1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Эта моя статья предназначалась для сайта Фёдора Синельникова "Свентари". Здесь размещается с согласия правообладателя.


    Александров М.М.

    Архетипическая структура рая
    и её прочтение у Васубандху и Даниила Андреева.

    Обретение рая.

    Около 4000 лет назад в Египте свершилась одна из величайших социальных революций в истории человечества, отголоски которой дошли до нас в «Речениях Ипувера» и «Пророчестве Неферти». Следствием победы трудящихся стало обретение ими важнейшего из прав человека – права на бессмертие.
    Тайные заклинания и знания, обеспечивающие проход души в загробный мир, бывшие во времена Древнего царства достоянием узкого слоя «блаженных» аристократов, начиная с правления XII династии, появляются на стенах саркофагов простых покойников, а «Книга Мёртвых» постепенно становится самым распространённым в Египте произведением.
    Обретение загробного мира было кардинальным решением проблемы тотальной зависимости мёртвых от мира живых. Бродить во мраке, страдая от голода, рискуя каждую минуту быть пожранным чудовищем и сгинуть уже навеки; превратиться в злого духа, питаясь случайной поживой; или жить в своей роскошной гробнице, полностью завися от жертвоприношений потомков, – вот, собственно, альтернативы, которые могло предложить покойным древнее общество. Возможность чего-то иного была достоянием богов. К числу последних принадлежал фараон – сын Ра. Его Ах (божественная сущность) после смерти тела воссоединялась с отцом, но для поддержания души-Ка требовалось создать пирамиду – грандиозную магическую машину бессмертия. Лишь постепенно знания законов и путей загробного мира развились настолько, что дали шанс и иным избранным. Поскольку путь был открыт для богов, ключом при прохождении преград (змей, крокодилов, демонов, огненного потока) стало отождествление себя с богами. Впрочем, надо полагать, произнося магическую формулу:

    - покойный египтянин вряд ли осознавал всё величие открытия заключённого в этих словах.

    Преодолев сложнейшие препятствия, назвав себя именами богов, пройдя через суд и произнеся отрицательную исповедь, египтянин наконец оказывался в подземной стране Иару, чтобы работать там на плодородных полях, где питаемый водой из каналов, вызревал двухметровый ячмень (позднее можно было посылать вместо себя магического работника типа Голема), получить возможность иногда возвращаться на землю и право сопровождать Солнце-Ра в его ежедневном странствии.

    В других культурах через препятствия в изобильную Страну Мёртвых душу обычно проводил шаман-психопомп. Там, где эта практика не получила распространения, душа самостоятельно пробиралась в страну сумрачную и унылую, вроде Шеола, где порой ещё и приходилось нести наказание за преступления «против божественного величия». Примером подобной культуры может служить Эллада. Благодатный и светлый Элизиум был доступен только героям-полубогам. «Прорыв» из мрачно-бесцветного Аида грекам обеспечили лишь распространившиеся с VII–VI вв. до н. э. мистериальные культы фракийского и фригийского происхождения. Их тексты из погребений IV в. до н. э. демонстрируют логику, близкую к древнеегипетской:

    Или:

    И здесь путь к загробному блаженству – путь посвящения (второго рождения) и обожения (актуализации божественной сущности).

    У Вергилия (I в. до н. э.) Элизиум настолько разрастается, что становится верхним этажом Аида доступным для добродетельных смертных.

    Ирония развития мифа: в иудаизме и христианстве подземная страна мёртвых, развиваясь вглубь, становится адом, а вергилиевский Элизиум (как и «Лоно Авраамово») у Данте обращается в Лимб.

    Реальным обретением рая становится открытие в осевой период для праведных сияющей страны богов. Чуть ли не первым текстом, фиксирующим такую возможность, становится Дхаммапада, согласно которой рай достигается праведностью, а не божественным происхождением, аскетическими подвигами или магическими обрядами (жертвоприношениями). В связи с этим представляет особый интерес именно буддийское прочтение мифологем Другого мира, нашедшее адекватное и каноническое отражение в трактате Васубандху «Абхидхармакоша».

    продолжение на http://rozamira.ws/myth-cultura/126-paradise
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно.
     
  3. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Конечно.
     
  4. Gulchitay

    Gulchitay Guest

    да, интересно
     
  5. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    :+1: Спасибо. Наводит на многое, но перебивать повествование не хочется совсем... :)
     
  6. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Да, Ондатр, замечательно. Спасибо.
    Плюс.

