Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рёан-дзи. Продолжение От пруда дорога поднимается вверх, мимо вишнёвого сада. Затем поворот направо, и за кронами деревьев появляется глинобитная стена Дома Настоятеля, а за ней – сам Дом Настоятеля с Садом камней перед ним и Зал Будды, расположившиеся на приподнятом плато и соединённые друг с другом галереей. Две лестницы ведут к двум воротам в стене – тёкусимон 勅使門 – к Дому Настоятеля, а буцудэн-но мон 仏殿の門 – к храму буцудэн. Однако эти ворота закрыты, и вход в Дом Настоятеля осуществляется через жилое помещение для монахов. Зал Будды был значительно изменён при перестройке в 1982 году. Тогда же был создан и его сад, выполненный в «рукотворном стиле» сакутэй-сики со стриженными кустарниками, что сильно отличает его от природного стиля сидзэн-сики главного сада. Представление об облике старого Зала Будды можно получить из гравюры в начале статьи. Рёан-дзи. Вишнёвый сад Рёан-дзи. Дом Настоятеля Рёан-дзи. Буцудэн Рёан-дзи. Помещение для монахов Чуть северо-западнее Зала Будды находится чайный павильон Дзороку-ан 蔵六庵. Он появился здесь в XVII веке благодаря настоятелю малого храма Дайсё-ин, стоящего на берегу Зеркального пруда как раз напротив безымянного остова с могилой Санада Юкимуры. Построенный им павильон сгорел, и был восстановлен в 1929 году. Рядом с этим павильоном стоит интересный цукубаи, преподнесённый монастырю видным даймё Токугавой Мицукуни (1628 – 1701). Четыре изображённых на цукубаи иероглифа 五, 隹, 止, 矢 становятся текстом, только если к каждому из них добавить элемент 口, представленный формой чаши. Тогда они складываются в дзэнское изречение 吾唯足知 (吾れ唯足るを知る), смысл которого – «доволен тем, что имею». Рёан-дзи. Цукубаи Рёан-дзи. Цукубаи Рёан-дзи. Цукубаи Знаменитый Сад камней в современном его виде был создан вскоре после замены сгоревшего Дома Настоятеля в 1797 году. Предполагается, что первая его версия была создана в 1500 году. По поводу автора сада высказываются различные мнения, но подлинный его создатель так и неизвестен. Рёан-дзи. Сад камней Впечатление от сада, особенно когда оказываешься там один, – покой, тишина и необычайная гармония во всём. Во всём в буквальном смысле этого слова. Ведь Сад камней Рёан-дзи – это не только сухой сад, о котором сказано много. Это высокое произведение искусства, включающее в себя сам сад, окружающую его стену и подступающий к нему вплотную зелёный сад, расцвечиваемый цветами сакур и алыми листьями клёнов. Этот яркий, каждое мгновение меняющийся живой сад, создание природы, составляет разительный контраст с безмолвной неизменностью сухого сада, созданием человека. Смягчить этот контраст призвана стена, построенная человеком, но расписанная природой. Сухой сад и эту стену можно сравнить с изысканной картиной тушью суми-э и фреской, для которой человек лишь подготовил основу. С сухим садом роспись на стене, возникающая в результате климатических воздействий, объединяет её абстрактность, с растительностью же за стеной – изменчивость рисунка и естественность происхождения. Рёан-дзи. Сад камней Рёан-дзи. Стена Рёан-дзи. Стена В отличие от многих сухих садов, камни Сада камней Рёан-дзи не имеют названий, что делает его чисто абстрактным и порождает иконографическую неопределённость. Это даёт простор различным теориям, связанным с расположением камней, их числом и фактурой. Особенно поражает пятнадцатый камень, который никогда не виден. По этому поводу исследователи проводят математические вычисления и строят геометрические схемы, что, конечно, интересно. Однако не нужно забывать, что сад создавался не для этого. В