Алексей Герман

Тема в разделе "Театр, кинематограф и фотоискусство", создана пользователем Мила, 21 фев 2013.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.756
    Симпатии:
    536
    Ну чего, Мила, тянешь?
    Не идет он у вас нигде?
    Так мне задай вопросы.
    А то у меня все выветрится.
    А пересматривать его я, если и буду, то не ранее, чем через год.
    Или у тебя пропал интерес?
    Или меня не уважаешь?
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Я тоже пересматриваю фильмы только спустя продолжительное время.
    Чтобы посмотреть "Трудно быть богом", мне нужно отправляться в дальний культпоход. Поэтому пока я жду какого-нибудь доброго пирата, который вывесит фильм в сети.
    О чём спросить тебя, Яник, не знаю. Надеюсь на собственное впечатление. Я за тебя рада, что ты сходил в кино и не ушёл с фильма - говорят, зрители чуть не толпами выходят в середине сеанса. Надеюсь, "выветрится" у тебя не всё.
    Книга Стругацких в юности оставила впечатление сказочного боевика, того, что сейчас называют "фэнтези". Не стану врать: вопросы развития цивилизации и этика в контакте разных культур меня тогда не очень трогали. О фильме Германа все говорят, что это не Стругацкие. Что ж, "отношения" между первоисточником и его адаптацией в театре или кино - явление сложное, нормативов в нём нет. Различия между фильмами и литературными источниками - не всегда проигрыш режиссёра. По мне, "Сталкер" Тарковского удачнее "Пикника" Стругацких, "Солярис" Тарковского мудрее "Соляриса" Лема. "Фауст" Сокурова - тоже вещь талантливая.
    Посмотрим.

    Из предыстории фильма (почему всё складывалось так длинно и долго):

    "Первый сценарий мы делали с 1967 года с Борей Стругацким. Он приходил, просил чаю с леденцами - и половину времени мы спорили о политической ситуации в мире. Он был очень образован, безапелляционен, всё знал: и всё, что он говорил, не соответствовало действительности. С ним прекрасно было работать, а дружить трудно, но мы дружили. Сценарий мы сделали неплохой, по тем временам. Предполагалось, что главную роль будет играть Владимир Рецептер - хороший артист и интересный человек. Мне казалось, что он хорошо сыграет, хотя сейчас я думаю, что это было бы неправильно. Но ничего не получилось по другим причинам… Наши войска - было 21 августа 1968 года - высадились в Чехословакии. Я тут же получил телеграмму от главного редактора студии, что сценарий закрыт. Спросил, почему. Он ответил: «Лёша, забудь об этом. Навсегда. Помнишь, там какой-то чёрный орден высаживается на Арканаре?» На этом всё и кончилось".
    Алексей Герман

    "Россия сейчас напоминает Веймарскую Германию конца 1920-х годов. Мы с Алексеем Германом занялись «Трудно быть богом» еще в середине 1960-х — начальство снять фильм не позволило. В 1990-х Герман снова о нем заговорил. Я тогда был уверен, что тема противостояния в России интеллигенции и власти уже не актуальна. Герман смотрел дальше меня и, похоже, оказался прав. Остается только надеяться, что всякая трагедия истории повторяется в виде фарса. Только фарс — это не обязательно смешно. Это еще и дико".
    Борис Стругацкий

    Про работу с Ярмольником:

    "На каком-то этапе я не выдержал и выгнал Ярмольника из кино. Я тогда решил сделать такой интересный фильм, в котором героя не будет. Кое-что наснимали - и достаточно. Будут от героя фрагменты: плечо, рука… Но как-то мне стало тоскливо, скучноватые кадры получались. Хотя кое-что осталось… Нам важнее не герой, а какой-нибудь мальчик, который сидит и какает. Мы снимаем не героя, а мир с точки зрения героя. В итоге мы с Лёней помирились. Но и потом трудно. Ярмольник чуть-чуть ярче, чем другие, его надо немножко глушить, а он глушиться не хочет. Ярмольник, конечно, может вырасти в очень большого артиста - но ему нужен хороший режиссёр, которого он бы слушался. Меня он не очень-то слушался. Если бы слушался, получилось бы ещё лучше".
    Алексей Герман

