Практика показала, что необходимо чётко разделять две стадии медитации анапанасати - счёт дыханий и слежение за дыханием. Это два совершенно разных процесса. То есть когда мы практикуем счёт дыханий, сосредотачиваться нужно именно на счёте, а не на дыхании как таковом. Нужно памятовать о счёте, следить чтобы не сбиваться и не пропускать дыхания и т.д. Слежение за дыханием же имеет объектом собственно дыхание. Внимание неотрывно присутствует в процессе восприятия ощущений от дыхания, и счёт здесь уже не только не нужен, но и вреден. Это потому, что если мы попытаемся совместить счёт и слежение, то получится, что наше внимание начнёт расщепляться, перескакивать с одного на другое, а это приведёт к тому, что мы не сможем сосредоточиться ни на одном, ни на втором и забуксуем. Слежение за дыханием должно быть максимально суженным и сосредоточенным. Мы помещаем внимание на мизерный участок ноздри или под носом где ощущается дыхание. Происходит пратьяхара, т.е. отделение внимания от всех остальных каналов информации, потом - замедление дыхания.
Когда в инструкциях по анапанасати говорится что-то вроде - "после того как в такой-то стадии достигается то-то, переходим к следующей стадии", имеется в виду достижение в каждой конкретной сессии медитации. То есть, если вернуться к счёту дыханий, это значит, что вот мы сидим считаем дыхание, видим, что счёт стал устойчивым, состояние сознания установилось правильное. Это значит, что пришло время попробовать следующую стадию прямо сейчас. Потом мы опять вернёмся к счёту, но постепенно, спустя неделю-месяц-полгода мы закрепимся на следующей стадии и будем пребывать преимущественно на ней. Одна из самых толковых и детализированных инструкций по анапанасати, которую я встретил - это "Осознанное дыхание" Махатеро Леди Саядав.
В описании метода анапанасати (медитации слежения за дыханием) часто можно встретить такие слова: "на некоторой стадии медитации дыхание становится настолько тонким, что вдохи и выдохи перестают различаться". Тут, как мне кажется, необходимы некоторые пояснения. Дыхание в процессе медитации действительно становится очень тихим через всё большее расслабление и утишение. Оно еле колеблется вокруг "нулевого положения" диафрагмы. Но настолько, чтобы совсем остановиться, дыхание, конечно, не затихает. Так о чём тогда речь? Дело вот в чём: в процессе анапанасати обычно сосредоточение фиксируется на осязательных ощущениях в определённой точке - на крайней точке ноздри или под носом, или на движениях живота. Так вот, дыхание затихает настолько, что какие бы то ни было ощущения в этой точке перестают фиксироваться. Источники рекомендуют продолжать смотреть в эту точку, стараясь всё-таки уловить тончайшие ощущения от дыхания.
Очень неплохой текст - Вималарамси, "Анапанасати сутта". В нём в частности сделан очень на мой взгляд правильный упор на расслабление и осознавание в противовес силовому сосредоточению.
Применительно к анапанасати опубликованная в разделе Психопрактика схема будет выглядеть так: 1. Счёт дыханий. Выполняется до тех пор, пока в данной конкретной медитационной сессии мы не перестанем сбиваться. 2. Слежение за дыханием - скажем за ощущениями в точке на ноздре или под ней где входит-выходит воздух. Ум не должен отвлекаться. Стадия завершена когда ум перестаёт блуждать и наступает относительная внутренняя тишина, хоть и с определённой расплывчатостью. 3. Тесное следование за дыханием. Ум становится кристально ясным, внимание непрерывно и устойчиво, внешние раздражители больше не беспокоят (в разумных пределах). Здесь необходимо включение эмоциональной стороны психики: мы следим за дыханием очень внимательно, будто оно священное. С тихим благоговением. Только так можно достичь полной очищенности внимания. 4. Постепенно дыхание затихает и почти не даёт ощущений. Тело максимально расслаблено и постепенно перестаёт ощущаться - именно из-за неподвижности и расслабленности (главным образом, как я понимаю, это происходит из-за того, что проприоцептивные сигналы сходят на нет). Здесь зачастую наблюдается эффект "опрокидывания" - когда тело расслаблено настолько, что начинает клониться. Сознание при этом совершенно ясное. Постепенно ощущение дыхания опять появляется, но в новом качестве - как блаженство/энергия. Именно это ощущение становится объектом созерцания. Постепенно само дыхание как объект наблюдения отходит на задний план, остаётся лишь блаженство. Восприятие тела полностью отсутствует. 5. Дальше идёт продвижение по дхъянам (трансценденция блаженства и проч.) Тут пока чисто теоретически могу говорить.
