Попался интересный материал о московских вокзалах: Хроники московских вокзалов: 9 известных и 1 невидимый и пока искала для место, подумала, что вокзальная тема интересна сама по себе. Как с исторической точки зрения - когда, как и где появлялись первые станции на планете (сюда же можно включить причалы, морские порты, аэропорты, космодромы...), так и с философско-поэтической - вокзал как узел сообщений, место переплетения бесчисленных путей и дорог. Точка отправления и пункт прибытия. Пространство перехода и несуществования. Наверняка можно будет вспомнить вокзалы в живописи и литературе. Иногда это довольно странные по описанию места, а некоторые и на вокзалы-то совсем не похожи. Но в каждом из них - явно или безмолвно - звучит "сакральный код", пароль, запускающий процесс, приводящий этот мистический механизм перемещения в действие: "Поехали!". (Дж. Толкиен "Лист работы Мелкина")
Как хотите. Особенно если вы и все, кто пожелает, примете участие в наполнении. Тему можно интересно и по всякому раскрывать.
Занятно о Киевском вокзале. Добавлю, привозили еще ( страшно представить, как это ехало в поезде) торт "Киевский", натуральный, домашнего производства (рецептуры, по которой взбитые белки для безе должны слегка прокиснуть, отчего вкус испеченных коржей невозможно ни с чем спутать). И еще - торты "Наполеон" (моя тетушка - львовянка его готовила и везла нам), тоже самой аутентичной рецептуры, где 256 слоев теста ( каждый слой теста промазан слоем натурального (!) сливочного масла) плюс масляный же крем (!).
О Павловском вокзале. "При любом упоминании о Царскосельской железной дороге нельзя не вспомнить, хотя бы кратко, о Павловском вокзале, сыгравшем огромную роль в развитии музыкальной культуры России. Когда Ф. А. фон Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он, прежде всего, думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок. В пригородах Петербурга, тяготевших к строившейся линии, отсутствовали промышленные предприятия, поэтому на большие грузопотоки рассчитывать не приходилось. В качестве возможных грузов были предметы быта и обихода, скот, продукты сельского хозяйства, дрова, перевозимые в небольших количествах. Население Царского Села и Павловска составляло всего 6 тыс. человек и не могло существенно влиять на размеры пассажирского движения. Взвесив все, Герстнер решил заинтересовать население столицы в поездках по дороге. Только это могло увеличить пассажирские потоки. Начал он с обращения к жителям Петербурга в одной из своих публикаций: «Здоровье есть первое и величайшее благо каждого человека; всякий благоразумный человек должен заботиться о сохранении оного... Но коротко лето в переменчивом климате Петербурга... Посему не справедливо ли будет утверждать, что ни в одной европейской столице жители не имеют такой нужды в проведении лета за городом, как в Петербурге». И вот, для того чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы, где приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть в буфете или ресторане, интересно провести время. Обе эти станции должны были выполнять одинаковые функции, но Царскосельская только частично справилась с задачами. Ее главная заслуга заключалась в том, что она способствовала расширению города и образованию нового района, расположенного между бульваром и железнодорожной линией. В первые годы работы дороги в одном из залов станции устраивались концерты, спектакли и танцевальные вечера, однако в связи с удалением от центра города и малыми размерами зала эти концерты большой популярности не получили и в дальнейшем не проводились. В 1841 году почти напротив станции за железнодорожными путями открылись Императорские скачки (ипподром), что увеличило поток пассажиров. В дни проведения скачек доход компании увеличивался. Чтобы еще больше привлечь петербуржцев, она построила со стороны ипподрома небольшую платформу и проложила к ней путь. 16 марта 1836 года Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка». (В числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады «и другие собрания».) За лучший проект здания «величественного и достойного своего назначения» объявлено было вознаграждение в 20 000 рублей ассигнациями. Из представленных одиннадцатью русскими и двумя немецкими архитекторами проектов великий князь Михаил Павлович (заботившийся «об обоюдной выгоде» Правления и Павловского городского правления, а также благоволивший к немцам) выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, пришлось принять проект петербургского архитектора А. И. Штакеншнейдера. Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор и дирижер возглавлял в летние месяцы этот оркестр.На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности — концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка. Зимой 1860/61 года перепланировали центральную часть здания: из нее в боковой флигель убрали ресторан, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора А. В. Петцольда. Окончательная переориентировка на серьезную музыку произошла при дирижере Н. В. Галкине, который руководил концертами в Павловском вокзале в 1892-1903 гг. К этому времени состав оркестра увеличился до 100 человек. За дирижерским пультом стояли прославленные музыканты: А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. П. Асланов, В. А. Дранишников, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов; здесь состоялись одни из первых выступлений С. С. Прокофьева. В концертах принимали участие знаменитые вокалисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Д. Вяльцева, балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская. Здесь http://family-history.ru/material/history/place/place_34.html