Камень св. Иеронима

Тема в разделе "Пёстрые листки", создана пользователем Соня, 6 сен 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Камень св. Иеронима

    С темой аскезы связаны странные и даже отталкивающие, но настойчиво проявляющиеся в разных религиозных культурах аскетические практики. Чтоб не множить и не обсуждать конкретные сомнительные примеры, можно указать на весьма известного святого Ерему.
    Иконография этого выдающегося ученого, создателя Вульгаты (перевода всей! Библии на латынь) может быть сколь угодно неполной. В ней может отсутствовать пошедший к нему в услужение исцеленный им от занозы лев (превед медвед!: привет от медведя Сергия Радонежского)
    пещера, буддийский череп и даже знаменитая красная широкополая шляпа.
    Но самым характерном в изображении этого интеллектуала* был камень, которым он непрестанно бил себя в грудь, считая силу своего изможденного кулака недостаточной для покаяния.
    Физическая боль, мгновенно трансмутирующая в энергию духовного устремления.
    ---
    *) О себе Иероним говорил: "Я философ, ритор, грамматик и диалектик, иудей, грек и латинянин".
    ---
    Сам же Иероним, несмотря на то, что был одним из учителей Церкви, до конца жизни не в силах был отказаться от Цицерона и Вергилия, Плавта и Теренция, Горация и Саллюстия, Светония и Сенеки. Статистика показала, что на 1223 страницы его текста приходится 284 аллюзии и цитаты из классиков
    ---
    На него ополчились многие представители высшего римского общества, которые были возмущены сатирой Иеронима, ходившей по рукам под заглавием "О сохранении девственности". Сатира была написана в форме письма к Евстохии, дочери отменной римской дамы Павлы, его последовательницы. Конечно, откровенные подробности, касающиеся плотской и грешной любви, в книге Иеронима были не для девичьих ушей.

    Святой Иероним в живописи
    (он же Иероним Стридонский)

    Поскольку он является святым покровителем переводчиков, можно оживить мое непопулярное повествование прогулкой по истории мировой художественной культуры.

    Картин посвященных Св.Иерониму великое множество, но условно их можно разделить на несколько основных групп:
    1.Св.Иероним как ученый, переводчик Библии. Изображается, как правило, в своей келье, которая вообще-то представляет неплохой кабинет.
    2. Св. Иероним в пустыне. Здесь, он изображается и молящимся, и кающимся, и посещаемый различными видениями и искушениями.
    3. Св.Иероним, как отец церкви, епископ, в соответствующем облачении.
    4. Последние причастие и смерть Св. Иеронима.

    Контекст темы призывает ограничиться чисто аскетическими мотивами, но велик соблазн вспомнить тут "отцов живописи", которых много больше, чем Отцов Церкви, коих неизменно четыре:

    "Римские" (автоматически и православные) отцы церкви* :
    Амвросий Медиоланский,
    Иероним Стридонский (345—420),
    Аврелий Августин Блаженный (Doctor Gratiae)
    Григорий Великий (папа в 590—604);
    *) В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания
    ---
    На что наши "схизматики" не преминули дать свой достойный ответ Западу:
    Греческие отцы церкви (признаны в 1568 г.):
    Афанасий Александрийский (296—373),
    Василий Великий,
    Григорий Богослов,
    Иоанн Златоуст.

    Совершенно особая, таинственная и трогательная история связана с этим образом (Иеронима) в творчестве Боттичелли....
    Кому еще неведомо мое занудство - лучше сразу зажмуриться.
    /В большинстве случаев, смотреть по клику - не в пример лучше/
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2020
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    То есть, ищем все ли атрибуты Иеронима на месте: камень, череп, крест. книга, шляпа, лев... :)
    Но камень - sine qua non!

    Начну с наименее мне известных:
    Алонсо Кано (булыжник!)

