Постколониальный период. вт. пол. 20 в. Хотя политическая активность антиколониальной направленности была в регионе достаточно высока, всё же власть европейских держав казалась незыблемой. Смертельный удар ей нанесла вторая мировая война. В 1941-42 г. вся ЮВА была оккупирована японцами (до 45 г.). К концу периода оккупации повсеместно европейские колониальные власти были упразднены. Большая часть стран официально получили от Японии независимость. Сиам (с 1939 г. - Таиланд) был союзником Японии. В Бирме, Инжонезии местные национальные лидеры (Сукарно, Аун Сан) входил в прояпонские правительства. Японцы создали местные армии. Была создана и армия из индийцев - правда боевые действия в Ассаме был для Японии неудачны. Для индийцев это коллаборационисты из индийской армии был национальными героями. Когда стало ясно, что поражение Японии неизбежно эти силы стали переходить на сторону англичан. Поражения европейцев в начале войны произвели крупнейший перелом в массовом сознании местного населения - рухнул миф на котором в значительной степени всё и держалось Потом был голод (в Индии погибло в 43 г. от 1,5 до 4 млн. человек. в ЮВА в 44-45 г. сколько неизвестно (во Вьетнаме от 0,4 до 2 млн.). Когда победители в 45 г. прибыли принимать капитуляцию японской армии (на тот момент с боями была отбита только Бирма) они попали уже в другой мир, где власть пришлось восстанавливать, сражаясь с местными силами.
Окончательно это так и не удалось. Колонизаторы были вынуждены уйти. 1947 Британская Индия была разделена на доминионы Индия и Пакистан. (между которыми тут же вспыхнула война). Т.е. был реализован план Мусульманской лиги. Бирма (ране входившая туда же) также получила независимость ( 4 января 48 г.) и за компанию Цейлон (доминион до 1972). Раздел княжеств между Индией и Пакистаном завершился в 49 г. В 50 г. княжества были упразднены (раджи получили пенсии). В 1950 Индия стала республикой. Пакистан в 1956. В 1954 Индия аннексировала города-колонии принадлежащие Франции, а в 62 г. - Португалии. Голландия из Индонезии и Франция из Индокитая уходили с тяжёлыми боями. Индонезия добилась независимости в 1950 (после 5 лет войны). Лаос и Камбоджа были вовлечены в войну во Вьетнаме которую повели против Франции коммунисты. Здесь также возникли напрвляемые из Вьетнама левые повстанческие движения. Франция, теряя область за областью решила договориться с королями. В 1953 г. Камбодже и Лаосу была предоставлена независимость (в Лаосе , правда на некоторое время Франция сохранила контроль над армией)
Чисто стадиально страны региона обрели независимость на этапе крайне болезненного перехода от средневековья к новому времени, примерно на той, на которой в Европе бушевали религиозные войны. Довольно успешно прошёл его Таиланд (сиамской модернизации может быть стоит посвятить отдельную ветку) и Индия, чудесным способом сохранившая демократическое устройство , унаследованное от британцев, при всех кризисах. Для многих стран независимость означала погружение в бесконечную гражданскую войну. При этом руководители первого поколения были исключительно гуманными людьми - У Ну (в Бирме), Народом Сианук (Камбоджа), Неру, Сукарно (Яник, коли читает, сейчас явно вспомнит советский рифмованный анекдот ). Это они изобрели Движение неприсоединения и буддийский социализм. В 1950 на Цейлоне создаётся Всемирное братство буддистов. В 1954-56 в Бирме (при У Ну) проходит вселенский тхеравадинский собор (т.н.6-й). ООН возглавляет соратник У Ну - У Тан (1962-71). Главой счётной палаты Бирмы был У Ба Кхин - знаменитый мастер медитации - учитель Гоенки- основателя движения Випассана. Сукарно придумал Пять принципов. Но остановить ситуацию сползания в мясорубку почти никакому не удалось. Больше всех пострадала Камбоджа - страна у которой первой в ЮВА закончились свободные земли и прирост населения начал давить на жизненный уровень.
