1. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    9.812
    Симпатии:
    2.021
    На самом деле, мы вас понимаем. :good1:
     
  2. NikoPilgrim

    NikoPilgrim Автор

    Сообщения:
    82
    Симпатии:
    10
    ...и понять
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.550
    Симпатии:
    509
    ("Книга родственных высказываний")
    Приложение

    Ниже приведен краткий отрывок из перевода "Маха Сатипаттхана сутты", с комментарием Махаси Саядо. Он предлагается как расширенное пособие по этой технике медитации, как ссылка на источник, из которого возникли все медитации Сатипаттхана, слова Будды.
    Техники медитации

    В "Маха Сатипаттхана сутте" говорится:
    И кроме того, монахи, брат осознает, когда он идет: "Иду"; когда он стоит, сидит, лежит, он осознает это; какое бы положение ни занимало его тело, он осознает это.
    И кроме того, монахи, шагая вперед и назад, смотря прямо на что-то или в сторону, нагибаясь и выпрямляясь, облачаясь в платье и подавая чашу, съедая, выпивая, пережевывая и закусывая, справляя естественные нужды, брат осознает свои действия. При ходьбе, стоя, сидя, отходя ко сну, пробуждаясь, разговаривая и сохраняя молчание, он знает, что он делает.
    И кроме того, монахи, брат размышляет над этим своим телом, вне зависимости от его положения.

    При этом, монахи, когда брат испытывает приятное чувство, он осознает: "Испытываю приятное чувство";
    когда испытывает болезненное чувство, он осознает: "Испытываю болезненное чувство";
    При этом, монахи, брат осознает сознание с вожделением, как с вожделением; сознание без вожделения, как без вожделения;
    При этом, монахи, когда присутствует чувственное желание, брат осознает: "Во мне есть чувственное желание",
    либо, когда чувственное желание отсутствует, он осознает: "Во мне нет чувственного желания".

    В созвучии с этими учениями Будды, можно так сказать на разговорном языке:
    он осознает "поднимаю", когда стенка живота поднимается;
    "опускается", когда стенка живота опускается;
    "сгибаю", когда конечности сгибаются;
    "вытягиваю", когда конечности вытягиваются;
    "блуждает", когда ум блуждает;
    "думаю, размышляю" или "узнаю", когда он этим занимается;
    "чувствую оцепенение", "жарко" или "больно", когда он это чувствует;
    "иду, стою, сижу", или "лежу", когда он занимает такое положение.

    Движения подъема и опускания стенки живота

    Созерцание движений подъема и опускания стенки живота вполне согласуется с учениями Будды. Этот подъем и падение – физический процесс (рупа), вызванный давлением элемента ветра. ..Поэтому движения подъема и опускания живота – это подходящие объекты для созерцания, и осознавать при созерцании, что это всего лишь движение элемента ветра, подверженного законам непостоянства, вполне согласуется с трактатами Будды. Давление и движение, переживаемые при подъеме и падении стенки живота – это проявление тактильного (осязаемого) элемента ветра, и правильное их восприятие как таковых вполне созвучно с учениями Будды.

    "Братья, тщательно обращайте внимание на тело, и рассматривайте тело в его истинной природе как непостоянное".
    "Братья, когда брат рассматривает это непостоянное тело как непостоянное, такое его понимание – правильное".
    "При этом брат размышляет: 'Такова материальная форма, таково ее возникновение, таково ее исчезновение'".
    "Братья, тщательно обращайте внимание на осязаемые объекты, и рассматривайте их истинную природу как непостоянную".
    "Братья, когда брат рассматривает это непостоянное тело как непостоянное, такое его понимание – правильное".
    "Но полностью зная, постигая, отделяясь от осязаемых объектов, отбрасывая их, можно искоренить страдание".
    "В том, кто знает и видит осязаемые объекты как непостоянные, исчезает невежество и возникает знание".
    "При этом брат осознает органы прикосновения и осязаемые объекты".

    "Каким бы ни был внутренний элемент движения, и каким бы ни был внешний элемент движения, именно они являются элементами движения. С помощью совершенной интуитивной мудрости нужно рассмотреть их такими, какими они есть в действительности, таким образом: это не мое, я не являюсь этим, это не мое 'я'".

    …Основываясь также на приведенных цитатах, медитирующим даются инструкции начинать с движения подъема и падения живота, с тем чтобы облегчить их медитацию. … Поэтому не нужно допускать никаких сомнений насчет того, будет ли достаточно созерцать только движение подъема и опускания стенки живота.

    Созерцание возникновения в шести дверях восприятия

    Хотя нужно созерцать любой объект, возникающий в дверях восприятия, его не нужно сопровождать мыслями о нем. Нужно только уделять обнаженное внимание тому, что возникает на той или иной двери восприятия.

    "Тот, кто не питает страсти к вещам, которые он видит,
    А может осознанно, с ясной головой, подвергаться восприятию,
    С невоспаленным сердцем, ни к чему не привязывается.
    Тот, кто не питает страсти к вещам, которые он слышит, обоняет,
    Пробует на вкус, касается и чувствует,
    А может осознанно, с ясной головой, подвергаться восприятию,
    С невоспаленным сердцем, ни к чему не привязывается."

    Тот, кто познает давление и движение стенки живота, созерцая ее подъем и падение, – это "тот, кто не питает страсти к вещам, которые он чувствует, а может осознанно, с ясной головой, подвергаться восприятию".

    "Братья, нужно полностью познать это всё.
    Что всё, братья, нужно полностью познать?
    Глаз, братья, нужно полностью познать,
    Зрительные объекты нужно полностью познать,
    Сознание глаза нужно полностью познать,
    Контакт глаза нужно полностью познать,
    То приятное, неприятное или нейтральное переживаемое состояние,
    Которое возникает из-за контакта глаза, тоже нужно полностью познать.
    Ухо нужно полностью познать,
    Звуки нужно полностью познать ...
    Нос ... запахи ...
    Язык ... вкусы ...
    Тело нужно полностью познать,
    Осязаемые объекты нужно полностью познать, ...
    Ум нужно полностью познать,
    Состояния ума нужно полностью познать ..."

    В вышеприведенном фрагменте "полностью познать" означает осознание материальных и психических явлений в шести дверях восприятия. Осознание движений подъема и опускания стенки живота входит в "осязаемые объекты", которые "нужно полностью познать".
    "Братья, нужно постичь глаз,
    Нужно постичь зрительные объекты,
    Нужно постичь осязаемые объекты,
    Нужно постичь ум,
    Нужно постичь состояния ума".

    Медитация випассана без предшествующего развития джханы

    Возможно сразу же начать с медитации видения-как-есть (випассана), не развив перед этим полного сосредоточения в медитации знания (джхана).
    "При этом, некоторые созерцают пять групп привязанности как непостоянные и тому подобное, не развив перед этим спокойствия (саматха). Это созерцание – медитация видения-как-есть".

    Эта цитата из комментария показывает. что можно начать с медитации видения-как-есть, не достигнув перед этим сосредоточения доступа и полного сосредоточения. Сказано, что тот, чей инструмент – видение-как-есть, распознает четыре элемента, что также подтверждает эту возможность.

    Достижение чистоты ума с помощью сосредоточения доступа

    "Чистота ума – это состоящее из двух частей сосредоточение, стадии доступа и стадии восторга".
    "Сосредоточение доступа сходно с полным сосредоточением, основой медитации видения-как-есть тоже служит чистота ума.".
    "развитие сосредоточения погружения помогает в видении-как-есть, выступая непосредственной причиной видения-как-есть".
    …Эти два фрагмента очень ясно показывают, что чистоты ума можно достичь и с помощью сосредоточения доступа, и при этом возможна медитация видения-как-есть.
    Этот трактат о добродетели (Силавант сутта) ясно показывает, что тот, кто добродетелен, может отслеживать пять групп привязанности, и отслеживая их, поэтапно достичь плодов вхождения в поток, возвращения однажды, невозвращения и архатства. Движения подъема и опускания стенки живота – это элемент ветра, входящий в группу телесности (формы). Поэтому нужно непоколебимо помнить о том, что техника медитации, основанная на движениях подъема и падения стенки живота, и созерцания пяти групп привязанности, возникающих в шести дверях восприятия, – подходящая и правильная, ведущая к достижению плодов архатства.

    -----------------

    а. "Тот, кто видит ниббану, которая переходит в бессмертное (в смысле прекращения), осуществляет ее .. Видение ниббаны в момент первого пути осуществляется как видение (дассана). В моменты других путей она осуществляется как развитие (бхавана)".

    б. "... Представьте себе человека, который идет по дороге темной ночью. Дорога скрыта в темноте. Вспыхивает молния и рассеивает тьму. Когда исчезает тьма, становится ясно видна дорога. Это опять происходит во время второго путешествия и во время третьего путешествия. Здесь с человеком, который может отправился в путешествие по дороге, сравниваются усилия видения-как-есть ученика на пути вхождения в поток. С тьмой, скрывающей путь, сравнивается темнота, скрывающая истины. С моментом вспышки молнии и рассеивания темноты сравнивается момент, когда возникает свет пути вхождения в поток и рассеивает темноту, скрывающую истины. С проявлением пути, когда уходит темнота, сравниваются случаи проявления четырех истин пути вхождения в поток, и то, что становится явным на пути, становится явным и для человека, достигшего пути. Со вторым путешествием сравниваются усилия видения-как-есть по достижению пути возвращения однажды ... С третьим путешествием сравниваются усилия видения-как-есть по достижению пути невозвращения ....".
     

Поделиться этой страницей