Возрождение

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 11 июл 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    "
    Чем менее значительны были преимущества, которые давало происхождение, тем более высокие требования предъявлялись к индивидууму как таковому, к тому, чтобы он в полном объеме проявил все свои положительные качества; а кроме того, и общественная жизнь с тем большей необходимостью должна была установить себе пределы и облагородиться за счет своих собственных сил. Поведение отдельного человека и высшие формы общественной жизни делаются свободно и сознательно творимым произведением искусства.

    Уже сам внешний вид и окружение человека, как и обычаи повседневной жизни, в Италии более совершенны, красивы и в большей степени утонченны, нежели у народов где-либо за ее пределами. Вопрос относительно жилищ высших сословий относится к ведению истории искусства; здесь необходимо подчеркнуть то, насколько жилища эти по удобству и своему гармоническому и разумному устройству превосходили замки, городские усадьбы и дворцы величайших людей Севера. Одежда менялась здесь таким образом, что невозможно ее даже сопоставить с модой других стран, тем более что с конца XV в. в Италии вошло в обыкновение перенимать у них фасоны. То,что итальянские художники изображают как современный им костюм, это есть, вообще говоря, наиболее красивое и изящное из всего, что имелось тогда в Европе, вот только невозможно быть уверенным, изображали ли они господствующее в моде, и были ли они достаточно точны при его изображении. Как бы то ни было, несомненным остается то, что нигде не придавалось такое значение костюму, как в Италии. Эта нация была, да и остается щепетильной в том, что касается внешности, к тому же даже самые серьезные люди причисляли возможно красивое и шедшее к лицу одеяние к вещам, необходимым для полного совершенства личности. На какой-то период времени во Флоренции костюм был чем-то индивидуальным, и тогда всякий одевался по собственной моде (с. 389 прим 2), и еще долгое время на протяжении XVI в. здесь обитали значительные люди, имевшие как раз такую склонность, прочие же были в состоянии по крайней мере наложить печать своей индивидуальности на то, что господствовало в моде. И когда Джованни делла Каза остерегает от всего бросающегося в глаза, выступает против всякого отклонения от главного направления вмоде, это есть свидетельство упадка в Италии Наша эпоха, которая, по крайней мере в том, что касается мужской одежды, в качестве высшего закона блюдет неброскость, теряет на этом куда больше, чем способна подозревать. Однако тем самым она сберегает нам большое количество времени, что уже само по себе (при нашей занятости) компенсирует все недостатки.

    В Венеции26 и Флоренции в эпоху Возрождения существовали предписанные костюмы мужчин, а насчет женщин были приняты законы против роскоши. Там же, где одежда никак не регулировалась, как, например, в Неаполе, моралисты отмечают, не без чувства глубокой горечи, что более невозможно отыскать какое-либо различие между знатью и мещанами. Помимо этого их удручает уже в ту пору чрезвычайно стремительная смена моды и (если мы правильно толкуем их слова) слепое поклонение всему, что приходит из Франции, в то время как зачастую это есть изначально итальянские моды, которые лишь возвращаются от французов назад в Италию Поскольку частая смена фасонов одежды и подражание французским и испанским модам28 служили удовлетворению обыкновенной страсти к франтовству, нам более до этого дела нет, однако помимо того здесь имеется также и культурно-историческое доказательство стремительности итальянской жизни в целом в десятилетия до и после 1500 г.

    Особого рассмотрения заслуживает стремление женщин существенным образом изменить свою внешность с помощью косметических средств. Ни в какой другой стране Европы, кроме Италии, с самого падения Римской империи не существовало столь многочисленных и многообразных дополнений по части облика, цвета кожи, волос. Все стремятся к нормальному внешнему виду, и силятся его достичь пусть даже с помощью наиболее бросающихся в глаза, совершенно очевидных средств введения в заблуждение. Здесь мы полностью отвлекаемся от всего прочего одеяния, которое было в XIV столетии30 в высшей степени пестрым и нагруженным украшениями, позднее жена смену ему пришел костюм, для которого была характерна более благородная роскошь, и ограничиваемся косметикой в узком смысле этого слова.

    Прежде всего в массовом порядке носят накладные шиньоны из белого и желтого шелка, их запрещают и снова носят, пока наконец души людей не оказываются потрясены проповедником, призывающим к раскаянию, и тогда на городской площади оказывается возведенной изящных очертаний поленница для всесожжения (talamo), на которой рядом с лютнями,игрушками, масками, магическими записочками, песенниками и прочим хламом находят свое место также и шиньоны, а очищающий огонь превращает все это в пепел. Однако идеальным цветом, достигнуть которого люди стремились как в отношении своих собственных, так и накладных волос, был русый. А поскольку в те времена было принято считать, что солнце в состоянии сообщить волосам светлый цвет, то встречались такие дамы, которые в погожую погоду целыми днями стояли на солнце, помимо же этого для волос использовались красящие средства и всякого рода смеси. Сюда добавляется еще целый арсенал туалетных вод, косметических примочек и гримов для каждой части лица, даже для глазных век и зубов, о чем наша эпоха не имеет ни тени представления Никакие насмешки поэтов, никакой гнев проповедников, никакие предостережения насчет раннего увядания кожи не в состоянии были отвратить женщин от обычая сообщать собственному лицу другой цвет, а отчасти и другой вид. Очень может быть, что частые и пышные постановки мистерий, во время которых раскрашивались и наряжались сотни людей, способствовали укоренению пагубного обычая в повседневной жизни, как бы то ни было, он имел всеобщее распространение, и сельские девушки придерживались его сколько могли37 . И напрасны были все попытки убедить женщин, что это отличительный знак распутниц самые добропорядочные матери семейства, которые целый год даже не касались грима, все же красились по праздничным дням, когда им предстояло показаться на люди38 Будем ли мы рассматривать все эти пороки как некую черту варварства, в качестве параллели которой можно вспомнить о раскрашивании лиц у диких племен, или же как следствие стремления к нормальной юношеской красоте в чертах и в цвете лица, в пользу чего говорит значительная изощренность и разнообразие этих косметических средств, в любом случае мужчинам невозможно отказать в попытках отговорить женщин.

