Верующие, атеисты и гусеницы

Тема в разделе "Религия без credo", создана пользователем Соня, 14 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Ведет ли религия к развитию человечества?
    ---
    "Верят ли инопланетяне в Бога?" (альтернативный переводе - "Является ли Бог чуждой концепцией?" "Is God an Alien Concept?")
    в цикле Сквозь кротовую нору с Морганом Фрименом/ Morgan Freeman’s *)

    ***
    В этом выпуске "Через червоточину" ("Сквозь кротовую нору") ученые исходят из разных понятий о Боге и религии и, в соответствии с этим, приходят к противоположным выводам.
    С одной стороны, инфантильное религиозное понимание Бога, по мере взросления человечества, по их данным, стремительно отмирает. С другой, - понятие духовности как саморазвития и повышение уровня сознания развивается и становится достоянием более совершенного человека и человечества.
    ***
    В связи с этим хочу сделать несколько своих примечаний:
    1. Человечество в целом не успевает взрослеть. Рост образования и культуры в странах с их низким уровнем не поспевает за ростом рождаемости. Число примитивно мыслящих и фанатичных подростков и малообразованных умственно инфантильных взрослых в мире пока только увеличивается.

    2. Личностная зрелость приводящая к поиску новых измерений привычного понимания своей личности, - явление довольно элитарное; отрадно, что число таких людей в развитых обществах неуклонно растет, но рост этот имхо ни коим образом не является автоматическим, напрямую связанным с уровнем образования и цивилизованности. И если тут наблюдается определенная корреляция, я б не стала выводить из нее причинную зависимость.
    ***
    Так, с удивлением за этот год выяснила, что среди моих подписчиков на ФБ, представляющих достаточно элитарную часть рунета, людей с отчетливо выраженной и зрелой (не традиционно инфантильной) духовной устремленностью - считанные единицы.
    Так что возможен рост образования и интеллекта без истинно духовной составляющей.

    3. Это противоречит оптимистичному взгляду, бывшему у меня раньше и совпадающему с идеей фильма Фримена, выраженном в
    http://forum.arimoya.info/threads/Н...ловечества-или-Орфей-и-Эвридика-сегодня.2890/
    и возвращает к бывшему у меня ранее базовому представлению:
    http://forum.arimoya.info/threads/Спелое-яблоко.2195/

    4. В то же время, традиционная религиозность, которую я (вместе с концепцией Is God an Alien Concept?) условно назвала инфантильной и переходной, сама по себе тоже является достаточно ценной и достаточно далеко ведущей, чтобы к ней относиться так уж пренебрежительно.
    Другой вопрос, что в наше время традиционные религии все чаще и все больше используются в реакционных целях для отупления и озлобления человечества, задержке его в своем развитии.
    ***
    Но точно также, как злобный шарж на христианство, активно проповедуемый верхушкой РПЦ, имеет с христианством лишь самое внешнее сходство,
    неприглядный облик и прискорбные внешние проявления массовых религий не должны вводить в заблуждение, что они исчерпали свой потенциал, и путь к высотам человеческого духа с их помощью невозможен.
    ***
    То есть я бы пыталась преодолеть путаницу в определениях и антагонистические суждения в гегелевском "отрицании отрицания": от инфантильной религии-убежища через рационализм к религии-росту (предполагая что каждый может придать этому понятию свое положительное определение и содержание).

    ***
    В конце фильма пример с матрешками наводит на интересные мысли о связи теоремы Гёделя о неполноте с идей холархии.

    =============+++++++++++=========
    *)
    Through the Wormhole.
    http://yandex.ru/video/search?filmId=MTsCUB-RgHw&text=ю-тьюб Откуда возникла концепция Бога? / Is God an Alien Concept?
    ***



    или тут (без перевода)

    или скачать:
    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4847803
    01. Откуда возникла концепция Бога? / Is God an Alien Concept? Поклоняются ли Богу на других планетах? Чем инопланетные божества и религиозные практики могут отличаться от наших? Возможно, ответ на этот вопрос скрыт здесь, на Земле.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    То есть я бы пыталась преодолеть путаницу в определениях и антагонистические суждения в гегелевском "отрицании отрицания": от инфантильной религии-убежища через рационализм к религии-росту (предполагая что каждый может придать этому понятию свое положительное определение и содержание).
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
  4. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    297
    Вот что по этому поводу говорит Эммануил Сведенборг.



    Земли во Вселенной

    1. О существовании обитаемых земель.


    Эммануил Сведенборг
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Верующие, атеисты и гусеницы

    Вербальное, концептуальное, понятийное содержание религии
    есть вербальное, концептуальное, понятийное сопровождение
    процесса превращения гусеницы в бабочку.
    Часто в виде инструкций, описаний природы бабочки, полета, неба и прочих несуществующих в жизни гусеницы реалий.

    - Верующие видят в этих инструкциях и описаниях особую ценность самих по себе.
    Самоценность эта часто совмещается с упрощенным, примитивным, буквальным, "гусеничным" пониманием образов языка соответствующих текстов.

    - Атеисты видят глупость и несуразность такого понимания (обычно еще больше оглупляя его и лишая единственной оставшейся там ценности - положительного эмоционального наполнения) и высмеивают его.
    Доказывая абсурдность собственных заведомо абсурдных предположений (возможно, впрочем, разделяемых сведенной на "гусеничный" уровень религией), они, тем не менее считают свои аргументы доказательными.
    Скажем, "нет на небе никакого мужика с бородой, поэтому Бога нет".
    Или. Если понятие Троицы указывает на выход в некое гипербытие, где 3=1, а 1=3, атеист справедливо указывает:
    "3 не = 1, а 1 не = 3. Поэтому религиозные представления абсурдны."

    Уильям Блейк говорит:

    В одном мгновенье видеть Вечность,
    Огромный мир - в зерне песка,
    В единой горсти - бесконечность,
    И небо - в чашечке цветка.

    Верующий такое видение воспринимает как религиозную заповедь.
    Атеист убедительно доказывает, что такое видение невозможно.

    *********
    (Далее - суп и рецепты)
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дэниел Голмен
    Многообразие медитативного опыта
    ВВЕДЕНИЕ

    медитация тысячелетиями была путем для человека, стремящегося превзойти ограниченные цели повседневного мира. Парадокс же состоит в том, что сейчас медитация расхваливается как лучшее средство для достижения этих повседневных целей и продления мирских грез и мечтаний.

    утверждения, что только один какой-то вид медитации моэкет изменить человека к лучшему, а другие — нет, утаивает фундаментальное сходство всех медитационных техник. Я надеюсь устранить образовавшуюся путаницу, описывая дюжину главных медитационных техник, показывая как их сходства, так и их реальные различия.

    Все эти медитационные техники обещают изменить нас, все они согласны и в том, что медитация — путь к такому изменению. В первой части книги я описываю специфику этих изменений и основные вехи на пути к пробужденным состояниям сознания с точки зрения различных традиций.

    Необходимо предупредить: эти состояния крайне редки. Они никогда не случаются с большинством медитирующих. Их вероятность увеличивается по мере накопления опыта медитации и многих других факторов, таких как глубина концентрации, чистота и спокойствие ума, терпение и энергия. Однако те немногие из нас, кто знает действительно пробужденные состояния, смогут найти во второй части книги обнадеживающие указания на те внутренние события, о которых наша культура не знает ничего достоверного. Подлинно пробужденные состояния сознания радикально отличаются от всех форм обычного сознания.

    Ошеломляющие переживания, которые приходят к большинству из нас во время медитации,— это не пробужденные состояния в истинном смысле слова, а только необычные интенсивные чувства. Например, так называемый «релаксационный отклик» — это просто еще один термин для обозначения обычного физиологического состояния, в котором тело расслаблено и восстанавливаются силы. Это спокойное состояние весьма приятно, но имеет мало общего с теми медитативными состояниями, которые превосходят нормальные пределы чувственного восприятия и служат основой религиозного мистицизма.

    Основатели и первые последователи каждой из мировых религий имели опыт таких пробужденных состояний. Эти трансцендентные состояния вдохновляли монастыри, монашеские ордена и породили теологию, богословие. Но очень часто такие теологические, богословские науки утрачивали возможность передачи тех исходных состояний, которые их породили. Без этих живых переживаний такие учреждения бессмысленны, а теология пуста. кризис официальных религий вызван отсутствием в современную эпоху личного опыта таких трансцендентных состояний, живого духа, лежавшего в основе всех религий.

    Единство этих трансцендентальных переживаний скрыто под различными именами, которые присваивали им различные религии. «Царство Небесное», «Другой берег», «Земля обетованная» — все это географические метафоры для обозначения такого запредельного ментального пространства. По мере углубления наших знаний о состояниях сознания становится ясным, что такие видимые отличия скорее отражают различия во взглядах, чем в самой их внутренней природе. Особенности веры создают эти ложные различия. люди приспосабливают известные им термины к тому, что они встречают.

    Как гласит старое дзэнское высказывание: «В древности не существовало двух путей. И те, кто достиг, прошли одну и ту же дорогу».
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    ниспровергатели

    На долгую память:
    Надо просто взять себе за правило. С носителями "российского революционного сознания"
    ( -считающими, что все идиоты /включая мировую религиозную культуру/,
    - сторонниками "единой истины" (в-себе-и-в своем-умишке-уверенными допостмодернистами);
    - уверенными, что никто до них до их куцых соображений и ниспровержений еще не докумекал,
    - и проча и проча и иже с ними), -
    вести себя как, с конспирушниками:
    просто ни в какие беседы не вступать. Напрочь.

    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Закон о защите дохлой кошки.

    Как с удивлением заметил дедушка Крылов,
    для мышек "страшнее кошки зверя нет".
    Отчего-то критики религии
    (которых в целом поддерживаю по прискорбным нынешним общественным условиям)
    своими проржавевшими еще в 18 веке шпагами целят даже не в теизм, а в какую-то усвоенную в школе карикатуру на теизм. Это для них и есть та самая страшная кошка.

    Вселенная, как и 95% людей, могут прекрасно обходиться без Бога.
    Ну, разве что не без религии :)
    Такой религии, которая довольно близка к атеистическим на нее карикатурам.

    Правда, теистическая кошка эта у верующих, хоть и жалкая и никак на Бога не похожая, - но все-таки живая.
    Поэтому нынешние малообразованные атеисты разят свою школьную карикатуру, а не живую кошку.
    О верующих, которых такие нападки задевают, можно сказать лишь одно: их кошка сдохла.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2017
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    гусеничные плантации
    сПХБ (с полей христианских баталий)

    Прочитала из святителя Николая Сербского:
    "Все творения Твои, словно пчелы вокруг цветущей вишни, роятся вокруг Тебя, Господи. Одни теснят других, оспаривают один у другого право на сыновство, каждый видит в другом пришельца. Все предъявляют права на Тебя больше Тебя Самого. Полнота же Твоя, Господи, льется через край и питает всех, сладость неисчерпаемая. Все насыщаются и отлетают голодными.
    Самым голодным остается людской рой, не потому, что у Тебя, Хозяин щедрый, нет пищи для людей, но не знают люди своей пищи и дерутся с гусеницами за кусок зелени."

    Вот я и думаю, что шовинизм, в том числе, религиозный шовинизм - это и есть средство для завоевания "гусеничных плантаций".
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Неверие в картонного бога
    (две стороны одной упрощенческой медали)

    "- Какой-то уж он религиозный.
    - Ты что, он же антирелигиозный.
    - Ну, антирелигиозный, какая разница?"
    /по Довлатову/


    Милые атеисты,
    (в ваших терминах, я тоже - полнейшая атеистка)
    в негодовании вашем на бога и религию с вами вполне солидарна.
    Но, коль придется общаться не только с ПГМнутыми (православнутыми), обогатите свой язык, словарь, словоупотрребление:
    слыша слово "Бог", немедленно мысленно заменяйте на "Жизнь";
    слыша слово "религия", немедленно мысленно заменяйте на "духовный поиск".

    Не то вам грозит критический КД (когнитивный диссонанс) и полная слепота и глухота к важнейшим явлениям мировой культуры, философии и многому, от чего вам наверняка не хотелось бы быть отрешенным.
    Не говоря уж о возможности полемизировать и общаться не только с ПГМнутыми и их негативной (в фото-смысле) копией:
    жертвами гуманитарно кастрированного советского атеистического образования.
    Успехов вам в расширении ваших лингвистических горизонтов!


    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дерево и Померанцы 1
    мое согласие с атеистами и антиаврамистами

    Померанцы любят вспоминать Мышкина: "Разве можно видеть дерево - и не быть счастливым?!"
    Можно. Можно и не быть. Даже естественнее и "массовее" всего - не быть.

    В Библии (не только в Танахе, но и в НЗ) ничего особо духовного или поучительного, в смысле важного для себя, можно и не видеть.
    Тора: довольно несвязное повествование об истории одной семьи и одного народа сомнительной достоверности и с массой нелепостей.
    Дальнейшая Библия: а) продолжение истории народа с довольно свирепыми и варварскими эпизодами б) милые, но на любителя вставные новеллы в) пророки, то бичующие, то прославляющие, то пророчествующие (возможно, задним числом) о давно канувших в Лету политических обстоятельствах небольшого региона ойкумены.

    Евангелия и НЗ: история эксцентричного неудачника, ошарашивающего дубиной категорического императива окружающих, да еще творящего сомнительные чудеса и исцеления, которые (по словам той же Торы) никакого принципиального значения не имеют и имеющие куда более яркие аналоги в проявлениях восточного мистицизма.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дерево и Померанцы 2

    То же самое можно сказать и о Достоевском.
    Можно видеть свет, откровения в его романах, а можно и не видеть. И даже естественнее не видеть. Весьма прихотливые образы, несуществующие дилеммы, надуманные проблемы.
    К нему можно применить слова Сартра о Шестове: "Сперва я думал, что он ломится в открытую дверь. А потом понял, что он просто попусту ломится сквозь стену, где двери вовсе нет и быть не может".

    А вот Померанцы предпочитают - видеть. Не просто предпочитают, а умеют видеть дерево и быть счастливым. Умеют, как и мудрая часть верующих, - извлекать смысл из Библии.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дерево и Померанцы 3

    Только смысл должен быть свой. Извлечение смысла - не коллективный, а глубоко интимный, личностный процесс. Можно пользоваться и массовыми, готовыми и расфасованными смыслами, но все равно нужно самому уметь их готовить и переваривать.

    Несварение смысла также естественно, как и непредосудительно. Каждый сам извлекает смысл из своей жизни. При этом естественно пользоваться как инструментом материалом мировой культуры; светской и религиозной.

    Восточные священные тексты больше к тому предназначены, и имхо легче усвояемы современником. Хотя бы потому, что не требуют не всегда легко принимаемых допущений библейской парадигмы: грехопадение, искупление и пр.

    Это осложняется еще проблемой совмещения с современным светским, научным видением мира (которому по Библии не то 5, не то 7 тысяч лет).
    Все эти казни египетские, осушения моря, непорочное зачатие, воскресение из мертвых и вознесения ... что с этим делать? Верить во все это? Как? Зачем? Что это значит и что это дает?

    Никто не обязан видеть дерево и быть счастливым.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дерево и Померанцы 4

    А вот Померанцы умеют и находят личный смысл и строительный духовный материал и в Библии, и в Достоевском. Но делают это личностно, по-своему.
    Хоть их мысли и выводы могут (что с многими, к счастью, и происходит) вдохновлять, главный смысл их жизненного примера - в этом личностном жизне- и смыло-строительстве. Именно это мне кажется главным в их феномене как примере для подражания.

    ***
    Смотрю сейчас 3ю часть "Открытость бездне Достоевского".
    Тут из всех их видеозаписей лучше всего раскрылись их души. Особенно сам Померанц: свет его чистой и обретшей мудрое детство личности так и брызжет в этом небольшом фильме

     
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Да , я слышал, что самые счастливые люди на земле это еврейские фундаменталисты из поселений на Западном берегу.
     
  16. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Иногда я встречаю иеговистов. Это очень счастливые люди.
    А самым счастливым человеком которого я встречал, был баптистский проповедник, который мне рассказал о всемирном братстве религий и церквей во главе с Антихристом и скорой погибели человечества.
    Так что в том, что Библия это книга дарящая счастье, лично я не сомневаюсь.
     
    Василий нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    Дарит счастье не Библия, а Чистое видение.
    Именно поэтому Никто не обязан видеть дерево и быть счастливым.
    Или читать Библию иль иную книгу и видеть в ней нечто большее, чем фигу.

    Потому сегодня и выписала как бы и очевидное, но важное для меня напоминание:
    Йогин - это состояние ума.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.441
    Симпатии:
    6.224
    Соня, а зачем читать "Библию иль иную книгу" при наличии Чистого видения?
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.664
    Симпатии:
    422
    За тем же, зачем читать книгу явленного тебе "внешнего" мира:
    видеть, осознавать мир, его явления, общаться с людьми и пр.

    Ошо (если относиться благосклонно к этой фигуре и к свидетельствам о нем) в день прочитывал сотни страниц. Зачем?
     

Поделиться этой страницей