    Добавлю только шутку: у "провидцев" США небесный мир -- с макдональдсами и чисбургерами, удобными диванами и попкорном, в исламском мире -- с гаремами и с кальянами, у буддистов -- ничего нет, зато есть Нирвана, у россиян тоже свой отпечаток... Это такой рай, со своими описательными валенками и печками! :lol:
     
  7. читаешь и создаётся впечатление, будто видишь сон...
    Очень интересно.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Спасибо, Максим, отличная статья. Напомнило знаешь что... как будто сквозь падающую воду разноообраных культур проглядывает Реальность иных слоёв.
     
  9. Я только сейчас закончила читать книгу

    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2886

    Там была следующая финальная фраза:

    У Неба для людей есть бесконечное множество дорог
     
  10. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Приветствую, Ондатр!

    Статья интересная.
    Образы навевает приятные, на них можно медитировать.
    Версию буддийского "изгнания из рая" я как-то год назад читал, но у вас мне понравилось больше. :)

    Мне, правда, не хватило анализа. Статья почти чисто описательная. А где собственно "архетипическая структура"?
    Мне всегда интересно в таких случаях поговорить о соотношении мифа и трансмифа, стоящего за ним. Ведь из вашего прочтения не очень понятно, видим ли мы здесь сквожение иной реальности (пусть через призму местных культурных и иных традиций) или все это лишь красивые сказки?

    Отражается ли некая жизнь трансмифа в развитии мифа?

    Отмечу, что и Юнг называл коллективное бессознательное "объективным", в отличие от индивидуального бессознательного каждого человека.
    Так что архетипы в известной мере существуют и живут самостоятельной жизнью. Но как они соотносятся с трансмифов и как это выплавляется в мифах мира нашего?

    Вызвало некую отрицательную реакцию у меня еще то, что вы дважды поставили в кавычки слово "Духовидческий" по отношению к Даниилу Андрееву.
    Среди разных людей на форумах, безусловно, различное понимание того, какую долю имело у Андреева духовидение, и какую его субъективные мотивы, домысливание, фантазия.

    Здесь хотелось бы подробнее.

    Безусловно, в случае любого человека, пытающегося описать в первом внимании то, что он увидел во втором, будет присутствовать авторская рефлексия и искажения в передаче информации (я далек от тех людей, которые считают, что Андреев буквально описал весь Шаданакар и составляют точные списки миров).
    Но доля этих искажений может быть различной. Поэтому хотелось бы лучше понять, какой смысл вы вкладываете в кавычки.

    А вообще, статья интересная и наводящая на размышление, повторюсь еще раз.

    Интересно было бы, если бы в той же манере вы проанализировали остров Буян
    (см. ветку на форуме и мою статью о мифах).
    Ваше мнение о моей статье о мифах, кстати, услышал бы с удовольствием!
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Здравствуйте, Иоанн.
    Вы правы, в данной статье вопрос о структуре скорее намечен, чем разрешён,
    и появление этой статьи здесь отчасти связано с моим возвращением к данной проблеме. Сейчас я работаю над большой статьёй посвящённой сакральной космологии и географии. Однако, опасаюсь, что содержащийся там собственно структурный анализ будет здешнему читателю малоинтересен8-) .
    Кавычки и некоторые другие особенности текста, на которые вы обратили внимание, связаны не с сомнением в духовидческих способностях Даниила Леонидовича и реальности иных миров, а призваны акцентировать нейтральность данного вопроса для заявленной темы.
    Основной посыл здесь: неизбежность различных прочтений иномирной реальности, причём не обязательно на стадии передачи информации.
    Собственно приведёные в буддийской литературе подобные описания и служили для этой цели. :)

    Ваши работы в ближайщее время посмотрю.
     
  12. Лена

    Лена Guest

    Ондатр, не надо опасаться, надо доработать и выложить, или хотя бы ссылку дать, где будет выложено. Кому интересно, кому нет, решат сами для себя. Про себя скажу, что благодарна за эту статью, за прикосновение к видению рая в различных культурах.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А надо чтобы и мне тоже это было интересно... :)
    Посмотрел.
    Во дни юности я на эти темы стихи писал: :)

    Наши беды и тревоги,
    Наша узость кругозора,
    Наши мненья и сомненья,
    Склоки, лет прожитых бремя
    Пёстрым вышиты узором.
    А основа ткани - время.

