"Бог без Бога" - 1 Со мной поделиллись ссылкой, включавшей сожаление о невозможности для христиан "христианства без Христа" (без веры в Христа как в Бога). Имхо, христианство, в котором "христианство без Христа" невозможно, в которое "христианство без Христа" не включено, - есть христианство крайне ущербное, видящее только свой поверхностный, массовый слой. "Христианство без Христа" не только возможно, но и необходимо. Точно так же как буддизм, не включающий в себя "буддизм без Будды" попросту не есть буддизм. "Христос" по Тейяр де Шардену, например, есть "точка Омега": состояние преображенного человека и даже всего человечества, к которому неизбежно приведет наша сознательная личная и общая эволюция. То есть, "Христос" в подобных представлениях сходен со смыслом терминов других религий и школ духовного развития. --- Возможно, стоит напомнить, что Пьер Тейяр де Шарден - не только выдающийся ученый (биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Который внёс значительнейый вклад в палеонтологию, раскопавший синантропа (Homo erectus) и прочая и проча. Один из создателей теории ноосферы (наряду с Владимиром Вернадским), - Но и основал новое течение в философии — тейярдизм, первоначально осуждённый, но затем интегрированный в доктрину католической церкви и ставший «наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму». /вики/
"Бог без Бога" - 2 --- (Хоть не надо и обманываться: интеллектуальный (в хорошем смысле) "высокий буддизм" Запада весьма далек от его восточный массовых реалий. Как и все прочие религии; как восточные, так и западные. Истинное лицо религии раскрывается по мере личностного роста себя к ней относящих. Один снимает со своей кредитки сто рублей, другой - двести. То что кредитка у каждого - безлимитная, просто пока не в состоянии уместиться в их голове. Люди вольно иль не вольно судят о "качестве" религии по качеству ее верующих или адептов. Это так же поверхностно, как судить о потенциале папиной кредит карты по той жвачке, которую единственно и покупает на нее его малолетнее чадо. У папы в кармане может находиться толстенный бумажник. Но его вороватого сынишку интересуют только медяки (в его глазах так похожие на золото). "Настоящие деньги", а не какие-то там бумажки. Том со Двора Отбросов ("Принц и нищий" Марка Твена), попав на место принца Уэльского, мог придумать только одно употребление Великой государственной печати: колоть ее орехи. Другие возможности ее применения были просто вне сферы понимания и интересов маленького нищего. Кредитка не исчерпывается ее использованием на карманные расходы. Содержимое папиных карманов не исчерпывается найденной в них мелочью Государственная печать пригодна не только для колки орехов. Точно так же, о содержании религии не стоит судить по содержимому голов ее адептов (Про их поступки - тем более говорить не приходится).
"Бог без Бога" - 3 Что же до "христианства без Христа" /если выворатить этот мем обратно, к его изнаночной сути/, христианства, основанного не на внутреннем опыте подлинного преображения (несомненное чувство-знание подлинности есть не утверждение, а просто одна из характеристик такого опыта) , а на каких-то внешних исторических, текстологических, теологических и прочих свидетельствах и доказательствах, - то такое христианство пытается обосноваться на весьма зыбком и ненадежном основании. (А имхо, в религиозном отношении, само по себе просто бессмысленно: ну мессия Иисус, ну воскрес, - нам-то что?) Можно понять ап. Павла, в запальчивости* утверждавшего: "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал" /Первое послание к Коринфянам. Глава 15/ Но пытается он свидетельствовать о событии, свидетельством которого сам он не был. А вот о чем он мог свидетельствовать со всей несомненностью, - так это о преображении (пережитом как подлинное воскресение его души из мертвых) на пути в Дамаск. --- *) Запальчивость была вообще свойственна этому великому пассионарию. Когда я обратилась к одному весьма почтенному и серьезному богослову за разъяснением некоторых высказываний Павла, он с улыбкой мне отвечал: "Знаете ли, создается впечатление, что Павел иногда просто не перечитывал им надиктованное. Иначе многое б им написанное выглядело б по-другому. Уверен, случись ему прочесть свои канонизированные писания сегодня, ему б то и дело пришлось бы за себя краснеть". Загадки Христианства. Был ли Мессия до Иисуса http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4268137
Видео весьма поучительно. Особенно конец. Мысль о том, что потерпевший поражение Мессия не становится от этого лже-Мессией, 1. Основана на понятии двух Мессий в иудаизме: страдающего "бен Йосефа" (по чину Иосифа) и торжествующего ("сына Давидова"). Именно знание иудейской традиции позволило б христианству избежать вековечных насмешек: "какое там царствие Мессии - гляньте в новостную ленту!". В традиционном иудаизме не снята проблема (то есть существует плерома /враз: разноголосица и симфония/ мнений) да, речь в Торе явно о двух несовместимых Мессиях: один ("бен Йосеф") - страдающий и гибнущий (по пр. Исайе 53); другой ("бен Давид") - победоносный и прославленный, "его же царствию не будет конца". Однако в текстах все ж речь-то не о двух мессиях, а об одном! Грядущее (грамотное) христианское богословие могло бы дать свой вполне убедительный и креативный ответ на этот вопрос: Мессия один, все тот же. Просто прежде придя в виде страдающего искупителя, - явится затем в своем торжествующем облике. (В иудаизме мессия бен Давид воскрешает мессию бен Йосефа, предварительно поразив убившего того Антихриста обоюдоострым мечом, исходящим из уст его Мысль о том, что потерпевший поражение Мессия не становится от этого лже-Мессией, 2. оказывается, появилась еще на заре нашей эры. При том что считается, что она была активирована из обширной и многоплановой иудейской традиции в поздней (лурианской, 16 век) каббале. Что стало основой идеологии шаббатианства (после поражения своего основателя). https://www.youtube.com/watch?v=_yIpZwwbcoo (Шабатай Цви и его движение)
"Бог без Бога" - 4 Ключ "работает", если он открывает нужную дверь. Религия "работает", если она приводит к неиллюзорному состоянию полного, нерушимого и безграничного счастья и полноты жизни. В противном случае - она практически так же бесполезна, как неиспользуемый ключ, хранящийся в драгоценной шкатулке. Или кредитка, с которой не снимают реальные деньги, а бережно лелеют. Саму по себе.
"Бог без Бога" - 5 По всему ранее сказанному, предпочитаю, коль и говорить на религиозные темы, то по возможности "обходиться без Бога": обращать внимание на "практики" (в широком смысле), а не на идеологические построения. Тем более что они являются по сути концептуальным, понятийным выражением практики и ее результатов. И еще раз: зубочистка нужна только тем, у кого есть зубы. Пока они не прорезались, вряд ли она кому понадобится, будет правильно понята и использована по назначению.
"Бог без Бога" - 6 Несомненно, избегать оскорбить "чувства верующих" - дело похвальное, милое и трогательное. Но что делать с тем, что такие готовые оскорбиться верующие неизбежно оскорбляют чувства самого Бога? Только божеское терпение позволяет Богу вытерпеть оскорбительные для него верования таких "оскорбленных". И вот божескому терпению эти божьи ревнители учиться у Бога никак не хотят. Хоть и повторяют: "Бог терпел и нам велел". Но божьи ревнители редко прислушиваются к божьим велениям. А для Бога трудно представить что-то оскорбительнее, чем представление, что Его можно оскорбить.
"Бог без Бога" - 7 Религия вообще не есть вопрос умственный или там эмоциональный. Религия не есть вопрос веры. Религия (в разделяемом мной распространенном, хоть и не общепринятом определении* (см далее ссылку из вики) есть прорастание и осознание связи почки с деревом. Или так: Просто взгляд почки сменился на взгляд дерева, очнувшегося от сна что оно - всего лишь своя собственная почка и заперто в нее, как в клетку. Но все это "просто" ("просто увидеть, понять, осознать" - вовсе не так просто. На страже такого изменения способа восприятия действительности, реальности (на восприятие Действительности, Реальности) стоят мощнейшие психофизиологические механизмы. И сила их узнается только в процессе сознательных усилий утвердиться в новом понимании. С.Л. Франк посвятил целую книгу ("Свет во тьме") осознанию этого удивительного феномена; "И свет во тьме светит и тьма не объяла его" /Евангелие от Иоанна 1:5/ Что же это за удивительная тьма, которая не тут же и вся рассеивается от света, - а, напротив, еще и стремиться задушить и поглотить сам свет?! "Работа религии" с одной стороны, неизбежна, как взросление и созревание человеческой личности (и даже, возможно, человеческого вида), а с другой - есть работа сознательная (а не естественная, биологически неизбежная). И требует определенных сознательных, волевых усилий. Можно даже сказать - известного мужества. ------ (вики)------ *) лат. religare — воссоединять -- учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religаre, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи обычно соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare -- духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности. /Кошка как икона созерцания/
"Бог без Бога" - 8 Поэтому "вера" во что-то есть лишь один из таких инструментов религии, религиозного процесса трансформации (см. замечание в сноске кн. Трубецкого). Равно как и интеллектуальное (сколь угодно возвышенное) понимание есть лишь начало "практики", "работы" освоения и овладения этим пониманием. (А практика, религиозные техники, со своей стороны также приводят к подобным прозрениям; выражающихся как традиционным, так и достаточно оригинальным языком; вмещающиеся в прежние представления, или использующие свои новые.) Так что, как "вера во что-то", так и умственные философские спекуляции суть важное и даже необходимое "техническое оснащение" процесса религиозного преображения. Сами по себе столь же нужные, и столь же недостаточные, как годная для переправы, но остающаяся на берегу лодка. Гордиться (не тобою построенной) прекрасной лодкой довольно нелепо. Больше уж впору стыдиться, как мы мало и неумело ею пользуемся. Говорить о вере можно, пожалуй, лишь в одном смысле: вера в то, что "другой берег" существует, а лодка - вполне пригодна, чтобы его достигнуть. Словами древней мудрости: "Решимость - лодка; сядешь - переедешь". Алан Уотс (ссылаясь на великих буддистов) сформулировал эта так. Буддизм состоит из двух неравных частей. Несравненно большая: вера в то, что Будда действительно достиг просветления. И - все остальное. Так же, в том же смысле можно рассматривать веру в Христа как действительно Богочеловека ( а не просто удивительного человека-фанатика). Хоть, в отличие от буддизма, сами пути и методы такого преображения в христианстве (Иисус говорил, что каждый может стать таким же, как он) - не очевидны. ---- (вики)--- -- "Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам." /Кн. Трубецкой С. Н. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона//
Оседлав слова Библии - далеко не уедешь Приведу, надеюсь, наглядный пример. - - кошка правильно расслышала все слова. Сказано было действительно это, и кошка восприняла текст адекватно и грамматически верно. То есть, прямой грамматический смысл именно таков и вполне однозначен. - - проявила твердую и похвальную решимость ему следовать - - Увы. Вся ее вера и решимость не приведет ее к желаемому результату.