Изменили мое мнение о давней Ирландии. Спасибо. Прежде оно основывалось на мрачноватых стоических сагах.
А мне они всегда казались очень яркими и цветистыми. Вот исландские с их бесконечными альтингами - это да, суровые саги. :
Да, стилевые заимствования очевидны, но внутренне - не то. Да? Или это у меня субъективное что-то? От ирландских артефактов совсем другие ощущения, идущие вероятно от мировосприятия носителей этой культуры. По степени многомерности и глубины напоминают тибетские мандалы, но "наполнение" при этом крайне мягкое, я даже не знаю, как это сказать. Агрессии совсем нет.
Две империи. Хроника С 7 в. происходят некоторые изменения в земельных отношениях, которые связывают с началом "феодализации". В большей степени, вероятно, с расстройством денежного хозяйства. В Византии с сер.(или конца) 7 в. постепенно складывается "фемный строй" - профессиональной и наёмной остаётся только гвардия, а войска в провинциях переводятся на военные поселения, образуя новое наследное сословие стратиотов. Параллельно исчезает разделение военных и гражданских властей - стратиг фемы теперь одновременно и губернатор и командир стратиотов. Пика система достигает в 9-10 вв. На западе появляется такое явление как бенефеций - пожизненное пожалование земли в обмен на военную службу, но это не крестьянский надел стратиота, а поместье дружинника. Впервые бенфеций появляется, кажется, в Испании. во вт. пол. 7 в. был изветен англо-саксам, а в 8 в. широко распространяется у франков. Культура Византии находится в глубоком застое. Самые видные явления: 759-826 Фёдор Студит – церковный писатель и автор образцового монастырского устава Всемирные хроники Георгия Синкелла (нач. 9 в.) и Георгия Амартола (сер. 9в.) (На западе первую всемирную хронику (очень низкого качества) пишет в нач. 10 в. Регино Прюмский) Границы империи в целом стабилизировались в составе остались Греция (отвоёванная у славян в 782-84), Малая Азия (Турция) и Южная Италия На западе напротив происходят масштабные события: Экспансия франков Вновь покорены: Прованс 737 Тюрингия 741 Алемания 746 Аквитания 769 Бавария 788 Завоеваны : Италия 774 Саксы после серии войн 772-804, тогда же они принудительно крещены. 795 разгромлен аварский каганат, 805/28 окончательно ликвидирован б.ч. это правление Карла Великого (768-814). в 800 папа возлагает на него корону императора Запада, в 812 Византия признает его статус. В это же время начинается т.н. каролингское возрождение . В политике это была попытка перейти от раннего государства к настоящему. Образцом была та же Византия. Статус императора понимался прежде всего как статус главы Церкви, забоятщегося о душах подданных, также как об их телах. 781 новая каролингская миниатюра 782 «придворная академия» Карла Великого в Аахене во главе с Алкуином 787 седьмой вселенский собор в Никее восстанавливает иконопочитание Ок. 790 «Каролингские книги» написанные по приказу и при участии Карла опровержения на решения собора, в 792 выписки из них посланы папе, чьи легаты подписали решения собора. 794 франкфуртский собор западных епископов отвергает решения 7-го собора 800 записана песнь о Хильдебранте – германский героический эпос ( в 830 собрание героических германских песен принадлежавшее карлу было уничтожено) в нач. 9 в. были записаны Правда Хамавов (лат. Lex Chamavorum), Фризская правда (лат. Lex Frisionum), Тюрингская, или Англо-варнская правда (лат. Lex Thuringorum/Angliorum et Verinorum), Саксонская правда (лат. Lex Saxonum) 804 Карл создаёт светские школы для обучения администраторов, главная – придворная. 809 Аахенский собор под руководством Карла вводит в символ веры филиокве (в Риме новшество признано только в нач. 11 в.) 813 новая волна иконоборчества в Византии (подтверждена собором 815 г.), спор об иконах начинается и во Франкской империи, вопрос обсуждается на Парижском соборе 825 г. доводы епископов –иконоборцев отвергнуты. Позиция западной церкви – иконы это просто наглядная агитация. 