    Про отсутствие динамики в фильме:

    "Картина, которую Лёша снимал о любви, во многих публикациях превратилась в картину про место, где грязь, где невозможно жить, где совершенно чудовищное Средневековье, где ты можешь умереть или быть казнённым совершенно злодейским способом. Это так долго тянется на экране, что совершенно выматывает зрителя, и кому-то просто становится скучно, потому что на экране вроде бы ничего не происходит. Почему так затянуто начало картины? У некоторого количества зрителей не хватает ни сил, ни желания, ни нервов дождаться, что же будет дальше. Первая половина картины задумывалась именно такой. Это та реальность, тот быт, это условия жизни героя и героев. Это время, когда ещё есть что терять".
    Светлана Кармалита
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]


    Сегодня ночью я наконец посмотрела "Трудно быть богом". Вопреки всем виденным до сих пор в сети претензиям по поводу сомнительной динамики, натуралистичности фильма и даже равнодушия к зрителю, я его посмотрела на одном дыхании, не отвлекаясь ни на что, - все три без малого часа, сопереживая и наслаждаясь красотой фильма.
    Есть версия, что это - кино про любовь (и Светлана Кармалита говорит об этом). Драма в том, что способные любить, не худшие представители земного человечества попали в разрушительную ситуацию, у которой при имеющихся условиях нет разрешения, кроме такого, в котором должны участвовать мощный самообман и сильно поданная фальшивка. Впрочем, в таком случае разрешение ситуации тоже было бы фальшивым.
    Жизнь предлагает землянам любить не человека, а человечество. Даже отмытое, причёсанное и образованное человечество любить трудно, а как трудно любить человечество с его неприкрытым срамом, грязное и тёмное. Когда экспериментаторы не имеют хотя бы маленького оазиса отдохновения, дышат этим смрадом без продыху, эксперимент обречён на провал, а надежда обречена на угасание.
    Зритель фильма получает с первых кадров данность: инопланетный мир и в нём - миссионеров-землян. История про то, как смертельно отравил этот мир землян, остаётся за кадром. Но я помню, что земляне когда-то, ещё дома, приняли решение участвовать в миссии, и не передумали, и прилетели сюда. И зная, какова цена всему, невыполнимость задачи ощущаю ещё более остро. Что-то в этом есть от страдания создателей этого мира, мифа, то бишь фильма. Так долго создавался Германовский миф - и всё ради горстки книгочеев.
    История, в общем-то, не фантастическая, к какой ситуации её ни приложи - от огромного до мелкого, частного масштаба. Тщета проникает всюду, стоит только зазеваться. А зазеваться нетрудно, ведь мы не боги.


    [​IMG]


    Кто видел фильм, помнит, как Румата силится прочитать "Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку...", сбиваясь и не имея возможности никак освежить свою память, потому что он так далеко от Земли, своих друзей и своей культуры, - и в этом уже есть трагизм - а потом на вопрос, чьи стихи, отвечает, что стихи его - и в этом сквозит ещё более глубокий трагизм. Такая жалкая, страдательная интонация маленького человечка, пытающегося нести на своём горбу огромную культуру, старающегося сохранить её в себе и одновременно и впрямь оказавшегося носителем культуры, соавтором всех великих художников и поэтов своей земли. И есть острое ощущение того, как все драгоценные явления культуры потихоньку пропадают навсегда вместе с другими земными ценностями, которые ещё помнит Румата.
    А подтекстом - остальное:

    "Я люблю твой замысел упрямый
    И играть согласен эту роль.
    Но сейчас идет другая драма,
    И на этот раз меня уволь.

    Но продуман распорядок действий,
    И неотвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить - не поле перейти".

    Не могу точно сказать, с какого момента остался удерживать Румату среди живых только инстинкт самосохранения - вместо высших смыслов. Но это случилось раньше гибели любимой. Эта плавность, малозаметность метаморфозы, конечно, - заслуга Алексея Германа, его таланта. Пожалуй, я не назвала бы фильм историей про любовь, это история о малозаметном, но важном перевале: из того, что нас делает людьми, в состояние телесности, претендующей на место души.
    Как мы иногда шутим дома, наблюдая показания электронных термометров: "Вот сейчас -0, а было +0, большая разница!" Так же и здесь: только что была осень, а теперь зима... Хотя то же самое гнусное паскудство. Была надежда, и не стало её, тихо и незаметно.
    Непрерывность культуры - как не прерывающаяся память в масштабе цивилизации - не даёт цивилизации увязнуть в крайностях, как в трясине. Наверное, если надо затянуть цивилизацию в болото, "чёрные" и истребляют культуру первой.


    [​IMG]


    Впечатление отличное, пересматривать фильм буду, видимо, на днях, а не спустя годы.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Посмотрел. Думается, Герман никогда и не покидал пределов Арканара.
     
    plot нравится это.
  5. Vinni

    Vinni Активный участник

    Сообщения:
    94
    Симпатии:
    40
    Аналогично, правда лишь просмотрел половину дальше выборочно-покадрово. Сплошная авторская рекурсия в постановке сюжета.
    А так мне у Германа больше всего приглянулся "Мой друг Иван Лапшин" там удалось выцепить кое что из 30-ых помимо авторщины. Оно и понятно в Лапшине и остальных картинах ("Хрусталев, машину", "20 дней..") задача была более легкой, т.к. привязка более конкретна, есть определенный исторический отрезок, определенные лица оттуда.
     
    Последнее редактирование: 16 май 2014
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Против автопортретов художников в батальных полотнах и прочих многофигурных композициях я ничего не имею. Иногда зрители видят их даже там, где их может не быть, и против этого я тоже ничего не имею.
    Любопытно: автопортрет в большой картине проявляет то, как художник сопереживает сюжету, и это может неожиданно охлаждать зрителя. Зритель хочет сопереживать не автору (или не хочет сопереживать автору). А для такого эффекта необходима отстранённость автора. Вот так странно выходит: авторское очуждение нужно для сопереживания зрителя, и - наоборот - авторское сопереживание вызывает очуждение у зрителя. Однако возможен синтез двух творческих методов, как ни трудно это представить, тем более, что потребность и в том, и в другом у зрителей есть. Наверное, в фильмах Германа это присутствует. Но, как я уже писала тут,
    Для сопереживания кому-то нужна героика, кому-то красота, а кому-то - картины безысходности и тупиков.
    Это уже стало банальностью, но я всё же скажу. Кто-то напоминает нам и про звёзды над сточной канавой. А ещё кто-то не даёт забыть, что мы в канаве.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Я не могу сказать, что смотрел все фильмы Германа. Но в тех то,что смотрел один и тот же ад, и в Арканаре он нашёл совершенное логическое завершение. Поэтому фильм цепляет, безусловно.
    И дело не в том, что все там харкают и воняют, а в полном отсутствии личного пространства у каждого персонажа, просто физическое отсутствие. Миры Германа это набитая тюремная камера. Это спрессованные до предела десятки жизненных драм, спресованные до неразличимости, но каждую из которых при желании можно распутать. И все они похожи.
     
