Сиам: история модернизации

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем Ондатр, 21 ноя 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В качестве приложения- иллюстрации к ветке http://forum.arimoya.info/threads/Индия-и-ЮВА.4145/
    поскольку именно Сиам (Таиланд) ныне , пожалуй, наиболее успешная из всех стран индо-буддийской цивилизации.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Государство из которого развился нынешний Таиланд возникло в 1350 г., когда князь Утонг основал стольный город Аютия.
    Действующими лицами в этой истории были кхмеры, таи, моны и китайцы. А также буддисты и индуисты.
    Моны здесь были коренным населением. Это был очень цивилизованный народ, государственность у которого начала складываться ещё в первые века н.э. С давних времён они были буддистами.

    Кхмеры - создатели империи Камбуджадеша, которая в 11 в. включила в себя и монские земли. Доминировал у них индуизм. Империя глубоко трансформировала все местные институты. В кон. 13 в. правда монское государство было восстановлено, но что оно собой теперь представляло неизвестно.

    Тайцы (сиам) это варварские народы , которые были в 11-12 в.федрированы Камбуджадешей и поселены на военной границе. Этноним этот значит ровно тоже, что и "франки" - "свободные". В условиях кризиса империи 13-14 вв тайцы спустились и в монские земли. Переселение, похоже, было мирным. Земли здесь хватало. Постепенно и моны перешли на тайский язык, а тайцы освоили монские методы хозяйствования (ирригационное рисоводство) с помощью индусских отшельников- риши, которые, похоже, нередко становились в тайских деревнях жрецами- старейшинами.

    Китайцы, видимо, появились здесь ещё позднее. Кон 13.в это эпоха монгольских завоеваний. Вассалами монголов к кон. 13 в. стали почти все индокитайские государства. Соответственно, был и приток китайцев - солдат, управленцев,торговцев, но больше, видимо,.беженцев.
    В 14 в. китайские купцы, видимо, обосновались и в описываемом регионе. Есть серьёзные основания полагать, что сам Утонг был именно сыном главы китайской общины. И получил власть женившись на монской(или кхмерской) принцессе и путём народного избрания. Он принял буддизм тхеравады. Но место для столицы ему указал некий лесной отшельник (вероятно, риши).
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Перед Утонгом (Который принял имя Рама Тибоди) стоял выбор из несколько моделей государственности.
    Первая разваливалась в это время в Камбодже, это модель индусской империи с культом девараджа.
    Здесь правитель был богом на земле, воплощением Шивы (или Вишну, или даже Будды). Его обслуживал пышный придворный культ со штатом брахманов. Объектом торжественного почитания была царская Линга. На советы мудрых брахманов и и индийские дхармашастры он должен был опираться в своей деятельности. О народе он должен был заботиться как о своей собственности, защищать его и чинить правосудие (с помощью огромной армии и бюрократического аппарата).
    Стоило всё это (особенно культ) очень дорого.

    Вторая модель - буддийская - утвердилась в тайской государстве Сукотаи (оно объединило в кон. 13 в. б.ч. тайских вождеств). В этой модели признавалось что-то вроде "общественного договора" - первый царь на Земле когда то был избран за свою праведность для урегулирования конфликтов. Задачей царя было творит добро - заботиться об образовании, о животных, о нуждающихся, о монахах и т.д. Он не должен был захватывать чужое имущество, должен осуществлять правосудие лично по первому требованию и поощрять добро (по возможности прощая зло против себя лично). Это впрочем, не спасло Сукотаи от сепаратизма. Это государство тоже распадалось, хотя возглавлялось философом на троне - Ле Таи.

    Третья модель была китайская. С централизованным аппаратом , разделённым на ведомства , профессиональной образованной бюрократией ка высшим сословием, делением населения на военную и гражданскую часть. Но империя Юань в это время опять же гибла под ударами крестьянских восстаний.
    И Рама Тибоди, похоже, решил взять что -то от каждой. Во всяком случае его королевство не было "варварским", а прямо продолжала сложившиеся традиции государственности.
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из сукхотайской был заимствован государственный буддизм. Король, вступая на престол приносил присягу "быть хорошим" и заботится о нравственности своих поданных. Продвижение чиновников о службе напрямую связывалось с их добродетелью и буддийским образованием. Их отношения с населением должны были быть строго формализованы в рамках принятой морали. Выполнение государственных повинностей тоже считалось моральным долгом. Накопление частных богатств могло быть оправдано только намерением пожертвовать их монастырю.

    Из камбоджийской был заимствован культ бога-царя и традиционная модель государства с убыванием сакральности и централизации от центра к периферии. Царский культ обслуживали брахманы почитались царские лингамы. В столице были сосредоточены чиновники и жрецы (храмы занимали 5/6 всей площади города). 4 провинции по сторонам света возглавляли удельные принцы, далше сакральность ещё больше убывала там сидели местные вассалы. Персна царя была настолько божественной что обсуждение престолонаследия считалось преступлением. (оно кстати так и не было полностью формализовано).

    Из китайской был взят принцип 6 центральных ведомств - кромов и деление центральных провинций на гражданские и военные (с припиской к соответствующим ведомствам) по характеру основной повинности. Принцип бюрократического управления с отстранением от него титулованой знати. Последняя состояла из потомков царей до 5 поколения, и определялась китайским же принципом снижения титула в каждом поколении. 6-е поколение становилось простолюдинами.

    Здесь надо ещё сказать, что общее направление социально-экономической эволюции в регионе было совершенно не "западным", а скорее "дальневосточным". Т.е. От крупной феодальной собственности К государственной бюрократической. Процессы эти активно шли ещё в Камбуджадеше и теперь в Сиаме (Аютии) нашли полное завершение. Основной формой эксплуатации здесь стала трудовая повинность по шесть месяцев в год плюс налог-десятина. В окраинных районах трудовая повинность впрочем заменялась уплатой налога экзотическими экспортными товарами.

    Что касается самих соседей, то Сукхотаи было вскоре завоёвано Сиамом, Камбоджа была местом куда совершались периодические походы и которая постепенно низводилась на роль вассала. К Китаю же Сиам всегда относился с большим пиететом, полностью принимаю китаецентрическую модель мира, с отправкой туда регулярных посольств с данью (чрезвычайно выгодных с экономической точки зрения)
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Окончательно сиамская модель оформилась в сер. 15 в. с помощью угнанных из взятой камбоджийской столицы специалистов.

    Основным регулятором стал система рангов - сактина (сакди на), имевшее выражение в определённой земельнй площади. Например нищий имел ранг сактина 5 рай , раб - ниже 10, полноправный общинник глава семьи - ранг сактина 20. члены семьи подчинялись ему , поскольку имели более низкий ранг.
    семьи были большими и усадьбу с землёй наследовала младшая дочь.
    старосты часто были наследными, происходили от риши и имели более высокие ранги сактина. также как высокие профессионалы -ремесленники и вообще специалисты, а также заслуженные и добродетельные люди. простолюдины могли иметь ранг до сактина 350. Получив ранг 400 они автоматически освобождались от налогов и повинностей и причислялись к элите.
    чиновники имели ранг до сактина 10 000 (всего их было вместе со знатью ок 2000 человк на общее население в 2 миллиона). В соответствии с сактина они получали право собирать в свою пользу налог-десятину с соответствующего числа крестьянских хозяйств (начиная с 20). Высшим сановникам кроме того жаловались рабы из военнопленных и они могли сами вести большие хозяйства на свободных землях, но всё равно эти земли не были их собственностью.
    Помимо этого чиновники и знатные имели клиентов. Каждый свободный должен был выбрать себе "сеньора" в доме которого с 18 до 20 лет находился на службе- военном обучении , сановник мог и задержать такого человека у себя дольше, включив в свиту, такие считались его крепостными (прай сом). Остальные же в 20 лет возвращались в статус государственных крестьян (прай луанг), однако оставались клиентами своего патрона-сеньора, который руководил им на общественных работах, в армии и вообще отвечал за него перед государством. Причём сеньора можно было при желании сменить.

    Города в этом обществе были небольшими административными центрами, внутренняя торговля была неразвита, зато велась значительная государственная внешняя. В 16 в. появились казённые мануфактуры с прикреплёнными ремесленниками.

    В целом эта модель дожила до 19 в.- эпохи модернизации.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    знать получала своё содержание по сактина не получая, часто, должностей
    чиновники, напротив , имели содержание только в связи занятием должности и и положения в системе по четырём системам оличий. Своё имя и род чиновник при этом терял. Он назывался только по рангу-должности и потомкам мог передать только рабов. почитался пост, а не конкретное лицо.
    отдельно существовало буддийское духовенство, тоже свободное от повинностей. оно высоко почиталось. монастыри имели обширные и всё увеличивающиеся богатства. в послушники на некоторое время отдавали многих детей страны - для обучения.потом они возвращались в мир.
    сангха имела централизовнную структуру.

    Зависимые были трёх категорий - военнопленные и их потомки - рабы, челядь - прай сом, и долгове рабы (полные или частичные) с возможностью выкупа. Постепенно их становилось всё больше (обычно домохозяева продавали или закладывали жён и детей). Долговые рабы не освобождались и от обязанностей по отношению к государству.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Корпоративная ирригационная модель отличалась высокой устойчивостью и способностью к воспроизводству после кризисов.
    Если сравнивать, например с Московией, оформившейся в то же время, то увидим, что та достигла сравнимого уровня не раньше сер. 16 в. Но российская система гораздо более динамичная, менее равновесная, с высоким уровнем самоорганизации и собственности ).