827-902 завоевание арабами Сицилии (у Византии) 840 после смерти императора Запада Людовика Благочестивого империя франков начнает распадаться, титул императора теперь означал только формальное старшнство в роду Каролингов (Пипинидов) 843 окончательное восстановление иконопочитания в Византии - "Торжество православия". С этого момента уже ничто не нарушало православное единообразие Ок. 850 в Риме составлены поддельные «Исидоровы декреталии» - сборник фальшивых документов о независимости епископов от светской власти и подчинённости их папе. В сер. 9 в. в культуре Византии постепенно начинается поворот приведший к т.н. Македонскому возрождению (на фоне стагнации на западе) 855 создана Магнаврская высшая школа («Константинопольский университет» с программой оснвоанной на изучении семи свободных искусств и упором на математику – основатель –Лев Математик – создатель оптического телеграфа и разных механических устройств во дворце Патриарх Константинопольский Фотий (858—867 и 877—886 гг.). Конфликт с папством (папа признал его незаконным поскольку Фотий был поставлен в патриархи из мирян) 860 Фотий – Мириобиблион – каталог с аннотациями и выписками 300 античных сочинений 867 – Фотий осуждает филиокве как еретическое добавление 869 - собор в Константинополе (8-й вселенский по мнеию католиков) низложил Фотия 879 - собор в Константинополе (по составу вселенский, но форально поместный0 отменил решения предыдущего и предал анафеме любые добавления к Никейско-Цареградскоу символу
Славяне Славянская миграция на запад происходила в 5 веке. С 5 по 7 вв. источники различают венедов и антов. Сейчас отличие между ними можно установить только гипотетически. Так , предположительно венеды связаны с пражско-корчакской археологической культурой, а анты с киевской и пеньковской (причём последняя была рассеяна среди болгарских кочевий). Чисто лингвистически выделяются племена с иранскими этнонимами, которые могли быть антскими (анты тоже иранский этноним) , это северяне, сербы и хорваты. Причём все эти племена были представлены несколькими ареалами: северяне жили на левобережье Днепра и в Болгарии, сербы на Эльбе и Западных Балканах , хорваты в Хорватии, белые хорваты на Западной Украине, а чёрные хорваты на севере Моравии и Словакии. С самого появления на исторической арене всеми отмечается крайне низкая организованность славян. Два больших расселения происходили под "крышей" гуннов в 5 в. (Восточная Европа) и авар в 7 в. - Балканы. На территорию Чехословакии, Венгрии, Австрии они продвинулись в 6 в. после ухода оттуда германцев. К 7 в. оформляются "славинии" - племенные округа, иногда малых племён иногда больших (объединяющих несколько малых). Князья были выборными военными предводителями. Вождества в основном оформляются только в 9 веке. На Балканах славяне разрушили римскую систему администрации и землевладения, (кроме прибрежных городов, куда проникновение, видимо, было мирным) и быстро слились с местным населением - захватывая рабов, славяне уже через несколько лет давали им вольную, включая в племя. В результате появились этносы со славянским языком и традиционным местным образом жизни (виноградники, каменные дома и т.д.) , но без государства и налогов. Прибрежные города продолжали считаться частью Византии, но фактически стали полунезависимыми республиками. уже в 7 веке балканские сербы приняли христианство
У славян временами возникали и более крупные образования. Так в результате удачного восстания против авар (623/626) во главе с франкским купцом Само возникло крупное объединение просуществовашее 35 лет (до его смерти, 658) и успешно отбивавшееся и от франков. Очевидно после смерти Само в той или иной степени контроль аваров над племенами был восстановлен. Как устойчивое княжество продолжал существовать только один осколок "державы" - Карантания (в Австрии-Словении). Князь там выбирался всем населением, включая женщин и детей. С 745 г. она попала в зависимость от Баварии В 767 г. туда по просьбе местного князя прибыла миссия ирландских монахов во главе с епископом Модестом, направленным (ирландцем же епископом Вергилием), которая и окрестила хорутан. После присоединения Баварии к империи франков, самостоятельное княжество было упразднено (820). После победы над аварами под верховной властью франков оказались и другие славянские княжества и племена : хорваты посавские и далматинские, Моравия, Нитра в Словакии, княжество Прибины в Паннонии. Точнее сказать, все эти княжества и возникли в 9 в. под верховной властью франков, предпочитавших иметь дело с князьями , а не с аморфными племенами.
княжества под властью Западной (Франкской) империи Далматинская Хорватия существовало уже в кон. 8 в. в том же веке. видимо. приняло христианство 810/12 васссал империи франков, 845 наследная власть перешла к династии Трпимировичей в составе западной империи. 878/79 получила в лен от Византии право на налог с прибрежных городов в обмен на вассалитет, титул - герцог (дукс) 925 прекратила вассальные отношения с западной империей (Германией) 1076 становится вассалом папы, получив королевскую корону с 1102 в составе Венгрии Посавская (Паннонская) Хорватия С 791 г. кн. Войномир перешёл от аваров под протекторат франков и крестился. 827 княжество подчинили болгары и посадили своего ставленника Ратимира, но в 838 франки восстановили контроль, утвердив своего вассала Радбода . 923 захвачено Далматинской Хорватией. Блатенское (Паннонское) княжество (в Венгрии) В 839/840 эти бывшие земли аваров переданы франками в лен князю Прибине, крестившемуся и собравшему здесь славян. 874 после смерти князя Коцела к Моравии, 874 конфисковано франками, 884 снова к Моравии, 894 к франкам, в 896 передано в лен Посавской Хорватии Нитранское княжество (В Словакии) Возникло в кон. 8в. 833 захвачено Моравией Чехия возникла в кон. 9 в. когда князь Борживой объединил 4 из 7 местных племён и был утверждён правителем всей Чехии как вассал Моравии, 885 принял христианство. 895 перешло из под власти моравии в прямой вассалитет западной империи.
Работорговля На несколько веков (прежде всего с 8 по 10, с расцветом с сер. 9 по сер. 10) славянская Европа становится главным полем охоты за рабами и вывозом их в цивилизованные страны. Главная причина была в том, что славяне были язычниками и с точки зрения и христиан, и мусульман в обращении их в рабство не было ничего дурного (в отличие от своих единоверцев). Отсутствие развитых политических структур, межплеменные войны способствовали работорговле. Пленных продавали и сами славяне и эксплуатирующие их политии - хазары, мадьяры, русы и т.д. (Ситуация была аналогична той , которая в следующие века наблюдалась на Кавказе и в Чёрной Африке). В результате в языках Западной Европы слова раб и славянин стали синонимами. А на Ближнем Востоке бытовал термин "сакалиба" означающий славянин, или раб из Восточной Еввропы. Главная европейская работорговая артерия существовала уже в 772 г. (вызывая возмущение ирландских монахов из Баварии). Главным "логистическим" и перевалочным пунктом была Прага. Позднее с востока путь шёл через Киев, а в Праге разветвлялся - одна линия шла в Венецию (один из городов-государств в составе Византии), вторая , через Германию и Францию в мусульманскую Испанию. На границе многих юношей-рабов оскопляли (мусульманское право это запрещало, но мусульманские обычаи требовали многочисленных евнухов). Этот работорговый путь через Европу был в руках еврейских купцов.
Великая Моравия Моравское княжество в составе Западной Империи существовало уже к 822 г. С захватом Нитры в 836 оно значительно усилилось. в 831/33 произошло официальное крещение Моравии (из Баварии), почти не затронувшее языческий уклад. В 863 г. моравский великий князь пригласил христианскую миссию из Византии (причиной стал отказ папы создать самостоятельное архиепископство в полуязыческой стране). (параллельно болгарский правитель Борис призвал миссию с Запада). Эти события легли в основу серьёзного конфликта между папой и патриархом по вопросу о канонической территории. Они и легли в основу "кризиса Фотия". Надо сказать, что византийские миссионеры Контсантин (Кирилл) и Мефодий приложили все усилия чтобы выпутаться из этой ситуации. В 868 г. они прибыли в Рим, чтобы получить утверждение от папы. В Риме Константин умер, а Мефодий был рукоположен в архиепископы Моравии. Т.о. были санкционированы такие введения братьев как создание церковной службы на славянскм языке и славянской письменности (глаголицы). Но архиепископ Зальцбурга (Баварии) и епископы его митрополии были другого мнения. Жёсткий конфликт между ними привёл к формированию двух враждебных церковных организаций - латинской и славянской. Новый моравский князь Святополк принял сторону латинской. В 885 сразу после смерти Мефодия его ученики были изгнаны (некоторые казнены) и перебрались в Хорватию и Болгарию (в Хорватии славянская Нинская епархия просуществовала до 928 г. а славянские монастыри так и остались). При Святополке Моравия достигла максимального расширения, но после его смерти в 894 г. распалась. Один князь сел в Моравии, а другой в Нитре. В 907 г. оба княжества были завоёваны мадьярами.
Известно по крайней мере три заметных эмпория (открытое (неукреплённое торгово-ремесленное поселение) связанных с Великой Моравией и исчезнувших после её гибели. Столица - Велиград так надёжно не идентифицирована, значительным селением она явно не была, как и остальные города других княжеств (вождеств).
