Китай был ещё более изолированной страной , чем Индия. Торговые связи с цивилизованным миром были только через посредников (вроде тех самых серов). На ближневосточной карте мира он отсутствовал. И сам себя видел как единственный в мире очаг цивилизации, окружённый варварскими народами, за пределами которых простирались уже фантастические страны. В самом Китае тоже был центр - Срединные княжества - где жили настоящие китайцы, и окраинные - полуварварские или варварские - такие как Цинь, У, Чу, Юэ (по убыванию "цивилизованости"). В самом центре находилось Чжоу - правитель которого носил титул ван и был верховным сюзереном срединных княжеств. Власть его была более традиционной и сакральной, чем реальной. Но государственная традиция в Китае была много прочней, чем в Индии, как и историческая память.
Здесь тоже шло "кипение умов" и отчаянная политическая борьба. Княжества вступали в коалиции, враждовали, плели интриги, воевали, поглощали соседей, стремились к гегемонии. В связи с жёсткой конкуренцией был спрос на реформы для самоусиления. Мысль здесь, в отличие от Индии, сосредоточилась , прежде всего в области общественного устройства. Странствующие интеллектуалы предлагали свои услуги правителям в качестве сановников. В целом строй напоминал средневековую Европу - с вассалитетом, ленами, самоуправляющимися городами... Постепенно происходил переход от общинного землепользования и трудовой повинности к постоянным семейным наделам и продуктовому налогу.
Если в 6 в. до н.э. основные события происходили в срединных княжествах, к описываемому центр тяжести смещается в "полуварскские" (с точки зрения китаецентризма) Южные государства. Конкретно сейчас на первый план стало выходить У.
Пишут, что юг Китая тогда славился "шаманскими традициями и большим количеством школ медиумов и магов. В то время, когда на севере Китая, в том числе и там, где жил Конфуций, уже происходил отход древних архаических традиций шаманов, в царстве Чу вовсю процветали древние экстатические культы". И Лао-цзы был именно из этого южного царства Чу. И якобы уйдя на север, в Чжоу, он встретился там с Конфуцием. Но всё же он полулегенда... и эта встреча скорее миф. И потому не могу не задать вопрос: существовал ли Лао-цзы? )
Лао-цзы как реальный человек почти несомненно существовал и был библиотекарем в Чжоу. Потому что Сыма Цянь достаточно надёжный автор. Остальное действительно обросло непроницаемым слоем мифологии.
Что же там, на юге, был за шаманизм, какие культы? Население здесь было более многочисленным, чем в Индии?
ну всё что мы имеем это случайные обрывки информации. http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/torchinov_dao/torchinov_dao2-1.htm нет, население Китая вероятно было не столь велико. предположительно 9 млн. против 27 в Индии. но там не было разрыва культурной традиции, как в индии или в Греции
Очень интересный очерк. А взглянуть на артефакты мы можем? В отличие от Индии, в Китае наверняка остались образцы искусства и ремёсел того времени. Любопытно было бы сравнить южные и срединные, северные. (если я не перебиваю ход твоей мысли)
Ничего себе колоколенка. Да, сразу видно, что ритуальность и шаманизм тут были в силе. А двери эти откуда, вернее - куда? (Судя по всему, куда-то на "ту сторону".) А это для огня или для воды? Различия между царствами очень явны. Практически разные миры - при определённом единстве всё же культурного языка.
правителю У - Хэлюю служили выдающиеся сановники выходцы из других царств. С их помощью он совершил три победоносных похода на могущественное Чу, почти уничтожив это предшествующего гегемона. Одним из его полководцев был Сунь-цзы, автор трактата "Искусство войны" (хотя критики анти-традиционалисты высказывают сомнения в том, что это был именно этот Сунь, а не кто-то живший десятилетиями позже) стратегическое нападение http://chugreev.ru/sun-czi/aw3.html полнота и пустота http://chugreev.ru/sun-czi/aw6.html использование шпионов http://chugreev.ru/sun-czi/aw13.html
Более достоверно в описываемое время жил Кун-цзы (Конфуций) он долго служил чиновником в Лу , а потом стал странствующим теоретиком, переходя с многочисленными учениками из княжества в княжество. именно он является ключевой фигурой Осевого времени в Китае. http://knijky.ru/books/lun-yuy
устроитель и упорядочиватель внутренней и внешней жизни человека ) но ведь этот кодекс сформировался не на пустом месте? наверно, большая часть его положений, в частности внешних, уже была в употреблении, просто Конфуций возвёл его в высокий статус и придал ему благородный смысл?
Конфуций естественно не рвал с традицией, он делал на неё упор, на древнюю чжоусскую. но известным в Китае этическим мыслителем он был первым. И первым кто поставил этику во главу политической теории.
все правители имели титулы определённого иерархического уровня. титул ван царский/королевский , его носил правитель Чжоу. Также его приняли, по мере возвышения, правители не признающие власть Чжоу - Чу и У. Правитель Цинь носил титул гун - герцог. Управление в княжествах было уже достаточно бюрократизировано. выделенного жречества не было - высшим священнослужителем был сам ван, князья, и чиновники специальных духовных ведомств (хотя неофициальные жрецы местного уровня конечно были).
Фактически Конфуций и его ученики сыграли в Китае роль Эзры ("второго Моисея") и его друзей. Они создал китайское Пятикнижие. туда вошли отредактированные и составленные Конфуцием исторические книги Шу Цзин (сборник материалов) и Чунцю - летопись (вероятно завершённая самим Конфуцием). Туда же он включит Книгу Перемен и составил поэтическую антологию Книга Песен. Его ученики затем долго работали над книгой Установлений /Ритуалов. де факто структура близкая к той которая положена в основу составленной в это же время Библии. там - отредактированная в определённом русле история , песни (Псалтырь), пророчества (вместо И-цзин) и правила-ритуалы (Левит и пр.)
Разница в подчёркнуто личном характере Бога Израиля и его отношений с народом в Библии и подчёркнуто безличном характере Неба (как высшей справедливости) и ритмов Книги Перемен в конфуцианстве. Но и там и там метаповествование прежде всего исторично, а вектор социален - устройство народа/царства. В Индии же мы видим абсолютный упор на психотехнику и достижение целей просветления/освобождения именно индивида. А в Греции упор на рациональное познание мира и его предельных начал.