1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Публикую здесь статью Юрия Белановского, которая мне показалась интересной и возможно будет интересна христианам.
    ...
    Главный религиозный вопрос последних 20 лет – это вопрос о необходимости формальных правил в церковной жизни
    90-е годы прошлого и первые годы этого столетия отмечены яркой нитью нескончаемых рассуждений, убеждений и доказательств о смысле и обязательности предписаний, обрядов и канонов. И все же, нет уверенности, что ответ найден. Если есть вера, к чему что-то еще?
    Казалось бы, все очевидно

    Надо отдать должное проповедникам, публицистам, священникам, ибо они много потрудились над этой темой. Даже сложилось впечатление, что вопроса и нет. В основе объяснений и доказательств была положена проповедь об идеальной церковной жизни и об идеальной Церкви.
    Обоснование недостаточности простой веры и необходимости церковной, в том числе формальной жизни выглядело примерно так.
    Христиане имеют Евангелия и послания апостольские. Эти книги, вместе именуемые Новым Заветом - письменные свидетельства о жизни Иисуса и жизни первых христианских общин. Новозаветные Писания - основополагающие для христиан.

    Евангелие, в свою очередь, однозначно говорит о заповедях Христа, среди которых есть нравственные предписания и заповеди о крещении и причащении. Понятно, опять же, что заповеди Христа первичны и главенствуют над остальным. Новый Завет содержит и описание первых христианских общин и послания апостолов об организации христианской жизни. Апостолы с первых своих шагов рукополагают в созданных общинах своих преемников, блюстителей - епископов. Общины живут по известному графику, собираясь вместе для изучения Писания, для молитвы, для приобщения Тела и Крови Христовых, для совместных дел. Быть христианином - быть членом общины и по слову древних «собираться всегда всем, всегда вместе, всегда на одно и то же». Не случайно христиане назвали себя «екклесия» (по-русски – «церковь»), что означает - собрание, единство. Общины изначально иерархичны.
    В конечном итоге, православная постсоветская проповедь возвещала, что христианство - это не просто вера, а вера, воплощенная в образ церковной жизни и в культ. Культ имеет свою историю, со временем он развивался и усложнялся, впитывал в себя многие культурные и народные черты. Тот православный культ, что нам известен, сформировался большей частью во времена Византии. Сегодня это и храмы, и живопись, и пение, и традиции молитвы, и традиции поведения, и посты, и иерархия, и система управления, и очень развитое учение и т.д.
    Так вот, в первые постсоветские годы была уверенность, что именно культ выражает и дает возможность воплотить евангельские заповеди. По сути, вера отождествилась с культом. Иметь веру – значило исповедовать догматы, соблюдать каноны, регулярно ходить в храм, правильно и на древнем языке молиться, поститься, соблюдать традиционные предписания и правила, иметь неповрежденное ересями учение, иметь патриарха и т.д. Людям предлагался вывод, что история Церкви огромна, культ и правила отработаны веками, не стоит новообращенным что-то менять. Надо даже через силу, через непонимание все (именно все) исполнять, а если что-то не получается, то вина лежит на исполнителе.
    В чем ошибочность?

    Вроде бы предложенная логика верна, если бы не два момента. Во-первых, в такой проповеди отошел на второй план личный аспект веры. Соблюдать религиозный культ стало важнее личных отношений с Богом. Откуда-то появилась уверенность, что соблюдение правил и предписаний гарантирует живые, лицом к лицу отношения со Христом. Порой можно было подумать, что Бог стал заложником церковных канонов и традиций. Во-вторых, проповедуемая идеальная церковная жизнь и идеальная Церковь большей частью были не настоящими, а срисованы из книг. После советского периода православие в России было достаточно молодо и ни одного поколения христиан из новообращенных еще не выросло. Слишком мало было тех, кто имел настоящий глубокий опыт встречи с Богом и жизни по Его заповедям, почти не было тех, кто мог проповедовать от сердца, говоря о себе и своей жизни. Поэтому, новообращенным предлагалось большей частью книжное православие и оно же виделось и чудилось в жизни.
    О реальности тогда говорили редко, более того ее слишком часто даже не видели. Жили, как Дон Кихоты в выдуманном мире. Сам мир и люди и отношения были реальными, настоящими, но воспринимались они через ту самую, большей частью книжную проповедь об идеальной жизни. Осмелюсь сказать, что для православных лет на 20 почти исчезла грань между идеальным православием и жизнью.
    За скобками фактически оставалось и личное мнение, и личное понимание, и личный опыт, и неудачи, и ошибки, и тем более личные переживания, несогласия, непонимания. Без ответа оставались простые и волнующие многих вопросы. Почему посты именно таковы, можно ли самому определять как поститься? Обязательно ли поклоняться всем святым и надо ли признавать их всех? Обязательно ли молиться перед иконами? Зачем молиться готовыми молитвами на славянском языке? Зачем обязательно иметь духовника и почему необходимо быть у него в послушании? К чему столь иерархически выстроенные и подчиненные отношения мирян со священниками? Что делать, если исполнение советов духовника не приносит пользы? И т.д. и т.п. Ответов почти не было. Была уверенность, что все должно разрешиться само собой.
    Я думаю, что во многом вне православия 90-х и 00-х осталось понимание, что культ имеет смысл и оправдан ровно на столько, на сколько он помогает христианам общаться с Живым Богом.
    Что теперь?

    20 лет христианской жизни – это какой никакой, а срок. Со временем копился опыт, розовые очки теряли свои волшебные свойства. Рафинированное прочтение церковной история сменялось более критическим и адекватным. Многие православные многое попробовали, в чем-то их вера окрепла, где-то они терпели неудачу, где-то поняли область применимости тех или иных правил и осознали компетенцию и адекватность проповедников. Со временем стало ясно, что книжная модель не воплощается. Ее проповедуют, но она не работает. Жить подобно Дон Кихоту – это значит на самом деле не достигнуть ничего. Ресурс и силы советского человека и нового россиянина особенно в нравственной области и в области познания вероучения оказался низок. Об этом я как-то писал.
    В итоге, личное и общественное православное сознание становилось более взрослым, самостоятельным. Поняли, что Церковь – это не детский сад, а христиане - не младенцы. Они взрослые люди и живут как могут, как умеют в свою меру. Церковь – это дом, место встречи человека и Бога, где у каждого христианина есть не только ответственность, но и свобода, не только обязанности, но и права. Если вера христиан искренняя и они от сердца чтут заповеди Христа, то они сами в праве решать, как им жить и что делать.
    Так что же надо соблюдать, какие предписания и правила?

    Чтобы ответить на этот вопрос надо понять, тот минимум, вернее те основы без которых человек не может считать себя православным христианином. Главное, безусловно, – это вера во Христа Сына Божьего в Его Благую весть о Нем Самом, о Боге Отце и Духе Святом. Но вера не формальная, а живая, свободная и личная. Подробнее об этом я как-то писал. Отсюда формальное требование - знать Евангелие и познакомиться с посланиями апостолов. Надо знать первоисточник.

    Необходимо переосмысление жизни. Евангелие дает четкое различение добра и зла, предлагает нравственные заповеди. Должно быть и личное желание подражать Христу и исполнять Его заповеди, в том числе о покаянии и причащении Тела и Крови Христовых. Иметь искреннее желание не значит тут же и во всей полноте все исполнить. Иметь желание – это начать с малого и стремиться к большему.
    Необходимо принятие и понимание основ православного вероучения, как минимум - символа веры. Очень важно и принятие Церкви, как иерархической структуры и признание священства, но не как начальников или оракулов или своего рода гуру, а как пастырей и предстоятелей церковных общин (о чем я тоже как-то писал тут и тут).

    Необходимо и креститься (подробнее о крещении тут и тут). Крещение - не формальность, это начало новой жизни со Христом, это вступление в Церковь.
    Если все сказанное присутствует, то, я глубоко убежден, автоматически будет и молитва, а разве возможны отношения с Богом без нее? Будет и посещение храма и, конечно, Причастие Тела и Крови Христа. Как часто? Как получится, это уж пусть решает каждый христианин за себя. Главное - стремление к нравственной жизни. Как уж будет человек поститься, и будет ли вообще, каких советов будет ждать от священников, да и спросит ли совета, какие иконы будут у него в доме, каких святых и как он будет почитать - это уже его дело. Лишь бы это не вредило его отношениям с Богом.
    И последнее. Хоть это и очевидно, православные христиане не имеют каких-то особых предписаний и обязательств в отношении общественной, политической или государственной жизни. Тем более нет у них особых обязательств перед действующими властями и правящими партиями. Тут они такие же граждане, как и все, разве что наряду со своей совестью руководствуются еще и Евангелием.
    [​IMG]
    Юрий Белановский, Руководитель
    добровольческого движения «Даниловцы»
     
  2. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Олег,спасибо. Вопрос ты поднял интересный и чрезвычайно важный. Я очень как раз хотела здесь это обсудить-"быть или не быть,ходить в храм или не ходить")
    Приведенная тобой статья на мой взгляд несколько странная. Сначала все вроде бы понятно-автор утверждает,что
    а спустя три предложения- рекомендует соблюдать религиозный культ:dunno::

    все перечисленное и есть религиозный культ.
    и главное внутри всего этого вот такая фраза:
    :shok: вот это приехали!
    а как же "вера без дел мертва"? и "кто на деле не исполняет волю Божью,изложенную в заповедях-не войдет в Царство небесное"? Христос говорит о том (как я понимаю), что люди, надеющиеся спастись лишь верою - признанием Бога на словах - делают беззаконие. не исполняют Божьи законы. Вот такое я бы сказала "Хотеть и не делать" не приведет ли к:
    “Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Матф.7:22-23).
    святых отцов надо читать чтобы рассуждать о христианстве,православии. я почему то сомневаюсь что автор статьи их читал.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Видимо речь идёт об акцентах.
    То есть ты заявляешь, что сразу можешь начать во всей полноте исполнять то, о чём говорил Иисус? Ну... могу тебя заверить, для большинства людей это недоступно. Большинство христиан в лучшем случае как раз идут к этому всю жизнь, приближаясь к этому как к некоему идеалу. Видимо, именно в этом и состоит для них христианский путь.
     
  4. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    о чем именно ты говоришь? какие такие вещи о которых учил Христос большинству людей прямо так уж и недоступны?
     
  5. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    я думаю так - у кого есть искреннее желание-тот тут же и начнет исполнять,а не завтра послезавтра. если я скажу:"Хочу начать вести благочестивый образ жизни" и назавтра совершу прелюбодеяние-то грош цена моим словам. значит я не искренне желала. а как всегда самообманом занимаюсь. я вот допустим искренне возжелала перестать есть мясо-с той секунды я его и не ем.
    хотя собственно речь то не об этом. речь вроде о том - насколько необходимо ходить в храм, посты и т.п. для соблюдения заповедей.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ты всегда подставляешь другую щёку, например? Эти вещи большинству людей доступны, но не во всей полноте. А именно эти слова были использованы автором.
    Вполне возможно что очень искренне. В тот момент.
     
  7. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    минуточку. про другую щеку в заповедях не было.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кхм. Ты о каких заповедях говоришь?
     
  9. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    о первоочередных. а ты наверно о нагорной проповеди Христа)
    1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
    4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
    6. Не убивай.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не кради.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
    и потом Христос дал вот это: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
     
  10. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    мной перечисленные выше заповеди может каждый соблюдать. это я к теме обсуждения возвращаюсь -
    а ты говорил-что из нагорной проповеди недоступны?
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ...
    Что ты, как я понимаю, не исполняешь, ибо не хочешь. А если бы захотела, то исполнила.
    ...
    Где он вообще говоря давал заповеди.
    Почитай вот здесь. Ты всё исполняешь от и до?
    —— добавлено: 18 апр 2013 в 16:57 ——
    Напомню, что
     
  12. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    тема ветки -"Так что же надо соблюдать, какие предписания и правила?" а не "что Аленка соблюдает"
    нагорная проповедь по ссылке,которую ты дал- это не заповеди. как мне кажется.это нагорная проповедь.
    да и в проповеди я не вижу особо невозможного для исполнения.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну, православные христиане с тобой не согласятся. :)
    Во всей полноте, т.е. всегда и везде? Повторюсь, ни я, ни автор не утверждали невозможность исполнения заповедей. Твоё возражение против слов автора я понял так, что ты утверждаешь, что любую заповедь каждый христианин может исполнять сразу и во всей полноте.
    На мой взгляд, мы не слишком отклоняемся от темы.
     
  14. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38

    возможно. давай может ты накидаешь сюда"неисполнимые" на твой взгляд и тогда обсудим их.
     
  15. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    хотелось бы выяснить и это. насколько я знаю Христос и его ученики почитали заповеди (Моисея,которые дал ему Господь) и других кроме одной Христос не давал. разве надо его нагорную проповедь считать первоочередной? (я не говорю конечно,что назиданием из проповеди руководствоваться не следует,но все таки-проповедь проповедью,а про заповеди забывать не следует. да и не основана ли проповедь на заповедях?)
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ты упорно переиначиваешь слова мои и автора.
    ...
    Я не настаиваю также и на том, что для тебя, возможно, любая заповедь исполнима сразу и в полной мере. Если это так, не вопрос, можно это зафиксировать. Просто для автора это явно не так и для многих людей - тоже.
    ...
    Видимо, вот эти заповеди для христианина являются первоочередными. Чисто логически.
    А заповеди Блаженства в Нагорной проповеди - это именно заповеди. Данные в проповеди. :) Впрочем, надо ли тебе так считать или не надо - решать, конечно же, тебе.
    Было бы замечательно, если бы сюда подключился о.Александр. Он бы тебе дал более компетентный ответ.
     
  17. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    перечисли их
    о. Александр? а кто это? да,нужен кто то,чтоб объяснил.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да любая из заповедей для кого-то может не быть доступна к исполнению во всей полноте и сразу. Для кого-то одна, для другого - другая. Тебя вот другая щека насторожила. ;)
    Христианину предписывается выполнение всех заповедей, данных Иисусом, а не только тех, которые даны были Моисею и которые исполняются и иудеями.
    —— добавлено: Apr 19, 2013 10:39 AM ——
    Александр Поляков. Есть здесь такой пользователь. Он священник.
     
  19. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    да. абсолютно согласна.
    вот интересно - а ты про щеку буквально что ль воспринемаешь? и что меня там могло насторожить ?
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Или ты таки да?.. Тогда вперёд читать Тору. Там заповедей и предписаний вообще немеряно.
    А в субботу ты, надеюсь, не работаешь и не развлекаешься, а только молишься?
    —— добавлено: 19 апр 2013 в 14:41 ——
    Да хоть как.
    Это тебе виднее :)
     
  21. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    молюсь и посещаю храм(с некоторых пор конечно. наверно с того момента,как искренне захотела. а молиться не только в субботу надо,но и во все другие дни),не работаю, ну а если развлекаюсь (еще смотря кто что под этим понимает) то в ночь с субботы на воскресенье:lol::p
    не первый раз меня подозревают :lol:
    ну тогда-меня ничего не насторожило.:da ladno:
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А нимб не наличествует? :priest2: :)
    А в целом, я очень рад за тебя. Но твой случай не типичен.
     
  23. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    спасибо. но радоваться тут пока особо не чему
    :lol: неее. скорей наоборот. так очевидны стали недостатки... :sad:
    да ну? вот и очень жаль
    я буду ждать,что рано или поздно сюда (ну или куда то) придет чел,который мне разъяснит более подробно нежели ты. можно конечно у батюшки в храме спросить,но я стесняюсь как то.:sorry:
     
  24. Александр Поляков

    Александр Поляков Гость

    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    9
    Редко я сюда, на этот форум захожу... И вот только сейчас наткнулся на эту тему.
    Мне она показалась созвучной мыслям, которые я на днях пытался сформулировать... Вот они.

    "Грех ли?..", или что такое хорошо?

    Священников то и дело спрашивают: вот это - грех? а это?
    А клирики то и дело дают ответы на подобные вопросы...
    Это не удивительно, это нормальные вроде бы вопросы со стороны "внешних".
    Вопросы нормальны, а вот ответы на них... они как минимум СТРАННЫ.
    Столь же странны те советы и указания о том, как надо жить, которые то и дело "городу и миру" раздают представители Церкви.
    Чем же они странны? Что может быть плохого, например, напоминаниях о незыблемости нравственных норм?
    Оставим сейчас за скобками рассуждения о том, что советы, возможно, — вообще не лучшая форма общения людей (может, не случайно Страна Советов оказалась "империей зла"). Речь пойдет не о советах вообще, а о советах от имени Церкви.

    Христианство и религии

    "Надо делать хорошо
    и не надо — плохо"
    (Перефразирую классика.)

    Ну что, казалось бы, плохого в том, что клирики лишний раз напомнят "миру", что такое хорошо?
    А то плохого, что эти напоминающие и обличающие служители Христа, похоже, забыли о том, что их призвание — не проповедь нравственности, а провозвестие Евангелия — учения Иисуса Христа и вести о возлюбившем людей до Креста и сошествия во ад Творце.
    Да, нравственность, "заповеди" занимают определенное и важное место в Христовой Благой Вести, но СУТЬ-то ее — не в этом!

    "Поступай правильно, чтобы тебе было хорошо" — говорят религии.
    И Ветхий Завет примерно об этом.
    Но вот приходит Иисус из Назарета — и выясняется, что Моисеев Закон "не работает" как средство спасения... что Израилю с его помощью не вытащить себя из болота...

    Повторю банальные истины. Если бы для спасения человека было бы достаточно соблюдать какой-то набор правил, то почему тогда в центре христианского богословия стоят кенозис Творца мира и крестная жертва?..

    В общем, серьезная проблема и беда проповедников нравственности от лица Церкви — в забвении того, что является центром христианского благовестия, — в забвении Искупления, Благодати (увы, заезженное слово... здесь в значении: вечная Божия любовь и прощение), Веры, Церкви как общины верующих.

    В чём причина этого забвения? Выскажу несколько предположений.
    То ли наши моралисты сами не являются христианами по сути (как когда очередной православный священник переходит в ислам, вдруг выясняется, что он никогда и не понимал в частности церковного учения о триединстве Божества). (Вероятно, в таком случае они просто воспринимают себя служителями государственнической идеологии.)
    То ли они умалчивают о главном в христианстве, потому что не умеют говорить на столь сложные темы (так, например, трудно говорить о Божией любви так, чтобы слушатель не воспринял твои слова как повод для безответственности и вседозволенности), и они предпочитают говорить о более простом - о морали.
    То ли они подразумевают, что о главном все итак как бы в целом знают и остается только наставить народ в других важных вопросах...
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2014
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    О.Александр, как практически можно воплотить в свою жизнь "весть о возлюбившем людей до Креста и сошествия во ад Творце"?
     

Поделиться этой страницей