История Тибета

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем Ондатр, 4 дек 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Маньчжурский (Цин) протекторат (18-19 вв.)

    Был установлен в ходе следующих событий:
    1706 хошуты свергают далай-ламу-6 и ставят "анти-ламу" Еше Гьяцо
    1708 сторонники прежней влсти находят новую инкарнацию - Далай-ламу -7
    1709-10 Цин пытается ввести в Тибете "внешнее управление"
    1715 Цин перестаёт признавать анти-ламу
    1717 интервенция Ойратского ханства и оккупация ., поставлен Далай-лама-7. Хошуты призвали маньчжуров.
    1720 маньчжуры выбили ойратов и взяли Лхассу, подтвердив полномочия Далай-ламы-7
    1723 маньчжуры подавили восстание хошутов и овладели Амдо.

    Амдо и Кхам были присоединены к Китаю. (в 1728 половина Кхама была возвращена Тибету)
    В Лхассу назначен цинский амбань (баскак) для контроля над правительством, там и ещё в нескольских пунктах размещены цинские гарнизоны.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Тибет в 18-19 вв. представлял собой явление своеобразное и поучительное.
    Для Цин это была глухая провинция. особенно в 19 в. (императоры 18 в. проявляли к тибетскому буддизму живой интерес). Степень контроля империи была неравномерной. Пика оно достигла в кон. 18 в., а затем постоянно шла на спад.
    Для монгольского степного мира это был центр мироздания и святая земля. тибетский язык был языком религии и высокой культуры, отсюда шли основные новации ,сюда устремлялись бесчисленные паломники. Сфера духовного влияния Тибета простиралась от Пекина (где была мощная духовная миссия) до Дона.
    Для европейцев это была терра инкогнита, магическая страна, вызывавшая живой интерес (далай-ламу считали папой Востока). немногочисленные путешественники рассказывали о всяких чудесах.

    Это был мир куда ренессансные и все последующие новации не проникли (последними проникшими в 18 веке были огнестрельное оружие и картофель). Мир где полновластно правило духовенство.
    В кон. 19 в. численность тибетцев оценивалась в 2,5- 3 миллиона, из которых полтора миллиона жили под властью далай-ламы.
    При этом было 2500 монастырей и 760 000 монахов и послушников ( из них 1026 монастырей и 491 242 монаха относились к гелугпа (1882 г.) )
    Монахами была половина чиновников.

    Результатом была почти полная консервация существующего уровня развития. Можно конечно расценивать это и как помещение целой страны в морозильник для сохранения высокоразвитой позднесредневековой цивилизации в чистом виде для будущий поколений ) . (включая ордалии и средневековые казни).
    Несомненно и то, что в центре начали в 19 в. появляться признаки стагнации и рост обскурантизма/партикуляризма, в то время как все идейные новации и культурный прогресс происходили на восточной окраине - в Кхаме, где сохранилось наибольшее идейное разнообразие (именно там обосновались древние школы) и власть была слаба.
    Несомненно и мощное воздействие буддизма на менталитет народа, именно в это время утратившего свою первозданную дикость и воинственность и действительно проникшегося многими буддийскими принципами (кроме голоков Амдо8-) ).
     
    La Mecha нравится это.
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Хотелось бы немного о путешествии Пржевальского услышать. )

    А вот танки и мандалы тибетские (что на предыдущей странице) - это что-то потрясающее. Видела я одну такую, привезённую оттуда, хоть и современную, но на всю стену: смотришь - а миры в ней раздвигаются и начинают жить по своему усмотрению. )
    Есть вот такой фильм про то, что на них нарисовано:

    Это лекция профессора тибетской живописи, иконописца Александра Качарова.
     
    Ондатр нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Основная событийная канва.
    на 18 век приходиться "понтификат" Далай-лам 7 и 8 .
    Люди они были тихие и созерцательные, к управлению особо не рвущиеся. Далай-лама -7 был более учёным, оставил 9 томов религиозных сочинений. 8-й - только летний дворец.

