Отсюда Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев. * * * * * * Адаб – это правила поведения суфия по отношению к шейху и другим дервишам. На важность этих правил указывает д-р Джавад Нурбахш: «Как сказал кто-то из суфиев: «Весь суфизм – это адаб» (Дж. Нурбахш. «Путь», М.2007, стр.221). Адаб является методом, позволяющим воплотить суфийские идеалы в повседневность и способом тренировки дервишей. Задача адаба – помочь дервишу поддерживать концентрацию и помнить о целях Пути. Соблюдение правил служит тому, чтобы «смотреть в одном направлении и видеть все как Одно». - Находясь в ханаке следует сосредотачиваться на поминании Бога и служении другим дервишам, а не на своих мирских делах и заботах. "Входя в ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше эго". Не следует грубо обращаться или спорить с другим дервишами, настаивать на своем мнении. Еще одно значение слова адаб: AДАБ, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители. Источник
Олег, а есть ли собственный кодекс у женщин - суфиев? Есть ведь такие? Читала, что все великие суфийские мастера придерживались твердого убеждения относительно того, что любая женщина, вступающая на Путь Божественной Любви, не считается "женщиной" в смысле пассивности своего бытия, и о ней не судят лишь в соответствии с её физической природой. Это подтверждается широким бытованием следующей поговорки, в течение многих столетий популярной среди суфиев: "Ищущий Бога - мужчина" (талиб аль-мавла модхаккар), подразумевающей, что "всякий, кто ищет Бога, является человеком Пути". Это понятно, вроде, но ведь природу невозможно проигнорировать полностью? Интересно было бы узнать об их особенностях поведения и образа жизни.
Отож. Не только есть. Среди первых суфийских учителей - женщины. Рабийя например. Но в целом, я не встречал каких-то особенных требований для женщин. Вот здесь статья - Женщины и суфизм. В Ордене Ниматуллахи, дервишем которого я являюсь, я знаю совершенно точно есть женщины-шейхи.
Можно ли сказать, что речь идет об обучении бесконфликтному поведению? Предлагаются ли какие-то конкретные приемы, методы обучения, которые можно было бы использовать и за пределами суфийской традиции?
Речь идёт скорее об "обучении" "не-яшности", полировке и усмирению нашего эго, которое любит воевать, противопоставлять себя. Общение тут оказывается очень удобной средой.
Первая ссылка - это вообще портал по суфизму (но создан он тоже орденом Ниматуллахи), а собственно сайт ордена - вот.
Процедура обычно такая: ты читаешь материалы (книги), чтобы заиметь общее представление о том, что это вообще такое. Дальше приходишь в представительство ордена (так называемая ханака) в Москве, общаешься с шейхом. Если решаешь стать дервишем, просишь у шейха посвящения. Иногда шейх посвящение не даёт, говорит что лучше пока подождать, походить в ханаку и т.д. Но бывает и сразу. Как я туда попал... ну, узнал об ордене (а тайны он из себя не делает) и в конце концов попал.
Но, как я понял из первого постинга, неконфликтность все-таки развивается. Возможно, как одно из следствий. Ну или бесконфликтность + презумпция доброжелательности. Так есть какие-то специальные техники-приемы-упражнения? Как выглядит практика адаба? Хотя бы вкратце.
Конечно. Всё получается как бы само собой. В ханаке уже существует эта атмосфера взаимного служения. И новый человек, попадая в неё, непроизвольно подстраивается. Это такая обучающая среда. Человек существо социальное и поэтому такая среда прекрасно работает. Правил нет, есть скорее некая мягкая и ненавязчивая коррекция со стороны шейха и старших дервишей. Причём коррекция производится обычно опять же НЕ в виде наставлений и указаний. —— добавлено: 6 апр 2013 в 20:40 —— Как сказал мне однажды шейх - "здесь ты не услышишь слово "нельзя"".
Но это в крайних случаях. Обычно человек либо сам задаёт вопросы, либо в конце концов понимает что не так, что не гармонирует с этой атмосферой.
Очень трудно сказать, кто я. Но среди дервишей есть атеисты. Сам шейх весьма уважает атеизм и пожалуй для большинства верующих определённо сошёл бы за атеиста.
Хм... но на сайте же ясно сказано "Наши духовные усилия опираются на практику непрестанного поминания Бога в мыслях, словах и делах." ?
Да. Весь вопрос в том, как понимать термин "Бог". Атеист тоже вполне может его использовать, имея в виду, очевидно, нечто иное чем верующий христианин или мусульманин. —— добавлено: 6 апр 2013 в 23:24 —— ну или не совсем то же —— добавлено: 6 апр 2013 в 23:24 —— Среди дервишей, кстати, есть и православный священник.
Для суфиев важен вектор движения, а не цель, о которой человек заранее априори знать не может. А вектор может быть правильным (в рамках суфийской доктрины) и у атеиста и у православного.
Олег, я правда, с эстетической точки зрения - суфийская поэзия настолько красива, можешь ли ты в материалах о суфизме в своих ветках иногда публиковать какие-нибудь стихи и цитаты ...на твое усмотрение, конечно? Например, Саади, Низами, Хайяма, Руми, прочих авторов?..
Запутанно, когда сознание привязано к разного рода символам веры. За такого рода простотой, на мой взгляд, и кроется наибольшая запутанность. Просто сознание такого рода прячет от сознающего неясные моменты.