великий тюркский каганат просуществовал недолго- с полвека, но начатая им линия политической преемственности оказалась долгой. В нач. 7 в. каганат раскололся на Западный и Восточный (по крыльям) - на востоке сел китайский ставленник. потом оба каганат были завоёваны Китаем - недовольные отделились на крайнем западе - там возник Хазарский каганат. потом, в кон. 7 в. в результате восстаний против Китая каганаты были восстановлены : на востоке Ново-тюркский (кок-тюркский) , на западе Тюргешский. Далее в результате восстаний и переворотов кок-тюрок у власти сменили уйгуры (Уйгурский каганат 8-9 вв.) а тех разбили в упорной борьбе восставшие кыргизы (Кыргизский каганат 9-10 вв.) на востоке тюргешей сменили у власти карлуки (8-10 в., их правитель до 9 в. довольствовался более низким чем каганский титулом ябгу (правитель крыла) и одно время признавал власть уйгур). в 10 в. карлуков сменили чигили и ягма - Караханиды. т.о. ,.несмотря на смену племенных династий, каганская власть продолжала сохраняться в трёх линиях преемственности (в Монголии, Семиречье и Поволжье), четвёртым каганом был аварский (до 9 в.). сохранялась и заданная тюркитами организационная структура, титулатура, господствовали тюркские языки.
авары 6.в 7в. 8-9 в . (авары снова приносят некоторые элементы звериного стиля. и с сер. 6 в. они начинают проявляться и в искусстве европейских варваров, как до этого полихромный стиль)
главные особенности эпохи: тесная связь степи и оазисного мира (степные каганаты вели за власть над ним упорную борьбу с Кмтаев, арабами и Тибетом) решающее значение дальней караванной торговли (которая стала основным источником доходов) распространение в Степи мировых религий : в пер. пол. 7 в. буддизм в обоих тюркских каганатах, в кон. 7 в. в Семиречье строится ряд буддийских культовых центров (монастырей?) - раскопаны три. 8 в манихейство в Уйгурском каганате (762 г. официальная религия. активно враждебная буддизму) и иудаизм в Хазарском (официальная религия с нач. 9 в.). Манихейство в дальнейшем получило значительное влияние и Кыргызском каганате (выявлены два важных культовых центра в Минусинской котловине). на караванных путях были и христианские общины. в 796 арабы переселили в Чач (Ташкент) православных из Месопотамии во глав е патриархом. степная урбанизация и переход к ранней государственности. активно города и крепости в Степи строили хазары и уйгуры . уйгурские крепости в Туве (Пор-Бажин) (Шагонар. реконструкция) хазарское Цимлянское городище (реконструкция) хазарская столица Итиль (которую , вроде, недавно обнаружили) - Самосдельское городище - занимала площадь в 200 га , с населением до 50-60 000 чел.
Под протекторатом каганатов расцвёл оазисный мир на караванных путях от Хорасана до Ганьсу http://forum.arimoya.info/threads/Золотой-век-буддизма.3457/#post-72540 http://forum.arimoya.info/threads/Бактрия.3751/page-3#post-82692 это мир городов-государств с широким религиозным плюрализмом (буддизм, манихейство, христианство, индуизм, зороастризм, иудаизм, язычество. потом и ислам) и синкретической культурой (связанной в том числе с кушано-буддийским и ирано-степным наследием) чась говорила на согдийском языке (иранской группы) , часть на тохарских языках, некоторые районы (Яркенд, Хотан) были очень сильно индианизированы. Распространяется и тюркский язык.