Хочется особо подчеркнуть, что счёт дыханий исчерпывает свою целесообразность очень скоро. Это инструмент для утихомиривания самых грубых помех. Далее счёт становится препятствием. Если человек задастся целью совершенствовать счёт во что бы то ни стало, он столкнётся с парадоксом: до определённого предела процесс совершествуется, а затем прогресс останавливается. Это происходит потому, что счёт сам по себе требует дискурсивного мышления, а дальнейшее очищение внимания подразумевает переход к не-дискурсивному мышлению. Ещё один момент, который хотелось бы акцентировать, состоит в том, что существует два подхода в медитации - об этом хорошо пишет Вималарамси, но в целом не только он - концентрационный и "релаксационный". На примере анапанасати эти два подхода выглядят так: в концентрационном мы сосредотачиваем внимание на дыхании, полностью исключая все другие объекты. Внимание совершенно поглощается дыханием, восприятие внешнего мира полностью отключается и проч. Это классический индийско-йогический подход. Тот самый, через который Гаутама проходил под руководством своих учителей и от которого впоследствии отказался, как пишет Вималарамси. Второй подход подразумевает, что мы используем дыхание лишь как фон, на котором отчётливо видны помрачения. Эти помрачения отмечаются и внимание переводится на то напряжение в сознании, которым они сопровождаются. Напряжение нейтрализуется, релаксируются. В итоге мы получаем ясное, постоянно углубляющееся сознание и т.д. Этот подход принципиально отличается от концентрационного. Настолько, что даже достигаемые там дхьяны описываются как дхьяны безмятежности, а не дхьяны сосредоточения. Вималарамси довольно убедительно показывает, что именно этому подходу учил Гаутама в Анапанасати Сутре. Говоря просто, во втором подходе практикующий погружается с помощью дыхания во всё более расслабленное, тихое и внимательное состояние, тогда как в первом он намеренно и полностью сосредотачивается на дыхании, исключая из поля внимания всё остальное. Для подробного ознакомления отсылаю к Вималарамси. Отчётливо (хоть и не так технологично как Вималарамси) формулирует второй подход и Тхить Нят Хань. Из своего опыта могу сказать, что вот не знаю, чего достигают приверженцы концентрационного метода (и достигают ли), но "релаксационный" даёт очень чёткий благотворный эффект сразу же. Концентрационный метод это своего рода аскеза, усилие, чётко попахивающая древними магическими практиками. Если человек и задаётся целью зачем-то практиковать его, ему понадобится делать это в пещере, поскольку в быту в процессе практики он становится недееспособен.
я б сказала, что это просто два крыла: шаматха и випассана. (Далее - в ФБ https://www.facebook.com/sofia.nepomnyaschaya )
Да вот нифика. ) Шаматха тоже может быть концентрационной и релаксационной. Более того, в релаксационном варианте шаматха и випашьяна сотавляют единое целое.
Ну да. Предельная (силовая) концентрация так и описывается как силовой метод (особенно при упорствующих препятствиях-отвлечениях, с которыми некогда-недосуг возиться-разбираться). Ее называют "методом забивания гвоздя".
А можно привести пример школы, где настаивают на одном лишь концентративном методе, отказываясь от релаксации? )
Не можно, поскольку это скорее проблема не школ, а отдельных учеников и возможно учителей. В целом, везде, где ты читаешь что-то вроде - "восприятие внешнего мира полностью отключается и в этом состоянии человек нечувствителен к любым воздействиям" - это концетрационный или рестриктивный метод. Или возможно отдельных линий. В буддизме этого меньше чем, скажем, в йоге. Там это вообще мейнстрим. Медитации полного поглощения и т.д. Вималарамси пишет, что в буддизме такие методы были привнесены из йоги значительно позднее Гаутамы.
Характерная цитата - только что появилась в ФБ (это Тхить Нят Хань): "Мать Земля всегда готова обнять нас и помочь нам, накормить нас, исцелить нас. Нам не нужно для этого делать что-либо. Просто сдаться ей, и она всё сделает для нас. Мы можем исцелиться сидя, или через ходьбу или просто через дыхание. Не бывает исцеления без релаксации. Поэтому мы расслабляемся и просто наслаждаемся своим дыханием, своей прогулкой. Исцеление начинается когда вы больше не пытаетесь делать что-либо."
Ну, ставил под сомнение. В том числе и это. Ладно, не будем оффтопить. Проехали. Можно всё это убрать, начиная с моего первого тут сообщения.