нём существует тайна, поскольку его символический смысл сокрыт. Сухая вода, неподвижные волны, близкие дали – пространство невозможного, пространство парадокса, пространство постижения дзэн. Каждый созерцающий воспринимает его по-своему, создавая собственную «метафорическую реальность». Сад камней Рёан-дзи – коан, не подлежащий логическому анализу. Таким образом, Рёан-дзи – это не только Сад камней, в первую очередь всплывающий в памяти. В нём представлены четыре стиля японского сада: прогулочный сад в природном стиле сидзэн-сики, «рукотворный сад» перед чайным павильоном сакутэй-сики, сад камней сэкитэй и даже сад мхов кокэнива. Рёан-дзи. Сад мха
Спасибо большое за этот материал. ) И , конечно, прочитав разное про этот сад, так интересно было бы посмотреть на него "вживую". )
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёкоку-дзи Сёкоку-дзи 相国寺, один из киотских Пяти монастырей, был основан в 1382 году по пожеланию известного покровителя искусств сёгуна Асикага Ёсимицу (1358 – 1408). Строительство длилось десять лет и закончилось в 1392 году, но через два года большая часть монастыря погибла в пожаре. Сёкоку-дзи был восстановлен, но в 1425 году сгорел полностью и восстановлен снова. Во время смуты Онин в результате происходивших в самом монастыре сражений он горел дважды, в 1467 и 1551 годах. В 1584 году была произведена реконструкция Сёкоку-дзи, но в 1620 году в нём снова случился пожар. Последнее испытание монастырь пережил во время страшного пожара 1788 года, длившегося в Киото двое суток, когда сгорел даже императорский дворец. Большинство современных строений монастыря являются реконструкцией XIX века, но ворота саммон и Храм Будды так и не были восстановлены с тех пор, как были разрушены в смуту Онин, и роль Храма Будды играет Храм Дхармы 法堂. Несмотря на все невзгоды, Сёкоку-дзи был центром развития культуры Пяти монастырей. Он славен именами таких выдающихся художников, как Сюбун 周文 (1414 – 1463) и его ученик Сэссю 雪舟 (1420 – 1506). Монастырь выжил и стал вторым по рангу среди Пяти монастырей Киото, уступая только Тэнрю-дзи. Сёкоку-дзи. Гравюра Сёкоку-дзи. Современный план Как и принято в Пяти монастырях, все основные строения располагаются на одной линии. Сначала – Ворота посланника императора тёкусимон. Поскольку простых смертных в них не пускали, рядом устроены ворота сомон. От ворот через «Пруд благих деяний» Кудокути, как он назывался раньше, дорога ведёт к месту, где находились ворота саммон (их можно увидеть на гравюре). Затем – к Храму Дхармы, соединённому галереями с Храмом Основателя – Кайсан-до 開山堂 и Домом Настоятеля, который примыкает к жилому помещению для монахов. Сёкоку-дзи. Пруд Место, где находились ворота саммон Левее пруда стоит малый храм Фуко-ин 普広院 (普廣院) с гробницей поэта Фудзивара-но Тэйка 藤原定家 (Фудзивара Садаиэ), руководившего составлением антологии «Синкокинвакасю», («Вновь созданное собрание японских песен»), а также составившего антологию «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов»). Справа же от пруда, на некотором отдалении, находится малый храм Ринко-ин 林光院, семейный храм предков Асикага с гробницей Асикага Ёсицугу, сына Асикага Ёсимицу. Сёкоку-дзи. Храм Ринко-ин За Ринко-ин – ещё одно примечательное место – синтоистское святилище Сотан-Инари 宗旦稲荷, посвящённое божеству урожая риса Инари. Поскольку рис являлся одним из основных продуктов питания в Японии, это божество было чрезвычайно популярно. К XVI оно стало ещё и защитником воинов и вошло в пантеон не только синтоистских, но и буддистских божеств. Инари может изображаться в образе мужчины, женщины, бодхисаттвы, а иногда и как собирательный образ нескольких божеств. Посланники Инари в мир людей – лисы. Но это не само божество, на что постоянно указывают как синтоистские, так и буддистские священники. Тории, и элементы святилищ, посвящённых Инари, часто красятся в красный цвет, который, можно сказать, стал его любимым цветом. Поэтому в качестве подношения на скульптуру лисы в святилище надевается трогательный нагрудничек, а иногда красным красятся ушки. Сёкоку-дзи. Сотан-Инари Сёкоку-дзи. Сотан-Инари Лиса-посланница Ещё одно святилище, находящееся рядом, посвящено богине счастья и покровительнице искусств, а также божеству воды Бэнтэн. Если у Инари животным-посланником является лиса, то у Бэнтэн это белая змея, поэтому в святилище много деревянных дощечек с изображением змеи, оставляемых людьми в качестве подношения. Есть в этом дзэнском монастыре и третье синтоистское святилище. Оно посвящено богу войны Хатиману, ставшему богом-покровителем Сёкоку-дзи. Святилище было перенесено из «Цветочного дворца», резиденции Асикага Ёсимицу в Кито. В последующем синтоистское святилище становится непременным атрибутом буддистского монастыря. Сёкоку-дзи. Святилище Бэнтэн Сёкоку-дзи. Святилище Бэнтэн Сёкоку-дзи. Святилище Хатимана Миновав пруд и место, где находились ворота саммон, дорога подходит к Храму Дхармы, он же Храм Будды. Осенью этот проход среди алеющих клёнов выглядит замечательно. Храм Дхармы – самая старая постройка монастыря. Отстроенный после смуты Онин сёгуном Тоётоми Хидэёси, он устоял в пожарах 1620 и 1788 годов. Может быть, поэтому этот храм называют «Муи-до», «Неустрашимый». В Храме Будды (Дхармы) установлена скульптура Сяка-Нёрай (Шакьямуни). Сёкоку-дзи. Храм Дхармы Сёкоку-дзи. Дорога к храму Дхармы Храм Дхармы. Галерея к Дому Настоятеля Сёкоку-дзи. Храм Дхармы. Сяка-Нёрай
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёкоку-дзи. Продолжение В Храме Основателя, с которым Храм Дхармы соединён галереей, установлена деревянная скульптура Мусо Сосэки (1275 – 1371). Хотя ко времени постройки Сёкоку-дзи (1392 г.) Мусо уже умер, он считался «почётным основателем». Там находятся также скульптуры Асикага Ёсимицу и трёх дзэнских наставников. Перед фасадом Храма Основателя разбит симпатичный сад с ручьём, северный песчаный берег которого оформлен в виде плоского сухого сада карэсансуй, а южный, холмистый, представляющий собой неширокую полосу между ручьём и оградой храма, – в природном стиле. Ручей около полутора метров шириной связан с протекающей неподалёку от монастыря рекой Камо. Подобные имитации естественного пейзажа не часто встречаются перед храмовыми постройками. Контраст белого гравия с зеленью замшелого сада и голубизной неба создаёт прекрасную картину. Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад Своим западным фасадом, а Храм Дхармы – восточным, Храм Основателя выходит на обширный двор, ограниченный с запада галереей, а с севера – жилым помещением для монахов. От Храма Дхармы дорога ведёт через небольшой двор и ворота к Дому настоятеля. Находившийся перед ним сад погиб в результате пожара, и сейчас это просто гравийная площадка, которая сохраняет название «Передний сад». «Задний сад», находящийся за храмом, воспроизводит уголок горной глуши с ручьём, представленным сухим потоком с каменной композицией водопада. Сёкоку-дзи. Помещение для монахов , Сёкоку-дзи. Дом Настоятеля, водопад Сёкоку-дзи. Зал настоятеля, Задний сад Общее озеленение монастыря произведено, в основном, с использованием сосен и клёнов в природном стиле. Из стриженых кустарников сформированы бордюры вдоль дорожек.