пятый этап. монголо-кипчакский. 10-14 вв. делится на два подцикла : домонгольский(10-12 в.) и монгольский (13-14 в.) В 10 веке степь снова вступает в эпоху трансформаций, снова, очевидно, условия жизни стали неблагоприятный и начался массовый отток в земледельческие районы и соответственно, завоевания. тюрки-шато в Китае. уйгуры в Синьцзяне, Караханиды в Кашгарии и Согде, туркмены, мадьяры в Восточной Европе, (раньше всех начали движение в аграрные районы болгары - ещё в 7 в., теперь они полностью порывают со степями). В степи рушатся и исчезают каганаты. Самым сильным племенем станвоятся монголоязычные кидани во влажной Маньчжурии - они создают империю Ляо - но основой её могущества тоже становятся земледельческие районы завоёванные в Китае. продолжают существование обломки Уйгурского каганата - частью в Синьцзяне, частью в Степи - кимакский каганат на Иртыше и держава огузов в Приаралье во главе с ябгу. Кыргизский каганат уходит из Монголии и распадется на два княжества (в Хакасии и Туве). кимаки На 11 в. приходится пик миграций. Массы тюрок (огузов-туркмен) в две волны устремляется на Ближний Восток - там возникает тюркская империя Сельджуков. Западные степи почти полностью переходят в руки тюркоязычных кипчаков (кунов и саров), поглотивших кимаков. Восточные занимают монголоязычные племена из Приамурья ("чёрные татары"). И те и другие имели политическую организацию, максимум, на уровне многочисленных вождеств. последняя заметная миграция в нач. 12 в. была связана с разгромом Ляо восставшими чжурчженями и уходом части киданей (кара-китаев) на запад - они обосновались в Джунгарии и Семиречье , разбил сельджуков и подчинили уйгуров и Караханидов в оазисном поясе. конфессиональная ситуация упрощается. кочевники перешедшие в земледельческие районы принимают веру аборигенов: болгары и венгры христианство, туркмены ислам. ислам принимают (10 в.) также Караханиды и волжские болгары), уйгуры буддизм или христианство. кидане - в Ляо - буддизм (в западном Ляо у каракитаев он не уцелел.). Степи достались язычниками (хотя в Монголии возник очаг христианства - кераиты и найманы. а кыргызы и кимаки были знакомы с манихейством). приход кочевников в Среднюю Азию, как всегда , вызвал интенсивные культурные процессы. исламское иконоборчество 9-10 вв. снова сменяется подъёмом изобразительных искусств - в том числе изображений людей. Впрочем, этот процесс заслуживает отдельной ветки. 11 век. Ляо.
Вот с этих времён в оазисном поясе, в связи с массовым притоком недавних кочевников, тюркские языки начинают активно вытеснять древние. тохарские надписи исчезают в сер. 9 в. согдийские в 11 в. только в Согдиане тюркскому успешно противостоит недавно оформившийся фарси.
В 13 в. возникает Великая Монгольская империя, превзошедшая и по масштабам, и по уровню военого дела и по организации все ранее существовавшие степные державы. в ней мы видим совершенное воплощение всех ранее наработанных приёмов: крылья, уделы, туменная организация (от десятка до 10 000) народа-войска (и налогоплательщиков) . наместничества в земледельческих районах, степная урбанизация, особая роль дальней караванной торговли. По уровню мы вполне можем считать империю настоящим (не ранним) государством. По замыслу, каждый улус включал в себя и кочевые и земледельческие районы и имел владения и имущество во всех остальных улусах. подробнее http://forum.arimoya.info/threads/Чингисхан.705/ http://forum.arimoya.info/threads/Наследие-Чингисхана.706/ http://forum.arimoya.info/threads/pax-mongolica.984/
Структура Монгольской империи продолжает быть тесно всязанной со степной географией. центры главных линий Чингисидов совпадают с центрами древних каганатов: Джучиды - Поволжье, Угедеиды-Чагатаиды - Семиречье (их владения включали оазисны пояс, уже ставший Туркестаном), Толуиды- Монголия. Граница западных и восточных степей тоже никуда не делась. Хотя официальным языком всюду был монгольский, но он был языком элиты и канцелярии. Межнациональным языком в Джучидском улусе стал кипчакский (он же потом татарский ), в Чагатайском улусе - тюркский язык, который так и называли чагатайским. Монголы, моголы, татары это были синонимы означающие господствующий этнос, но постепенно первое закрпилось за кочевниками Толуидского улуса (они действительно сохранили монгольский язык), второе за жителями Чагатайского улуса , третье- Джучидского. Официальной религией Толуидов стал во вт. пол. 13 в. буддизм, Джучидов и Чагатаидов с нач. 14 в. - ислам. Т.о. намечается конфигурация: западные степи тюрко-иламские, восточные монголо-буддийские. Но пока это были только намётки. Обе религии оставались религией городов, а не кочевий. Да и широкая веротерписмость продолжала процветать всюду. Синкретический мир Туркесстана распространился на время на большую часть Евразии: на Иссык-куле можно было встретить армянский монастырь, в Алмалыке, Самарканде и Пекине возникли католические епархии. так что реальный мир кочевой Евразии несколько отличался от проектов евразийцев ). Это прежде всего открытый мир коммуникаций и сетевых стратегий, ничего общего не имеющий с национальной закрытостью и идеократией . Но конечно степной мир и земледельчиский в это время перемешались как никогда, десятки городов были построены в голой степи, поймы рек распаханы, а множество кочевников сохраняли свой образ жизни, заняв все доступные пастбища в земледельческих регионах. культура тоже была общей для степи и оазисов. (Каракорум)
6-й этап. постмонгольский.15-19 в. Монгольский мир был уничтожен великой чумой сер. 14 в. и истребительными войнами его второй половины. Но даже когда в западных степях исчез монгольский язык и имперские структуры, сохранилась традиция и династия. Постмонгольский мир по-прежнему находился под управлением Чингисидов. Погибла городская инфраструктура. И не восстановилась - поскольку исчезла поддерживающая её имперская власть. И самое главное, пришла в упадок система трансконтинентальной караванной торговли. Это произошло в два этапа. Первый был связан с политикой нового Китая (Мин), который стремился взять внешнюю торговлю под полный государственный контроль и полностью подчинить задачам внешней политики, т.о. торговля принимала обязательную форму обмена данью и подарками. Второй был связан с необыкновенной активизацией торговли морской. Началось это тоже с китайских морских экспедиций нач. 15 в. и окончательно стало фактом, когда португальцы напрямую связали Европу по морю с Индией и Китаем (16 век). Тем не менее степные политии в западной степи продолжали держаться за уцелевшие города - элита уже не мыслила себя вне городского образа жизни. На востоке после гибели Каракорума городов в степи не осталось и культурные утраты были более масштабными. Степь обезлюдела, огромное количество кочевников уже не вернулось туда. Произошло радикальное упрощение политических институтов - снова переход к раннему государству и даже к сложному вождеству. Ислам на западе уцелел и ещё более утвердился, буддизм на востоке в степи надолго исчез. (буддийскими форпостом в Туркестане до 16 в. оставалось уйгурской княжество в Турфане и Хами). Исчезло там и христианство и другие конфессии (кроме Крыма). Зато в исламском мире, где осталось множество тюрков они заняли нишу военного сословия (часто сохраняя племенную или квази-племенную организацию). Управляемые тюрками страны продолжают в 15-16 вв. широкую экспансию. В России и ВКЛ тюрки стали только частью военного сословия.
синяя линия -граница территорий управляемых на рубеже 16-17 вв. династиями тюркского и монгольского происхождения. красная линия - гранца территорий управляемыхЧингисидами
В этот период население продолжает покидать Степь. Последняя масштабная миграция оттуда произошла в нач. 16 в. - переселение кочевников- узбеков из Казахстана в Среднюю Азию.
Тибет остался затронут ) Он был провинцией Монгольской империи (хотя и с особым статусом). В процессе её распада в сер. 14 в. власть здесь захватил род Пхагмо - тибетский, а не тюркский или монгольский по происхождению. Титуловались Пхагмо наместниками. В сер. 15 в. нарастает раздробленность. Страна оставалась буддийской, хотя бонцы активизировались.
В сер. 16 в. одна из соперничающих школ - гелугпа - снова устанавливает связь с монгольскими Чингисидами (титул Далай-лама её главе был тогда пожалован именно монгольским ханом). Именно гелугпа удаётся обратить монголов в буддизм и сделать своей опорой.
шума наделали много эти друзья Степей, а вклад в мировую культуру -- минимальный) стрелы пущенные в никуда, кони бегущие в пустоту облака гоняемые ветрами человеческого самодовольства смрад морей поднимаемый во время шторма проходят века, а добрым-то словом по большому счёту и вспомнить не чего обо всех этих кочевниках с их каганатами и улусами, кроме того, что они были быстрыми и скоропостижными да историкам изучать, как жить не надо божии Бичи, оружие мести Провидения -- называли их мыслители, ужас и тьма веков, и так трудно рассмотреть за всем этим действительно судьбу в высшем смысле этих народов, этносов перекати-поле