Бессонница

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 27 ноя 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Часов однообразный бой,
    Томительная ночи повесть!
    Язык для всех равно чужой
    И внятный каждому, как совесть!

    Кто без тоски внимал из нас,
    Среди всемирного молчанья,
    Глухие времени стенанья,
    Пророчески-прощальный глас?

    Нам мнится: мир осиротелый
    Неотразимый Рок настиг-
    И мы, в борьбе, природой целой,
    Покинуты на нас самих.

    И наша жизнь стоит пред нами,
    Как призрак на краю земли,
    И с нашим веком и друзьями
    Бледнеет в сумрачной дали...

    Ф.Тютчев



    Мне не спится, нет огня;
    Всюду мрак и сон докучный.
    Ход часов лишь однозвучный
    Раздается близ меня,
    Парки бабье лепетанье,
    Спящей ночи трепетанье,
    Жизни мышья беготня...
    Что тревожишь ты меня?
    Что ты значишь, скучный шепот?
    Укоризна или ропот
    Мной утраченного дня?
    От меня чего ты хочешь?
    Ты зовешь или пророчишь?
    Я понять тебя хочу,
    Смысла я в тебе ищу...

    А.Пушкин



    Мебель трескается по ночам.
    Где-то каплет из водопровода.
    От вседневного груза плечам
    В эту пору дается свобода,
    В эту пору даются вещам
    Бессловесные души людские,
    И слепые,
    немые,
    глухие
    Разбредаются по этажам.
    В эту пору часы городские
    Шлют секунды
    туда
    и сюда,
    И плетутся хромые,
    кривые,
    Подымаются в лифте живые,
    Неживые
    и полуживые,
    Ждут в потемках, где каплет вода,
    Вынимают из сумок стаканы
    И приплясывают, как цыганы,
    За дверями стоят, как беда,
    Сверла медленно вводят в затворы
    И сейчас оборвут провода.
    Но скорее - они кредиторы
    И пришли навсегда, навсегда,
    И счета принесли.

    Невозможно
    Воду в ступе, не спавши, толочь,
    Невозможно заснуть, - так тревожна
    Для покоя нам данная ночь.

    Арс.Тарковский

    (Использован фрагмент картины Жоржа де Ла Тура "Явление ангела св.Иосифу")
     
    Толмач нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    тем, кто в пути

    [​IMG]
    Ингмар Бергман, "Седьмая печать"


    Долго ль мне гулять на свете
    То в коляске, то верхом,
    То в кибитке, то в карете,
    То в телеге, то пешком?

    Не в наследственной берлоге,
    Не средь отческих могил,
    На большой мне, знать, дороге
    Умереть господь судил,

    На каменьях под копытом,
    На горе под колесом,
    Иль во рву, водой размытом,
    Под разобранным мостом.

    Иль чума меня подцепит,
    Иль мороз окостенит,
    Иль мне в лоб шлагбаум влепит
    Непроворный инвалид.

    Иль в лесу под нож злодею
    Попадуся в стороне,
    Иль со скуки околею
    Где-нибудь в карантине.

    Долго ль мне в тоске голодной
    Пост невольный соблюдать
    И телятиной холодной
    Трюфли Яра поминать?

    То ли дело быть на месте,
    По Мясницкой разъезжать,
    О деревне, о невесте
    На досуге помышлять!

    То ли дело рюмка рома,
    Ночью сон, поутру чай;
    То ли дело, братцы, дома!..
    Ну, пошел же, погоняй!..
    Александр Пушкин, "Дорожные жалобы"


    [​IMG]
    Федерико Феллини, "8 1/2"


    ...Нас повело неведомо куда.
    Пред нами расступались, как миражи,
    Построенные чудом города,
    Сама ложилась мята нам под ноги,
    И птицам с нами было по дороге,
    И рыбы подымались по реке,
    И небо развернулось пред глазами...
    Когда судьба по следу шла за нами,
    Как сумасшедший с бритвою в руке.
    Арсений Тарковский, "Первые свидания"


    [​IMG]
    Жан Кокто, "Завещание Орфея"
     
    Нафаня и Толмач нравится это.
  3. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Вот и я не сплю, однако...
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Бессонная ночь. Уже третья подряд. Я хорошо засыпаю, но спустя час просыпаюсь, словно сунул голову в несуществующую дыру. Сон полностью отлетает, у меня ощущение, будто я совсем не спал или сном был объят лишь поверхностный слой моего существа, я должен начать работу по засыпанию сначала и чувствую, что сон отвергает мои попытки. И с этого момента всю ночь часов до пяти я как будто и сплю, и вместе с тем яркие сны не дают мне заснуть. Я как бы формально сплю «около» себя, в то время как сам я должен биться со снами. Часам к пяти последние остатки сна уничтожены, я только грежу, и это изнуряет еще больше, чем бодрствование. Короче говоря, всю ночь я провожу в том состоянии, в каком здоровый человек пребывает лишь минуту перед тем, как заснуть. Когда я просыпаюсь, меня обступают все сновидения, но я остерегаюсь продумать их. На заре я вздыхаю в подушку, ибо всякая надежда на прошедшую ночь исчезла. Я вспоминаю о тех ночах, в конце которых выбирался из сна столь глубокого, словно был заперт в скорлупе ореха.

