Но вот в живописи радикальное барокко скорее связывается с фламандской "школой Рубенса" (где-то с 1603 г.) Рубенс (1577-1640) Посмотреть вложение 21468 Посмотреть вложение 21470 Рубенс и Йорданс Йорданс и Снейдерс Рубенс и Снейдерс Йорданс Снейдерс
Ван Дейк другие Ван Бален Пьетро де Кортона Веласкес Барочный человек устремлён духом в бездну , но живёт в мире плотных тел. Он пребывает в постоянной раздвоенности, тотальной неуверенности, восхищении и ужасе перед миром и перед самим собой. Этот мир теоцентричен, оправдывается только бытием Божим, но теперь это бытие надо самому себе доказывать. Оно перестало быть очевидностью. Державинская ода "Бог", очень точно отражает мир барочного человека: как капля, в море опущенна, Вся твердь перед тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, — и то, Когда дерзну сравнить с тобою, Лишь будет точкою одною; А я перед тобой — ничто. Ничто! — Но ты во мне сияешь Величеством твоих доброт; Во мне себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! — Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь — конечно, есть и ты! Ты есть! — природы чин вещает. Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть — и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Кстати, помните описание сотворение мира как симфонии в Сильмариллионе и диссонанс Мелькора? Это переложение барочного стихотворения знаменитого поэта Марино )
В отличие от мира маньеризма - мира призраков и галлюцинаций , прикидывающихся людьми, и мира энергий замаскированного земными ландшафтами в их бесчисленных подробностях, мир Барокко абсолютно осязаем и имеет массу. Наука Барокко это уже не ренессансная магия, это именно наука о телах - то самое математизированное естествознание. Живопись Барокко это идеальная иллюзия достоверности и фантастический реализм в самом прямом смысле слова - символическое здесь абсолютно осязаемо, в то время как реально видимое аллегорично. Поэтому не должно удивлять явление барочного реализма.
Барочный реализм получил распространение в Италии, Испании, Франции и Голландии. В последней он вышел на принципиально новый уровень. У истоков его стоял Караваджо (1575-1610. Рим.). Известны работы с 1593-94 гг.
караваджизм Гверчино (1591-1666) (близок радикальному барокко) Орацио Джентилески Артемизия Джантелески Бернардо Строцци (1581-1644)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%EE,_%C0%EB%EE%ED%F1%EE " В 1644 году был обвинён в убийстве жены, заключён в тюрьму, подвергался пыткам, но сумел доказать свою невиновность..." Интересно, что его жене было 12 лет.
если честно, то биографии половины художников в этой ветке или уголовная хроника или шпионский роман.
Рождение натюрморта Натюрморт это ровесник и порождение барокко. Можно даже сказать. что это самый барочный жанр. Он даёт почти неограниченные возможности для излюбленных барочных игр - сочетания натурализма с аллегоризмом, многозначность, метафора, сочетание несхожего - как проявление барочного остроумия, метафора, смешение жанров, полнота жизни и напоминание о смерти. Конечно, нечто прото-натюрморты появлялись ещё в 16 в. (том Ринг. 1562 . Германия) но настоящее рождене жанра происходит на рубеже 17в., когда к идее натюрморта пришли почти одновременно сразу несколько художников: Основатели жанра Караваджо. 1597 Ян Брейгель (исп. Нидерланды) Рулант Северей (Голландия, Прага) Амброзиус Босхарт (Голландия)
продолжатели (начали работать в 1610-х гг.) голландцы: Флорис ван Дейк Бальтазар ван дер Аст (зять Босхарта) Осиас Берт Якоб ван Хюльсдонк. Испанские Нидерланды
третье поколение голландцы Питер Клас (ван Харлем) 1597-1661 Питер Клас Хеда 1593/94-1680/82 фламандцы (испанские Нидерланды) ван Эс (1596-1666) де Хем (1606-84)
Марио Нуцци (ди Флори). Неаполь (испанский) 1603-75 Испания Ян ван дер Хамен (1596-1631) Антонио де Переда 1611-78 де Эспиноза (1590-1641) Хуан де Арельяно (164-76) Хуан де Сурбаран 1620-49