К востоку от Анатолии в это же время развивается другая культура медного века - халафская - с Северной Месопотамии (Ирак-Сирия). Религия была та же- Богиня и Бык. разводили скот, мотыжное земледелие - полба, ячмень, лён. поселения с плотно стоящими круглыми, однокомнатными глинобитными домами. посёлки до 3 га, с населением до 500 человек. социальное устройство, видимо, племенное. Похоже она тоже результат миграции из анатолийского центра.
Южнее, в Средней Месопотамии, находилась местная культура Самарра. С медью она была знакома только на уровне украшений. Но целом культура была развитой. деревни на 2-3 га состояли из больших кирпичных домов с многочисленными комнатушками. там же хранили припасы, а мёртвых погребали под полом. дома укреплялись контрфорсами, а селения стеной и рвом. в земледелии использовали искусственное орошение, выращивали 4 вида пшеницы и 4 вида ячменя, а также лён. крупный рогатый скот был не во всех селениях, овцы и козы повсеместно. Охота играла не такую большую роль. Женщины носили цветные одежды, делали причёски, татуировались, использовали ушные и носовые затычки и ожерелья из привозных самоцветов. население имело гаплогруппу J самаррская культура явно оказала влияние на более позднюю шумерскую. сами шумеры в это время только впервые закрепились в устье Тигра-Евфрата в небольшой рыбацкой деревне Эриду. происхождение их загадочно, собственная мифология говорила о их приходе с Бахрейна. шумерский язык вроде родственен сино-кавказским но с наличием некоего древнего субстрата. некоторые выводят этот субстрат (т.н. банановый) из Самарры. Но не факт, что сами прото-шумеры , колонизовав в дальнейшем пустынные болота Южной Месопотамии и продвинувшись к северу, не сменили свой древний язык на более широко распространённый в культурных районах
Т.к. Библия начинает историю человечества именно с Месопотамии , то Самаррская и предшествующая ей Хассунская культура возможно имеет самое прямое отношение к библейским адамитам ) Хотя современные исследователи и не склонны связывать её с первыми семитами (их традиционно ищут в Леванте)
Чем объясняется это унификация пра-религии по всех культурах? Видимо, не только и не столько их близкой расположенностью и заимствованием? Характерно, что и изображения Богини везде практически идентичны. Им была знакома одна и та же Богиня - Великая Мать, это очевидно. А что касается Быка - что это за бог? Ведь не за одну же незаменимую силу быков в хозяйственной отрасли он был так почитаем?
Объясняется в частности родственностью этих народов или длительным сосуществованием рядом. Всё это зона предположительного распространения сино-кавказских языков. Неолитические культуры Европы потеснённые Винчей были того же происхождения - но результатом более ранней миграции. Бык это олицетворение половой мощи, мужского начала. Вот культура Сескло в Греции (первая миграционная волна). центр в Фессалии. Самое крупное селение 3000 жителей, земледелие, скотоводство, меди не знали. глинобитные дома с деревянным каркасом, иногда с верандой, иногда со вторым этажом, иногда на 2-3 комнаты - тип мегарон. селения имели планировку - дома стояли рядами. укрепления. тогдашний ландшафт - добовые и фисташковые рощи. фигурки богини из других областей Греции
К тому же кругу культур (в более примитивном варианте) принадлежала закавказская неолитическая культура Шомутепе-Шулавери круглые глинобитные дома, фигурки богини, тот же набор сельхозкультур. Но здесь ещё выращивали виноград. в одном из селений найдена большая ритуальная платформа в 1,8 м. высотой. известна мегалитическая обсерватория Караундж в Армении.
Выходит, эта первая религия была поклонением плодотворению, материи - религией Рождения здесь, в этом мире.