    1732 - Ладакх стал вассалом Тибета. Бутан и Сикким тоже стали членами Тибетского мира (бутанская церковь, например, получила обширные владения в Западном Тибете. сам Бутан регулярно подносил дань/дары). Для всех трёх гималайских государств Далай -лама был высшим арбитром.
    1750-е - после подавления большого антицинскогом мятежа в Лхассе Далай-дама вынужден занятся делами управления - создана новая система центральной администраии с кабинетом из 4-х министров вместо одного премьера. создана тибетская регулярная армия (очень плохая). амбаней стало присылаться сразу двое.
    Кон. 18 в. - войны с Непалом. цинские войска разбили гуркхов. По требованию Пекина Тибет закрыт для всех иностранцев. Цин пытается навязать выборы инкарнации Далай-ламы по жребию.

    В 19 в. правили далай-ламы 9-12 . все они умирали молодыми, поэтому их влияние на управление было близко к нолю .

    В 1834 индийское княжество Джамму захватило Ладакх, в 1836 покорило Заскар . в 1840-41 Балтистан и вторглось в Тибет. в 1844 - м вторжение было отбито. Ладакх остался за Джамму но продолжал платить Тибету дань.
    в 1855-56 было непальское вторжение. Тибет проиграл и стал платить Непалу дань, непальские торговцы получили право экстерриториальности.
    с 1862 г. в управлении Тибетом начала принимать участие ассамблея из высших чиновников и настоятелей.


    хорошо
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2015
    La Mecha нравится это.
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Хммм.. Отчего бы это?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Тибетцы грешили на регентов. Во всяком случае именно Далай-лама 13 , который сместил и арестовал своего регента , проигнорировав возражения из Пекина, дожил до старости )
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Что касается полковника Пржевальского (Большебрюхий генерал), то он совершил в Тибет две экспедиции. 1879-81 и 1883-84 г.. Вокруг Тибета он ходил и до этого, выискивая лазейки. Но в 1879 г. ему удалось получить разрешение в Пекине. Однако, это не очень помогло, поскольку все местные власти предприняли всё возможное, чтобы его отговорить, чтобы он не получил проводников и т.д. Поскольку они в общем то понимали , что помимо Императорского географического общества он представляет ещё и генеральный штаб.
    3.JPG

    и как раз в это время Россия максимально активизировалась на центральноазиатском направлении . Было ясно, что власть Цин в регионе заканчивается и он становится новой зоной англо-русского соперничества. Однако, в собственно "далайламский " Тибет его не пустили - власти Лхассы наотрез отказали в пропуске через границу. Поэтому обе экспедиции затрагивали только пустынные скотоводческие районы Тибета, включённые в Китай. там где орудовали те самые разбойничьи племена голоков.

    описание путешествия http://www.e-reading.club/book.php?book=1009179

    тибетцы-кочевники Пржевальскому очень не понравились

     
    Последнее редактирование: 10 дек 2015
    list нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 1893 г. Пётр Бадмаев представил Александру 3 доклад с планом покорения Монголии, Тибета и Китая. План этот вызвал большой интерес. Бадмаев получил генеральский чин.
    В 1904 Бадмаев писал императору:
    «Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским».
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    К кон. 19 в. уже не Пекин, а Лхаса изо всех сил пыталась удержать страну герметически закрытой, поскольку понимала , что из Пекина помощи не будет , а раздел мира осуществляется уже вблизи их границ.
     
