Буддизм в Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем Vinni, 4 апр 2015.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Это были масштабные и достаточно централизованные структуры, объединяющие сотни храмов и монастырей во главе с центральным, с чётким формальным лидерством в масштабах школы, на периферии к ним примыкали тысячи бродячих монахов и отшельников сюгэндо. Позднее появились собственные военные подразделения.
     
  2. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    297
    Спасибо.
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    Военные подразделения из монахов-воинов или самураев? вообще, насколько был развит институт воинского монашества в Японии? (пр. пр. за оффтоп)
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Тайное учение по настоящему заинтересовало японцев. Аристократия была просто заворожена красочными и таинственными церемониями Сингон, простой народ обслуживали бродячие монахи сюгэндо ( чаще всего не имевшие формального монашеского повсящения, да и не особо соблюдающие правила).
    Но и знать и народ интересовало, увы, не просветление и даже не загробное существование. Всех захватили оккультные методы воздействия на повседневную жизнь и достижение мирских целей.
    Поскольку после смерти Сайтё Сингон начал преобладать, новые патриархи Тэндай обратили на тайное учение самое пристальное внимание - начался процесс ваджраянизации Сингон.
    У Сайтё были очень сильные преемники. Эннин (патриарх 854-62) стажировался в Китае 9 лет и изучил доктрину гораздо лучше Сайтё, хорощо освоил он и тайное учение. Имеенно с него начался крен в эту сторону, достигшей пика при Энсю ( патриарх 862- 891). У каждого из них были свои личные ученики, в результате Тэндай разделился на две подшколы.
    Роковой фигурой стал Рёгэн (патриарх 966-984) - лидер не только яркий, но и очень авторитарный. Он начал оказывать исключительную поддержк школе Эннина, что после его смерти привело к расколу.
    именно Рёгэн и создал военные отряды.


    Это были отряды из монахов. Военному делу стали обучать тех, кто не подавал надежд с точк зрения учёности и медитации.
    Япония становилась всё более феодальной и Тэндай тоже быстро становится очень феодальной организацией. Хотя Сайтё категорчески запрещал эсплуатировать крестья и жить за счёт их труда, с 11 в. Тэндай за счёт пожертвований превращается в одного из крупнейших землевладельцев Японии. А земли в условиях смут надо было защищать. К тому же борьба между двумя фракциями после Рёгэна быстро приняла характер вооружённой борьбы. Поэтому институт военного монашества в Тэндай в обеих фракциях был развит весьма.
    Позднее своими отрядами из монахов воинов обзавелась и Сингон, хотя последняя, в отличие от Тэндай, старалась в политической борьбе в стране не участвовать и муждуусобных войн не вела.
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2015
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    В Сингон раскол произошёл позднее. Его возглавил настоятель Какубан - один из высших иерархов Сингон в 1139 г.. Он обвинил сингонское духовенство в том, что за требами и оккультными услугами они забыли основную задачу - освобождение. Обновленное направление (хотя собственно оно было под лозунгом "назад к Кукаю") стало называться Синги сингон, а прежнее Коги сингон.
    Эти события стимулировали всплеск интеллектуальной активности в обоих направлениях.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Между тем общество уже дозрело до массового распространения идей о религиозном спасении. Однако это требовало гораздо более простых и общедоступных форм, чем изощрённый эзотеризм Тэндай и Сингон.
    Таким учением стал амидаизм. Практика нэмбуцу, кстати, была одной из тэндайских и сингонских техник.
    Более того практически все реформаторы буддизма и основатели новых школ 13 в. вышли из недр Тэндай.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    К 13 в. Тэндай была постепенно реформирована. На первое место в вероучении вернулась Лотосовая сутра. ваджраянское Тайное учение стало действительно тайным - т.е. достоянием внутреннего круга посвящённых.
    Была выработана система из 4 шагов на духовном пути , кадждый из которых является обязательным, но каждый следующий делает не нужным продолжение предыдущего. 1. изучение сутр (любых), 2. изучение первых 14-и глав Лотосовой сутры, 3. изучение 14-и последних глав. 4. практика.