В Европе вытесненное винчанами неолитическое население Балкан перемещается на Дунай, постепенно распространяясь от Днепра до Рейна. Кажестя довольно мирно оно ассимилирует немногочисленное местное лесное население. Сами переселенцы были люди средиземноморского типа с гаплогруппой G, а включали аборигенное кроманьонское с гаплогруппой I и даже реликтовое докрманьонское с гаплогруппой C. Этому вероятно способствовал матрилинейный род. Возникли культуры линейно-ленточной керамики. Обитатели проживали в деревнях с населением порядка ста человек в длинных домах (самый длинный из известных был 45 метров в длину) из дерева с глиняной обмазкой. часть дома отгораживалась для скота. мусор выносили в специальные помойные ямы, мёртвых хоронили на клдибищах вдалеке . На небольших полях-огородах выращивали ближневосточные злаки, а также рожь, овёс, мак, коноплю. земледелием, а равно гончарным производством, видимо, занимались женщины. Посмотреть вложение 83341 а мужчины пасли коров и охотились. собственно скотоводство и было главным источником пищи. поэтому деревни были привязаны к немногочисленным в лесах пастбищам.
ок. 5500 явно военная экспансия из этого ареала на восток привела к возникновению культуры Буго-Днестровской
Вообще неолитизация Европы происходила по двум маршрутам, второй был морской и приморский. и связанный с Африкой ) синий это культуры "импрессо"
Начальная миграция породившая культуры импрессо вполне вероятно была связана с тем же балканским неолитическим населением. Во всяком случае импульс начался из Далмации, а в конечном пункте миграции - в Каталонии - обнаруживаются люди балканской гаплогруппы G. Но основная масса населения (включая далматинское) вероятно имела местные корни. Люди импрессо не были выдающимися художниками. они изготовляли простую керамику, украшая её отпечатками раковин. главная новация была в другом - они были мореходами. На лодках долблёнках они смогли совершить переход из Албании в Южную Италию из Греции на Сицилию. Потом вдоль побережья и удаляясь от него достичь Мальты, Сардинии, Корсики, побережья Иберийского полуострова, Аквитании и Магриба. первые переселенцы больше занимались охотой на кроликов и собиранием ракушек. Но постепенно с Балкан были привезены и семена и козы и скот. И начал развиваться типичный ближневосточный аграрный комплекс. с селения до 200 человек , окруженными рвами, круглыми хижинами на каменном фундаменте. при наличии пещер жили в пещерах. Параллельно миграции импрессо по морю, шла неолитическая миграция того же рода (без большого перемещения населения) по суше - в Магрибе - из Палестины-Египта до Марокко появляются козы и овцы, эммер (полба) и ячмень. Все эти новации распротранялись среди довольно однородного населения Средиземноморья (средиземноморский тип с примесями мехтоидности/негроидности), гаплогруппа E и очевидно афразийские языки. - заселившего и южные и северные берега Средиземного моря уже пару тысяч лет назад. климатическая катастрофа 6200 г до н.э. погубила древнейший палестинский культурный центр и высушила Сахару (в первый раз). Это видимо и вызвало миграцию палестинского населения на запад, а сахарских негроидов в Сахель.
Именно с этим культурным ареалом связаны проблемы появления древних египтян и семитов. Долина реки Нил была б.ч болотом. Где жили небольшие группы рыболовов. Но усыхание Палестины и Сахары придало импульс тем неолитическим центрам, которые с ней были связаны. В Дельте с давних пор жили люди тесно связанные с Палестиной - ближневосточные злаки , козы и овцы, четырёхугльные глинобитные дома, погребение под полом. именно отсюда эти новации и распространились в Магриб и вверх по Нилу. А вот население Верхнего Египта было африканским и связанным с Сахарой. Антропологический тип их был довольно своеобразен, но европеоидным он не был точно. В оазисах Ливийской пустыне (г.о. у озера Набта Плая, ныне высохшего) с давних пор растили просо и ячмень (злаки местного происхождения). Здесь была небольшая мегалитическая обсерватория, позволявшая угадывать время разливов. Жители речной долины , каждый год уходя от разлива, не строили постоянных жилищ, а жили в хижинах из плетёнки. Что касается семитов, то именно в описываемое время. по данным палеолингвистики , они должны были впервые появится на сцене. есть прасемитские слова обозначающие медведя, тура и слона, которые в это время жили в лесах Палестины. семитский язык афразийский, но гаплогруппа семитов J а не E. Так что видимо они не одного происхождения с населением древней (до 6000 г.) Палестины. Поэтому их связывают с небольшими полубродячими пастушескими группами и отдельными земледельческими хуторками-землянками, которые фиксируются в Палестине после начала нового увлажнения. Возможно малочисленные пришельцы контактировали с уцелевшими аборигенами и приняли их афразийский язык, сильно его преобразовав.
ну у нынешних они практически не фиксируются. А вот в то время в Баварии и в пиринеях жили люди довольно сильно негроидного вида (тарденауз культура)
а на этих островах водились карликовые слоны и бегемоты (с прибытием людей импрессо недолго им осталось)
балканские мигранты несли на запад свои сино-кавказские языки даже при неолитических новациях основной пищевой базой для них оставалось море - это г.о. именно прибрежные культуры . для которых сбор съедобных раковин был основным занятием. импрессо= кардиальная керамика
Теперь мы взглянем на третий ареал, древним цивилизационным центром которого были горы Загрос (Иран у иракской границы). Там независимо от Анатолии научились работать с медью и уже минимум в 5000 г. умели делать вино ) Ареал неолитических культур, связанных с Загросом распространялся на Иран, Афганистан, Пакистан и Туркмению. По видимому это была зона ностратических языков (в описанных странах, возможно, дравидских. Но вероятно и распространение сино-кавказских языков) . Генетические материалы относятся к более поздним временам и дают исключительную пестроту - это была зона колонизации со всего Ближнего Востока (E, J, G, T). Присутствовали здесь также R и L. Археологически регион исследован ещё не важно поэтому число известных селений не велико. Это те же деревни на 100-200 жителей с глинобитными домами и традиционными ближневосточными культурами, знакомые с керамикой. самым развитым районом на тот момент кажется восточный Белуджистан - Мегарская культура (Мехргарх) - укреплённые селения с 4-6 комнатными домами из сырца, с полами крашеными охрой , хозяйственные постройки, хорошо обустроенные на несколько помещений зернохранилища (а не продуктовые ямы). самое большое селение было в 18 га. кроме овец, коз и коров, приручили буйвола, а кроме нескольких сортов пшеницы и ячменя, выращивали ещё хлопок. Женщины делали причёски и носили ожерелья из привозных раковин и самоцветов. медные украшения. Богиня здесь изображалась так В Туркмении примерно до 5400 существовала Джейтунская культура Посмотреть вложение 83377 затем, видимо, исчезнувшая под натиском более примитивной мезолитической культы кельтиминарских племён. но ещё до этого состоялась миграция на север, через Казахстан на Волгу.
Логично предположить, что миграция состоялась ещё накануне катастрофы 6200 г., когда степи были ещё вполне гостеприимны и север не пугал. Но в Казахстане мигранты не могли найти привычного ландшафта с горами и лесами. Конечный пункт обнаруживается в 6 тыс. в Башкирии (Прибельская культура). О том что миграция действительно имела место говорит наличие там коз, овец и коров. древнейшая датировка - это стоянка Муллино-2 6068/5908 Язык с высоко вероятностью был ностратическим, но предшествующий появлению пра-индоевропейского, скорее всего его можно назвать индо-уральским ) общем предком индоевропейского и пра-уральского (??). Гаплогруппа, видимо , R. Переселенцы в новых и суровых условиях многое утратили, Жили в чумах, земледелия, возможно, не было. Охотились на лосей и лошадей. Утрачена была и керамика (в Муллино она ещё есть). Точнее она сохранилась по-соседству - в Средневолжской культуре. Но похоже именно прибельцы первыми в мире смогли приручить лошадь (возможно ещё в Муллино). Это был тарпан, ездить на нём было нельзя, слаб. Возможно первые табуны рассматривались исключительно как источник пищи.
между неолитическими культурами пришельцев осталась буферная зона между Днепром и Доном, занятая местными кроманьонскими племенами. это были рослые люди - метр девяносто ростом. к 5 тыс. под влиянием соседей и мигрантов они тоже начнут неолитизироваться , оформляясь в Днепро-Донецкую культуру.
Вообще земледельческий мир, простирающийся от Рейна до Инда окружали миры охотников/собирателей знакомых с теми или иными неолитическими технологиями.
только хиловата ты. даже у женщин в земледельческих племенах (которые обычного роста) руки были крепче и мускулистей, чем у современных спортсменок. (одни ручные мельницы-зернотёрки чего стоили)
у тебя все какие-то хиловатые ) это просто в сравнении с тобой ) прекрасные, утончённые и изящные они ) время ручных мельниц, к счастью, прошло!