    Система подобной сиамской могли угрожать две основные опасности : первая это перенаселение. Сиаму она не грозила. Резервы свободных земель сохранялись здесь до 20 века.
    вторая это "приватизация"/ "феодализация", т.е. постепенный переход ресурсов из рук государства в руки элиты.
    Такие процессы начинались , но каждый раз пресекались или военным кризисом и гос. политикой.
    Мы видим , наоборот, рост централизации.
    В 15 в. принцы из центральных провинций были перемещены на окраины, а центр полностью перешёл под контроль правительства. в 16 в. принцев в роли наместников сменили сановники не-королевских кровей. Но и они ещё были довольно автономны и тяготели к передачи власти по наследству. А сановники центральных ведомств обзавелись тысячами лично-зависимых.
    В 17 в. жестокие правители из династии "золотого дворца" расправились со столичной элитой, заставили наместников жить в столице под строгим надзором (запрещалось даже ходить друг к другу в гости) ,а в провинции назначили "заместителей" из чиновников более низкого ранга. И наконец полностью упразднили наместничества, а заместители стали губернаторами назначаемыми только на три года.
    Постоянно растёт число государственных торговых монополия на наиболее ценные товары. А в 17 в. они распространяются и на торговлю многими импортными товарами внутри страны (часто полупринудительной)
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    возможно даже, что кризисы играли роль "перезагрузки" системы )
    повторялись они каждый век: это бирманские завоевания 1569-84 и 1767, и восстание Петрачи 1688-89г. предотвратившее французское завоевание. В каждом случае имело место народное восстание, гражданская война и гибель или угон части старой элиты.

    Вторая особенность Сиама нехарактерная для ирригационных моделей - это ярко выраженный интерес к внешнему миру и внешней торговле. Уже в кон. 14 в. были установлены тесные связи с Китаем, в нач. 16 в. с португальцами (тогда же появились португальские наёмники). Португальское завоевание Малакки привело к перемещению торговых путей из Индийского океана в Тихий на территорию Сиама . В нач. 17 в. торговля достигает апогея. В Аютии существуют многочисленные иноземные слободы , селятся японцы,португальцы, китайцы, вьетнамцы, арабы, индийцы, армяне. В 17 в. появляются голландские, английские фактории. в пер. трети 17 в. особенно большой оборот был с Японией. появляется японская гвардия, в Сиаме поселились многие японские христиане, вынужденные покинуть родину. В сер. 17 в. создана католическая епархия. Сиам сам в 1608 г. отправляет посольство в Голландию и настойчиво приглашает западных мастеров. Существует большой торговый флот. курсирующий между Индией и Японией.
     
    list нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ладно, картинки 8-)

    MapAyuttaya 1665.jpg
    (план Аютии 1665 г.)

    торговый баланс был положительным и в Сиам стекается много золота

    15 кон новembellishment-1918.jpg

    аютияembellishment-1923.jpg аютияembellishment-1924.jpg

    аютияembellishment-1925.jpg аютияembellishment-1926.jpg аютияembellishment-1927.jpg аютияembellishment-1928.jpg аютияembellishment-1929.jpg аютияnormal_embellishment-1920.jpg аютияnormal_embellishment-1921.jpg аютияnormal_embellishment-1930.jpg

    аютяembellishment-1922l.jpg

    0_2be4a_af6a9667_XL.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Здорово. Необычное решение - будто живые энергии в нём все просматриваются. Это камень или стекло?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    видимо, стеклянная копия каменного оригинала )
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Надо сказать, что дружить с европейцами в 17 в. было "всё равно, что играть с крокодилом".

    только перед этим испанцы, поминая подвиги конкистадоров, чуть внезапно не захватили столицу Камбоджи : " доминиканец Кирога де Сан Антонио : «Испанцы, перешли через две реки и обратили в бегство стражу, стоявшую на одном из мостов. Дойдя до дворца к двум часам ночи, они бросились в атаку, как львы. Испанцы разрушали стены и перегородки, брали приступом башни, ломали двери, убивали людей и продвигались вперед с быстротой молнии. Король с женами бежал, но его настигла пуля и он был убит. Сражение было таким жестоким, что земля дрожала под ногами испанцев. Когда взошло солнце, стали видны следы содеянного: разрушенный дворец, земля, покрытая трупами, улицы, красные от крови, — женщины испускали вопли скорби, одни по своим мужьям, другие по сыновьям и братьям. Город выглядел, как горящий Рим, разрушенная Троя или обращенный в развалины Карфаген. И это не преувеличение, а чистая правда; и это еще не самое страшное, что сделали в ту ночь сорок один испанец» "
    Впрочем, испанский губернатор Филиппин, трезво оценив силы, немедленно эвакуировал этих авантюристов.

