Непризнанное государство. пер. пол. 20 в. Далай-лама -13 (1876-1933). самостоятельное правление начал в 1895 г. "Большая игра" Так называется анголо-русское соперничество в Центральной Азии во вт. пол. 19 -нач. 20 в. в которою неизбежно должен был быть вовлечён Тибет. Продвижение англичан к Тибету началось ещё в сер. 19 в.. когда в 1855 был захвачен у Сиккима Дарджилинг - ставший британской базой. В 1861 установлен номинальный протекторат над Сиккимом. Работавшие на англичан индийские "пандиты" провели топографическую съёмку путей к Лхассе. В 1876 г.Англия получила от Цин согласие на посылку миссии в Тибет. Но Тибет отказался её пропустить. в 1879-81 не была пропущена в Лхассу экспедиция Пржевальского. Русские занялись очень тщательным исследованием Амдо и Наньшаня . Зато в 79 а потом в 81-82 г. в Лхассу удалось проникнуть английскому агенту индийцу Дасу. в 1886 г. английская миссия пытается прорваться в Тибет с боем, но неудачно. в 1887 в Тибете был казнён высокопоставленный лама, помогавший Дасу. 1890 г. подписан англо-цинский договор окончательно установивший британский протекторат над Сиккимом , в 93 дополненный торговым соглашением о беспошлинном ввозе английских товаров в Тибет. Тибет категорически отказался признать соглашение. 1893 русскому императору представлен план Бадмаева о присоединении Тибета к России. 1895 начало самостоятельного правления Далай -ламы . протесты Пекина игнорируются. 1895 в Лхассу проникают русские секретные агенты- буряты. установлена связь с ламой Агваном Доржиевым- цэншапом Далай-ламы. 1898 направлена миссия Доржиева в Европу для изучения ситуации. 1901 г. тибетское посольство прибывает в Россию. В дальнейшем Доржиев становится постоянным поверенным Тибета заграницей. 1900-1901 в Лхассе побывали под видом паломников русские буряты - учёный Цыбиков и фотограф Норзунов, составившие описание Тибета. фото Норзунова-Цыбикова вид Лхасы (Потала) главная площадь улица бирюзовый мост резиденция амбаня Норбулинг (сад Далай-ламы) монастырь Гандан монастырь Сера монастырь Дрепунг пещеры медитации
Надо сказать , что в 1901 г. в Лхасу (неудачно) пытался пробраться ещё шведский учёный Свен Гедин, исследовавший Куньлунь в Северном Тибете. зато это в том же году удалось японскому учёном монаху Каванучи (вскоре его, правда, выслали по обвинению в шпионаже)
с 90-х быстро растёт торговля Тибета через Сикким В 1901 Пекин объявляет об "открытии " Тибета В 1904 г. англичане решают, что замок пора взламывать. В военная экспедиция 1904-5 г. из Сиккима с боями прорвалась в Лхасу. Далай -лама бежал в Монголию. Правительство Тибета подписало Лхаскую конвенцию - признав англо-китайское договоры 1890-93 гг. - т.е. право англичан на беспошлинную торговлю и обязался уплатить контрибуцию , до выплаты которой британцы оккупировали долину Чумби. фото 1904 г. тибетские воины настоятель Ташлунпо и амбань тибетское правительство (колоны) крепость (Кампа-дзонг) Потала в 1905 г. царь направляет в Тибет секретную миссию из калмыков во главе с подесаулом Улановым с целью разведки обстановки и заданием и при возможности поднять антианглийское восстание. Но Уланов по дороге умирает, а сменивший его Ульянов обнаруживает, что англичане оставили Лхасу. В том же году Гедин через Ладах проезжает в Шигадзе, и хотя в Лхассу его не пускают , он исследует Западный и высокогорный Тибет.
Главный вывод, который сделало британское правительство из экспедиции, это то, что Тибет интересен Британии практически с единственной точки зрения - он не должен достаться России. И лучший способ для этого укрепить там власть Цин. И Британия начала резко давать задний ход. Лхасская конвенция по сути превращали Тибет в британскую сферу влияния - он обязывался не предоставлять никакой иностранной державе никаких льгот и преимуществ, в то время как Британия такие льготы имела. Но теперь Британия сама отказалась иметь представителя в Тибете , резко сократила сумму контрибуции и срок оккупации. В 1906 был подписан новый англо-цинский договор - Британия гарантировала, что она не будет аннексировать Тибет и вмешиваться в его внутренние дела, Цин брала на себя уплату контрибуции. Т.о. главным следствием стало появление между Сиккимом и Лхасой трёх английских факторий (главная в Гьяце). В том же году Цин направила в Кхам военную экспедицию под командованием Чжао Эр Фэна с полномочиями пограничного комиссара и амбаня Тибета. Он начал завоевание страны. Было объявлено об упразднении всех княжеств. Жителям было приказано принять китайские фамилии и носить китайскую одежду. В 1907 г. был подписан англо-русский договор завершивший "большую игру" - обе стороны признали суверенитет Цин над Тибетом и обоюдно отказались от любого вмешательства в тибетские дела. Англичанам разрешалось там торговать ,а российским подданным совершать поломничества. В 1908 г. Цин завершила выплату контрибуции и английские войска оставили Чумби. Далай-лама из Монголии совершил визит в Пекин и был принят как вассал. в 1909 г., продвигаясь на запад, войска Чжао Эр Фэна взяли Чамдо, в основном завершив покорение Кхама. В декабре Далай-лама возвратился в Лхасу 1910 . но уже 13 января, в связи с приближением китайских войск, он, преследуемый по пятам, бежал в Индию. 12 февраля войска Чжао Эр Фэна взяли Лхасу. 25 февраля амбань объявил Далай-ламу низложенным.
Но в августе 1911 в Сычуани вспыхнуло восстание , ставшее началом Синьхайской революции. в декабре Чжао Эр Фэн был убит собственными восставшими солдатами. армия стремительно деморализуется. Новым амбанем солдаты избрали Чжун Ина. в феврале 12 г. империя Цин пала. тем временем против оккупационной армии выступил монастырь Сера. Китайцы штурмовали его , но были отбиты. После этого вооружённые монахи двинулись на Лхассу. Бои там продолжались 5 месяцев. Новый президент Китая Юань Шикай направил в апреле из Юньнани армию на выручку амбаню. в июне в Лхассу вернулся Далай-лама 19 июля при посредничестве Непала было достигнуто соглашение о разоружении и выводе китайских войск из Тибета. в августе по требованию Англии был остановлен поход юньнаньской армии в 1913 вывод китайских войск был завершён в январе 1913 г. Монголия и Тибет (последний был представлен Доржиевым) подписали договор о взаимном признании независимости. Но больше эту независимость никто не признал. Т.о. Тибет и стал первым в 20 в. непризнанным государством.
В 1914 была созвана конференция в Симле для урегулирования тибетского вопроса. Было решено, что Тибет будет автономным в составе Китая (слово автономия тогда означала номинальную зависимость), определены границы с Индией, но вот границу Тибета с Китаем согласовать не удалось. Поэтому соглашение никто не подписал. Хотя молчаливо оно стало рассматриваться как действующее. Китай во всех документах рассматривал Тибет как свою часть. Выводы , которые сделали тибетцы из произошедшего наверно можно сформулировать как : "сделайте всё обратно!". Выяснилось, что ни верхи , ни низы никаких перемен не хотят и ничего чужого знать не желают. Любопытно и то, что в Тибете никогда не было никаких крестьянских восстаний против помещиков - к богатству здесь всегда относились необычайно почтительно. Но Далай-лама, который семь лет провёл за границей, считал, что кое-что Тибету необходимо - современная армия и электротехника (она произвела на него сильное впечатление). Уже в 1913 тибетская армия вступила в Кхам и начала медленно с боям продвигаться к востоку , поэтому военная реформа стояла на повестке дня в первую очередь. Уже в 1914 было введено много новых налогов - подушный, на соль, шкуры, шерсть, пошлины на чай. Открыт монетный двор и учреждён банк, который стал впускать ассигнации (быстродешевевшие). Первым военным инструктором стал телохранитель Далай-ламы, которого он привёз из странствий - японец Ясухира Ядзима. в 1916 к обучению были привлечены британцы, охранявшие факторию, а потом три русских офицера-калмыка, вступивших в тибетскую армию. Был сознан арсенал и фабрика по производству амуниции. В 10-20-е человек 15 тибетцев было послано на обучение в Англию и Индию и ещё столько-же в советскую Россию (исключительно по военным и техническим специальностям). Была создана современного типа армия в 5000 человек. в В 1918 г. тибетские войска взяли Чамдо и вышли на Янцзы. Янцзы и была определена как временная линия перемирия . Далай-лама решил увеличить армию до 15 000 человек. Духовенство выразило сильное недовольство. В 20-21 происходили столкновения монахов и военных. Ассамблея добилась чтобы увеличеник было постепенным. в 1922 г. когда Далай-лама потребовал, чтобы Панчен-лама оплатил четверть военных расходов, тот бежал в Монголию и так не вернулся до смерти. Панчен-ламский удел фактически был упразднён. Новая армия позволила ещё более плотно перекрыть границы. Хотя некоторые иностранцы по приглашению стали бывать в Тибете подолгу. В 11, 14, 15-23 в стране побывало три японца, в в 20-21 жил англичанин (резидент в Сиккиме. в 22, 24 советские представители-буряты. Далай -лама с ними беседовал и советовался.
В 1922 г. Далай-лама затеял новую серию реформ: в 1922 создана телеграфная линия Гьянцо-Лхаса в 1923 в Гьянцо открыта светская школа с английским учителем на 40 учеников в Лхассе создана полиция во главе с сиккимцем- офицером индийской полиции в 1925 создана почта расходы росли и был введён знаменитый налог на уши. между тем уже в 24 г. были зловещие знамения. а в 1925 разразилась эпидемия оспы. унесшая четверть населения Лхасы. Реформы пришлось свернуть. Армия осталась в количестве 7000, полиция распущена. в 1926 закрыта светская школа . в 1927 г. прибыла монгольская миссия с намерением стать постоянным посольством. с ней был советский комиссар. Но одновременно пришло тайное послание от Доржиева о начавшихся в СССР гонениях на буддизм. миссия была отослана. а осенью запрещён въезд в Тибет экспедиции Рериха (англичане сообщила, что она едет с подрывными целями. и действительно там был внедрённый агент ГПУ). Связи с СССР прервались (хотя была ещё загадочная миссия Михрайна в 28-30 г)
В 1924 г. в Лхасу через Кхам тайно пробралась Александра Дэвид-Ниэль. Очень крутая тётка ) ."..Столица Тибета — оживленный город, населенный жизнерадостными людьми, которые больше всего любят проводить время вне дома; поэтому, хотя в Лхасе живет немного народа, ее улицы наводнены людьми от рассвета до заката. Неразумно выходить из дома с наступлением темноты. Местные жители утверждают, что их безопасность, которая, вероятно, всегда была не слишком велика, стала куда более сомнительной после учреждения армии и государственной полиции. Говорят, что законные стражи порядка ночью нередко превращаются в бандитов. За исключением небольшой части города, улицы Лхасы широки и прерываются площадями. Они содержатся в относительной чистоте. К сожалению, здесь нет санитарной службы, в большинстве домов отсутствуют отхожие места, и зачастую их заменяют пустыри. Я уже писала, что в Тибете все совершается открыто. Однако мужчины и женщины в длинных одеяниях справляют нужду так ловко, что неискушенный человек, видя группы сидящих на корточках людей, может подумать, что они рассуждают о делах. В городе расположено несколько монастырей, а также две знаменитые школы, где преподают тантристские ритуалы и магию. Лишь три больших монастыря, которые славятся на весь Тибет, привлекая тысячи паломников, и куда приезжают учиться молодые ламы из самых отдаленных уголков Монголии, Маньчжурии и Сибири, находятся не в самой Лхасе. Сера, о котором я упоминала, удален от столицы приблизительно на четыре километра, Депунг — примерно на шесть километров, и Гальден, скрытый в горах, — на тридцать километров. Это самые настоящие религиозные города: так, Депунг насчитывает в своих стенах около десяти тысяч монахов. Не только эти монастыри, самые крупные и влиятельные из ламаистских обителей, пользуются в Тибете большим уважением. Среди других монастырь Ташилумпо в Шигадзе считается лучшим центром философских исследований. В нескольких днях ходьбы от Шигадзе расположен памятник истории — древний монастырь Сакья, где обитает глава одноименной секты. Говорят, что в его громадной библиотеке хранится множество старинных санскритских рукописей. В Амдо находятся большие прославленные ламаистские монастыри Лабранг, Ташикюил и Кум-Бум. В северо-восточных просторах Тибета Дзочген-гомпа известен как очаг мистической подготовки и занятий магией. Этот список можно было бы продолжать еще очень долго. Религиозные общины в Тибете образуют маленькие государства в государстве, от которого они почти совершенно независимы. Все монастыри владеют землями, стадами и обычно в той или иной степени занимаются торговлей. Большие гомпа управляют обширными территориями, населенными арендаторами, чье положение почти не отличается от жизни средневековых крепостных крестьян в Европе. Обитатели гомпа живут порознь, однако у них общее имущество и каждый из них получает свою долю монастырской прибыли, которая выплачивается им в натуральном виде: зерном, маслом, чаем и т. д. Эти части очень неравноценны в количественном отношении; они зависят в первую очередь от богатства монастыря и, во-вторых, от положения каждого монаха на иерархической лестнице. У монахов существуют также иные источники дохода: приношения в гомпа , которые они делят между собой, церковные службы, подарки родителей молодых людей, находящихся у них на обучении, и т. д. Несмотря на множество недостатков, которые можно по праву подвергнуть критике, тибетские монастыри служат превосходным приютом для учащихся, мыслителей и всех тех, кто стремится к интеллектуальной и духовной жизни. Всякий лама даже самого низкого звания почти полностью избавлен здесь от материальных забот и может вдоволь предаваться в своей келье изучению религиозных и философских трудов своей страны. Большой тибетский монастырь — это целый город, состоящий из сети улиц и дорог, площадей и садов. Над обычными домами возвышаются увенчанные знаменами и всевозможными украшениями позолоченные крыши и плоские кровли более или менее многочисленных храмов, залов заседаний различных священных коллегий и дворцов церковных сановников. В гомпа каждый лама 178 живет в отдельном доме, который является его собственностью, он строит его на собственные средства, покупает и получает в наследство. Лама может завещать свое жилище одному из учеников или родственников, но последний должен принадлежать к духовному сословию. Мирянам не разрешается владеть домами на территории монастыря. Бедные люди, которые не в состоянии приобрести дом, снимают квартиру или просто комнату в жилище более зажиточного собрата. Им также могут предоставить кров бесплатно в обмен на некоторые услуги в соответствии с их способностями: от обязанностей секретаря или управляющего до работы привратником или дворником. " её же известное сочинение Мистики и маги Тибета http://bookz.ru/authors/aleksandra-david-neel_/davidneel01/1-davidneel01.html
Продолжалась война в Кхаме (чтобы было понятней, вспомним , что всё это происходило на фоне гражданской войны в Китае (1917-49 г.). В 28 в Кхаме было значительное восстание против налогов. В 1930 тибетская армия начала большое наступление в Кхаме, продвинувшись до р. Ялонг, в 32 г. было китайское контрнаступление со стабилизацией фронта по Янцзы. в 33 тибетцы снова наступали и взяли Дергэ (Деге) в 34 г. В том же году в Тибет прибыла для переговоров китайская миссия. Никаких договоров подписано не было, но военные действия прекратились. Относительно статуса Тибета стороны исходили из принципа автономии. Это произошло уже после смерти Далай-ламы-13 (1933 г.) и падения сторонников войны и реформ. В 1935 -36 г. китайский Кхам был занят коммунистами. А после их ухода китайские власти начали там значительные преобразования для укрепления своей власти: построен аэродром, открыты начальные школы в каждом уезде и две средние. в 1939 здесь создана отдельная провинция Сикан. К последним преобразованиям Далай-ламы -13 относится создание гвардейского полка (распущен после смерти монарха) , постройка ГЭС и электрификация дворцов и части Лхассы. К традиционным же мероприятия Далай-лам относятся меры по наведению порядка: отмена продажи должностей (в самом начале правления), укрепление дисциплины духовенства (запрет спиртного, опиума и азартных игр), учреждение нового буддийского университета с изучением исключительно медицины и астрологии, ограничение процентов по займам.
Регентство 1933-50. Далай -лама-13 умер в 1933. Панчен-лама-9 в 1937 г. в Амдо. там же в Амдо в 1937 г. была найдена новая инкарнация - Далай-лама-14 (выкуп китайскому губернатору за его вывоз составил 100 000 долларов) (р. в 1935 г.) Там же в 1938 был найден новый Панчен-лама (р. в 38 г.). Лхасские власти впрочем имели другого кандидата. В 1939 г. новый Далай-лама был привезён в Лхассу. Из Пекина было прислано его утверждение. Ещё ранее , в 1937 в Лхассу прибыла британская миссия, ставшая постоянным посольством во главе с Ричардсоном. в 1939 было создано и постоянное китайское представительство. Эти мисси имели радопередатчики. в 1938-39 в Лхассе также побывала немецкая экспедиция, оставившая правительству радиопередатчик для связи с Берлином. Многие аристократические семьи стали посылать детей для обучения в Индию , в 1945 открылась светская школа в Лхассе (кажется, китайская). В 1946 г. в Лхассу нелегально проникли два немца , бежавших в 44 г. из лагеря для военнопленных в Индии и скрывавшихся в Тибете. Оба сделали неплохую карьеру в качестве мастеров на все руки. Один из них - Харрер - оставил интересную книгу воспоминаний http://ki-moscow.narod.ru/litra/hud/tibet/tibet.htm Если Давид-Ниэль пробиралась под видом тибетской нищенки и общалась с низами, то Харреру удалось проникнуть в высшие сферы. В обоих текстах в частности видно явление характерное для феодального общества - чем выше по социальной лестнице положение встречных, тем более просвещёнными, милыми и любезными они оказываются ) Сам юный Далай-лама вообще описывается ангелом во плоти. Если Дэвид-Ниэль пишет о лхасском базаре как наполненном самыми худшими индийскими товарами, то Харрер уже может купить практически всё. Элита играет в бескетбол, Далай-лама увлекается киносъёмками, для него оборудуется кинозал , у него есть автомобиль (на котором правда никуда не ездят). Можно достать иностранные книги. В Индии издаётся тибетская газета. При этом Тибет остаётся жёстко закрытой страной. Кроме британской миссии, американской миссии 42 г. и упомянутых немцев там в 40-х может побывало с десяток иностранцев. в 1947 британские фактории и права были переданы независимой Индии. В этом году тибетская миссия посетила Индию, Китай, Англию и США В 1949 г. стало известно о падении гоминдановского правительства Китая и создании КНР. китайская миссия была выслана из Лхассы (ок. сотни человек). начали резко увеличивать армию и снабжать её и основные центра радиопередатчиками. тибетское радио сообщило миру о независимости Тибета. КНР - о необходимости особождения китайских территорий оставшихся под властью империалистов. В т.ч. Тайваня и Тибета. Тибетское правительство всегда рассматривалось в Китае в одном ряду с провинциальными "милитристами" на владения которых распадалась страна в ходе гражданской войны.
К этому времени Тибет по уровню развитию соответствовал не самой передовой европейской стране где-то сер. 16 в. Причём в самом буквальном смысле.)