дзёмонский культурный мир охватывал помимо Японии Курилы, Южную Камчатку, Сахалин, побережье Кореи и Поморья. Трудно отделаться от ощущения - контактов до Эквадора ) на юге Японских островов он граничил с другим ареалом - австронезийским для Дальневосточно-океанийского региона это была часть "аборигенной зоны" )
Дальний Восток Если в Америке доминирующей и колонизующей регион была гаплогруппа Q, то здесь О. Большинство носителей которой говорила на аустрических языках. На окраинах оставались "аборигенные зоны" - с гаплогруппами С и D, (плюс более поздняя но древняя миграция M,K,S) Из них Австралия остановилась фактически на уровне палеолита. А вот Новую Гвинею с её тропическим земледелием с искусственными насыпями и прудами (выращивание таро) вполне можно сравнить с земледельческими культурами Амазонии. (и те и другие достигли тогда пика своего развития и далее практически не прогрессировали)
климатические условия слишком сложные. влажные джунгли. папуасы в описываемое время ещё заимствовали у аустрийцев то что было применимо - свиней, батат, собак. но в остальном они нашли оптимально возможный для каменного века способ хозяйствования в такой зоне. сами аустрийцы (австронезийцы) там жить не могли - они поселились на островах вблизи побережья, где были открытые пляжи и не было малярийных комаров.
зона колонизации людьми-О (аустрическими) во 2 тыс. до н.э. это Индонезия, Малайзия, Филиппины, архипелаг Бисмарка, Окинава, юг Японии. это были австронезийцы, постепенно ассимилирующие и/или вытесняющие австролоидных собирателей-аборигенов. (центр расселения на Тайване) Для них характерны тропическое мотыжное земледелие: батат, ямс, хлебное дерево, бананы, кокосы, куры, свиньи, собаки. керамика, лодки с балансиром - каноэ, катамараны, хижины на сваях с высокими крышами, татуировки, керамика мегалиты. т.е. уровень колонизуемой периферии здесь был как у американской субпериферии/полуцентра. австронезийцы были отважными мореплавателями. в сер. 2 тыс. до н.э. они добрались до Марианских островов. Для этого надо было не плыть от острова к острову, а править в пустоту на горизонт на многие сотни километров. мегалитические святилища их не уступали важнейшим американским. Гунунг-Паданг на Яве
зона суб-периферии была в основном заселена австроазиатами. это ЮВА, Восточная Индия, Южный Китай. для неё характерно рисоводство. важный центр был в северном Таиланде , где приручили буйвола, освоили производство бронзы и полихромной керамики. (Банчианг)
"И дик, и чуден был вокруг весь Божий мир"... ) А вот удивительно, как уже тогда притягивал людей океан... - как далеко они заплывали на своих хрупких плавсредствах. )
Сдается мне, это был первый акт веселой пьесы такт развития мироздания - эра справедливости и развертывания жизни во всех ее проявлениях. Или конец первого акта?
Помнится, ты давал в ветке о Древней Японии дземонские сосуды - ощущение выпрастывания из каких-то оболочек, энергетическая насыщенность линий, скрученность даже...
Так вот закрыть глаза - и раз, в том, другом, времени и пространстве - и потом охватит ужас - как же мы все за.... ли!
людей мало было ) дремучие леса с болотами и носорогами ) Но рисоводческие аустрические селения бронзового века простирались до Янцзы. и строй их, очевидно, был не ниже вождества. Самый значительный центр здесь был в провинции Сычуань.
Бросилось соответствие положения фигур - стоят прямо, с закрытыми глазами, лица к небу. Будто бы воспринимают что-то. Видимо, таким был внешне их созерцательно-мистический опыт? При этом американские формы строгие, целокупные, земные, а японские - волнообразные, мягкие, воздушно-водные.
здесь мы впервые встречаем настоящий город - центр культуры Саньсиндуй и царства Шу. Площадь его 3,5 кв. км, он был окружён стеной из сырца в 4-6 метров высотой. Существовала пиктографическая письменность. картинки ниже из кладов зарытых несколькими веками позднее, но они наводят на мысль , что саньсиндуйцы были не очень монголоидными людьми ) или уж боги у них были такие... ) (фигурки из фольги)
Перейдя Хуанхэ мы оказываемся собственно в зоне цивилизации - в Северном Китае. Здесь города начинают насчитываться десятками. И над ними возвышается гегемон - царство Шан. Чем эта зона отличается т.с. геополитически? Прежде всего это самый край протоцивилазационного массива - максимально открытый в сторону других, пусть и отдалённых цивилизаций и получающий оттуда новшества. Область эта пёстрая и полиэтническая - место стыка трёх языковых массивов: аустрического, ностратического и сино-кавказского. Большинство составляли аустрические люди О, которые постепенно продвигались с юга. Но на севере жили люди N, (и частично степные аборигены С), а на западе люди Q ("индейская гаплогруппа") - главными из которых были цяны (говорившие явно на сино-каказских). язык шанцев, видимо, был аустрическим, но испытывающим сильное западное (сино-кавказское) влияние. в расовом отношении народ тоже был весь разнообразен, хотя б.ч. в рамках большой монголоидной расы) конечным пунктом миграции "людей О" стала Корея.
Способы хозяйствования здесь заметно отличались от южных - в основе была ближневосточные культуры - зерновые (пшеница, просо, ячмень) и крупный рогатый скот. Земледелие было мотыжным в долинах рек, и было подвержено, то засухе, то наводнению. Скотоводство было мясным. Сохраняла роль охота (загонная). Были известны лошади (сначала они появились у скотоводов-цянов). Собственно здесь были доместифицированы утки, гуси и зародилось шелководство.
несмотря на всю эту пестроту, вся область шанской гегемонии имела и определённое цивилизационное единообразие: единая письменность, единый стиль архитектуры, единый бронзовой ритуальной утвари (последняя обеспечивалась, видимо, монополией шанцев на технологии обработки бронзы) города имели форму квадрата и обносились глинобитной стеной. выделялся дворцовый квартал с постройками на платформах из утрамбованного лёсса. во дворцах деревянные части покрывались чёрным лаком, стены расписывались. столица Шан - Эрлиган - имела площадь в 3,3 кв. км. и население в 18-30 000 чел. Политическая структура была раннегосударственной. Многочисленные номовые города-государства приводились к покорности путём регулярных походов и платили дань. Их правители (военачальник и глава совета) утверждались шанским ваном. Походы совершались и просто для грабежа и устрашения (например на цянские племена) и для захвата пленных для жертвоприношений. На больших празднествах их обезглавливали сотнями. Религия вообще играла большую роль (и явно была ещё не "эфирной"/"синей"). Жертвоприношения были исключительно расточительными и больше походили на грандиозный патлач. Огромную роль играли гадания (в более поздний период"иньский оракул"). ван был верховным жрецом. его погребение тоже сопровождалось массовыми убийствами "сопровождающих лиц". Помимо вана существовал влиятельный совет, народное собрание и аристократическая бюрократия. помимо дружины и "гридней" - народ-войско. основу бюджета составляли доходы с государственного хозяйства, для работы в котором кроме зависимых привлекались и общинники. периодически устраивались большие охоты - наряду с жертвоприношениями скота главный источник мяса. кулинарии придавалось болшое значение, по сути жертвоприношение обставлялось как грандиозное пиршество духов.