В. Общество всеобщего благоденствия В описываемый период экономика США продолжала расти, постепенно замедляясь. Что, впрочем, характерно для темпов развития высокоразвитых стран. Так в 1970- г. на США приходилось 31.7 % мирового ВВП ,а в 1980 г. только 23,3% Доля США в мировом промышленном производстве снизилась к 1970 до 29.3 % ,а к 80 г. до 21,4% Но это не мешало США оставаться первой экономикой мира. За время карточной системы на руках у населения скопилось много денег и после её отмены в США начался потребительский бум и одновременно бэбби-бум. Число рождений за сер. 40-х сер. 50-х увеличилось с 2259 тыс. до 4104 тыс. в год. Позднее (с кон. 50-х ) рождаемость стала падать, но потребление продолжала расти - к 70 г. население США потребляло 66% производимых на Земле товаров. Начинается значительное перемещение населения в более комфортные зоны - из городов в пригороды, с севера на юг. с 45 по 60 г. реальный доход населения вырос на 25%, с 1960 по 1980 на 70% пятая часть товаров и услуг произведённых в стране потреблялась правительством, на правительство же работал почти каждый пятый занятый. Хотя после войны была проведена масштабная приватизация. Росту благосостояния низов способствовала сильная социальная политика. При Эйзенхауэре повышены минимальные зарплаты и пособия, велись крупные общественные работы. Новый рывок совершило правительство Джонсона , объявившего программу "Великое общество" (собственно это и был американский вариант общества всеобщего благосостояния) - его программа по борьбе с бедностью позволила сократить число нуждающихся наполовину.
увеличилась иммиграция. в 40-е в США въехал миллион человек в 50-е - 2,5 млн. в 1965 миграционная политика была значительно либерализована за 60-е въехало 3 миллиона в 70-е стало въезжать 350-400 000 человек в год. Численность населения быстро росла в 1950 в США жило 152 млн. чел в 1960- 180,7 млн. (бэбби-бум) в 1970- 205,1 млн. в 1980 - 226,5 млн. (падение рождаемости компенсировалось ростом миграции)
эра телевидения "В 1939 году в Америке начались массовое производство телевизионных приемников с девятидюймовым экраном. В том же году несколько сот постоянных владельцев телевизионных аппаратов, проживавших в Нью-Йорке и его пригородах, смотрели по телевидению открытие Всемирной выставки. Примечательно, что еще в 1941 году входящая в Национальную радиовещательную корпорацию Нью-Йоркская телевизионная станция включила в свой репертуар первую торговую рекламу. Второй старт американского телевидения относится к 1945 году. Через год во всей Америке будет продано 6400 телевизоров, а в 1948 году в Соединенных Штатах уже был 1 млн. телевизоров и 60 работающих телестанций. Еще через год их количество удвоилось, а в 1950 году превысило 6 млн. штук. К этому времени в 64 городах страны уже действовали 106 телевизионных станций, а в Федеральной комиссии по связи ожидали своего решения заявления 300 предпринимателей, просивших о предоставлении им лицензий на право открытия новых телевизионных предприятий.... 1950-1960 годы – «золотой век» американского телевидения. Вследствие постоянного снижения цен на телевизоры они вскоре перестали быть предметом роскоши и стали доступны всем. Если в 1952 году имели телевизор 34% американских граждан, то к 1955 году этот показатель поднялся до 85%, что составляло 31 млн. американских семей, где телевидение ежедневно смотрели более 70 млн. американцев. К этому времени число телевизионных станций в стране возросло до 413 и, одновременно произошла реорганизация крупнейших вещательных корпораций США Ай-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс."
начинается эра рок-н-ролла (возник на основе блюза) - первые пластинки ок 50/51 г., в 56-58 записи Элвиса Пресли уже расходились миллионными тиражами. (Пресли и Монро)
Вот это сооружение, например, церковь в Индиане. А так выглядит церковь Бенедиктинского аббатства в Миннесоте. А это лекторий в Нью-Йорке. Довольно необычный вид.
был в кон. 40 -50-е и "официальный" стиль в живописи. Это абстрактный экспрессионизм. Взлёт моды на него был стремителен и впервые в США появились богатые художники. Как ныне известно орг. поддержку этому жанру последовательно и тайно оказывало ЦРУ. Именно там решили , что США нужен свой фирменный стиль , привлекательный для левых интеллектуалов и резко противостоящий соц. реализму. Сначала за дело взялся Госдепартамент. Выставку тогда даже посетил Трумэн, изрекший: "Если это искусство, то я готтентот". Большинство американцев разделяло эту точку зрения, но в ЦРУ думали иначе. Ротко (Роткевич) Мазервелл Тоби Кляйн Аршил Горки (Арчил Горький вообще-то) Де Куниг
Собственно, тогда и появился арт -рынок в современном понимании слова. Классики абстрактного экспрессионизма и до сих пор на нём котируются выше всего. Конкуренцию им составляет только Поп-арт 60-х.
вообще он появился в Британии, там он был подчёркнуто ироничен, и вдохновлялся именно американской поп-культурой. В США он стал почти серьёзен. Уорхолл Джаспер Джонс Раушенберг Том Вессельман
В сер. 30-х в США из Европы перебрались многие учёные фрейдисты. После войны фрейдизм в США переживает небывалый взлёт. Тоже став почти официальной идеологией. Под таким натиском старая пуританская Америка зашаталась. Добивали её битники - сначала это была (с 44 г.) просто компания скандальных молодых интеллектуалов, с нач. 50 стала не менее скандальным литературным течением (темы- нон-конформизм, наркотики, гомосексуализм, герой - непредсказуемый, агрессивный, воинственно "не-такой"). в кон. 50-х это уже была субкальтура, а в 60-х заговорили о бит-поколении - том самом рождённом в бэбби-буме, росшем в достатке общества потребления, и в студенческом возрасте выразившим полной отвращение к мещанскими ценностям своих родителей.
Литература Кроме битников (Керуак, Гинзбург и др.).в США появились и друге писатели , весьма непочтительные к американскому образу жизни и обществу потребления. Например сатирики Хелер ("Уловка 22",1961), Воннегут. Сэлинджер с подротковой темой выступил ещё в 51 г , на рубуже 50-60-х появился ещё ряд знаковых романов эпохи:"Убить Пересмешника" Харпер 1960,"Корабль дураков " Портер .62."пролетая над кукушиным гнехдом" Кизи,62. Ну и конечно мощный расцвет новой умной фантастики (включая антиутопию): Бредбери, Шекли, Азимов и др. мэтры.
В новой Америке уже Эйзенхауэр - командующий второй мировой - гляделся весьма архаично. Поэтому появился президент в новом стиле - Кеннеди -ирландец (мощный прорыв!) , католик, миллионер, герой, плейбой. С Кеннеди снова вернулась во власть университетская элита - новое поколение штабистов , вместо разгромленного маккартизмом. И теперь они уже не ушли. Вице-президентом при Кеннеди был Джонсон - отец "Великого общества" , утонувшего в болоте Вьетнамской войны.
Вообще образ новой Америки транслировался очень широко.Можно даже говорить об агрессивной культурной экспансии. Американская культура активно стремилась стать мировой. И не без успеха.