1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Открыл эту ветку, поскольку мне поступил запрос на рассказ о мусульманских государствах.
    Вообще же генеалогия государств это история прямой политической преемственности. Она отлична от истории стран и цивилизаций, народов и регионов. Для примера могу сказать, что подавляющее большинство ныне существующих государств (включая, например, Индонезию) ведут своё происхождение от Римской империи.
    Среди мусульманских есть те. кто может проследить историю до Омейядов, другие до монголов, третьи до европейских колоний , иные же возникли в результате движения варварских племён.
     
    La Mecha нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Интересно, как это получилось?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    цепочка в этом случае такая:
    Римская империя - государство франков (федараты Рима) - империя Каролингов - королевство Франция - герцогство Бургундия - империя Габсбургов - Соединённые провинции - Голландская Ост-Индская компания - Голландская Индия - республика Индонезия.
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Исламская государственность - Халифат - не имела прямой преемственности с более ранними государствами (хотя вообще Аравия с государственностью была знакома, полуостров был разделён на раннегосударственные образования Лахмидов, Гассанидов, Киндитов, Джуланидов - федератов соседних империй - однако к 7 в. они погибли или были в упадке.
    Она сложилась на базе негосударственных городских общин Мекки и Ясриба (Медины). В последнем городе мусульманская община - умма- во главе с пророком Мухаммедом пришла к власти в 627 г.. Государством это образование назвать ещё нельзя. но по мере стремительного расширения на весь Аравийский полуостров , а затем и далее оно быстро оформилось. Халифатом оно стало после смерти Пророка (632).
    В правление Али - 4-го (выборного) халифа (656-61) произошёл раскол ислама на политические партии , затем ставшие и религиозными направлениями - суннитов, шиитов и хариджитов, борьба между которыми во многом определяла и политические судьбы халифата.

    Вопрос разногласий - принцип преемственности власти.

    Первоначально победу одержали Омейяды - старшая линия курейшитов основавшие правящую династию (661-750. столица Дамаск). В 750 в результате победоносного восстания их сменили Аббасиды - потомки дяди Пророка (столица Багдад). В 755 последний уцелевший Омейяд - Абд-ар-Рахман пробился в Испанию (Андалус), где смог удержать власть (до 765 он формально признавал верховную власть победителей Аббасидов). В 929 г. один из его потомков также провозгласил себя халифом (столица Кордова). И Омейядский и Аббасидский халифаты были суннитскими.

    Шииты признавали право на власть только за потомками Али - зятя пророка - и дочери пророка Фатимы.
    Хариджиты требовали сохранения принципа выборности халифа.
    И те и другие составили вооружённую оппозицию и в условиях ослабления центральной власти периодически захватывали власть в тех или иных провинциях.
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2017
    Glenn и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1.1. Омейядов гос. (испания, португалия, марокко) . первый период раздробленности - кон. 9 в-932 г.
    929 халифат. высшее могущество
    с 1010 второй период раздробленности
    1031 окончательный распад на 15-20 эмиратов
    в сер. 11 в. за счёт постоянных войн их количество заметно сократилось. Большая часть была присоединена к эмиратам Севилья, Бадахос, Гранада
    в 1090-95 почти все они были завоёваны берберами. (последние ликвидированы в нач. 12 в. , кроме Сарагосы - просуществовала до испанского звоевания в 1142 г. и Мальорки - до 1205)
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1.2 халифат Аббасидов
    [​IMG]

    Основан 750.
    в 935 фактически завершился распад и халифы лишились светской власти (хотя номинально оставались верховными суверенами)

    Уже с нач. 9 в. начали возникать крупные наследные наместничества-эмираты:
    Ифрикия (Тунис, Ливия, Алжир) - Аглабиды 800-909
    Хорасан - Тахириды 821-73
    Египет (включая Сирию и Хиджаз -Мекку и Медину) - Тулуниды 868-905 и Ишхидиды 935-69
    отдельный рассказ будет про Саманидов Средней Азии
    всё это были полностью лояльные халифу автономные провинции затем попавшие в руки не утверждённых халифом "тиранов"

    кроме них возник и ряд мелких династий в Йемене, Закавказье и Джазире (это та область где сейчас действует ИГИЛ)

    В Закавказье эмираты:
    Гянджа и Ширван - Бену Шейбан - 859-1027, их сменили Кесраниды правившие до 14 в.
    Дербенд - Хашимиды 869- 1066
    Азербайджан - Саджиды и их гулямы 879-941
    Тбилиси 888-1046

    В Мосуле и Алеппо - Хамданиды 905-1004
    В Йемене - Зияриды и их гулямы Неджахиды 819-1063

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1.3. Хариджиты

    Масштабные восстания хариджитов потрясли халифат в 734-61 гг.Именно они нанесли смертельный удар Омейядам и способствовали успеху движения Аббасидов. Но Аббасидам полностью установить свой контроль над всей территорий халифата не удалось. Повсеместно возникли неподвластные им хариджитские имаматы.
    ar_hal_8_9f.jpg
    максимальное расширение территории хариджитов в сер. 8 в.

    основные восстания:
    734 Марокко
    736 Хорасан
    741 Ифрикия

    В 751 г. был основан хариджитский имамат в Омане (столицы последовательно : Незва, Растак, Маскат). Сохранялся он очень долго , имамы избирались из аристократического рода Джуланидов. Политически он утратил независимость уже в кон. 9 в. признав верховную власть Аббасидов, с нач. 10 в. карматов (см. ниже), кон. 11 в. сельджуков. В сер. 12 в. здесь установилась светская власть маликов бену-Нахбан. Но хариджизм сохранялся как религия основной части населения.В принципе , современный султанат Оман генетически происходит от этого государства.

    Магриб.
    Здесь движение хариджитов было особо мощным. в 757-61 и 770-72 они захватывали столицу магриба (ифрикии0 Кайруан (ныне в Тунисе), но в конечном итоге закрепились в Тахерте (в Алжире) , где возник имамат Ростемидов. Помимо основной территории ему были подвластны разрозненные городские общины хариджитов в Тунисе, Ливии, оазисах Сахары. в 911 это госудасртво было завоёвано Фатимидами (см. ниже). Продолжило сущствование в сахарском оазисе Уаргла (Садрата) до 1012. в дальнейшем хариджитские общины сохраняли самостоятельность в пяти сахарских оазисах.

    В Марокко , в Сиджильмасе, в 757 возникло государство Мидраридов (с 909 вассал Фатимидов, ликвидировано последними в 976). после этого независимая хариджитская община ещё существовала до 1056 г. в г. Тифилалет. Это была особая ветвь хариджитов (суфриты). Здесь у общины сохранялось официальное право на смещение имама.

    На атлантическом побережье Марокко в 744 возникло государства племени бергвата, со своим пророком Салихом. (это была уже совсем экзотическая ветвь хариджизма). Оно просуществовало до 1059, когда было завоёвано Альморавидами (см. ниже)
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хариджиты были очень радикальными мусульманами. Праведными и законными они признавали только двух первых халифов (шииты - 4-х).
    Власть халифа (имама) они не считали монархической, имамов (халифов) в мире ислама может быть много, они должны быть выбоными. община может сместить имама, он не имеет законодательной и судебной власти, потомы что высшая власть принадлежит всей общине мусульман - умме. Все мусульмане абсолютно равны (независимо от происхождения, языка, расы и т.д.). Коран надо понимать полностью буквально и он содержит все необходимые знания. Вера несопровождаемая правильными поступками бесполезна для спасения. Ритуальная чистота должна совмещаться с чистой совестью. Грешники не являются мусульманами. Хариджиты запрещали роскошь, музыку, игры, табак, алкоголь. Отличались крайним фанатизмом и нетерпимостью к иноверцам и грешникам, которых считали не имеющими права на жизнь.

    Пророк бергвата Салих написал свою версию Корана на берберском и ввёл ряд новых запретов на основе местных табу. в чём то они были близки иудейским
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1.4. шииты

    В отличие от демократического крыла в лице хариджитов, шииты это аристократическое крыло ислама. Они признавала право на власть (светкую и духовную) исключительно за потомками Али. В качестве законной власти большинством шиитов (имамиты) признавалось последовательно 12 потомков Али - имамов, реальной политической власти не имевших. Последний из них пропал без вести в 872 г.
    Но были Алиды и других линий.

    шиитские государства

    в 789 было основано шиитское (алидское) государство Идрисидов в Марокко (стол. Фес)

    800px-Idrisids-eng.jpg
    в 830 оно распалось на уделы. Последние из этих княжеств просуществовали до 985 года, признавая верховную власть то Багдада, то Кордовы, то Каира.