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рюмон-дзи Рюмон-дзи 龍門寺 является редким примером монастыря, сохранившего свой облик с начала строительства в 1669 году. Отгремели самурайские войны, и страна уже семьдесят восемь лет жила мирно, управляемая твёрдой рукой объединителя Японии, сёгуна Тоётоми Хидэёси. Тем более, что находился Рюмон-дзи почти на самом юге о. Хонсю, в городе Хамада префектуры Симанэ. Однако предыстория монастыря была не столь мирной. Храм с названием Рюмон-дзи находился на этом месте значительно раньше, в XIV веке, и возведён он был младшим братом известного военачальника Акамацу Норимура (Энсин) (1277 – 1350). В 1441 году, во время смуты Онин (1467 – 1477) войска Акамацу потерпели сокрушительное поражение от рода Ямана. Акамацу не сложил оружия, но испытывая чувство вины за проигранное сражение, покончил с собой. После этого храм Рюмон-дзи пришёл в запустение. Возрождение его началось в 1661 году благодаря дзэнскому монаху, каллиграфу и художнику Банкею Ётаку (Эйтаку) 盤珪 永琢 (1622 – 1693), мыслителю, создавшему своё собственное направление в рамках школы Риндзай. Именно он по праву считается основателем ныне существующего монастыря Рюмон-дзи. Первую половину жизни Банкэй провёл в отшельничестве и странствиях по монастырям, как это было принято когда-то среди монахов во времена становления чань-буддизма. Будучи истинным последователем патриархов-основателей южной чань, Банкэй считал, что для достижения просветления человек не нуждается ни в заповедях, ни в коанах, ни в сидячей медитации дза-дзэн. Приверженность к рассуждениям, именам и понятиям лишь погружает ищущего в мир множественности, создавая двойственность человек – Будда, вместо того, чтобы приближать его к «пребывании в нерождённом». Отрицая возможность передачи Истины с помощью писаний, Банкэй активно занимался проповедями, запрещая ученикам записывать за собой, и только благодаря нарушениям этого запрета его учение дошло до нашего времени. Практическое строительство Рюмон-дзи стало возможным благодаря поддержке богатого, влиятельного даймё, «человека чая» школы Намбо - Кёгоку Такатоми. Рюмон-дзи. План. 1 – Храм основателя; 2 – Дом Настоятеля; 3 – храм Фудо-до; 5 - храм Дзэн-до; 8 – бог-страж Фудо; 9 – жилое помещение для монахов; 11 – Мидзуко-дзидзо; 22 – пруд Ходзё Характер монастыря вполне соответствует характеру его создателя, е признававшего авторитетов. В Рюмон-дзи нет и намёка на упорядоченность композиции Пяти монастырей. Более того, в нём нет ни Ворот посланника императора, ни Врат трёх освобождений саммон, ни Храма Дхармы, ни Храма Будды. От Главных ворот, построенных в 1680 году, дорога направляется прямо к Воротам Дома Настоятеля и Срединным воротам, но есть и другой путь, ведущий к Храму основателя, Банкэя Ётаку. Этот путь стережёт «непоколебимый защитник» бог-страж Фудо., а далее – его храм, возведённый в 1686 году. Рюмон-дзи. Главные ворота Рюмон-дзи. Ворота Дома Настоятеля и Срединные ворота Рюмон-дзи. Фудо Рюмон-дзи. Храм Фудо, Китайские ворота Напротив Храма Фудо, через дорогу, ещё один защитник, бодхисаттва Мидзуко-дзидзо, защитник детей, не только живых, но и умерших, и зародышей, погибших в результате абортов. Чаще этих бодхисаттв изображают в виде маленьких детей с красными