    В мире копится усталость.
    Но не надо лезть в бутылку,
    Коль узоры нам приелись
    Надо просто сделать дырку.

    И забравшись потихоньку,
    Посидеть совсем немного
    У развесистого древа,
    Что у самого порога.

    Землю обняло корнями
    Приютило в ветках звёзды,
    Чтобы звёзды пели песни,
    Чтобы звёзды вили гнёзда.

    И не ведая сомнений,
    У корней огромной липы,
    Там живут слегка чудные,
    Но не злые архетипы.

    Там встречаются легенды
    Не мешая жить друг другу,
    И разматываясь время,
    Вечно бегает по кругу.

    Все тревоги и сомненья
    Там исчезнут безвозвратно.
    И, набравшись новой силы
    Можно вылезать обратно.

    * * *

    Боги умирают незаметно,
    Потерявшись в зарослях созвездий
    И заснув на тропах мирозданья,
    Постепенно превратившись в тени,
    В имена на стёртых пьедесталах,
    В символы, в бездумные напевы,
    В колдуна глухое бормотанье..

    Те, кто слепо веровал в бессмертье,
    Угасают, как уходит лето,
    Как растаял в розовом сиянье
    Утлый челн луны, не пережив рассвета.

    * * *
    По существу:
    В чём отличие мифа от сказки? Миф всегда претендует на истинность, прямо вводя в архетипическую реальность. он не нуждается в объяснении, он сам объяснение.
    Когда миф становится псевдоисторической легендой или аллегорией, это значит он уже при смерти. Когда миф становится литературой, это значит, что, как миф, он мёртв. Но потом начинается обратный процесс, когда сама литература начинает становится мифом, или, во всяком случае, претендовать на эту нишу, формируя новые культурные архетипы. Очевидно, именно этой стадии и посвящена ваша статья.
    Народная сказка не на что не претендует, "в ней намёк", она лишь как блуждающий огонёк указывает на близость мифа. Но и когда миф умирает, сказка остаётся. Она остаётся и когда становится литературой, ибо эти жанры близки.
    Все они завязаны на архетипы, но тождественны ли они иной реальности? или скорее архетипы это очки, без которых мы эту иную реальность не сможем воспринять?
    О нимфах:
    Вообще, взаимное соотнесение персонажей низшей мифологии ( в том числе и в андреевском контексте), по-моему, довольно перспективно. Близкие персонажи с невероятной настойчивостью появляются в самых разных культурах и в сказках, и в быличках, пробираясь оттуда в фэнтези, ролевые игры, бродилки...
    Здесь что-то такое намечалось в теме про нагов http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2463. Вот ещё забавный бестиарий: http://www.lki.ru/topic.php?id=Monsters

    (пардон, но это вместо реценцзии :oops: )
     
  14. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Ну, мне, полагаю, интересен будет.
    В принципе, конечно, это еще зависит от языка. Если текст рассчитан на "ученую публику", его бывает трудно читать.
    Но если стиль такой же как в этой статье или близкий, прочту с удовольствием!

    Мне всегда интересна личная позиция человека.

    В существование полной нейтральности, кстати, не очень верю, :) на мой взгляд - взятие в кавычки - это тоже позиция.
    Впрочем, не буду навязчивым. Если по той или иной причине не хотите раскрывать карты... ;)

    Но ведь неизбежность прочтений существует всегда, тогда получается, что не бывает духовидения без кавычек?
    А это как-то обидно :-k
    Мне кажется, точнее было бы говорить о некоей градации, степени соприкосновения с иным миром.
    Бывают озарения наяву, сопровождающиеся с измененным состоянием сознания (у Андреева их было лишь несколько).
    Бывает сновидение. Тут уже несколько иная степень погружения.
    Бывает, нахонец, вдохновенное мифотворчество, когда автор будучи побуждаем некими импульсами и ощущениями, создает образы, в которых вольно или невольно отражает панорамы иных миров...
    И наконец - дальше этот созданный (увиденный, ощущенный) миф начинает развиваться в народном сознании, обрастая где-то дополнительными "подробностями", а где-то что-то теряя.

    На мой взгляд влияние архетипов в большей степени сказывается на третьем и четвертом случае, и в меньшей на первом и втором.

    Добавлено спустя 8 минут 43 секунды:

    Спасибо за стихи!