    <...>

    Вероятно, я страдаю бессонницей только потому, что пишу. Ведь как бы мало и плохо я ни писал, эти маленькие потрясения делают меня очень чувствительным, я ощущаю – особенно по вечерам и еще больше по утрам – дыхание, приближение захватывающего состояния, в котором нет предела моим возможностям, и потом не нахожу покоя из-за сплошного гула: он тягостно шумит во мне, но унять его у меня нет времени. В конечном счете этот гул не что иное, как подавленная, сдерживаемая гармония; выпущенная на волю, она бы целиком наполнила меня, расширила и снова наполнила. Теперь же это состояние, порождая лишь слабые надежды, причиняет мне вред, ибо у меня не хватает сил вынести теперешнюю мысль, днем мне помогает видимый мир, ночь же без помех разрезает меня на части. При этом я всегда думаю о Париже, где во времена осады и позже, до Коммуны, население северных и восточных предместий, прежде чужое парижанам, в течение месяцев, как бы толчками, подобно часовой стрелке, буквально с каждым часом все ближе придвигалось переулками к центру Парижа.

    Мое утешение – с ним я и отправляюсь спать – в том, что я так долго не писал, что писание еще не могло занять свое место в моей нынешней жизни и потому оно должно – правда, при наличии определенного мужества – хотя бы некоторое время удаваться".

    Франц Кафка, из "Дневников"

    [​IMG]
    Юрий Норштейн, "Сказка сказок"
     
  5. Vladek

    Vladek Новичок

    Сообщения:
    43
    Симпатии:
    0
    Кстати говоря, это стихотворение Александра Пушкина очень хорошо получается в исполнении Иннокентия Смоктуновского...

    По крайней мере мне оно так всегда очень даже нравилось...
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Не могу всё же обойти. Есть хорошая история. Про бессонницу как таковую - потом, когда снова будит мучить.
    Байка от Георгия Молокина

    В 1982 году в Болдино снимали фильм «Болдинская бессонница», в котором сразу несколько ролей исполнял Иннокентий Смоктуновский. Человек замечательный, по-моему, как рассказчик и как личность так до конца и непонятый, не раскрытый. Потому что сложилось о нём мнение, как об инфантильном и будто бы странном. В общении с ним ничего подобного не было. Это был сильный, мужественный человек, с несколькими масками на публику.

    И вот мы снимаем кино. В Болдино не было тогда никаких центров, гостиницы, асфальтированных площадок, не было никаких новоделов. Зато создавалось ощущение какой-то подлинности. Но жить было негде. Был дом колхозника, были номера, кровати с панцирными сетками, удобства - на дворе. И болдинский чернозём так обильно покрывал все полы этого дома колхозника... И в общем понятно стало, что поселить там, ну группу-то можно — группа привыкла ко всему, а Смоктуновскому жить там нельзя, ему нужно работать, готовиться к съёмкам. И тогда местные люди сказали, что здесь на окраине села есть пятистенная изба. Там живёт замечательная совершенно старуха, которую надо называть тётя Катенька. По имени-отчеству нельзя, она любит, чтоб звали тётя Катенька.

    В общем мы пришли к этой тёте Катеньке. Нас встретила старуха: высокая такая, с одним зубом, в платке. Я спрашиваю: «Можно у вас поживёт - такой вот актёр есть Иннокентий Михайлович Смоктуновский?» Она говорит: «Кефа? Кефу люблю. Уж больно хорошо автомобили воровал». Я удивляюсь: «Какие автомобили?» Она — мне: «Ты что кино не смотришь? Фильм такой есть «берегись автомобиля».

    Старуха непростая оказалась. И вот поселился у неё Кеша. И началась у них потрясающая соревновательная игра: кто кого переиграет. Ну как известно любому актёру и любому человеку, связанному с театром, переиграть естественного человека, равно как переиграть собаку или кошку, которая выбегает во время спектакля на сцену, невозможно. Нет такого актёра, который переиграет вот это естество. Но он пытался. И у них начались такие соревнования. Смоктуновский бесконечно тёте Катеньке какие-то вопросы задавал, она ему с бритвой отвечала. И вот мы сидим в один прекрасный вечер и он её спрашивает: «Тётя Катенька, а ты Пушкина помнишь?» Она, не поведя бровью: «Как не помнить барина нашего Александра Сергеевича? Конечно, прекрасно помню». Он интересуется: «Какой он из себя?» - «Какой, какой? Двухметрового роста, косая сажень в плечах, с рыжей бородой... Как саблю вынет, как заорёт диким голосом: «Зарублю всех!». Смоктуновский сгибается от хохота пополам, выскакивает в сени. Она мгновенно принимает серьёзный вид и изрекает: «Да, говорили мне люди, что у Кефеньки не всё в порядке с головой. Не знает ведь, недавно вот 180 лет со дня рождения Александра Сергеевича отметили, а он всё глупости спрашивает. Батюшки-то какие...»

    Наконец наступил день прощания. Все были голодные, но у каждого завалялось какое-то НЗ: у кого банка шпрот, у кого-то был кусок сыра, кто нарезал кусок твёрдой каменной колбасы. Смоктуновский достал банку чёрной икры. Сбегали в магазин, купили водки, устроили отвальную. Тётя Катенька спустилась в погреб, достала квашенной капусты, сварила в чугунке картошки, вздула самовар, поставила помидоры, огурцы. Стол получился роскошный. Все сидим. И вот Иннокентий намазывает кусочек белого хлеба маслом, сверху икрой и протягивает хозяйке. «Вот, - говорит, - тётя Катенька, смотри какая прелесть. Раньше у вас ничего такого не было». Она берёт бутерброд: «Раньсе у нас, действительно, такого безобразия не было. Раньсе у нас всё такое было в бочках!»