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Почему такую ценность представлял собой Тибет именно в политическом отношении для западного мира, в частности России? Ни земель, ни неисчислимых богатств, ни народа, с которым что-то можно делать выгодное - горы-пустыни, монахи да разбойники... Ведь не духовная же сторона их интересовала. Тибет давал какой-то выход к власти над Восточным миром? Какой? Статуса великой державы у него тоже не было, влияния - ? Или роль далай-лам всё-таки была очень значимой в политике, выходящей за пределы Тибета?
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

    Дааа, как все похожи, однако...
    Мне отчего-то тибетцы всегда представлялись смиренными и т.с. богобоязненными людьми...
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    чисто местоположением . это центральная позиция между степью, мусульманским востоком, Индией и Китаем
     
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    А, ну и о нём ведь тогда почти ничего не знали. )
    В главе 9, где Пржевальский описывает Тибет, он приводит хронологию открытия Тибета:
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Итак, как же был устроен Тибет в 18-19 вв.
    Он имел довольно дробное сословное деление,но основных сословий было три: высшее(аристократы, тулку и сановники), среднее (чиновники, монахи и купцы) и низшее (крестьяне, пастухи и ремесленники).
    Вся земля теоретически принадлежала Далай-ламе. Фактически она делилась на государственные, государственно-доменальные (государственные имения обрабатываемые наёмным трудом или в порядке трудовой повинности), имения монастырей (сдаваемые в аренду), вотчины провинциального дворянства (облагаемые налогами) и поместья столичного служилого дворянства.
    Последнее имело 1-2 наследных имения на семью и соответственно 1-2 человека из этой семью было на госслужбе (а остальные шли в монахи). Дворянские права имели и 3 крупных купеческих тибетских рода. Но вообще большая часть торговли была в руках кашмирцев и непальцев. промышленности не было. Среди дворянство было несколько семей высшей аристократии.
    существовала сложная система титулов и рангов.
    Помещики обладали полицейской властью над подданными. Крестьяне были полукрепостными (т.е. могли покинуть землю только с разрешения помещика , уплатив штраф). Налоги и оброки была в значительной степени натуральными.
    Из общей суммы земельной ренты 42% приходилось на монастырские земли, 37 % на государственные и 21% на помещичьи. (при этом из государственных доходов - 720 000 ф.с. - 274 000 тоже расходовались на монастыри).
    Управление было достаточно централизованным. Половина чиновников была монахами, половина была из служилых семей, Но на посты назначали по способностям, а не по знатности. Могли выслуживаться и простолюдины.
    Центральное правительство состояло из трёх коллегий. Первая была высшим административным органом, вторая ведала делами монастырей, третья финансами, поместьями и кадрами.
    На места назначались на три года правили цзонов ,а в особо важные пункты губернаторы. на местах управляли или наследственные старосты или сеньоры-вотчинники. Кроме того было 4 владетельных княжества (не считая многочисленных княжеств , составлявших территорию Кхама).
    армий было две - тибетская (рекрутская) и китайская (последняя в 19 в. комплектовалась б.ч. из китайско-тибетских метисов). Солдаты китайской получали жалование в два раза выше.

    Население Лхассы - крупнейшего города - составляло ок. 10 000 человек (2/3 женщины) и 20 000 монахов трёх великих пригородных монастырей.
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2015
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вообще, Тибет этой эпохи напоминает один большой монастырь , хоздвором которого была вся страна. И редкие пришельцы бродили, чертыхаясь, по этому не сильно приглядному хоздвору, не слишком понимая чем он живёт )

    ладакх монPhugtal_col.jpg
    монастырь в Ладакхе
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2015
    list и La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Культура Тибета в 18 в. достигла "эпохи энциклопедий" - когда основную часть литературы начинают составлять обобщающие и учебные сочинения.
    Среди них на первом месте "Хрустальное зерцало философии" которое написал Туган Ловсан Чойчиньима (1762—1823) - обобщающий труд по истории и философии буддизма.
    Вообще тексты писали сухо, деловито, без красивостей и фольклора.

    Однако на востоке в 19 в. появляются новые явления, которые можно обозначть как "кхамский ренессанс". Они именуются движением риме.