    в 864 шиитский (алидский) имамат был основан в Табаристане (Южное побережье Каспийского моря) . в 928 г. Алиды здесь были смещены своим кондотьером Мардавиджем. С этого времени здесь разворачивается деятельность различных предводителей наёмников из горцев-дейлемитов, успешно захватывающих области Западного Ирана.
    Это:
    Зияриды Прикаспия 928-1090
    Мусафариды Азербайджана и Дейлема 916-1090
    Буиды Ирака (понятие включающее тогда Западный Иран) 935-1062
    Все они признавали верховенство Аббасидов, хотя по убеждениям (Буиды) были шиитами. Буиды в 945 г. овладели Багдадом и правили от имени марионеточных халифов.

    наследные эмиры Буидов из курдов:
    Мервадиды 983-1085 в Диярбакыре (курдистане)
    Раввадиды 953-1071 в Азербайджане
    Шеддадиды 951-1075 в Двине и Гяндже
    Какуиды (дейлемиты) 1008-1141 в Западном Иране


    Наконец третий очаг шиизма был в Йемене
    в 893 на северо-востоке там было основан алидский имамат Рассидов просуществоваший до 1300 г.

    Алиды Табаристана и Йемена принадлежали к зейдитам - их линия наследования отклонялась от имамитской на пятом имаме и они считали, что имам должен выбираться из всех Алидов на основании прежде всего личных достоинств ,а не генеалогического старшинства
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Эти самые хариджиты считали свою версию Корана наиболее правильной? И хотели , видимо,ее продвигать путем массовых восстаний? Или у них были какие-то иные цели?
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Поясни мне пожалуйста, отличие имамата-эмирата - халифата?
    По мне, так это об одном и и том же? В чем самая разница? )
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    своя версия Корана была только у бергвата и они её не продвигали, скорее оправдывали своей сепаратизм. Вообще же у хариджитов Коран тот же самый - исключая 12 суру которую они отвергали как неприличную 8-) (там рассказ про Иосифа и жену Потифара)
    Восстания у них были религиозно-политические. Как и всё в исламе. Главным был вопрос о чистоте уммы и политическом устройстве.

    Халиф - это заместитель (т.е. преемник) Пророка. как глава верующих он именуется имам (руководитель молитвы), как светский правитель - султан.
    Имам как титул главы государства означает, что это прежде всего теократический правитель, не претендующий на власть над всем миром ислама, но и не признающий духовную власть халифа. Эмир - это высший сановник, губернатор или владетельный т.с. граф, обычно подчинённый халифу или во всяком случае признающий его верховную власть.
     
    Glenn и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1.5 исмаилиты

    Изначально исмаилиты были ветвью шиитов, которая отделилась в 765 г. в связи с вопросом о том, кто является седьмым имамом. Исмаилиты были сторонниками старшего сына, лишённого отцом права наследования.
    Но постепенно исмаилиты превратились в самостоятельное течение. Оно было ультра-аристократическим. Старшая линия от Али наделялась исключительными правами, приравненными к пророческим. Истинное учение объявлялась тайным и открытым только имаму, который мог вводить в него круг посвящённых. Была создана разветвлённая конспиративная структура, занятая агитацией и организацией мятежей и диверсий, далеко превосходящая хариджитскую. Политические успехи исмаилитов были впечатляющими.
     
    Glenn и La Mecha нравится это.
  14. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    как-то из всех изложений следует, что эти люди только между собой воевали
    и ни с Европой, ни с Византией никак не соприкасались до Крестовых походов. Странно.
    А когда, например, они захватывали Пиренейский п-ов - они у кого его отнимали?
    А на Италию они что ли не посягали? А что про них думала Венеция? И т.д.
     
    La Mecha нравится это.
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ух, ты!!! )

    Пассионарный народ, харизматичный!!!

    Зато какая движуха!)
     
    Последнее редактирование модератором: 20 сен 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну если тебя интересует именно этот аспект, то вот на эту тему отдельная ветка. http://forum.arimoya.info/threads/Хроника-тысячелетней-войны.4054/
    Но с точки зрения именно генеалогии государств имеет значение только формирование территории (к сер. 8 в. она была завершена), утрата территории из-за гибели государства и т.п.
    Для мусульманского мира описываемого периода отношения с франками и Румом имело третьестепенное значение. Да и крестовые походы это было для него событие не первостепенной важности.

    неизмеримо меньшее, чем, скажем, продвижения бедуинов или тюрок
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    организованные ими восстания начались в кон. 9 в.
    890-906 в Южном Ираке
    894-99 на Бахрейне
    902 Сирия

    Успех сопутствовал им в Синде (Пакистан) - история их там мало изучена, но продержались они до нач. 11 в. а во время второго захода - до конца 12 в.
    В 899 было основано государство Карматов в Восточной Аравии. Там не было налогов, запрещено ростовщичество, ссуды выдаваплись казной безпроцентно, земля принадлежала общине и распределялась уравнительно. Государство владело многочисленными рабами, занятыми в строительстве и сельском хозяйстве другим источником доходов казны была военная добыча. Состав реального правительства был засекречен.(те самые "неизвестные отцы 8-) ) Просуществовало до кон. 11 в.

    но самой масштабной удачей стало восстание в Ифрикии. в 909 здесь пала власть Аглабидов, а в 911 было завоевано и хариджитское государство Ростемидов в Тахерте. На их руинах был основан исмаилитский (анти)халифат Фатимидов. основатель - Убайдаллах считался алидским имамом (хотя в этом и были сомнения). Он был провозглашён халифом правоверных и махди (мессией). в 969 Фатимиды завоевали Египет и перенесли столицу в Каир

    FatimidCaliphate969.png

    Халифат сталцентром подрывной деятельности в остальных странах ислама:
    в 1037 фатимидский эмиссар (даи) основал в Йемене династию Сулайхидов (до 1138, наследовали Зурейдиды 1083-1174 и Хамданиды 1098-1174)
    в 1090 фатимидский даи Хасан ас Саббах основал в горах Северного Ирана призрачное государство низаритов (ассасинов) , состоящее из отдельных крепостей и по сути ставшее первой международной террористической организацией - унитожено монголами в 1256 г.. филиал его был создан в горных районах Сирии.

    Последнего фатимидского халифа низложил его полководец Салах-ад-дин в 1171 г. Саладин был провозглашён султаном и призал духовную власть Аббасидов

    наследные эмираты Фатимидского халифата:

    Кельбидов. Сицилия. 972-1091 (фактически распался в 1041, причём Палермо стал республикой)
    Зиридов. Ифрикия (Магриб) с 972-1148 и их родственников Хаммадидов в Алжире 1010/15-1152
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А что эти самые низариды делали такого террористического?
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Зачиталась прямо.)

     
    Последнее редактирование модератором: 19 сен 2017
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А вот это вообще шок. :)

    "Сейчас это кажется удивительным, но когда-то степняки стояли на распутье в выборе религии и больше склонялись к христианству несторианского толка. Александр Невский в свое время даже побратался с сыном Батыя, который исповедовал христианство.

    В какой-то момент кочевники все же выбрали путь исламизации, но именно в период войны с ассасинами они развернули настоящую религиозную войну против мусульман. Этот поход был назван «Желтым крестовым походом» — его целью было освобождение Гроба Господня. Теперь такое трудно представить, но тогда монголы были восприняты как защитники христианской веры и крестоносцы стали их союзниками."
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну религиозной войны они конечно не вели. Но среди монголов действительно было много христиан и на Ближнем Востоке христиане оказывались в лучшем положении. например дворец багдадского халифа был передан монголами несторианскому патриарху, заняв Иерусалим они отдали его армянскому царю и т.д. Людовик Святой в своих крестоносных начинаниях всегда имел в виду монгольский фактор и его тайные эмиссары регулярно отправлялись к монголам. В целом же Запад и Святой престол уже с нач. 1240-х заняли антимонгольские позиции.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    посмотрев на политическую карту кон. 10 в. мы бы увидели, что шииты (включая исмаилитов) одержали почти повсеместную победу - кроме Испании (Кордовского халифата) и Хорасана с окрестностями. Именно об этом последнем мы сейчас и поговорим.


    1.6
    В то время как Хорасан перешёл в управление Тахиридов, в Среднюю Азию (Согд, Маверранахр) в 819 была назначены как их вассалы четыре брата Саманида (иранского происхождения). Постепенно Саманиды создали собственный обширный эмират на окраине Халифата и ликвидировали ряд ещё сохранившихся с доисламских времён княжеств.
    В других случаях это совершали командиры газиев, действоваших более-менее на свой страх и риск. В 861 некий Якуб Саффар захватил древнее княжество Систан и продолжил завоевания. в 869 он был утверждён эмиром, в 873 он захватил у Тахиридов Хорасан. Это государство Саффаридов было в 900 завоёвано Саманидами (сохранив впрочем как их вассалы Систан, где правили в качестве вассальных царьков до 1495).
    В 995 эмир Гурганджа захватил древний Хорезм и принял титул хорезм-шах , основав династию Мамунидов (до 1041)
    В 962 саманидский гулям и полководец тюрок Алп Тегин захватил языческое княжества Газна и был утверждён эмиром, в 977 уже его гулям Себуктегин основал там династию Газневидов. В 999 Махмуд Газневи после разгрома Саманидов кочевниками их гибели, овладел всем Хорасаном. На некоторе время это государство стало самым могущественным из суннитских эмиратов и Махмуд даже стал полу-официально титуловаться султаном.
    59flg1dyz_rectangle-768x768-0x0-0x0.jpg
    Просуществовало это государство до 1187, пока не погибло в борьбе со своими бывшими вассалами Гуридами.

    Гур это горная отсталая область в Афганистане. Там существовал ряд вождеств. в 10 веке распространился ислам (в немалой степени исмаилитский).
    В нач. 11 в. эти вождества были подчинены Газневидами. Ок. 1100 г. гур-шах Иззадин был утверждён Газной правителем всего Гура. в 1151 его потомок принял титул султана. В кон.12 в. Гуриды в ходе джихада завоевали Северную Индию. Но после того как в 1206 ассасины убили Махмуда Гури его владения были разделены между гулямами. (удельная линия Гуридов оставалась в Бамиане до 1217 г.).
    После долгой борьбы победителем в борьбе гулямов вышел праител Дели Ильтутмыш . в 1229 он был утверждён Багдадом в качестве султана и основал Делийский султанат (1206-1411). Там сменилось несколько г.о. тюркских династий . В момент расцвета султанат объединял почти всю Индию.

    При его распаде образовался ряд индо-мусульманских государств:
    Мадура 1333/40 - 1370
    Виджаянгар 1336-1614 мусульманским не был , поскольку его основатели - братья Сангамы - вернулись в индуизм
    Бенгалия 1336- 1539
    Бахманиды Декана 1347-1525 , владения которых в свою очередь распались на Биджапур (1490-1686), Берар (1490-1572), Бидар (1625-1619) , Ахмаднагар (1490-1633) и Голконду (1512-1687)
    Хандеш 1370-1601
    Гуджарат 1398/1407- 1573
    Джаунпур 1394-1479
    Мальва 1401/6 - 1542
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Т.о. можно видеть, что основный период существования Халифата и государств прямо от него произошедших это 7-11 в. Этот период можно навазть "арабским".
    исключение составила только восточная ветвь в Индии, просуществовавшая до кон. 17 в.

    сам халифат Аббасидов просуществовал дольше (пережив Омейядов и Фатимидов). В 1132 халифы вернули себе светскую власть в Багдаде. государство это погибло в 1256 под ударом монголов.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    История этого периода это столкновение между двумя моделями государственности:
    1. сложившаяся ещё ранее ислама позднеантичная бюрократическая идеократическая деспотия
    2. собственно исламская модель идеократической льносительно эгалитарной общины-уммы и разделением судебно-законодательной и исполнительно-законодательной власти (кади и эмира) . Первая начинает одерживать верх ещё в первом халифате Омейядов, а все восстания были попытками возвращения ко второй.
    Бюрократическая деспотия была более мощной организационно и обеспечивала расцвет городской культуры, но она была и более хрупкой. После того как население окончательно оттеснялось от принятия решений, ополчение заменялось гвардией из гулямов и наёмниками, одного сильного толчка была достаточно для падения государства (династии), тем более , что механизмы легитимного наследования власти так и не были окончательно выработаны.
    Нередко власть реально переходила от халифов к визирам, от визиров к их гулямам, престол становился игрушкой гвардии. В этой ситуации наиболее архаичные области и группы населения, с их сохранившимся племенным укладом и родовой солидарностью - дейлемиты, курды, гурцы - оказывались важными центрами силы.
    А затем когда началось движение на границы исламской цивилизации кочевых племён противостоять их натиску не смог никто.
    так начался второй период исламской государственности который можно назвать тюрко-берберским.
     

Поделиться этой страницей