    Во всяком случае применение парфюмерных средств вышло за обычные рамки разумного, распространяясь на все окружение человека. По случаю празднеств даже вьючных животных умащали мазями и благовониями, а Пьетро Аретино благодарит Козимо I за благоуханный денежный подарок40.

    Далее, итальянцы были тогда также убеждены в том, что они чище северян. На основании общих культурно-исторических мотивов эти их притязания следует скорее разделить, нежели отвергнуть, поскольку чистоплотность является компонентой совершенства современной личности, а таковая ранее всего оформилась у итальянцев; также и то обстоятельство, что они были богатейшей нацией тогдашнего мира, говорит скорее в пользу этого, чем против. Доказательств, разумеется, получено никогда не будет, и если говорить о первенстве в отношении предписаний чистоплотности, то в качестве самых старых ее примеров можно указать на средневековую рыцарскую поэзию. Как бы то ни было, наверняка можно сказать то, что здесь усиленно подчеркивается всесторонняя опрятность некоторых выдающихся представителей возрождения, особенно за столом, а в качестве воплощения грязи всяческого рода в Италии фигурировал немец. Из Джовио мы узнаем, что за неопрятные привычки усвоил Массимилиано Сфорца во время своего германского воспитания, и насколько сильно они бросались в глаза. Замечательно при этом то, что по крайней мере в XV в. гостиничные услуги попали в руки главным образом немцам, которые обслуживали преимущественно римских паломников. Однако в процитированном высказывании речь, видимо, идет преимущественно о сельской местности, поскольку крупных городах ведущее место зарезервировали за собой известные итальянские предприятия. Нехватка сносных постоялых дворов в сельской местности объяснялась также необеспеченной безопасностью.

    К первой половине XVI в. относится тот курс хороших манер, который был издан Джованни делла Каза, флорентийцем по происхождению, под названием «II Galateo». Здесь содержится не только предписание чистоплотности в узком смысле слова, но и искоренение тех привычек, которые мы обыкновенно называем «неприличными», причем делается это с такой же непреклонной уверенностью, с какой моралист говорит о высших нравственных законах. В прочих литературах этот вопрос рассматривается в меньшей степени со стороны систематической, но скорее опосредствованно, на примере внушающих ужас изображений всякого рода хамства46.

    Но и вообще «Галатей» представляет собой красиво и с душой написанное наставление как в образцовом стиле жизни, так и по части деликатности и такта вообще. Еще и теперь люди всех сословий могут его прочесть с большой для себя пользой, а что касается вежливости, старая Европа почти не продвинулась дальше содержащихся здесь предписаний. Поскольку такт свойство души, у всех народов он с самого начала всякой культуры прирожден некоторым людям, другие же приобретают его посредством приложения волевых усилий, однако первыми его признали как общезначимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности итальянцы. Да и сама Италия сильно изменилась за прошедшие двести лет. Явно ощущается, что для приличного итальянского общества осталось позади время скверных шуток, burle и beffe4 (с. 101 сл.), которыми могли обмениваться знакомые и полузнакомые люди, что нация выходит за стены своих городов и усваивает космополитически-нейтральную вежливость и предусмотрительность. О положительной общественной жизни в собственном смысле речь пойдет ниже.

    Вообще в XV и начале XVI в. все формы внешнего существования оказались в Италии утонченными и облагороженными, как ни у какого другого народа в мире. Уже в отношении части той совокупности малых и больших приспособлений, которые составляют вместе современный уют и комфорт, может быть доказано, что впервые они встречаются в Италии. Езда в экипажах по прекрасно вымощенным улицам итальянских городов48 имела большое распространение, в то время как в прочих странах люди передвигались пешком и верхом, а если ездили в экипажах, то делали это вовсе не для удовольствия. Относительно мягких и упругих кроватей, изысканных ковров на полу, туалетных принадлежностей, о которых больше нигде и не слыхали, нам становится известно прежде всего от авторовновелл. Зачастую особо подчеркивается количество и тонкость белья. Многое в этой сфере принадлежит уже к области искусства: мы бываем поражены, убеждаясь во всесторонности его облагораживающего воздействия на роскошь, ибо искусство непросто украшает великолепными сосудами тяжелый буфет или легкую этажерку, стены — подвижной пышностью гобеленов, а десерт - бесконечно разнообразными фигурными сладостями, но и изумительным образом полностью перемещает в свою сферу все столярные работы. Вся Западная Европа пыталась в эпоху позднего средневековья, насколько хватало средств, идти по тому же пути, однако частью то были по-детски аляповатые безделки, частью же они были скованы односторонним готическим декоративным стилем, в то время как Возрождение движется здесь совершенно свободно, решает всякую задачу, проникая в ее смысл, и работает на куда более широкий круг участников и заказчиков. В том же следует усматривать причину легкой победы, одержанной в течение XVI в. итальянскими декоративными формами всякого рода над северными, хотя были здесь и другие, более важные причины общего характера.

    (...)

    Существенным моментом для понимания высших форм общественной жизни Возрождения является уяснение того обстоятельства, что женщина почиталась здесь наравне с мужчиной. Нас не должны вводить в заблуждение встречающиеся время от времени у авторов диалогов хитроумные, а подчас и злобные исследования вопроса о неполноценности слабого пола. Не следует нам обманываться также и сатирой, как, например, третья сатира Ариосто, в которой женщина рассматривается как опасный большой ребенок, с которым мужчина должен уметь управляться, хотя их разделяет непреодолимая бездна. Последнее, вообще говоря, до определенной степени верно: именно потому, что образованная женщина находилась на одном уровне с мужчиной, здесь не было места расцвету того явления, возникающего впоследствии в цивилизованном обществе на Севере, что принято называть духовной и душевной общностью или высшим взаимодополнением. Прежде всего образование женщин высших сословий ничем существенным не отличалось от образования мужчин. У итальянцев во времена Возрождения не возникало ни тени сомнения в том, следует ли давать дочерям и сыновьям совершенно одинаковое воспитание в области литературы и даже филологии(с. 140). Поскольку в этой новоантичной культуре обыкновенно усматривали высшее жизненное достояние, к нему с готовностью допускали также и девочек. Мы уже видели, какого виртуозного владения латинской речью и письмом достигали даже дочери правителей (с. 1, 149). Другие же должны были разделять с мужчинами по меньшей мере их литературные интересы, чтобы быть в состоянии следить за беседой, которая касалась в те времена главным образом античности. Наконец, сюда примыкало деятельное участие в итальянской поэзии через сочинение канцон, сонетов и импровизаций, в чем прославился ряд женщин начиная с венецианки Кассандры Феделе (конец XV в.). Витторию Колонна возможно даже считать причисленной к лику бессмертных. Если что-то может служить доказательством выставленного нами выше утверждения, так это упомянутая женская поэзия, совершенно мужская по своему тону. Как любовные сонеты, так и религиозные стихотворения настолько определенны и точны по форме, так удалены от нежного мечтательного полумрака и налета дилетантизма, которые вообще-то тяготеют над женской поэзией, что их вполне можно было бы счесть за вышедшие из-под пера мужчины, когда бы значащиеся под ними имена, соответствующие о них сообщения и некоторые содержащиеся здесь высказывания не говорили о противном.

    Дело в том, что с получением образования индивидуализму женщин высших сословий получает развитие совершенно аналогичным образом с тем, как это происходит у мужчин, в то время как за пределами Италии вплоть до самой Реформации женщины, даже те, что сами являлись правительницами, очень редко проявляют свое личное начало. Такие исключительные фигуры, как Изабелла Баварская4, Маргарита Анжуйская439*,Изабелла Кастильская4 и др. выступают на первый план лишь ввиду совершенно необычных обстоятельств, можно сказать только под принуждением. В Италии же на протяжении всего XV в. жены правителей и особенно кондотьеров обладали своей собственной, характерной именно для них индивидуальностью и делили со своими мужьями как известность, так и славу(с. 3, прим. 3). Сюда же постепенно присоединяется целая когорта приобретших разнообразную известность женщин (с.98), пускай даже их выделяло лишь то, что их способности, красота, воспитанность, высокая нравственность и благочестие образовывали в некотором роде гармоническое целое. Здесь нети помина о какой-либо самостоятельной, сознательной «эмансипации», поскольку все было ясно и так. Женщина, принадлежащая к верхнему общественному слою, должна была, как и мужчина, стремиться к достижению состояния законченной, во всех отношениях совершенной личности Тот же путь, что был до конца проделан мужчиной в сфере духа и сердца, должна была до конца пройти и женщина От нее не требуется активной литературной деятельности, а если она становится поэтессой, от нее ждут некоего мощного душевного аккорда, но необязательно, чтобы то были какие-нибудь интимности в форме дневников или же романов Эти женщины и не помышляли о публике прежде всего им следовало производить впечатление на выдающихся мужчин и обуздывать их своеволие.

