дык ведь об этом-то и речь! ) что не всегда. по сути здесь речь идёт об объяснении того, что Кован (кажется) пытался назвать "порченой версией цМема". На самом деле не порченая, просто в этическом плане отстающая. Если когнитив опережает этику, это всегда нездоровое явление. А наоборот - наоборот.
Этическая шкала может быть продемонстрирована на примере вопроса "в чём сила, брат?" Зелёный - "сила в равенстве, братстве, всеобщей любви и понимании. миру мир." Оранжевый - "сила в разуме. разумный подход во всём!" Синий - "сила в Правде (в древнем смысле этого слова)" Красный - "сила в Силе!" Фиолетовый - "сила в Традиции и Роде" Бежевый - "???" Когнитивная шкала - (не помню точно её деталей, но можно уточнить,) заключается в том, что для синего например невозможен взгляд на проблему с чужой точки зрения. Всегда есть только "моя/наша" точка зрения и все остальные, заведомо неправильные. Более объективный взгляд становится возможен на оранжевом, когда рациональные критерии мышления начинают превалировать над эмоциональными. А зелёный подразумевает победу "постмодерна" на когнитивном уровне. Соответственно, фиолетовый и красный уровни тоже проявляются определённым образом, хотя в настоящее время характерны скорее для детского и подросткового возраста. Всё это вполне точно определяется с помощью экспериментальных методов. То есть это чисто операционные параметры интеллекта. Так вот например зелёный этический мем (э-мем) может быть характерен так или иначе для всех уровней первого яруса, кроме бежевого, пожалуй. Поскольку когнитивный уровень бежевого в принципе не способен понести какие-либо абстрактные ценности. Естественно, этическая зелень при этом будет восприниматься каждым из к-мемов соответственно его когнитивному уровню. Для синего это будет священный и непреложный закон, для фиолетового - освящённая традицией ценность, для оранжевого - предмет великой битвы за великие идеалы, арена проявления личного эпического героизма, для оранжевого - это прежде всего разумный взгляд на вещи. Видимо, Лев Толстой был скорее зелёным этически и оранжевым когнитивно. И наконец наоборот. Человек может быть когнитивно развит чуть ли не до зелёного, а этически находиться в дремучем фиолетовом. А может и в бежевом. Описанный Уилбером бумерит - это по сути есть красный этически и зелёный когнитивно. Так вот, серый цмем это видимо не что иное как бежевый э-мем во всех его разновидностях (кроме бежевого к-мема, который вообще выпадает из поля зрения). имеется в виду - невозможен чисто технически.
потому что начав разделять мемы на этические и когнитивные мы начинает деконструкцию базовой системы, причём без необходимости. например, в данном случае говорить именно о "зелени" оснований нет . можно говорить об уровне эмпатии и т.д. не прибегая к ц-мемовой терминологии. она не является специфически "зелёной".
ну можно значит попросту оговориться, что система цмемов к этике прямого отношения не имеет. это сугубо когнитивная фишка, которая в целом может отражаться и в этическом плане (и на втором ярусе неизбежно отражается) Уилбер неоднократно писал, что шкал на самом деле много, а спирально-динамический это весьма упрощённая модель.
Мне кажется, связь между этикой и мемом такая. Мем структурирует этику, т.к. предписывает форму этики. Форма этики - это то, как будет распределяться и какие формы примет - 1) личная энергия доброты (уровень эмпатии), 2) личная энергия агрессии. При этом 1 и 2, возможно, разные качества одной субстанции. Разные мемы дают разные "формы отливки / матрицы", причем разные как по форме, так и по объему. Видимо, для более высоких мемов нужно большее количество эмпатии по умолчанию. Поэтому если человек когнитивно развивается с опережением, в его продвинутой форме "плещется" мало эмпатической жидкости, и со стороны развитость его этических качеств в соответствии с мемом будет казаться недостаточной, "не по мему". С другой стороны, если у низкого мема эмпатии в разы больше, чем нужно по мему, то эмпатия будет "переливаться через край", что будет восприниматься, как игнорирование в конкретных случаях мемовых ограничений на эмпатию, при общем уважении индивида к мемовым ценностям.
Серый мем в соответствии с этой схемой - отказ от (реального) пользования мемовыми матрицами. Вот их каких соображений: "Эмпатия расходует личную энергию. Отдавая контроль над эмпатией матрице рискуешь остаться вовсе без личной энергии. Себе дороже." Серый не только отказывается предоставлять энергию матрице для контроля, у него вообще другое отношение к эмпатии, он как бы начинает экономить личную энергию, пуская ее по эмпатическим дорожкам лишь в крайнем случае, преимущественно зацикливая ее по сфере собственного восприятия-действия плюс по минимальному радиусу вокруг себя. В отличие от кастанедовских новых видящих, у серого нет цели, выходящей за пределы эгоцентризма (типа "сгореть в огне изнутри"), т.е. цель его - копить личную энергию и (автономно) получать удовольствие от жизни. Игры кастанедовских древних магов с ТС в целях удлинения жизни до бесконечности, видимо, из серого спектра. )
В рассматриваемой концепции серый скорее не низкоэнергетичен, а высокоэкономичен. ) Ведь эмпатия это запуск личной энергии по общим каналам. Рука дающего да не оскудеет. А серый говорит: "Идите вы со своими игрушками. Не доверяю я этим вашим общим каналам. Жди потом обратно до второго пришествия!" При этом личной энергии у серого может быть весьма прилично. Просто он ее зажал.
"ФАЗА ОБСКУРАЦИИ — фазаэтногенеза, в которой пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического («нулевого», см. Уровеньпассионарного напряжения системы) за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущуюинерционнуюфазу. Расплодившиеся субпассионарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного — удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив «Будь таким, как мы» — то есть осуждается (а при возможности — уничтожается) любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный императив субпассионариев — «День, да мой», что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу Ф.о. значительно сокращается; частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Ф.о. предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этническогогомеостаза, причем гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в «кровавом мраке» эпохи обскурации. // Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева " Тут субпассионарии близко к серому описаны, и вообще ситуация очень что-то напоминает. )
Из расхождений - у Гумилева субпассионарии - тупы, невежественны, низкоадаптивны, плохо контролируют себя. К "серому мему" это отношения имеет мало. Может, к каким-то архаичным его формам. ) "Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, «бомжами» и т.д." Мне вот лично кажется, что, напротив, серых индивидов можно обнаружить немало среди нынешних элит, в т.ч. транснациональных.
просто я уже говорил, что под твой серый мем попадают как его субпассионарии ("чернь"."охлос") так и "гармоничники" ("мещане").
с поправкой конечно на то, что Гумилёв как ницшеанец считал серым мещанином любого человека без признака психопатии
Вот. ) Другими словами, субпассионарий-гармоничник у него любой, кто не занимается бурной общественной деятельностью. К цветности-серости это имеет опосредованное отношение. Затворник вполне может быть ярко-цветным, а видный общественный деятель может быть выраженно серым (что мы сейчас часто и помногу видим). ) Гумилев был кто по тиму? )
нет ) субпасссионарий-гармоничник это человек нетворческий, без выраженных ценностей и интересов, не готовый жертвовать ничем , придерживающийся общепринятых взглядов, избегающий любого риска. энергии у него больше чем у суб-пассионария босяка и на жизнь хватает. Гумилёвские примеры - Ионыч и многие чеховские герои.