    Когда всё выпили и съели, собрались уезжать. Тётя Катенька всплакнула. И вот стоит она в платочке среди берёз на крыльце (берёзы обступали её дом), РАФик удаляется, мы смотрим в заднее стекло. Он смотрит, она плачет и машет рукой. И тут он сказал мне фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Посмотрите на неё. Может быть, вы видите последнюю русскую старуху. Потому что потом будете иметь дело с постаревшими колхозницами».
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Трубы, выстроившиеся по росту,
    Разрезали безоблачное небо;
    Луна
    С тюлевой шалью вокруг чресел
    Позирует среди них, как неуклюжая Beнера...

    А я все смотрю на нее тупо
    Из-за кухонной раковины.

    Ричард Олдингтон, "Вечер"


    Как странен ветра разговор
    С самим собой средь одиночества ночного!
    А может, это море, как юнец, свистит,
    Беспечность выказать готово,
    Чтоб скрыть испуганный свой вид?
    Так деревенский вор церковный переходит двор…

    Томас Эрнест Хьюм, "Человек на верхушке мачты"


    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Время

    Всякая любовь была бы чуть понарошку
    любая дружба — от сих до сих
    любая верность была бы неверна
    ни один покойник не сдержал бы слова
    договорились — и не пришёл
    должен был позвонить — и тишина
    даже одиночество уже не объединяло бы
    и вообще началась бы полная неразбериха
    ибо всё что конечно — слишком кратко

    но хронометр старый рационалист
    как всегда без оглядки на вечность
    точно отсчитывает секунды
    которых нет

    ***

    ...Спешите любить людей они так быстро уходят
    а те кто не уходят возвращаются не всегда
    и никогда не известно если речь идёт о любви
    первая станет последней или последняя первой

    ***

    Справедливость

    Если бы у каждого было по четыре яблока
    если бы каждый был силён как бык
    если бы все были одинаково беззащитны в любви
    если бы у каждого было то что есть у другого
    никто никому не был бы нужен

    Спасибо Тебе за то
    что Твоя справедливость в неравенстве
    то что есть у меня и то чего нет
    даже то что мне некому дать
    всегда кому-нибудь нужно
    ночь существует чтобы наступил день
    тьма чтобы светили звёзды
    есть последняя встреча и первая разлука
    мы молимся потому что другие молчат
    умираем за тех кто умирать не хочет
    любим потому что у других остыло сердце
    и если одно приближается к нам другое от нас всё дальше
    неравные нужны друг другу
    вместе легче понять что каждый существует для всех
    легче увидеть целое

    Ян Твардовский


    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Винсент Ван Гог, "Портрет доктора Гаше"

    КУКУШКА

    Я слышу издали сквозь сон
    Тебя, мой давний друг.
    Ты - птица или нежный стон,
    Блуждающий вокруг?

    Ложусь в траву, на грудь земли,
    И твой двукратный зов
    Звучит так близко и вдали,
    Кочует меж холмов.

    Привет любимице весны!
    До нынешнего дня
    Ты - звонкий голос тишины,
    Загадка для меня.

    Тебя я слушал с детских лет
    И думал: где же ты?
    Я за холмом искал твой след,
    Обшаривал кусты.

    Тебя искал я вновь и вновь
    В лесах, среди полей.
    Но ты, как счастье, как любовь,
    Все дальше и милей.

    Я и сейчас люблю бывать
    В твоем лесу весной,
    И время юности опять
    Встает передо мной,

    О птица-тайна! Мир вокруг,
    В котором мы живем,
    Виденьем кажется мне вдруг.
    Он - твой волшебный дом.
    Уильям Вордсворт

    [​IMG]
    Моризо, "Игра в прятки"

    Я жду любви, как позднего трамвая,
    Гляжу во мглу до слез, до боли глаз,
    Творя волшбу, чтоб точка огневая
    В конце пустынной улицы зажглась.
    Я жду. В душе, - как Млечный путь в цистерне, -
    Лишь отраженья зыблются одни.
    И грезится, что в сырости вечерней
    Уже скользят прозрачные огни.
    Семен Кессельман

    [​IMG]
    Винсент Ван Гог, "Танцзал"
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Вселенский опыт говорит,
    Что погибают царства
    Не оттого, что тяжек быт
    Или страшны мытарства.

    А погибают оттого
    (И тем больней, чем дольше),
    Что люди царства своего
    Не уважают больше.

    Булат Окуджава
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    ДУША ТЕПЛИЦЫ

    Мой взор виденьями томим.
    Душа, под стеклами теплицы,
    Озолочая глубь темницы,
    Цветет под сводом голубым.

    Теплицы сдержанных мечтаний!
    У рам закрытых лилий строй!
    Камыш, возросший над водой!
    И все мечты без упований!

    О, если б снова я достиг,
    Сквозь сон моих ресниц смеженных,
    До роз, когда-то благовонных,
    Полузакрытых грез моих!

    Я жду, что снова пред очами
    Зазеленеет их мечта
    И месяц синими перстами
    В молчаньи распахнет врата.

    ***

    А если он возвратится,
    Что должна ему я сказать?
    - Скажи, что я и до смерти
    Его продолжала ждать.

    А если он спросит, где ты?
    О, что я скажу в ответ!
    - Отдай ему этот перстень,
    Ничего не сказав в ответ.

    А если он удивится,
    Почему так темно теперь?
    - Укажи погасшую лампу,
    Укажи открытую дверь.

    А если он спрашивать будет
    О том, как свет угасал?
    - Скажи, что я улыбалась, -
    Чтоб только он не рыдал!

    А если он не спросит,
    Должна ли я говорить?
    - Взгляни на него с улыбкой,
    И позволь ему позабыть.