  8. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.555
    Симпатии:
    2.038
    Кино не смотрела.
    Так ведь так оно и есть - только у каждого своя тюремная камера внутри, несмотря на то, что все бок о бок, задевая и не видя друг друга , ходят. И видеть -то не хотят, так дорога своя камера.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Так что, панове, случилось в итоге с Руматой? Генерал из "Хрусталёва" в итоге стал проводником, а Румата? )
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Я бы предположила, что бродячим проповедником, если бы не видела, как он выдавил из себя окончательно бога. Видимо, бродягой.
    По версии Алексея Юрьевича Германа: "Что делать дальше, Румата не знает. И никто из землян не знает, но остальные устроились какими-то эрцгерцогами и неплохо живут. Румата — диссидент. Остальные в итоге улетели и послали эту планету куда подальше. А он остался. Правда, потому, что он в безвыходном положении — страшно нарушил устав, вырезав полгорода".

    И ещё об Арканарской реальности словами режиссёра:

    "Это кайф непередаваемый — создать мир, быть автором мира, которого никогда не было. Мне самое интересное в этом во всем — даже не Леня Ярмольник, не проблема, а создание никогда не существовавшего мира, чтобы ты поверил, что этот мир есть и был, что он такой. Я, может быть, провалюсь, но хочу в себе все это сочинить, выдумать, чтобы появился трогательный мир, чем-то нас напоминающий, а чем-то отталкивающий. Мы собирали его в Чехии из семи или восьми замков — здесь это, здесь то, тут улочка, тут дворец королевский. Я с самого начала сказал: давайте попробуем снять кино с запахом. Снять Средние века через замочную скважину, как будто мы там пожили".

    "Румата — человек с современной Земли, он от нас прилетел. Он твой кореш. На Земле точно такое же говно. Даже были слова в сценарии о том, что «на Земле опять готовились к очередной войне, и всем было не до того». На Земле — психушки и тюрьмы, Земля полна идиотов. А на эту планету землян послали, потому что там начали после пожаров строить странные высокие желтые дома, и это привело землян к выводу, что в Арканаре началось Возрождение! Поэтому бросили экспедицию в 30 человек, чтобы этому Возрождению помочь. Но Возрождения, может, никакого и не было. Так, мелькнуло только. А вот реакция на Возрождение — страшная: всех книгочеев и умников убивают, и они ползут с лучинками через жуткие болота, попадая в руки то бандитов, то солдат, и везде веревка-веревка-веревка и смерть-смерть-смерть".


    "...ученых герой ищет всю картину, не как у Стругацких — чтобы спасти, а чтобы они ему что-нибудь подсказали, что делать в этом мире. Чтобы этот ужас прекратить, когда книгочеев в нужниках топят".

    "...тема — наступление фашизма, что, мне кажется, грозит нашей родине. Потому что при фашизме наконец все делается ясно. Кого мочить, кого не мочить. У нас никогда по-хорошему не получается".
     
  11. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.756
    Симпатии:
    536
    Соответственно и Румата не смог покинуть пределы Арканара. Как узники, просидевшие длительный срок, бывает не хотят покидать тюрьму.
    Сросся он с этой грязью, экскрементами, блевотиной и т.п.
    Как если иного бомжа отмыть, он может умереть.
     

    Вложения:

  12. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    не закончил снимать, или недоснял конец? это разные вещи ) что-то на твой взгляд осталось несказанным?

    а это и у Стругацких так.

    А насчёт Руматы, думается мне ,что в итоге он и стал богом. именно теперь. ведь нарушив табу на убийство он стал частью этого мира, принял его как судьбу. И теперь по сути не ограничен ничем. А остальные такие спокойные и профессиональные - не получилось, улетели.
     
  13. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.756
    Симпатии:
    536
    Это надо у Кармалиты спросить. Мне кажется сценарий не завершен. Т.е. они (Герман ст. и Кармалита) не приняли окончательного решения.
    Т.е. фильм не завершен и всему творческому коллективу давно было за это неловко. А Герману ст. - было наплевать.
    Несколько цинично заявлю, что уход Германа ст. решил много проблем для творческого коллектива. Они смогли выдать наконец продукт, уж какой есть. А он (продукт) несомненно гениальный, хоть незавершенный.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Вообще-то пишут, что он только не до конца озвучил фильм (т.е. получил результат, который посчитал окончательным). Сын завершил озвучивание, ничего не снимал и монтажом не занимался.

