1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Эта ветка не про вязание. Хотя - кто ж знает...

    [​IMG]
    Автор - Анастасия Горбунова

    Я поняла, что почти всегда неправильно читала подзаголовок этого раздела. "Всё, что связано..." Я видела, конечно, какие тут слова, понимала смысл, но всё равно иногда эти слова переворачивались в голове и получалось "Всё, с чем связано..."
    Впрочем, в обоих вариантах предметы, годные для обсуждения, бывают очень симпатичными.
    Может, о них надо поговорить? Это был бы разговор не только о литературе, конечно.
     
  2. Андрей

    Андрей Guest

    А этот мальчик уже вырос? Кем он стал?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    В "Чукоккале" был хороший «Проект табели о рангах советских писателей»:

    1. Величайший.
    2. Великий.
    3. Гениальный.
    4. Знаменитый.
    5. Выдающийся.
    6. Замечательный.
    7. Большой.
    8. Крупнейший.
    9. Крупный.
    10. Любимый народом.
    11. Любимый читателем.
    12. Широко известный.
    13. Известный.
    14. Значительный.
    15. Виднейший.
    16. Видный.
    17. Ведущий.
    18. Признанный.
    19. Талантливый.
    20. Даровитый.
    21. Одаренный.
    22. Популярный.
    23. Читаемый.
    24. Способный.
    25. Проблемный.
    26. Хорошо чувствующий современность.
    27. Проникновенный.
    28. Вдумчивый.
    29. Интересный.
    30. Серьезный.
    31. Правдивый.
    32. Искренний.
    33. Плодовитый.
    34. Культурный.
    35. Опытный.
    36. Много видевший.
    37. Растущий.
    38. Самобытный.
    39. Периферийный.
    40. Один из старейших.
    41. Молодой.
    42. Квалифицированный.
    43. Начинающий (вечная категория).
    44. Детский.
    45. Имеющий своего читателя.
    46. Добросовестный.
    47. Малоопытный.
    48. Малорастущий.
    49. Малоодаренный.
    50. Надолго замолчавший.
    51. Незаслуженно забытый.
    52. Заслуженно забытый.
    53. Печально известный.
    54. Незаслуженно раздутый.
    55. Бездарный.
    56. Ныне разоблаченный.

    Борис Заходер добавил слово «Некий».

    и еще было добавлено туда же

    58. Слабо знающий советскую действительность
    59. Смело раскрывающий
    60. Тонкий
    61. Яркий
    62. Успешно работающий в жанре научной фантастики
    63. Не лишенный дарования
    64. Работоспособный
    65. Разносторонний
    66. Взявший нужную тему, но...
    67. Так и не понявший
    68. Воспитывающий читателя в духе...
    69. Призывающий читателя к борьбе за (против)
    70. Хорошо знающий быт водников
    71. Положительно упомянутый

    Спасибо Митричу:)

    [​IMG]

    Картинку тоже свистнула.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.329
    Симпатии:
    7.032
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Тяжела шапка редактора. Даже наши маленькие тюбетеечки давили тяжко, но несравнимо с тем, чем осчастливлены настоящие, большие, известные и пр...

    "Очень смешно об этом говорил Василий Аксенов в интервью “МК-бульвар”:

    “Скажем, лидером эмигрантской литературы в восьмидесятые годы считался одно время Владимир Максимов. Он был естественным лидером, потому что он был главным редактором “Континента”. “Континента”, как единственного журнала, который платил приличные гонорары. И все хотели там... кстати говоря, великолепный журнал, плюралистический журнал. Он печатал там своих врагов, но он был человек ужасно нетерпимый. Страшно нетерпимый”.

    Ужасно (ужжжасно!), страшно нетерпимый человек, который в своем великолепном, плюралистическом журнале печатал своих врагов. Эта парадоксальная картинка, может быть, имеет некоторый смысл, скажем, такой: человек — нетерпимый, а как редактор — полностью отрешенный от присущей ему нетерпимости. Но я (а я человек действительно нетерпимый и с Максимовым часто спорила именно из-за его, как мне казалось, чрезмерной широты в редакционной политике) думаю, что Аксенов прав лишь отчасти, принимая за нетерпимость бурный темперамент.