    В 17 в. подмять Сиам поочерёдно попытались 4 европейские державы. Первыми начали испанцы, потребовав в 1629 г. выслать из страны голландцев. (а голландцы перед этим в 1619 г. потопили в сиамских водах английскую эскадру, после чего англичане сами закрыли факторию). Сиам отказал. Началась десятилетняя морская война, в которой Сиам победил. Отпустил пленных и предложил мир.
    В благодарность голландцы начали планомерно вытеснять Сиам с его традиционных рынков и грабить сиамские суда. В 1663 г. голландцы установили морскую блокаду Сиама и в 64 добились требуемого договора - монополию навечно на вывоз из Сиама оленьих и буйволиных шкур, фиксацию навечно размера пошлин, право экстерриториальности и т.д. Правда, следующая попытка - захватить остров с оловодобычей кончилась гибелью голландского фрегата.
    Давить дальше Голландия не решилась , потому что в игру снова вступила Англия и теперь баланс сил был иным. Англичане внедрили на сиамскую службу несколько своих агентов. в т.ч. грека Фалькона - ставшего фаворитом короля. англичанин стал комендантом основного порта страны- Мергуи. Но дальше британцы стали действовать нахрапом. В Мергуи вспыхнуло восстание и уже введённый туда английский гарнизон был выбит.
    Теперь в игру вступили французы, они перекупили Фалькона и вообще действовали хитрее всех - через иезуитов, миссионеров. Они миром добились права на оккупацию двух главных портов. Миссионеры вошли в ближайшее окружение короля Нарая , враждовавшего с сангхой (он пытался опереться на индуизм). Планы предусматривали переворот в возведение на трон марионеточного короля- христианина с последующим крещением страны и превращением её в французский протекторат.
    Планы был сорваны мощным восстанием, поддержанным главой сангхи. Фалькон был казнён, французы изгнаны. Внешняя торговля была свёрнута. Но ... католической миссии с епископом разрешили продолжить работу.
     
    La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ват Арун 17 в.
    0_193c4_f2471d6d_XL.jpg

    0_1ac05_a5ef2f01_XL.jpg

    0_1abe1_430519f3_-1-XL.jpg

    0_1abf1_fe1d37da_-1-XL.jpg

    0_1abf2_4a5809f3_-1-XL.jpg

    0_1abf3_de26489c_-1-XL.jpg

    0_1abf7_d96619f0_-1-XL.jpg

    0_26c9b_a7cee145_XL.jpg

    0_26c9c_4ff7fab9_XL.jpg

    0_26c9d_ad9e8649_XL.jpg

    0_26c99_ae47689_XL.jpg

    0_26ca0_51ea0c7b_XL.jpg

    0_26ca1_5522b8c4_XL.jpg

    0_26ca2_f753df4c_XL.jpg

    0_26ca4_2032f356_XL.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    События кон. 17 в. не привели к "перезагрузке" , кризисные явления продолжали нарастать. Казна испытывает всё нарастающее беспокойство по поводу сокращения числа налогоплательщиков. Уже упомянутый Нарай считал , что надо ограничить уход в монахи. Он ввёл обязательные госэкзамены для членов сангхи (что вызвало её недовольство)
    В 18 веке резкое сокращение внешней торговли уменьшило доходы казны и увеличило давление на крестьян, получило широкое распространение самопродажа в рабство , запись крепостные, аграрный бандитизм.
    Власти пытались перекрыть лазейки и ограничить эти процессы (например если один из супругов был крепостным дети всё равно становились свободными). велено было тщательно расследовать причины побегов - не было ли злоупотреблений. В 1740 г. был издан указ запретивший поступать в чиновники всем кроме потомков премьер-министров по мужской и женской линии. Тем самым де факто создавалось замкнутое служилое сословие. Сиам 18 в. всё больше напоминал Россию 17 века ).