    [​IMG]

    Вспомнился старый анекдот, "а другого глобуса у вас нет?" Вот, пожалуйста, другой глобус, и что с ним делать?

    "Мы делали фильм про всех нас. Ничем этот Арканар от нас не отличается — такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI-м. А земляне — далеко не лучшее произведение".
    Алексей Герман

    [​IMG]

    "Еще в сценарии «Гибели Отрара» мы с Лешей писали, что все, связанное с тиранией, повторяется в подробностях, от которых можно заплакать. Со времен Средневековья ничего к лучшему, увы, не изменилось. Надо говорить не «здесь и сейчас», а «всегда и везде». Разве люди вылечились от звериной жестокости, перестали глумиться над ближними, научились уважать ум, а не силу? Человеческая природа не претерпела волшебных метаморфоз. Значит, необходимо бороться. Хотя сомневаюсь, что победа близка…"
    Светлана Кармалита
     
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Кхм.
    Если мы сравним фильм с книгой, то главное отличие- умники. Стругацкие в них верят . Герман -нет.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Мы с Алексеем Германом занялись «Трудно быть богом» еще в середине 1960-х — начальство снять фильм не позволило. В 1990-х Герман снова о нем заговорил. Я тогда был уверен, что тема противостояния в России интеллигенции и власти уже не актуальна. Герман смотрел дальше меня и, похоже, оказался прав".
    Борис Стругацкий

    Оптимизм и пессимизм - не настроение. Это, видимо, состояние души) А уж мизантропами, скорее всего, - кому суждено - люди приходят в этот мир, ими и уходят.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Если ты хочешь заниматься искусством, и не желаешь участвовать в великой стройке мусорной кучи блокбастеров, твой фильм просто не дойдет до киноэкрана. И нет ни малейшей разницы, ждал ли ты ответной пылкой любви от своего народа или ты устраивал себе свой маленький праздник самовыражения. Получается так, что в любом случае — снимай, не снимай — всё равно никто смотреть не будет. И эта отчаянная ситуация приводит к тому, что многие снимают друг для дружки — я же вижу. Кто-то снимает для своего круга кинокритиков, кто-то — вероятно, для жены или для друзей… С другой стороны, художник и должен стараться снимать для самого себя, а дальше он совпал с аудиторией — или не совпал. Гайдай, снимая для себя, совпал с миллионами — получился феномен Гайдая. А другой снимает для себя — и вдруг ему нравится, тебе нравится, а остальным не нравится. Получился какой-то другой феномен. Но сейчас получилось ни то, ни сё, ни кукареку. Французское кино не может состоять из одного Годара. И американское кино не может состоять из «Властелина колец». Кино должно быть разное. Как писал Чехов, каждая собака должна лаять своим голосом.
    Ещё до того, как был разрушен кинопрокат, у нас забыли о необходимом как воздух и естественном как дыхание союзе зрителя и кинематографа. А у нас кино снимается либо для кассы, либо для фестивалей.
    А основное кино просто перестало существовать".

    "И ещё у нас жутко схлынула интеллигенция. Когда ты берёшь свою записную книжку — это как у одной докторши умер муж, думала: пустяки, а оказалось — не пустяки. Когда ты берёшь свою записную книжку и смотришь: этот умер, этот уехал, этот ушёл в бизнес, этот полез в политику — думаешь: пустяки, а оказывается — не пустяки. Ну, потеряли миллион человек интеллигенции. Другая не народилась — вот тебе и всё. Вот тебе и трагедия.
    Я сейчас встречаю разных людей, своих коллег, товарищей. Никто со мной про искусство не говорит. Про что я кино снимаю — никто меня не спрашивает. Только про деньги. Сколько достал, сколько не достал.
    Мы как народные трибуны, как глашатаи задушевного русского народа отвергнуты на фиг этим народом, который скоро обратно выберет большевиков и успокоится.
    <...>
    Во всём мире политика — дело гадкое. Туда не надо лезть, надо быть от них всех подальше. Лучше в сторонке, в сторонке. Мы, они — это никогда не смыкается. Гибель кино, гибель искусства в стране, то, что ничего не написано хорошего за последние годы, — всё это только от того, что интеллигенция перестала быть оппозиционной. Художественная интеллигенция обязана быть оппозиционной режиму".