    Наибольшей славы удостаивалась в те времена та из великих итальянок, о которой говорилось, что она обладает мужским духом, мужским характером. Достаточно только обратить внимание на совершенно мужской стиль поведения большинства женщин в героических поэмах, например у Боярдо и Ариосто, и мы поймем, что речь здесь идет о вполне определенном идеале. Звание «virago»4, которое в нашем XIX в возможно воспринимать как вполне двусмысленный комплимент, в те времена служило к одной лишь славе Его с гордостью носила Катерина Сфорца4, жена, а впоследствии вдова Джироламо Риарио, наследственное поместье которого Форли она изо всех сил обороняла сначала от партии убийц своего мужа, а затем от Чезаре Борджа. Она пала в борьбе, однако завоевала восхищение всех своих соотечественников и звание «prima donnad’ ltalia»443*84 Героическую жилку такого рода можно узнать и во многих женщинах Возрождения, пусть даже ни одна из них не имела повода проявить свой героизм. В Изабелле Гонзага (с35 сл. ) эти черты проступают с полной очевидностью

    И уж конечно женщины такого рода были без какого-либо вреда для общественной морали вполне способны на то, чтобы позволить рассказывать в своем кругу новеллы, подобные собранным у Банделло, поскольку духом, господствующим в этом обществе, была не нынешняя женственность, т. е. уважительное отношение к определенным предварительным условиям, интуициям и таинствам, но сознание напряжения и красоты, а также опасной, заряженной роковыми случайностями современности. Поэтому рядом с самыми пристойными формами общежития имеет место нечто такое, что представляется нашему столетию бесстыдством, поскольку мы просто не в состоянии представить себе соответствующий противовес, который являла собой полная мощи личность господствующей в обществе итальянки того времени

    Само собой разумеется, даже собрав все трактаты и диалоги, мы не получим определенного утверждения, подобного только что нами высказанному, с какой бы живостью ни обсуждались здесь положение и способности женщин, а также любовь.

    Чего, вообще говоря, недоставало этому обществу, так это первоцвета юных девушек, которых совершенно неукоснительно держали в удалении также и в том случае, когда они воспитывались не в монастыре. Трудно сказать, вызывалась ли свобода в речах отсутствием при них девушек или же, напротив, это девушки не допускались к тому, чтобы их слушать, из-за раскованности разговора.

    Общение с блудницами в некоторых случаях, кажется, также достигает здесь расцвета, словно стремились возобновить отношения древних афинян с их гетерами. Знаменитая римская куртизанка Империя была женщина незаурядного духа и образованности, у некоего Доминико Кампана она научилась складывать сонеты, занималась также и музыкой. Прекрасная Изабелла де Луна, испанка по происхождению, считалась по меньшей мере чрезвычайно занимательной, но помимо этого являла собой удивительное соединение добродушия и в высшей степени дерзкой язвительности. В Милане Банделло знавал величественную Катерину ди Сан Чельсо, которая великолепно играла, пела и декламировала стихи И так далее. Все говорит о том, что знаменитые и духовно обогащенные люди, посещавшие этих дам, а подчас с ними жившие, предъявляли к ним запросы также и духовного характера. Отсюда ясно, что с наиболее славными из куртизанок обращались с величайшим почтением, и даже в случае разрыва связи с такой женщиной мужчина прикладывал усилия, чтобы у нее сохранилось хорошее о нем мнение, поскольку былая страсть оставляла по себе неизгладимое впечатление. Однако если говорить в целом, такое общество все же невозможно в духовном отношении поставить на один уровень с дозволенными, официально признанными формами общения, и следы, оставленные им по себе в поэзии и литературе, носят все же преимущественно скандальный характер. Мы совершенно справедливо удивляемся, когда узнаем, что среди 6 800 лиц, принадлежавших к данной категории, обитавших в Риме в 1490 г. (т. е. до прихода сифилиса), не было ни одной женщины высоких духовных качеств и выдающегося таланта. Те, кого мы назвали выше, принадлежат к последующему времени. Образ жизни, мораль и философия публичных женщин, а именно стремительная смена пристрастий, корыстолюбие и глубокая страстность, так же как лицемерие и дьявольское коварство у некоторых из них в более зрелом возрасте, лучше всего изображены Джиральди4 в новеллах, составляющих введение к его «Экатоммити». Пьетро Аретино в своих «Ragionamenti»4, напротив, рисует скорее свой собственный внутренний мир, нежели внутренний мир того обездоленного класса, которым на самом деле были эти женщины."

     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Чимо де Конельяно 1459-1517/18 (Венеция)

    7Чима да Конельяно.jpg
    CIMA da Conegliano-326269.jpg

    Giambattista-Cima-da-Conegliano-The-Virgin-and-Child-with-a-Goldfinch.JPG
     
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    герцогский дворец в Урбино

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    герцогский дворец в Милане (Кастелло Сфорцеско)
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    монастырь Чертоза в Павии

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.152
    Симпатии:
    2.914
    [​IMG]
    Д. Гирландайо (Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Полициано, Деметриос (Халкокондил)

    Анджело Полициано

    пер. С. Шервинского

    ***

    Раз, утром, девушки, я шла, гуляя,
    Роскошным садом, в середине мая.

    Фиалок, лилий много на полянах
    Цвело, да и других цветов немало
    Лазурных, бледных, снежных и багряных.
    Я, руку протянув, срывать их стала.
    Для золотых волос убор сплетала —
    Прядь вольную сдержать венком желая.
    Раз, утром, девушки, я шла, гуляя,
    Роскошным садом, в середине мая.