    [​IMG]Bastiano Mainardi

    [​IMG]Marco Zoppo

    [​IMG]


    /DOUBLEPOST]Гарофало (Бенвенуто Тизи)


    [​IMG]
    Master of La Seu d`Urgell

    [​IMG]
    Ян ван Хемессен

    [​IMG]
    Georges de La Tour
    (на сей редкий раз у этого ультра карваджиста контрасты между светом и тьмой не такие драматические)

    [​IMG]
    пишут что Georges de La Tour; на самом деле - Bartolomeo Di Giovanni

    [​IMG]
    Антонелло да Мессина

    [​IMG]
    Альбрехт Альтдорфер

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Босх
    (всеобщему любимцу по блату без камня. Но и без камня , страсти - полные мордасти!)
    [​IMG]
    Sir Anthony van Dyck
    (на то и империя, чтоб посвящать в лорды не за национальность, а за заслуги)

    [​IMG]

    Лукас ван Лейден
    за одну свою роботу получил 12 золотых: по каждому на его 12(!) лет. А в 14 лет создал шедевр, прославивший его на весь тогдашний Северный (заальпийский) мир. И это на фоне Дюрера и других его современников!

    [​IMG]
    Бернардино Луини

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Якопо Беллини
    (это папа Джованни и Джентиле Беллини, а также - тесть великого Андреа Мантенья)
    Картина плохо сохранилась, но и вообще его картин (как и картин Джентиле, в отличие от Джованни) сохранилось совсем немного.

    [​IMG]
    Пьетро Перуджино
    Это уже наш св. Ерема, в вышиванке )

    [​IMG]


    Паоло Веронезе,
    Присвоить имя города лишь одному его гражданину - это ли не вершина славы?!
    Но все же крутизна немного зашкаливает. В Вероне ("где встречают нас событья") жили и Монтекки и Капулетти. Оба - "веронезе", но при всем том том это не один и тот же человек :)
    [​IMG]


    [​IMG] Чима да Конельяно

    [​IMG]
    Luca Signorelli

    [​IMG]
    Sodoma

    [​IMG]
    Фра Филиппо Липпи
    (Скандальезный, известный не только своими любовными похождениями монах. Учитель Боттичелли)

    [​IMG]
    Сандро Боттичелли (соболезнует Саванароле /см./)

    [​IMG]
    Франческо Боттичини (хоть и современник Боттичелли и тоже флорентиец, но лучше не путать)

    [​IMG]
    Филиппино Липпи - как можно догадаться, сын Фра Филиппо Липпи, но уже считается учеником Боттичелли (хотя больше - коллега и соавтор)
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2020
    list и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    [​IMG]
    Ханс Бальдунг - великий ученик великого Дюрера

    [​IMG]


    [​IMG]
    А вот и сам Альбрехт Дюрер

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Лукас Кранах Старший
    (в живописи все Старшие; Младший - лишь Гольбейн)

    [​IMG]



    [​IMG]
    Фра Анджелико (видно ангела по полету, да?)

    [​IMG]
    Пьеро делла Франческо
    (другой такой же: его картины называли "иконами молчанья")

    [​IMG]




    (камушек мал, да востер)
    [​IMG]
    Лоренцо Лотто

    [​IMG]



    [​IMG]



    (булыжник отложен лишь не надолго)
    А вообще загадочных картинок "найди камень" старалась избегать.
    Ведь, пусть не гвоздь, но краеугольный камень нашей программы - камень :) )
    [​IMG]
    Якопо Понтормо 1528 год
    Совершенно изумительная и вполне модернистско-экспрессионистическая картина, проникновенно раскрывающая содержательную часть "технологии биения".
    Чего и можно было ожидать от флорентийского основоположника маньеризма, этого экспрессионизма 16 века.
    (зацените величие и современность маньериста, современника Мкеланджело!
    Потому что маньеризм это не упадок, а экспрессионизм)

    [​IMG]
    Тициан (Тициано Вечеллио)

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
    Luis Tristán De Escamilla (ученик Эль Греко)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    [​IMG]
    Франсиско Зарсильо-и-Алькараса
    Немного скипидара под хвостом не помешает даже самому целеустремленному скакуну.
    А борьба с плотью - вообще дело десятое и есть просто очередной психотехнический прием.