    Изменилась торговля - большинство европейцев (кроме португальцев) ушло, в какой-то мере их место заняли китайские купцы. Они вывозили не экзотические товары и шкуры, а рис. Это втягивало в товарные отношения большее число сиамцев. Китайцы охотно женились на местных и их дети "натурализовались" и занимали видное положение.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    впрочем на фоне закручивания гаек ограничения были всё введены. Причиной послужила грубость епископа в устроенных придворных диспутах.
    Последовала реакция::«Почему вы так нападаете на нашу религию, ведь мы не осуждаем вашу? Здесь все нации уважают друг друга и религию каждой из них, кроме вас». Пропаганда христианства и нападки на буддизм в 1731 г. были официально запрещены. Впрочем, и без этого плоды пропаганды христианства были почти нулевыми. Епархия сохранилась, так как сохранилась христианская община из потомков португальцев и японцев. Ещё миссионеры крестили умирающих детей.
    Во время нашествия бирманцев христианам выдали 13 пушек и они участвовали в обороне столицы (а потом почётно капитулировали).
    Именно это бирманское завоевание 1767 г., последующее восстание и борьба между предводителями стала "перезагрузкой", но не только .именно после него началась эпоха преобразований.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    всё что до этого было предисловием. теперь непосредственно по заявленной теме. )

    Пья Таксин король 1768-82
    натурализованный китаец.руководитель антибирманского сопротивления и победитель в гражданской войне. известен как завоеватель - покоритель Чиенгамая, Камбоджи и Лаоса. Отличался демократическими манерами. Перенёс столицу к морю. Государственный контроль над населением при нём ещё более возрастает: запрещено "менять сеньора" - всем крестьянам начали наносить татуировку с именем патрона, государственная монополия охватила всю торговую деятельность, для обвинения и ареста стало достаточно только одного доноса.
    К буддизму король относился с презрением. Везде куда вступали его войска происходило массовое разграбление монастырей, ступы обдирали от золота и часто поджигали. Эти богатства направлялись на более "реальные " государственные нужды.Окружил себя гвардией из христиан.
    В конце, правда, король сам себя объявил Буддой и потребовал поклонения. Его свергли и казнили.

    К власти приходит нынешняя династия Чакри, которая и начинает уже последовательные преобразования в ином ключе.

    Конечно аналогии с историей реформ в царской России будут не прямыми. Ситуации сильно отличались.Но тем не менее кое-какие провести можно. Хотя бы чтобы видеть насколько различны в последовательности и содержании были те или иные предпринимаемые шаги. Общий уровень социального развития стран сравним (с отставанием Сиама где-то на век).
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2015
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    лао10.jpg

    лао12.jpg

    лао20.jpg

    лао19.jpg

    лао17.jpg лао18.jpg лао22.jpg лаоkfTree_of_Life_mosaic,_Wat_Xieng_Thong.jpg лаоphnom.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Рама 1. 1782-1809.
    выходец из служилого сословия (монского происхождения). занимал высший пост главнокомандующего. перенёс столицу в другой приморский город - Бангкок, заново отстроенный.
    Именно Рама 1 определил основное направление всех последующих реформ.
    первое и главное - он сделал однозначную ставку на буддизм как идеологическую основу преобразований. По сути, именно Рама 1 окончательно сделал Сиам буддийской страной : он уничтожил царские линги, культ девараджи, и вместо статуи короля велел сановникм поклоняться статуе Будды. (1782-85), в 1788 г. было проведено сангити (буддийский собор) с целью исправления накопившихся ошибок в Типитаке. В сангхе восстанавливается твёрдая дисциплина, 120 монахов виновных в тяжких нарушениях было сослано на каторгу и этот факт доведён до всей страны. Культ духов маргинализуется. Монастыри становятся сетью образовательно-социально-здравоохранительных учреждений.
    во-вторых делается ставка на привлечение китайских мигрантов , получавших большие льготы. до 1825 г. в стране поселилось 230 000 китайцев.
    были сняты все ограничения по происхождению для вхождения в состав чиновников. стали активно привлекаться к управлению также родственники короля - принцы и несколько породнившихся с ним семей. особенно клан Буннак - арабского происхождения. Эта знать активно участовала в торговых операция и становилась компаньонами китайских купцов. Экспорт риса становится регулярным и масштабным.
    Трудовая повинность сокращается до 4 месяцев в год, но учёт земли и населения проводится более тщательно и строго. Частно-зависимым (прай сом) разрешено по желанию переходить в государственные крестьяне.
    Наконец вводится единый новый свод законов (1801/5) (в преамбуле которого. в частности, говорилось о происхождении всех равно людей от богов) )

    дворец Рамы 1 и дворцовые храмы

    0_7a9f0_3b3bab4b_orig.jpg
    0_7a9f2_3ed9f461_orig.jpg

    0_7a9ed_43767628_orig.jpg

    0_7a9fc_c7e7d125_orig.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Важнейшим актом стало составление и кодификация эпоса Рамакиен (на основе Рамаяны) при активном участии короля (1797). ( старые версии погибли при падении Аютии).
    Рамакиен на протяжении веков служил источником сюжетов для всех литературных и драматургических жанров в Сиаме.
    Литературная жизнь при дворе бурлит . Так что есть основание говорить о тайском ренессансе. Переводится "Троецарствие" и "Махавамса", начинается ведение придворной исторической хроники и т.д.