    Риме дало много знаменитых мистиков, учителей, великих тертонов (которые извлекли из тайников десятки томов эзотерических сочинений). Среди ранних представителей Гунтак Кончог (1762-1823)- отец тибетской драматургии, Джангон Конгтрул - самый плодовитый автор 19 в. (90 томов сочинений), Мипам Великий (30 томов сочинений, в том числе разработки автомобилей и аэропланов ) ).
    Основной идеей Риме было восстановление почти забытой мысли о единстве в многообразии. О едином учении Будды равнопроявленном в учениях множества школ и традиций (включая бон). Они обращались к индийским истокам учения и к учениям древних тибетских школ, выступая против гегемонии гелугпа и вообще отрицания и подавления одних школ другими. Снова вошло в практику обучение в течение жизненного пути в разных школах и принятие посвящения в разные линии .

    уроженцем Кхама и сторонником карма-кагью был и знаменитый художник 18 в. тулку Ситу Панчен (1700-74)
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2015
    list и La Mecha нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Эх,что-то не слышно тут Олега, по поводу разных цветов и шкал?..
    А было бы интересно.
    Вспоминается экспедиция Рерихов, замерзающая на Северо-Западном Тибетском нагорье.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это Максиму виднее. Но подозреваю, Тибет того времени был в спектральном плане весьма разнообразен.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Кхам в 18 в.состоял из 14 княжеств подвластных Тибету и 13 княжеств подчинённых наместнику Сычуани (к 20 в. в китайской части из-за дробления было уже 22 княжества). Кроме того в сычуаньской части находилось 14 монастырей гелугпа, подчинённых напрямую Лхассе. А в тибетской части находилось три великих монастыря гелугпа с удельным статусом. Из них монастырь Чамдо и был самым большим княжеством Кхама - ему было подвластно 80 000 семей. Из светских княжеств самым большим было Деге (15 000 семей).
    В нач. 1860-х княжество Ньярон попыталось военным путём объединить весь Кхам, захватил 17 княжеств. Но против него были посланы тибетские войска. в ходе войны 1863-65 г. весь Кхам перешёл под контроль Тибета, княжества были восстановлены. Но в 1877 тибетские войска ушли. В 1895 сюда двинулись уже сычуаньские войска ,но из-за протеста Лхассы они были выведены. Фактически после этих событий Кхам не контролировался ни кем.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    18 Ситу Панчен возможно422px-Avalokiteshvara,_.jpg

    18Tibetan_-_Mahasiddha_Ghantapa_and_the_Great_Flood_-_Walters_35303_(2).jpg

    Situ Panchen366N09191_7DXDB.jpg

    Situ Panchen705px-Eight_Mahasiddhas_-_Google_Art_Project.jpg

    Situ Panchen743px-White_Tara_-_Google_Art_Project.jpg

    Situ PanchenMahasiddha Ghantapa.588.jpg

    Situ Panchen-Three_Avadana_Legends_-_Google_Art_Project.jpg


    Situ PanchenEA_1991_181-a-L.jpg

    Situ Panchenjiats07tsering-img07.jpg

    Situ_Panchen_as_the_Great_Transmitter_of_his_Lineage._ca._1760,_Rubin_Museum_of_Art,_NY.jpg

    Situ_Panchen._Manjushri._Great_Bodhisattvas_(Palpung)_18th_centur.jpg

    Situ PanchenSecond_Tai_Situpa,_Tashi_Namgyal.jpeg Situ PanchenTashi_Paljor,_3rd_Tai_Situ.jpg

    Patron_of_the_Arts,_Situ_Panchen_Chokyi_Jungne_(1699-1774)_-_Google_Art_Project.jpg

    это стиль гадри
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2015
    list нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Indian_Adept_(siddha)_-_(multiple_figures)18th_century_Boston_MFA.jpg



    18Sixth_Shamar_Mipam_Chokyi_Wangchug_(1584-1630)_-_Google_Art_Project.jpg

    сино-тибетский стиль

    18Tangka_impérial_de_Changkya_Hutuktu_Rolpai_Dorje_(1717-1786)_d.jpg

    18Arhat,_Distemper_on_cloth_Sino-Tibetan,_Qianlong_period._likely_1794,_Sotheby\'s.jpg


    18 сино-тибl.jpg


    18Chinese_-_Manuscript_Cover_with_Lhamo_Flanked_by_Four_Goddesses_-_Walters_3591.jpg

    18Chinese_-_Cosmic_Mount_Meru_-_Walters_35302.jpg
     
    list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    стиль гадри был характерен для Кхама центром сино-тибетского стиля была миссия в Пекине. В Уй господствовал менри, в Цанг и Нгари - нео-менри.


    18 в.
    18.jpg

    18 векc6038c8728521a8bfc3160f35f6a213f.jpg

    Сукхавати
    18Buddha_Amitabha_in_His_Pure_Land_of_Suvakti.JPG

    18Amitayus_Buddha_in_His_Paradise.jpg

    18Buddha_Amitayus_in_His_Pure_Land_-_Google_Art_Project.jpg

    18Buddha_Shakyamuni_and_scenes_from_his_lives_18th_century_Victoria_&_Albert_Museum.jpg


    18d.jpg

    18db.jpg 18dtr102777374.jpg

    18Le_далай лама1708-1757).jpg
    (портрет Далай-ламы-7)

    18Green_Tara_-_Google_Art_Project.jpg


    18Four_Mandalas_-_Google_Art_Project.jpg
     
    list нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    18Mahakala,_Distemper_on_cloth,_Tibet,_18th_century,_Sotheby\'s.jpg

    18Offerings_to_Mahakala_LACMA_M.81.8.5;.jpg

    18Padmasambhava_-_Google_Art_Project.jpg

    18Sakya_Pandita_Kunga_Gyaltsen_and_Drogon_Chogyal_Phagpa.jpg

    18Shakyamuni_Buddha_-_Google_Art_Project.jpg

    18Tara_thangka.jpg

    18Thangka_Depicting_Vajrabhairava,_ca._1740,_Sotheby\'s.jpg

    18The_Eight_Medicine_Buddhas_FS-5615_08.jpg

    18Tibet_Buddhist_parable_of_the_Arhats.jpg



    18Yama_Dharmapala._Tibeto-chinese._Silk_embroidery,_18th_Century._British_Museum..jpg

    18Yamantaka,_Destroyer_of_the_God_of_Death.jpg

    18Buddha_Amitayus_Museum_Rietberg_BA_34k.jpg

    18SitatapatraB150.jpg

    18-Dakini_Tibet_Guimet_21107.jpg

    18px-Bruxelles_Couple_divin_Tibet_02_10_2011_1.jpg
     
    list нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    17-19 2404adfb8bc62e78ca9982b671eee3ba.jpg 17-19  2404adfb8bc62e78ca9982b671eee3ba.jpg 17-19dcf25226fc17f20993214b9622890e19.jpg 17-19dda46dd9e0d5bcbe721913f8173297556.jpg 17-19ddd93625730c1f676ae23f3c137210ed4.jpg 17-19dfbd22486904d336c3f497ebfc90083e8.jpg 18 ваджрабхайрава1ab5702ce82d684b98b5c1c87799a413.jpg

    18Apron_Plaque_with_a_Dancing_Goddess_LACMA_M.91.160.3.jpg

    18d933978909dca057365f2067a1d2dd848.jpg

    18Médaillon_Musée_Guimet_27117.jpg

    18Man\'s_Portable_Amulet_Shrine_(Ga\'u)_LACMA_M.80.48.1-.2.jpg

    18Pair_of_Offering_Lamps_LACMA_M.78.23a-b_(2_of_3).jpg 18Ritual_Conch_LACMA_M.77.111.2.jpg

    18Thousand-Armed_Avalokitesvara.jpg 18Tibet,_hayagriva,_xviii_sec.JPG
     
    list нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей