пригласив монахов из Аракана. Уже в 18 в. в Канди почти не осталось полностью посвящённых монахов, те кто был, не знали пали и не придерживались Винаи. Последний учёный монах - Веливита Сарананкара - в 1730-е смог заручиться поддержкой царя в идее возрождения буддизма и стал переводить палийские тексты на сингальский. Царь разрушил все католические храмы, но потом сообразил, что преследование христиан вредит карме. В 1753 г. на Цейлон прибыла , приглашённая царём и сангхараджей Веливатой группа сиамских монахов и тхеравадинская сангха была возрождена. называлась эта школа Сиамникая. После смерти Веливаты (1778 г.) система снова начала быстро отходить от буддиймких традиций - сангха фактически управлялась царём появился пышный церемониал, включающий многие традиции народного буддизма и индуизма, в центре оказалось поклонение богам. и самое главное доступ в сангху был сохранён только для одной высшей касты. На побережье (в английских владениях) нарастало недовольство, в 1803 г. группа монахов из средних каст получила посвящение в Бирме и создало собственную сангху - Амарапураникая - с требованием возвращения к чистой тхераваде - в частности отмены кастовых привилегий и начала знакомить мирян с Винаей. После завоевания Канди и подавления восстания 1818 г. земли большинства кандийских монастырей были конфискованы. Сиаманикая фактически потеряла централизованную организацию. Но большинство населения сохранила преданность именно ей. На острове появилось много протестантских миссионеров, так что проповедь христианства (разных направлений шла полным ходом). Бюргеры вполне вестернизироались и начали компанию за гражданские права. С 1820-х на конфискованных землях начало развиваться плантационное хозяйство. Местны там работать не хотели и английские плантаторы начали ввозить рабочую силу из Южно Индии. так на Цейлоне появились "новые тамилы" - индусы, естественно.
Табличка в Институте Индии в Оксфоде, 1883 г: "Это здание, посвященное Восточным наукам, было осовано для пользования Арийцами (как Индийцами, так и Англичанами), достойными и добродетельными людьми, желающими способствовать распространению знания... По воле Бога, пусть наука и литература Индии всегда будет обьектом интереса, и пусть взаимная дружба Индии и Англии постоянно растет".
Уже с конца 16-го века, сначала Португальские и Итальянские, потом и Французские Иезуиты составляют словари и справочники грамматики Санскрита и местных языков, и переводят философские трактаты, мифологическую, религиозную, астрономическую и просто литературу. Быстро обнаруживают параллели как с классической мыслью, так и с Библией (Потоп), и используют эти параллели для своей пропагандистской работы, позиционируя Библию как Утраченную Веду. Забавно, что вплоть до появления Англии в Индии, сами Веды добыть Европейцам не удается, и к 18-му веку устанавливается мнение что это мифические книги, пока полковнику Полье (французу, работавшему на Англичан, причем типа Штирлица среди Индусов), не удается добыть их.