    В следующие века в условиях самурайского правления и гражданских войн обе фракции Тэндай и Синги сингон окончательно превращаются в военные ордена.
    В войнах за объединение Японии они и нашли свою гибель. В 1571 г. войска ода Нобунага уничтожили все монастыри на горе Хиэй - обе франции были разгромлены и запрещены. Уцелели провинциальные храмы, на основе которых Тэндай возродилась в 17 в. уже на приходской основе.
    В 1585 Хидэёси штурмовал и уничтожил монастырь Нэгородзи - главный цент Синги-сингон - все монах погибли.
    Монастыри Коги сингон продолжали оставаться крупныи духовными иинтеллектуальными центрами. (правда самые интересные исследования их больше касались иконографии и искусства). В 1486 головной монастырь Тодзи был сожжён повстанцами -амидаистами. Реально возродился он только после 1592 г. Другой головной монастрь - Коядзан, был осаждён Ода Нобунага в 1574 г. (когда предоставил убежище пяти его противникам)- по требованию Двора осада была снята, но Ода Нобунага в отместку приказал выловить и казнить всех отшельников и бродячих монахов связанный с Коги сингон.

    За счёт развитой сети малых храмов и монастырей Тэндай и Сингон сохранили паству в "приходской период" Токугавского правления.

    К 1990-м гг. Тэндай имела 3200 храмов, 4500 священников и 18 миллионов прихожан. Другие данные (в Сети. не знаю какого года, говорят о 4300 храмах и 3 миллионах прихожан.
    Сингон (Коясан) имело 3500 храмов и 6300 священников, Сингон (Тисан ха) 2800 храмов и 4 000 священников, всего все ответвления (всего 45 ответвлений) вместе - ок. 12 000 храмов и 12 миллионов прихожан. Сейчас вроде бы прихожан 16 миллионов.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Главным носителем традиции прямой передачи и тантрических практик стало во времена Токугава Сюгэндо. В это время оно приняло довольно структурированные формы движения ямабуси и даже приобрело признанный статус (Токугава пытались как-то регламентировать их деятельность).
    Сюгэндо включало в себя паломнический альпинизм, тантрические таинства, даосские практики, аскетические упражнения (в том числе в стиле любимой японцами дедовщины). Ямабуси были святыми, посредниками с миром богов (ками), чудотворцами, лекарями, адептами оккультных наук и ещё много кем (так есть подозрения, что именно они изобрели ниндзя-цу).
    В 1873 г., после революции Мэйдзи, сюгэндо было запрещено. Ямабуси стали синтоистскими священниками в горных храмах. После снятия запрета в 1945 г. движение возродилось (г.о. как форма экстремального туризма).
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    Зачем?
    Почему?
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Потому что Токугава пытались регламентировать всё ) Наличие каких-то праздношатающихся в горах их чрезвычайно напрягало. Поэтому была сделана попытка ввести процесс в какие-то организованные и доступные контролю формы.


    Как синто-буддийский синкретизм. Правительство Мэйдзи старалось его искоренить. Отдельно синто - государственное, отдельно буддизм - терпимый.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    К хэйянским школам относится по времени возникновения и самая первая амидаистская школа в Японии - Юдзу нэмбуцу.
    От позднейшего камакурского амидаизма её учение далеко.
    Основателем школы был учёный монах Рёнин (1072-1132). Он получил образование в школах Тэндай и Сингон, а потом самостоятельно приступил к изучение Аватамсака-сутры. В 1117 г. его посетило видение Амиды. В 1124 г. он начал проповедь нового открытого ему Амидой учения.
    Догматика Юдзу нэмбуцу основывалась на доктрине Кэгон. Признавалась и Лотосовая сутра и др. Считалось, что все школы отражают разные грани учения Будды.
    Обретение чистой земли толковалось как открытие её в себе, обретение в этом теле.
    Практика была достаточно разработана, нэмбуцу применялось разных видов, в качестве психотехники.
    Понятно, что на роль новой массовой религии такое учение ещё не годилось.

    В 1992 г. школа имела 350 храмов и 100 000 прихожан.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Кстати, любопытно, что в 17 в. когда наступила мирная жизнь, в Тэндай и Сингон появилась заметная тенденция "возвращения к истокам" -а именно к индийскому буддизму. Началось движение за возвращения в монашескую жизнь Винаи в полном объёме, вошло в практику изучение санскрита, в 1637 г. началось полное издание Типитаки.
    Особенно известен сингонский деятель 18 века Дзиун (1718-1804) много сделавший для восстановления понимания буддизма как целого, а не разделённого на конкурирующие школы.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Камакурские школы.


    Новые школы , исходили из того, что в эпоху "конца закона" людям нужны очень простые и общедоступные средства спасения. Упрощение и массовость как главные ценности сформировала чисто религиозные направления : амидаизм и нитирэнизм. Школы этих направлений точнее было бы называть сектами.
    Третье направление - дзэн по замыслу достигал упрощения за счёт отказа от философской и религиозной составляющей, сосредоточившись на чисто мистической. (Хотя на практике в Японии этого не произошло).

    Время возникновения этих новых школ в Японии довольно близко: амидаизм Дзёдо-сю - 1175 г. Дзэн - ок. 1191 г., нитирэнизм 1253 г.
    Заметим, что Тэндай встретило все эти новации в штыки и выразило сомнение в том, что это буддизм. Что не помешало им (несмотря на первоначальные запреты) обрести массовую популярность.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Амидаизм

    Основатель камакурского амидаизма Дзёдо-сю Хонэн монах Тэндай, стал в дальнейшем последоватедем Юдзу нэмбуцу. Он внимательно изучил литературу о чистой земле начиная с Васубандху. Немало материалов нашёл он и в анналах Тэндай.

    Учение его это классический амидаизм в духе китайской школы Цзинту-цзун.
    Это учение о том, что есть трудные пути - опоры на собственные силы, и лёгкие - с "опорой на силы другого". В эпоху конца закона реальными становятся только вторые.
    Цель адепта достичь перерождения в Чистой земле будды Амида - раю Сукхавати, где дальнейшее совершенствование будет происходить уже под прямым руководством этого Будды.
    Сукхавати находится бесконечно далеко от нашей солнечно-земной системы. Это целая галактика полностью преображённая силой Амиды в райское состояние. Благодаря обету Амиды спасти все живые существа всех миров, родится там может житель любой планеты во Вселенной.
    Требования школы включали необходимость соблюдения заповедей, добрые дела и практика непристанной "амидовой молитвы"8-) (нэмбуцу), в сочетанием с медитацией- визуализацией Сукхавати.

    После смерти Хонэна школа распалась на 6 направлений возглавляемыми его учениками. Расхождения касались оценки других методов помимо нэмбуцу.
    Самой популярной из них стала школа Дзёдо синсю основанная Синраном (1173-.1268).
    Синран выдвинул ряд практически протестантских тезисов.
    Согласно его учению, спасительной силой обладает не практика непристанной молитвы, а искренняя вера обретаемая в результате акта обращения.
    Для искренне верующего не обязательны ни заповеди, ни усиленная практика. Иконы, изображения, службы тоже не нужны. Будда может спасти даже отъявленного злодея. Верующие объединялись в небольшие демократические, общины, вместо служб было пение псалмов Амиде (васан). Последователей Синран отказывался называть учениками и называл приятелями. священнослужители (просто самые образованные люди , знавшие китайский) могли жениться и ели мясо.

    Позднее возникло ещё более радикальное направление - Дзё-сю. оснвоатель которого Иппэн (1239-89) получил откровение, согласно которому для спасения было достаточно произнести нэмбуцу всего один раз. Произнесший получал свидетельство о спасении, а ритуал сводился к радостным коллективным танцам.
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    В последующем на лидерство в Дзёдо-синсю претендовало несколько центров, самым влиятельным был Отани-бёдо - храм где был похоронен Синран, вокруг которого складывается своеобразная церковь с наследными лидерами. Самым известным из них был Рэннё (1415-99) - знаменитый проповедник, который первым стал публиковать письменные проповеди на японском (до этого языком японского буддизма был китайский). Рэннё выступал против новоявленного духовенства, запрещая делать ему подношения, требовал уважения ко всем буддам и бодхисаттвам и подтверждения искренней веры праведными делами. Но его собственные сторонники к этому не особо прислушивались. Вместо этого они подняли восстание , захватили провинцию Каги и создали там в 1488 г. теократическую республику икко-икки. Место где в поисках спокойствия поселился Рэннё в 1496 г., стало её главным культовым центром Исияма Хонгандзи. Вокруг него возник крупный торговый центр-коммуна Сакаи .
    Только в 1580 г. Ода Нобунага смог уничтожить это образование.
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2015
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Интересно, что в этой войне монахи-воины Тэндай поддерживали Икко-икки, а новоявленные монахи -воины Дзёдо-сю Ода Нобунагу.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Токугава ещё до того как возглавили Японию враждовали с Икко-икки и был тесно связаны с Дзёдо-сю.
    В целом Дзё-сю во вт. пол. 16 в. теряет популярность.
    Дзёдо-синсю после поражения Икко-икки уцелела, на в нач. 17 в. была разделена на две церкви. Их прихожанам стали стараться привить нормы конфуцианской морали. Но вообще священники синсю славились своими лёгкими нравами.
    Дзёдо-сю продолжала пользоваться покровительством Токугава.
    Но популярны были по-прежнему обе.
    в 1800 г . в Японии было всего 469 934 храма. Из них 148 184 принадлежали Дзёдо-синсю, а 142 000 Дзёдо-сю.

    К 1990-м г.Дзёдо-синсю имела : первая ветвь 10400 храмов и 27 000 священников , вторая 8700 храмов и 15700 священников, Дзёдо-сю - 7000 храмов и 9500 священников.
    число сторонников у Дзёдо-синсю 9 млн. чел. у Дзёдо-сю 8 млн. чел. У Дзи-сю 400 храмов и 40 000 прихожан.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Нитирэнизм.

    Вообще-то это течение называлось Хокко-сю. Но закрепилось позднее название Нитирэн-сю. Это не случайно, поскольку культ основателя - Нитирэна (1222-82) там практически лежит в основе. Сам Нитирэн ещё при жизни объявил себя спасителем государства (мессией практически) и тонко намекал на свой статус бодхсаттвы и прямого наместника Будды на земле. После смерти его почитали одни как бодхисаттву, другие прямо как воплощение Вселенского Будды. Это был буйный пассионарий, который создал единственную в истории буддийскую секту проповедующую религиозную нетерпимость. Выходец из Тэндай, он поднял учение о теократии на новую высоту.
    Согласно Нитирэну из всех учений Будды только одно действительно истинно - это 16 -я глава Лотосовой сутры в которой говорится что Шакья-муни это вечный Будда с бесконечно древних времён спасающий мир, а история о просветлении Гаутамы это просто уловка. По Нитирэну, все остальные учения (включая .ч. Лотосовой сутры) - хинаянские и в условиях Конца закона не просто бесполезные, а прямо вредные. Настолько вредные , что их надо запретить , храмы разрушить , а монахов казнить.
    Самым вредным , прямо ведущим в Авичи, является амидаизм, следующим Дзэн, потом Сингон и наконец Рицу.
    Метод проповеди нитирэнизма - это агрессивная уничтожающая критика других буддийских учений (под барабан). (К конфуцианству Нитирэн относился положительно).
    Цель - это спасение страны целом путём водворения единственно верного учения, и установление полного контроля секты над государственной властью. Метод - почитание Лотосовой сутры - точнее самого её названия (Мёхо рэнгэ кё), читать саму сутру, строго говоря, было не обязательно. Достаточно почитать это начертание иероглифов, возглашать его как мантру и посещать коллективные проповеди с объяснением их тайного смысла.
    Принцип- фанатизм и бескомпромисность. За свои проповеди Нитирэн не раз ссылался.

    Реализовать эту программу на практике нитирэновцам, впрочем, не довелось.
     
    Василий нравится это.
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Сразу после смерти основателя движение раскололось на несколько сект.
    Наибольшее распространение оно получило среди населения Киото. В нач. 16 в. возникают военные отряды . Пик активности приходится на 1530-е гг. когда нитирэновцы возглавили гороское ополчение Киото и нанесли серьёзное поражение Икко-икки, в Киото начало формироваться городское самоуправление. Однако сразу вслед за этим произошла междоусобная война между разными нитирэновскими сектами, в которой большинство воинов погибло. Точки в истории нитирэновской армии поставили Ода Нобунага и Хидэёси.
    В правление последнего произошёл уже принципиальный раскол: на сторонников компромисса с властью и пуристами - последние твёрдо придерживались принципа "не брать- не давать", т.е не принимать пожертвований у иноверцев и не даровать им благо. Поскольку иноверцами (не -нитирэновцами) были все, включая правительство, это приводило к постоянным конфликтам. Секта неоднократно запрещалась, адепты ссылались или совершали самоубийства ( в.т.ч. заживо погребались), после 1691 г. она окончательно переходит на нелегальное положение.
    Более компромиссные течения в догматике сильно сближаются с Тэндай.
     
    Последнее редактирование: 14 апр 2015
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Во вт. пол. 16 в. в Японии начинает формироваться новый общественный заказ - на мораль, правила, кодексы, долг и т.д. Лучше всего этим требованиям отвечало неоконфуцианство, к которому Нитирэн относился доброжелательно, хотя говорил о его ограниченности.
    В самом нитирэнизме акцент стал делаться на то, что благочестие награждается мирскими процветанием. Получают распространение религиозные объединения мирян.
    В 1857 г. нитирэновский священник Нагамацу отказывается от сана и создаёт "буддизм мирян", как оппозицию казённому приходскому буддизму. Миряне собирались по домам и вели дружеские беседы о том как вера помогла им, исцелениях , чудесных удачах и т.д. Практиковали взаимопомощь, совместные молитвы для исцеления и т.д.
    Новая организационная форма была востребована в 20 в.
    Официальный буддизм продолжал идти на спад. В 1871 г. вспыхнули кратковременные , но жёсткие гонения на буддизм , инициированные мэйдзианским правительством.
    Ликвидация обязательной приписки населения к приходам, отделение синтоизма от буддизма, упразднение многих храмов и в ряде случаев конфискация владений подорвали основы токугавской системы. Но фактическая отмена монашества окончательно привела к превращению монахов в женатых священников, связанных наследно с определёнными храмами и живущих требами. Т.е. к торжеству "этнографического буддизма".Строительство новых храмов было запрещено.
    На этом фоне нитирэновцы с их социальным активизмом и агрессивной проповедью смотрелись очень ярко. Одна за другой возникают новые нитирэновские организации, в т.ч. политические от ультра-правых до социалистических. А также нитирэновские "нео-буддийские" движения. В 1925 возникла организация мирян Рэй ю кай с целью помощи духам умерших чтением выдержек из Лотосовой сутры. В основе пропаганда "семейных ценностей". ОТ неё отделился ещё ряд групп.
    Самая значительная в 1938 г. - Риссё косэй кай. Здесь на собраниях верующие каялись в грехах и проходил общий разбор ошибок, с целью формирования альтруистической мотивации. Организации эти вели активную мирскую деятельность. Если вначале ставка делалась на исцеление через веру, то потом на издание и популяризацию общебуддийской литературы, учебные программы по самообразованиею и т.д.
    Ярким примеров нитирэновкого святого альтруиста , занятого служением ближнему являются писатель Миядзава и борец за мир и ненасилие Нитидацу Фудзии.

    Самым масштабным проектом стало основание в 1930 ассоциации Сока Гаккай, связанной с ортодоксальной Нитирэн-сессю. Фактически как её мирское общественное крыло. в 1943 г. оно было запрещено за оппозиционную деятельность, а все его лидеры арестованы. В 45 г. организация возродилась
    В 60-е она превратилась в мощное движение с издательским комплексом, университетом и, собственной партией (с лозунгом "за этичную (чистую) политику") и кучей просветительских филиалов. С 70 г. в основу лёг гуманизм , борьба за мир , межконфессиональный диалог. С 1991 г. организационные связи с Нитирэн-сессю были окончательно разорваны.

    Нитирэнизм стал и национальной религией японским иммигранов . Уже в кон. 19 в. Нитирэновская организация возникла в США. Сейчас у неё много сторонников среди белых американцев. (если любопытно - книга американца-нитирэновца о его духовном пути )
     
    Последнее редактирование: 15 апр 2015
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    Примечательная эволюция.
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    существует 35 нитирэновских сект, ок 10000 храмов (из них 4600 и 8000 священников у Нитирэн-сессю) и ок. 10 млн. последователей
    число сторонников Сока гаккай оценивается от 4 до 16 миллионов человек.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Дзэн

    Вообще-то чань пытались проповедовать в Японии китайские миссионеры ещё в 7-9 вв., но тогда он никого не заинтересовал. Другое дело в 13 в.
    Самым первым кто считал себя чаньским (дзэнским) наставником был некий Нонин, он пережил сатори и чтобы убедиться в его подлинности послал описание в Китай. Там подтвердили (1191 г.) Но прямую передачу первым получил тэндайский монах Эйсай (вернулся из Китая ок. 1194 г.). Эйсай также был первым , кто познакомил японцев с чаем. Ему принадлежит и знаменитый апологетический трактат "О необходимости дзэн для обороны государства". Эйсай считается родоначальником школы Риндзай, охотно использовавшей также ваджраянские (тэндайские и сингонские ) методы.
    Вслед за этим, в 13-14 вв. в Китае получили посвящение многие другие, также прибыло и много китайских учителей . Т.о. линий передачи с самого начало было множество.
    К 14 в. выделились самые влиятельные - Риндзай, Сото, Отокан, Гэндзю.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Школа Риндзай была элитарной и интеллектуальной. Но чистым дзэн не была. С самого начала наряду с дзадзэн и коанами практиковалось "тайное учение", нэмбуцу, изучалась и переводилась неоконфуцианская дитература. С ней связано появление в Японии монохромной живописи, чайной церемонии, садов для медитации.
    В 1341 г. была создана система годзан - централизованного управления дзэн через контрольное ведомство и пять (затем 10) крупнейших монастырей Ринзай ("пяти гор" ). каждый из которых был центром высшего буддийского образования.
    В 14-16 вв. Риндзай была самой влиятельной буддийской школой Японии. В этот период она стала и средоточием интеллектуальной и художественной жизни страны, убежищем учёных, поэтов, писателей, писавших на китайском языке (т.н."литература пяти гор"). С веками это привело к тому, что здесь воцарилась своеобразная богемная атмосфера, далёкая от идеала воздержания и монашеского подвига ) .
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Интересно, кстати, что дзэнские школы не имели собственных военных отрядов. Из-за этого Риндзай тесно связанны ссёгнами Асикага после утраты ими фактической власти понёс большие потери. Но зато и новые военные правители Японии не видели в них соперников. А многие военные дома и в 17 в. поддерживали Риндзай. Вообще дзэн считался религией самураев .
     

Поделиться этой страницей