    "Я сочинил сценарий «Хрусталев, машину!». Заявку мы писали в 1989 году. Там всё кончалось хорошо с моим героем. Герой возвращался и начинал жить. Плохо, но жить. А потом финал переделался. Герой возвращается, жить не может.
    Потому что тогда я для себя решил, что ничего этого нет. Что этой реальности вокруг меня, которой я не понимаю, которую я не люблю и по поводу которой у меня нет никакой позиции — что её просто не существует. Я снял «Хрусталева», когда, слава Богу, прошла мода на разоблачения, а любовь моя и ненависть моя к этому времени — они не прошли. И у меня жива была иллюзия, что если всё это мучает меня и радует меня, значит ещё кого-то это будет мучить или радовать, но, во всяком случае, это ещё кому-то будет интересно. Скорее всего, я опять ошибался, но как человек, имеющий право быть старомодным и лишённый возможность быть другим в силу возраста и воспитания, — иначе я просто не мог бы делать картину.
    Потом я стал снимать «Трудно быть богом». В том числе я снимал про то, что после Серых всегда приходят Черные. Про то, что эта последовательность неотменима. Про то, что неучастие — утопия, слиться с серыми получается лишь на время. Мне казалось, что эти мои мысли про человеческую историю, про человеческую природу волнуют не только меня. Посмотрим. Мне проще, молодым хуже. Как я тебе уже многократно сообщал, я старый человек, у меня больное сердце, что даёт мне некоторое право плевать на реальность и жить в той, другой жизни, которая мне снится. И пускай этот кусок жизни, как я его себе представляю — останется. Хотя думать о будущем и работать для будущего тоже, вероятно, глупо.
    То, что рукописи не горят — это мечта Булгакова, которая выдаётся за действительность. Все печки топятся рукописями — рукописи горят ещё как — ого-го".


    Алексей Герман, из интервью.
    Источник.


    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]


    Про работу с актёрами - профессионалами и не профессионалами.

    "...массовка должна понимать, что они соучастники художественного процесса, наши друзья и братья. И не дай бог им кто-то хамит! На «Лапшине…» мне не спалось ночью, и я пошел по гостинице искать собеседника. Никого не нашел и от горя уснул в костюмерной в куче шмоток. Проснулся от скандала: «Что значит ветром? Что значит в Волгу? Полезайте и принесите!» Костюмерша орет на статиста, которого мы выдернули с конференции научных работников и упросили сняться. У него накануне сдуло шляпу. Пришел объясняться, а ему не возвращают паспорт. Я выпрыгиваю из тряпья. Перед одним извиняюсь, другую покрываю матом, слезы, рев, ее успокаивают, его успокаивают, все братаются, а я уползаю досыпать.
    <...>
    Гурченко регулярно говорил гадости, чтобы думала о том, какая я сволочь, а не о зрителях на площадке. Ей нельзя думать о зрителях. Она начинает показывать. И она сыграла блестяще, но меня ненавидела. Даже организовала против меня бунт. Формальный предлог — дал поджопника капитану милиции, которого вообще следовало убить: мы пять часов ждали погоды, а когда разволокло, у него, видите ли, созрел бешбармак, и он, не предупредив, снял оцепление, и на нас с воплем «Никулин, Никулин!» ринулась громадная толпа. Съемочный день был сорван.
    Когда капитан, покушав свой бешбармак, вернулся, я его сапогом и припечатал. Бунтовщики требовали, чтобы я извинился и изменился. А я уехал. День не снимаем, два не снимаем, на третий явились с повинной. «Ну что, довольны? Будем закрывать картину? Симонов вам этого не простит. Зато вас всегда будет уважать Людмила Марковна». Договорились — да, я деспот, да, я хам, но все претензии — после съемок.
    Усмирять Ролана Быкова было проще. Что такое Ролик? Божественно талантливый артист и плут. Американские сигареты он уходил курить в кадр, где у него никто не стрельнет. В буфете выгребал из кармана жуткую мелочь и считал до тех пор, пока чье-то сердце не выдерживало. И стоило ему закапризничать — я натравливал на него своего директора Феликса Михайловича Эскина. Дальше было так: по коридору шел Эскин с тремя огромными бухгалтерскими книгами и счетами, за ним плелся Ролик. Эскин складывал, умножал, щелкал и объявлял сумму, которую Ролик должен вернуть. Потом среди ночи или ранним утром раздавался страшный стук в мою дверь. Я в трусах, за дверью Ролик: «Алексей, я столько всего про тебя плохого говорю! Я говорю, что ты идиот, буржуин, куль масла. И я задумался, а почему я так много плохого про тебя говорю? И я понял — это потому, что я тебя люблю. Можно я у тебя поживу?» Прошел в квартиру, прилипая носками к паркету, и лег спать.
    В конце концов, и Люська Гурченко меня полюбила. Артисты не прощают поражения. А если успех, если победа — тебе простят всё. Простят и полюбят. А на следующей картине снова будут ненавидеть, а потом снова так же искренне любить".


    Алексей Герман


    [​IMG]


    Помню своё первое впечатление от "Лапшина" - это одновременно кунсткамера и подлинная жизнь. От фильма к фильму режиссёр делал картинку всё ближе к тому, как он видел род людской. Это не так просто, как кажется, если художник хочет сделать зрителя соучастником, а не брезгливым свидетелем.
    Персонажи в начале действа - это всегда куклы, независимо от того, дева с розой это или грязный калека, которых нужно оживить. И это тоже сложней, чем кажется. Зритель часто путает сопереживание с проекцией самого себя на действо, а попробуй прочувствуй жизнь уродца, на которого ты не хочешь быть похожим, но которого тебе подсунули в кино. Художник, как всегда, перед выбором: жертвовать ради большого количества зрителей правдой, которую он носит в себе, или жертвовать ради правды зрителями, которые хотят деву с розой.

    Кадры из фильмов "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны"
     
  19. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    0034виз.jpg
    св. Артемий Антиохийский (Византия 14 в.)
     
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Ну а каким образом работают художники по костюму, как вы думаете, Ондатр?
    Для художника первое дело - погрузиться в эпоху, с такого материала мы и начинаем.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Про то, как собираются материалы перед созданием картины, и про это:
    "— Когда вы впервые отчетливо поняли, что надо бороться со штампами? И когда поняли, как с ними бороться?

    — С «Хрусталевым», с которым я и заработал репутацию «дедушки русской пролонгации», который снимает фильмы дольше всех.

    — Как это случилось?

    — Я стал придумывать другой способ съемки фильмов. Иначе все давным-давно бы для меня с кинематографом закончилось. Мне кино к тому моменту перестало быть интересным. Интересно было только одно: оказаться внутри мира, который я снимаю, вместо того чтобы рассматривать его справа или слева. Поэтому я стал работать так подолгу. «Проверка на дорогах» снималась меньше года. «Двадцать дней без войны» — полтора года, но там было огромное количество экспедиций: Казахстан, Узбекистан, Калининград. А «Лапшин» вообще снят месяцев за шесть, включая режиссерскую разработку и все актерские пробы. Я могу снимать быстро, но «Хрусталева» снять быстро было невозможно.
    Я помнил рассказ Товстоногова о том, как он был в Китае и пошел там в театр. Там вдруг он услышал свист и хохот всего зала. Это условный театр, и оказалось, что после того, как артист входит в дверь на сцене, ему нужно сделать такой вот поворот. А тут один не сделал, и весь зал на него обрушился с негодованием. Гораздо позже я оказался в Японии и пошел в театр кабуки. Посмотрел несколько спектаклей. Чего они там находят прекрасного? На одно «Э!» зал ложится, а на другое «У!» — молчит. Почему? А потом я понял, что весь наш кинематограф — театр кабуки. Я такого делать не хотел и шел к этому еще в «Лапшине». У меня там уже не было ни одного крупного плана за весь фильм. Я не хотел делать так, как остальные.

    — Неужели в «Проверке на дорогах» вы были «как остальные»?

    — В ней я впервые начал понимать, где мы живем и кто мы. Мне надо было увидеть, вспомнить жизнь тех лет. Я вертелся и так, и эдак, но вся военная хроника была цензурирована. Иногда можно лицо увидеть, голос услышать, а фамилии уже нет: расстрелян. Тогда я спросил: «Скажите, пожалуйста, а есть у вас раздел „хозяйственная хроника“, где что-нибудь чинят, куют?» Посмотрели и нашли строительство канализации на Лиговке. Принесли пленку — много коробок. Я начал смотреть и все понял. Как все происходило на самом деле? Ковш берет породу или трубу, поднимает: и мы выходим на Лиговку. Видим людей, которые на это глазеют. Ждут, когда можно улицу перейти. И у них лица — серые от авитаминоза, от жизни, от страха, от плохого желудка. На них сырые пальто. У них авоськи с полугнилой едой.
    Дело не в том, что канализация. Дело в другом: все, что мы знали о нашей стране, оказалось выдумкой гениального Дзиги Вертова, который, наверное, в дантовом аду сейчас на привилегированном месте! Не надо выдумывать эпох. А он все выдумал. Я хотел увидеть подлинную жизнь — и нашел в этих записях. Их у нас были километры. Так же удалось увидеть советские города под немцами — только в «хозяйственной хронике», но уже немецкой. Нормальной, не парадной. Где на заднем плане мальчик играет с собакой.

    — Вот и ключ к эстетике ваших фильмов, которая берет начало в «Проверке на дорогах».

    — Не увидев этот мир, я бы ничего снять не мог. Я открыл не только для себя — для многих эту замочную скважину, в которую можно подсмотреть, не будучи там. У меня все фильмы сделаны по принципу замочной скважины. Мне всегда это было интереснее всего. Уже тогда я понимал, что или замочная скважина, или Феллини; он выдумщик, он сказка. Или «Трон в крови». Или самый мой любимый режиссер — Бергман".


    Алексей Герман, из интервью.
    Источник.


    [​IMG]
    [​IMG]
    "Мой друг Иван Лапшин"

    [​IMG]
    [​IMG]
    "Трудно быть богом"
     
  22. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Мила, а откуда этот кадр? Его же нет в фильме.
     
  23. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.756
    Симпатии:
    536
    Имхо он снял км 500 или 5000 за 20 лет...
    Это наследство для будущих поколений...
    Хорошо бы национализировать. Т.е. не доверить распоряжаться сыну. ((((((
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Вот ещё картинки:

    [​IMG]
    [​IMG]

    Мне кажется, это рабочий материал для эпизода, в котором Румата с Будахом уходят из Весёлой башни. А может, просто фотографии со съёмок, потому что на этих картинках мы видим, как я предполагаю, декорации эпизода в другом ракурсе, с другой стороны. На 103-ей минуте эта вереница в колпаках-головах птиц проходит на первом плане, когда открываются ворота. В кадре они видны только по шею.

    Вот эта вереница -

    [​IMG]

    - точно так же, как на этой известной в сети фотографии, тоже не проходила.
     
    Последнее редактирование: 30 май 2014
  25. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    да нет это совсем другая вереница. это ведут "серых"
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей