Лекция 10. тезисы 1. Философия йогачары (виджнянавада – школа только сознания) помимо категорий истинно сущего (трансцендентного, татхата) и феноменального (мира дхарм) вводит ещё промежуточное понятие «реально сущего». В известном примере с фокусником-гипнотизёром, на глазах изумлённой публики прекращающего кусок дерева в слона, феноменальному будет соответствовать представление об этом слоне как о реальном слоне, реально сущему – представление о нём как об иллюзии, а истинно сущему – кусок дерева. Мир феноменов (дхарм) рассматривается как иллюзорный, причём равно иллюзорными являются и объект и субъект. 2. Наряду с 6 дхармами сознания (виджняна – сознание пять видов чувственного сознания и мановиджняна – конструирующий цельный объект ум) в йогачаре рассматриваются ещё два вида сознания – 7. Манас – тот самый иллюзорный субъект – ум конструирующий субъектно-объектный образ реальности и 8. Алайя-виджняну – надсознание проецирующее и мир субъекта и мир объектов. Она и соответствует реально сущему – т.с. «матрице». 3. Алайя-виджняна содержит в себе биджа – «семена» - единицы информации кодирующие всю совокупность возможных образов реальности, состояний, программ и т.д. Это и есть то архетипическое пространство (астрал, эмпирей) которое описывает мифическая космография. Именно отсюда сознание извлекаются те образы, которые конструируют наш мир (и другие «параллельные миры» буддийской космографии) 4. Однако в отличие от западных систем, с надсознанием никак не связан образ «действительного актора» - «программиста». Феноменальное сознание само извлекает из алайя-виджняны образы именно нашего мира - дхармы, причём не сознательно-направленно, а фактически подсознательно: языковая система (санджня) и особенно «клешированные» волевые акты (санскара) – постоянно «отправляют» в алайю типизированные «запросы» - васана (следы-впечатления, устойчивые типовые реакции, механистичные кармические алгоритмы). Васана активизируют (и даже создают) комплиментарные им семена (биджа) проявляющиеся как дхармы. Т.о. весь механизм действует по принципу взаимозависимого возникновения – как вечный круговорот дхарма- васана- биджа- дхарма. Благие дхармы, и асанскрита дхармы тоже создают и активизируют семена – что делает возможным буддийскую практику и освобождение (очищение алайя-виджняны – переход к истинно-сущему) 5. В конце лекции была рассмотрена пратитья-самутпада с точки зрения йогачары (в частности объясняющей почему в цепочке нидан виджняна предшествует дхармам нама-рупа) .
Люди, застрелите меня. Я серьезно. Не могу найти запись, ужасно. Как не было. Ужасно, потому что лекция просто отличная получилась.
Ох, Яник, не могу - тришна. ) И даже свой смартфон не могу утопить в унитазе, как однажды моя Анна (правда, случайно).
1. авидья - галлюцинация принимается за слона и вызывает алчность (желание обладать), страх и отвращение или желание доказать что наше мнение о ней верно 2. санскара - волевые акты связанные с клешами формируют васаны 3. виджняна - в алайя -виджняне васаны создают или активируют биджа (семена) 4. нама-рупа - те проецируются во вне как образ тела (субъект) 5. 6 сфер - и воспринимаемого мира (объект) 6. контакт (между ними) 7. ведана - восприятие объекта как прятного- неприятного- безразличного (ещё до осознания характеристик объекта - как восприятии грудного ребёнка) 8. тришна - жажда, направленное стремление к объекту удовольствия (объект осознаётся как конкретный идентифицированный объект) 9. упадана - присвоение (на уровне манаса) 10 становление - включение в кармически обусловленную деятельность 11 и 12 неизбежная "перезагрузка" манаса - старость и смерть
Лекция 10 (аудио). Все шумы, заботливо наложенные благодарными слушателями, посильно сохранены ради эффекта присутствия на многая лета.
Спойлер: в следующей, 14 лекции (которая парадоксальным образом уже состоялась) благодарные слушатели, приободренные общественным признанием их нелегкого труда, постарались добавить кучу новых эффектов.
И превзошли себя: поистине, только те, кто усердно тренировался в отделении шумов от смысла, сумеют разобрать заключительную беседу. И да поможет им Бог христиан, осенивший её начало благовестом. Внимайте же, и не говорите, что не слышали об алмазном пути: лекция 14 - Ваджраяна (аудио).