    [​IMG]

    Джорджо Вазари (тот самый)



    [​IMG]

    Перуджино - Иероним. 1512-1515
    (там не вместилось)


    [​IMG]

    Козимо Тура - Около 1474


    [​IMG]


    Джованни Беллини 1505 "Святой Иероним читает на природе", а камушки (как и во многих прочих картинах) лежат неподалеку, что завсегда были под рукой [​IMG];)

    [​IMG]

    Гвидо Рени

    [​IMG]

    Якопо Пальма Младший 1596; камень снова под рукой (вернее, под ногой).
    В руке же - по словам Будды, "превосходнейшее из всех созерцаний" - созерцание собственного неминуемого будущего; черепа, мало уж чем отличающегося от головы подвижника. В чем и аскетически-эстетический смысл картины.



    [​IMG]

    Караваджо (череп снова уступает место камню)


    Эль Греко

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
    Хосе де Рибера
    (вот кто понимал суть дела!)

    [​IMG]
    Paolo Veronese

    [​IMG]



    Леонардо да Винчи




    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 6 дек 2017
    list и La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    От камня Иеронима - к шляпе Иеронима

    [​IMG]

    Это такая кардинальская шляпа.

    Форма одежды у них была такая - кардинальская . С той поры само слово "кардинал" стал означать яркий оттенок красного.

    Philippe de Champaigne

    [​IMG]

    Узнаете лучшего друга сразу 4х, нет - лучше 3х мушкетеров?

    Филипп де Шампень
    Тройной портрет кардинала Ришелье
    [​IMG]



    Вообще-то, растроение личности в живописи случается
    Тройной портрет Карла I (Ван Дейк )

    [​IMG]




    Понятно, что Рубенс тут танцевал от легендарной красной шляпы. Начал танцевать и... затанцевался.
    Пауль Рубенс "Святой Иероним" 1625 год
    - ну чем не Ренуар?!
    Под такую шляпку так и просится ренуаровская дошкольница.
    Так что Иерониму вполне б подошло прозвище "шляпа" )

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2020
    list и La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Шляпа ты кардинальская! или А кто тут еще шляпу надел?
    (От Рубенса к Ренуару)


    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]




    [​IMG]
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Хмм, забавные вещи происходят - движение от святого Иеронима к изящным ренуаровским головкам.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Хорошо еще, что не от распятия ко льву :)
    Ведь это все - атрибуты иконографии Иеронима.
    Так что пока дрейф случился лишь от камня к шляпе.
    Еще может случиться помянуть святого Иеронима как покровителя переводчиков :)
     
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Отчего ж не ко льву?
    Лев - фигура неоднозначная, геральдическая, коронованная. )

    Можем заодно как-нибудь в связи помянуть и Исидора Севильского (покровителя всех компьютерщиков и имеющих отношение к оным).
    :) :
    Так же в данном шляпном ассоциативном ряду невольно вспоминается:

    Вот человек,
    Потерявший шляпу.
    Вот шляпа,
    Потерянная человек.
    И каждый миг,
    Словно камень (снова камень!),
    Катящийся в бездну,
    Увеличивает расстоянье
    Между потерянным и потерявшим.

    :) :
     
    list и Соня нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Рембрандт 1632 год.

    [​IMG]


    Джованни Беллини 1505 "Святой Иероним читает на природе", а камушки (как и во многих прочих картинах) лежат неподалеку, что завсегда были под рукой [​IMG];)

    [​IMG]

    Андреа Монтенья 1451 год

    [​IMG]

    Ян ван Эйк, первая четверть 15 века.

    [​IMG]

    Доменико Гирландайо 1480 год

    [​IMG]

    Лоренцо Монако 1420 год

    [​IMG]

    Караваджо, Святой Иероним

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Иоахим Патенье или Патинир (1480-1524)
    Святой Иероним в скалистом пейзаже, ок.1515
    Лондонская национальная галерея (где все самое лучшее)

    Святой Иероним в скалистом пейзаже, ок.1515 автора Иоахим.jpg


    Важная фигура во фламандской живописи, один из самых творческих художников Северного Ренессанса, чье творчество служит мостом между Иеронимом Босхом (1450–1516) и Питером Бругелем Старшим (1525-69).


    Патинир
    Великий мастер нидерландского ренессанса и пионер пейзажной живописи как самостоятельного жанра, знаменитый немецкий чертежник эпохи Возрождения.

    Йоахим Патенье.jpg

    Патинир
    Пейзаж со святым Иеронимом, 1516 (ок. 1520)
    Королевский музей изящных искусств, Антверпен
    Пейзаж со святым Иеронимом, 1516.jpg


    Патинир Из 20 его картин, ни одна из которых не датирована, только пять подписаны. Стоят не на вес золота, а на вес платины.
    Joachim Патинир__.jpg


    Патинир Святой Иероним в пустыне.
    Его друг, Альбрехт Дюрер (1471-1528) считал его одним из лучших пейзажистов своего времени.
    Святой Иероним в пустыне, 1530 ).jpg
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 6 сен 2020
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Иоахим Патинир Покаяние святого Иеронима (триптих), считается самым знаменитым.
    Метрополитен, Нью-Йорк
    И вот такая чехарда с датировками: Ок. 1520 или ок.1512-15
    Покаяние святого Иеронима, ок.1512-15 .jpg

    Приписывают Патиниру, но приписать никак не могут:

    1. (камушек мал, да востер)
    1. (камушек мал, да востер).jpg

    2.

    Круг. Святой Иероним молится в пейзаже.jpg
    3.
    1 Святой Иероним кается в пейзаже.jpg
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Симон Бенинг (Simon Bening,1483-1561 ) — фламандский художник, миниатюрист и иллюстратор эпохи Возрождения. Один из крупнейших живописцев Нидерландов своего времени. С 1525 года Симон Бенинг становится известнейшим иллюстратором литературы в Европе.
    1515
    Simon Bening.jpg

    Симон Бенинг
    Simon_Bening_-_Miniaturenmaler.jpg
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
    list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Ханс Мемлинг, Святой Иероним и Святой Эгидий. Оба с животными, 1491
    Святой Эгидий повторил поступок Будды, заслонив оленя своим телом от королевской стрелы.
    Ханс Мемлинг, Святой Иероним и Святой Эгидий. Оба с животными, 1491.jpg

    ... Ханс Мемлинг.jpg

    Снова Мемлинг, 1485
    Снова Мемлинг, 1485.jpg

    Ганс Мемлинг (Hans Memling 1435-1494) — фламандский живописец из немцев, приехал в Нидерланды в 30 лет. Ученик Рогира ван дер Вейдена.
    Мемлинг - замечательный портретист человеческой трагедии.
    "Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает."

    Денежки водились: был кредитором императора Священной Римской империи Максимилиана I для его борьбы с королём Франции.

    Император Максимилиан I. Портрет кисти Альбрехта Дюрера (1519 год)
    Albrecht_Dürer_-_Portrait_of_Maximilian_I.jpg

    За его картинами охотились даже пираты, у которых его «Страшный суд» не мог отвоевать сам Лоренцо Медичи.
    Лоренцо Медичи в молодости. Таким красавчиком вы не увидите Великолепного от слова нигде.
    Художник Беноццо Гоццоли из его сверхзнаменитого "Шествия волхвов".
    [​IMG]
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 6 сен 2020
    list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Приближают к событию нас. Как Пасха ежегодно "свершается днесь", а не в прошлом.
    Явление Небес, всегда не во времени, а во вневременном. В храме Гроба Господня обычно ощущается не горнее присутствие, а "духовный запах" толпы. - вполне солидарна :)
    Даниил Андреев мог бы поведать о таких местах немало грустного. Мать Ауробиндо хорошо видела, как гигантские гнусные астральные сущности кормятся там мелкими и корыстными человеческими молитвами.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Альбрехт Боутс ( Aelbrecht Bouts 1454-1549) фламандский художник из рода художников; последователь Хуго ван дер Гуса (1430— 1482).
    Альбрехт Боутс  (  1454-1549) )..jpg
    Последняя четверть 15 века

    15 Альбрехт Боутс Последняя четверть 15 века..jpg
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Ян ван Хемессен (Jan van Hemessen, 1500-1566) (фламандский) художник. Ван Хемессен писал картины больших размеров на религиозные сюжеты в стиле Брейгеля (1525/30 - 1569) и Массейса(1466–1530).
    Ян ван Хемессен.jpg

    14 Ян ван Хемессен первая половина XVI века.jpg

    Квентин Массейс
    Квентин Массейс.jpg
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  21. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Лука Камбьязо,(1527-1585) Сложился под влиянием Рафаэля, Пармиджанино и Корреджо. Известен также как блестящий рисовальщик. Расписывал Эскориал для Филиппа. Там же, в Эскориале за работой и умер. Обвинялся папой в инцесте.
    118959782_1983807541753787_8412335211341021918_n.jpg


    Лука Камбьязо
    Giovanni_e_Luca_Cambiaso.jpg
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2020
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer; 1480— 1538) — немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты, один из первых начал делать офорты. Глава и самый выдающийся представитель дунайской школы живописи.

    Дунайская школа живописи Отличительные признаки школы (Самое классное в статье - таблица "Представители Дунайской школы")
    "Главным объектом изображения для мастеров Дунайской школы становится природа, мир, в котором растворился бог. Исследователи подчёркивают пантеизм дунайцев. Приписывают им изобретение нового жанра — «чистого» пейзажа. Характерны отсутствие дисциплинирующего влияния одного мастера, который бы был признанным главой школы, отсутствие строгой регламентации.
    М. Я. Либман выделяет следующие общие особенности Дунайской школы[13]:
    -реализм в передаче природы и интерес к ней
    -фантастические сюжеты и трансформация действительности в гипнотическое видение, но сами художники не верят в создаваемый ими миф и сознательно создают сказку
    -попытка передать мир как неделимое целое, макрокосм подчиняет себе микрокосм
    -человек в их произведениях — лишь часть природы, природа главенствует, подчиненная роль человека приводит к принижению его образа
    -дунайцы не интересуются духовным миром человека, не стремятся к выявлению индивидуальности
    -безразличие к красоте человека и приверженность к острохарактерным, иногда уродливым образам
    -античные сюжеты излагаются в типично немецких реалиях, это вызвали отдаленность от университетских городов и крупных типографий, отсутствие возможности постоянного общения с гуманистически образованными людьми

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Дунайская_школа_живописи

    Альбрехт Альтдорфер.jpg
     
    list нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    list нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    В связи с Мемлингом речь зашла об Беноццо Гоццоли, так чтоб уж два раза не вставать.
    Беноццо Гоццоли, 1452. Здесь святой Иероним лечит льва.
    Гоццоли - святой Иероним лечит льва..jpg


    Так вот о его вошедшем во все хрестоматии живописи шедевре Шествие волхвов.". Из не живописных обстоятельствах всегда говорится, что там нам явлены все представители семейства Медичи ("как молоды все были") и вообще все значимые современники великого города.
    Значительно реже упоминается то, чему, собственно, посвящена эта помпезная картина. А посвящена она событию, ставшего вехой в отечественной истории и положившему начало концепции "Москва - Третий Рим".
    Речь идет о Флорентийском Соборе.
     
    list нравится это.

Поделиться этой страницей