    т.о. если первый такт реформ был имперско-мобилизационным, то второй, напротив - значительно снизил бремя возложенное на народ и сделал акент на культурно-религиозной составляющей , в сочетании с общим наведением порядка и усиления дисциплины. за счёт китайской миграции почти на пустом месте начинает развиваться городское сословие.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    царствование Рамы 2 (1809-24) было прямым продолжением предшествующего.
    Король был талантливым поэтом и драматургом, в его окружение входил поэт из народа - Сунтон Пу. ныне считающийся тайским поэтом номер один и отцом современной тайской литературы.

    При нём продолжительность трудовой повинности уменьшается до трёх месяцев в году, налоги снижаются, что способствовало хозяйственному подъёму. в 1810 г. объявляется амнистия для всех беглых крестьян. Начинают выдаваться свидетельства о землевладении всем фактически владельцам, с правом продавать и завещать землю. Но только на такого размера участка , которые хозяин мог обработать лично со своей семьёй. "Излишки" возвращались в казну.
    В 182 в страну пребывает английское посольство для подписания торгвого договора, никаких особых привилегий англичане не получили. Сиамцы хотели получить современное оружие на что англичане не пошли. В ходе переговоров выяснилось , что сиамцы (через католическую миссию) очень внимательно следят за европейской политикой и колониальными захватами и делают соответствующие выводы.
    Сами сиамцы и сиамские китайцы в это время снова вели широкую морскую торговлю с Китаем и странами ЮВА.

    Типологически реформы Рамы 1 и 2 можно сравнить например с реформами Алексей Михайловича, Никона и Фёдора Алексеевича8-)
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2015
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Соответственно, петровским реформам будет соответствовать деятельность Рамы 3 )

    Рама 3 (1824-1851) был сыном от наложницы . Законным наследником Рамы 2 был принц Монгкут.
    Но к моменту смерти короля основные бразды правления были у будущего Рамы 3, большинство придворных стояло за него и Монгкут отказался от борьбы за власть , уйдя в монастырь.

    Рама 3, ещё в молодости преуспел на поприще коммерции, он был синофилом и считался консерватором. Его правление - время когда на Сиам стало оказываться всё возрастающее западное дипломатическое давление. Король , однако, на уступки не шёл и подписывал только равноправные договора. Зато он выписывал западных инструкторов и под их руководством осуществил масштабную военную реформу. Побережье было укреплено цепью современных фортов, создан 10 000 -й корпус регулярной армии , построены верфи и построен современный военный и торговый флот. В Индокитае проводилась активная великодержавная политика - был окончательно завоёван Лаос и подтверждена зависимость Камбоджи. Главным соперником был Вьетнам.
    Перевооружение и войны стоили денег и король охотно соглашался заменить трудовую повинность денежными взносами тем , кто мог окупиться. В замену отправляли китайских рабочих. С китайцев также брали налог деньгами. Их продолжали приглашать в Сиам. За время правления Рамы 3 сюда переселилось ещё 250 000 китайцев и их теперь было 0.5 млн. из 6-миллионного населения страны. Они составили большинство населения столицы, открыли первые мануфактуры (сахарные в основном), покупали землю, создали систему кредита, стали первыми наёмными рабочими, стали проникать в чиновничий аппарат. При этом китайцы оставались подданными Цин и фактически управлялись собственными тайными обществами.
    Деньги стали значить очень много, как никогда. Многие крестьяне попадали в долги , число долговых рабов заметно возросло. Всего рабы составляли от четверти до трети населения.

    Происходит реформа сангхи Все монахи были обязаны каждые три года сдавать экзамены.

    Самые радикальные осуществил в своём монастыре Монгкут. С Цейлона и из монских монастырей были доставлены древние тексты Типитаки и началось их тщательное изучение. Монгкут хотел восстановить именно изначальный буддизм - строгий и рациональный. Все народные предания, фантастика и рассказы о чудесах отвергались. В основе была не мифология, а этика, строгое следование Винае, не заучивание ,а понимание, не ритуал, а общая польза..Новый вариант канона приняли далеко не все - была создана новая секта Дхаммаютникая . Сам принц изучил лаосский, кхмерский, вьетнамский, монский, бирманский, малайский , хинди и латынь.
    Он раскопал и законы древнего Сукхотаи с их чёткими буддийскими установками.
    После смерти брата Монгкут вступил на престол под именем Рама 4.
     