    Еще смешнее (но куда противнее) россказни Саши Соколова, объявившего Максимова продолжателем традиций соцреализма, не допускавшим в журнал никакого “новаторства” (а я помню, как Максимов мне сказал: “Пришла вчера проза. Это, конечно, не в моем вкусе. Но читал всю ночь, не мог оторваться”. И автора, конечно, сразу напечатал)".


    «Континент» 2010, №146. Наталья Горбаневская, "Как порождаются мифы"

    Слава редакторам.

    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Я исторический оптимист. Бывают просто оптимисты, которые говорят: «Все будет хорошо». Я говорю: «Все будет хорошо, но я до этого не доживу». Однажды на одной конференции я рассказал это Явлинскому, и он сказал: «Тогда я стратегический оптимист — я знаю, что все будет хорошо, но не знаю когда». Один украинец, с которым я тоже разговаривал, сказал замечательно остроумную вещь: «А я апокалиптический оптимист. Я считаю, что все будет хорошо, но никто до этого не доживёт».

    ...есть такой закон, придуманный немецким писателем Энценсбергером: любые стихи читают три тысячи человек, независимо от размера страны, где они изданы".


    Томас Венцлова, из интервью

    Тема не раскрыта. Все эти литературные и окололитературные явления были и есть явления наших жизней. Это и прочее подобное делало нас участниками культурного процесса. Мы читали книжки, заглядывали в чужие открытые книги, говорили о процессе писания и процессе чтения. Сам процесс поглощения культуры увлекал нас и увлекает.
    А может, тема сама возьмёт, да раскроется, как почка на ветке.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Новая линия в пропаганде чтения.
     
  8. Алёнка

    Алёнка Активный участник

    Сообщения:
    1.792
    Симпатии:
    40
    о чём ветка?
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    О тонком культурном слое.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "...книга – не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга – это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца; слова "arnica silentia lunae" говорят сегодня о трогающей сердце, безмолвной и лучистой луне, а в "Энеиде" говорили о новолунье, о темноте, позволившей грекам пробраться в осажденную Трою... Литературу невозможно исчерпать уже по той вполне достаточной и нехитрой причине, что исчерпать невозможно и одну-единственную книгу. Ведь книга – не замкнутая сущность, а отношение или, точнее – ось бесчисленных отношений. Та или иная литература отличается от другой, предшествующей либо последующей. не столько набором текстов, сколько способом их прочтения: сумей я прочесть любую сегодняшнюю страницу – хотя бы вот эту! – так, как ее прочтут в двухтысячном году, и я бы узнал, какой тогда будет литература. Представление о словесности как игре по формальным правилам в лучшем случае ведет к неустанному труду над периодом или строфой, к искусству ювелира (как у Джонсона, Ренана или Флобера), а в худшем – к несообразностям текста, нанизывающего причуды, продиктованные случаем и тщеславьем (как у Грасиана или Эрреры-и-Рейссига). Будь литература лишь словесной алгеброй, любой из нас мог бы написать любую книгу, попросту перебрав все возможные варианты языковых сочетаний. Чеканная формула "Все течет" в двух словах подытоживает учение Гераклита. Раймунд Луллий сказал бы, что достаточно, взяв первое из них, перебрать все непереходные глаголы, чтобы найти второе и с помощью методичной игры случая постигнуть это учение, как и многие другие. Рискну заметить, что формула, полученная простым исключением прочих, не имеет ни ценности, ни смысла: чтобы наполнить содержанием, ее нужно связать с Гераклитом, с опытом Гераклита, пусть даже "Гераклит" – всего лишь воображаемый субъект данного опыта. Я сказал, что книга – это диалог, своего рода отношение, а в диалоге собеседник несводим к сумме или к среднему арифметическому сказанных слов: он может молчать, обнаруживая острый ум, и отпускать остроты, обнаруживая несусветную глупость. То же и в литературе; д'Артаньян совершает бесчисленные подвиги, а Дон Кихота бьют и осмеивают, и все же превосходство второго очевидно. Отсюда – одна эстетическая проблема, которую пока что, кажется, никто не ставил: может ли автор создать героев, превосходящих его достоинством? Я бы ответил: нет, и невозможно это как из-за неспособности разума, так и по свойствам души. Думаю, самые яркие, самые достойные наши создания это мы сами в свои лучшие минуты..."