ЮВА Для региона сер. 18- сер. 19 в. во многом продолжение предшествующего периода. На Яве в султанатах на фоне полной утраты независимости происходит т.н. "яванской возрождение" - последний расцвет средневековой литературы - ностальгия по великому прошлому, масштабная переводческая деятельность - почти всё классическое наследие переводиться (точнее перелагается) на современный яванский. мессианские ожидания вылились в восстание Дипонегеро (1829 )(естественно, неудачное) На полуострове продолжается рост могущества трёх великих держав. Малые или полностью теряют государственность (Чиенгмай) , или почти теряют (лаосские княжества, ставшие васальными владениями Сиама) или балансируют на грани (Камбоджа, которой исчезнуть совсем не даёт только сиамо-вьетнамское соперничество). Бирма и Сиам после кризиса сер. 18 в. вступают в новый период с новыми династиями. В Бирме династия Конбаун одержима имперским проектом. При дворе появляются брахманы - жрецы царского культа, цари активно вмешиваются в дела сангхи и конфискуют у неё "излишки " земли. Сама сангха приобретает строго централизованную организацию во главе с "инспектором"-татан-байной и утверждает жёсткую ортодоксию - расколы , секты искореняются свирепыми репрессиями. Поражение в войне с Британией вызвало невероятный шок. Бирма тут же начала строить новую армию более современную для реванша. И новое поражение. После чего стало ясно, что реформы неизбежны. В Сиаме новая династия Чакри с нач. 19 в. напротив решительно отказывается от индуистского наследия и культа девараджи. Царь начинает играть роль чисто буддийского монарха стремящегося к праведности и периодически уходящего в монастырь. С Цейлона привозят древний текст Типтаки и царский брат начинает реформу сангхи в целях возвращеня к самым древним классическим образцам. В результате появляется секта Дхаммаютика-никая - за которой последовало меньшинство монахов, но занявшая исключительное положение при дворе. Поскольку Лаос и Камбоджа были подконтрольны Сиаму там прошла аналогичная реформа с аналогичным результатом. Во всех странах ЮВА растёт значение торговли и рынка и везде коммерция находится в руках китайцев. Но в Таланде это процесс получил особый размах. Появились целые новые сектора - сахарны плантации и заводы, верфи принадлежащие хуацяо. Столица имела полумиллионное торгово-ремесленное население почти целиком инородческое. Система трудовой повинности переживала кризис. царь сократил срок до 4 месяцев в год, но все кто имел возможность откупались и работать отправлялись китайские рабочие. В сер. 19 в. даже появилась нужда в технических специалистах - и начали отправлять в Европу рабов для обучения...
Процесс реформы тхеравадинской сангхи завершился уже во вт. пол. 19 в. - когда на Цейлоне в 1864 г. появилась еще более строгая и аскетическая "секта" Раманнияникая , а вБирме в 1871 г. было собрано сангити (т.н. 5-й собор). Полной трансформации не произошло, но тхеравада в итоге подобно англиканству разделилась на "высокую", "широкую" и "низкую" церковь ) все в рамках ортодоксии.
Т.о. мы видим уже чётко разошедшиеся индусские кастовые и тхеравадинские общества. Цейлон находится посередине между ними. Принявшие ислам обществ Южных морей в значительной степени сменили цивилизационные ориентиры (Хотя Ява не до конца, тоже заняв промежуточное положение). Кроме того множество горных этносов в ЮВА осталось за пределами воздействия любой мировой религии и местных цивилизаций. В политических событиях они начинают участвовать по мере развития у них политогенеза (стадии вождества) - в роли варваров совершающих набеги, данников или наёмников. М ыпочти несомненно можем констатировать , что в период мусульманского владычества индусские общества резко затормозили в своём развитии и ускорились после британского завоевания. Но до мусульман раджапутская клановая система управления отличалась высокой степенью архаичности. Общества ЮВА в принципе изначально значительно отставали от индийского. К 19 в. это отставание заметно сократилось. Но буддийская (тхеравада) модель развития государственности тоже несла в себе весьма архаичные черты древних обществ - прежде всего кране низкий уровень развития собственности, рынка, личной инициативы, денежного обращения - вместо это мы видим преимущественно государственный контроль над экономикой осуществляемый через меры внеэкономического принуждения (трудовая повинность прежде всего). Но большое внимание уделялось морали, долгу, самоконтролю. Сангха приобретала роль инстанции контролируещей и поведение высшей власти. (последняя, впрочем, порой имела параллельную магическую-индуистскую систему легитимации. В той же Бирме ещё во вт. пол. 19 в. по требованию придворных брахманов-астрологов совершались человеческие жертвоприношения местным духам -натам). Каст здесь не было но была аристократия, системы рангов, и торгово-ремесленное сословие из китайцев. В целом общество было чрезвычайно консервативно (как и кастовое индийское).