    ***

    Я тридцать лет искала, сестры,
    Где скрылся Он?
    Я тридцать лет блуждала, сестры,
    И все - как сон!

    Я тридцать лет блуждала, сестры,
    Прошла везде,
    Он был во всем и всюду, сестры,
    И - все ж нигде!

    Настал печальный вечер, сестры!
    Мой посох - прочь!
    Моя душа страдает, сестры,
    И скоро ночь!

    Но вам шестнадцать лет, о, сестры!
    Что жизнь моя!
    Взяв посох мой, ступайте, сестры,
    Искать, как я!

    Морис Метерлинк (перевод В. Брюсова)

    [​IMG]

    Живопись Анри Руссо
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    "...К четырем часам утра Ральф возненавидел свою кровать - такое чувство появлялось у него всегда, когда он начинал понимать, что лежание в ней не поможет. Ральф опустил ноги, почесал поросль на груди - теперь уже почти полностью седую, - надел тапочки и, прошаркав в гостиную, устроился в кресле и стал смотреть на Гаррис-авеню. Улица лежала перед ним, словно сцена, единственным актером на которой в данное время было вовсе не человеческое существо, а бродячая собака, поджавшая заднюю лапу и ковылявшая на оставшихся трех по Гаррис-авеню в сторону Строу-форд-парка.
    - Привет, Розали, - пробормотал Ральф, проводя ладонью по глазам. Наступал четверг - день, когда на Гаррис-авеню собирали мусор, поэтому он вовсе не удивился, увидев Розали, ставшую неотъемлемой частью окрестностей за последние пару лет. Она лениво брела по улице, исследуя залежи отбросов и скопления пустых консервных банок с проницательностью пресыщенного старьевщика с блошиного рынка.
    Теперь Розали - хромавшая в это утро особенно сильно и выглядевшая такой же усталой, как и Ральф, - нашла нечто, похожее на большую кость, и потрусила прочь с добычей в зубах. Ральф наблюдал за собакой, пока та не скрылась из вида, затем просто сидел, скрестив руки на коленях и обозревая молчаливые окрестности. Яркие уличные фонари лишь усиливали иллюзию, что Гаррис-авеню не что иное, как опустевшая после вечернего представления сцена, покинутая актерами, которые разбрелись по домам; вся перспектива создавала впечатление нереальности, казалась галлюцинацией.
    Ральф Робертс сидел в кресле, в котором ему предстояло провести еще столько предутренних часов, и ждал, когда свет и движение наполнят раскинувшийся перед ним мир. Наконец первый актер - почтальон Пит - появился на сцене справа. Он проехал по Гаррис-авеню на велосипеде, доставая свернутые газеты из сумки и точно притормаживая у тех дверей, которые являлись его целью.
    Ральф понаблюдал за Питом, затем издал вздох, вырвавшийся, казалось, из самых глубин его жизненных основ, и направился в кухню заваривать чай.
    - Не помню, чтобы мой гороскоп когда-нибудь предсказывал подобное, - глухо произнес он, открыл кран и стал набирать в чайник воду".

    Стивен Кинг, "Бессонница"


    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Мне день и ночь покоя не дает
    Мой черный человек. За мною всюду
    Как тень он гонится..."
    А.Пушкин

    "- Ты, друг мой, отвернись к стене да по сторонам глазами не води, не то век не заснешь. У тебя бессонницы быть не должно, ты еще мал. Поживешь с мое, тогда, пожалуй, не спи. Я ничего тебе не стану рассказывать, все пересказала. А в окошко не гляди - и того хуже не заснешь. В городе хуже, не спится, в деревне лучше, летом в окно клен лапой влезет, и заснешь; зимою тоже деревья. А здесь фонарь и фонарь. Стоит и моргает. Спи. Спят все кругом, и Левушка, и Николинька, тебе одному сна нет.

    ...Едем, едем - и вдруг рыдван наземь. Соскочила скоба. Дед говорит мне: пойдем пешком. Я отвечаю: не привыкла. Я вовсе не с тем ехала, чтоб пешком впервые в дом являться. Кой-как заткнули скобу. Дед очень оробел перед самыми воротами и огорчился:

    "Если он на вас шишкнет, прошу вас, душа моя, пасть перед ним на колени, как и я. Тогда простит".

    Он очень боялся отца - женился на мне не спросясь. Я сказала: я не таких правил, чтоб на меня, друг мой, шишкали. Я не могу пасть на колени. А он говорит, что в Африке и все так делают и не считается за бесчестье. То в Африке, а то здесь, под Псковом. Дед даже заплакал от огорчения, слезы так и льются. Тогда еще мужчины не плакали, как теперь. Мне стало страшно, и мы сошли с рыдвана. У Иришки переоделись, он в мундир, я надела материны жемчуга - все потом прожила. Послали к старику спросить, примет ли. Ждем Матрешку час, другой - нет ее. К вечеру мы и вовсе оробели. Сидим в избе, в чулане, совестно показаться. Дали нам хлеба с водой, как на обвахте. Матрешка приходит в слезах: ее отодрали. Вот эту ночь, друг мой, и я не спала - как ты. Назавтра я объявляю, что еду назад, к родителям, и что до крайности изумлена. Дед умоляет и вдруг ведет меня к дому. Не помню, как вошли. На пороге дед - в мундире, при шпаге - пал на колени. Но я все стою; только глаза опустила. Подняла глаза и вижу - старик сидит в креслах, в расстегнутом мундире, в руках трость. Лицо черное - и не черное, а желтое; ноздри раздул. Смотрит на деда и молчит. Потом на меня. И все молчит. И вдруг поднял трость. Мне стало страшно, я вскричала и повалилась. Очнулась - вся в воде. Старик надо мною и прямо в лицо прыскает водой. Я посмотрела и опять вскричала, а он засмеялся, но только с принуждением.

