Согласно буддийскому учению, есть десять видов действий, которые всегда ведут к неблагоприятным кармическим последствиям: убийство людей, воровство, прелюбодеяние, ложь, клевета, "грубая речь", пустословие, алчное стяжательство, действия, обусловленные злобой и действия, обусловленные ложными воззрениями. В случае массовой практики этих деяний ухудшается не только состояние данного конкретного человека, и даже не только социальная атмосфера, но и самые что ни на есть физические характеристики окружающей среды, т.е. попросту её экологическое состояние. Соответственно, буддийский рецепт золотого века достаточно прост. В целом он заключается в том, чтобы десять неблагих действий были представлены в обществе в как можно меньшей степени. Причём не только на личном уровне, но и на уровне государства или общества. Например, пустословие может быть личным, когда человек любит болтать без толку, а может быть - общественным, когда, скажем, СМИ наполнены разного рода трешем, китчем, пошлостью и т.д. То же касается и остальных девяти. Прелюбодеяние - это рассмотрение другого существа как средства получения удовольствия. Также - вообще потакание стремлению к удовольствиям. На общественном уровне не-потаканию прелюбодеянию будет соответствовать отсутствие пропаганды сексуальной распущенности и гедонизма. Под ложными воззрениями тут подразумеваются любые аффектированно отстаиваемые точки зрения. Иными словами, в таком обществе должна отсутствовать какая бы то ни было "священная идеология" и наоборот присутствовать культивация трезвости и умения рассуждать логически. И так далее.
Проблема в том, что даже эти идеи можно при должном дурном усердии реализовать так, что туши свет. Например, каким образом можно реализовать скажем не-присутствие в СМИ треша, китча и пошлости, если не вводить цензуру? А если это будет цензура - то кто и как её будет осуществлять? Если же плясать от печки, то есть от гражданского общества, то оно, общество, должно сначала само дозреть до этих ценностей. А как оно будет созревать, откуда? И т.д. Вот и получается, что если эта модель общества и реализуема, то лишь эволюционно и в любом случае - крайне осторожно. Видимо, нечто подобное пытаются осуществить в Бутане.
заметь, что ни одно буддийское общество этого дурного усердия никогда не проявляло ) (кроме разве что "собачьего сёгуна") ) Сама эта модель тесно связана с буддийской метаисторией. Т.е. соответствует "повышательному циклу".
И местами современного Таиланда, кажется. Но могу ошибаться. Просто если это делать действительно в рамках буддийского учения, то сразу оказывается, что в нём скрыты механизмы, противодействующие этому дурному усердию. Не-насилие, не-волюнтаризм, не-диктат. То есть в буддийском учении скрыты не только рекомендации о том, ЧТО делать, но и КАК.
Забавно, что зловонный воздух является, согласно буддийским писаниям, кармическим следствием лжи, стремления воздействовать на сознание людей с целью обмана и получения выгоды. Соответственно, когда ложь массированная, портится вся атмосфера. )