А причины приезда сюда людей оттуда? У нас, например, полно работников из Казахстана. Если там улучшилось положение людей, почему они сюда приезжают на заработки?
Сведения в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации на 05.11.2014 по данным ФМС России[7]: Страна гражданстваКоличество человек Украина2 651 109 Узбекистан2 335 960 Таджикистан1 105 500 Азербайджан610 327 Молдова586 122 Казахстан575 400 Киргизия552 014 Армения514 663 Беларусь498 878 Китай273 034 Германия244 662 Соединенные Штаты Америки142 405 Турция111 681 При этом население Казахстана в два раза больше чем например Таджикистана. Т.е. да, кто-то едет, но либо из совсем уж бедных районов к родственникам, которые осели в России, либо это профессионалы, которым по какой-то причине в Казахстане реализоваться труднее чем в России. При этом кризис связанный с ценой на нефть, ударил и по Казахстану, поскольку он является поставщиком и транзитером. Но они ни с кем не воюют и ни под чьими санкциями не ходят. Назарбаев это такой азиатский Лукашенко.
Здесь подробнее про чукотские войны: http://dv.land/spec/chukot-wars-1?u..._medium=referral&utm_campaign=exchange_gazeta
О киргизах и Киргизии На этот тёмный период и приходится миграция части кыргызов с Алтая на Тянь-Шань. Об обстоятельствах письменные источники молчат, кроме того с в нач. 16 в. они обнаруживают киргизов уже на Тянь-Шане. Посвящённый этим событиям грандиозный киргизский эпос "Манас" даёт совершенно фантастическую картину. Но упоминаемый в самом начале "китайский" Эсенкан, который пытается помешать разворачивающимся событиям, это почти несомненно Эсен-хан - правитель западных (и восточных) монголов сер. 15 в., после гибели которого в 1454 г., в степи на несколько десятилетий наступает хаос. Алтайские кыргызы давно приспособились к горному кочеванию и в новых местах могли освоить практически не занятую на тот момент экологическую нишу. Переселялись они явно не "в пустоту", видимо, кыргызские гарнизоны отправлялись к Тянь-Шаню ещё во времена монгольской империи. В 16 в.на Тянь-Шане начинает оформляться новое киргизское образование. Оно считалось частью Могулистана, но де факто никем не контролировалось, а сами киргизские роды могли участвовать в местных смутах. Было проведено традиционное разделение на два крыла. В каждом крыле в 18 в. происходили ежегодные курултаи и выбирался на год главный бий с функциями координатора. Реальной независимой единицей было племя, состоящее из родов. Во главе рода стоял бий - старший по возрасту представитель старшей генеалогической линии. У него была "дружина" из молодцов-джигитов. Самый влиятельный из родовых биев считался главой племени - улук-бием. У племени была своя территория, знамя, клич. оно вместе выступало на войну. С помощью крыльев киргизские племена координировали свои действия в отношении внешних сил. Освоение нового кормящего ландшафта создавало условия для постоянного демографического прироста (удвоению населения каждый век) . Где-то в с нач. 17 в. началось проникновение части племён Правого крыла на юг - в окрестности Ферганской долины. Многие местные тюркские племена - точнее, обломки древних групп, - примкнули к киргизам и образовали особую группу - ичкилик - в крылья не входившую. В свою очередь сами изначальные кыргызы в процессе адаптации ассимиляции перешли на местный тюркский (на основе кыпчакского) и начали принимать ислам (процесс завершился в пер. пол. 19 в., хотя киргизы (особенно северные) всегда считались "худыми мусульманами").Древние корни были забыты и сформировалась новая идентичность с истоками не далее 15 в. В 18 в. в Фергане возникло Кокандское ханство в состав которого вошли и южные киргизы (игравшие в нём заметную роль) Северные киргизы были подчинены Коканду в 1820-х-40-х гг., хотя контроль над ними был неуверенный. в 1855-63 они были подчинены завоёваны военной экспедицией полковника Черняева. В 1876 г. Россией была покорена и Фергана.