    Хорхе Луис Борхес

    [​IMG]
    Андре Кертеш
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Чтение книги, разговор о чтении – это особая огромная тема. Помните гоголевского Петрушку, которого восхищало, как из этих значков-крючочков-буковок получается слово. Вот так работает этот величайший компьютер – человеческий мозг. И ничто его заменить не сможет.
    Если Вам будет читать «Мёртвые души» самый-самый народный артист, то вы будете воспринимать текст на слух, а это уже другая сигнальная система: как у собаки или у коровы. То же самое будет происходить, если вы будете смотреть кинофильм «Братья Карамазовы» – это видеоряд, который по-своему использует любое другое животное.
    И только читая книгу и составляя из буковок слова и фразы, вы становитесь человеком. И всегда люди, которые читают и пишут, будут руководить теми, кто смотрит телевизор".

    "В советское время было два способа поведения досуга: «Королева Марго» на «чёрном рынке» за 10 рублей или бутылка водки с бифштексом в ресторане за те же деньги. Всё! Сейчас есть клубы, боулинги, дельтапланы, горные лыжи, проститутки, пейнтболы и т.д. Всего не перечислишь. Книги читают 2 процента – так было, так и будет. Просто тридцать лет назад вы спрашивали, а почему у тебя книг дома нет? Тебе отвечали: надо будет, я в библиотеке возьму. Врёт! В библиотеках сидели профессора, у которых дома были библиотеки в 10 тысяч томов, а они ещё и в публичных библиотеках сидели. Так и сейчас: говорят, зачем им книги – они всё в «интернете» читают. Врут! Те, кто книги не читают, они и в «интернет» читать не полезут. Интернетом пользуются те, у кого библиотека 10 тысяч томов, и их не хватает".

    "По поводу некого пространства, которое раньше создавалось «толстыми» журналами, их умными редакторами, просвещёнными критиками, о нём приходится иногда сожалеть. Два года назад Нобелевскую премию получил известный всему миру и читаемый во всём мире китайский прозаик Мо Янь. Только у нас в стране его никто не печатал и не читал. Нет – кто-то немножко напечатал, и кто-то немножко прочитал. Кошмар!
    А вообще, после посещения всемирной книжной ярмарки в Париже пару лет назад я с удивлением узнал, что самая читаемая литература в мире на сегодняшний день – это русская и японская, хотя десять лет назад это была латиноамериканская".

    "Боюсь соврать, но с точностью до смысла попробую передать идею фашистского генералиссимуса Франко – если хотите, чтобы народ пошёл за вами, не давайте ему читать и заставьте его петь. Человек, который поёт – не думает".

    "Книга, как артефакт, о котором заботятся лучшие люди Земли уже пять столетий, достойна того, чтобы её уже табуировать, хотя бы в каких-то случаях и запретить её обсуждать. А вычленить из литературы «литеру», буковку, большого ума не надо: это такое невысокое остроумие. А мы все боимся пафоса – щёлкнут".

    Олег Рябов, писатель и издатель, из интервью.


    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Даниил Дондурей, Кирилл Серебренников: Как спасти культуру для тех, кто хочет думать и сомневаться.

