Что такое нирвана?

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 2 июн 2013.

  1. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    К слову, где можно почитать?
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В структурированном виде в Дорогах и тропах )
     
  3. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Почему вы не хотите заглянуть в википедию? Ведь там сказано, что среди буддистов не выработано единое понимания состояния нирваны, ну а понимание её буддистами и индуистами… Кроме того в индуизме это тоже наивысшее состояние – слияние с Брахманом. Правильней было бы, если бы авторитетные представители обеих религий встретились и попробовали прийти к единому мнению.

     
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Потому что кое-кто тут предпочитает заглядывать в нирвану. )
    Про невозможность придти к единому мнению - это понятно, и приходить к нему вряд ли нужно. Скорее, нужно следовать каждому своим путём.
    Вряд ли дальнейшее обсуждение этой темы уместно здесь.
     
  5. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Разумно. Но зачем вы тогда другим советуете, вместо того чтобы идти своим путём, заглядывать в википедию?
     
  6. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Это же не значит, что информацией не нужно пользоваться вообще.
    Всё зависит от целесообразности в конкретной точке места-времени-действия. В данном случае приведённая вами цитата ни для кого не открытие.
     
  7. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Я догадывался. Но я к тому, что, не смотря на все знание, буддистская нирвана получается выше всех нирван.
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Потому что нирвана есть только в буддизме.
    Других нирван нет.
    Есть индуистская мокша (говоря о "нирване в индуизме" выше, я просто использовала это слово, зная, что оно было заимствовано буддизмом - слово, но не состояние). В джайнизме это нечто третье. В мусульманстве, христианстве и т.п. нирваны тоже нет.
    И поэтому сопоставление некорректно. Некорректно мериться нирванами. Потому что нирвана - одна. Это буддийское понятие, это состояние полного освобождения сознания в контексте буддийского учения. Всё прочее в других учениях - что угодно, но не "нирваны".

    Из всех учений только буддизм ведёт к освобождению сознания, другие учения ставят другие цели и приводят к ним.
    Поэтому не буддийская нирвана выше других, а нирвана есть только в буддизме.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Владимир, Вам непременно нужно всё разместить по ранжиру? ) Того, что оно просто другое - не достаточно? Перед Буддой стояла вполне конкретная задача. Путь йогинов он прошёл и пришёл к выводу, что поставленную им перед собой задачу этот путь не решает. Но для йогинов всё ок. В этом нет проблемы. Карта Йогинов ведёт, условно говоря, до Киева. Будда дошёл до Киева и понял, что это не то, чего он искал, и пошёл искать дальше. Но йогинам в Киеве хорошо.
     
  10. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Если иметь ввиду конкретный аскетический путь, который прошёл Гаутама, тогда я согласен. Но я о том, что и йоги пошли дальше, это тоже необходимо видеть. Шри Ауробиндо не единственный пример. После вытеснения буддизма из Индии, там появился ряд учителей, создавших свои философско-мировоззренческие направления, не менее значимые, чем буддизм.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Дальше Киева? ) Пока этого не видно. ) Всё укладывается в описания, данные Буддой и его учениками.
    Опять же, о значимости, тем более меньшей или большей, речи не идёт в принципе.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Опыт индуизма и опыт буддизма это два частично пересекающихся множества, понимаете? Именно частично. Многое в опыте индуизма в буддизме описывается чисто академически, поскольку буддизм просто в эти области не идёт, у него другие задачи. То же и наоборот, хотя, надо сказать, что буддийский опыт нирваны в индуизме не отражён совсем никак. В смысле сколько-нибудь адекватного осмысления. Это связано с тем, что буддизм изначально развивался на прото-индуисткой почве и вынужден был с ней так или иначе познакомиться, а индуизм в принципе не проходил буддийским путём ни в одном из своих представителей. Почему? Потому что он ставил перед собой другие задачи и исходил из иной аксиоматики, от которой нужно было бы отказаться, если какой-нибудь индуист вознамерился бы пройти буддийским путём. Поэтому индуизм огрничился тем, что создал о буддизме миф для внутреннего пользования, чтобы хоть как-то вписать его в свою картину мира.

    Взаимное влияние тоже имело место, конечно. Но его не нужно переоценивать.
     
    list нравится это.
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Скорее, Владимир пытается универсализировать понятия, лежащие в принципиально разных системах.

    Думаю, что сама постановка предложения таким образом возможна только на определённой позиции. Как и мой собственный вопрос, открывший этот диалог.
    Но с этой позиции можно выйти (а можно на ней остаться).

    Это напомнило мне эпизод из фильма BBC о викингах, где говорилось о том, что они были уверены, что их бог Тор круче какого-то там христианского Бога. Т.е. для сознания варваров это было естественно и нормально - мериться богами. Но мы же не будем спорить о том, кто выше: Богородица или, скажем, Лакшми. Или наоборот: пытаться сводить их на одну плоскость. Надеюсь, не будем.
     
    Последнее редактирование: 11 авг 2016
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имхо, фишка в том, что Владимир исходит из постулата, что существует некое Единственно Верное Учение или по крайней мере направление движения. В связи с этим перед ним постоянно стоит проблема ранжирования тех или иных систем по степени их близости к ЕВУ.
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Вероятно. Но при этом он сам видит здешних буддистов как исповедующих буддизм именно в смысле того самого принципа ЕВУ.
    Что не верно. Не соответствует действительности.

    Можно сказать (можно? - опять же, вероятно, с какой-то точки), что при том что это разные системы, местами коррелирующие между собой, соприкасающиеся, а местами нет, это не отменяет того "факта", что все они - грани, или аспекты, "одной Истины". Т.е. в каком-то смысле, смысле за пределами логик, они сливаются в той самой единой точке. Сливаются не только в конечных пунктах, но и вообще как пути. Но это взгляд с другой перспективы - надо помнить, что он за пределами логик. И будучи помещён сюда, в область рассуждений, он неизбежно получает неверную интерпретацию и применение.
     
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    И что поделать, если никакое другое учение не ставило своей целью исследовать природу реальности и сознания для достижения его освобождения? В этом смысле - именно в этом - оно единственно верное. Потому что именно оно занялось этой проблемой и её решило - нашло метод. И именно буддийский метод и показывает эту природу, непосредственным образом. На пути к нирване и собственно в ней.
     
  17. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Всё дело в том, что вы говорите о системах, а я о человеке. Речь идёт, как я писал в других темах, о психологии, о расширении человеческого сознания, о достижении какого-то уровня в раскрытия этого сознания. Все религиозные системы, неважно какие – индуистские, буддистские, иудейские, христианские и т.д., и ставят перед собой цель, раскрытие, расширение, поднятие его (сознание) на другой уровень. И при этом не важно, сходны эти системы между собой или совершенно отличаются одна от другой, как буддистские и христианские, цель у них одна – расширение сознания практикующего, поднятие его на более высокий уровень. А так как психология у человеков одна и та же, не зависимо от системы, (буддистская, индуистская, христианская), то и уровень раскрытия может быть определён, не зависимо к какой системе он принадлежит.

    Понятия нирвана, самадхи, эмпирей и прочие, есть определение этого уровня. Путаница же заключается в том, что один и тот же термин, в различных системах имеет различные значения или вообще различные шкалы измерения уровня раскрытия сознания.

    Так вот, собравшись, представители различных религий смогли бы, при желании, выработать единую шкалу. Ведь научились же люди измерять уровень интеллектуального развития, присваивая друг другу различные учёные степени. Тоже и здесь – кто хочет, ищет возможности, кто не хочет – причины.

    Так что не важно, уникальная буддистская система или нет, она работает, как и все остальные, с человеком, психологией, сознанием.
     
  18. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Согласна. Теоретически можно. При условии закрытости работы и высокого уровня этики и развития сознания данных представителей. )
     
    Владимир К нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вопрос: Разве не правда, что буддизм ставит целью достижение Нирваны?

    Ответ: "Ну, и да и нет. Буддизм не подразумевает приложения усилий к достижению некоего ещё не испытанного счастья, но скорее - к избавлению уже испытываемого несчастья. Если Ниббана понимается скорее как отсутствие чего-то чем наличие, то вы правы."

    Бханте Пуннаджи
     
    Glenn и list нравится это.

Поделиться этой страницей