слюнявчиками. Но Дзидзо (санскр. Кшитигарбха, «Сущность земли») выполняет и более глобальные функции, являясь наместником Будды Шакьямуни до прихода Будды Майтрейи, Будды будущего. Рюмон-дзи. Мидзуко-дзидзо За китайскими воротами – дорога к Храму основателя, построенному его учениками в год смерти учителя. По обочинам дороги поблескивают два пруда. Через правый перекинут мост в стиле яцухаси из двух гранитных плит, а в левом - небольшое синтоистское святилище богини счастья Бэнтэн, о которой говорилось в рассказе о Кинкаку-дзи. В храме установлена скульптура Банкэя Ётаку, поражающая, как говорят, сходством с оригиналом. Рюмон-дзи. Дорога к Храму основателя Рюмон-дзи. Храм основателя Рюмон-дзи. Храм основателя, Банкэй Ётаку Обратный путь можно проделать по дорожке из «взлетающих камней» тобииси, ведущей к срединным воротам, и через них – к жилому помещению для монахов. Подобные дорожки, традиционные для японских садов, были редкостью для китаизированных дзэнских монастырей. Дорожка ведёт к срединным воротам, а через них – к жилому помещению для монахов. Перед этим строением, возведённым в 1675 году, растёт роскошная саговниковая пальма, что не удивительно для южных мест. На Сикоку саговники произрастают в лесах в диком виде. Рюмон-дзи. Помещение для монахов Дом Настоятеля, он же – Главный храм, примыкает к помещению для монахов через трапезную, но чтобы подойти к нему, нужно выйти из Срединных ворот и зайти в находящиеся рядом Ворота Дома Настоятеля. Главный храм был построен в 1673 году, и в 1772 году реконструирован. Он посвящён Одиннадцатирукой Каннон, сидячая скульптура которой установлена в храме. Там же находится скульптура первого патриарха чань-буддизма Бодхибхармы. Обе скульптуры - творение самого Банкэя. С главным храмом соединён галереей храм Дзэн-до, самая первая постройка монастыря, возведённая в 1669 году. В Дзэн-до установлена скульптура покровителя храма – Будды Сяка-Нёрай. Рюмон-дзи. Дом Настоятеля Рюмон-дзи. Храм Дзэн-до
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рюмон-дзи. Продолжение Перед Главным храмом создан чрезвычайно изящный сад, полный глубокого смысла. Он называется Цугэн-тэй 道玄庭, что можно перевести как «Сад сокровенного пути». Композиционно он напоминает сады эпохи Хэйан (794 – 1185) с площадкой перед центральным залом Синсидэн и прудом в окружении сада. Сад Цугэн-тэй – это пейзаж морского побережья с островками зелени на песчаном побережье, золотисто-палевый цвет которого прекрасно оттеняет белизну «морской глади» пруда, серебрящейся под солнцем. Геометричность «Пруда освобожденья» Ходзё 放生池 подчёркнута извилистой прибрежной полосой зелёного мха, а островки побережья перекликаются с островами в «море», связывая две части сада в единый образ. Весной по берегам пруда зацветают сакуры, а осенью на белый гравий ложатся алые листья клёнов. Впрочем, судя по лужице в правой части пруда, у храма Дзэн-до, время от времени пруд может наполняться водой. Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй, храм Дзэн-до Мост Ученья помогает идущему к Истине перейти через море перерождений, подёрнутое рябью неведения авидьи, в мир просветления. Тёмные волны ласкает туман, Вечер повсюду, вечер нигде. Мир – это только умелый обман. Мир – это только рябь на воде.
