Потрясена, восхищена, впечатлена многокрасочной 4х мерной (в пространстве и времени) раскрывшейся панорамой. Единственно что (немеющие уста робеют робеющие уста немеют спросить: отчего все же жители ЗИ то и дело именуются ромеями? Как-то привычней, что ромеи -- самоназвание жителей Византийской империи.
Ромеи это римляне (Рим - Рома). Византия это и есть Римская империя (не наследница, а она сама). Город Рим входил в её состав до сер. 8 в. И эта империя всегда мыслилась единой (Запад и Восток это чисто административное подразделение)
Романы и ромеи это были синонимы . Я использовал восточный вариант произношения, чтобы было ясно , что речь о всех подданных Римской империи (не только романоязычных) в противовес обобщённым варварам . Вообще же граница между зонами преобладания латинского и греческого в Империи проходил по Южной Италии и северной границе современной Греции. так что Турция и Сицилия были грекоязычными, а Магриб и Балканы латиноязычными.
Отступление империи и наступление христианства 565 император Юстин отказывается платить дань аварам, арабам и персам, в результате Империя оказывается в состоянии войны на три фронта (в Италии с лангобардами, на Балканах с аварами и славянами и на востоке с ираном, в то время как мавры атакуют африканские провинции) 569 синагоги в Константинополе обращены в церкви. 569 -73 лангобарды захватывают половину Италии 572 вестготы захватывают Кордобу 577 прорыв славянами дунайского лимеса, с этого времени славяне и авары периодически опустошают Балканы до Греции включительно Нарастание цивилизационного раскола в империи: 589 собор испанских епископов в Толедо добавляет в символ веры филиокве Ок. 600 государственным языком Византии вместо латыни становится греческий 590-604 понтификат папы Григория Великого. Создаёт чин западной литургии, григорианский хорал. Многочисленные труды фактически легли в основу практики католической церкви – выдвигается идея чистилища, отрицается польза светского образования и особенно грамматики, предлагается для обращения язычников делать христианскими их существующие праздники, обычаи и святилища. Организует активную миссионерскую деятельность. 589 переход в католичество вестготов, с 590 обращение в католичество лангобардов, 597 начло крещения германцев в Британии и основание епископства в Кентербери 6 в.лидирует по числу христианских святых (только по списку в Вики: 5 в- 225 святых, 6 в. -273 святых, 7в -225 святых , дальше всё меньше.) Иоан Мосх 550-619 – автор Повести об Иосафате и Варлааме Иоанн Лествичник до 579-649 (?) – мистик и аскет Император Гераклий (Ираклий) 610-641 сталкивается с самым опасным внешнеполитическим кризисом в истории Империи. С 602 война с Ираном. Евреи активно поддерживают персов. 610 славяне , руководимые аварами, затопили Балканы и остались там насовсем. Имперские власти с трудом контролируют только прибрежные города. К 614 персы захватили все восточные провинции империи и вышли к Босфору 624 вестготы захватили Южную Испанию 626 совместная осада Константинополя персами и аварами 622-28 поход Гераклия по персидским тылам до самой столицы Сасанидов , приведший к завершению войны и ухода персов к старой границе. С точки зрения военной науки сравнивается с самыми выдающимися походами античности. 629 Гераклий официально принимает титул василевса (царя) ромеев, до этого империя всё ещё номинально считалась республикой. 630 Шестоднев Григория Писиды 631 жестокие гонения на иудеев и монофизитов 632 повеление всем иудеям креститься или покинуть империю 634 начало мусульманских завоеваний (иудеи и монофизиты на их стороне), к 642 завоевана не только Сирия, но и Египет. 635 христианские миссионеры (из Персии) прибыли в Китай 638 пытаясь примирить халкедонитов с монофизитами Гераклий вводит догмат о единой воле Христа (монофилитская доктрина). Но это только усугубляет положение. Папа Лев отверг догмат и был сослан, Максим Исповедник – самый влиятельный богослов – практически отец византийского богословия в его главной теме обожения – тже выступил против, был искалечен и умер в ссылке (642). 663 император, посетив Рим, вывозит оттуда в свою резиденцию в сиракузах все античные статуи 670 мусульмане впервые штурмуют Константинополь 680 – 6-й вселенский собор осудил монофилитство 690 начало проповеди среди фризов 691-95 5/6 –й собор принимает множество правил поведения христианина ( в частности осуждено посещение бань иначе , чем с лечебными целями, запрещено мыться в одной бане с евреями (и даже одновременно в одной реке) празднование календ, ряженые, дрессированные медведи и т.д.). Скитающимся пустынникам велено селиться на Афоне. Плеяда православных авторов пишуших н территории халифата: Андрей Критский 660-740 из Дамаска – автор 70 канонов, Иоанн Дамаскин (675-753). Автор «Точного изложения православной веры» и его друг Косма Маюмский автор 40 канонов 722 Бонифаций - апостол Германии- начинает проповедь за Рейном 721/22 уже забытый указ о принудительном крещении еврееев повторяется и реально начинает проводиться в жизнь 726 В Византии запрещены все статуи (круглая пластика) 730 собор принимает решение о запрете почитания икон – начало иконоборчества и связанных с ним гонений. Уничтожение скульптур и икон. Папа осуждает это постановление и на Италию действие его не распрстраняется. 751 взятие лангобардами Равенны и уничтожение византийского анместничества в Италии.. Фабрикация в Риме подложного «Константинова дара» - якобы передавшего Западную империю папе 756 папа переходит под протекторат франкского короля Пипина , передавшего папе Рим и отвоёванные у лангобардов земли – появление Папской области
авары в 6-7 в. играли роль гуннов в 4-5 , а вместо германцев были славяне. с ними связан новый варварский стиль, появление стремян и начало эры тяжёлой кавалерии. восстание германцев против гуннов произошло в 453, славян против аваров в 626 (после неудачногой осады Константинополя), но каганат их не разрушило. авары
Мир вокруг Британии Британия ещё долго продолжала осознавать себя частью Римского мира. Хотя романизация её и во времена расцвета империи была не полной - латынь так и не вытеснила полностью кельтских наречий. Начиная со вт. пол. 3 в. проявляется т.н. кельтское возрождение (и здесь и в Галлии) - крестьяне вспоминают старые культы, старые до римские мотивы начинают проявляться в искусстве. восстания багаудов в Северной Галлии в 3 в, а потом во пер. пл. 5 в.практически разрушают там римскую государственность и землевладение. В итоге, Арморика (Бретань) после 435 г. так и не возвращается в под римский контроль. Связи с Галлией по морю поддерживались Британией и в 5 и в 6 веке. Вероятно, в Британию в 5 веке даже посылались отряды из франкских федератов. К западу от Британии находилась Ирландия - реликт старого кельтского мира, причём в самом архаичном его варианте, не затронутый античным влиянием. Там в 1 в. н.э. уже были племенные "королевства". В кон. 4 в. их было 5. Ирландцы (скотты) переправляясь через море грабили берега Британии. Южный и Юго-Западный Уэльс, Корнуолл стали объектом. их колонизации. После 383 г. римский власти фактически передали дело борьбы со скоттами местным бриттам, предоставив им полное самоуправление. Предположительно племенной король носил титул вортигерн, а после 408 его власть распространилась на все бриттские полисы. ок. 432 в Ирландии начал весьма успешную проповедь Патрик (долго живший тут как пленник и хорошо знающий ирландский язык и обычаи). приняв христианство, ирландцы перестали докучать бриттам , а в Уэльсе стали селиться как федераты. Зато с кон. 5 в. объектом их экспансии стали земли Шотландии. Шотландию населяли дикие пикты. Постоянная гроза Британии, которую не спасали даже два великих вала. В кон. 4в. между валами (Южная Шотландия) римляне федерровали два племени - на западе это было "королевство Дамбартон, на востоке княжество вотадинов. Но в 5 в. этот рубеж был прорван пиктами. На южном берегу Северного моря к востоку от Рейна жило германизированное племя фризов, дальше к востоку саксы, на территории Шлезвига - англы, Гольштейна - варины, Ютландии - юты. всё это были мореходные племена. В 5 в. саксы атаковали римские владения уже не только с суши , но и с моря, на кожаных лодках. Саксы. Аполлинарий Сидоний: «Этот враг своей жестокостью превосходит всех других. Он нападает мгновенно и неожиданно; если его замечают до того как он нападет, он уклоняется от сражения. Он презирает тех, кто выступает против него открыто, и уничтожает тех, кто его не ждет. Когда он кого-либо преследует, он перерезает ему дорогу; если же он вынужден бежать, он ускользает от преследователей. Кораблекрушение его не пугает, оно для него не более чем упражнение в ловкости. Опасности, ожидающие его в море, для него не только привычны, но и приятны. Если поднимается буря, то она порождает в душе тех, кто ждет нападения, ощущение укрытости, — но буря скрывает и тех, кто нападает: они охотно мирятся с опасностью, которая подстерегает их в волнах прибоя или на острых скалах, надеясь на успех неожиданного нападения" Саксы имели племенной строй, решая вопросы на тингах и знали только военных выборных предводителей. Они были язычники .Но у них была знать. Уже к нач. 5 в. саксонские колонии появились на всё протяжении галльского побережья. Это были отдельные деревни в пустынной местности, не поддерживающие контактов с аборигенами и хранящие эндогамию. Эти деревни и были базами пиратов. В 420-х бритты пригласили группу саксов поселиться как федераты в Кенте, использу их и против пиктов. Но в 442 г. эти саксы восстали и опустошили всю Британию. В 455 к ним присоединились и юты (вероятно одно время и фризы). Бритты, сплотившись вокруг герцога (дукса) Аврелия Амброзия (по легенде, потомки императора-узурпатора Магна Максима) сумели отбиться и остановить нашествие, но не изгнать саксов окончательно.
Бритты После Амброзия (Амвросия Аврелиана) начинается легендарный период истории бриттов - правление Утера (Вортимера) и Артура (причём последний, вроде бы даже принял императорский титул). Не менее легендарная дата гибели Артура в междоусобной войне - 537 г. Чародей Мерлин тоже , возможно, не полностью вымышленная личность, его тоже звали Амвросий. Рационализм к этому времени отступает под натиском магического восприятия мира. Немногочисленные уцелевшие города ещё влачат существование - рядом с каменными постройками предшествующих времён строятся полуземлянки. После Артура ещё упоминаются короли (из которых один существовал несомненно - Аврелий Канин (Конан?) ), но едва ли они правили всеми бриттами. Под ударами саксов бритты отступают к западному побережью. Организованное сопротивление закончилось в 577 г. Но в это период расцветает героическая кельтская поэзия скальдов - слагаю песни Анейрин , Талисиен, Лливарх . Гильда Премудрый (ок. 516-70) пишет "О погибели Британии", демонстрируя знакомство с Овидием и Горацием. Начиная с 460 г. начинается массовая миграция бриттов в Арморику (которая тогда и становиться Бретанью). Пик её приходится на вт. пол. 6 в. (до 600 г.) К этому времени бритты имели политическую организацию вождестского типа. уже в кон. 5 в. они столкнулись с франками и с тех пор войны были постоянны. наступление саксов продолжалось ещё в 7 в. - 615 они вышли к Ирландскому морю, 633 овладели северо-западной Англией, но дальше выдыхается. В период 6- 9 вв. мы видим множество бриттских королевств - в Дамбартоне на Ю.З.. Шотландии, в Корнуолле (постепенно отступая к его западной оконечности), в Уэльсе (несколько династий возводящих свой род к императорам провозглашённым в Британии - Константину, Максиму, к Вортигерну и т.д.). 3 королевства сложились в Бретани (франки претендовали на власть над ними, а за правителями признавали в лучшем случае звание графов (комитов). В 9 в. Уэльс был постепенно объединён династией с Мэна, а Бретань в нач. 9 в. стала герцогством в составе франкского государства, но потом повысила свой статус до королевства. из древней поэзии (6 в.?) Мужчина по храбрости, но мальчик годами, Смелый в грохоте битвы. Быстрые кони с длинными гривами Под прекрасным юношей. Светлый широкий щит На крупе быстрого коня. Чистые сверкающие мечи — Ножны из чистого золота. До свадебного праздника Стекла на землю кровь его. До того, как мы смогли похоронить его, Он стал добычей воронов. Мужи шли в Катрает; они были готовы к битве. Свежий мед был их пиром, но это был яд. Триста их в боевом порядке — И после стонов наступила тишина. Хотя они ходили в церкви на покаяние, Правдива повесть, смерть нашла их. Триста с золотыми браслетами отправилось Защищать свою страну, печальна была их судьба. Хотя они были убиты, но и они убивали. Они будут чтимы до конца мира. Из тех наших родичей, что отправились, Увы! только один вернулся.