На самом деле, слушатели были паиньками. Просто народ вокруг сидел и ходил философией не интересующийся, ну и вселенная, в целом, производила звуки.
"Истинная реальность прорывалась из всех щелей, из каждого угла" (из лекции) Спасибо Максиму, Владимиру и всей группе поддержки!
Стало быть, если я правильно поняла, тибецы придерживаются традиций Ваджраяны и могут позволить себе видеть в плохом хорошее. Поэтому, вероятно, нам непросветленным может показаться, что сам институт лам - это богоузаконенный протекционизм. Каждый раз лама рождается и становится опять ламой, приближенные его всегда были его приближенными и в прошлой жизни, кого вспомнил - того пригрел. Мне всегда казалось это странным. Получалось у меня, что шансов прозреть с нуля в теч. жизни ни у кого нет, да и просто в карьере продвинуться.
Собственно институт "перерожденцев" - тулку - присутствует только в двух школах - кармапа и гелугпа. "Приближённые" тулку являются далеко не всегда ) Важнейшие линии тулку возглавляли крупнейшие монастыри, но были тулку и не при делах, как синекуры. Ламы не являющиеся тулку карьеру делать вполне могли и монашескую и учёную и административную - вплоть до постов министра или регента. Или достигать постов аналогичных епископским - хамбо. Например самый известный российский буддийский святой - Итигэлов - тулку не был. В тех тибетских школах где институт тулку не сложился, как правило, власть настоятеля передавалась внутри одного княжеского рода )
Так то российский. Тут не до поиска лам было. Вот - все равно идея избранности хотя бы по роду. Это, собственно, в голову пришло после вопроса про Аненербе. К индусам не поехали, а Тибет показался близок. Что-то в этом есть.
По роду - это просто феодализм ) А институт тулку это преодоление клановой собственности на монастыри и их владения. Собственно особой метафизики здесь нет ) Теологически же, раз святой учитель это тоже аспект буддовости, то что мешает такому учителю оставаться на земле сколь угодно долго, реанкарнируя? Это не мешает любому другому попробовать стать святым тоже ) Ну в России тулку тоже были - Дандарон, например ) А индусы в рейх поехали сами )
От египетских фараонов - богоизбранность. Касты. Феодализм имеет ту же природу (это капитализм её преодолел). И у гностиков тоже не все люди из одного теста. Мне казалось, что у Будды это преодолевалось. Так когда, извиняюсь, к этому вернулись? Через Миларепу? Будда открыл не все учение. А открыв его позже через "пророков" опять вернул род людской к кастам? Если я что-то не поняла - это виноваты люди с чаем, я тоже периодически, отвлекаясь бульками, шла за новой порцией печенек.
Э-мм. Феодализм это такой социальный строй. А религия это такой социальный институт. В Западной Европе в Средние века - раннее Новое время подавляющее большинство епископов и аббатов были аристократами. Многие из поколения в поколение. Учение Христа имеет к этому отношение? А в раннее средневековье был институт светских аббатов, которые рассматривали монастыри и церкви как свою собственность, дарили и завещали. Если мы имеем клановое общество со слабой экономикой, где духовная власть соединяется со светской, то можем ожидать, что религиозные институты прогнутся под строй. а не наоборот. Особенно когда религия уходит в "синий саркофаг" - т.е. организационно-социальные функции в условиях кризиса начинают доминировать. Тибет 10-14 вв. это система клановых княжеств с бесконечными усобицами, которые брали под покровительство те или иные школы. Но соответсвенно и рассматривали их монастыри как своё достояние. В 14 в. Цзонхава начал реформу цель которой независимая и сильная церковная организация. Это примерно тоже что Клюнийско-Григорианская реформа в Европе. Например он восстановил почти исчезнувший целибат и монашевские правила винаи. Вот тогда и ввели институт тулку. потому что тулку не принадлежит к клану. Его воспитывают с младенчества как религиозного деятеля - направлено, он теоретически независим от феодальной конъюнктуры. Его родня конечно получает привилегии, но не настолько большие чтобы взять власть. наследует ему не племянник или брат, а он сам - рождённый в другом и далёком месте. Это как раз мера Против аристократической клановой системы )
Самая же первая линия тулку это линия Кармапа - с кон. 12 в. именно тогда глава школы кагъю принял решение продолжить перевоплощения чтобы не оставить своих учеников без наставления. так что это был такой йогический эксперимент )
Клановость против клановости. Да, это понятно. Спасибо. Конечно, для времен феодализма это было прогрессивно и создавало сильный противовес.