Сады дзэнских монастырей. Школа Сото Все рассмотренные в предыдущих заметках монастыри – это монастыри школы Риндзай. Однако поскольку «всё познаётся в сравнении», интересно посмотреть, чем отличаются от них монастыри другой ведущей школы дзэн-буддизма, Сото. Каким образом преломляются в эстетике садов идеи этой школы, столь отличные от учения Риндзай? Ведь в Сото отвергаются все духовные практики, используемые в Риндзай: коаны, техника ошеломления и другие экстремальные приёмы, а главное – отрицается возможность внезапного просветления сатори. Единственный путь просветления – сидячая медитация дзадзэн. Основной мыслью Дуншаня Лянцзе (807 – 869), основавшего школу цаодун (яп. сото), является единство Абсолюта и относительно-феноменального мира, мира Единого и мира множественного. Мыслью, уходящей корнями в учение выдающегося философа махаяны Нагарджуны (150 – 250) о тождестве сансары и нирваны, и ещё глубже – к великим упанишадам: «то есть это» (тат твам аси) (Чхандогья-упанишада 6.8.7), «Поистине, этот мир есть Брахман» (Чхандогья-упанишада 3.14.1), «Поистине, есть два облика Брахмана – телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный, сат и тьят» (Брихадараньяка упанишада 2.3.1) Догэн (1200 – 1253), благодаря которому Сото получило распространение в Японии, привёз его из Китая в собственной интерпретации, получившей название сикан-тадза 只管打坐 («просто сидение») и основанное на доктрине о единстве тела и духа синдзин итинё 身心一如 («тело и дух едины»). Интерпретация касалась не основного тезиса о тождестве абсолюта и феноменального мира, с которой Догэн был согласен, а в претворении этого тезиса в практической жизни монаха и путях достижения просветления. Поскольку практическая жизнь и являлась таким путём, она была в монастырях чрезвычайно упорядочена и строго регламентирована. Большое внимание при этом уделялось физическому состоянию искателя Истины, в немалой степени связанное с культурой питания. Догэн написал даже «Наставления дзэнскому повару», на основании которых составлялся рацион. Со временем, уже после смерти первых учителей Дзэн в Японии Мёана Эйсая и Догэна, граница между школами Риндзай и Сото стала размываться. В монастырях Риндзай стали заниматься сидячей медитацией, а в монастырях Сото – использовать коаны. Вернувшись в 1227 году в Японию, Догэн поселился в храме Кэннин-дзи, но уже в 1233 году основал в Фукакуса небольшой зал для обучения практике дзэн, превратившийся через некоторое время в храм Косёхорин-дзи. В 1244 году Догэн при финансовой поддержке военачальника и мецената Хатано Ёсисигэ основал монастырь школы Сото Дайбуцу-дзи, переименованный через два года в Эйхэй-дзи. Этот монастырь существует до сих пор, оставаясь одним из ведущих храмов Сото.
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Эйхэй-дзи Монастырь Эйхэй-дзи 永平寺 расположен в небольшом городке преф. Фукуи, носящем то же название, что и сам монастырь – Эйхэйдзи. Монастырь был основан в 1244 году первым наставником дзэн-буддистской школы Сото в Японии Догэном (1200 – 1253) как монастырь Дайбуцу-дзи, но через два года переименован в Эйхэй-дзи. Как и большинство японских монастырей, Эйхэй-дзи часто горел. Впервые это произошло в 1340 году в результате военных действий. Потом – в 1473 году, во время смуты Онин (1467 – 1477) – по той же причине. После этого были и другие пожары, так что большинство имеющихся ныне строений монастыря относятся к XVIII – XX векам. Несмотря на это, всё в монастыре дышит древностью, в основном, благодаря лесу, в который как бы вкраплены его постройки. Погружаясь в атмосферу вековых священных криптомерий, сосен и замшелых валунов, забываешь о времени. Кажется, даже пни напоминают здесь о бренности бытия. Картину дополняют монахи в чёрном, встречающиеся время от времени на тенистых дорожках и ступенях храмов. Эйхэй-дзи. План Эйхэй-дзи. Пень Эйхэй-дзи. У ручья Эйхэй-дзи. У храма Cтруктура архитектурного комплекса монастыря ассоциируется с человеческим телом: голова – Зал Дхармы хатто 法堂, сердце – Храм Будды буцудэн 仏殿, руки – жилое помещение для монахов куин 庫院 и Зал для медитаций содо 僧堂, талия – ворота саммон 山門, ноги – купальное помещение ёкусицу 浴室, и туалет тосу 東司. Эти строения вместе с соединяющими их галереями образуют три прямоугольных двора. Примечательно, что здесь нет Дома Настоятеля, важного строения в монастырях школы Риндзай, перед которым устраивается наиболее значимый сад монастыря, и который выполняет порой функции главного храма. Эйхэй-дзи. План 19 в. Главный вход, как и положено в дзэнском монастыре – через «Ворота посланника императора» тёкусимон. Для обычных посетителей они закрыты, и идти нужно через боковые «входные ворота» 通用門, находящиеся слева. Рядом с этими воротами есть чудесная скульптура бодхисаттвы Каннон, сидящей в лодке. С этой скульптурой связано такой предание. Когда Догэн в стремлении изучить буддизм отплыл в Китай, поднялся штормовой ветер. Испугавшись, Догэн начал читать сутру бодхисаттвы Каннон, и она явилась среди волн. Шторм тут же утих, и Догэн благополучно добрался до берега. Эйхэй-дзи. Бодхисаттва Каннон Эйхэй-дзи. Бодхисаттва Каннон К воротам тёкусимон ведёт довольно длинная лестница. По её позеленевшим ступеням видно, что пользуются ей нечасто. Эйхэй-дзи расположен на склоне горы, и лестниц здесь немало. Эти роскошные ворота в стиле Китайских ворот карамон изготовлены в 1839 году. За воротами – озеленённый двор перед двухуровневыми вратами саммон, вправо и влево от которых тянутся галереи. Слева галерея кончается туалетом, правая же галерея соединяется с купальным помещением. Поскольку в школе Сото чистоте тела уделяется особое внимание, туалет и ванна соединены галереями с воротами саммон, одной из самых значимых построек монастыря. В настоящее время монастырь насчитывает около 200 монахов, а раньше их было ещё больше, поэтому туалет весьма велик. Эйхэй-дзи. Ворота тёкусимон Эйхэй-дзи. Ворота тёкусимон Эйхэй-дзи. Туалет Эйхэй-дзи. Купальное помещение Ворота саммон – самая старая постройка монастыря, сооружённая в 1749 году. В них установлена скульптура Будды Сяка-Нёрай, статуи Четырёх Небесных Королей – богов хранителей, оберегающих четыре стороны света, скульптура Догэна, а на втором уровне – статуи пятисот архатов. Слева от дороги к саммон среди гигантских криптомерий стоит звонница. Эйхэй-дзи. Звонница Эйхэй-дзи. Ворота саммон, вид от ворот тюдзякумон Эйхэй-дзи. Ворота саммон, Четыре Небесных Короля
Сады дзэнских монастырей. Монастырь Эйхэй-дзи. Продолжение Во дворе между саммон и тюдзякумон устроен небольшой продолговатый пруд, через который перекинут горбатый мостик. От него к тюдзякумон через сложенные из валунов подпорные стенки ведёт лестница. Эйхэй-дзи. Двор между саммон и тюдзякумон Эйхэй-дзи. Двор между саммон и тюдзякумон Эйхэй-дзи. Ворота тюдзякумон, вид от Храма Будды К Храму Будды – ещё один подъём. Перед этим наиболее почитаемым храмом, построенным в 1902 году, выставляются вазоны с лотосами, цветами Будды. Замечательны бронзовые фонари с колокольчиками, стоящие и в первом дворе. В монастырях школы Риндзай они не встречаются. В храме установлены скульптуры будд трёх времён: будды прошедшего Амида Нёрай, будды настоящего Будды Шакьямуни и будды будущего Будды Мироку. Эйхэй-дзи. Храм Будды Эйхэй-дзи. Ворота тюдзякумон, вид от Храма Будды Эйхэй-дзи. Помещение для монахов, слева Храм Будды, справа ворота тюдзякумон Интересен Зал для медитаций с левой стороны двора, построенный в 1902 году. Это одно из трёх мест монастыря, наряду с купальным помещением и туалетом, где запрещено говорить даже шёпотом. Странствующие монахи, оставшиеся жить в монастыре на год, практикуют в зале дзадзэн, едят и спят на пространстве в один татами (180 см х 90 см), совершая ежедневное подвижничество. Единственные звуки, которые они слышат – звон колокола, будящего в три часа утра, и грохот «рыбного барабана» гёку, висящего во внешнем помещении Зала. Это ритуальный барабан в виде огромной рыбы, извещающий о начале тех или иных мероприятий в соответствии с распорядком дня. В два часа барабан сзывает на обед, и монахи получают по миске жидкой рисовой каши каю. Эйхэй-дзи. Зал для медитаций Эйхэй-дзи. Зал для медитаций, "рыбный барабан" Для того, чтобы попасть в Зал Дхармы, нужно подняться ещё по одной лестнице. Эта лестница последняя. Зал Дхармы, «голова» монастыря, находится в самой верхней его точке. Отсюда открывается красивый вид на окружающий лес и дальние холмы. Зал Дхармы, построенный в 1843 году в стиле, принятом для Дома Настоятеля, является самым большим хатто периода Эдо (1603 – 1686). Здесь проводятся различные службы, в том числе поминальные. В нём установлен алтарь бодхисаттвы Каннон. Эйхэй-дзи. Зал Дхармы Эйхэй-дзи. Вид от Зала Дхармы Эйхэй-дзи. Зал Дхармы Эйхэй-дзи. Зал Дхармы, алтарь Каннон Что касается сада Эйхэй-дзи, то создаётся впечатление, что его и нет, во всяком случае, в прямом смысле слова «сад», то есть как что-то посаженное. Строения монастыря просто стоят среди векового леса, что придаёт ему своеобразное очарование. Обихожены только дворы главных храмов, но в меру, так, чтобы они вписывались в окружающий ландшафт, Это отличает Эйхэй-дзи от монастырей школы Риндзай, где сады создавались самими монахами, бывшими зачастую специалистами этого дела. Кроме того, монастырские сады Риндзай жизнерадостны, в них много цветущих растений, чего не скажешь о монастыре Эйхэй-дзи. Другое отличие – отсутствие сухого сада, непременного атрибута монастырей Риндзай. В середине XIII века, времени постройки Эйхэй-дзи. сады карэсансуй уже заняли прочное место в монастырях Риндзай, о чём свидетельствуют рассмотренные ранее монастыри Кэннин-дзи (1202) и Кэнтё-дзи (1253). Это кажется странным, если учесть, что медитация – основной, а во времена Догэна – единственный путь постижения Истины в Сото, для чего, собственно, и предназначены дзэнские сухие сады. Объяснить это можно, пожалуй, либо чувством противоречия, испытываемым Догэном по отношению к Риндзай, либо жёсткой установкой на традицию, поскольку первый патриарх Дзэн Бодхидхарма медитировал в дзадзэн, сидя перед стеной.
Жизнь монастыря словно пронеслась перед глазами через эпохи, как старая знакомая. А каким он был с самого начала, как Вы видите? Наверно, в нём не было таких богатых мест, как алтарь Каннон - или он был много скромнее? - а до этого где медитировали монахи? Мне виделась такая открытая веранда - и она совпала с этой фотографией, будто бы точно та же самая, но она была старинной, из тёмных потрескавшихся досок. Может быть, моё "видение" имело отношение к другому монастырю? Однако удивительно, что ощущения оживают именно здесь, а не где-то ещё. Порадовал рыбный барабан - он только прикидывается рыбой, а лицо-то у него драконье! Интересно, какой у него голос )
Да, я тоже обратил внимание на алтарь. Думаю, они были скромнее, но ненамного. Традиция - краеугольный камень монастырей, и они всегда старались её придерживаться. Посмотрите алтари в монастырях школы Риндзай того же времени - Кэннин-дзи и Кэнтё-дзи. Они, конечно, не такие богатые, но и бедными их не назовёшь. Насчёт веранды не знаю, возможно. Но в японских монастырях Дзэн, как правило, строились для коллективных медитаций специальные залы с глухими стенами без окон, чтобы ничего не мешало. Особенно в школе Сото, где дзадзэн была единственным тренингом. В Риндзай было посвободнее. Звук "рыбного барабана" можно услышать на первом из двух видео, размещённых на этом сайте https://www.sotozen-net.or.jp/soto/honzan . Примерно на шестой минуте. Меня он, признаться, не впечатлил ).
Спасибо за видео. Да, звук напоминает простую деревянную колотушку. Даром что хорош собою! ) А вот лес там замечательный.