Конфликт был не религиозный (в большинстве случаев), а социальный и национальный. Но линия разлома как правило совпадала и с конфессиональной границей. Как вы помните для цивилизации ЮВА были характерны: крайне низкий уровень товарно-денежный отношений, высокая тенденция к уравнительности, огромная роль государства в экономике. и (для ирригационных обществ) корпоративные стратегии. Соответственно, изменения начавшиеся в колониальные времена воспринимались крестьянской массой кране негативно. Тотальная задолженность перед китайскими банкирами-ростовщиками, богатеющий города на фоне беднеющих крестьян... Всё это создало социальную базу для коммунистов. Вторая линия разлома проходила между цивилизованным центром и горными национальными окраинами - с множеством племён насильно втянутых в государственные структуры и воообще чуждые происходящим процессам. Здесь почти не было влияния буддизма (или ислама), но активно поработали христианские миссионеры. Эти воинственные горцы и стали главной растопкой войны. Последовательность событий была такой: уже в кон. 40 гг. пламя коммунистического восстания и партизанской войны охватило Бирму, Таиланд, Камбоджу, Лаос, Малайю. Коммунисты здесь создали для себя мощные базы ещё во время японской оккупации. Руководящий и направляющий центр сформировался во Вьетнаме (в Лаосе и основные силы партизан составляли вьетнамцы). В Бирме в координации но независимо от коммунистов подняли мятежи и сепаратисты. Гуманные правители первого поколения были ориентированы на мягкий социализм и антиимпериализм. Их экономические и политические мероприятия исправить ситуацию не смогли. На втором этапе ( 60-е) они были смещены генералами. б.ч проамериканскими.(исключение - Бирма - где режим Не Вина был социалистическим, но не просоветским). Они активно встряли в войну на стороне США и ещё больше усугубили положение. (зачастую теперь коммунистические партизаны обрели легитимность в глазах населения как защитники свергнутых законных правительств) На третьем этапе (70-е) коммунисты победили в Камбодже (Кампучии) и Лаосе. Кампучиейские были ориентированы на Китай и враждебны Вьетнаму. Они осуществили самый масштабный левацкий контрмодернизационный эксперимент в истории, перебили за 4 года более 2 млн. человек (включая всех монахов и интеллигентов) и были свергнуты в результате вьетнамской интервенции, посадившей во власть "правильных " коммунистов. На четвёртом этапе (сер. 80-х) начинается "перестройка" - восстановление рыночных отношений. В то же время тлеющий национальный конфликт на Цейлоне с 83 г. переходит в открытую войну . пятый этап уже нынешний.