    Уже успела много их нарвать я,
    Но увидала разных роз собранье
    И побежала к ним — наполнить платье.
    Так сладко было их благоуханье,
    Что в сердце вкралось новое желанье,
    Страсть нежная и радость неземная.
    Раз, утром, девушки, я шла, гуляя,
    Роскошным садом, в середине мая.

    Разобрала их все поодиночке,—
    Не скажешь словом, как прекрасны были
    Те вылупились только что из почки,
    Те блеклы, те цветы едва раскрыли.
    Амур сказал: срывай, их в полной силе,
    Пока еще не сникли, увядая.
    Раз, утром, девушки, я шла, гуляя,
    Роскошным садом, в середине мая.

    Едва лишь роза лепестки раскроет,
    Пока она прекрасна и приятна,
    Ее ввивать нам в плетеницы стоит —
    Не то краса исчезнет безвозвратно.
    Так, девушки: доколе ароматна,
    Прекрасную срывайте розу мая.
    Раз, утром, девушки, я шла, гуляя,
    Роскошным садом, в середине мая.


    [​IMG]

    М. Фичино:

    "
    ПОХВАЛЫ НАШЕМУ ВЕКУ КАК ЗОЛОТОМУ ВЕКУ, ПОТОМУ ЧТО ОН ПОРОЖДАЕТ ЗОЛОТЫЕ ДАРОВАНИЯ.
    ПРЕВОСХОДНОМУ МЕДИКУ И АСТРОНОМУ ПАВЛУ МИДДЕЛЬБУРГСКОМУ


    То, что некогда поэты сочиняли относительно четырех веков, т. е. свинцового, железного, серебряного и золотого , наш Платон перенес в книгах «Государства» на четыре вида человеческих дарований, говоря, что, по природе, дарованиям одних людей присущ свинец, других — железо, третьих — серебро, четвертых — золото . Итак, если мы должны называть какой-нибудь век золотым, то это, без сомнения, такой век, который всюду порождает золотые дарования.

    И тот не усомнится, что таков наш век, кто захочет рассмотреть великие открытия сего века. Этот наш век, как Золотой век, вернул к жизни почти уже угасшие свободные искусства, т. е. грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, древнее искусство распевать стихи под аккомпанемент орфической лиры : и все это, что у древних почиталось, но было уже почти утрачено, — во Флоренции.

    Этот век соединил мудрость с красноречием, и последнее наилучшим образом он явил в Федериго Урбинском , словно в Палладе; и его сын , и зять унаследовали его доблести. Я также думаю, мой Павел, что ты усовершенствовал астрономию . Во Флоренции же из мрака было извлечено на свет учение Платона . В Германии в наше время изобрели станки для печатания книг и, кроме того, таблицы, с помощью которых можно тотчас же определить вид неба на будущее время ; следует упомянуть также о флорентийском устройстве, имитирующем ежесуточные движения небес . Теперь эти немецкие таблицы, аккуратно отпечатанные, наш Микелоцци вам везет, чтобы преподнести их вашему славному герцогу . Ведь дар небесный достоин небесного государя.
    Достоин также, как я думаю, быть принятым тобой, созерцателем небесных явлений. Достоин, наконец, чтобы вы нас похвалили.

    Прощайте. XIII сентября 1492 г. Марсилио Фичино.
     
    Ондатр нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Высокое Возрождение

    Высокое Возрождение художественное явление практически чисто итальянское, но зато общеитальянское. Хотя общепризнанным центром его был Рим, но художники происходили из самых разных итальянских государств.
    В качестве хронологических рамок часто принимается 1500-1527 гг. Но конечно начало и конец за эти рамки выходят. Например признаки нового стиля можно обнаружить в творчестве Леонардо уже с кон. 1470-х гг, у Джованни Беллини с кон. 1480-х, у Перуджино в 1490-х.
    1490-е время когда о таких тенденциях можно говорить применительно уже к нескольким художникам (в том числе и не первого ряда).

    фра Бартоломео (1499)
    tфра Бартоломео 1499he_adoration_of_the_christ_child-large.jpg


    Больтрафио (1490-е)
    Giovanni_Antonio_Boltraffio_002.jpg


    Giovanni_Antonio_Boltraffio_-_Ritratto_di_un_giovane_(1490s).jpg
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2015
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Пик Высокого Возрождения приходится на понтификат папы Юлия II (1503-13)

    [​IMG]

    вслед за этим один за другим уходят из жизни:
    Джорджоне 1510
    Браманте 1514
    Леонардо 1519
    Рафаэль 1520
    Перуджино 1524
    В кон. 1510-х у молодых художников впервые появляются новые, маньеристские тенденции.
    Тем не менее, поколение художников Высокого Возрождения уходит или отходит от стиля только в 1540-х гг.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Размещать картинки особо не буду, благо тема хрестоматийна.
    Отмечу только, здесь мы можем найти родоначальников практически всех направлений изобразительного искусства на следующие три века.
    Есть в этом что-то от вечного возвращения....8-)

    Джорджоне (период активного творчества 5-6 лет)

    1280px-Giorgione_-_Sleeping_Venus_-_Google_Art_Project.jpg

    800px-Giorgione_019.jpg


    giorgione.jpg


    Giorgion_Impassioned_Singer.jpg


    giorgione-ritratto-di-ragazzo-Birmingham-Brarber-art-instit1.gif


    giorgione___tiziano___concerto_pastorale.jpg


    Рафаэль

    Villa_Farnesina_Nordfassade.jpg

    0loggia2-artfond.jpg

    ministero-funzione-pubblica.jpg
    (верхний этаж надстроен позднее)