    "Неужто, сударыня, я так страшен тебе показался? Я николи еще женщин так не пугивал".

    Он был любезен. Но только на деда еще долго не глядел. И в глазах все была искорка.

    ...А что потом было... Ничего потом не было... Потом нечего рассказывать. Дед? Умер твой дед, нет его. Спи. Да глазами-то по сторонам не води. Ну, уж я не слажу с тобой. Пусть Ирина сказку скажет или песню эту твою споет. Мочи нет как надоел...

    ***
    ...Арина входила в комнату бесшумно и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покрёхтывая, позевывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу - водяной, девки его видели. В Тригорье жил леший, тот был простец, его все видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у дедушки, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику. Как звали - все равно, нечего ее поминать; он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка Александр Сергеевич, не заснете, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько он поет: спите, мол, батюшка Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели - и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего, Михайловской округи..."
    Ю.Н.Тынянов, "Пушкин"

    ...Мечтанью вечному в тиши
    Так предаемся мы, поэты;
    Так суеверные приметы
    Согласны с чувствами души.
    А.Пушкин

    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Я спросила у кукушки,
    Сколько лет я проживу...
    Сосен дрогнули верхушки,
    Желтый луч упал в траву,
    Но ни звука в чаще свежей...
    Я иду домой,
    И прохладный ветер нежит
    Лоб горячий мой.

    Анна Ахматова

    ***

    НОЧНОЙ ДОЖДЬ

    То были капли дождевые,
    Летящие из света в тень.
    По воле случая впервые
    Мы встретились в ненастный день,

    И только радуги в тумане
    Вокруг неярких фонарей
    Поведали тебе заране
    О близости любви моей,

    О том, что лето миновало,
    Что жизнь тревожна и светла,
    И как ты ни жила, но мало,
    Так мало на земле жила.

    Как слёзы, капли дождевые
    Светились на лице твоём,
    А я ещё не знал, какие
    Безумства мы переживём.

    Я голос твой далёкий слышу,
    Друг другу нам нельзя помочь,
    И дождь всю ночь стучит о крышу,
    Как и тогда стучал всю ночь.

    Арсений Тарковский

    ***

    Мой тихий сон, мой сон ежеминутный —
    Невидимый, завороженный лес,
    Где носится какой-то шорох смутный,
    Как дивный шелест шелковых завес.

    В безумных встречах и туманных спорах,
    На перекрестке удивленных глаз
    Невидимый и непонятный шорох
    Под пеплом вспыхнул и уже погас.

    И как туманом одевает лица,
    И слово замирает на устах,
    И кажется — испуганная птица
    Метнулась в вечереющих кустах.

    Осип Мандельштам

    [​IMG]
     
  15. Рауха

    Рауха Участник

    Сообщения:
    3.729
    Симпатии:
    18
    Извини, Мила. Твои темы иногда вызывают у меня реакцию, которую можно счесть парадоксальной. Или неприличной. Но если злобной - то совершенно несправедливо, хотя элемент некоторой насмешливости, пожалуй, есть, а в каждой насмешинке есть элемент агрессивности. Вот так вот, типа -

    Это реже или чаще,
    это там же, это где то,
    это молча и звучаще
    неотъемлемое это,
    это будет или было,
    но не липнет к этой быти,
    в мельтешении застыло,
    но в покое столь прыти!
    Это - в заурядной мути
    вдохновение поэта,
    всем знакомое, но в сути
    это это - только это!

    Добавлено спустя 3 минуты 21 секунду:

    Если такие реплики тебя напрягают - больше не буду. :oops:
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Ни капли не напрягают) Только, наверное, ты очень припозднился со своей парадоксальной реакцией. Скоро конец бессоннице - всё это вместе с остальным уйдёт а архив.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочел до середины:
    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то поднялся.

    Как журавлиный клин в чужие рубежи —
    На головах царей божественная пена —
    Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
    Что Троя вам одна, ахейские мужи?

    И море, и Гомер — все движется любовью.
    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

    Осип Мандельштам

    [​IMG]

    Бессонница.

    Где-то кошки жалобно мяукают,
    Звук шагов я издали ловлю...
    Хорошо твои слова баюкают:
    Третий месяц я от них не сплю.

    Ты опять, опять со мной, бессонница!
    Неподвижный лик твой узнаю.
    Что, красавица, что, беззаконница,
    Разве плохо я тебе пою?

    Окна тканью белою завершены,
    Полумрак струится голубой...
    Или дальней вестью мы утешены?
    Отчего мне так легко с тобой?

    Анна Ахматова

    [​IMG]

    "Модильяни любил ночами бродить по Парижу, и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами".

    Анна Ахматова

    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    ДЕРЕВО

    памяти Виктора Луферова

    дети
    бегите вверх
    опираясь на голос
    прочь от меня
    я остаюсь
    в темноте

    слышите
    убирайтесь прочь
    пока вы меня слышите
    вы ещё здесь
    в темноте

    там
    где кончается речь
    обрывается голос
    начинается луч

    слышите
    прочь от меня
    побеги
    опираясь на голос
    от корня бегите
    в свет

    Дмитрий Строцев

    [​IMG]

    Добавлено спустя 14 часов 1 минуту 33 секунды:

    я буду говорить во тьму
    в густую внемлющую тьму
    наперекор всему

    и пусть мне надо одному
    войти и говорить во тьму
    наперекор всему

    и я не знаю, что пойму
    и что мне будет одному
    когда я голос подниму
    и буду говорить во тьму
    наперекор всему

    ***

    всей редколлегией ушли
    ушли писать газету
    писать газету в парк
    в осенний парк в стволы
    в стволы и ямы неба
    параллелограммы света
    телеграммы ушли
    ушли в осенний лес
    в осенний сад в себя
    в себя сквозняк и прель
    сквозняк и прель в газету
    в газету ушли
    ушли ушли
    ушли всей редколлегией

    Дмитрий Строцев

    [​IMG]
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Удар колокола еще чуть слабее. Эхо. Пауза. Щит освещается снова, еще слабее. Остальная сцена погружена во тьму. М неподвижно смотрит на точку П.

    Пауза.

    Я теперь тут брожу. (Пауза.) Верней, приду и... стою. (Пауза.) Как настанет ночь. (Пауза.) Она думает, она тут одна. (Пауза.) О, как застыла, лицом к стене. (Пауза.) На лице никакого выражения! Полная неподвижность! (Пауза.) Не выходит из дому с юных лет. С юных лет не выходит. (Пауза.) Где же она, хочется спросить. (Пауза.) Да там же, в том же доме, где она... (Пауза.) Где она начала. (Пауза.) Где началось. (Пауза.) Где все началось. (Пауза.) Но это, это, это когда началось? Когда другие девчонки бегали, играли... в прятки (пауза), она была уже тут. (Пауза.) Уже начала. (Пауза.) Пол теперь голый, а раньше...

    М начинает ходить. Шаги чуть медленней.

    Но не надо говорить, лучше смотреть на нее, как она ходит.

    М шагает, проходит щит два раза, почти до конца.

    Как ловко она поворачивает.

    М поворачивает, шагает, проходит щит в третий раз. В такт шагам. Семь, восемь, девять, кругом. М. поворачивает у точки Л, еще раз проходит щит, останавливается, глядя на точку П.

    Да, так я говорю, пол теперь голый, а раньше там ковер лежал, толстый ковер. И вот как-то ночью, совсем еще маленькая, она подозвала свою мать и говорит: "Мама, мне этого мало". Та в ответ: "Мало?" Мэй (ребенка окрестили Мэй): "Мало". Мать: "Что ты хочешь сказать, Мэй, что значит мало, как это - мало?" Мэй: "Я хочу сказать, мама, что мне надо слышать шаги, пусть хоть совсем тихие шаги, но слышать". Мать: "А самого движения тебе мало?" Мэй: "Да, мама, самого движения мне мало. Я должна слышать шаги, пусть совсем тихие шаги, но слышать".

    Пауза. М снова ходит. В такт шагам.

    Спит она теперь когда-нибудь или нет, хочется спросить. Да, иногда еще спит, бывает, урывками - прислонится бедной своей головой к стене и вздремнет. (Пауза.) Разговаривает она? Да, иногда среди ночи, бывает, и разговаривает, если думает, что никто ее не слышит. (Пауза.) Рассказывает, как это все случилось. (Пауза.) Старается объяснить, как это все случилось. (Пауза.) Это все. (Пауза.) Это все.

    М продолжает шагать. Через пять секунд свет над щитом гаснет. Все погружается во тьму. Шаги замирают.

    Долгая пауза.

    Удар колокола еще чуть тише. Эхо. Пауза. Над щитом зажигается свет, еще чуть слабей. Остальная сцена погружена во тьму. М смотрит на точку П.

    Пауза.

    М. Продолжение. (Опять ходит. Проходит щит два раза.) Продолжение. Попозже, когда ее совсем забросили, она начала... (Пауза.) Попозже, когда ее будто и не было никогда, будто ничего этого и не было никогда, она начала ходить. (Пауза.) Едва настанет ночь. (Пауза.) Выскользнет из дому, едва настанет ночь, и пройдет северными воротами в церковь, всегда запертую в этот час, и ходит, и ходит, взад-вперед, взад-вперед, вдоль бедной Его руки. (Пауза.) В иную ночь она, бывало, застынет, как в каком-то параличе, и так стоит, пока к ней не вернется способность двигаться. Но чаще бывали ночи, когда она ходила не переставая, взад-вперед, взад-вперед, пока не исчезнет в том направлении, откуда явилась. (Пауза.) Ни звука.

    Сэмюэль Беккет, "Шаги"

    [​IMG]

    Картины Эдварда Мунка
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Во сне беседовал с Тококу, проснулся в слезах. Сны возникают, когда душа входит в соприкосновение с чем-либо. Когда исчерпано начало ин, снится огонь. Когда слабеет ё, снится вода. Говорят, что если тебя клюнет летящая птица, приснится полет. Если ляжешь на свой пояс, приснится змея. И «Записки во сне», и «Государство Хуайаньго», и «Сон Чжуан-цзы о бабочке» - основаны на вполне разумных причинах, и нет в них ничего удивительного. Мои сны - это не сны великого Конфуция. Когда целый день чувства в смятении и мысли в разброде - то и в ночных снах, естественно, преобладает начало ин. То, что приснилось мне, пожалуй, можно назвать сном, «вызванным мыслями». Тококу, добросердечием своим известный, вместе со мной шел до моего родного края Ие, ночами мы спали на одном ложе, делили дорожные тяготы, он помогал мне во всем и около ста дней неотлучно, как тень, следовал за мной. Иногда он шутил, иногда печалился, его добрый нрав трогал меня до глубины души, и разве мог я его забыть. Проснувшись, я снова выжимаю мокрые от слез рукава.

    ***

    ХОЛОДНАЯ НОЧЬ

    Сплел себе травяную хижину в Фукагава неподалеку от речной развилины: вдали виднеется снежная вершина Фудзи, вблизи — качаются на волнах корабли, из чужедальних приплывшие стран. Провожая глазами белопенный след, на рассвете оставленный ими, слушая, как в сухом тростнике шумит ветер, уносящий былые сны, коротаю день, когда же склонится он к вечеру, присяду полюбоваться луной — и вздохну о пустом кувшине, прилягу на изголовье — и посетую на тонкое одеяло.

    Весла, скрипя,
    Бьют по волнам — душа леденеет.
    Ночь, слезы.

    ***

    ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ЖИВУЩИМ УЕДИНЕННО

    Ну и разленился же этот старик! В последнее время даже гости стали докучать мне, и я многажды клялся себе: «Не буду больше ни с кем видеться, не буду никого к себе звать!» И только лунной ночью или снежным утром сердце сжимается от безмерной тоски по другу! Молча пью вино, самого себя спрашиваю, самому себе отвечаю. Распахнув дверь хижины, любуюсь снегом, пригубив вина, берусь за кисть, потом откладываю ее... Ну что за безумный старик!

    Пью вино,
    Но заснуть все трудней и трудней.
    Снежная ночь.

    Мацуо Басё

    [​IMG]
    Охара Косон
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "…Ветер разбудил меня среди ночи
    Над башней луна золотая пылает; по сказочным пажитям буря гуляет колдует, недоброе замышляет. Я все кувшины с вином таскаю, а оно плещет - не долито до краю. Приблизился Всадник-Луна с Оруженосцем-Звездой: солдаты быстро попрятались за облачной горной грядой. Вот Облачный остров с проливами, для нас, людей, недоступными, утесами серебристыми, что кажутся неприступными. Там, где растет можжевельник, причалила лодка Луны; над бухтою маленький город видит светлые сны; его покой охраняют горы небесной страны. Но я без усилий, как ветер, лечу сквозь воздушный простор, чрез Облачные ворота вступаю в Облачный бор; и все следы моих странствий теряются с этих пор. Я буду бродяжничать вместе с облаками.
    Как же, размечтался!

    [​IMG]

    …Когда я был молод, луна представлялась мне плодом с пенно-шелковистой мякотью и зазубренной серебряной косточкой в середине - плодом, висящим в переплетении усиков и извилистых стеблей. Сейчас посреди моей камеры застыла куском стекла световая лужа: была бы она круглой, я бы уплыл на ней, как на глыбе льда, в черную бесконечность, подгоняемый молниеносно-быстрым течением, словно последний человек на Земле (или первый: интересно, что хуже?)".
    Арно Шмидт, «Гадир, или Познай самого себя»

    [​IMG]
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "…"Прелюдии" Вордсворта. Вордсворт пишет, что озабочен – озабоченность редкая, если вспомнить о том, что он жил и писал в начале XIX века, – опасностью, которой подвергаются искусства и науки, ведь судьба их зависит от возможного космического катаклизма. В те времена нечасто думали о подобных катаклизмах; это сейчас мы знаем, что все созданное человеком, да и само человечество, может быть уничтожено в любой момент. Итак, Вордсворт рассказывает о своей беседе с другом. Он говорит: "Как страшно думать, что судьба великих произведений человечества, науки, искусства зависит от какой-нибудь космической катастрофы!" Друг отвечает, что испытывает подобный же страх. И Вордсворт рассказывает ему: "Мне снилось..."
    И следует сон, который представляется мне образцом кошмара, со всеми характерными для него чертами: физические страдания, вызванные бегством, и ужас при виде сверхъестественного. Вордсворт повествует, что в полдень в пещере у моря читает "Дон Кихота", одну из любимых своих книг, похождения странствующего рыцаря, изложенные Сервантесом. Он не называет книгу, но нам понятно, о чем идет речь. Он рассказывает далее: "Я оставил книгу и задумался. Я как раз думал о науках и искусствах, когда настал час". Знойный, всесильный час полудня, и Вордсворт, сидя в пещере, на берегу моря, вспоминает: "Сон одолел меня, и я погрузился в него".
    Он засыпает в пещере неподалеку от моря, среди желтого песка. Во сне он окружен песком, пустыней черного песка. Воды нет, моря нет. Очутившись посреди пустыни (в пустыне всегда оказываешься посреди), он приходит в ужас, пытается выбраться оттуда, как вдруг замечает рядом с собой человека. Это араб, бедуин, верхом на верблюде с копьем в правой руке. Левым локтем он прижимает к себе камень, а на ладони держит раковину. Араб объясняет свою миссию – спасти искусства и науки – и подносит раковину к уху поэта; раковина красива необычайно. Вордсворт говорит, что на языке, который был ему незнаком, но понятен, он услышал пророчество, нечто вроде пламенной оды, повествующей о том, что Земля с минуты на минуту должна быть уничтожена потопом, вызванным гневом Господним. Араб подтверждает, что услышанное правда, что потоп приближается, а ему предстоит спасти искусство и науки. Он показывает камень. И камень загадочным образом оказывается "Геометрией" Евклида, не переставая быть камнем. Затем он протягивает раковину, которая тоже оказывается книгой, это она произносила страшное пророчество. Раковина содержит всю поэзию мира, включая (почему бы и нет?!) и поэму Вордсворта. Бедуин говорит ему: "Я должен сохранить обе книги, и камень, и раковину". Бедуин оглядывается, и Вордсворт видит его искаженное ужасом лицо. Он тоже оглядывается и видит, что необыкновенный свет заливает пустыню. Свет исходит от вод потопа, который должен уничтожить Землю. Бедуин скачет прочь, и Вордсворт понимает, что бедуин в то же время и Дон Кихот, а верблюд – Росинант, так как камень и раковина – книги. Бедуин оказывается Дон Кихотом, сразу обоими, и никем по отдельности. Эта двойственность придает сновидению ужас.
    Тут Вордсворт с криком пробуждается, потому что воды потопа настигают его".

    Хорхе Луис Борхес, "Семь вечеров"

    [​IMG]
    Репродукции картин Гюстава Доре
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Ни к чему,
    ни к чему,
    ни к чему полуночные бденья,
    И мечты, что проснешься
    в каком-нибудь веке ином.
    Время?
    Время дано.
    Это не подлежит обсужденью.
    Подлежишь обсуждению ты,
    разместившийся в нем.

    Наум Коржавин


    [​IMG]


    Я такое дерево

    Ты хочешь, чтобы я был, как ель, зеленый,
    Всегда зеленый - и зимой, и осенью.
    Ты хочешь, чтобы я был гибкий как ива,
    Чтобы я мог не разгибаясь гнуться.
    Но я другое дерево.
    Если рубанком содрать со ствола кожу,
    Распилить его, высушить, а потом покрасить,
    То может подняться мачта океанского корабля,
    Могут родиться красная скрипка, копье, рыжая или белая палуба.
    А я не хочу чтобы с меня сдирали кожу.
    Я не хочу чтобы меня красили, сушили, белили.
    Нет, я этого не хочу.
    Не потому что я лучше других деревьев.
    Нет, я этого не говорю.
    Просто я другое дерево.

    Говорят, если деревья долго лежат в земле,
    То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
    Они долго горят не сгорая, и это дает тепло.
    А я хочу тянуться в небо.
    Не потому что я лучше других деревьев, нет.
    А просто я другое дерево.
    Я такое дерево.

    Григорий Поженян
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    ЭТАП

    Один из местных, я его не знал,
    мне показал назад,
    где проседало зарево. Вокзал
    перегорал в закат.

    Впотьмах образовали крестный ход
    толпа, конвой.
    Кишел фонарным светом поворот
    булыжной мостовой.

    Топтались то по снегу, то по льду
    на выходе туда,
    где в рукавицу, растолкав толпу,
    дышали поезда.

    Небытия распахнутый очаг
    предместьями небес
    был разворочен. И закатный чад
    свисал не здесь,

    но в самом пекле адова котла,
    таких полен,
    что беглый взгляд мой выгорел дотла,
    до дна спалён.
    [​IMG]
    В потемках дождь, как через лес мордва,
    на войлоке выходит в острова,
    и ты глядишь на световые пятна
    и слушаешь, как там отводят ветвь,
    чтоб лучше разглядеть окно и дверь,
    и говорят неслышно и невнятно.

    Дождь рушится в себя, как рушат дом,
    в котором за обеденным столом,
    под грохот, гомон, шум его и гам ты
    уснул, не погасив настольной лампы,
    и светом окружен со всех сторон,
    к которому склоняются гиганты.

    И вот ты спишь и выселен во сне
    в отечество дождя, и там, вовне,
    ты видишь сад, и черные равнины
    распутиц, и подруга и жена
    смеющиеся отворяет рамы,
    внезапным отсветом озарена.

    И лето следом сходится в окно.
    И светом полотно занесено,
    на стол наброшенное, дно на дно
    уставленное донышками света,
    и разговор уходит от предмета
    в сетчатку лета, сумерек рядно.

    Мели свою емелю, гильгамеш
    дождя и гула, мирозданий меж
    толкуй свое на скаредной равнине,
    на сумрачной равнине постовой,
    на черной горловине узловой,
    на государства серой мерзловине.

    Простенок, полустаночек, пустырь.
    Забелят дырку, выдернут костыль.
    Подстанция, ораторов саратов.
    Никто тому виной, что вот те на.
    И если это ад или стена,
    так вот те руль и вот те рубль адов.

    Ведь сказано же не тобой и мной,
    что есть небесный суд и суд земной,
    а этим мраком, всей его толпою,
    равнины непроглядною толпой,
    которою за мною и тобой
    завалят след, за мною и тобою.

    И дождь идет за нами потому,
    что станем пустырями, и ему
    не проще выйти в пуговицу эту,
    чем нам с тобой в единое ушко
    двойною нитью. И куда ни шло,
    живем, пообтираемся по свету.

    Погасят свет за нами, вот тогда
    мы станем частью правды, и вода
    сойдет в низины, броды, загарани,
    уйдет в породу пустошей, пустынь.
    Забелят дырку, выдернут костыль,
    забитый в сердце загодя, заране.

    Олег Вулф


    [​IMG]
    Алексей Белов
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Прекрасная жизнь

    Когда жизни наскучивает играть
    смерть убирает на место игрушки

    Жизнь развлекается
    смерть прибирается
    не страшно если немного пыли она под ковром оставляет

    На свете немало того о чем она забывает.

    Тайная вечеря

    Сидят за столом,
    Ничего не едят:
    Они не в своей тарелке. Печально
    Позади их затылков тарелки торчат,
    Поставленные вертикально.

    Язык времени

    Предсмертный миг одного
    для другого рассветный миг
    У времени свой язык:
    вздох-крик.

    Жак Превер
    Перевод М. Яснова

    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей