Альтернативы обществу потребления

Тема в разделе "Глобалистика", создана пользователем plot, 6 янв 2012.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сами открытия стали возможны 1. по причине технологий (новые корабли, компас, огнестрельное оружие без которого европейцам ничего не светило) 2. мотивации - жажда денег должна была достичь того уровня что бы сподвигнуть ломанутся на край света, а уровень организации и идеологической мотивированности, чтобы поддерживать согласованные на государственном уровне действия очень длительное время. В случае с китайцами - у правительства и его флотов не было никакой мотивации кроме чисто имперской, выгоды экспедиции не приносили, а когда расходы стали запредельны их свернули. Что касается куппцов -мусульман (тех же китайцев-хуэй), то они действовали в ЮВА весьма политически и экономически эффективно, но без всякой поддержки Империи и конкурируя друг с другом.
    Конкретным результатом открытий стала в Европе Революция цен, действительно мощно преобразившая политический и экономический ландшафт Европы.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Конечно, всё сложнее. Какое-то изменение лежало в основе изменения сознания, какое-то стало триггером для запуска собственно процесса плюс могло наложиться несколько факторов. Кроме того, застой это тоже всегда динамический процесс, динамическое равновесие.

    Тут конечно трудно рассуждать однозначно. Получается, что вся эволюция человечества - это стечение обстоятельств. Следствие того, что численность человечества росла, что менялись условия - истреблялись животные, истощалась почва, и т.д. Однако, если бы это было так, то не было бы развития человечества как такового. То есть, человек постоянно бы колебался между несколькими состояниями. Однако, этого нет. Значит, кроме внешних условий, существует ещё какой-то фактор. Этот фактор, видимо - накопление знания. Само по себе накопление знания является изменяющимися условиями, уже внутренними.

    Если внешние условия более или менее неизменны и знание не накапливается, а лишь воспроизводит само себя, то общество не развивается.
    —— добавлено: 10 фев 2012 в 23:34 ——
    ... развитие которых явилось следствием чего?..
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Когда-то слышал о ней, но не читал. Сейчас почитаю.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  7. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Прочитал половину. Вначале, вроде, ничего, ради ярких констатационных формулировок можно даже снисходительность к весьма поверхностной эрудиции авторов проявить, на основе которой они в основном и комбинируют свои умозаключения. Но когда оные авторы на 100м. выше маковки в самую примитивнейшую тоталистическую идеологию на вульгарных биодетерменистических интерпретациях погружаются...:crazy:
    Не, в нетократы Барда с Зодерквистом принимать пока что совершенно несвоевременно.:sarcastic:
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну да. Как-то так примерно. Тоже, кстати, одолел только половину.
     
  9. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    А как же руководящая и направляющая роль Католической Церкви?
    Ведь Фердинанд с Изабеллой таки послали сумасшедшего Колумба (как и многие до этого). И только когда свои люди Церкви при дворе намекнули, Колумба с полдороги вернули и дали что он хотел.

    И потом, после его открытий Церковь рулила кому что осваивать - Португалия на восток, а Испания на запад.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А вы в чём-то видите противоречие?
    Но вообще, когда мы имеем дело с таким масштабным институтом как католическая церковь трудно ожидать, чтобы она действовала всегда как единый организм. Если бы Колумба захотела поддержать именно Церковь, как таковая, она бы сделала это раньше и эффективнее
     
  11. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Да скорее вопрос акцентов, чем противоречие - типа "за христианами и золотом", причем оба резона скорее поводы чем самоцели. А с учетом географической фоменковщины которую нес Колумб, и вовсе не удивительно что Церковь напрямую его не поддерживала, чтобы не замазаться по ассоциации. Зато когда Америку открыли, Церков еще ого-го как конкистадоров поддержала.

    Конечно в XVI веке ее влияние было уже не то что в XI-XIII, но опять же, Эпоха Открытий это прямое продолжение Крестовых Походов, которые в свою очередь прямое развитие реформы Церкви конца X - начала XI.
     