    вилла мадама268057_770876472_big.jpg

    1024px-Sanzio_01.jpg

    640px-Raffael_012.jpg

    Raphael_-_Deliverance_of_Saint_Peter.jpg

    Raphael-Portrait-of-a-young-woman.jpg
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Браманте

    брамантеca10c6693083.jpg

    Сансовино

    640px-Jacopo_Sansovino_-_São_Tiago_Maior.jpg

    Navona_-_cappella_Serra_santiago_(gesso_da_SansovinMonserrato)_P.JPG

    640px-S_Agostino_-_Sansovino_Madonna_del_parto_002.jpg

    phoca_thumb_l_jacopo-sansovino-1.jpg


    Микеланджело

    Michelangelo_Bacchus.jpg

    San_Domenico34.jpg

    Michelangelo_-_Atlas.jpg Michelangelo_-_Bearded_slave.jpg

    Тициан (только ранний)



    тициан 18-19г1024px-Bacanal_de_los_andrios.jpg тициан 18г800px-Ofrenda_a_Venus.jpg


    640px-Tizian_014 1516-18uu.jpg
    Titian.1530MarsVenusandAmor01.jpg

    Tiziano,_madonna_delle_rose.jpg
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2015
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    640px-Tiziano,_1515tarquinio_e_lucrezia.jpg


    Корреджо

    007-correggio-theredlist.jpg

    кореджо adoration-of-the-child-1520(2).jpg

    Посмотреть вложение 20429

    437px-Correggio_028c.jpg

    Посмотреть вложение 20432

    корреrjhht70644_big_1357890043.jpg


    Андреа дель Сарто

    Chiostro_dei_voti,_andrea_del_sarto,_viaggio_dei_magi.jpg


    дель сартоsupper-pic14.jpg



    Andrea_del_Sarto_-_Portrait_of_Baccio_Bandinelli_-_WGA0378.jpg


    andrea-del-sarto-self-portrait.jpg


    Пальма иль Веккьо

    800px-Giorgione,_Portrait_of_a_Man.jpg

    пальма16.jpg


    Франчабиджо
    франчабиджо1.jpg


    Себастьяно дель Пьомбо

    дель пьомбоltkm 1606.jpg

    piombo-145C8D5FD0513405A29.jpg

    Доссо Досси (наверно самый ранний из маньеристов), только для примера
    Dossi_dossi,_lucrezia_borgia,_1518_circa02.jpg


    и почти от каждой картины - направление )
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2017
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.152
    Симпатии:
    2.914
    [​IMG]

    Портрет нашего форума... :) :
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Высокая оценка форума )
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2015
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Движение вширь 2

    На этом этапе ренессансные тенденции начинают медленно просачиваться за пределы Италии.
    Большей частью в виде отдельных элементов, декора и представления, что симметричное красиво.
    Проникает и "античный сюжет" - буквы нового международного "гуманистического" языка.
    Как уже писалось, например во вт. пол 15 в. те или иные античные ("классические") мотивы начинают проскальзывать в миниатюрах Жана Фукэ, идея симметричного дворцового здания вокруг внутреннего двора проникает в Венгрию, например, где ок. 1470 г. король Матьяш начинает перестройку своих замков.
    В 1507 г.в здесь возводится уже совершенно ренесансная по духу капелла Бакоца с нагробием в эстергомском соборе

    .[​IMG]

    Новые веяния в европейское искусство вносили многочисленные итальянские художники , которых можно было обнаружить и в Мадриде, и в Москве, и в Бахчисарае.
    В большей части Западной Европы в 16 в. проявляется феномен известный как Северное Возрождение (ему посвящена отдельная ветка) - оригинальный полуготический стиль, включающий те или иные элементы итальянского Ренессанса. Но постепенно появляются художники, обучавщиеся долго в Италии или у итальянцев, которые становятся проводниками собственно ренессансного искусства.
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2015
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Заметить новые тенденции невооружённым глазом было нелегко ) Европа 16 в. оставалась готической, точнее даже, эклектической - поскольку это была эпоха долгостроев, и новые стили создавали не ансамбли , а скорее элементы построек - замков, соборов, городов, отличающихся хаотичностью и многослойностью, - там часовня, там камин )
     
    Последнее редактирование: 22 апр 2015
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.152
    Симпатии:
    2.914
    Отчего-то вспомнилась фраза В.Н. Попова : " Собор, похожий на старый комод". :) :
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Первыми новые веяния достигли Германии (в 1490-е). Это не удивительно, поскольку и Италия и Германия входили в одну Священную Римскую империю.
    Дюрер и Гольбейн (младший) - классики северного возрождения, с оговорками могут быть причислены и к художникам Высокого Возрождения. В целом однако это влияние на Германию оказалось слабым и непродолжительным. (Гольбейн , впрочем. по месту работы должен считаться швейцарско-английским художником ) )

    Дюрер

    1497j.jpg
    (1497)

    avtoportret-albreht-dyurer+ 1498.jpg
    (1498)