Скотты Ирландия в своём политическом развитии в 5 в. достигла уровня великого вождества (и никогда выше не поднималась). Реально существовало 4-5 сложных вождеств - провинциальных королевств - в 5 в.в результате постоянных войн политическая карта претерпела серьёзные изменения - правитель одного из которых - Мите - считался верховным королём. Каждое из них складывалось из отдельных "королевств"-вождеств, некоторые из которых периодически становились независимыми. Одно из них - Дал Риада - с кон. 5 в колонизует западное побережье Шотландии, захватывает остров Мэн, и в конечном счёте становится ядром будущего Шотландского королевства. С 4 в. (по крайней мере) скотты имели письменность - огам, в 5 в. приняли христианство ( 431 сюда был назначен епископ, чтобы окормлять уже существующую общину, но реальным отцом ирландского христианства считается св. Патрик, прибывший в 432 г.). Первоначально ирландская церковь строилась по континентальному образцу, о уже к 6 в. претерпела серьёзные трансформации. Впрочем, странности были уже в 5 в.: Ирландская церковь не знает мученичества, принятие христианства происходило мирно, с согласия друидов. соответственно сами ирландские святые никогда не занимались гонением на язычников, напротив, с увлечением записывали древние мифы про богов и героев, сакральные центра это древние центры друидизма, наконец, такое впечатление , что в 5 в. решающую роль в распространении христианства сыграли женщины, начиная с легендарной св. Бригиты (культ которой совпал с культом одноимённой богини), чуть ли не они основали и первые монастыри в Ирландии. С нач. 6 в. (года с 520) начинается действительно масштабное монашеское движение. Довольно быстро именно монастыри ( прежде всего 6 великих) стали центрами христианства, почти оттеснив епископов. (т.е. епископы сохранились, но они или одновременно были аббатами, или жили в монастырях), епархий с фиксированными границами не было , влияние зависело от личного авторитета . В 563 г. св. Колумба основал монастырь на острове Айона в Шотландии, который стал лидером конфедерации кельтских монастырей. В главных монастырях в своих хижинах жили многие сотни монахов и даже женатые люди. Но в целом уставы отличались исключительной суровостью. Особое же распространение получило отшельничество, иногда в окрестностях, но чаще на скалах, в необитаемой местности, на пустынных островах. В связи с этим необычайно распространилось паломничество, монахи был абсолютно не оседлыми людьми. Начиная со св. Брендана (484-578), чьё многолетнее странствие по океану с поискаях Земли Обетованной вошло в мифы и легенды. Есть основания полагать, что ирландские отшельники поселились не только на Фарерах, но и в Исландии (областях необитаемых и неведомых). Кельтская церковь имела и другие нестандартные обычаи - здесь по своему вычисляли Пасху, женщину участвовали в богослужении, а само оно могло проводиться в обычных домах. Две другие особенности - страсть к учёности и к миссионерству. В 591 г. на континент отправился с учениками св. Колумбан . Он создал свой знаменитый суровый устав, вводил ирландскую Пасху и обязательные учёные занятия. Им было основано много монастырей. Главный - Боббио в Италии, А его ученик Галл основал знаменитый швейцарский Сент -Галлен. В следующие два века многие десятки святых ирландских монахов обошли Европу, основав бесчисленные монастыри и сыграли решающую роль в христианизации и в традиции монастырской учёности - уже в кон. 7 в. на в Галлии появились большие скриптории, не давшие угаснуть античной традиции. Соответственно множество книг было перевезено в Ирландию и скопировано там, ирландцы были знамениты своей готовностью нести учёность бесплатно и даже даром давали книги ученикам. Они, похоже, единственные на Западе смогли изучить греческий язык. В 8 в. начинается рассцвет ирландской литературы и поэзии. творили её конечно не только монахи, но и барды. Были созданы циклы саг - которые являются основным и чуть ли не единственным источником по кельтской мифологии и культуре, к ним же восходят многие знаменитые сюжеты - о великой и губительной любви, о ином мире, о странствиях и т.