Путешествия Мишеля Песселя в Мустанг в 1964 г. https://www.litmir.co/br/?b=135760&p=1 Приём у князя и в Заскар (труднодоступный район Ладакха) в 1976 (после открытия региона в 1974 г.) https://www.litmir.co/br/?b=184255&p=2 нетронутые уголки тибетского мира
Максим, куры, солома, короли... Ничего не напоминает? Извини за оффтоп, но, просто не могу не привести некий пример. *** В королевстве Пассимяги, Наплевавши на молву, Спит король в своей сермяге, Между овцами в хлеву. Теплый маленький ягненок Прижимается с спине. Спит король , и, как ребенок, Улыбается во сне. Не земле темно и поздно, Где-то плачет козодой. Пахнет сеном и навозом, И упавшею звездой. Спит король, и сумрак хмурый Исчезает за рекой, Спит король, и только куры Сторожат его покой. (В. Попов)
Современный период начинается с 1978 г. Даже ещё чуть раньше - первой ласточкой стало освобождение из тюрьмы Панчен -ламы в конце 1977. В 78 г. он снял с себя монашеские обеты, в 79 г. женился на китаянке, а в 80 г. был восстановлен на посту зампреда НПКСК. в 78 г. начались реабилитации и выплаты компенсаций. из подполья и тюрем стали выходить ламы и им даже было дозволено начать восстановление монастырей. в 1980 (?) Тибет был открыт для посещения иностранцами (под присмотром органов разумеется) http://forum.arimoya.info/threads/Прищур-фотографа-Тема-Востока.2903/#post-81438 http://forum.arimoya.info/threads/Прищур-фотографа-Тема-Востока.2903/page-2#post-90926 тут фото 79 г.
Тогда же (сначала от лица Панчен-ламы) было отправлено приглашение "политическому трупу, бандиту и изменнику" Далай-ламе вернуться в КНР и занять пост зампреда НПКСК. В 80 г. Тибет посетили его представители. Китайцы инструктировали население, что забрасывать камнями изменников нельзя. Поездка превратилась в триумф - ликующие толпы в Амдо и в Лхассе, делегацию встречали со слезами на глазах. Китайцы были в шоке. Оказалось, что 20 лет идеологической работы и промывания мозгов дали результат почти нулевой.
И сколько в итоге было восстановлено? На сегодняшний день. Опыт конечно колоссальный, жесточайший. Стёрта вся мандала духовной тибетской культуры с плоскости земли, по сути. Но вообще и в России же тоже был аналогичный период - все эти гонения и подпольные церкви. Не говоря уже про легендарную чудь и тому подобное. Такое вот обновление...
В 80 г. началась новая экономическая политика - семейный подряд, выделение крестьянам личных участков и скота. С 82 по 90 крестьяне были освобождены от налогов. Жизненный уровень быстро вырос более чем в два раза. Бюджет ТАР (тибетского автономного района) начал финансироваться из центра (в 80-82 гг. центр вообще финансировал 98 % расходов местного бюджета). Начались большие выплаты жертвам культурной революции - в т.ч. монастырям. Восстановление разрушенного и реставрация тоже стали финансироваться казной. до конца 20 в. было восстановлено , кажется, 1400 разрушенных монастырей и памятников. В 1983 создан Тибетский институт буддизма и и потом ряд других научных и учебных заведений. С тибетской культурой стали носиться, вводить преподавание на тибетском, издавать и периздавать книги, возрождать тибетскую медицину. Ок. 800 выживших к тому времени представителей старой элиты стали именовать "патриотическая интеллигенция" и назначать на разные почётные должности. реди них были геше возродившие традиционное буддийское образование (правда дополненное политзанятиями). Однако до кон. 20 в. кажется степень геше (доктор) смог получить только один человек. Наиболее перспективные студенты приняли участие в массовых волнениях 87-90 гг. , когда погибло до 450 человек и многие были арестованы или эмигрировали. Тибет стал популярной зоной внутреннего китайского туризма. И "Бретанью" для китайских художников. (буддийская академия Ларунг Гар в Кхаме, возрождена в 1980 г.)
к кон. 20 в. в ТАР было уже снова 46 830 монахов в 1787 монастырях и храмах. (потом стали ограничивать численность и проверять монахов на предмет политической подготовки)
Далай-лама для китайских властей это сам дьявол. С ним постоянно ведутся переговоры и одновременно идёт непрерывная компания против "банды Далая". Но он незримо присутствует в Тибете вопреки всем усилиям. Постоянно изымают его фотографии, каждый религиозный вопрос становится местом противостояния - если Далай-лама занимает какую-то позицию власти КНР занимают другую и смотрят чья возьмёт. Самое жёсткое столкновение было в 95 г. при определении новой инкарнации Панчен-ламы. (10-й умер в 89 г. только незадолго до смерти ему разрешили вернуться в Тибет. Ситуацию он описал так: "прогресс конечно есть , но цена была слишком высока"). Комиссия и далай -лама выбрали кандидата , но когда глава комиссии выехал в Пекин и пропал со связи, Даалй-лам обнародовал имя мальчика. Сразу после этого мальчик тоже исчез, и методов "золотой урны" был выбран другой кандидат - который признания в Тибете реально так и не получил. После 1987 г. Далай-лама отказался от требования независимоти и согласился на реальную автономию (Тибет в этнографических границах, его полная демилитаризация, демократическое управление, такие же права как у Гонконга). На западе это восприняли с энтузиазмом. далай-ламе удалось мобилизовать общественное мнение и привлечь его к тибетскому вопросу. в 89 г. он получил Нобелевскую премию мира. Свободный Тибет стал популярным культурным мемом. Соответственно КНР это восприняло как усиление вмешательства во внутренние дела и стало ужесточать позицию. Сложилась парадоксальная ситуация, что Далай-лама-14 стал реальным духовным лидером западного мира - во всяком случае его "зелёной и зелено-оранжевой" части.
В 90-е на фоне закручивания гаек (в 89-90 даже вводилось чрезвычайное положение) начались ещё более масштабные вливания в тибетскую экономику. Но де факто это было финансирование убыточной промышленности и городского населения, которое заняло первое место по доходам среди китайских провинций. Процвела сравнительно немногочисленная прослойка образованных тибетцев, занявших места в раздутом аппарате. Тем не менее экономический разрыв с остальным Китаем ещё более увеличился. 80 % населения к кон. 20 в. было занято в аграрном секторе и вело более-менее традиционный образ жизни (хотя по средневековым стандартам довольно зажиточный), число неграмотных было 40-45%, не удалось даже охватить всех детей школьным образованием (из-за нежелания родителей) .
ещё 1535 монастырей и храмов в автономных округах. Диаспора имеет 200 монастырей с 20 000 монахов (при общей численности зарубежных тибетцев в 134 000 человек - ныне)
2000 г. перепись в ТАР 2,616,329чел в тч. тибетцы 2,427,168- 92.8 % с автономными округами 7,282,154тибетцы 5,021,231 -69.0 % в 2010 в ТАР население - 3 млн. чел ( в т.ч. тибетцы - 90,48%) с постройкой железной дороги из Китая в Лхассу в 2006/7 г. заметен прилив в Тибет бедного китайского населения на заработки (ок. 100 000). к настоящему времени удалось охватить образованием всех детей. число неграмотных на 2005 г - 32,5 % процент занятых в с.х. по -прежнему, кажется, 80% с 1994 г. начата компания по борьбе с бедностью акцент в развитии сделан на местные промыслу, переботку с.х. продукции и заготовку лекарственного сырья. в 2007 принят закон о перерождении. - все тулку отныне должны санкционироваться- определяться компартией в 2008 в связи с Олимпиадов в Лхассе были значительные волнения переходящие в китайский погром. Погибло 10 человек, 650 чел. арестованы. с 2009 совершено ок. сотни самоссожения (г.о. монахов) в знак протеста в 2011 Далай-лама сложил с себя полномочия главы Тибетского государства , передав его премьер-министру правительства в изгнании
вот это http://forum.arimoya.info/threads/Сокровища-Тибета.3710/ , как я понимаю, тоже на 90% современные артефакты.
Из неоконченной работы А. Борисова о Тибете "Башня Чунг" (там помимо текста много хороших фотографий) В брошенной на полпути рукописи остались некоторые отрывки, цитаты - рабочий материал, который должен был пригодиться Борисову. В нём кроме прочего он упоминает неких людей лха труг (из цитат слов Далай-ламы). Известно ли о них что-нибудь?
лха - это божества весьма многочисленных разновидностей. то что они могут иметь метисных потомков с людьми история старая. Например, такого происхождения был род Чингисхана )