  12. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Три утверждения, и все три из разряда очень сомнительных.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно.
    —— добавлено: 31 май 2012 в 12:23 ——
    Вообще, феномены типа Википедии или Линукса - удивительная штука. Люди совместно трудятся над проектом, который будет полезен всем. Безвозмездно практически трудятся. И владеют продуктом совместно и свободно. Это ж коммунизм ё-моё.
    —— добавлено: 31 май 2012 в 12:26 ——
    Тоже занятно. Такой подход тоже неизбежно должен вести к колхозам. В смысле - к коллективных хозяйствам.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И ещё, видимо, такой подход должен привести к определённому воспитанию человека. В определённом ключе.
    Возможно, осознанность и критический подход более важны чем что-либо ещё.
    Вообще, интересно, что при обилии и доступности информации человека скорее нужно учить эту информацию потреблять, перерабатывать и применять, учить учиться.
    Возможно, в ближайшее время нас ждёт радикальный поворот в образовании.
    Как мне кажется, новый подход будет таким: определённая база, основы точных и естественных наук, основы психологии, логика, этика и далее - специализация.
     
  15. KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    232
    Симпатии:
    7
    Хотелось бы поделиться выводами о причинах эпохи ВГО и социальных последствиях применения пороха, но мне показалось, некоторые тут против оживления старых тем.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не против.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Володя, ты прочитал моё личное сообщение?
     
  18. KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    232
    Симпатии:
    7
    Да, прочитал. Спасибо.
    Насколько я понимаю, основной причиной эпохи ВГО было изобретение каким-то голландцем ветряной лесопилки, что позволило производить большое количество дешёвых и одинаковых досок для постройки судов.
    Изобретение пороха, и как результат - снижение роли рыцарства (http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Креси, http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Чериньоле) - стало одной из предпосылок перерождения феодализма в капитализм.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    От общества потребления к обществу переживаний:
    —— добавлено: 27 янв 2013 в 13:15 ——
     
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, если только общество потребления когда-нибудь разовьется в общество переживаний...

    А то ведь посмотришь вокруг, да подумаешь, о какой эволюции человечества идет речь?
    Эволюция какая - то односторонняя получается, научно-техническая преимущественно, и этого очень мало для человека и для Земли.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Да, что-то я об этом уже читал у Пелевина :) :

    - Вы вообще не понимаете, что такое терпимость к чужому образу жизни. Тем более что такое moral tolerance. Погляди на эту демонстрацию, - Мюс кивнула на телевизор, передававший новости ВВС, в которых мелькнул поп-дуэт. - Наше общество стремится обеспечить потребителю не только дешевый бензин, но и моральное удовлетворение от протеста против метода, которым он добывается. В эфире постоянно идут раскаленные теледебаты, где происходит срывание масок с разных всем известных фарисеев, и так каждую войну. И все спокойно живут рядом. А у вас все стараются перегрызть друг другу глотку. И при этом ни теледебатов, ни протеста, так, дождик за окном. Потому что общество недоразвитое, understand?«Понимаешь?» Просто какое-то убожество. Вот почему вы не выражаете протест против Чечни?

    Степа вспомнил Мусу с Исой.

    «Ну да, - подумал он, - попробуй вырази, когда один на кокаине, а другой на героине. Такие качели будут, что мало не покажется. Если б не джедаи, так и банка, наверно, уже не было бы».

    - Почему? - повторила Мюс. - Ведь самим потом будет интереснее телевизор смотреть!

    - Так, - мрачно ответил Степа. - Свиньи потому что.

    - Вот именно. А еще говорите про какую-то духовность. Это еще ладно. Вы, русские, при этом постоянно твердите про бездуховность Запада. Про его оголтелый материализм, and so on. Но это просто от примитивного убожества вашей внутренней жизни. Точно так же какой-нибудь Afro-African из экваториальных джунглей мог бы решить, что Ватикан совершенно бездуховное место, потому что там никто не мажет себе лоб кровью белого петуха.

    - Я никогда ничего не говорил про бездуховность Запада, - попробовал Степа уклониться от коллективной русской вины. Но Мюс не обратила на его слова внимания.

    - Вас только что выпустили из темной вонючей казармы, и вы ослепли, как кроты на солнце. You totally miss the point«Ты совершенно упускаешь главное.». Секрет капиталистической одухотворенности заключен в искусстве потреблять образ себя.

    - Че-чего? - спросил Степа.

    - Ты, наверно, думаешь, что я покемон, потому что я - инфантильная дурочка, которая никак не может забыть свое детство?