    La Mecha и plot нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    нач 19WLA_lacma_Buddha_Shakyamuni_Thailand.jpg

    Seated_Buddha_holding_a_mango_from_Thailand,_Bangkok_style,_18th-19th_century,_.JPG

    19Monk_Devotee_LACMA_M.2003.231.2_(1_of_2).jpg

    0_7a9e7_ae5da60c_orig.jpg

    0_7a9e5_84eea748_orig.jpg
    (очевидно, поп-исполнительница 8-) )

    1820-40Reunion_of_Vessantara_and_Maddi_with_Their_Children_and_Parents_LACMA_M.75.36.3.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2015
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Рама 4. (1851-68). Эпоха просвещённого абсолютизма.
    Thomson,_King_Mongkut_of_Siam.jpg

    заметим, что ни о каких культурных заимствованиях до сих пор речи не шло. До Рамы 4. Этот король выучил английский и проявлял живейший интерес к западным наукам, заодно просвещая придворных. Для образования своих жён и детей он сначала пригласил трёх американок - жён миссионеров. Но они со страстью стали проповедовать христианство и были удалены. В итоге нашли в Сингапуре английскую гувернантку - Анну Леонуэнс. (Именно она потом впервые привезла в Европу сиамских кошек). королю нравились не только науки , но и демократия. Он хотел бы быть президентом (а его младший брат и соратник вообще назвал сына Джорджем Вашингтоном). Пока же король вывесил у дворца ящик ,куда каждый мог опустить свою жалобу, рассматривающуюся вне всех бюрократических инстанций. При нём первые сиамцы были отправлены учиться заграницу.
    исключительно высок был авторитет короля в сангхе. хотя он резко урезал расходы на церковь, монашество было его опорой и пропагандистом реформ.
    умер король от малярии , которую подцепил в южных джунглях во время астрономических наблюдений.

    Курс Рамы Четвёртого сохранялся ещё многие десятилетия.
    Во внешней политике это был курс "уступания".
    Король очень трезво оценил ситуацию , когда колониальные державы перешли к решающему натиску. (1852 - разгром Бирмы. 1855 насильственное открытие Японии, 1858-60 2-я опиумная война, 1858-62 покорение Францией Вьетнама).
    Едва вступив на престол он сразу по своей инициативе отправил письма Наполеону 3 и папе.
    Прибывшая в 1855 г. английская миссия с требованием "открытия страны" была немедленно принята и договор подписан. За ним последовало подписание неравноправных договоров и с другими западными странами.
    Договору устанавливали для иностранцев право экстерриториальности, свободу перемещения, свободу торговли, отмену монополий, право покапать землю и вести бизнес, фиксировали навечно на низком уровне пошлины,а опиум вошли мог ввозиться беспошлинно (с условием, что продавать его будут только китайским перекупщикам, употребление опиума в самом Сиаме было запрещено).
    Труднее было поступиться влиянием в Индокитае, но в 1867 г. после раздумия Сиам без войны признал единоличное управление франции в Камбодже.
    Король по этому поводу написал:
    «Что может сделать небольшое государство, подобное нашему, когда его с двух или трех сторон окружают могущественные страны? Предположим, что мы откроем в нашей стране золотую жилу, которая даст нам много миллионов катти золота, и его будет достаточно для покупки сотни военных кораблей. Но даже с золотом мы не сможем бороться против них, поскольку нам придется покупать у них же эти самые военные корабли и снаряжение. В настоящее время мы не имеем возможности сами производить эти вещи. Если даже у нас будет достаточно денег, чтобы купить их, эти страны могут в любой момент приостановить продажу, как только поймут, что мы вооружаемся против них.
    Единственное оружие, которое мы имеем и сможем употребить в будущем, — это наши уста и наши сердца, исполненные здравого смысла и мудрости. Только они могут защитить нас».

    Внутри страны ещё в 1855 г. натуральная десятина была заменена денежным налогом с площадей. Началась чеканка серебряной монеты. За исполнение трудовой повинности стали платить. Уже в 1855 был построен первый сиамский пароход (двигатель купили в Америке), потом было спущено на воду ещё 22. Китайцами были основаны десятки мануфактур ( в т.ч. несколько с паровыми двигателями) - в основном сахарные, но также рисорушки, лесопилки, железноделательные, рудники. Англичане проложили телеграфные линии в Мандалай и Сингапур.

    Но начали сказываться и отрицательные стороны ростовщической "закредитванности" крестьянства. В конце правления король ограничил размеры взимавшихся процентов (правда, нашлись лазейки). И очень осторожно начал искать подходы к проблеме долгового рабства (игравшего в сиамской экономике роль сопоставимую с крепостным правом в России).
    В 1865 г. родителям было запрещено продавать в рабство детей старше 15 лет без их согласия, в 1868 - мужьям жён (жёны даже получили право требовать развод). Началась пропаганда того, что вообще члены семьи это не скот и продавать их нехорошо.
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2016
    La Mecha и list нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Рама 5 Чулалонгкорн. (1868-1910)
    На его правление приходится самый значимый и одновременно самый критический период реформ.
    од.jpg
    дв-740x1024.jpg
    Это годы - пик колонизаторской активности великих держав. Сиам был окружён их владениями со всех сторон и несомненно рассматривался в качестве добычи. Королю пришлось проявлять чудеса дипломатической изворотливости и игры на противоречиях , благодаря чему Сиам уцелел. Хотя потерял в результате уступок в разные годы до трети своей территории. В 1897 г. король сам отправился в "великое турне" по всей Европе. Против наиболее опасных Англии и Франции использовались Россия и Германия.
    Второе, в эти годы началась масштабная трансформация экономики страны под воздействием мирового рынка, в который Сиам был включён в результате неравноправных договоров.
    В страну хлынули иностранные товары. В результате вся местная промышленность обанкротилась, массово разорились и ремесленники. Были закрыты верфи. наводнение уничтожило плантации сахарного тростника и больше они не восстанавливались. Но зато всё большим спросом пользовался сиамский рис, его экспорт постоянно возрастал. Немалая часть населения из городов вернулась к сельским занятиям (крестьяне составили 90 % из 7 миллионного населения). И к началу 20 века экономка начала возрождаться - прежде всего строились многочисленные рисорушки. отом настало возрождение и для ремесла.
    Третья проблема была финансовой - в наследство король получил пустую казну и необходимость растущих расходов на модернизацию (Западу в частности надо было доказывать , что Сиам цивилизованная страна).
    Из этой проблему удалось выпутаться , перестроив налоговую систему - были упразднены откупа.
    Это произошло в ходе большой административной реформы 1892-94 г. Тогда был перестроен весь апппарат, кромы заменены 12 министерствами, созданы губернии и округа. Право феодальных сборов по сактина было отменено, в качестве компенсации стали раздавать незаселённые земли - и появились помещики. В 1899-1900 были отменеы все феодальные повинности и главное - трудовая. Она было заменена денежным налогом (меньшим чем сумма откупа).
    Благодаря этим мерам доходы казны с 1892 по 1902 г. выросли в 10 раз.
    Ещё раньше денежные налоги вместо натуральных были распространены на окраинные районы (1882). именно там это было воспринято особо болезненни не раз вспыхивали восстания.

    Все эти меры оказались возможны благодаря подготовке новых чиновных кадров.Ждя этого в 1881 г. была создана придворная школа гражданских служащих. а в 98 г королевский колледж. В 90 -93 гг. было основано также две духовные академии. именно монахи стали епрвыми учителями.
    для получения высшего образования сиамцев посылали учиться в Европу. В том числе многочисленные принцы, которые составили первую западно-образованную элиту страны.
    Вообще же среди лиц желающих получить светское образование преобладали китайцы и полукровки.
    В 1893 г. был осуществлён перевод палийского канона на тайский язык, чтобы сделать его доступным народу.

    Самое большое сопротивление элиты вызывала идея отмены рабства. Поэтому король сделал процесс предельно постепенным. В 74 г. был издан указ об освобождении всех рабов родившихся после 1860 г. по достижении ими 21 года, причём постепенно их выкупная цена уменьшалась, а долг долговых рабов стал уменьшаться с каждым отработанным им годом. В 97 г. было запрещено новое обращение в рабство за долги. и наконец в 1905 г. рабство было окончательно отменено, а в 1908 запрещено под страхом уголовного преследования.

    в 1892 г. была построена первая железная дорога
    в 1898 учреждён генеральный штаб
    в 1905 введена всеобщая воинская повинность
    в 1908 золотой стандарт и уголовный кодекс европейского типа

    новый королевский дворец по проекту английского архитектора
    2b58accc7c9fe0101d4cfcaab8873a15_1024_768.jpg
    05nd282.jpg 05nd284.jpg


    а это росписи создававшиеся в то же время (кон. 19 в.) а тему Рамакиена в старом дворце


    0_1a24b_14983015_XL.jpg 0_1a24e_386991da_XL.jpg 0_1a24e_386991da_XL.jpg 0_1a24f_6180bd25_XL.jpg 0_1a248_a18b45fe_XL.jpg 0_1a249_913adcb5_XL.jpg 0_1a252_39c62df3_XL.jpg

    0_1a253_87ded7e8_XL.jpg

    очевидно, славянофилы, мечтали чтобы реформы в России осуществлялись именно подобным образом )
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 25 ноя 2015
    list нравится это.
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Удивительно адекватные государи.
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей