История Тибета

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем Ондатр, 4 дек 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В составе КНР

    1949 Панчен-лама в Амдо приветсвует победу коммунистов и выражает надежду на освобождение Тибета
    Тибет объявляет о своей независимости и обращается с просьбой о помощи ко всем странам мира.
    Многочисленные недобрые предзнаменования
    1950
    октябрь - китайская армия вступает в Кхам.Тибетская армия разгромлена
    ноябрь - по требованию народа и оракулов объявлено о прекращении регенства и передачи всей власти Далай-ламе
    декабрь - Далай -лама выезжает в Чумби - ни индийскую границу. китайцы останавливают наступление и начинают переговоры.
    1951
    май в Пекине тибетская делегация подписывает "соглашение 17 пунктов"
    Далай-лама возвращается в Лхасу
    сентябрь - китайская армия без боя занимает Тибет.

    Соглашение предусматривало вхождение Тибета в состав КНР при сохранении его его строя и устройства. Преобразования обещали проводить только с согласия местных лидеров. в ведение КНР переходила оборона и внешняя политика. Тибетская армия включалась в состав китайской.
    Главой Тибета оставался Далай-лама (позднее он стал также заместителем председателя НПКСК КНР)

    Восточной границей Тибета стала Янцзы. Но фактически тибетский Кхам управлялся "Освободительным комитетом", подчинённым напрямую Пекину. На западе был воссоздан панчен-ламский удел (100 000 жителей вт.ч Шигадзе с 10 000-ым населением).
    В Восточном Кхаме и в Амдо в течение 50-х китайцами создаются многочисленные тибетские автономные округа в составе китайских провинций.
     
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Зачем китайцам всё-таки Тибет?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Затем, что это территория входившая в империю Цин. Такой ответ тебя удивляет? )
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    На удивление иррациональная для китайцев мотивация.
     
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Обычная монастырская библиотека или какая-то особенная? Вид у монаха несколько ошарашенный. ) Ассоциация с библиотекой на Марсе из "Аэлиты".

    Почему Британия больше не была в них заинтересована?

    Не наш ли то террорист? )

    Вышивка тибетская совсем как русская. Борисов говорил, что когда-то удивлялся, что Малявин находит Тибет во многом похожим на Россию, а теперь (по возвращении из Тибета), он и сам это видит.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну например, спроси, зачем СССР был нужен Таджикистан? ) С басмачами и прочим? ) Когда создавался КНР рациональность там была того же типа. Сам проект КНР изначально мыслился в определённых исторических границах . Тибет туда входил . Тайвань тоже.


    Обычная большая.

    Потерявши голову по волосам не плачут ) Всё это было частью проекта Британская Индия. Также, например, как особые права в Сиккиме, Бутане и Непале.


    почему такая гипотеза? )
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    полагаю, ошарашило его появление фотографа )
     
    list нравится это.
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    ирационально ) Показалось.
    вероятней всего )
    Уже крестилась. )
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну, СССР-то и Россию никто вроде бы в рациональности ещё не подозревал. ) Но ок.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование: 15 дек 2015
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    «Даллес спросил меня: „Итак, где находится Тибет?“ Мы встали на кожаный диван в его офисе, где на стене висела карта мира от журнала National Geographic, он показал на Венгрию и спросил: „Это Тибет?“ Я ответил: „Нет, сэр, он здесь, у Гималаев“». - из мемуаров сотрудника ЦРУ Джона Грини о начале вмешательства США в тибетские события.
    Не шутка.
     
    list и La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1951-59

    Китайцы в Тибете несомненно собирались выступить не в роли строителей коммунизма, а роли просвещённых колонизаторов и прогрессоров.
    В 50-е они предприняли для этого значительные усилия: строятся с невероятной скоростью стратегические дороги связывающие Тибет с Китаем и отдельные области Тибета. Завезено 500 грузовиков с китайскими шофёрами. Появляются аэродром под Лхассой, телеграфные линии, регулярная радиосвязь, телефонная связь, первый промышленные предприятия, агростанция, новая ГЭС (старая уже почти сдохла), 78 начальных и одна средняя школа, 18 медицинских учреждений, принимаются меры по борьбе с эпизоотией, открываются отделения китайского национального банка, начавшего кредитовать население. Китайская торговая организация быстро становится монополистом, скупая шерсть и лекарственные травы. Начинается добыча угля.
    Надо сказать, энергичные действия оккупантов-прогрессоров с самого начала взывают крайнее раздражение населения. Бесил сгон народа на строительство, изъятие земли под дороги, рост дороговизны на продовольствие в связи с необходимостью поставлять зерно китайской армии. Вообще всё.
    Правительство Далай-ламы тоже действовало, но не столько реформировало сколько упорядочивало
    (вопрос о крестьянских долгах правительству, о транспортной повинности, о запрете начальникам кормиться с населения ).
    в 1954-1955 г. Далай-лам и Панчен-лама провели в Пекине.
    между тем в 1954 г. в ответ на попытку разоружить население вспыхнуло восстание в Кхаме (кхампо были известные бунтовщики и разбойники).
    зимой 55 восстание перекинулось на китайский Кхам (где пытались проводить аграрную реформу и вести антирелигиозную пропаганду), в 56 г. на Амдо. В Лхасе возникло антикитайское мирное движение - миман-дзондю.
    В 1956 г. был создан Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района, формально во главе с Далай -ламой, структуры которого с 57 г. начали замещать на местах традиционные власти.
    Далай-лама и его правительство начали чувствовать себя марионетками, зажатыми между китайцами и восставшим народом. В Кхаме велись уже полномасштабные военные действия, вытесняемые отряды кхампо с оружием в руках переходили в Центральный Тибет.
    В 1958 с повстанцами установило связь ЦРУ, которое стало готовить боевиков из тибетцев на своих тренировочных базах. Китайцы подозревали тибетское правительство. Число вооружённых повстанцев, именуемых китайцами "реакционерами", достигло 30 000.
    В 1959 в Лхасе где скопились толпы беженцев из Кхама вспыхнуло восстание. Поводом послужили (возможно обоснованные) слухи, что китайцы намерены арестовать Далай-ламу пригласив его (без охраны и свиты) на театральное представление в гарнизон. Начались уличные бои. Далай -лама, поняв , что его миротворческие усилия ни к чему не приводят, тайно бежал в Индию (инициатива и организация отъезда принадлежала повстанцам).
     
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
    list нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в качестве приложения

    биография Намкай Норбу Ринпоче и отрывки воспоминаний



     
    list нравится это.
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всегда думал, что Далай лама успел посидеть в китайской тюрьме.
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Да, всё как у Захарова со Шварцем: Так... и где у нас Англия? Тут? Подать сюда мой портновский метр! ... Хм. Да это же рядом!
    )

    Потрясающе. До самой глубины. Да, он настоящий.
    Ну а что же, может быть и наш террорист. Характер никуда не денешь... )
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2015
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Продолжение последует? Тибет от 60-х до наших дней?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Итак к 1959 г. в далайламском Тибете жило 1 273 969 человек
    из них монахов 114103 в 2711 монастырях
    90% населения составляли феодально зависимые. о,4 % населения составляло дворянство.
    государству принадлежало 38,9 % земель, знати 24% , монастырям 36,8% земель.
    насчитывалось 9 миллионов голов скота. на душу населения производилось 135 кг. зерна (что хватало для самообеспечения, но вызывало трудности для прокормления оккупационной армии).
    самый большой монастырь - Дрепунг имел 15 000 монахов и послушников , 20 000 крестьян и 16 000 пастухов. запасы в 140 000 тонн зерна и капитал в 10 млн. юаней, пускаемых в рост.
    Ташилунпо имел 4000 монахов и 9000 в филиалах, 33 000 крестьян. (всего 160 000 подданных в уделе)
    Городов выше 10 000 жителей было три - Лхаса, Шигадзе и Чамдо. В Лхассе в 59 г. включа монахов, паломников и беженцев собралось ок. 100 000 человек. В Шигадзе жило 13-20 000, в Чамдо 9-12 000 (видимо вместе с монахами).

    Сколько жило тибетцев в китайских провинциях вопрос спорный. оценка различается в три раза от полутора до 4,5 млн. человек).
    Общая численность монашества во всём Тибете составляла 232 450 в 4549 монастырей.
    численность китайской армии было до 150 000.
     
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Этот мир был уничтожен за два года (1959-61). Мао сказал , что реакционеры, и поддерживающий их Неру дали прекрасный повод начать радикальные преобразования (до которых по плану было ещё 4 года).
    Проходили они на фоне крайне жестокого подавления восстания (по вроде бы захваченных партизанами документам было убито 87 000 тибетцев, арестовано 25 000, по официальным данным убитых и арестованных вместе было 93 000. Это только далайламский (автономный) Тибет, поскольку из Амдо и Кхама повстанцы были вытеснены уже к 59 г..
    Из арестованных умерло в заключении более половины (многие провели в тюрьмах по 20 лет).
    80 000 человек вслед за Далай-ламой бежало в Индию.
    ок. 70 000 умерло от голода в 62-63 гг. вызванном изъятиями зерна для госнужд.
    в 61 г. основное повстанческое движение было подавлено (американцы успели к этому времени обучить ок. 3000 боевиков, но в самый решающий момент в 59 г. было переброшено Тибет всего 250 парашютистов).
    После этого ок. 6000 повстанцев отступило в княжество Мустанг в Непале - ставшего базой для последущих регулярных рейдов на тибетскую территорию. Там ЦРУ был основан лагерь подготовки на 300 человек. В районе 1965-66 г. проект был американцами свёрнут. Но оставшиеся там тибетцы продолжали борьбу до кон. 1970 г.

    Преобразования 1959061 г. шли одновременно по нескольким направлениям. руководили ими китайские партийные и военные органы:
    первое - полная ликвидация старой тибетской администрации и создание новой. из тибетцев в низовые органы власти было привлечено много уголовного элемента. Последним было упразднено панчен-ламское удельное правительство в 1961 г. (Удел в восстании не участвовал, а сам Панчен-лам - большой поклонник Мао, занял после бегства Далай-ламы место руководителя Тибета и зампреда НПКСК , в силу чего половину времени проводил в Пекине)

    второе- агарная реформа. были разом отменены все формы феодальной зависимости. земли у феодалов был конфискованы (у участников восстания) или выкуплены (в основном у феодалов панченламского удела. Ташилунпо получил 9 млн. юаней (4,5 млн долларов). И переданы обрабатывающим их крестьянам. Все недоимки и долги была аннулированы.Но сразу вслед за этим крестьяне были кооперированы. Были созданы бригады "низшего - с общими полевыми работами) и высшего (с обобществлением скота и орудий труда) типа. В бригадах проводились регулярные политзанятия. На горных пастбищах скот в основном остался у прежних хозяев. "раскулачивание" эксплуататоров сопровождалось их обличением, публичными унижениями и издевательствами.

    третье - религиозная реформа. после конфискации монастырских земель началась реквизиция монастырских сокровищ и других богатств. Только из Поталы было вывезено богатств на 41 млн. долларов. Реально кроме нескольких самых больших монастырей остальные были разграблены, разрушены и осквернены. Святые писания шли на удобрения или на обувь.
    Монахов массово возвращали в мир. а оставшихся кроме стариков приобщали к трудовой деятельности. В 61 г. осталось 7000 монахов в 70 монастырях. как религиозные и учебные центры они перестали функционировать (кроме Ташилунпо).
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2015
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Далай-лама в Индии разворачивает активную деятельность. Прежде всего по приёму беженцев. К счастью свою казну он перевёл в Индию ещё в 51 г. так что средства были.
    Одновременно он пытался привлечь внимание мировой общественности к происходящему в Тибете. Он сразу встал на позицию - оккупация независимого государства. В 1960 он создал правителство в изгнании. Индия отнеслась к этому без малейшего энтузиазма. В 59 г. международная ассоциация юристов классифицировала происходящее в Тибете как геноцид. Это позволило Далай-лама провести в 59 и 60 в Генассамблеи ООН две резолюции по тибетскому вопросу с осуждением нарушения прав человека даже прозвучало слово самоопределение (США, Британия. Индия воздержались СССР голосовал против) .
    Ситуация в Индии изменилась с началом вооружённого конфликта в 60 г. - индийские пограничники обнаружили участок потроенного китайцами шоессе на территории в горах которую он по (неподписанной) резолюции конференции в Симле (1914) считали своей. В 1962 разразилась масштабная индийско-китайская война. Индия была разбита. Весь спорный участок (север Ладакха) стал де факто китайским. После этого Индия стала правительство в изгнании активно поддерживать.
     
  20. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Будто заговорённые демоны вернулись и отомстили. (
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это были уже не здешние демоны...
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Панчен-лама уже с 60 г. начал в отчаянии доводить до китайских руководителей информацию "перегибах". В 61 г. к нему прислушались. Было принято решение распустить все бригады высшего типа и вернуть в монастыри на гос. пособие 5000 учёных монахов (в т.ч. 2000 обитавших в Ташилунпо). В 62 г. , осмелев Панчен-лама подал большой критический доклад ("70 000 иероглифов") о положении в Тибете. В начале он произвёл впечатление, но с критикой доклада выступил сам Мао. В 63 г. Панчен-лама был фактически взят под домашний арест. в 64 "подвергнут критике" и снят со всех постов. в 66 его проработали хунвэйбины ,а в 68 г. он был брошен в одиночную камеру..
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1956 г. Панчен-лама, Мао и Далай-лама
    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1960- е гг. это время когда тибетский народ и история разделились на два русла.
    первое это мир тибетских эмигрантов в Индии , Непале и Бутане со столицей в Дхармасале (Кангра).
    Он насчитывал ок. 100 000 человек, включая большую часть старой элиты, в т.ч. ок. 10 000 монахов.
    Признанным главой его был Далай-лама. Здесь был собственный парламент и правительство. Т.е. эта диаспора стала в Индии государством в государстве, с собственными монастырями, учебными и медицинскими учреждениями, научными институтами, фондами и сильным международным лобби. Задача которая ставилась это сохранение тибетской культуры и идентичности до восстановления независимого Тибета. Задача эта решалась успешно. Так в 66 г. в Гарнатхе был создан Институт высшего буддийского образования с факультетами 4-х основных школ. Заметно оживилась буддийская жизнь в Непале, где вскоре было до 2000 монастырей.
    С этим миром диаспоры сливались гималайские анклавы - Ладакх, Мустанг, королевство Бутан - которые до 1974 имели статус закрытых территорий.
    Мир этот был достаточно закрыт. Только два ламы - Тубген Еше и Сопу Римпоче - с 65/68 брали за плату европейских учеников-хиппи , что вызывало осуждение. Пионеркой была русская эмигрантка актриса Зина Рашевская , которая в 68 г. стала буддийской монахиней.

    второе русло это Тибет по ту сторону железного занавеса. там творились страшные дела.
    В 1963-65 коммунистические власти приступили к созданию Тибетского автономного района: в 63 создавалась иерархия советов . в 63 г. прошли первые местные выборы. в части волостей. в 64 процесс был прерван - поскольку выбирали не тех - и прошла компания за социалистическое воспитание - т.е. борьба с кулаками (теми кто имел работников или производил продукции ввдое больше чем нужно для потребления его семьи). принята была стратегия - одна семья- один як. в 65 г. выборы продолжились и создание автономного района было завершено. депутатами стали малограмотные крестьяне, а опекали их китайские партийные органы.
    1966-68 это Культурная революция. В Тибете она протекала бурно. первые группы хунвэйбинов были созданы местными партийными органами из учащейся (б.ч. тибетской) молодёжи (средней школы и педагогического лицея). именно они выдвинули программу в 20 пунктов, которая требовала полного уничтожения национальных обычаев и культуры (там было много пунктов: и разрушение всех ступ , и запрещение всех идеалистических книг, и трудовое перевоспитание монахов и бывших эксплуататоров и убийство всех уличных собак , и запрещение высовывать языки и носить традиционные косы, праздновать новый год и т.д., и запрет полиандрии и полигамии, и запрет держать собак и кошек). именно они начали последовательный разгром всех оставшихся монастырей, ступ, чхортенов и т.д. началось с уничтожения сокровищ главного храма Лхассы. Потом уже ценности не уничтожали , а вывозили. Поталу взяли под охрану войска.

    Затем, к концу года, прибыло от 500 до 1000 хунвэйбинов из Пекина. Они "открыли огонь по штабам" в тч разгромили то самое тибетское самоуправление. Местные власти не сдались и в итоге возникло две фракции хунвэйбинов ( за местную партийную власть и против) . между ними в 67-68 гг. шла реальная война с использование артиллерии, пулеметов и тысячами убитых. Примирить их никак не удалось (потом прибыли ещё 8000 китайских хунвэбинов). Только в 68-69 г. власть взяла в свои руки армия, и стала управлять через ревкомы. Началась нова волна коллективизации, голода (68-73) и восстаний (68-70) , . были еще боевики из Мустанга и новый пограничный конфликт с Индией, митинги с публичными казнями. В итоге победа осталась за армией.
    К 1976 г. в стране осталось 800 монахов в 8 монастырях.
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2017
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1968-78 гг.

    В Тибете в это время происходили два процесса.
    Первый связан с завершением коллективизации к 75 г. Почти всё население было собрано в коммуны и бригады высшего типа. 8 часов в день работы - 3 часа политзанятия. при уборке урожая работа весь день. за работы выдаются баллы (дети в два раза меньше баллов ,ч ем взрослые) по которым потом можно получить зерно (в среднем 14,58 кг. в месяц), по нормам часть зерна можно обменять на соль, масло и др. товары первой необходимости. после этого должно остаться 11,58 кг. зерна на потребление. В итоге возникли такие феодальные государственные поместья производившие довольно много продукции: 79 г. - 5,1 млн. т. зерновых (225 кг. на душу) и 23, 5 млн. голов скота.
    Второй связан с милитаризацией Тибета - гигантских строительством дорог и военных объектов - Тибет превращался в неприступную крепость н случай мировой войны. Численность армии достигла 400 000 (потом даже 500 000) плюс 100 000 рабочих из Китая ( всё население составляло 1,6 млн.чел.). была введена всеобщая трудовая повинность. происходило выселене всех тибетцев из 100-мильной пограничной зоны.
    Существовало уже до 200 промышленных предприятий. Много горнорудных.

    в 72 г. были послабления в области национальной культуры и торговли. но в 1973 очередная компания "критики" : "Линь Бяо, Конфуций и Далай-лама - три монаха одного монастыря".

    созданы два ВУЗа и действовало 4300 начальных и 30 средних школ (разумеется с идейно выдержанной программой).

    В 1973 правительство Непала потребовало сдачи боевиков в Мустанге и в 1974 они сдались непальской армии.


    Что касается эмиграции, то именно 70-е (особенно с поездки Далай-ламы в Европу в 1973) это время поворота лицом к Западу - начало поездок лам в Европу и Америку. широкого приёма западных учеников - т.е. начала того самого глобального буддизма, в становлении которого тибетские школы (особенно практики дзогчен) сыграли решающую роль.
     

Поделиться этой страницей