среди буддийских стран региона из пяти три можно причислить к разряду "провалившихся". это связано прежде всего с социалистическими экспериментами и длительными войнами: Бирма война с коммунистами продолжалась с 1948 до 1989 г. и закончилась поражением последних. война с племенным сепаратистами продолжается и доныне. военно-социалистический режим Не Вина, правивший с 1962 г. ушёл в 1988 г. Однако власть взяла военная хунта. в 1990 она проиграла выбора, но не признала их результат и ввела прямое военное правление. На страну были наложены санкции. Вновь свободные выборы с новой победой той Су Чжи (дочери Аун Сана) прошло только в этом году. Военные режимы Бирмы (Мьянмы) не имели однозначных внешних покровителей и стрались не конфликтовать с сангхой. Камбоджа война с коммунистами ("красными кхмерами") шла с 1946 по 1998 г. (кроме периода 1975-79 когда они были у власти). Отказ от социализма произошёл в 1991 г. в 91-92 гг. страной управляла ооновская администрация с целью её реконструкции. Реально однако с тех пор страной продолжает управлять в том или ином качестве бывший коммунистический (провьетнамский) лидер Хун Сен. Режим его может быть охарактеризован как мягкий авторитаризм, примирившийся с буддизмом. Лаос война с коммунистами продолжалась до 1973 г. и закончилась взятием ими власти в 1975 г. Находятся они у власти и ныне, хотя с 1986 г. проводят экономическую либерализацию ВВП на душу в них соответственно: в Лаосе 1785 $, в Бирме 1269, в Камбодже 1140
Благополучными могут считаться Таиланд (5426 $) и Шри Ланка (3768) Шри Ланка (Цейлон) сохраняла демократическое устройство с момента получения независимости. Однако с 1983 по 2009 г. здесь шла война с тамильскими сепаратистами. конфлик был спровоцирован традиционной "проблемой мигрантов" - не выполнением правительством обещания предоставить гражданство всем тамильским мигрантам уже давно перебравшимися из Индии и сделать тамильский вторым государственным. Потом это было сделано - но война уже началась. Ответственность лежит и на очень активных сингальских националистах, который и буддизм рассматривали исключительно как национальную религию. Таиландом чаще всего правили правые военные режимы, с перерывами на демократию. война с коммунистами шла в 65-85 гг, но боевые действия никогда не приобретали такого размаха как у соседей. Цейлон стал значительным центром текстильной промышленности. Таиланд - туризма ( правда с несколько сомнительным имиджем всемирного публичного дома). Таиланд (вт. пол 20 в.) адский парк (парк грешников) Посмотреть вложение 31325 Посмотреть вложение 31326 Посмотреть вложение 31328 парк Сала Кеоку (построенный сумасшедшим монахом Сулилатом) и его продолжение в Лаосе- на другом берегу Меконга
Когда говорится об исламском мире, обычно сразу представляется что-то такое арабо-среднеазиатское. Но это уже далеко не так. Сейчас большая часть мусульман мира живут исламском мире-2 ) т.е. в Южной и Юго-Восточной Азии (это т.с. "ислам без чадры"): 221 миллион в Индонезии. 177 миллионов в Индии, 176 миллионов в Пакистане, 144 миллиона в Бангладеш. Потом следует Нигерия и уже только потом самая населённая старомусульманская страна - Египет с 79 миллионами. В ЮВА ещё есть мусульманская Малайзия с крошечным нефтяным Брунеем. В Малайзии война с коммунистами шла с 1948 по 89 г. Первоначально её вели британцы, которые отсюда долго не уходили. Континентальная Малайя получила независимость в 1957 г. в 63 к ней присоединилась островная часть. Из-за постоянной угрозы со стороны Индонезии,смотревшй на неё как на свою территорию, Малайзия всегда имела чётко западную ориентацию. И, соответственно , получала значительную помощь. это и высокий процент хуацяо среди населения привело к тому , что стана стала экономическим лидеров региона.(10 073$ на душу). Это индустриально развитая страна. Индонезия создавалась как империя - с территорией более обширной чем любая предшествующая островная держава и первоначально довольно экспансивной внешней политикой. В 1965-66 гг. ценой геноцида китайского населения компартия здесь была уничтожена без войны (полмиллиона убитых, полтора миллиона арестованных). В результате в 66/67 г. была установлена военная диктатура Сухарто который правил до 1998 г. В результате валютного кризиса и массовых волнений режим пал и Индонезия перешла к демократии. ВВП на душу 3412 долларов.
Восточная Бенгалия первоначально была частью Пакистана. но в ней развиваются сепаратистские настроения. усугублённые раздражением от бездействия правительства во время наводнения 1970 г. (полмиллиона погибших). В ответ на сепаратистское выступление туда в 1971 г. была брошена армия, устроившая в частности геноцид индусов (оценки числа убитых от 300 000 до 3 млн.). Индия поддержала сепаратистов. После девятимесячной войны. Восточная Бенгалия стала независимым Бангладешем. С 1975 по 90 им правили диктаторские режимы. Главана проблема страны (помимо периодических наводнений) страшное перенаселение. Западный Пакистан после потери Бенгалии постепенно всё больше включается в ближневосточную цивилизацию. Диктаторские режимы чередуются там с попытками демократии. ВВП на душу в Пакистане 1427, в Бангладеш 1266 долларов.
В Индонезии очагом индуизма и искусства продолжает оставаться остров Бали (единственно, оказавшись в мусульманском государстве, женщины там стали прикрывать грудь). Искусство там действительно "народное" )
Индусской в основном страной остались собственно Индия и Непал. Был ещё Сикким. Восточные Гималаи в 18-20 вв. оставалась зодной кхасской (индусской) колонизации. Т.о. это тибетское княжество оказалось к 20 в. населено преимущественно индусами- непальцами. Однако к Индии оно присоединится отказалось и сохранило статус протектората уже независимой Индии до 1975 г. когда там произошёл переворот и узурпатор призвал индийские войска. После этого был проведён референдум и по его результатам Сикким присоединён к Индии. Непал с сер. 19 в. управлялся своего рода "сёгунами" из дома Рана , а их многочисленные родственники составляли высшую феодальную знать. В сер. 20 в. Непал был ещё вполне средневековым обществом с отставание от Индии лет на 200. Хотя в 1910-20 е. здесь и появились газета и кинотеатр. И даже было отменено рабство. В 1950 г. непальские эмигранты создали в Индии Непальский национальный конгресс по образцу индийского, а в 1951 г. король бежал в Индию соединился с оппозицией и опираясь на индийскую поддержку взял власть в Непале в свои руки. Появилось много партий (на феодально-клановой основе), конституция, парламент и даже партийный кабинет. В 1962 г король всё это распустил и ввёл систему панчаятов - сильно напоминающую советскую власть в её раннем варианте и также прикрывающую абсолютную власть правителя. в 1990 в результате массового движения Непал вернулся к модели конституционной монархии с партийными кабинетами. В 1996 г. коммунисты-маоисты начал гражданскую войну , которая продолжалась до 2006 г. и закончилась принятием большинства их требований (коммунисты-ленинцы в это время поддерживали королевское правительство). Начались преобразования и в 2008 г. Непал был провозглашён республикой. С тех пор Непало правит конституционная ассамблея, которая так и не смогла придумать конституцию. все зависит от неустойчивых соотношений между непальским конгрессом , ленинцами и маоистами. Причём сначала маоисты, а потом ленинцы некоторое время возглавляли кабинет , а потом тихо слиняли под разным предлогами. Страна одна из наименее развитых (собственно, наименее развитая в регионе). ВВП на душу 751 доллар, в сельском хозяйстве 75% населения.
Индия Несмотря на отделение Пакистана и Бирмы Индия осталась громадным государством и региональной сверхдержавой . Население её на данный момент 1,3 миллиарда человек, что совсем немного уступает Китаю. А учитывая высокую рождаемость , обгонит его в ближайшее время. Национальности Индии (со своей историей, своей литературой и т.д.) по численности превосходят европейские нации. Экономика Индии тоже выглядит впечатляюще - 2,3 триллиона долларов ВВП - 7 е место в мире, но быстро растущее население не даёт особо подняться душевым показателям - 1688 на душу. Количество проблем колоссально - трудности переходного периода индустриализации, куча мелких вооружённых сепаратистских движений по окраинам. С 1967 г. и доныне вооружённую борьбу с правительством ведут маоисты - их действия охватывают половину страны, хотя редко выходят за границы "аграрного бандитизма" (ленинцы действую легально и нередко возглавляют правительства штатов). Общий уровень развития общества соответсвует скорее европейскому раннему новому времени - отменённая кастовая система жива, ИНК воглавлялся династией: Неру-Индира Ганди - Раджив Ганди - Соня Ганди (последняя - вдова Раджива, итальянка и католичика), традиционное общество в самых архаичных формах охватывало большинство населения всю вт. пол. 20 в. проблему массовго голода удалось решить в 60 -е благодаря "зелёной революции", проблема нищеты не решена и поныне. Но вопреки всем этим показателям чудесным образом в Индии существует непрерывно и развивается демократия. ) ИНК создавший современную Индию всегда в общем-то был партией социалистической и светской. но действовал крайне осторожно (и не всегда эффективно). До 1977 г. он находился у власти непррывно. С 69 г. правительств ИНК во главе с Индирой Ганди по пыталось пойти на прорыв - начало широкую национализацию и аграрную реформу, объявило войну бедности, в частности начав жёсткую борьбу за ограничение рождаемости. Встретив сильную опозицию Ганди ввела в 75 г. чрезвычайное положение. В этот момент индийская система явно балансировала на грани авторитаризма. Но в решающий момент в 77 г. Индира неожиданно отменила чрезвычайщину и провела выборы, которые проиграла. С 90-х гг. сменяющиеся индийские правительства (формируется что-то вроде двухпартийной системы) перестали делать попытки вытащить большинство из нищеты и сделали ставку на развитие тех кто готов развиваться. Индийская экономка резко рванула вперёд на фоне не менее резкого увеличения разрыва в доходах, менталитете и образе жизни. У власти сейчас Бхаратия джаната парти (которые укрепляет свои позиции уже два десятилетия) - . вотличие от светского ИНК это партия индусов - т.е клерикальные настроения в обществе крепнут. До этого мы несомненно имели ситуацию когда десятилетия население голосовало за партию с мемовыми ценностями минимум оранжево-зелёными. Также не вызывает сомнения значительное присутствие в индийской мысли 20 века "второго яруса" ) Но вот именно сейчас когда демократия в Индии стала удовлетворять самых требовательных наблюдателей и сформировался значительный седний класс, вперёд вышли сине-оранжевые. )
Ну, активизация маоизма в деревне произошла именно на этом фоне. фактически в Индии сформировалось три "класса": 1.вестернизированный . тут создают атомную бомбу, летают в космос, занимают лидирующие места в мире по програмному обеспечению и т.д. здесь постколониальные исследования, экофеминизм, критика индуизма. в 21 веке живут и целые штаты - как Керала. 2. огромный довольно зажиточный класс, увлечённый потребительством и теливизором. это мир Болливуда, телешоу и пластмассовых кукол в храме, где браки между детьми по-прежнему заключают родители . 3. традиционное общество, живущее в нищете, мир каст, массовой религиозности. постепенно разъедаемый левым радикализмом. на 1-й и 3-й мир приходмится где-то по четверти населения, на второй - половина. Интересен характер "духовных движений" вт. пол. 20 в. Основная их особенность в том, что они во-первых международные, направлены на идейную экспансию за пределы Индии. а во вторых являются весьма успешными бизнес-проектами. Тут Сатья Саи баба (с 1950), "Брахма Кумарис" (фактически 52, хот я основан ещё в 36 г.), "Ананда марга" (55). Трансцендентальная медитация Махариши (57). Кришнаизм Свами Пабхупады (69). нео-саньяса Ошо (70), даже Випассана Гоенки (хотя наимение коммерческая из всех, но созданная выдающимся бизнесменом ) ) однозначно международный проект Ауровиль (68 г.)
В индийском искусстве складываются в 50-е три направления. одно продолжало линию бенгальского возрождения Харен Дас Святослав Рерих другое примитивистскую линию Джамини Роя (оно и ныне сохраняет влияние)
третья линия авангардная первым авангардистом Индии ещё с 1942 г. был Пуриташ Сен а первая влиятельная авангрдная группа ("Бомбейская")оформилась в сер 50-х: Раза Суза Мехта Хусейн