Адаб

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 6 апр 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Отсюда

    Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.

    * * *

    * * *

    Адаб – это правила поведения суфия по отношению к шейху и другим дервишам. На важность этих правил указывает д-р Джавад Нурбахш: «Как сказал кто-то из суфиев: «Весь суфизм – это адаб» (Дж. Нурбахш. «Путь», М.2007, стр.221).

    Адаб является методом, позволяющим воплотить суфийские идеалы в повседневность и способом тренировки дервишей.

    Задача адаба – помочь дервишу поддерживать концентрацию и помнить о целях Пути. Соблюдение правил служит тому, чтобы «смотреть в одном направлении и видеть все как Одно».

    - Находясь в ханаке следует сосредотачиваться на поминании Бога и служении другим дервишам, а не на своих мирских делах и заботах. "Входя в ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше эго". Не следует грубо обращаться или спорить с другим дервишами, настаивать на своем мнении.

    Еще одно значение слова адаб:

    AДАБ, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители.
    Источник
     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А обмениваться мнениями можно? Аргументировать свое мнение или просить аргументации у собеседника?
     
  3. Natari

    Natari Гость

    Сообщения:
    1.739
    Симпатии:
    176
    Олег, а есть ли собственный кодекс у женщин - суфиев? Есть ведь такие?

    Читала, что все великие суфийские мастера придерживались твердого убеждения относительно того, что любая женщина, вступающая на Путь Божественной Любви, не считается "женщиной" в смысле пассивности своего бытия, и о ней не судят лишь в соответствии с её физической природой. Это подтверждается широким бытованием следующей поговорки, в течение многих столетий популярной среди суфиев: "Ищущий Бога - мужчина" (талиб аль-мавла модхаккар), подразумевающей, что "всякий, кто ищет Бога, является человеком Пути".

    Это понятно, вроде, но ведь природу невозможно проигнорировать полностью? Интересно было бы узнать об их особенностях поведения и образа жизни.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Отож. :)
    Не только есть. Среди первых суфийских учителей - женщины. Рабийя например. Но в целом, я не встречал каких-то особенных требований для женщин. Вот здесь статья - Женщины и суфизм. В Ордене Ниматуллахи, дервишем которого я являюсь, я знаю совершенно точно есть женщины-шейхи.
     
  5. Natari

    Natari Гость

    Сообщения:
    1.739
    Симпатии:
    176
    Спасибо
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Можно ли сказать, что речь идет об обучении бесконфликтному поведению? Предлагаются ли какие-то конкретные приемы, методы обучения, которые можно было бы использовать и за пределами суфийской традиции?
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Речь идёт скорее об "обучении" "не-яшности", полировке и усмирению нашего эго, которое любит воевать, противопоставлять себя. Общение тут оказывается очень удобной средой.
     
  8. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    А что это за орден? Можно подробнее?
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  10. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Ого! Круть! Олег , а как ты туда попал? И что надо для этого?
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Первая ссылка - это вообще портал по суфизму (но создан он тоже орденом Ниматуллахи), а собственно сайт ордена - вот.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Процедура обычно такая: ты читаешь материалы (книги), чтобы заиметь общее представление о том, что это вообще такое. Дальше приходишь в представительство ордена (так называемая ханака) в Москве, общаешься с шейхом. Если решаешь стать дервишем, просишь у шейха посвящения. Иногда шейх посвящение не даёт, говорит что лучше пока подождать, походить в ханаку и т.д. Но бывает и сразу.
    Как я туда попал... ну, узнал об ордене (а тайны он из себя не делает) и в конце концов попал.
     
  13. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Но, как я понял из первого постинга, неконфликтность все-таки развивается. Возможно, как одно из следствий. Ну или бесконфликтность + презумпция доброжелательности. Так есть какие-то специальные техники-приемы-упражнения? Как выглядит практика адаба? Хотя бы вкратце.
     
  14. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Правила, это то, что дальше перечисляется, или что-то еще?
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Конечно.
    Всё получается как бы само собой. В ханаке уже существует эта атмосфера взаимного служения. И новый человек, попадая в неё, непроизвольно подстраивается. Это такая обучающая среда. Человек существо социальное и поэтому такая среда прекрасно работает. Правил нет, есть скорее некая мягкая и ненавязчивая коррекция со стороны шейха и старших дервишей. Причём коррекция производится обычно опять же НЕ в виде наставлений и указаний.
    —— добавлено: 6 апр 2013 в 20:40 ——
    Как сказал мне однажды шейх - "здесь ты не услышишь слово "нельзя"".
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Но это в крайних случаях. Обычно человек либо сам задаёт вопросы, либо в конце концов понимает что не так, что не гармонирует с этой атмосферой.
     
  17. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Олег, а я думала,что ты атеист
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Очень трудно сказать, кто я.
    Но среди дервишей есть атеисты. Сам шейх весьма уважает атеизм и пожалуй для большинства верующих определённо сошёл бы за атеиста.
     
  19. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Хм... но на сайте же ясно сказано "Наши духовные усилия опираются на практику непрестанного поминания Бога в мыслях, словах и делах."
    ?
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да. Весь вопрос в том, как понимать термин "Бог". Атеист тоже вполне может его использовать, имея в виду, очевидно, нечто иное чем верующий христианин или мусульманин.
    —— добавлено: 6 апр 2013 в 23:24 ——
    ну или не совсем то же :)
    —— добавлено: 6 апр 2013 в 23:24 ——
    Среди дервишей, кстати, есть и православный священник.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Для суфиев важен вектор движения, а не цель, о которой человек заранее априори знать не может. А вектор может быть правильным (в рамках суфийской доктрины) и у атеиста и у православного.
     
  22. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    запутанно как то :think:
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Олег, я правда, с эстетической точки зрения - суфийская поэзия настолько красива, можешь ли ты в материалах о суфизме в своих ветках иногда публиковать какие-нибудь стихи и цитаты ...на твое усмотрение, конечно?
    Например, Саади, Низами, Хайяма, Руми, прочих авторов?..
     
  24. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Запутанно, когда сознание привязано к разного рода символам веры. За такого рода простотой, на мой взгляд, и кроется наибольшая запутанность. Просто сознание такого рода прячет от сознающего неясные моменты.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Открою отдельную ветку, пожалуй.
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей