Взаимозависимое Происхождение

Тема в разделе "Буддизм Суттавады", создана пользователем plot, 15 авг 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Взаимозависимое Происхождение (ВП) так, как оно преподаётся в Суттаваде.

    ВП это основа основ учения Будды. Он говорил, что тот, кто постиг ВП, постиг и Дхамму, а тот, кто постиг Дхамму – постиг и ВП.

    Иногда спрашивают, а как же, например, Три Характеристики Бытия (3ХБ) – аничча, дуккха и анатта? Но реально оказывается, что тот, кто постигает ВП, автоматически постигает и 3ХБ, но постигнуть 3ХБ можно и без постижения ВП. Поэтому ВП – более фундаментальная концепция.

    Для сведения – на языке пали – одном из древне-индийских пракритов, на котором говорил сам Готама, ВП обозначается термином «патиччасамуппада». На санскрите это читается как «пратитья самутпада».

    Итак, что же это такое. Это – подробное описание процесса зарождения и созревания помрачённых психических явлений и действий, т.е. тех, которые ведут к неудовлетворённости и страданию, к дуккхе. Иными словами, это описание процесса воспроизводства дуккхи.

    В зависимости от аудитории Будда приводил ВП в различных вариантах. Для мирян описание включало в себя меньше элементов, т.е. это была сокращённая версия. Для монахов, усиленно занимавшихся медитацией, ВП давался в более развёрнутом виде, поскольку им, благодаря практике медитации, были доступны более тонкие этапы развития этого процесса.

    Мы начнём с более короткого изложения ВП.

    На пали эта цепочка выглядит так:

    Пхасса --> Ведана --> Танха --> Упадана --> Бхава --> Джати --> Джарамарана

    Переводим эту цепь на русский язык:

    Контакт --> Чувство --> Страстное желание --> Цепляние --> Привычка --> Рождение --> Смерть

    Итак.

    1. Контакт – это встреча трёх факторов: чувственное явление, орган чувств и сознание. Именно наличие Контакта запускает в психике дальнейший процесс.

    2. Чувство – это базовая, полностью автоматическая эмоциональная окраска воспринимаемого. Ещё до того как мы что-либо поймём и осознаем, то или иное явление уже записывается в категорию приятного, неприятного или нейтрального. Зачастую весь наш дальнейший «анализ» явления заключается в попытках рационализации Веданы. Но нужно понимать, что Ведана это продукт внутренних процессов психики, а не некая объективно существующая черта, присущая данному наблюдаемому явлению.

    3. Страстное желание. Вслед за Чувством, в нас рождается реакция – желание обладать данным явлением, отторжение к нему или стремление никак на него не реагировать. Почему нейтральная реакция тоже является разновидностью страстного желания – потому что если мы будем принуждены по каким-либо причинам уделять внимание этому «неинтересному» объекту, мы будем страдать (нам будет скучно, трудно, будет хотеться заняться чем-то другим и т.д.) Однако, нейтральная реакция лишь потенциально содержит в себе страдание, которое на практике зачастую не проявляется, если мы просто проходим мимо того, что нам не интересно.

    Страстное желание – это внутреннее напряжение. Именно то, которое мы расслабляем в стадии Релакс в 6R. Однако, так или иначе Страстное желание присутствует и в других стадиях ВП. Напряжение пронизывает всю цепь ВП и является его, ВП, драйвером в принципе. Именно на топливе танхи держится вечный двигатель патиччасамуппады.

    4. Цепляние. После того, как возникло страстное желание, наше внимание цепляется за данный объект. Появляется МЫСЛЬ, часто невербализованная – в виде, скажем, образов. Мысль об этом объекте. Вот эта первая мысль и является Упаданой, Цеплянием.

    5. Привычка. Надо сказать, это не совсем удачный перевод, хотя он часто используется. По сути Бхава есть не что иное как воспроизведение мыслей по определённому шаблону. Мы начинаем думать об объекте и наши мысли постоянно вращаются по кругу и воспроизводят сами себя. Также можно было бы назвать эту стадию Умножением Мыслей.

