У меня давнее, мало кем меж христианами разделяемое убеждение, что Бог добрее и мудрее нас Что судит Он по устремлению сердца, а не по названию "партбилета" вероисповедания. Что восклицания "Господи, Господи" производят на Него меньшее впечатление, чем подростковое упрямство непокорного сына: будь то блудного или говорящего:"не пойду и не сделаю, что Ты говоришь", но по сути - и идущего, и делающего. Приведу небольшую цитату из книги К.Льюиса* "Но Славнейший наклонил свою золотистую голову, коснулся моего (Эмета**) лба языком и сказал: "Добро пожаловать, сын". Я произнес: "Увы, Господин, я не сын Твой, я слуга Таш". Но Он ответил: "Дитя, все, что ты отдавал Таш, ты отдавал Мне". А потом, ибо я страстно желал мудрости и понимания, я пересилил свой страх и спросил Славнейшего: "Господин, разве правду сказал Обезьян, что Таш и Ты - это одно и то же?" И Лев зарычал в ответ так, что земля сотряслась (но гнев Его был не против меня), и сказал: "Это ложь. Не потому, что она и Я это одно, но потому, что мы - противоположное. Я беру себе то, что ты отдавал ей, ибо Я и она настолько различны, что служение Мне не может быть отвратительным, а служение ей - отвратительно всегда. Если кто-то клянется именем Таш и сдержит клятву правды ради, это Мною он клялся, того не зная, и Я отвечу ему. Если же кто совершит жестокость именем Моим, и скажет "Аслан", он служит Таш, и Таш примет его дело." ---- * /Клайв С. Льюис. ХРОНИКИ НАРНИИ.Последняя Битва/ ** что значит "истина, правда" - ивр.
Ну.. наверное в смысле ап. Павла "Все испытывайте, хорошего держитесь" Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. (1 послание Коринфянам). Или в более точном переводе: "Ибо надлежит быть и ересям между вами, дабы открылись между вами искусные". Вы возьмите греческий текст. Вот и думайте. Одно и тоже слово, в разных местах, переводится по-разному. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами.... А точнее - "Ибо надлежит быть и ересям".
Думаю, и жар сердец и бескорыстие революционеров - туда же. и искренняя забота более о душе еретика, чем о его теле (инквизиции) - туда же. Много б чего добавила, если б не перебор в возможной "шокоемкости" примеров.
А насчет "мнения Ц(еркви)" - спору нет, вопрос интересный. Конечно же, я написала "почти никогда НЕ совпадает". Но это просто легкий подколо-кивок в сторону охранителей. Тех 95%, которых я и уважаю и симпатизирую и в чьем спасении (в их смысле) не сомневаюсь, но кого с подъелдыком называю церковной комсомолией. Тех, кто хочет просто быть хорошими и правильными, по сути не меняясь. Но глубинная, настоящая-то Ц - это все же не они. Так что в мнении настоящих подвижников и исихастов, внешне совпадающим с общеизвестным поверхностным, несомненно кроется и более глубокий смысл. И все же. Вдумываясь в древо мудрости древне-мудростей, невозбранно развивать и свое, собственное, временное и постоянно меняющееся осмысление и богословие. Потому что, чем яснее его удается сформулировать, осмыслить, обдумать, высказать, - тем быстрее от него можно будет избавиться, отказаться; вырасти, как из старых галош.
((Соня: У меня давнее, мало кем меж христианами разделяемое, убеждение, что Бог добрее и мудрее нас. Что судит Он по устремлению сердца, а не по названию "партбилета". ((Соня: Все доброе в наших заблуждениях принадлежит Богу
я бы так сказала. Прежде всего "Бог" это либо слова на три буквы, либо область личного переживания, опыта. Если мое устремление сердца идет, как печная тяга, куда-то ввысь, устанавливается такая напряженная вертикаль души и кажется, что она идет к самому центру, самой сути мирозданья и глубин моего сердца, то я не знаю и мне даже не важно, достигает ли дым из моей трубы до неба, или это - никчемная чадящая коптелка. Есть такая неверная, но единственно для меня важная стрелка, компас, чувство направления. Тяга души к отшелушенной от всего побочного сердцевине. Это - единение через взаимное притяжение самого главного во мне с самым главным вообще; с какой-то еще неведомой сутью. Поэтому Кришна в Бхагават-гите и говорит: "Каждый, кто искренне стремится ко Мне, достигнет меня. Как бы он Меня ни представлял и что бы он для этого ни делал". Если проклюнулся такой живой росточек неудовлетворенности в сердце, он сам нащупает нужное ему направление. Его внутренний компас его не подведет.
в смысле того, что хорошо Аслан сказал. Бого-подобающе. Раскрепощающе в самом хорошем, чистом смысле слова. (Так Пинхас/Финес в "ревности по Богу" пронзил копьем совокупляющихся прелюбодеев.) Кто лестно толкует в свою пользу даже Писание, тот от слов своих и судится. А уж тем более Льюисом, как фиговым листком им прикрыться не удастся. Это я больше для нас: чтоб не судить, дабы не быть осужденными. И не понавыдергивать плевел до срока. Богу такие помощники не требуются. для Бога - ГОРАЗДО "ВАЖНЕЕ" убить без ненависти. Скорее всего, если это делается в контакте с Ним, в духе непрестанной молитвы, или, что то же, созерцания, - в том не будет никакого греха. "Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха". Гораздо грешнее (то есть удаляет нас от Бога) собачиться у себя на кухне с женой, по телефону с подругой, злобствовать молча на диване... Злобствование есть грех перед душой. Убийство - преступление перед прокурором. я не путаю законов ЦН с УК РФ.
Нормальные Митр. Антоний, Гр. Палама, Нил Сорский, Серафим Саровский, старец Силуан Афонский. - несть им числа Один из русских праведников - Кирилл Белозерский (1337-1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря, считал, что у каждого человека . своя правда, что пока люди не научатся видеть и уважать чужую правду, цепь злодеяний останется непрерывной. Среди воспитанников Кирилло-Белозерского монастыря был и другой русский праведник. Нил Сорский.
Мы приписываем свое понятие справедливости - Богу. Основа основ нашего идолопоклонничества (замены Бога нашими представлениями о Нем) - это подмена Бога нашим суперэго. (Суперэго еще называют "ложной совестью").