Чехия. Фактическим наследником Великой Моравии стала Чехия. В правление Болеслава 1 (935-72) начинается переход к ранней государственности. Вся земля была объявлена принадлежащей князю. Создаётся система замков-гродов с размещённой в них дружиной и создана ситема повинностей. В результате завоеваний, с 955 г. были временно присоединены Моравия, Нитра (Словакия), Силезия (слензане) и княжество вислян (в Малой Польше) и на востоке Галиция. Начинается чеканка монеты (из престжных соображений) Болеслав 2, добился создания чешского епископства (972/73) , в 995 было уничтожено последнее племенное княжество - Славниковичей. Но в 1003 Чехия была завоёвана поляками, и в 1004 восстановлена с помощью немцев уже без внешних владений. С этого времени начинается интеграция Чехии в западные политические структуры. В 1039 были приняты первые законы (антиязыческие по направленности) в 1041 Чехия вошла в состав Священной Римской империи как княжество. в 1085 князь Вратислав получает королевскую корону (окончательно королевство с 1198 г.) в 1096 окончательно изгнаны из страны славянские монахи Сазавского монастыря. в 1119-25 Козьма Пражский пишет историю страны - Чешские хроники.
Болгария Это государство изначально было далеко не славянским. Болгары - тюрки - кочевники и полукочевники - прямые потомки гуннов.Появление болгар на Балканах датируется 680 г. Но начало истории своего ханства они оправданно возводили к Аттиле. Болгары покорили большую часть балканских славян. Их политическая органзация изначально была на стадии великого вождества, а в нач. 9 в. при хане Круме формируется раннее государство - вводятся законы, вместо славиний - комитаты. Совместно в франками болгары добили аварский каганат, завоевав в 805 г. его владения до Тиссы на западе. В 864 г. хан Борис принимает христианство, причём его обращение сразу в Константинополь и Рим сильно испортило между ними отношения. Хан добивался сразу статуса архиепископии для болгарской церкви, и она была создана по решению Собора 869 г. (под эгидой Константинополя) Симеон (893-927) это болгарский Карл Великий. при нём столицей становится вместо резиденции Плиски настоящий новый город - Великий Преслав. Расширяются за счёт Византии пределы. В 913 г. он был провозглашён императором - василевсом болгар и ромеев , а глава церкви патриархом (признано Византией в 927 г.)
Правление Симеона обозначено и значительным культурным взлётом (уже далеко не варварским). В Болгарии в 886 было приняты ученики Константина и Мефодия и продолжена масштабная работа по переводу Библии и базовых христианских текстов на славянский (к этому времени болгары славянизировались) в рамках Преславской книжной школы. "Самыми известными произведениями круга единомышленников Симеона стали «Учительное евангелие», первая часть которого известна как «Азбучная молитва», «Проглас к Евангелие», «Историкии» Константина Преславского, «Сказание о писменех» Черноризца Храброго, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Слова» Климента Охридского, «Похвала царю Симеону» анонимного автора, «Златоструй», так называемый «Симеонов сборник» и др.[105] Другие видные книжники были: Наум Преславский, Тодор Доксов, Иоанн Пресвитер и Григорий Пресвитер". В Преславской школе, видимо, и была создана новая славянская письменность - кириллица. Но в отличие от каролингского возрождения в Болгарии интерес собственно к античности был минимален. Переводчиков интересовала только христианская литература.
Существовал также ряд сербских небольших княжеств во вт. пол. 9 в. втянутых в противоборство Болгарии и Византии, к кон. 10 их самостоятотельность была близка нолю.
Польша Это глубокий глухой угол Европы в далеке от старой римской границы. Но тем не менее политогенез развивался и здесь. Раньше всего в большую политику было вовлечено княжество вислян (Краков, Малая Польша), уже в кон. 9 в. объединившее несколько племён. Оно входило в состав Великоморавской, потом Чешской держав. В сер. 10 стало быстро прогрессировать княжество полян (Великая Польша). Князь Мешко (960-92) завоевал ряд соседних племён, установил вассальные отношения с Западной империей, а в 965 , женившись на дочери чешского князя, крестился. его наследник Болеслав 992-1025 - великий завоеватель, занял много земель у Чехии и создал по чешскому образцу раннегосударственный аппарат (систему гродов) в 1000 г. было создано архиепископство. законы в Польше были, хотя и неписанные, история Польши была написана в нач. 12 в. иноземцем Галлом Анонимом. Я думаю, понятно, что все эти славяннские политии описываются тут, поскольку по уровню развития вполне соотносятся с варварскими королевствами германцев 6-8 вв., просто в силу хронологических причин попали в другой раздел учебника )