Вокзалы: от истории до поэтики

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем list, 17 июн 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Попался интересный материал о московских вокзалах:

    Хроники московских вокзалов: 9 известных и 1 невидимый

    [​IMG]

    и пока искала для место, подумала, что вокзальная тема интересна сама по себе. Как с исторической точки зрения - когда, как и где появлялись первые станции на планете (сюда же можно включить причалы, морские порты, аэропорты, космодромы...), так и с философско-поэтической - вокзал как узел сообщений, место переплетения бесчисленных путей и дорог. Точка отправления и пункт прибытия. Пространство перехода и несуществования.

    Наверняка можно будет вспомнить вокзалы в живописи и литературе. Иногда это довольно странные по описанию места, а некоторые и на вокзалы-то совсем не похожи. Но в каждом из них - явно или безмолвно - звучит "сакральный код", пароль, запускающий процесс, приводящий этот мистический механизм перемещения в действие: "Поехали!".

    (Дж. Толкиен "Лист работы Мелкина")
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Наверно в Ландшафт?
     
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Как хотите. Особенно если вы и все, кто пожелает, примете участие в наполнении. Тему можно интересно и по всякому раскрывать.
     
  4. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Особенности вокзальной трапезы: )
    В. Орлов "Альтист Данилов"
     
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Марка Александровича бы сюда, с его "Вокзалом".
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Занятно о Киевском вокзале.
    Добавлю, привозили еще ( страшно представить, как это ехало в поезде) торт "Киевский", натуральный, домашнего производства (рецептуры, по которой взбитые белки для безе должны слегка прокиснуть, отчего вкус испеченных коржей невозможно ни с чем спутать).

    И еще - торты "Наполеон" (моя тетушка - львовянка его готовила и везла нам), тоже самой аутентичной рецептуры, где 256 слоев теста ( каждый слой теста промазан слоем натурального (!) сливочного масла) плюс масляный же крем (!).
     
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    О Павловском вокзале.

    "При любом упоминании о Царскосельской железной дороге нельзя не вспомнить, хотя бы кратко, о Павловском вокзале, сыгравшем огромную роль в развитии музыкальной культуры России.

    Когда Ф. А. фон Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он, прежде всего, думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок. В пригородах Петербурга, тяготевших к строившейся линии, отсутствовали промышленные предприятия, поэтому на большие грузопотоки рассчитывать не приходилось. В качестве возможных грузов были предметы быта и обихода, скот, продукты сельского хозяйства, дрова, перевозимые в небольших количествах. Население Царского Села и Павловска составляло всего 6 тыс. человек и не могло существенно влиять на размеры пассажирского движения.

    Взвесив все, Герстнер решил заинтересовать население столицы в поездках по дороге. Только это могло увеличить пассажирские потоки. Начал он с обращения к жителям Петербурга в одной из своих публикаций: «Здоровье есть первое и величайшее благо каждого человека; всякий благоразумный человек должен заботиться о сохранении оного... Но коротко лето в переменчивом климате Петербурга... Посему не справедливо ли будет утверждать, что ни в одной европейской столице жители не имеют такой нужды в проведении лета за городом, как в Петербурге».
    vokzal_04.jpg

    И вот, для того чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы, где приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть в буфете или ресторане, интересно провести время. Обе эти станции должны были выполнять одинаковые функции, но Царскосельская только частично справилась с задачами. Ее главная заслуга заключалась в том, что она способствовала расширению города и образованию нового района, расположенного между бульваром и железнодорожной линией. В первые годы работы дороги в одном из залов станции устраивались концерты, спектакли и танцевальные вечера, однако в связи с удалением от центра города и малыми размерами зала эти концерты большой популярности не получили и в дальнейшем не проводились. В 1841 году почти напротив станции за железнодорожными путями открылись Императорские скачки (ипподром), что увеличило поток пассажиров. В дни проведения скачек доход компании увеличивался. Чтобы еще больше привлечь петербуржцев, она построила со стороны ипподрома небольшую платформу и проложила к ней путь.

    16 марта 1836 года Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка». (В числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады «и другие собрания».) За лучший проект здания «величественного и достойного своего назначения» объявлено было вознаграждение в 20 000 рублей ассигнациями. Из представленных одиннадцатью русскими и двумя немецкими архитекторами проектов великий князь Михаил Павлович (заботившийся «об обоюдной выгоде» Правления и Павловского городского правления, а также благоволивший к немцам) выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, пришлось принять проект петербургского архитектора А. И. Штакеншнейдера.

    vokzal_03.jpg

    Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор и дирижер возглавлял в летние месяцы этот оркестр.На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности — концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка.

    vokzal_05.jpg
    Зимой 1860/61 года перепланировали центральную часть здания: из нее в боковой флигель убрали ресторан, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора А. В. Петцольда.

    Окончательная переориентировка на серьезную музыку произошла при дирижере Н. В. Галкине, который руководил концертами в Павловском вокзале в 1892-1903 гг. К этому времени состав оркестра увеличился до 100 человек. За дирижерским пультом стояли прославленные музыканты: А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. П. Асланов, В. А. Дранишников, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов; здесь состоялись одни из первых выступлений С. С. Прокофьева. В концертах принимали участие знаменитые вокалисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Д. Вяльцева, балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская.

    vokzal_01.jpg

    Здесь http://family-history.ru/material/history/place/place_34.html
     
    list нравится это.

Поделиться этой страницей