    1504u1jabach1.jpg
    (1504)


    1506u04veneti.jpg
    (1506)


    Albrecht_r_-_Adam 1507.jpg Albrecht_r_-_Eva_(3)  1507.jpg
    (1507)


    1511ulandaue1.jpg
    (1511)


    Albrecht_r_-_The_Triumphal_Arch_of_Maximilian_1512(NGA_1991.200.1).jpg
    (реализованный проект триумфальной арки для императора Максимиллиана.1512)

    iдюр 1512mage001.jpg
    1512

    1526
    дюр 15264kleberg.jpg дюр 1526г2muffel.jpg


    1528
    дюр1528.jpg
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Гольбейн

    15163meyer1.jpg
    (1516)


    6hertens.jpg
    (1517)

    1532u92oldman.jpg
    (1532)
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Нидерланды (Бургундский округ той же империи)

    В Нидерландах процесс шёл дольше и труднее (слишком сильна была местная позднеготическая традиция. Плохо давались местных художникам итальянские новации). Но результаты были куда серьёзнее.
    Итальянизирующие живописцы здесь известны как "романисты".
    Первый из них Ян Госсарт побывал в Италии в 1508-9 гг. и вернулся поборником Ренессанса (правда года до 15 продолжал работать и в старой манере).

    1510
    10u.jpg госсарт 10гu1altar1.jpg

    1513-15
    госсарт 13-15г3malvag4.jpg


    1515
    1515u1luke1.jpg


    1520
    20u03virgin.jpg
    1520u04virgin.jpg
    1520u3adamev1.jpg

    1521 (Венера!)
    1521u4venus1.jpg

    1522
    1522u05virgin.jpg


    эстафету принимает его ученик Ян Скорел. В 18 г. по совету учителя он отправился в путешествие в Италию. И в 1522-24 г. даже занимал пост придворного художника в Риме и хранителя памятников Бельведера (сменив Рафаэля).

    1523
    скорел23cleopatr.jpg

    1525-27
    скорел 25-27lochorst.jpg

    1525-30
    скорел 25-30diptych1.jpg


    1530
    скорел 30baptism.jpg

    скорел 30magdalen.jpg


    1535
    скорел 35daffodil.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Испания

    В Испанию ренессансные новации попали довольно рано. В какой-то мере они присутствуют у такого позднеготического художника как Педро Берругете (1450-1503).

    1259782130_2.jpg

    1259782278_17.jpg
    virgenleche_detalle3.jpg

    педроvirgin_and_child-large.jpg


    педроgtlhjholy_family-large.jpg


    1259782149_9.jpg

    (Житие св. Доминика)
    burning_of_the_heretics_(auto-da-fe)-large.jpg



    Italian_painting_Saint_Dominic_and_the_Albigensians_.jpg


    Но в целом влияние нидерландской школы было сильнее, чем итальянской, а в первой трети 16 в. ренессанс был представлен скорее в кватрочентистском варианте, чем как Высокое Возрождение.

    Хуан де Фландес (Фламандец) 1465-1519

    JUAN DE FLANDES (b. ca. 1465 - d. 1519, Palencia)1262873249_19.jpg JUAN DE FLANDES (b. ca. 1465 - d. 1519, Palencia)1262873319_18.jpg JUAN DE FLANDES (b. ca. 1465 - d. 1519, Palencia)1262873194_10.jpg

    JUAN DE FLANDES (b. ca. 1465 - d. 1519, Palencia)1262873035_3.jpg

    Фернандо де лос Льянос работал в период 1505-25

    Fernando LLANOS (active 1506-1516 in Valencia)1260382524_1.jpg

    Fernando LLANOS (active 1506-1516 in Valencia)1260382581_2.jpg

    Fernando LLANOS (active 1506-1516 in Valencia)1260382595_3.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 апр 2015
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    В архитектуре в пер. пол. 16 в.преобладал ранне-ренессансный Платереско

    640px-House_of_the_shells_in_Salamanca зак 1517.jpg

    университет в Саламанке
    640px-University_of_Salamanca (1).jpg 640px-Interior_of_the_house_of_the_shells_in_Salamanca.jpg
    ун в саламан04t4241.jpg

    University-of-Salamanca-Patio.jpg
    Бургос
    1519,бургосnosostra.jpg

    Севилья. Ратуша.
    ratusha в севилье 1527.jpg

    университет в Алькала-да-Энарос

    университет в Алькала-де-Энарес2.jpg университет в Алькала-де-Энаресalcala-3.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Педро Мачука (1485-1550)
    в 1528 г. начинает возведение чисто-ренессансного дворца Карла 1 (5) в Альгамбре

    Pedro Machuca (1490-1550) c 1528uPalacio_Carlos_V_west.jpg

    6499362319_a0473ca036_b.jpg

    0_597c4_e40a81a3_XL.jpg

    0_102d4a_7caebee7_L.jpg

    Carl_000.jpg

    carlos-palace.jpg

    картины Педро Мачука

    Pedro Machuca (1490-1550) 1523deposition-large.jpg

    Pedro Machuca (1490-1550)H0267-L22717871.jpg


    Pedro Machuca (1490-1550)virgendelacinta.jpg



    Pedro-Machuca-The-Virgin-and-Souls-in-Purgatory-2-.JPG
     
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Висенте Масип 1475-1550

    tVicente Masip (1475-1550)he_visitation-large.jpg

    Vicente Masip (1475-1550)shotw-midres.jpg Vicente Masip (1475-1550)show-midres.jpg Vicente-Masip-Martyrdom-of-St-Agnes-2-.JPG


    Альехо Фернандес (1474-1547)

    Alejo the_decapitation_of_saint_john.jpg Alejo_.jpg Алехо Фернандес 1475-1547Alejo 009L14034_7BTH2.jpg

    Педро Фернандес (1480-1521)
    педро фернандес 1480-1521г1262187237_1.jpg

    Педро фернандес 1514Gt1480- died 1521vision.jpg


    Хуан де Боргоса (ум. 1554)
    Juan de BORGOСA (d. 1554 in Toledo).jpg

    Фернадо Яньес де ла Альмедина (работал в 1505-36 гг), последователь Леонардо

    Fernando YANEZ DE LA ALMEDINA (active 1505-36)1260382568_1.jpg

    Fernando YANEZ DE LA ALMEDINA (active 1505-36)1260382602_3.jpg

    Fernando YANEZ DE LA ALMEDINA 7753169484_9abf17a947_b.jpg

    Хуан де Хуанес. 1560
    Juan de JUANES (b. ca. 1523, Fuente de la Higuera, d. 1579, Bocairente)1260382812_1.jpg
    Juan de JUANES 1560(b. ca. 1523, Fuente de la Higuera, d. 1579, Bocairente)1260382788_2.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Значительную роль в испанском Возрождении играла скульптура. Историю стиля здесь можно начинать с 1511 г. - приезда скульптора Доменико Фанчелли.

    domenico-fancelli-cenotafio-de-los-reyes-catc3b3licos-1517-detalle-capilla-real-de-granada.jpg
    royal-mausoleby-domenico-fancelli-in-royal-chapel-.jpg
    Domenico Fancellimausoleo_14.jpg

    примерно в это же время начинает работать молодой испанский скульптор Бартоломе Ордоньес (работал в 1511-20)

    Bartolome Ordonez 1511-13Fig.-12.jpg

    Bartolome Ordonez007181d694211aef98ac39e9b59706ff.jpg

    Bartolome Ordonez 1516u9610667799_c258d0bbaa.jpg


    Bartolome Ordonez 1518-19u14131483380_5d7b7529cb.jpg

    Bartolome Ordonez 1517compianto_sul_cristo_morto.jpg Bartolome OrdonezORS15988.jpg



    BartolomеОрдоньес(attr.),_defunta_semigiacente,_1515-17,_.JPG


    Bartolomе_ордоньес(attr.),_madonna_col_bambino,_1515-17,_.JPG
     
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Ордоньес 1519-20st_john_the_baptist-large.jpg



    в дальнейшем новации затронули такой традиционный испанский жанр как оформление ретабло.

    Catedral_de_Palencia._Retablo_mayor.jpg

    Catedral_de_Toledo.Altar_Mayor.JPG

    Colegiata_de_Santa_Juliana._Retablo_Mayor.jpg

    1280px-Detalle_de_uno_de_los_retablos_de_la_Catedral_de_Burgos.JPG

    felipe-bigarny-fernando-el-catc3b3lico-hacia-1521-capilla-real-de-granada.jpg Isabel_I_de_Castilla._Granada.jpg

    Васко де ла Сарса ум. 1524

    Vasco de la ZARZA (d. 1524, Avila)1263696667_1.jpg
    Vasco de la ZARZA (d. 1524, Avila)1263696750_3.jpg

    Диего де Силоэ (1495-1563)

    Де Сило Diego de 1528Degollación Bautista-MNE Valladolid.jpg

    Diego de Siloe4.jpg


    Diego de Siloe2013-imagen-del-mes-12.jpg


    Diego de Siloe243937647_b4eab28a8f.jpg

    Diego_de_Siloe_1495-1563(Sagrada_Familia).jpg



    Diego de Siloeescalera1.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.493
    Симпатии:
    10.194
    Diego de Siloe 1519a6e989cb6bd6bbbd79c180ed6a906d27.jpg Diego de Siloe 1530-t4e9fd58421539dd5ba2982a16df50fd1.jpg


    Diego de Siloesanjeronimocapilla.jpg


    diego-de-siloe-christ-at-the-column.jpg

    Хуан Родригес (1528)

    24575-Segovia_-_Real_Monasterio_de_Santa_Maria_del_Parral_26.jpg


    Фелиппе Вигарни (Бургундец) 1475-1543. В Испании с 1531 г.
    Bigarny_-_San_Juan_-_20140705.jpg Bigarny_-_San_Lucas_-_20140705.jpg Bigarny_-_San_Marcos_-_20140705.jpg Bigarny_-_San_Mateo_-_20140705.jpg


    Felipe Bigarny7c3ef90fa9f3df4747ab3d60eacbf730.jpg

    Felipe  1523-26main_altar-large.jpg


    1024px-Felipe_Vigarny,_.jpg 800px-Felipe_Vigarny_(.jpg
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей