Восхождение в сферу разума

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 13 мар 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Окончательный результат набросков и обсуждений в этой ветке собственно вот https://ridero.ru/books/voskhozhdenie_v_sferu_razuma/

    Эта ветка продолжение Введения в мифическую космографию.
    Здеь тот же материал будет излагаться несколько более вольно и аналитически.

    Космическое яйцо, которое, как я думаю, вы уже представляете, это не весь мир, известный мифической космографии. Сфера разума это то, что его окружает. Границы её несколько размыты.
    Как вы помните, землю последовательно окутывают стихийные сферы, самая внешняя из которых сфера эфира (акаши). В ней проходят пути небесных светил. Для древних греков сфера разума начиналась уже там - со сферы Луны, для гностических течений она перемещается за сферу звёзд, там же её помещали индийцы. Иногда звёздные миры входили в неё частично (только некоторые).

    Понятие разума у древних мыслителей несколько отличалось от современного. Практическое, оперативное мышление к нему не относилась, за него была ответственна животная душа.
    Сфера разума в сознании начиналась с абстрактного теоретического мышления, постепенно переходя в интеллектуальную , а затем мистическую интуицию.
    А модель мифической географиии, как я уже не раз писал, это во многом модель сознания.

    Ауробиндо и Сатпрем дали достаточно ясное описание этих сфер: витальной и ментальной . Им и будут соответствовать мир астральный (т.е. заключённый в сферу звёзд) и сфера разума (мир идей).
    Самый нижний рубеж в который "заключена" наша реальность будет именоваться подлунным или дольним миром (т.е. находящимся внутри сферы Луны). Он включает в себя сферы стихий (огня, воды, ветра) и земный мир (с его атмосферой на высоту полёта орла).

    Я думаю этот краткий обзор делает ясным происхождение оккультной терминологии: стихийное, эфирное, астральное тело и т.д.

    В трёхчастном делении, принятом в христианстве, с землёй соотносится тело, с астральным /витальным миром - душа, со сферой разума - дух.
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2017
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    животная душа это и сфера витального. т.е. это и есть собственно душа. )
    растительная же душа это не только сфера роста-вегетации, но и базовые биологические программы: выживание, размножение, доминирование
    Ауробиндо называл эту сферу физическим разумом, Уилбер бежевым мемом.

    Путешествие в мифическую реальность начинается за его пределом . Когда открывается четвёртая базовая потребность - эволюционная - потребность в изменённом состоянии сознания.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Вход.

    Теперь понятно, что мудрец изрек:
    « Мир духов рядом , дверь не на запоре ,
    Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
    Умойся в утренней заре, как в море,
    Очнись, вот этот мир , войди в него».
    (Гёте)

    Куда ведёт этот вход? Туда где, как считалось, постоянно обитали и ныне обитают предки. Магический мир через который происходит управление нашей реальностью. Мир говорящих зверей и одушевлённых стихий, место, где можно встретиться и договорится с хозяевами всего сущего. Узнать их волю и получить новое знание.

    Уже в самые ранние времена ворот ведущих туда было известно несколько.

    Сон.

    Изменённое состояние сознания доступное каждому. Граница сна и яви в мифическом сознании размыта. Но сон может обладать более высоким сакральным статусом – ведь в нём возможна встреча с духами и предками. Недаром мифологическое время первопредков, называлось австралийскими аборигенами временем сновидений.

    Безумие.

    Безумие, временное или постоянное тоже было священной болезнью, через которую с миром говорит Иное. Оно могло иметь и инициатический характер.
    Вообще в современной психиатрии «фиолетовое» сознание – сознание первобытного человека, скорее всего, было бы оценено как клиническое.
    Начнём с того, что у него было несколько душ, с которыми он мог вступать в диалоги… )

    Смерть.

    Смерть это самый надёжный способ встретится с духами, поэтому и статус у неё самый высокий. Смерть и воскресение – самая высшая инициация, которая, по – сути, моделируется всеми остальными.

    Следующие три уже могут считаться психотехниками, и известны как «архаические техники экстаза». Основных тоже три:

    Танец

    Танец, ритм - древнейшее искусство и одновременно техника, вводящая в трансовое состояние. Духи тоже являлись , танцуя. И отличались своим танцем.
    Здесь истоки и Цама и круга эльфов…

    Боль.

    И вообще предельное страдание. Во все века была способом приобщения к иному.
    Здесь и крайний аскетизм с умерщвлением плоти, и болезненные инициации и культ мучеников и пытки пленных приносимых в жертву индейцами…

    Подробнее об этом в ветке Приход духов . http://forum.arimoya.info/threads/приход-духов.785/

    Психоактивные вещества

    Известны с древнейших времён. В современной антропологии всё больше сторонников гипотезы связывающей пещерную живопись с сюжетами галлюцинаторных видений.
    И божественная сома-хаома, и мазь ведьм имеет к этим веществам самое прямое отношение.


    Обозначим эти входы на карте. Это сделать не так трудно: наш мир – Джамбудвипа - на юге.
    С югом же соотносится описанный мной ранее архетип молодого бога (условно «Диониса»):

    Безумие, смерть, боль, это и то что пугает более всего, и потому соотносится с демоническими силами. И на карте это ближайший к нам юго-западный малый континент, населённый ракшасами и дакинями. Там же и Медноцветная гора – чистая земля дакинь, коотрая уровновешивая силу ракшасов не позволяет им уничтожить мир.
    Парадоксальным образом наш мир ближе всего лежит к цели пути : высшей позиции в движении солнца (на юге) – входу в сферу разума. Но путь туда почему-то всегда идёт по кругу…




    Наконец, ещё три входа, более абстрактных:

    Символ

    Иная реальность или вход в неё здесь моделируются, изображаются. Чтобы войти в неё пользуясь символом, требуется достаточно разработанное сознание.

    Жертва

    Жертвоприношение основано на символе. Семантика его разнообразна, и подвергалась многостороннему осмыслению в традициях: от «даю, чтобы ты дал мне» до самопожертвования (акт, неизменно вызывающий у окружающих катарсические переживания).
    Но в любом случае жертва это приглашение «той стороны» к активному диалогу.

    Путешествие.

    Тема , которой в основном и будет посвящена эта ветка ).
    «Космос» древнего человека был очень мал. Путешествие , как выход за его пределы (ночь, лес, море, руины, дальние страны) уже было символической смертью. Местом встречи с Иным, поджидающим порой уже за ближайшим поворотом…
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Символизировавшись, и они обрели сакральный статус в форме войны, власти и секса, и тоже стали рассматриваться как врата.

    Также и конечно еда была символизирована в сакрально/оральном комплексе. (причастие и прикладывание к мощам и иконам его продолжение).
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Стихии

    Саламандра, жгись,
    Ундина, вейся,
    Сильф, рассейся,
    Кобольд, трудись!
    Кто слышит впервые
    Про эти стихии,
    Их свойства и строй,
    Какой заклинатель?
    Кропатель пустой!
    (Гёте)

    Земля

    Синдром пришельца.

    Возможно в этом виновата история http://forum.arimoya.info/threads/Откуда-и-как-расселялось-человечество.731/ но человек ощущал себя на земле пришельцем, постоянно живущим в окружении настоящих хозяев. Это животные и растения , духи -хозяева зверей, лесов и вод. Даже в собственном доме человека хозяином был домовой.

    Чтобы войти в этот мир человеку требовалось усыновление – установить своё происхождение от земных богов и тотемов.
    Хозяева были чужды, они скрывались и внезапно обнаруживали свою власть. Они были смертельно опасны и непредсказуемы. В них не было абсолютно ничего рационального , их обуревали неконтролируемые вулканические страсти. Их причудливый уродливый облик точно соответствовал содержанию ). Чтобы попасть на их территорию, достаточно было одному оказаться или заночевать в пустынной местности.
    Миры сосуществовали через оборотничество. Люди, звери и духи постоянно превращались друг в друга, притворялись друг другом.
    Умерев, люди и звери становились бродячими духами. Такими же опасными и хтоническими. (но, как и звери, поддающимися приручению).

    И хозяева и предки были абсолютно асоциальны, пребывали вне системы запретов , точнее демонстративно их нарушали. Но именно это и делало их сакральными персонажами. Господствовала такого рода ксеносакральность, По-своему было священно всё чужое, враждебное, и опасное, и, конечно, поражающее воображение.
    Правитель, шаман, пленник, изгой, чужак все они принадлежали миру Иного.

    Внекосмичность иных, вытесненных за пределы социума, и огороженных забором почитания, цементировало космичность общины , поддерживаемой системой табу.
    Но чтобы жизнь продолжалась, заборы эти должны были быть проницаемы.
    Потому что источник жизни находился там - у настоящих хозяев.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    В ветке Милы земные боги здесь
    http://forum.arimoya.info/threads/А...жники-и-писатели-со-своими-мифами.1510/page-2
    http://forum.arimoya.info/threads/А...жники-и-писатели-со-своими-мифами.1510/page-4
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Билибин

    [​IMG][/URL][/IMG][​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    (граница между духами хозяевами и незаложными мертвецами весьма размыта, вторые легко становились первыми, отсюда, например, бесчисленные как под кальку созданные истории об утопленницах, которые «оживляют» пруд в местном фольклоре)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Йейтс Кельтские сумерки

    ЗАЧАРОВАННЫЙ ЛЕС
    I
    Прошлым летом я взял себе за обыкновение отправляться после трудов праведных побродить в соседний лес, весьма, кстати, обширный. Часто мне встречался там один из местных жителей, совсем старик, и мы с ним говорили – о его делах и о лесе. Раз или два приятель мой, с которым старик откровенничал куда охотнее, чем со мной, тоже составлял нам компанию. Всю жизнь свою старик расчищал в лесу просеки, вырубая бирючину, вязовую, грабовую и ореховую на них поросль, и всю лесную фауну, как естественную, так и сверхъестественную, знает как собственную семью. Он слышал, к примеру, как ежи – «чушки яршистые», как он их называет, – «бормочут себе под нос, что твои христьяне», и уверен, что они воруют по осени яблоки: катаются под яблоней до тех пор, пока на каждой «ихней» иголке не будет сидеть по яблоку. Еще он уверен, что у кошек – а их в лесу немало – есть свой собственный язык, что-то вроде древнеирландского. Он говорит: «Кошки, они когда-то были змеями, и кошками стали, когда в очередной раз все в мире переменилось. Поэтому их и убить так трудно, и вообще, лучше с ними не связываться. Если ты кошку, скажем, обидишь, она может так тебя укусить или окорябать, что в кровь к тебе попадет яд, тот же самый, который у змеи в зубах». Он считает, что время от времени кошка сбегает в лес и превращается там в дикую кошку, и тогда на кончике хвоста у нее вырастает еще один коготь, но эти дикие кошки совсем не то же самое, что хорьки , те-то всегда жили в лесу. Давным-давно и лисы тоже были домашние, ручные, совсем как теперешние кошки, а потом сбежали в лес и одичали. Он говорит обо всех лесных жителях, кроме белок – этих он терпеть не может, так, словно речь идет о добрых старых знакомых, хотя и вспоминает иной раз с явным удовольствием, поблескивая живо глазками, как, мальчишкой еще, заставлял ежей развернуться, просто-напросто сунув им под брюхо пучок горящей соломы.
    Я не уверен, что для него вообще существует какая-то особенная разница между естественным и сверхъестественным. Он уверен, что кошки и лисы более всего с наступлением темноты любят собираться возле ратов и в прочих «нехороших» местах; от какой-нибудь истории о лисах он имеет обыкновение переходить к истории о духах, не переменив особенно ни голоса, ни интонаций, во всяком случае не больше, чем если бы речь зашла о хорьках – они-то как раз в лесу почти повывелись. Много лет тому назад он работал «у одних тут» в саду, и как-то раз они положили его спать в летнем домике в конце сада, а в домике том был чердак, а на чердаке хранились – россыпью – яблоки; так вот он всю ночь напролет слышал, как у него над самой головой, на чердаке, какие-то люди звенели тарелками, вилками и ножами. Ему даже и своими глазами удалось один раз увидеть нечто необычное. Он так мне об этом рассказывал: «Я ходил одно время в лес Инхи, в самую что ни на есть чащобу, лес рубил, и вот как-то раз, поутру, гляжу, девчонка орехи собирает; волосы ниже плеч, рыжеватые такие, и личико хорошее, чистое, сама высокая, и на голове ничего не надето, а платьице без всяких там, простенькое такое. Она как услыхала, что я иду, подобралась вся разом, да и исчезла, как сквозь землю провалилась. Я нарочно туда пошел, и все там кругом обыскал, так ни разу ее с тех пор и не видел, по сей день». Слово «чистый» он употребляет так, как мы бы сказали «свежий» или же – «симпатичный». Духов в Зачарованном Лесу видывал не только он один. Батрак, из местных, рассказал нам историю, которая приключилась с его приятелем в той части леса, что зовется Шан-Валла, кажется, там, в лесу, стояла когда-то деревушка с таким названием. История такай: «Как-то вечером я распрощался с Лоренсом Мэнгеном тут, во дворе, и он пошел домой, по просеке через Шан-Валла, он мне и доброй ночи пожелал, все чин-чином. Часа два прошло, гляжу, бежит обратно и кричит, свечку, мол, зажги, свечку, у нас как раз одна стояла на конюшне. Он мне и рассказал: чуть, говорит, зашел я в Шан-Валла, глядь, идет со мною рядом маленький такой мужичок, ростом сам по колено, а голова – как пивной бочонок; в общем, увел этот мужичок его с просеки и ну таскать по лесу, а под конец привел его к печам, где известь жгут, отпустил и сам исчез».
    Женщина, тоже из тамошних, рассказала мне о том, что она и другие с ней вместе видели на реке, у омута. Вот ее слова: «Шли мы из часовни, через стену, через перелаз, и я как раз на самом верху была, и другие были тут же, рядом; и вдруг как ветер налетит, два дерева у реки согнул, сломал и в воду бросил, брызги аж до неба. Те, что со мной были, они тут много всякого увидели, а я нет, я только одного видела, как раз на бережку сидел, там, где деревья упали. Весь в черном, и головы у него не было – совсем».
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Genius loci

    Освоение мира человеком происходило через космизацию хаоса предками (ещё совсем не людьми), которые создавали объекты материального мира или становились ими сами. Знание этих историй и превращало мир вокруг в малый космос, в то, что я в этой ветке обозначил как «ландшафт» http://forum.arimoya.info/threads/Ландшафт.638/ .
    Мир населялся знакомыми призраками

    Вторым путём становится договор с гением места – ками – богом или богиней местности. Этот путь характерен уже для аграрных культур. Такой бог твёрдо привязан к конкретному ландшафту. Завоеватели, приходя туда, приносили ему жертвы. Аборигены скрепляли союз священным браком. Почитанием получив лояльность бога-хозяина, его почтительно помещали в резервацию – святилище. Священная роща, священная гора или священный колодец/родник уже были привязаны к космической вертикали — дальнейшему развитию мифологии. При удачном стечении военно-политических обстоятельств такой местный бог мог стать богом царствующей династии, богом города, страны, верховным божеством.

    Изначальный «непристойный культ» стыдливо укутывался покрывалами тайны, прятался за храмовыми стенами, освящался древностью. Становился или профанированным простонародным («низшая мифология») или напротив элитарным.
    Запретное, тайное и элитарное шли рука об руку.
    Правитель , как и изгой , составляя два полюса социума, смыкались в своём особом отношении к ландшафту. Они были вне табу (и даже обязаны были их нарушать – особенно сексуальные) потому что наполовину относились к миру предков и духов, хранили древнейшие модели поведения. (Это относилось и к роду деятельности: для горожанина к миру природных духов ближе стоит бедный поселянин, а элитарным поведением является жизнь в загородней усадьбе. Для поселянина посредником с миром духов служит лесной дикарь, а занятием элиты является охота).

    Аграрный культ, привязанный к земле и обязанный почитать её духов, приобщал людей к миру духов-хозяев через праздники- карнавалы с их гипертрофированной сесуальностью и нарочитой непристойностью, принесением, или имитацией кровавой жертвы, вечным повторением мистерии убитого, растерзанного и воскресающего бога (локапал юга) и приходом Трикстера (собирательного первопредка ) (это локапал севера – уродливый одноглазый и трёхногий Кубера со своей демонической свитой) во имя богатства и плодородия/чадородия.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Шарль де Костёр Легенда о Тиле Уленшпигеле

    "И еще семь раз воззвал царь зычным голосом. Вслед за тем заблистали
    молнии, раздались страшные удары грома, и вдруг позади царя возник
    усеянный солнцем и звездами свод. И царь с царицей воссели на трон.
    А воссев на трон, они, не меняя благородного выражения лиц своих, не
    нарушив царственного своего величия и спокойствия ни единым движением,
    бросили клич.
    В ответ на их клич всколыхнулась земля, задрожали скалы и льдины. И тут
    Уленшпигелю и Неле послышался треск, как будто исполинские птицы разбивали
    своими клювами скорлупу огромных яиц.
    И при этом мощном движении всей земли, напоминавшем морской прибой,
    возникали яйцевидные формы.
    Внезапно вырос целый лес; сухие ветви деревьев сплетались, их стволы
    шатались, как пьяные. Потом деревья расступились, и между ними
    образовались широкие прогалины. Из все еще ходившей ходуном почвы возникли
    духи земли, из чащи леса - духи деревьев, из моря - духи воды.
    Далее взору Уленшпигеля и Неле явились гномы, что сторожат подземные
    сокровища, - горбатые, криволапые, мохнатые, кривляющиеся уроды; владыки
    камней; лесовики: этим рот и желудок заменяют узловатые корни, которыми
    они высасывают пищу из недр земли; властелины руд, отсвечивающие
    металлическим блеском, лишенные дара речи, не имеющие ни сердца, ни
    внутренностей, движущиеся самопроизвольно. Тут были карлы с хвостами, как
    у ящериц, с жабьими головами, со светлячками на голове, - ночью они
    вскакивают на плечи к пьяным прохожим, к боязливым путникам, затем
    спрыгивают на землю и, мерцая своим огоньком, который злосчастные путники
    принимают за свет в окне своего дома, заманивают их в болота и ямы.
    Были тут и феи цветов - цветущие, пышущие здоровьем девушки, нагие, но
    наготы не стыдившиеся, прикрывавшие ее лишь роскошными своими волосами,
    гордые своей красотой.
    Влажные их глаза сверкали, точно жемчуг в воде; их упругое белое тело
    позлащал солнечный свет; дыхание, излетавшее из их полуотверстых румяных
    уст, было ароматней жасмина.
    Это они мелькают по вечерам в садах и парках, в лесной глуши, по
    тенистым дорожкам и взором, жаждущим любви, ищут мужскую душу, чтобы
    насладиться ее обладанием. Если мимо проходят юноша и девушка, они
    стараются умертвить девушку, но это им не удается, - тогда они вселяют в
    сердце стыдливой красавицы такую силу страсти, что та поневоле отдается
    своему возлюбленному, а половина поцелуев достается фее цветов.
    Затем на глазах у Неле и Уленшпигеля с небесной вышины слетели духи -
    покровители звезд, духи вихрей, ветерков и дождей - крылатые юноши,
    оплодотворяющие землю.
    Внезапно видимо-невидимо птиц взреяло в небе - то были птицы-души,
    милые ласточки. С их появлением сразу стало светлее. Феи цветов, владыки
    камней, властелины руд, лесовики, духи воды, огня и земли хором
    воскликнули:
    - Свет! Соки земли! Слава царю Весны!
    Хотя единодушный их возглас прозвучал громче рева бушующего моря,
    громче раскатов грома и воя урагана, слух Уленшпигеля и Неле, боязливо и
    молча прижавшихся к корявому дубу, воспринял его как торжественную музыку.
    Но им стало еще страшнее, когда мириады духов начали рассаживаться на
    громадных пауках, на жабах со слоновыми хоботами, на клубках змей, на
    крокодилах, которые стояли на хвосте и в пасти каждого из которых
    поместилось целое семейство духов, на змеях, - на кольцах каждой такой
    змеи уселось верхом более тридцати карликов и карлиц, - и на сотнях тысяч
    насекомых, каждое из которых было больше Голиафа [по библейскому преданию,
    силач-великан из войска филистимлян], вооруженных мечами, копьями,
    зазубренными косами, семизубыми вилами и прочими ужасными смертоносными
    орудиями. Насекомые дрались между собой, стоял невообразимый шум, сильный
    поедал слабого и на глазах тучнел, доказывая этим, что Смерть проистекает
    из Жизни, а Жизнь - из Смерти.
    И все это кишащее, неразличимое скопище духов гудело, как отдаленный
    гром, точно множество ткачей, сукновалов и слесарей, занятых своим делом.
    Внезапно появились духи соков земли, приземистые крепыши, у которых
    бедра были как гейдельбергские бочки, ляжки - как мюиды с вином, а мускулы
    до того сильны и могучи, что при взгляде на этих духов можно было
    подумать, будто тела их состоят из больших и малых яиц, сросшихся между
    собой и покрытых красною жирною кожей, лоснившейся так же, как их редкая
    борода и рыжие волосы. И каждый из них держал в руках огромную чашу с
    какою-то странною жидкостью.
    При виде их другие духи затрепетали от восторга. Кусты и деревья
    заколыхались, земля потрескалась, чтобы впитать в себя влагу.
    И вот духи соков земли наклонили свои чаши - разом все вокруг
    распустилось, зазеленело, зацвело. Трава зашевелилась от множества
    стрекочущих насекомых, в воздухе замелькали птицы и бабочки. Духи между
    тем лили и лили из чаш, и все подставляли рты и пили сколько могли. Феи
    цветов кружились вокруг рыжих виночерпиев и целовали их, чтобы те не
    жалели им соку. Иные умоляюще складывали руки. Иные блаженствовали под
    этим дождем. Но все они, алчущие, жаждущие, летавшие, стоявшие,
    кружившиеся или же неподвижные, - все тянулись к чашам и с каждой выпитой
    каплей становились резвее. Между ними больше не было стариков; и
    уродливые, и прекрасные - все были преисполнены бодрости и юношеской
    живости.
    И они смеялись, шумели, пели, гонялись друг за дружкой по веткам
    деревьев, как белки, в воздухе - как птицы, самцы преследовали самок и
    исполняли под божьим небом священный завет природы.
    А затем духи соков земли поднесли царю с царицей по большому кубку. И
    царь с царицей выпили и поцеловались.
    После этого царь, держа царицу в объятиях, вылил из своего кубка
    остаток на деревья, на цветы и на духов.
    - Слава Жизни! Слава вольному воздуху! Слава Силе! - воскликнул царь.
    И все воскликнули за царем:
    - Слава Силе! Слава Природе!
    И Уленшпигель заключил Неле в объятия. Как скоро их руки сплелись,
    начался танец, и все закружилось, словно листья на ветру, все пришло в
    движение - деревья, кусты, насекомые, бабочки, земля и небо, царь и
    царица, феи цветов, властелины руд, духи воды, горбатые гномы, владыки
    камней, лесовики, светляки, духи - покровители звезд, мириады чудовищных
    насекомых, сцепившихся копьями, зазубренными косами, семизубыми вилами, и
    эта заполнившая вселенную круговерть увлекла за собою и солнце, и месяц, и
    планеты, и звезды, и ветер, и облака.
    Дуб, к которому прислонились Уленшпигель и Неле, тоже кружился в вихре
    танца, и Уленшпигель шептал Неле:
    - Девочка моя, мы погибли!" "
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Макс Эрнст
    [​IMG]



    [​IMG]

    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Мила, вы не будуте так любезны, найти мне несколько роликов из Тарковского.
    Вот сюда я бы хотел вставить Купалову ночь из Андрея Рублёва.
    —— добавлено: 17 мар 2013 в 14:44 ——
    Вода

    Смена хозяев

    Неолитическая революция изменила место человека в ландшафте. Выходят на первый план и другие духи-хозяева. Теперь быть владыками земли означало быть хозяевами вод – источника жизни.
    Наступила эра подземных, подводных и дождевых богов.
    Изменились и автохтоны – древние хозяева, всё чаще они теперь имеют змеевидный или полузмеевидный облик (характерный для подземно-подводных сил).
    Появились в мифологии древние племена, ушедшие под землю и легенды о затопленных селениях. Богах приходящих из-за моря. Примером такой расы древних владык земли, перешедших в подземно-подводную сферу являются ши (фейри) кельтских сказаний (хотя предания о них имеют и иные архетипические корни).
    Другие земные боги стали хранителями подземных сокровищ.
    Универсальный образ владыки вод – подземных, открытых и атмосферных – и горных богатств – дракон. Он же подводное чудовище и пернатый змей (снимающий оппозицию между водами верха и низа).
    А драконы, как известно, требуют жертв…
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Мировые воды

    Здесь мы впервые имеем чёткий мифологический образ «гидросферы», окружающей и питающей обитаемый мир. Все воды мира едины и соединены друг с другом. На «плоскости земли» это река Океан омывающая землю и являющийся истоком всех рек, по вертикали это небесное море («хляби небесные», «воды над твердью»), а внизу –подземный океан – куда отверсты бездны, жадно и бесконечно поглощающие в водоворотах верхние воды, воды смерти.
    Но также это и унылые трясины подземного мира («стигийское болото») и гнойно-кровавые воды адской реки (Вайтарани).
    Циркуляция вод (особенно подробно описанная в иранской мифологии) это процесс их загрязнения –очищения. Орошая землю великие реки загрязняются. В морях их воды фильтруются и поднимаются в верхние пресные водоёмы, откуда (от преддверья рая) снова ниспадают на землю водами небесной реки. Или же, напротив, проваливаются в великую пропасть, а потом, поднимаются из подземных пещер, оставив внизу иловые осадки в адских болотах.
    Подобно это бесконечной циркуляции вод, идёт и круговращение душ.
     
  17. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    Несколько кадров из фильма "Андрей Рублёв" Тарковского.
    Может, от интерпретации Андрея Тарковского больше веет культурой хиппи, но это - полноправный авторский миф, близкий, возможно, тому, что было.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    "О корабельном якоре, спущенном с неба на землю
    Уже в наши времена на глазах у множества народа случилось чудо, подтверждающее существование моря наверху. Когда в Великой Британии люди в праздничный день, отстояв торжественную мессу, стали покидать переполненную церковь, вдруг из-за плывущих низко облаков все погрузилось в полумрак и сверху появился корабельный якорь, зацепившийся за окруженное оградой каменное надгробие, так что якорный канат повис и болтался в воздухе. Люди пришли в изумление и стали обсуждать это на все лады, как вдруг увидели, что веревка натянулась, будто кто-то пытается поднять якорь. Несмотря на многократные рывки, она не поддалась, и тогда в густом и тяжелом от влаги воздухе раздались голоса матросов, которые пытались вытянуть якорь. Прошло немного времени, и стало понятно, что они отчаялись и послали одного из своих, который, как того и следовало ожидать, зацепился ногами за якорный канат и, перебирая руками, спустился вниз. Когда он уже почти высвободил якорь, стоящие вокруг ухватились за него и принялись его трогать. Но подобно тому как это случается в море во время кораблекрушения, матрос стал захлебываться от слишком влажного и тяжелого воздуха и испустил дух. Прошел целый час, матросы наверху, решив, что их сотоварищ утонул, перерубили канат и, бросив якорь, отправились в плавание. В память об этом происшествии по мудрому совету из якоря сделали железные части церковных дверей, представленные всеобщему обозрению.
    Гервазий Тильсберийский. Императорские досуги. I, 13

    О горожанине из Бристоля
    В тех же самых местах произошло и еще одно чудо. В графстве Клевдон расположена крепость под названием Бристоль, в которой живет множество богатых и достойных горожан. В этой крепости есть порт, откуда из Великобритании суда отправляются в Ирландию. Как-то раз один из обитателей этих мест отплыл в Ирландию, оставив дома свою жену и детей. После долгих странствий его корабль заплыл в отдаленные пределы Океана. И в один из дней, около третьего часа, горожанин вместе с матросами сел за праздничное угощение. Закончив трапезу, он решил помыть свой нож за бортом, но обронил его, и в тот же час через окно на крыше дома этого самого человека нож упал внутрь и прямо на глазах у его жены воткнулся в столешницу. Женщина изумилась такому происшествию и, сохранив нож, который она узнала, поведала об этом возвратившемуся год спустя мужу, причем время и день, когда нож был потерян в плавании и когда появился дома, совпали. Кто после этого станет сомневаться в том, что прямо над местами нашего обитания и над воздухом, которым мы дышим, плещется море?
    Гервазий Тильсберийский. Императорские досуги. I, 13

    В народе рассказывают, что драконы, приняв человеческий облик, расхаживают по рынкам не будучи узнанными. Утверждают, что они обитают в подводных пещерах, расположенных на реках, и в образе золотого колечка или золотой чаши, плывущих по воде, привлекают к себе женщин или купающихся детей, которые, желая схватить предмет, устремлялись вслед за ним, драконы внезапно набрасывались на них и тащили под воду. Говорят, что чаще всего это происходит с кормящими матерями, которых драконы похищают, чтобы взрастить своего несчастного отпрыска, и некоторые из них по прошествии семи лет возвращались с подарками назад в наш мир. Они рассказывали, что вместе с драконами и их женами жили в просторных дворцах в пещерах и у берегов рек. Мы сами встречали одну такую женщину. Как-то раз она вышла на берег Роны стирать пеленки и увидела, что мимо нее плывет деревянная чаша; решив подхватить оную, она зашла поглубже и тут была схвачена драконом, который увлек ее под воду и сделал кормилицей своего дитя. Так вот, через семь лет она возвратилась невредимой, муж и сын едва ее узнали. Она рассказывала удивительные вещи: драконы поедают захваченных людей и принимают человеческий облик. Однажды она готовила для дракона кушанье из мяса угря и пальцы, замазанные в жире, поднесла к лицу, задев ими глаз, отчего стала отчетливо и ясно видеть под водою. Завершив срок своей службы и возвращаясь домой, она повстречала верховного дракона Белликадра и, узнав его, спросила о состоянии госпожи и отпрыска. Дракон спросил: "Каким глазом ты меня увидела?" Она же показала на тот глаз, до которого она дотронулась жирным пальцем. Догадавшись, в чем дело, дракон вонзил женщине палец в глаз, после чего, уже невидимый, отправился в другую сторону.
    А еще на реке Роне у северных ворот города Арля — там, где расположен дом стражи, — есть омут, совсем такой же, как под горой Тарасконой, где во времена святой Марты, сестры Лазаря и Магдалины, оказавшей гостеприимство Христу, прятался, чтобы губить приносимых ему Роной людей, змей Тараск, порождение морского чудища Левиафана. Утверждают, что в этом бездонном омуте при ночном свете частенько видели драконов в человеческом облике, и прошло не так много лет с тех пор, когда из глубин Роны раздавался голос, который на протяжении трех дней слышали люди, находившиеся за воротами города. Казалось, будто кто-то бегает по берегу реки и кричит: "Час миновал, а человек не пришел!" И вот когда на третий день, где-то в девятом часу, голос стал совсем походить на человеческий, некоего прибежавшего на берег юношу поглотил омут, и больше этого голоса никто не слышал".
    Гервазий Тильсберийский. Императорские досуги. III, 85
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    Рубеж

    Сфера вод это, прежде всего, рубеж отделяющий землю от иных миров, в том числе мир мёртвых от мира живых. Рубеж: преграда и пространство коммуникации извечная роль и мифических и земных морей.
    Это подземная река, которую надо пересечь, или река Океан, или просто стена тумана, или колодец.
    Есть и ещё один архетепический признак рубежа миров — псоглавые — народ неизменно обнаруживаемый географами на рубежах известного мира (в мусульманской мифологии они живут сразу под землёй). Или просто собаки — от адского пса Кербера, до пса перевозящего через подземную реку в мифологии науа. Собака первое живое существо прирученное человеком (ещё в палеолите) стала и первым посредником между человеческим и нечеловеческим миром.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    (вот здесь тоже хотелось иллюстраций из Тарковского, фиксирующих момент перехода, за которым герой уже не принадлежит полностью миру живых)
     
  21. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    А.Тарковский, "Зеркало"

    Есть в "Ивановом детстве" несколько эпизодов, когда Ваня не находится в мире живых совершенно определённо. Это - начало фильма, его полёт над лесом и разговор с матерью, потом - погружение в кошмар воспоминания о гибели людей, который невозможно воспринимать лишь его воспоминанием. Духи всегда рядом с Иваном. И сам мальчик уже почти не принадлежит миру живых, он сам - мстительный дух. Вообще духов в "Ивановом детстве" много. Мать, сестрёнка Вани. А чего стоит диалог Холина с Гальцевым в финале...
    "Солярис" - тоже про пограничную зону. "Зеркало"- тоже зона пересечения разных миров. "Сталкер" - Зона. "Жертвоприношение" - история контакта с нечистой силой ради спасения мира. "Ностальгия" - сплошь тема перехода, самоубийства и смерти...

    [​IMG]
    "Зеркало"

    Я прошу прощения, что вмешиваюсь в повествование. Это только комментарии к фильмам, кадры из которых я тут поместила.
     
  22. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Про знаки в фильмах Тарковского можно посмотреть здесь и здесь.

    Воды "Иванова детства".

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.274
    Симпатии:
    6.966
    [​IMG]

    Сталкер
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  24. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]

    Воды и пёс "Ностальгии" Тарковского.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Ондатр нравится это.
  25. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.967
    Симпатии:
    2.648
    Собака и воды из "Сталкера" Андрея Тарковского.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей