ПРЕМУДРАЯ ….Под абажуром, там она сидела Праматерью и дум И медитаций; Главу, подобье листовской, лепную- Взнеся И слушая. Художница, антропософка Сыроедка. Она - Во мне космическое видела сознанье Когда я что—то о встречах межгалактных бормотал, О жизни ли, плывущей в праокеане !... « Камера обскура.» М.Л. Да Коктебельль,называемы те поры еще Планерское был тогда островком свободы,куда ак бы на звук волошинских стихов тянулись те кто жаждал вольного моря, солнца, громады Карадага и той странной атмосферы общения с людьми,как бы игнорирующими обыденную и часто опасную ойкумену зимы -советчины…так давящей душу как в обеих столицах так и в провинции. Коктебель…. Дом Волошина. Впервыея услышал о них от Николая Бокова своего молодого друга ,студента философского факультета МГУ так же как и я начинавшего свои первые опыты в литературе и входившего вместе со мной в одно из Московских Литературных объединений. Он вынужденно потом уехал во Францию и сейчас автор многих книг… Он дал мне как-то самисздатсскую подборку Волошинских стихотворений,не сразу,но постепенно вовлекших меня в свою глубину…… И вот я где-то в сентябре,снимаю комнатку «дикарем» Коктебеле, и в один из дней смиренно поднимаюсь по ступеням дощатым в заветном мастерскую Макса. Занимаю место, вместе с другими жаждущими, за столом слаженным его рукой, на котором, о чудо! -лежат в переплетенных домашним образом тетрадях отданные нам для свободного чтения Марией Степановной, - его стихи и статьи! И вот, почти каждый день я там, где после странствий по гористым побережьям и морских проплывов, я поглощаю поразительные страницы, строфы, рифмы, поэмы. Читаю его парижские статьи о художниках и поэтах, вглядываюсь в скульптуры и портреты, держу в руках драгоценные раковины с южных морей, одну из которых писал Врубель!… Нам читает лекции о Доме и Максе ученик Вяч.Иванова известнейший лермонтовед В.А.Мануйлов и рассказывает об Иванове и Волошине другая его ученица, старушка Мильор,которую мой, не лезущий за словом в карман сынок назвал Бабой-ягой! Конечно что-то там в рифмах и без слагалось и у меня под коктебельским солнцем, в полынных холмах Тепсеня и вечерами в своей беленой комнатенке . И очень хотелось прочитать это кому нибудь из близких по духу, услышать отзвук… Шатаясь вдоль берега читаю, кажется, свою,довольно "знойную" «Оду пляжу» двум полуодетым девчонкам..Рядом останавливается некто серьезный , очкастый явный «ботаник», как сейчас говорят - с черной хемингуэевской бородкой . Слушает. Потом негромко говорит: "А вы бы не хотели почитать что-нибудь у нас в доме, вечером? Мы здесь аборигены!" - Это Был молодой биолог, специалист по м древним морским лилиям/Которых я прекрасно знал,будучи геологом- выпускником казанского Университета ! /Юра Арендт,потомок того самого немца-врача, пытавшегося когда-то спасти Пушкина, после дуэли... и он мне сразу понравился. И вот я на воспетой многими каменной террасе за домом в саду, на склоне холма.. По стенам из древнего ракушечника скамьи. В середине просторный стол и над ним абажур, воспетый, наверное, у многих гостей этой террасы. Абажур, как некое светило в облаках морей и мечтаний, в лиловых веточках кермека , в синих колючках, водорослях , витых ракушках - истинный шедевр Арт доместикус /Домашнего искусства/ … и вот, за столом, рядом с Юрой я увидел сидящую в широком кресле женщину с массивной фигурой, с головой в травяном веночке, сразу напомнившей мне голову Листа или пианистки Марии Вениаминовны Юдиной. Строгий, «нордический» профиль. Значительность и глубина…Неизгладимое первое впечатление. То и была мама Юры, Ариадна Александровна Арендт. Рядом с ней Анатолий Иванович Григорьев, ее муж-скульптор, небольшой, худощавый, подвижный. Выпускник ВХУТЕМАСА, переживший сталинский ГУЛАГ. Я читал потом, как Ариадна Александровна драматически боролась за него, прбиваясь во все инстанции вплоть до самого Рябого диктатораа…… К этой террасе в разные времена тянулсь из Москвы,Питера других городов те, кто жаждал вдохнуть иной, досоветской культуры чувствуя здесь продолжение Волошинского дома и живительных струй Серебряного века. Люди безвестные и те, чьи имена все более становились на слуху в обществе. Я познакомился здесь с Анастасией Ивановной Цветаевой и ее подругой, чудной поэтессой Евгенией Филипповной Куниной, близко знавшей Пастернака, выпускницей Бюсовских литературных курсов. Она очень поддерживала меня в моих виршевых опытах.. Здесь читал лекции Григорий Померанц и оглашала свои строки его жена, Зинаила Миркина , как мне видится, самый глубокий мистик среди поэтов ХХ века.… Свет абажура и доброта дома согревали души. Поэты,философы,физики , священники биологи, все собирались тут у гостеприимных хозяев, за столом, с виноградом,яблоками, грушами и бутылью янтарного хереса или мадеры, от Массандры, в центре стола… Но вот, тот первый раз...За столом Ариадна Александровна ,Анатолий Иванович , Юра и еще несколько «коктебелов» . Робею, конечно…Но вспоминая о своих выходах наМаяковку в 60-х и стихоговорения там, вместе с поэтогруппой СМОГ – решаюсь… Я тогда возился с огромной океанической поэмой, после своих дальневосточных маршрутов геологических, по хребтам Сихэотэ-Алиня к скалистым бергам Тихого океана … Читаю из нее. Потом от нее остались только фрагменты . Вот один из них: О! КЕАН… 1. Еще в кабине самосвала, со щебнистой межгорной дороги - Меня поразила эта странная дуга горизонта, меж двумя темнохвойными мысами. И вот, подъезжая все ближе, я видел… Что же? – То что не видел никогда до того - то, что не было горами Или облаками, не было голубеющим или зеленым, не было латунным или зеркально- блестящим. Не было шелковым или шерстистым. Не было павлиньим глазом и – было всем этим!– Текучим, неуловимым и в тоже время влажным, тяжелым. Отдалённо звучащим, непонятным и реальным, Поднимающимся стеной и опрокидывающимся в горизонт… 2. Стоя на скрипучей гальке, вдыхая его невероятный, йодно-сырой и соленый запах, я шептал: О волноликая даль!… Ты минерал и газ, лепеты губ и отсветы глаз. Искры мысли и смывание, забвение… Окна домов и устьевая желтизна глин - гибкий след истертых временем гор. Ты и Рождение, и Умирание. Прилив и Отлив… Все было в тебе, еще до всякой жизни, когда протоны твои сгущались в допланетных миллиардолетиях, истекая из Большого Взрыва. …Ты как Солярис ,породивший и волнующий все живое! 3. …Вот я стою на твоем берегу, на этой обточенной твоими солеными ласками, твердейшей гальке, в своих порванык кедах, усталый от походов по хребтам и тайге, одинокий и малый, чуть больше креветки твоей, инфузории, лингулы! И понимаю, что всю предыдущую жизнь смутно стремился к тебе,к великому Истоку! И как же ,как вместить мне твою Бесконечногранность? О, стихия, незапамятно -древняя и юная! Из тебя, из лон твоих глубодонных я вышел когда-то зверорыбой, перпончатолапой , зеленой тварью, пугливой и злобной, унося в крови соль твоих гребней… …Я плыл в тебе плотогоном, канаком на пироге, а потом уже в корабле греков – Одиссеем, и, выдумавая себе богов, Надеялся на их помощь, отклоняем в пути Калипсо и Киркой, угрожаемый страшным Киклопом , хитродерзостно убегая от смерти и доплыл, наконец, до родной Итаки! Я бродил по пескам твоим Экклезиастом, видя волнобразные твои упадания и воздымания, течения и противотечения, воспарение вод и возвращения их в реки – великое подобие всей жизни человеков, и вздыхал о безысходном повторении всего! ….И все же Дарвином и Тейяром я видел упорный подъем лестницы существ – все дальше и выше и мечтал… о чем? Может быть, о Бессмертии? …Ты помнишь ли свое детство, о Зоэ, Жизнь? Когда студневидными амебоидными облаками, в искрах еше молодого солнца ты текла среди архейской соль-стихии? Когда не было смерти, а только деление клеток и расширение студенистых слоев твоих в безднах волнокристалла? Вспомни,о вспомни этот рай твоего Начала ? Была ли ты счастлива тогда - Сама дитя и сама колыбель, качаемая ветрами В климтовых золотых дисках и спиралях, в блаженных снах без сновидений – нерожденная еще Афродита?.. …………………………………………………….. Синь –соль… Вздохи… Плеск…Перестук гальки …Запахи йода, выброшенных морских ежей…Тени…Отсветы…Звоны… Даль. …………………………………………………….. Я замолчал, с душевным трепетом ожидая приговора от них, знавших еще живого и творящего Макса ! И услышал : «Да это увлкеает …Мне кажется, в вас есть редкое, что когда-то назвали Космическим сознанием ..Да, в вашей поэме есть это… Это говорила Ариадна Александрвна и к ней присоеденился и Анатолий Иванович а я ощутил, что она и те кто рядом с ней – они из тех, кто несет в себе древние глубины и вечно юный свет Мысли. И вот,они ответили мне пониманием, приняв меня тем самым, и меня в свой круг!.. Потом я с изумленным восхищением вглядывался в скульптуры Ариадны, которая она собирала из того,что выбрасывало море на коктебельские берега из разноликих галек ,причудливых корней « габриаков»,раковин, водорослей, обломков кораллов.. .. Получалось невероятное, неожиданные лики, фигуры людей животных различные, странные… Она, лишившаяся когда-то ног ,мало подвижная, простирала свое воображения к берегам, волнам…морским и небесным далям, в гущу людей и творила, сочетала удивительные ОБРАЗЫ…Она сотрудничала с магмой Карадага и и работой моря, разбивающего и обтачиавающего эту извергнувшуюся и окаменевшую магму в гальку разных пород, творила вместе с ветрами, переливами волн, погружалась в миры теософии и антропософии … И дарила свою зоркость и мудрость всем приходившим на эту террасу, в свет этого абажура; Она мудро вела по жизни и сына и мужа… Нося эллинское имя Ариадна, она вослед Максу пряла свою удивительную нить по которой из темных лабиринтов нашей жизни направляла себя и нас именно к тому самому «Космическому сознанию» , к Целостности Бытия… Из многих встречных здесь, в доме Арендт удивительных людей, лучших из многих и многих в России , вспомню, конечно, уже ушедшего от нас мудреца и духовидца Григория ПОМЕРАНЦА рассказавшего здесь на террасе о своих штудиях по рублевской иконе Тоицы. Вот фрагемент из моих воспминаний о нем, опубликоанных на форуме АРИМОЙЯ http://forum.arimoya.info/…/%D0%9F%D0%9E%D0%9C%D0%95%D0%A0…/ ¬ «… Померанц на террасе Арендтов читает лецию о Рублевской Троице, проникая в глубинную суть нераздельности и слиянности Троеликого символа Бога… Вспоминая и об индийской Тримурти. Лекция захватывает. «Если рассуждать о сходстве, то ангелы, прежде всего, похожи друг на друга. Можно понять их как три состояния одного обоженного существа. Это один из классических примеров, когда художник мыслит кистью о тех предметах, о которых трудно выразиться словами. В «Троице» Рублева есть внутреннее движение совершенного существа, которое никогда не доходит до помрачения страстями, а только слегка затуманивается и тотчас возвращается к чистоте созерцания духовность…. …. Но дело в том, что каждый из этих ангелов несет в себе возможность другого смысла… И если же представить себе Христа, то он в какой-то степени распределен, его сущность распределена между тремя ангелами. Они все могут быть мыслимы как три состояния души одного Христа. Это создает постоянную ТЕКУЧЕСТЬ СМЫСЛА . Это и передаёт то, что выражено словом "ипостась". Ведь ипостась — это не просто кусочек чего-то, это ОСТОЯННЫЙ ПЕРЕХОД Трехипостасность Бога не означает, что Бог состоит из трех разных существ. Бог — это не три разные существа, это Единое в трех лицах. И многозначность каждого ангела в Ветхозаветной Троице дает почувствовать Единое. Каждый из них есть все целое, каждый из них есть один из поворотов этого единого смысла….» А я в то время был особенно увлечен Софией Вл. Соловьева и Блока… Я говорю о том, что в Троичной симметрии в Трехликости мужских ликов Бога НЕЗРИМО есть и София -как художественно- женственное, устроительное начало мира, идущее от эллинской мудрости от пифагорейцев –Божественная Премудрость Мироздания. Может быть, этим следует дополнить него концпцию?... Померанц не принимает. И мне чудится в этом некая непримиримость талмудиста…В тихом голосе обнаруживается стальная воля. Я возражаю. Спор. В этом мы разошлись на время… Но я и сейчас думаю, что я был прав тогда. Жаль, что только в этом споре с Гришей не хватило мне мудрости не повышать голоса! Вот библейский текст: «.. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны" – говорится в Книге. / Притчи 8:22/ Следственно, говорил я, Она прилежит Ему в целом. Единому в Трех Ликах. Как именно Божественная Премудрость. И вот О.Сергий Булгаков также относит Премудрость к Троице, но более к Св. Духу. Из метафизики идя к физике - можно рискнуть сказать, что Бездна Большим взрывом породила Троемерное же, как и сама Троица Пространство с Четвертой мерой - Временем, которое И есть Лик Премудрости - Вечности, в коей ВСЕ. Может, так?..» И тогда мне казалось, что Ариадна Александровна сочувственно слушала меня со своей широтой и интуицией художника. И вот я снова и снова вглядывался в ее и Анат олия Ивановча работы на выставке в Сахаровском центре и в интернете и вот снова вспоминаю незабвенную террасу и те давние спасавшие душу дни в Коктебеле… Вечная память!