    "Артефакт как придаток к кассе
    В настоящее время встретились и как-то подталкивают друг друга несколько самостоятельно развивающихся кризисов. Старых и новых, понятных и еще неосознанных. Они касаются также функционирования в нынешних формах всех творческих союзов, разного рода объединений. Куда ни посмотри - везде истлевающая содержательная ткань. Уже не действуют ни заклинания: "Спасем великий репертуарный театр", "Возродим гениальное кино наших отцов!", ни прочие подпорки гигантского тела советской культуры. Актуально действующим художникам и менеджерам культуры понятно, что эти подпорки, несмотря на силу стереотипов или даже архетипов, обречены. А новых идеологам не подвезено. Изношенность организационной, идейной и эстетической "инфраструктуры" российской культуры, возникший гигантский экономический и моральный кризис идей, а еще кризис самого понимания культуры грозят нам грядущими катастрофами, опасность которых ничуть не меньше катастроф техногенных, а причиненный ущерб исчисляется не деньгами, а поколениями.
    В Германии в государственном театре, который получает от государства огромные деньги (к слову, дотация берлинского театра Шаубюне составляет 30 млн евро, театр выпускает до 15 премьер в сезон!), просто немыслима постановка коммерческой, бульварной пьесы. Почему? Если отбросить частности - ответственность перед зрителем, разделение территории коммерции и искусства, идеологический водораздел между буржуазным и демократическим театром, то ответить можно так: причина - другое понимание культуры.
    У нас культура сегодня воспринимается как свободное от жизни место. Есть экономика, семейные отношения, заработки, успех, поездки, идеи, драмы, юридические отношения, бандиты, кредиты, воспитание детей и - отдельно от всего этого - культура. "Зона" неги. "Зона" досуга, восстановления сил, отдыха, развлечения. Если посмотреть любой документ, созданный правительством по поводу экономики, то там можно найти самые разные социальные обязательства, а вот культурные - никогда. У правительства сегодня нет культурных обязательств перед страной! Давайте все-таки попробуем сообразить, из каких конкретных шагов может быть построена культурная система нового времени.
    Мы говорим сейчас о системе, которая должна противостоять рынку. Хотя бы для того, чтобы развивать его. Вернее, находиться с ним в более сложных отношениях. Мы должны создать ситуацию, которая бы действовала поперек рынка, а не превращала любые артефакты в придаток к кассе. Страна находится в "чрезвычайной" ситуации - на развилке. Ощущает необходимость изменений и готова к ним. Естественно, что внутри прогнившей системы есть основа будущей культуры. Появились новые авторы, художники, режиссеры, не только понимающие необходимость нового содержания, но и транслирующие его. Его бессмысленно называть, как многие, "новой чернухой", "гимном депрессии". Эти авторы чувствуют время, его запах, воздух, травмы. Пресловутая "чернуха" - это их реакция на неопределенность настоящего и на невозможность увидеть себя в будущем. Появилась и новая публика, способная и желающая это новое искусство смотреть, осмыслять. Важно, чтобы эта публика развивалась и чтобы количество ее увеличивалось.

    Доверьтесь сложному человеку
    Есть невероятно важная и действующая с XVIII века идея, которой и советская власть декларативно присягала. Это концепция развития личности. Она сегодня умерла. Но без такой концепции ничего не будет - ни инновационного общества, ни модернизации, ни конкурентоспособности. Останется только эксплуатация одних другими. Отсюда постоянные упреки нашему обществу в антигуманизме. Человек - как главный объект и одновременно субъект культурной политики - куда-то растворился, исчез. Всех интересует не конкретный человек, а сумма людей. Население, образующее электорат. Телеаудитория, дающая рейтинг. Поисковое, экспериментальное, сложносочиненное искусство новейшего времени, которое прорастает на наших глазах, в качестве потребителя подразумевает не толпу, не массу, даже не публику, а персонального, отдельного СЛОЖНОГО человека. Это новое искусство признает, что человек может быть противоречивый, неодномерный. И обращается к нему. Новаторский фильм, экспериментальный спектакль, концерт современной музыки и выставка актуального искусства, конечно, делаются для продвинутой публики, и это так. Но они еще и рекрутируют множество поклонников среди обычных зрителей. Это и означает выращивание аудитории. Мы постоянно слышим разговоры об инновациях, но они - эти инновации - с неба не прилетят. Инновации - это когда один человек взял и придумал идею. Человек, придумывающий, мыслящий, творящий априори - СЛОЖНЫЙ. Потребность в креативных людях, в "акторах" (созидателях) у нас исчезла. Они сегодня "неформат".
    Наряду с коммерциализацией культуры у такого человека есть еще один сильный противник. Это телевизор, которому нужен наркозависимый поставщик рейтингов, нужен НЕсложный человек. Тот, кто всегда живет с включенным теликом. Важно понимать, что новые ресурсы, новые системы, безусловно, будут обслуживаться новыми мотивациями, которые связаны не только с развлекательным культурным миром. <...>

    Миссия выполнима
    Единственный способ продвинуть Россию - это действием доказать, что мы великая культурная, креативная страна, которая дала миру не только тиранов, но и признанных гениев. Нет ничего страшнее мертвой легенды. Нужно сделать так, чтобы появились новые Эйзенштейны и Вавиловы, Малевичи и Мельниковы.
    К сожалению, здесь ничего нельзя решить без благоволения высшей власти. Но и она должна понять, что для страны это единственный шанс. Наша культура - это культура боли. И она может взять на себя эту мировую миссию. Совершенно отдельную. И очень ценную. Россия может поставлять на мировой рынок разного рода авторские идеи. Сумасшедшие, ассиметричные. Почему бы здесь не создать мировые школы творческого проектирования? Почему, к примеру, никому не приходит в голову предложить Анатолию Васильеву создать международную школу театральной режиссуры? Конечно, извинившись предварительно за все, что произошло.
    <...> Необходимо запустить механизм поддержки авторской культуры, что невозможно без проектирования самой культурной политики, которая сегодня фрагментарна и предельно консервативна. <...>
    К сожалению, те люди, которые принимают решения, не верят, что умножение количества сложных людей в обществе автоматически решит множество проблем нашей жизни. От беспрецедентной коррупции до варварского мусора на улицах, от необъяснимой в современной Европе мужской смертности до бытового хамства.
    Сложный человек всегда предпочтет коды культуры, о которой мы тут говорим. Нет никаких сомнений, что одна из важнейших задач культуры - сбережение наследия. С этим мы более или менее справляемся, сохраняем. Но нельзя не понимать, что без создания нового скоро нечего будет сберегать. <...>
    Та культура, которая у нас сейчас существует, вообще не предполагает развития. В ней не заложена эта технология. У нас ведь до сих пор воспроизводится своего рода средневековье, и вся система управления отдельными видами искусства держится на персоналиях разного возраста и силы. Они не "крышуют" даже - в том самом негативном смысле, - а просто реально правят, являются официальными отцами того или иного вида искусства. На каком-то этапе они могут помочь решить жилищные вопросы, протолкнуть проект, дать кому-то деньги. Но вот дальше - просто в силу возраста - они часто начинают действовать неэффективно. Понятно, что эту древнюю российскую схему сломать нельзя. Тогда все рухнет вообще. Но рядом с ней нужно строить другую. Нам кажется, что должны уйти в небытие пожизненные синекуры. Ни при каких обстоятельствах человек не может находиться на руководящих должностях больше чем два срока. Нельзя быть пожизненным главредом, главрежем, пожизненным отцом-основателем. Потому что театры, музеи, киностудии - государственная собственность. Они не должны даваться навечно "на кормление". Во всяком случае, именно так это устроено в европейских культурных институциях.

    Вас приглашает ЦИК
    В сложившейся в России ситуации действовать нужно незамедлительно. Как может быть устроена система, которая сможет помочь исправить существующее положение? У нас уже точно есть, хотя не так много для большой страны, реально действующих, жизнеспособных, здравомыслящих очагов новой культуры. Где-то это местный маленький экспериментальный театр, где-то - частный музей, школа искусств или библиотека. Галерея. Киноклуб. Архитектурное бюро. Ансамбль современной музыки или музыкальный клуб. Местный фестиваль. Из них необходимо создать карту российских культурных инициатив, включив туда все успешно функционирующие инновационные культурные структуры России. Во всех 83 регионах. Можно придумать название - ЦИК: центры инновационной культуры.
    Если честно описать эту систему, ее правильно промониторить и помогать членам этого неформального сообщества в первую очередь, то они станут крепкими, а тогда к ним потянутся и другие. Целесообразно было бы на базе так называемого государственно-частного партнерства создать внебюджетный фонд поддержки инновационных центров культуры. Или агентства, которые бы их обеспечивали. Ориентируясь на государственные гранты, ЦИКи бы действовали в разных направлениях: становились бы инструментом инновационных преобразований, институцией по созданию новых идей, школами воспитания зрителей. Таким образом возникали бы эффективные структуры, параллельные нынешним министерствам. Важно, что их не надо проектировать и строить заново. Найти живых и помочь им. Дай им дополнительные возможности - новые ресурсы, и результат, мы уверены, будет. И довольно быстро. Так мы выращиваем новую Систему, ничего не отменяя. Строим параллельное здание, но не пристройку.
    Это общенациональная система, существующая благодаря агентству (или фонду), которое ее поддерживает. Она не будет стоить огромных денег. А банки, с ней работающие, получат имиджевые дивиденды. Не надо ненавистную многим современную культуру навязывать министерству культуры. Пусть министерство сохраняет памятники культуры. А наша параллельная структура - ЦИК может стать в дальнейшем заказчиком других плодотворных начинаний. Это может быть: молодежная политика, имиджевый ребрендинг России, международное сотрудничество, образовательные программы. И все это будет противостоять завершающемуся десятилетию - эпохе тотального развлечения. Это и есть креативная культурная политика. Интеллектуальное продвижение. Мы стимулируем пусть и небольшую часть людей пожить в активном режиме саморазвития. И все это обеспечит тот самый неодномерный СЛОЖНЫЙ человек, о котором мы вначале говорили: осталось только перестать его бояться и потому унижать".
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Одно из важных свойств знания – это тенденция к его расширению и углублению там, где оно уже имеется. Неравномерность заполнения «когнитивного поля» позволяет обнаружить его лакуны, его дефициты – в этих точках определяются векторы дальнейшего приращения знания, относящегося к данной научной дисциплине. Видимо, процесс этот естественен и неостановим. Человек обладает таким качеством, как неофилия, то есть любопытством, причем, в отличие от братьев наших меньших, у которых неофилия характерна только для детского возраста, пока продолжается обучение, человек как вид сохраняет ее всю жизнь.
    Культура для человека – залог его выживания как вида. Дети, воспитанные волчицей, собакой и так далее, «реальные Маугли», недополучившие культуру, не живут дольше подросткового возраста, хотя физически с ними может быть все в порядке. Этот пример показывает значение в человеческой жизни своевременного обретения культуры, как, впрочем, и значение для нее своевременной актуализации аппарата познания. Очевидно, это относится ко всему человеческому обществу".

    "Я не исключаю, что в том обществе, в котором пригнетено гуманитарное знание как «ненужное», деградирует и знание техническое. Мы знаем, чего стоило нашей культуре, науке и народному хозяйству сталинское истребление генетики и кибернетики, но мы не можем себе представить, какие далеко идущие последствия мог повлечь за собой разгром исторических, филологических, искусствоведческих и других гуманитарных дисциплин, какое влияние на общий интеллектуальный климат это имело, какие эвристические возможности в совсем других областях знания остались невостребованными или безвозвратно утраченными".

    Сергей Неклюдов
     

Поделиться этой страницей