Итак, мы имеем общество постимперское. с точки зрения гумилёвской теории находящееся на последних стадиях этногенеза, с полной утратой пассионарности. управляемое стариками и полностью встроенное в ландшафт (в данном случае новый осваиваемый), утратившее даже воспоминания о былом величии (успешно заменив его вымышленной поэтической версией). Постепенно это общество "втягивалось" исламской среднеазиатской цивилизацией - южные киргизы активно, северные в начальной стадии. И здесь произошло русское завоевание это процесс приостановившее . Прежде всего на севере. Северные и южные киргизы оказались естественным образом в двух разных административных единицах - Семиреченской и Ферганской областях. Русская колонизация - на севере русские города, горная промышленность, на юге - аграрная колонизация - жизнь собственно киргизов затрагивала до революции мало. Но миры эти - северный и южный остались очень разными. Север оказался связан не с исламом, а с казахско-русским обществом. Период потрясений наступил в Туркестане не в 17 г., а в уже 16 г. , когда вспыхнуло Среднеазиатское восстание. И в Фергане всё шло по среднеазиатски - басмачество и т.д. причём при активном участии киргизов . На севере -нет. но когда в 24 г. возникла идея национально-территориального размежевания Средней Азии северяне и южане было впервые объединены в рамках одной Кара-киргизской автономной области. Фергану порезали на три куска - узбекский, таджикский и киргизский - причём, разумеется, все они оказались этнически пёстрыми. Но так или иначе, юг оказался присоединён к киргизскому северу, а новоявленная Киргизия, получила собственную Среднюю Азию. В 26 г. она стала АССР, в 36 ССР при минимальных в общем усилиях местной новой этно-элиты (впрочем в 37 её всё равно расстреляли). Насильственная модернизация здесь была менее болезненной, чем у соседей - искусственного голода не было, перевод на кириллицу культурной катастрофы не вызвал - в силу слабого распространения мусульманской книжной культуры. Но в целом конечно это были задворки СССР.
К 1990 г. Киргизия была дотационной республикой с клановой системой, наркомафией, межнациональными проблемами (вылившимися в Ошскую резню), но с достаточно вестернизированной (русифицированной) элитой (северными кланми) - в цивилизационную основу легла именно русская культура, т.е. грубо говоря, великим писателем киргизов был не Навои или Низами, а Чингис Айтматов. И после нежданного получения независимости (1991), политическое развитие Киргизии пошло для региона нестандартно и исключительно динамично. Постсоветским повелителем стал не партийный бонза, а академик Акаев - учёный, интеллигент и особа приближённая к Горбачёву. Так что это был весьма просвещённый авторитаризм. Русский язык получил статус официального, внешнеполитический курс тоже был пророссийским. Но страна к нач 21 в. оказалась узлом геополитических игр между РФ, Китаем и США и к тому же на пути наркотрафика и исламистов. Так что вырулить не смог даже Акаев. В в 2005 он был свергнут в результате Тюльпановой революции. На смену просвещённому авторитаризму пришла коррумпированная клановая квазидемократия, во главе с представителем южных кланов Бакиевым. Быстрое нарастание авторитаризма привело к новой революции - 2010 г. в результате которой власть вернули северяне. Но каждая такая революция была не просто борьбой кланов. а реально ослабляла авторитарные структуры. Переходное правительство Розы Отунбаевой (советская вестернизированная элита) и избранного президентом Атамбаев (северянина, прервавшего в 89 г. советскую карьеру ради бизнеса) это конечно не демократические в западном смысле правительства, но несомненно ориентированные на ценности демократии. Атамбаев смог расстаться с американской военной базой и впервые поставить вопрос о выводе российской.
Интересный момент: сейчас для граждан России въезд в Кыргызстан свободный, по общегражданскому паспорту, без таможни. И въезд для граждан США и Евросоюза безвизовый. То есть Кыргызстан оказался идеальным местом для совместных встреч.
При этом, Кыргызстан одно из беднейших государств мира (в Азии по ВВП на д.н. на пятом месте с конца). Главные проблемы : всё возрастающее перенаселение (особенно на юге) и отстутствие крупных инвестиций (при довольно открытой экономике). Поэтому очень перспективная энергетика загибается, доживая на советской инфраструктуре. Фактически экономика держится на одном крупном золотодобывающем предприятии, туризме и переводах гастарбайтеров. До миллиона человек живёт в России (400 000 уже получили российское гражданство). Надежды на ЕВРАЗЭС не оправдались. Вступление туда вызвало спад в экономике. Теперь главная надежда на китайский Щёлковый путь ("Один пояс один путь")
Но процессы трансформации общества идут и здесь - если в 2005 в сельском хозяйстве было занято 48% населения, то в 2014 только 31%