д. Параллельно подъём поэзии начинается и в Уэльсе. Совершенно новой темой стали стихи о природе . В 9 в. из-за набегов норманнов многие ирланские учёные перебрались к франкам , сыграв важнейшую роль в каролингском возрождении. Среди них поэт Седулий Скотт и учёный Иоанн Скотт Эриугена - переводчик Ареопагита и философ (собственно, единственный философ на Западе во всём 9 веке) из валлийской поэзии: О старости До того, как согнулась моя спина, я был храбр. Меня приветствовали в пиршественном зале Поуиса, райского сада Уэльса. До того, как согнулась моя спина, я был красив. Мое копье было первым в атаке. Моя спина согнута. Я угнетен и печален. Деревянный костыль, это осень. Папоротник сер, колосья желты. Я презирал то, что ныне люблю. Деревянный костыль, это зима. Люди много говорят над своим питьем. Никто не подходит к моему ложу. Деревянный костыль, это весна. Кукушки серы. На пиру свет. Ни одна девушка не любит меня... Чертог Кинддилана темен сегодня, Без огня, без ложа. Я немного поплачу, а затем замолчу. Чертог Кинддилана темен сегодня, Без огня, без свечи. Кто, кроме Бога, сохраняет мой разум? Чертог Кинддилана, ты утратил свою красоту. Твой щит в могиле; Пока он был жив, не было здесь плетня в проломе. Чертог Кинддилана темен сегодня, Без огня, без музыкантов; Слезы бороздят мои щеки. Чертог Кинддилана, мне больно видеть его, Без крыши, без огня; Мой господин мертв, а я все живу. Чертог Кинддилана печалит меня, После столь многих дружеских встреч, Что я видела у твоего очага. Майский дивный день, лета лучший дар, на рассвете — звень первых птичьих пар. Праздник трав и древ славит славок хор, стихли вихри вьюг, когда бел был бор. Высоко в скалах водный гром гремит, трости ив трещат, коростель скрипит. В слабом сердце — дрожь, в сильном — славы звон: «Майский дивный день!» — распевает он. Май, лучшая пора, громко поют птицы, свежа молодая трава, плуги в пашне, быки под ярмом, море зелено, поля пестры. Когда кукушки поют в прекрасных деревьях, я становлюсь печальнее; дым кусает, моя печаль понятна, ибо мои родичи умерли. На холме, на равнине и на островах в море, какому пути ни пойдешь, все равно не минуешь благословенного Христа Ирландская: О МЫСЛЯХ БЛУЖДАЮЩИХ Мысли неподобные, горе мне от вас; где вас ветры злобные носят всякий час? От молитв бежите вы, аки от ловца; скачете, блажите вы пред очьми Отца. Сквозь леса пустынные, стогны городов, в сборища бесчинные, в суету торгов; В зрелища соблазные (льстя себе утех), в пропасти ужасные, им же имя — грех; Над морями реющи, там, где нет стези, ово на земле еще, ово в небеси,— Мечетесь, блуждаете вдоль мирских дорог; редко забредаете на родной порог. Хоть для удержания сотвори тюрьму, нет в вас прилежания долгу своему. Хоть вяжи вас вервием, хоть бичом грози, не сойдете, скверные, с пагубной стези. Не унять вас бранями, не в подмогу пост: скользки вы под дланями, аки рыбий хвост. ПЛАЧ ЛИДАН Дурное содеяно это дело: любимый обижен мною. Дороже он был мне всего на свете: о, если бы не страх божий! Мытарства решил он избыть земные, стяжать небесное царство. Не знала о том я, любя нелживо, как жалит малое жало. Я — Лидан; любим был Куритир мною и мною печали выдан. [309] Была я недолгой ему утехой: промчалась радость былая. Со мною он слушал пение леса, воинственный шум прибоя. Досады, казалось, ждать невозможно от той, что дарит услады. Доселе, не скрою, он мне желанней всех в мире благ и веселий. Пылает, как в пламени лютом, сердце; житья без него не чает.
ну здесь яркость усилена явно вопрос о Пасхе был главным спором внутри ирландской Церкви. Уже в нач. 7 в. появились те, кто установил праздноввание по римским пасхалиями, но окончательно они победили только в 9 веке. причём последними сменили обычай ирландские монастыри на континенте.
Королевство пиктов Пикты - потомки древнейшего, докельтского населения Британии, название - букв. раскрашенные или татуированные "королевства" - сложные вождества - сложились у пиктов ещё в 5 в. в 6 в усилиями св. Колумбы они были обращены в христианство в 8 в. сложилось единое королевство пиктов в 781 ветвь пиктской династии начинает править и в Дал Риаде - королевстве скоттов, к этому времени владеющему всем западом Шотландии в 843 Кеннет мак Алпин - король Дал Риады (Аргайла) завоевал королевство пиктов и Шотландия стала Шотландией (букв. "страной скоттов")
Саксы и англы В Британии, как считается, завоеватели вели себя жёстко - полностью вытесняя местное население или превращая его в рабов и полузавсимых. Однако стремительный прогресс в культуре переселенцев по сравнению с оставшимися в "старой Саксонии" демонстрирует, что влияние бриттов (а потом скоттов) было очень значительно. Саксы и англы континента так и остались на племенном уровне и были упорными язычниками, ведущими отчаянную борьбу с франкскими завоевателями-цивилизаторами, пока те их не покорили (в кон. 8 - нач. 9 в.) На острове же начался активный политогенез: Основание королевств: юты: Кент 455 саксы: Суссекс 491 Уэссекс 519 Эссекс 527 Англы: Берниция 547 Дейра 559 Мерсия 585 Останглия 593 (Берниция и Дейра потом объединились в Нортубрию) В кон. 6.в появляется звание верховного короля - бретвальда - котором поочерёдно становились самые могущественные короли. Со вт. пол. 7 в. начинается переход к раннему государству , завершившийся в нач. 9 в., когда все королевства становятся реальными вассалами верховного короля (Уэссекса) нач.. 7 в. создаются писаные законы в Кенте, нач. 8 в.Уэссексе, в 760е - Правда короля Оффы -короля Мерсии и бретвальда переход в христианство: Кент 597 Нортумбрия 627 Эссекс 635 Мерсия с 658 Суссекс 680 Постепенно под влиянием ирландцев Англия тоже становится рассадником христианского просвещения. Беда Достопочтенный 672-735 пишет в 732 Церковную историю англов Винфрид (Бонифаций) 672-754 известен как "апостол Германии" - в 719 начинает проповедь за Рейном, в 722 получает от папы сан епископа, а в 731 архиепископа Германии . Алкуин 735-84 - известный деятель каролингского возрождения в 7в. появляется христианская англо-саксонская поэзия. известный её представитель Кюневульф (кон. 8- нач. 9в.) началом 8 в. датируется эпическая поэма о Беовульфе (действие происходит в Швеции) в 8 веке появляются первые тексты на латыни.