    Первое понравилось, уютно.

    Второе - понравилось меньше. как-то пессимистично звучат некоторые фразы.

    В целом, думаю, да. Я писал больше о художественных произведениях.
    Мифов в чистом виде, как мифы Древней Греции или Скандинавии в нынешней мире почти не осталось (хотя для некоторых произведения фэнтези становятся мифом).
    А вообще, я не разделял этого строго в популярной статье, рассчитанной на самого широкого читателя.
    Но сказки, которые становились мифами, действительно заняли определенную нишу в 20 веке. И сквожение иных миров через них чувствуется (тогда как других оконцев осталось очень мало).

    Было бы еще интересно, чтобы вы разобрали миф о Буяне (вообще, а не мою сказку, хотя можно и ее) :) в таком же стиле, как в статье про архетипическую структуру рая.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И в двадацатом веке были вполне мифологические тексты. Таже "Роза Мира"... :)
    Думаю, дело обстоит несколько сложнее. И роль тут играет и ясность сознания духовидца и некоторые фундаментальные особенности самого астрального мира, прежде всего его пластичность. некоторые свои наблюдения я изложил тут: http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=1491 (но предупреждаю, текст неуютный8-) ).


    Ну хорошо. :)
    Александр Сергеича мы трогать не будем, поскольку, согласно его свидетельству, Буян это просто географический ориентир на пути от острова Гвидона к царству Салтана. 8-)
    Поэтому источником могут быть только многочисленные заговоры и вступления в некоторых былинах (да ещё, косвенно, Голубиная книга).
    Прежде всего, о причинах упоминания Буяна в заговорах. Именно на Буяне обретаются существа и артефакты через которые оказывается воздействие на целые классы существ или душевные состояния и события в нашем мире. Это и пчелиная матка всем маткам старшая, и ворон всем воронам старший брат, и турица с золотыми рогами всем турам мать, и аналогичным статусом обладающие, змея Гарофена и Стратим птица. Там же обитают Смерть, Тоска и Любовь, болезни и старцы способные истребить чёрных муриев . И самое главное, такой замечательный артефакт, как «бел горюч (сияющий (горящий) белым светом) Алатырь камень», воплощение абсолютной крепости, нерушимости, под которым «сила могуча, и той силы нет конца».
    В этом качестве, Буян и есть синоним «иного мира», а сами заговоры построены как краткое описание шаманского путешествия:
    “Стану я раб, такой-то, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в подводосточную сторону, к морю к Окиану, в море-Окиане лежит Алатырь камень, на том камне Алатыре стоит дом. Попрошу я, раб такой-то, здоровья, об такой-то болезни, об наличном мясе, от грызоты, от болеты, от ломоты. Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у рабе, такой-то, семьдесят жил, семьдесят костей, семьдесят суставов; збавляет с раба, такого-то, семьдесят болезней. Не боли и не ломи, и не отрыгай, и не откидывай, ни на конце, ни на ветке никогда”
    Маршрут, достижение иного мира, встреча с потусторонним существом или артефактом, обращение к нему или воздействие на него. Точно также сибирский шаман на своём пути встречается с «дедушками» разных классов животных или стихий, болезнетворными духами и т.д.
    Но возможна и более точная локализация Буяна в архетипическом пространстве.
    Море-Океан, это не просто устойчивая формула (как «сыра земля»), это название вполне конкретного моря:
    Океан-море – всем морям отец.
    Почему он всем морям отец?
    Потому он всем морям отец,-
    Все моря из него выпали
    И все реки ему покорилися.
    Таким образом, речь идёт об Окружающем Океане, а не об одном из внутренних морей.
    Упомянутое в одном из заговоров Белое море, это, скорее всего, не географическое название, а именно белое море, наравне с синим морем (ср. мифические молочный океан, беловодье и т.д.). Синее море Хвалынское это, однозначно, Каспийское море. Но Буян не на нём, а за ним, на море-окияне. Т.е. дано направление на юго-восток. Во многих заговорах фиксируется именно восточное направление, на это же указывает обитающая там девица Заря.
    Направление на восток – юго-восток очень значимо. Это небо, верх. Недаром там, на Буяне, «Гонит Илья-пророк (т.е. Перун) на колеснице тучи с вешним дождём». Девица-Заря тоже тесно связано с Громовержцем. В Индии хранитель востока – Индра.
    Остров в Океане (часто драгоценный) с чудесным деревом (в нашем случае Дуб Мокрецкий) и сидящей на нём птицей ещё более точный адрес.
    В иранской мифологии это великий южный пресный океан Фравкард (Ворукаша), источник благодатных дождей. В самом глубоком месте из его вод поднимается священное лучистое дерево Гао-Керена (Хаома) – Древо Жизни, на вершине которого сидит птица Симург.
    В книге Еноха на юге описывается место «где собираются воды», там горы из сияющих драгоценных камней «три к югу и три к востоку». Там растёт удивительное дерево: «29. И к этому дереву с драгоценным запахом не позволено прикасаться ни одному из смертных до времени великого суда; когда все будет искуплено и окончено для вечности, оно будет отдано праведным и смиренным.
    30. От его плода будет дана жизнь избранным; оно будет пересажено на север к святому месту, - к храму Господа, великого Царя.
    31. Тогда они будут радоваться полною радостью и ликовать в Святом; они будут воспринимать запах его в свои кости, и продолжительную жизнь они будут жить на земле, как жили их отцы; и в дни их жизни не коснётся их ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение".»
    В арабской сказке «О Хасибе и царице змей» герой двигаясь по пресному океану, достигает чудесного острова «подобного раю», и видит громадное дерево, с листьями подобными парусам, и сидящую на нём удивительную птицу «из изумрудов и перламутра».
    По даосским преданиям в западном (по отношению к Китаю ) море лежит «нагромождением пещер» остров (континент) Цзюйкучжоу, на котором растёт дерево аромат которого рассеиваясь на огромные расстояния возвращает к жизни всё умершее.
    В случае с Буяном акцент сделан не на дуб, а на Алатырь (который взаимозаменяем и с самим островом), ну функция источника живительных сил та же.
    Стратим птица несомненно родственная Симургу, также имеет свой дальневосточный аналог :
    Стратим-птица всем птицам мати.
    Почему она всем птицам мати?
    Живет стратим-птица на океане-море
    И детей производит на океане-море.
    По Божьему все повелению
    Стратим-птица вострепенется,
    Океан-море восколыхнется;
    Топит она корабли гостиные
    Со товарами драгоценными,-
    Потому стратим-птица всем птицам мати.

    «В Северном океане водится рыба, имя ей – Кит{1}. Сколько тысяч ли он величиной – неведомо. [Этот Кит] превращается в птицу, имя ей – Феникс. Сколько тысяч ли длиной его спина – неведомо. В гневе [он] взмывает [к небесам], распростертые крылья его – точно нависшие тучи. Феникс делает круг над водой и перелетает на Южный океан. Южный океан – это Небесный водоем.

    Повествуя о чудесах, Шутник из Ци{2} говорил:

    – Когда Феникс перелетает на Южный океан, волны вздымаются на три тысячи ли. Обопрется о вихрь и взлетает на девяносто тысяч ли. Улетев, шесть лун{3} отдыхает».

    Т.о. мы можем говорить о нескольких значениях Буяна для славянской мифологии, от предельно общего, до достаточно конкретного.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Что касается вашего Буяна, то, как я понимаю, это вариант "страны сказок", порождения эпохи Романтизма. Не случайно там ещё совсем недавно были только голые скалы, песок и бурьян... :)
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    А нынче всё буйно растёт и плодоносит. Время о селекции подумать. :)
     
  18. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Спасибо, Ондатр, за пищу для размышления.

    Ну, возрождать древние мифы в чистом виде было бы слишком смело, да и для восприятия современного читателя это едва ли удобный жанр...
    Так что сказочный роман - это действительно то, на чем я остановился.
    А то что на острове в моей прорисовке нет всего этого многообразия - ни мирового древа, ни горючего камня, это скорее указывает на сокрытые, потенциальные возможности острова.

    Думается, остров Буян как образ собирательный в русском фольклоре отражает и всемирные архетипы (о которых вы в первую очередь пишете) и какие-то особенности мета-географии Российской метакультуры.
    Меня в первую очередь интересовала эта вторая часть.

    Впрочем, от варианта Пушкина я ушел недалеко - у него в начале тоже пустынный остров, который преображается по мере развития сказки. Да, у Пушкина нет четкого отождествления между Буяном и островом Гвидона, но этот шаг напрашивалось сделать.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На здоровье :) .
     

Поделиться этой страницей