    Don't even hope…«Даже не налейся.»

    Чем сильнее Мюс возбуждалась, тем больше она начинала употреблять английских слов.

    - Все наоборот. Инфантильный дурачок - это ты. За исключением тех редких минут, когда я помогаю тебе побыть Пикачу, ты просто дикарь и nonentity«Ничтожество.», understand, нет?

    - Нет, - сказал Степа. - Можно яснее?

    - В цивилизованном мире человек должен поддерживать общество, в котором живет. Интенсивность потребления сегодня есть главная мера служения социуму, а значит, и ближнему. Это показатель… Как это по- русски… social engagement«Социальная вовлеченность.». Но в постиндустриальную эпоху главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо большей капиталоемкостью. Поэтому мы на Западе берем на себя негласное обязательство потреблять образы себя, свои consumer identities, которые общество разрабатывает через специальные институты. Понимаешь?

    - Нет, - честно признался Степа.

    Мюс несколько секунд щелкала пальцами, подыскивая слова.

    - Вспомни свой накрученный и навороченный «Геландеваген», - нашлась она.

    - Какой «Геландеваген»? Я что, полковник ГАИ? - обиделся Степа. - У меня спецбрабус, пора бы привыкнуть.

    - Ага! Вот видишь? Ты ведь потребляешь не его. Ты потребляешь образ себя, ездящего на нем…

    Только тут Степа понял, что она хотела сказать. Она была права.

    Как всегда, он чувствовал что-то подобное, но не мог облечь в слова.

    - Но это, извини, уровень spiritual mediocrity, - продолжала Мюс. - Это потребление образов, связанных с материальными предметами. Если вы, русские, хотите когда-нибудь по-настояшему влиться в великую западную цивилизацию, вы должны пойти гораздо дальше. Ты спросишь, как это сделать? Посмотри на меня. Посмотри на мир вокруг. Послушай, что он тебе шепчет… Я - покемон Мюс. Только что с тобой говорил по телефону твой друг Лебедкин - он джедай. А из телевизора нам улыбается Тони Блэр - он премьер-министр. В эту секунду в мире нет ни одной щели, ни одного изъяна.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну... тут как мне кажется речь идёт скорее о том, что видимо общество безудержного потребления с его, в том числе, конкуренцией и стремлением занять место у кормушки, вполне закономерно сменяется обществом, в котором любой человек достаточно обеспечен всем необходимым чтобы послать конкуренцию подальше и заняться тем, что ему больше по душе.

    И успех в таком обществе измеряется именно тем, насколько человек реализовал вот эти свои коренные интересы. Потому что чисто материальным преуспеванием никого не удивишь, а самозаклание на алтарь Работы ради карьеры и уровня жизни выше среднего вызывает лишь недоумение. Конкуренция здесь переходит из материальной сферы в сферу мемов, идей.

    Это явление наблюдается повсеместно в развитых странах (хиппи, сейчас - дауншифтеры), даже в такой традиционно трудоголической стране как Япония (явление фритеров, о котором недавно сказал Вася). Именно с его развитием видимо связано продолжающееся уменьшение рождаемости. В таком обществе детей рождают тогда, когда будущим родителям это по-настоящему интересно.

    Стругацкие в "Хищных вещах века" рисовали такое общество как общество разлагающихся гедонистов, которые не знают как бы ещё убить время, но они видимо ошибались. Эрос у человека продуктами народного потребления не завалишь. Впрочем, деструктивным гедонистам в таком обществе тоже есть место. Но их мем вряд ли конкурентноспособен. Потому что наибольшее удовольствие человек получает именно тогда, когда делает нечто настоящее, жизненно-интересное. На этом фоне гедонисты выглядят полными лузерами.
     
  23. KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    232
    Симпатии:
    7
    Э-э-э... Путь к Полдню не по Стругацким?
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    :dunno:
     
  25. Борислав

    Борислав Автор

    Сообщения:
    185
    Симпатии:
    29
    По-моему участники дискуссии упустили вот какой момент: Общество потребления возникло как реакция на воцарение массового производства. Т.е. люди, конечно и раньше стремились побольше потреблять, но поддержка потребительской идеалогии государством и гражданским обществом утвердилось после Великой депрессии.
     

Поделиться этой страницей