    6. Рождение. Часто Джати трактуется как физическое рождение в принципе, в череде перерождений, однако в суттах это понятие используется скорее в психологическом смысле – как рождение Действия, то есть по сути акт продуцирования Каммы (Кармы). Иными словами вот мы думаем-думаем о чём-то и в результате всё это созревает в то или иное действие – физическое, словесное или умственное.

    7. Смерть. И опять же Джарамарана часто трактуется как смерть физическая, однако это понятие в пали имело более широкий спектр значений, включавший в себя в принципе весь негатив бытия – страдание, всех видов, горе, боль, сожаление, отчаяние, а также более «тихие» формы – раздражение, скука, тоска и так далее.

    Итак, вышеописанный процесс постоянно вопроизводится в нашем уме раз за разом, день за днём. Мы в нём настоящие профессионалы. В ходе практики мы начинаем различать его весь, и более того – те звенья, которые здесь не описаны (они описываются в более длинной версии ВП) и которые вообще лежат за пределами обычного человеческого восприятия. Эта цепочка разрывается нами через воздействие на Танху, см. Правильное Усилие.

    Чуть позже я опишу полный цикл ВП. Пока же скажу, чтобы читатель просто имел представление о чём идёт речь, что, например, Контакт возможен только при наличии чувственного восприятия с помощью шести чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, ум). То есть этот элемент – Шесть Врат Восприятия или на пали «Айятана» - предшествует Контакту. И так далее.
     
    Shtakan Suttavada и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    В нашей практике, с помощью Сати - осознанности, которая суть есть наблюдение за движениями ума и памятование о необходимости этого наблюдения, постепенно узнаём всю цепочку ВП от её конечных стадий до истоков. Мы учимся распознавать сначала сами эти стадии, а затем предшествующие им, и чем выше по этому потоку мы поднимаемся, тем проще становится его пресекать.

    Каким образом это происходит? Через Правильное Усилие, т.е. через 6R. Когда мы расслабляем напряжение очередной ступени, открывается более глубокий слой, более тонкий. Это ведёт в итоге к тому, что мы становимся способны предотвращать пагубные состояния ума и всё что из них следует. Мы познаём, как оно всё работает в нашем уме.

    На стадии привычки или "воспроизведения мыслей" выйти из потока уже очень трудно. Мы совершенно захвачены нескончаемыми мыслями, переживаниями и желаниями. (но тем не менее даже на этой стадии можно выйти из потока и, по крайней мере, не воплощать это состояние в виде действий). На стадии цепляния или зацепки - проще. На стадии зарождения страстного желания прервать процесс ещё проще. И так далее. На стадии чувства для расслабления-растворения этого напряжения требуется лишь лёгкое внутреннее движение.

    Однако даже сам акт идентификации происходящего с нами в данный момент уже помогает объективизировать восприятие. "Ага, это у меня бхава." И вместо того чтобы оказаться захваченными этим процессом, мы наблюдаем его и постепенно освобождаемся из-под его власти.
     
    Типуполь нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Очень грубо можно описать процесс перехода к стадии воспроизведения и умножения помрачённых мыслей (бхава) таким образом:
    1. Мы воспринимаем нечто (пхасса)
    2. В связи с этим у нас возникает приятное или неприятное чувство (ведана)
    3. Дальше мы пытаемся это чувство контролировать с помощью других средств. Прежде всего мысли. Это заведомо невозможно и ведёт лишь к усилению разбалансировки ума. Мы снова и снова воспроизводим мысли в надежде как-то привести бытие в соотвествии с веданой, мы ещё больше усиливаем нажим, чувствуем всё более сильное внутреннее напряжение, эмоции и т.д. Это и есть бхава. Из состояния бхава очень трудно выйти, это своего рода порочный круг. Выход обычно происходит за счёт...
    4. Выражения этого состояния в виде какого-то действия - рождение действия, джати. Дальше мы пожинаем плоды и на какое-то время обычно успокаиваемся, а точнее переходим к другим циклам, возникающим в результате других актов пхасса-ведана.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Полная версия Зависимого Возникновения. Прямое перечисление

    Теперь попробуем пройти весь процесс Зависимого Возникновения в прямом направлении, от начала до конца.

    Первое звено — Неведение. Неведение не позволяет нам увидеть природу происходящего в нашем сознании. Мы упускаем, игнорируем, не видим — как мы сами производим своё же страдание и заставляем страдать других. У каждого человека своя, так сказать, конфигурация Неведения, сформировавшаяся в соответствии с его каммой.

    В соответствии с индивидуальной конфигурацией Неведения возникают Формации, которые по сути являются ни чем иным как потенциальной способностью получать опыт. Поскольку опыт может быть физическим, дискурсивным и умственным — то и Формации можно классифицировать на эти три вида.

    При наличии потенциальной способности получать опыт возникает Сознание как таковое, ещё в отрыве от собственно восприятия и ещё потенциальное. Пока не появится восприятие чего-либо, сознание в актуальном виде не появляется.

    При наличии Сознания-как-потенциала возникает модель «Тела-Ума». Она тоже активизируется только при наличии восприятия.

    При наличии потенциальной модели «Тела-Ума» появляется Шесть Каналов («Дверей») Восприятия — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и умозрительное восприятие. Здесь нужно понимать, что это не просто органы восприятия, но и соответствующий «софт», обрабатывающий поступающие от этих органов данные. То есть орган + сознание. Поэтому здесь говорят о «сознании глаза» или «сознании уха» и т.д., т.е. о зрительном или слуховом сознании. Но пока не произошло восприятие, т.е. Контакт (Пхасса), Шесть Каналов тоже остаются лишь потенциалом.

    При наличии Шести Каналов становится возможен Контакт, когда по тем или иным Каналам Восприятия поступает информация о том или ином объекте. То есть Контакт это сочетание трёх факторов — орган + сознание + объект. Именно здесь и возникает сознание как явление. Это — импульсы восприятия, каждый из которых относится к одному из Шести Каналов. Наше сознание дискретно, состоит из таких импульсов. Именно начиная с Контакта Зависимое Возникновение становится явным, тогда как до того было потенциальным и могло наблюдаться лишь в состоянии глубокой медитации.

    Контакт порождает Чувство — приятное, неприятное или нейтральное.

    Чувство порождает Страстное Желание в его явном виде (неявно оно присутствует во всех звеньях Зависимого Происхождения). Это сознание в состоянии «я хочу» или «я не хочу».

    Страстное Желание становится условием возникновения Цепляния. Мы начинаем рассказывать себе, почему нам «это» нравится или не нравится. Мы фиксируем своё внимание на объекте желания.

    Цепляние порождает Зацикленность (она же Привычка, Шаблонное Умножение Мыслей). Наши мысли начинают вращаться по кругу, и в подобных ситуациях мы начинаем реагировать так же. Вырабатывается паттерн поведения.

    При наличии Зацикленности происходит Рождение Действия — физического, вербального или мысленного.

    Действие приводит к печальным последствиям. Старение и Смерть, горе, печаль, сожаление, неудовлетворённость и т.д.
     
    list нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Наблюдение Зависимого Возникновения в жизни

    Мирянам Будда рассказывал о Зависимом Возникновении (далее — ЗВ) в сокращённом виде, и это, конечно, неспроста. Дело в том, что человек, не практикующий медитацию, может видеть звенья ЗВ лишь до определённого предела, а именно не глубже Контакта. Это же касается и тех, кто практикует медитацию, но в данный момент наблюдает ЗВ в ходе повседневной деятельности.

    Процесс развития ЗВ

    Пагубные Последствия (Смерть)
    Как правило, когда с нами случаются неприятности, мы не склонны искать их причины в том, что делаем мы сами. Мы либо говорим – «судьба моя такая», либо виним кого-то. Но ЗВ подразумевает иной подход. Итак, в нашей жизни произошло нечто нежелательное. Скажем, некая болезнь. В терминах ЗВ это «Старение и смерть». В суттах обычно даётся более пространная формулировка: «старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние». То есть это все нежелательные последствия в принципе. Назовём их для удобства Пагубными Последствиями.

    Рождение Действия (Рождение)
    Если мы пытаемся пронаблюдать цепь ЗВ в данном случае, то мы обращаем внимание на то, какие именно наши действия привели к данному нежелательному последствию. Через какое-то время мы понимаем, что к болезни нас привело, скажем, переедание. В терминах ЗВ переедание в данном случае будет Рождением Действия. Часто это звено называют просто Рождением, но в действительности имеется в виду не только и не столько собственно рождение, но любой акт. Когда Будда говорит о том, что такое Рождение (см., например, СН 12.2), он говорит о рождении «существ», но термин «существо» в данном случае означает не только некое живое существо, но и то, что вообще было явлено в мир, то есть собственно действие. Когда мы производим действие, то, в некотором смысле, происходит рождение своего рода существа, которое дальше продолжает жить уже без нашего участия, созревает, стареет, производит потомство в виде последствий – положительных или нежелательных.

    Привычка
    Если мы далее смотрим, что явилось причиной рождения наших действий – то есть собственно ежедневного переедания, мы увидим, что причиной этой был некий привычный образ мысли. Мы привыкли думать о еде определённым образом, определённым образом относиться к ней, определённым образом реагировать на стимулы, связанные с ней. В терминах ЗВ это Привычка. На уровне конкретных ситуаций Привычка проявляется как навязчивые повторяющиеся мысли. Мы постоянно возвращаемся мысленно к чему-то вкусненькому, даже если не голодны. Это тоже Привычка.

    Цепляние
    Элементарным триггером, запускающим привычку, является то, что мы обращаем внимание на появившуюся мысль о еде или любой другой стимул, связанный с едой. Мы потакаем себе в том, чтобы уделить внимание этому. Это то, что в ЗВ называется Цеплянием. Мы думаем о том, как мы будем кушать что-то вкусное, у нас начинается слюноотделение и т.д. Это может быть даже вполне мимолётная мысль, но она всё равно запускает Привычку. Мы через какое-то время опять возвращаемся к мыслям о еде. И опять, и опять, пока это не приводит к Рождению Действия.

    Страстное Желание
    Чем же порождается Цепляние? Состоянием ума «мне это нравится» или «мне это не нравится». Это своего рода тонкое напряжение – мы хватаемся за объект нашего желания или нежелания. Желаем мы обладать этим объектом или, наоборот, испытываем к нему отторжение – в любом случае мы испытываем желание. Плюс это или минус, но это желание. Наш ум как бы сжимается вокруг этого объекта. С целью не отпускать или с целью отбросить – не важно. Поэтому эта стадия называется в ЗВ Страстным Желанием. Это очень важный момент. Именно здесь мы начинаем вовлекаться, отождествляться с объектом Страстного Желания. На этой стадии начинается страдание в его явном виде. На самом деле Страстное Желание так или иначе присутствует на всех стадиях ЗВ, но здесь мы можем увидеть его явно. В случае с перееданием Страстное Желание начинается, когда мы ощущаем влечение к еде.

    Чувство
    Но что происходит до Страстного Желания? До него имеет место эмоциональная окраска воспринимаемого – мы испытываем приятное или неприятное чувство. Либо же испытываем равнодушие (это тоже разновидность эмоции). В рассматриваемом случае это приятное чувство. В ЗВ эта стадия так и называется – Чувство.

    Контакт
    А что предшествует Чувству? Восприятие объекта будущего желания. Согласно учению Будды восприятие происходит при соединении трёх факторов: органа чувств, сознания и воспринимаемого объекта. Именно в точке контакта этих трёх факторов и происходит восприятие. Эта стадия, собственно, и называется Контактом. При этом воспринимаемым объектом может быть не только что-то физическое, но также и мысль, поскольку ум в буддизме тоже считается органом восприятия.

    ЗВ пронизывает нашу жизнь
    ЗВ пронизывает всю нашу жизнь, от А до Я. Когда мы начинаем обращать внимание на этот процесс, эта его всеохватность становится всё более очевидной. Мы идём по улице, появляется мимолётная мысль о чём-то приятном – приятное Чувство, мы внутренне напрягаемся и цепляемся за это чувство, начинаем мечтать, причём эти мысли наверняка уже сотни раз повторялись раньше… Потом видим, что реальность диссонирует с тем, что мы от неё ожидаем, возникает уже негативное Чувство, мы ещё больше напрягаемся и цепляемся за него, пытаясь найти способ избавиться от него, что-то сделать с реальностью такое, чтобы она пришла в соответствие с нашими ожиданиями. Фрустрация постепенно перерастает в подавленное настроение, подавленное настроение – в депрессию. Будучи погружены в негативное состояние, мы начинаем порождать соответствующие действия. Мы кричим на близких, или «заедаем» подавленность вкусной едой, или «запиваем» её спиртным. Всё это лишь увеличивает ком проблем, охватывающих нашу жизнь. Вот в этом потоке мы и проводим жизнь. Потоки ЗВ воспроизводятся постоянно, полностью или частично, одни потоки переходят в другие, ещё более сильные, или тлеют в фоновом режиме годами, накладываются друг на друга и в итоге составляют ткань нашей жизни.

    Выход из ЗВ
    Итак, все наши помрачённые состояния развиваются по одной и той же схеме: Контакт – Чувство – Страстное Желание – Цепляние – Привычка – Рождение Действия – Пагубные Последствия. Зная это, мы можем различать этот процесс на всё более ранних стадиях. Различив его наступление, мы можем его остановить; причём чем раньше, тем это сделать легче.

    Если Действие уже произошло, всё, что мы можем – это хоть как-то облегчить последствия и постараться внести корректировки в поведение в будущем. Если мы заметили этот процесс на стадии Привычки, у нас появляется больше возможностей пространства для манёвра, хотя выйти из потока ЗВ на этой стадии всё ещё очень трудно. Однако если нам это удастся, то Рождения Действия не произойдёт, а значит, негативные последствия будут минимальными. Выйдя из потока на стадии Цепляния, мы предотвращаем проявление Привычки (а соответственно, и Рождения и Смерти). Выйдя из потока на стадии Страстного Желания, мы не переходим к Цеплянию. Выйдя же из потока на стадии Чувства, мы предотвращаем возникновение даже Страстного Желания. На этой стадии для выхода из потока требуется минимальное усилие.

    Каким же образом мы выходим из потока ЗВ? Само наблюдение этой цепи явлений уже объективизирует наше восприятие и тем самым позволяет стать менее зависимым от потока ЗВ. Однако учение Будды располагает намного более эффективным средством, а именно Правильным Усилием, или методом 6Р. Дело в том, что в основе каждого из звеньев этой цепи лежит Страстное Желание. Научившись «работать» с ним, мы сможем выйти из потока порождения страдания. Работа со Страстным Желанием основана на том простом факте, что феноменологически Страстное Желание является особого рода внутренним напряжением, которое мы, при определённом усердии, можем научиться улавливать и растворять-расслаблять.

    Итак, мы воспринимаем тот или иной объект – происходит Контакт. В результате появляется Чувство. Вместо того чтобы отождествиться с этим Чувством и полностью сосредоточиться на объекте (на том, как мы его хотим или не хотим), мы отпускаем объект, уводим внимание от него на то, что происходит у нас внутри, а точнее – в голове. Мы обращаем своё внимание на то тонкое напряжение, которое возникает одновременно с Чувством. Мы растворяем это напряжение, так сказать – разглаживаем «лоб ума», улыбаемся и далее переводим внимание на то, чем мы в данный момент занимаемся – будь то объект медитации или какое-то повседневное дело. Если опять возникает Чувство, мы опять повторяем то же самое. Постепенно Чувство перестаёт возникать. Это всего лишь привычка ума, и мы его просто переучиваем. Точно так же мы поступаем, если замечаем ЗВ на более поздних стадиях. Везде, на всех стадиях, мы применяем один и тот же метод – Правильное Усилие, 6Р.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Наблюдение Зависимого Возникновения в медитации

    В статье о наблюдении ЗВ в повседневной жизни было рассказано о том, каким образом мы можем отследить этот процесс вне медитации. Однако вне медитации мы имеем возможность наблюдать ЗВ лишь в неполном виде. Глубинная его часть остаётся вне поля нашего восприятия. Главная причина этого состоит в том, что феномены «подводной» части ЗВ настолько тонки и трудно уловимы, что грубые сигналы повседневного опыта их попросту перебивают. В ходе же медитации наш ум становится всё более тихим. Становятся всё более редкими и скоротечными голоса мыслей и эмоций, значительная часть физической информации тоже сходит на нет на уровне третьей-четвёртой джханы и выше. Тем самым детектор нашего ума становится способен воспринимать всё более тонкие явления психики. Поговорим о том, каким образом ЗВ «ниже» Контакта наблюдается в ходе медитации*.

    Описание ЗВ глубже Контакта

    Шесть Сфер Восприятия
    В прошлый раз наиболее элементарной стадией ЗВ, до которой мы дошли, был Контакт. Однако что является условием возникновения самого Контакта? Для того чтобы мы восприняли какой-либо объект, должны быть каналы восприятия. Этих каналов у человека шесть – зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой и «умственный». В ходе медитации мы начинаем воспринимать Шесть Сфер как нечто отдельное. Дело в том, что обычно информация, поступающая через органы чувств, мгновенно интегрируется в целостную картину, которую мы для себя принимаем как «мир» и «я». Теперь же, на определённом этапе медитации, мы вдруг видим, что никакой интегрированной картины на самом деле нет. Есть сигналы, поступающие по зрительному каналу. Есть сигналы, поступающие по слуховому каналу, и так далее. Их интегрирование – это уже вторичный процесс, отдельный акт, происходящий в ходе Контакта. Таким образом мир в том виде, как мы привыкли о нём думать, – это создание нашего же ума.

    Эти сферы восприятия воспринимаются (прошу прощения за тавтологию) именно как некие отдельные сферы или поля. В этом состоянии мы, например, слышим лай собаки, но не идентифицируем его как «слышание» и как «лай». Для нас это – некая голая информация, поступающая по каналу, отличному от того, который был бы, если бы мы что-то увидели. Но эта поступающая так или иначе информация в природе своей одинакова, одинаково неопределима. Это весьма своеобразное и тонкое состояние. Возможно, примерно таким образом воспринимает мир новорождённый младенец. Мы можем даже увидеть, что сами эти сферы тоже не есть нечто целостное, но – дискретное, состоящее из отдельных кадров/импульсов восприятия, которые в основе своей однородны.

    Тело-Ум
    Но что является предварительным условием для разворачивания Шести Сфер? В ходе медитации постепенно мы уходим от шести каналов восприятия, применяя 6Р ко всем поступающим на них сигналам (этот подход применяется лишь на определённой стадии медитации; не рекомендуется пробовать применять его сразу). В результате приходит состояние, когда мы оказываемся способны увидеть удивительную вещь: когда поступает, скажем, тактильный сигнал, мгновенно «вспыхивает» своего рода модель «тела», а тактильный сигнал становится собственно тактильным сигналом лишь на её базе. Эта модель существовала и до появления сигнала, но в латентном виде. Активизируется она лишь с появлением раздражителя. Аналогичным образом, когда появляется мысль, мы видим, что она развивается на «сцене ума». Это разделение на физическое и умственное есть то, что в ЗВ называется Тело-Ум. Чтобы Шесть Сфер смогли проявиться, должна иметь место базовая дифференциация на эти две сферы – физическую и умственную, «внешнюю» и «внутреннюю».

    Сознание
    А что является предтечей Тела-Ума? Собственно Сознание. При ещё более глубоком погружении уже нет вышеупомянутой дифференциации. Мы представляем собой просто-сознание, неуловимо-индивидуальное, но ещё не личностное, единое, неразделённое, одномерное. Это сознание существует до возникновения модели Тела-Ума. Мы познаём эту стадию ЗВ, погружаясь в глубокое внутреннее безмолвие.

    Формации
    Предварительным условием появления Сознания являются Формации, наиболее трудный для описания феномен ЗВ. Чтобы было понятнее, что это такое, прибегну к описанию упражнения, которое выполняет человек, познакомившийся с погружением в джхану ни-восприятия-ни-невосприятия**. В этом состоянии мы как бы выпадаем из бытия, отключаемся. В описываемом упражнении мы заранее задаём момент, в который должны выйти из этого состояния. Например, через пятнадцать минут и три секунды. После этого мы погружаемся в это состояние. Любые мысли о назначенном сроке отсутствуют совершенно (к ним применяется 6Р). Это отключение схоже со сном без сновидений, с той лишь разницей, что сознание наше остаётся очень ясным и бодрым. И вот в назначенный момент внезапно, как бы из ничего, в нашем сознании возникает импульс-побуждение. Своего рода абстрактный толчок. Вот это – Формация в чистом виде. Далее уже включается Сознание, происходит дифференциация на Тело-Ум, начинают работать Шесть Сфер Восприятия, собирается окружающий мир – в акте появления Контакта.

    Таким образом, Формация – это потенциал совершения активности, действия. Элементарный волевой импульс. В целом он может относиться к трём сферам – физической, умственной или вербальной. Например, в вышеописанном варианте это была умственная Формация. Если бы я дал себе задание мысленно что-то произнести или сформулировать мысль в какой-либо знаковой системе, это была бы «вербальная» Формация. Если бы я дал себе задание произвести некое действие, например двинуть рукой, это была бы физическая Формация.

    Другой способ ощутить Формацию – двигаясь от Сознания. Пребывая в джхане Отсутствия Всего, мы приходим к своего рода барьеру, не дающему нам качественно перейти к следующей джхане, «восьмой». Этот барьер имеет парадоксальную природу: мы пытаемся сделать что-то, чтобы перейти дальше, но именно это воление к действию и порождает то базовое напряжение, которое не даёт нам продвинуться. Это базовое напряжение, это воление к действию и есть Формация. В данном случае – умственная. Удивительным образом мы открываем, что этот процесс вообще-то происходит сам по себе, что это никакие не «мои» волевые импульсы, не «моё» воление. Оно просто есть.

    Неведение
    И наконец, на чём основывается существование самих Формаций? На том, что весь процесс ЗВ в его полноте удивительным образом ускользает от нас, в результате чего мы оказываемся в состоянии «делающего индивида». Это фундаментальное звено, по сути кармически обусловленная конфигурация сознания, преодолевается в момент «пробуждения», когда весь процесс ЗВ предстаёт перед нами в полной и совершенной ясности.

    Послесловие
    Необходимо отметить, что «подводные» звенья ЗВ постепенно открываются перед нами в ходе медитации, если мы практикуем её так, как учил Будда. Предварительное их описание, строго говоря, не требуется. Однако с одной стороны оно может помочь делу, поскольку если мы знаем, что именно мы видим, это сильно облегчает продвижение. С другой стороны, подойдя к этому вопросу слишком «достигательно», мы рискуем лишь породить дополнительное напряжение, замедлив развитие своей практики.

    * Впрочем, конечно, все остальные звенья ЗВ в ходе медитации тоже наблюдаются, ведь помрачения-препятствия посещают нас и в ней.

    ** Её иногда называют восьмой джханой, что, хотя и удобно, но, строго говоря, не совсем верно, поскольку сам Будда говорил лишь о четырёх джханах. Джханы же с «пятой» по «восьмую» он называл «стоянками» или «местами»: соответственно Место Безграничного Пространства, Место Безграничного Сознания, Место Отсутствия Всего, Место Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия.
     

Поделиться этой страницей