1. list

    list Модератор

    Сообщения:
    4.904
    Симпатии:
    1.746
    А вот что касается брахмавихар в буддизме и христианстве: метта и безусловная любовь, каруна и великое сострадание, мудита-сорадование и упеккха-равностность - это прибежища и буддистов, и христиан, их общая территория. И в сути своей эти состояния идентичны. Различается только их, опять-таки, назначение. Если в буддизме это инструменты практики на Пути, ведущем за их пределы, то в христианстве это некие идеалы, качества Бога и святых, некий этический критерий, божественные состояния, к которым людям следует стремиться, совершенствуясь в них, чтобы обрести Царствие Небесное - так, видимо? И тем не менее это то, что объединяет, то "место", где могут встретиться и те и другие.
     
    La Mecha и Соня нравится это.
  2. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.342
    Симпатии:
    441
    Можно ли сопоставить грехопадение
    (не как событие в истории, а как вневременную сингулярность)
    и безначальность сансары?
     
  3. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.342
    Симпатии:
    441
    Все же это, хоть и весьма значительный и заметный, - но лишь один из аспектов, граней христианства.
    Скорее упайя, чем conditio sine qua non христианства.

    Если говорить не о противопоставлении, а сближающем сопоставлении,
    интереснее имхо аспект обОжения человека.
     
    Последнее редактирование: 12 апр 2018
    list нравится это.
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    4.904
    Симпатии:
    1.746
    По поводу стремления пострадать в христианстве я тоже хотела уточнить. Может быть, так воспринимается этот мотив буддистом, который не был внутри христианской традиции (я говорю о православии прежде всего). Ветка ведь так и называется - "буддийский взгляд..." Но на самом деле в православии нет никакого стремления страдать - страдание воспринимается как неизбежность и принимается как искупление, очищение. Это очень родственно буддийскому понятию созревания каммы: 1 - уж если я страдаю, пусть я пострадаю и за всех остальных (как это в Махаяне) и 2 - хорошо, что я страдаю сейчас - значит, время очищения (трансформации) пришло, пусть будет так, это есть благо. Т.е. это смирение - и оно отнюдь не "благочестивое", это именно принятие реальности со всем осознанием.

    Но больше того. "В Боге" вообще нет никакого страдания. Там даже боль воспринимается как благо. А как радостны посты! Поначалу, конечно, они труды и действительно испытание, но потом всё легче, всё радостней - с Богом всё легко, и ради Него ничего не трудно. Вот в это всё перетекает, и нет никакого стремления пострадать - есть много радости и красоты. И это тоже очень роднит буддийское принятие реальности с этим христианским бытием в Боге. Поэтому когда мне говорят, что православие - мрачная вера, - я смеюсь. ) И понимаю, что человек просто не имеет опыта. Это драгоценный, светлейший мир.

    И это тоже очень близко к буддийскому постижению учения (со всеми его ограничениями и правилами, трудностью в практике), так как буддист стремится к просветлению не столько ради себя самого, сколько ради всех живых существ. Разница лишь в том, что в христианстве это Одно существо - Бог, а в буддизме - все. Но поскольку в Боге все сливаются, в этом тоже можно увидеть своего рода тождественность. В самом устремлении "ради кого-то".

    Разница же и сложность для буддиста в том, что Бог даёт силы справиться с любыми трудностями, а в буддизме всё приходится делать самому. ) Не на кого полагаться. Хотя, в то же время, будды и бодхисаттвы, разделяющие свои заслуги со всем миром, неизбежно помогают нам на Пути.
     
    Последнее редактирование: 12 апр 2018
    Соня и La Mecha нравится это.
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.608
    Симпатии:
    1.918
    Это понимание страдания (искупление, очищение) ближе скорее к тому пониманию каммы, которое было свойственно нигантхам и в итоге вело к крайностям аскезы.
     
  6. list

    list Модератор

    Сообщения:
    4.904
    Симпатии:
    1.746
    Нет, это понимание страдания не ведёт к крайностям аскезы, в отличие от нигантхов. Потому что Бог благ и милостив, и страдания быстро заканчиваются и становятся не нужны. ) Остаётся любовь. Там всё совсем по-другому, чем у нигантхов.

    В сериале "Остатки", 2 сезон, есть хорошая иллюстрация (кажется, 5 серия). Когда священник принимает искупление, чтобы освободить другого - просто потому, что "пришла моя очередь". И когда он отказывается уступить своё место другому - и в этот момент искупление заканчивается, заканчивается не только для него - заканчивается сам механизм искупления в том конкретном месте.
     
    Последнее редактирование: 12 апр 2018
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.608
    Симпатии:
    1.918
    Ты Отечник читала? )
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    4.904
    Симпатии:
    1.746
    Прости, Олег, я не буду с тобой спорить. )
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.608
    Симпатии:
    1.918
    У христиан к идеям нигантхов добавился ещё постулат о возможности искупления моей дурной кармы другим человеком. А если этот человек особенно свят (а именно практически Бог), то его страдания могут сжечь карму целого человечества.
     
    La Mecha нравится это.
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.608
    Симпатии:
    1.918
    А без идеи о том, что Иисус был агнцем на заклании за грехи наши (конечно, в силу бесконечной любви Бога к человекам), христианство превращается во что угодно, но не в христианство каким мы его знаем.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.960
    Симпатии:
    7.857
    просто потому что в христианстве другие акценты,чем в буддизме. для буддизма проблематика страдания центральная поэтому различие и бросается в глаза. но христианское отношение к страданию как с "сораспятию со Христом" логически вытекает из учения об искуплении.
    В современном "гуманистическом христианстве, действительно этот момент не акцентируется. ) но это не значит что тезис не подтверждается практически всеми базовыми текстами и культурными архетипами )


    грехопадение по определению не является вневременной сингулярностью )
    Оно принципиально есть следствие акта свободной воли совершённого во времени и было преодолено другим актом свободной воли совершённым во времени.
    Аналогом грехопадения является буддийский миф о первочеловечестве и его первоволощении - запустившим процесс развёртывания кальпы.
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.960
    Симпатии:
    7.857
    но святость мучеников собственно определяется не тем, что они сильнее других пострадали, а тем, что Бог дал им силы перенести с радостью любую муку, что человеку не под силу. т.е. святость определяется именно мерой отпущенной им благодати.
     
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    4.904
    Симпатии:
    1.746
    (вот это сообщение неграмотно от и до)
    Именно, что "мы" "знаем" христианство только из книг и идей. Я же говорю о том, что вне этого, что за этим - живой вере как она есть. Есть вещи, которые невозможно узнать из книг, как любят говорить в таких случаях.
    А если говорить о концепциях, то да, всё верно, тут не с чем спорить. Но опыт не в концепциях, и из него все концепции оказываются совсем не тем, чем выглядят снаружи.
     
    Соня нравится это.
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.608
    Симпатии:
    1.918
    С мифологической точки зрения христианство и позднее ислам оказались попытками внедрения дэвалочных программ на изначально асурических пространствах Европы и Америки. На изначально дэвалочных территориях ни то ни другое заметного распространения и преимущества не получило.
     
    list и Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей