ранние государства обычно не имеют возможность контролировать перемещение своего населения. так естественно, то мир то война, то интриги и спецоперации ) про западную известно не много. в рамках двух сатрапий, видимо , сохранялись многочисленные племенные республики икняжества. да
остались ли какие-то памятники этого времени? вот Капилавасту, например, родной город Будды и место паломничества буддистов, сейчас выглядит так: но русскоязычная Вики говорит, что местонахождение города Капилавасту точно не установлено
нет , следов архитектуры той эпохи не осталось. она была деревянной. города обносились деревянной или глинобитной стеной и видимо имели хаотичную застройку. это следы более позднего храмово-мемориального комплекса
ясно. жаль. а люди верят ) в паломническом туризме часто правит либо бизнес, либо заблуждения, а не истина большое впечатление производит Сарнатх, место первой проповеди Будды. там позднее Ашока выстроил гигантскую ступу
Политическая система тех времён преполагала существование "царств" и "аристократических республик ("сангха") - по сути сплочённой конфедерации родственных микро-княжеств. политическая доктрина предполагала, что смысл существования царей и прочих кшатриев - в принесении даров брахманам. если нет брахманов, то кшатрии не настоящие.
Можно подробнее что-нибудь о касте брахманов? (пользуясь случаем, хочу побольше выяснить разных подробностей и деталей про это время и особенно в этом месте)
В отличие от друидов, принадлежность к брахманам была наследственной. Это была замкнутая корпорация высшего ранга, хранящая ритуальную чистоту. Брахманы как правило были зажиточными домохозяевами, но основной доход имели от совершения жертвоприношений. Брахман в любым обстоятельствах имел особые привилегии, даже если становился рабом-военнопленным. Он был освобождён от большинства видов уголовного преследования (особенно за преступления по отношению к низкокастовым). Считалось что брахман в своей жизни проходит три этапа - когда он учится и живёт в доме учителя (за это время он должен выучить наизусть определённый раздел Вед и поднатореть в обрядовой практике), когда он является домохозяином и жрецом и когда на старости лет он уходит в лес.
значит, каста была немногочисленная, если брахманов на всех не хватало? как можно было решить проблему с отсутствием брахмана? его приглашали из других мест?
да. но это было не так просто. брахманы ценили себя высоко ) дарили им в основном коров. целыми стадами.
и занимались они, как пишут в суттах, всяческими гаданиями и прорицаниями в основном ) и тут в эту концентрацию суеверий и прочего неведения попадает Будда ) конечно, он производит неизгладимый эффект на публику. и осуществляет духовный переворот. с мифической т.з. чем обусловлено его возникновение в мире именно в этот период? в суттах пишут, что за Буддой устремлялись, даже просто услышав о нём, а уж после беседы с ним число его последователей возрастало многократно. арахантами при нём становились тысячи, включая мирян. кто-то объясняет это его личным присутствием и силой, кто-то - тем, что само учение Будды даёт такой эффект, важно в точности следовать ему (а чем дальше, тем сильнее его искажали). есть ли ещё версии? а на твой взгляд? как меняется мир после его ухода в Параниббану? и что, кстати, произошло с телом Будды?
Приход его , по мифу, был "не вовремя", в век идущий к закату. И обусловлен был только его доброй волей ) Но как видим, эта эпоха дала многих ярких духовных лидеров, совершивших осевой переворот. В самой Индии, учитель собиравший тысячи последователей явление не столь уникальное, вспомним Махавиру. Я полагаю, что личное присутствие Будды это значимый фактор ) Тело Будды было кремировано. Мир шёл своим чередом ) Но конкретно в Индии прогресс был очень быстрым.
О, так это, оказывается, наш небезызвестный Нигантха Натапутта - герой многих сутт! Основатель одной из крупнейших сект того времени, насколько можно судить по текстам, и большой любитель пополемизировать с Гаутамой. Будда разбивал его суждения и взгляды на раз, однако же Махавира обрёл такой славный конец. Рада за него ) Потому что в суттах он вызывает сострадание. Но всё же ему придётся вернуться, по Будде. В чём он выразился? (И будут ли картинки?) )
Ну, спустя 250 лет мы видим в Индии уже великую буддийскую империю, огромные города, развитое искусство, литературу. И империя Ашоки по своим идейным установкам (особенно если сравнивать с единовременной империей Цинь) был супергуманной и прогрессивной )
Удивительно, что от весьма развитой городской цивилизации древних Хараппы-Мохенджо-Даро - люди осевого времени ничего не унаследовали.
Ну об этом судить однозначно трудно. Дело в том что индуизме есть масса сюжетов, которые из Вед никак не выводятся. Да и буддийская космография тоже )
Это очень интересно. Но я даже не знаю, как сформулировать вопрос ) Если есть связь буддийского мифокосмоса с доарийской культурой, то выходит, что представление о нём намного более древнее. И это только во-первых... Любопытна также вот эта цитата:
У античных греков не было преемственности в художественной традиции даже с собственными микенскими предками ) не говоря уже про минойцев )
Ну, при всей "кондовости", Ефремов писал о том, что возможны связи между древней исчезнувшей цивилизацией Инда и крито- минойской. Разве между ними нет чего-то общего: городская цивилизация, женский тип - такой утонченный. Только критяне были флотоводцы, а хараппцы - были ли? Хотя танцовщица из Хараппы более негроидная, что ли. Во всяком случае, напоминает этнические статуэтки Африки.